Преемственность преподавания учебных предметов что это
Сохраняется ли принцип преемственности при распределении учебной нагрузки учителя при переходе учащихся из 9 класса в 10-й
Сохраняется ли принцип преемственности при распределении учебной нагрузки учителя при переходе учащихся из 9 класса в 10-й
Образование высшее: математик, преподаватель математики, высшая квалификационная категория
Согласно приказу Минобразования РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:
1.6. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.
1.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.
То есть объем учебной нагрузки для преподавателей должен быть четко определен в трудовом договоре; объём определяется в начале учебного года и закрепляется локальным нормативным актом организации, при этом нужно учитывать мнение профсоюзной организации, если она есть;
в текущем году руководитель не может уменьшить часы педагогической нагрузки учителю, если последний не согласен. Кроме случаев, когда:
снизилось общее число часов по учебным планам или графикам;
снизилось число учеников или классов;
любое корректирование объёма педагогической нагрузки, который утвержден в трудовом договоре, нужно согласовать с сотрудником. За исключением причин, указанных выше. В этом случае работодатель должен письменно предупредить учителя об изменениях не менее чем за 2 месяца;
для штатных учителей нагрузка сохраняется в следующем учебном году. Также должна соблюдаться преемственность преподавания учебных предметов. Учителю выпускных классов даётся педагогическая нагрузка в тех классах, которые только начнут изучать преподаваемые им предметы.
Статья. Преемственность в обучении на всех ступенях обучения при переходе на ФГОС.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №69 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Гаевой А.Г., Гатин Р.Ш.,
Мурашова В.И., Шайхигалиева Ф.М.,
Хамидуллина Л.Р., Широв С.Г.
« Преемственность в обучении на всех ступенях обучения при переходе на ФГОС»
ФГОС общего образования содержат аспекты для реализации преемственности в достижении образовательных результатов. Помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) успешно адаптироваться при переходе на новую ступень обучения – проблема, решение которой имеет принципиальное значение в реализации концепции непрерывного образования. Преемственность в образовании детей с ОВЗ важна еще и потому, что ребенок, переходя на новый уровень образования должен перейти в подготовленную образовательную среду, понятную ему и его родителям, где с учетом его образовательных потребностей продолжится дальнейшая целенаправленная коррекционно-развивающая работа.
Одним из принципов сопровождения ребенка с ОВЗ является непрерывность сопровождения, которая заключается в максимальной помощи и предвидении трудностей, которая заключается в максимальной помощи и предвидении трудностей перехода ребенка на новый этап развития и подготовка его с учетом его сохранных возможностей.
Основными целями преемственности в обучении являются:
-объединение усилий педагогического коллектива для снижения дезадаптации у школьников с ОВЗ;
— повышение их эмоционального благополучия;
— дальнейшая коррекция недостатков развития.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы является одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Для осуществления преемственности начальная школа – средняя школа предполагаются следующие мероприятия: входная диагностика; ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода в пятомклассе; выявление психологических проблем класса; изучение индивидуальных особенностей учащихся.В связи с этим, преемственность в коррекционном образовательном учреждении (КОУ) решает следующие задачи:
-осуществление выполнения непрерывности образовательных программ.(Для учащихся с ОВЗ 8 вида существует «сквозная программа» для младшего,среднего и старшего возраста под редакцией Воронковой);
-формирование у подростков устойчивых умений и навыков в избранной сфере трудовой деятельности;
— воспитание культуры труда;
— направленная интеграция в общество.
Особую помощь оказывают использование в трудовом обучении изобразительных наглядных средств – учебных плакатов, рисунков, чертежей, фотографии и экранных изображений. Они позволяют четко отслеживать динамику формирования профессиональных и личностных качеств учащихся, быстро реагировать на трудности, устранять пробелы в знаниях и практических умениях, прогнозировать успешность усвоения подростками профессиональных знаний и умений, обеспечивая тем самым адаптивные возможности каждого.Большое значение в трудовом воспитании имеют экскурсии на промышленные предприятия,учреждения,где дети убеждаются том, что самое главное в жизни – это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние. В результате производственных экскурсий учащиеся по-иному начинают оценивать работу в школьных мастерских и по-иному работают.
Уроки трудового обучении – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Сегодня, опираясь на свой педагогический опыт, с уверенностью можем сказать: только положительное отношение к труду позволит им в будущем успешно функционировать в обществе.
Список использованной литературы:
2. Лубовский, Т.В.Розанова, Л. И. Солнцева и др. Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. Издательский центр «Академия», 2005г.
Доклад на тему: «Преемственность в развитии учебной деятельности»
МКОУ «ст.Карланюртовская СОШ»
Хасавюртовского района РД
«Преемственность в развитии учебной деятельности»
( выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Джанаева А.С.
Перевод из начальной школы в основную школу — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это сложный, но, тем не менее, интересный этап в жизни школьника.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом « переходного» возраста у детей. Они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Эти аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном
1.Выявление негативных факторов возникновения стрессовых ситуаций учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.
