Преформистская теория в понимании становления и развития речи утверждает что
Преформистская теория в понимании становления и развития речи утверждает что
856. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия, называется:
• избирательностью восприятия
857. Преобладающее место в «житейских понятиях» занимают:
• ситуационные, наглядно-образные связи
859. Преодоление трудностей на пути к желанной цели — необходимый фактор проявления и развития
• воли
862. При оценке креативности современные психологи учитывают такой параметр, как гибкость — это:
• умение легко переходить от одних задач к другим
863. При оценке креативности современные психологи учитывают такой параметр, как оригинальность — это:
• возможность предлагать новые, отличные от общепринятых, идеи
864. При оценке креативности современные психологи учитывают такой параметр, как продуктивность — это:
• способность генерировать максимально большое число идей
865. Прибор для определения распределения внимания при действии разнородных раздражителей, совпадающих по времени, называется:
• компликационный аппарат
866. Прибор, выделяющий компоненты запаха для последующего определения химического состава данного запаха, называется:
• хроматографом
868. Прием воображения, в котором происходит слияние образа и значения, — это:
• символ
869. Прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира, — это:
• личность
Преформистская теория развития речи
Автором преформистскойтеории речевого развития является Н.Хомский (1968). Согласно его взглядам, у большинства языков базовая структура сходна. Так, в каждом предложении имеются подлежащее, сказуемое и дополнения. Из этого следует, что каждый язык – это лишь один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей.
Таким образом, по мнению преформистов, существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу. Именно она определяет врожденную способность каждого человека видоизменять значения или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное число осмысленных высказываний. Другими словами, в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивнымдля формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети. Значит, именно эта врожденная лингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка.
Ясно, что эта преформистская теория диаметрально противоположна бихевиористическим концепциям, а во многом и конструктивистской теории Пиаже, о которой речь будет идти ниже.
Действительно, даже несмотря на то что преформисты отводят определенную роль среде, с которой должен взаимодействовать ребенок для развития своего потенциала, приоритет отдается все-таки врожденным структурам, благодаря которым ребенок уже в очень раннем возрасте может усваивать грамматические правила, свойственные его родному языку.
Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 689 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Преформистская теория развития речи
Автором преформистскойтеории речевого развития является Н.Хомский (1968). Согласно его взглядам, у большинства языков базовая структура сходна. Так, в каждом предложении имеются подлежащее, сказуемое и дополнения. Из этого следует, что каждый язык – это лишь один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей.
Таким образом, по мнению преформистов, существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу. Именно она определяет врожденную способность каждого человека видоизменять значения или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное число осмысленных высказываний. Другими словами, в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивнымдля формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети. Значит, именно эта врожденная лингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка.
Ясно, что эта преформистская теория диаметрально противоположна бихевиористическим концепциям, а во многом и конструктивистской теории Пиаже, о которой речь будет идти ниже.
Действительно, даже несмотря на то что преформисты отводят определенную роль среде, с которой должен взаимодействовать ребенок для развития своего потенциала, приоритет отдается все-таки врожденным структурам, благодаря которым ребенок уже в оченьраннем возрасте может усваивать грамматические правила, свойственные его родному языку.
Теоретические проблемы возникновения речи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сегодня существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить возникновение и развитие речи. Проблема состоит в том, что дать однозначный ответ является ли речь человека врожденной или она сформировалась в процессе его развития, оказывается достаточно трудно. Ответ, по всей вероятности только один – речь формируется в процессе онтогенеза и не является врожденной. Истинность данного вывода подтверждают многочисленные примеры. Так, у выросших в изоляции детей, признаков членораздельной речи не существует.
Вербальная понятийная речь может появиться только у тех людей, кто вырос в их обществе. Это с одной стороны.
Но существуют факты, с другой стороны, которые дают возможность говорить о врожденности речи. Многие высшие животные, например, обладают такими средствами коммуникации, которые по своим функциям напоминают речь человека. К тому же принимались достаточно успешные попытки научить животных – обезьян – примитивному языку знаков, похожих на язык глухонемых.
Помимо этого существуют доказательства того, что с рождения дети способны отличать речь человека и выделять её из множества звуков. Стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы, что является еще одним доказательством её врожденности. Надо сказать, что эта последовательность одинакова у всех детей, независимо от места их рождения. Тем не менее, однозначного ответа по поводу этой проблемы нет, споры и исследования продолжаются.
Есть целый ряд теорий, которые пытаются объяснить процесс формирования речи. Они расходятся в вопросе о том, является ли речь человеческим приобретением и можно ли считать её структуры универсальными и наследственными. Многие споры, с другой стороны, касаются зависимости развития речи от развития мышления, или, наоборот, речь служит основой для развития познавательных функций. Рассмотрим некоторые теории.
Теория научения
Это наиболее известная теория. Она строится на постулате о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью, подражать, среди них способность подражать звукам. Подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. В рамках данной теории, таким образом, овладение речью сводится к научению всем основным её элементам. Подражание и подкрепление являются механизмами формирования речи.
Готовые работы на аналогичную тему
Эта теория, однако, не может объяснить процесс усвоения языка, быстроту усвоения речи, наблюдаемую у детей в раннем возрасте. Для развития речевых способностей необходимы задатки, а они сами по себе не могут быть приобретены в процессе научения.
В развитии речи ребенка есть такие моменты, которые нельзя объяснить подражанием речи взрослых людей. Умные и рассудительные высказывания детей взрослые обычно подкрепляют одобрением, в этом состоит еще один факт, ставящий под сомнение истинность теории научения. Объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей в рамках этой теории достаточно трудно.
По мнению Уотсона между речью и мышлением существует тесная связь, и ребенок научается говорить методом обусловливания. Лингвистические поведенческие реакции, им приобретаемые, постепенно интериоризуются и формируют «внутренний диалог», который и будет мышлением.
По мнению ранних бихевиористов речь полностью определяется той средой, в которой ребенок находится и усваивает родной язык путем последовательных приближений под давлением этой среды.
Сторонники бихевиористского подхода подчеркивают особую роль подражания речи родителей, снижая значение социального подкрепления и окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций. Если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно бы воспроизводила «родительскую модель», т.е. грамматически правильную, но, это не так. Сначала ребенок произносит часто неправильные и оригинальные фразы. Потом, независимо от того, что навязывают родители, он сам корректирует их с точки зрения грамматики.
Преформистская теория
Теория специфических задатков. Она рассматривает проблему формирования речи, а её автором является Н. Хомский (1968). По его мнению, в организме и мозге родившегося ребенка уже есть специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов.
Психолингвисты убеждены в том, что у большинства языков сходна базовая структура. В каждом предложении, например, есть подлежащее, сказуемое, дополнение, а из этого следует, что любой язык это один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей.
Преформисты считают, что существует какая-то структура, наследственно заложенная в мозгу и, именно она определяет врожденную способность каждого человека изменять значение или смысл любой фразы.
Эта врожденная лингвистическая компетентность является основой развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка. Преформисты все-таки отводят определенную роль среде, в которой находится ребенок, но, приоритет оставляют за врожденными структурами, благодаря которым, в раннем возрасте ребенок может усваивать грамматические правила, свойственные родному языку.
К первому году жизни эти структуры окончательно складываются и открывают возможность для ускоренного развития речи до трех лет – это сензитивный возраст для формирования речи. Развитие речи в этот период происходит без осложнений, поэтому дети иммигрантов, например, незнакомый язык, усваивают быстрее взрослых людей; теория преформистов совершенно противоположна бихевиористическим концепциям.
Релятивистская теория
Теоретик Сапир (1921), проводя наблюдение в различных общественных группах, выдвинул концепцию, которая рассматривает язык только в контексте какой-либо культуры. Каждой культуре при этом, свойственна определенная языковая структура. Это своего рода матрица для мышления её представителей.
Уорф (1956) считает, что само восприятие или картина мира, зависит от языка. У эскимосов, например, для обозначения разных видов снега, используется много различных слов, а это значит, что их дети должны четко воспринимать его формы. У представителей Новой Гвинеи для обозначения всех цветов существует всего только два слова, поэтому у них должно быть сужено восприятие цветового спектра.
Однако проведенные исследования показали, что при такой ограниченности цветового словаря они способны и различать и распознавать разные цветовые оттенки.
Язык, не смотря ни на что, является основой общения и разные народы вспоминают и рассказывают о произошедших событиях по-разному, таким образом, можно полагать, что способ выражения мыслей в значительной степени зависит от культуры, к которой относится тот или иной представитель языка.
С точки зрения советских психологов и конкретно Выготского (1966), язык является социальным продуктом. Он постепенно интериоризуется ребенком и становится главным «организатором» детского поведения, а также таких когнитивных процессов, как восприятие, память, принятие решений.
Когнитивная теория Ж. Пиаже
Когнитивная теория Ж. Пиаже является наиболее известной и популярной теорией усвоения языка и формирования речи.
Суть её заключается в том, что развитие речи зависит от способности воспринимать определенное сходство, т.е. письменная и устная речь в современных языках является звуковой.
Знаки письменной речи передают звуковой состав слова, а не его непосредственное значение. Автор считает, что детское спонтанное словотворчество еще раз подтверждает существование у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Это говорит о том, что развитие речи связано с развитием мышления. Исследования установили, что самые первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает. В период от одного года до трех лет прогрессирующее развитие мышления создает предпосылки для успешного освоения речи.
Обычно дети говорят о том, что для них интересно, а это значит, что на развитие речи будет влиять мотивация. Из всей совокупности звуковых раздражителей усвоение речи начинается с выделения речевых сигналов, которые потом объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На этой базе формируется связная, осмысленная внешняя речь, которая обслуживает общение и мышление. Перевод мысли в слово идет в обратном направлении.
Преформистская теория развития речи
Автором преформистской теорииречевого развития является Н.Хомский (1968). Согласно его взглядам у большинства языков базовая структура сходна. Так в каждом предложении имеются подлежащее, сказуемое и дополнения. Из этого следует, что каждый язык – это лишь один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей.
Таким образом, существует некая структура, наследственно заложенная в мозгу. Именно она определяет врожденную способность каждого человека видоизменять значения или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное число осмысленных высказываний. Другими словами, в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивнымдля формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети. Значит, именно эта врожденная лингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка.
Ясно, что эта теория, даже несмотря на то что отводит определенную роль среде, с которой должен взаимодействовать ребенок для развития своего потенциала, приоритет отдает все-таки врожденным структурам, благодаря которым ребенок уже в очень раннем возрасте может усваивать грамматические правила, свойственные его родному языку.