2. Разработка единых методических приёмов, подходов при изучении отдельных тем учителей начальных классов и учителей математики, русского языка;
3.Разработка общих приёмов, методов повышения вычислительных навыков и решения задач по математике учителями начальных классов и учителями математики;
4. Проведение открытых уроков учителями начальных классов с приглашением учителей-предметников;
5. Проведение открытых уроков учителями-предметниками с приглашением учителей начальных классов;
6. Разработка общих методических приёмов по формированию общеучебных умений учителей истории, биологии и учителей начальных классов;
7. Разработка контрольно-измерительных материалов для выявления достижений учащихся уровня обучаемости;
8. Систематизация и оформление результатов исследований в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц, диагностических карт;
Реализация плана должно предусмотреть решение следующих проблем:
1.Адаптация учащихся в условиях предметной системы обучения.
2.Изучение программ и взаимопосещения уроков учителей начальной и средней школы.
3.Преемственность основных форм и методов обучения : темпа, объема и уровня изложения учебного материала, а также требования к качеству его оформления.
4.Соблюдение единых требований к ученику на всех ступенях образования.
Переход учащихся из начальной школы в основную, предусматривает три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный
Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия:
1). Изучение личных дел учащихся, данных социометрии;
2)Мониторинг развития личности учащихся, качества их обучения и воспитания, а также диагностика готовности к переходу в среднее звено.
Для этого проводится традиционная проверка состояния учебно-воспитательного процесса в 4-ом классе (классно-обобщающий контроль)
Она включает в себя:
Посещение уроков учителями-предметниками. (у нас уроки посещаются только администрацией школы)
Подготовку и проведение контрольных работ по основным предметам, и их анализ совместно с учителями-предметниками (конец апреля). Контрольная проверка техники чтения с последующим анализом не только администрацией школы, но и учителями – словесниками.
Организация и проведение расширенных родительских собраний с целью представления будущего педагогического коллектива, знакомство родителей с учебным планом, нагрузкой, требованиями педагогов. У языковедов не учат правила, не могут читать, красиво писать……
Определение готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Организационные мероприятия этого этапа включают в себя следующее:
1 знакомство директора и завуча основной школы с достижениями будущих пятиклассников;
2 подбор учителей-предметников и классных руководителей с учетом особенностей класса и рекомендаций учителя начального звена;
3. знакомство учителей-предметников с будущими пятиклассниками;
4. итоги проведения данной работы и ее анализ проводятся на расширенном совещании при заместителе директора по УВР в мае месяце.
Адаптационный этап начинается с 1-ой четверти 5-го класса. Он не ограничен четкими временными рамками и связан с индивидуальными особенностями ученика.
Так же в этот период проводится анкетирование самих учащихся на выявление динамики психологического состояния учеников, их тревожности, организация педагогической помощи детям, испытывающим трудности. ( Кл. рук. Некоторые проводят …) В сентябре месяце проводятся родительские собрания и консультации на тему: «Особенности периода адаптации учащихся», «Единство требований к учащимся на уроках».
В январе проходит совещание при заместителе директора по УВР « Итоги работы по преемственности в 5 классе»
1.Составить план работы по преемственности совместно с администрацией школы, учителями начальных классов и учителями – предметниками.
Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
3.Учителям начальных классов проводить мониторинг для выявления достижений учащихся уровня обучаемости;
1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе. Преподавателям предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности.
Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
3. Учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Вся наша работа направлена на скорейшее становление периода стабилизации, который характеризуется устойчивостью психологического состояния учащихся, результативностью в обучении.
Наши дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы взрослые научимся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблемы.
1.Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании. 2004.
2.Бобырев А.В., Рудакова И.А. Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. №
3.Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1999.
5.Котова С.А. Педагогика начального образования. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.
Реализация преемственности между начальной и основной школами, как условие успешности развития школьников.Преемственность
Реализация преемственности между начальной и основной школами,
как условие успешности развития школьников.
Переход учащихся из начальной школы на 2 уровень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.
Принято считать, что младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить первокласснику любовь к учёбе. Но с пятиклассниками такая работа, как правило не ведётся.
Младшие школьники, привыкшие к «своему учителю», к его манере работы, к его требованиям (к концу начальной школы ученики понимают своего учителя едва ли не с полуслова), сталкиваются в средней школе с таким количеством преподавателей, с таким различием их требований и многообразием методов работы, что просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя: если в начальной школе учитель говорил быстро, темпераментно, то теперь его выпускникам сложнее воспринимать медленную, спокойную речь. На перестройку младшим школьникам нужно время. Порой этот процесс может занять не один месяц. Учителю-предметнику некогда вникать в психологические проблемы малышей. Ему не хватает для этого времени, а порой, что скрывать, нет и желания.
Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий и не всегда удачный, ведь сюда переходят уже сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями.
На всех этапах должны действовать единые цели, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, модифицируясь с учётом возрастных особенностей учеников, их интересов и потребностей. Все эти составляющие реализуются в содержании, в построении процесса, в характере отношений, в системе изучения результативности и в организационных формах. Безусловным достижением современного обучения в 5 классе является существенное обогащение его содержания. Те знания, которые ученик получил в начальной школе закрепляются и ещё более углубляются в основном звене школы.
Для того чтобы ученик на всех этапах учёбы находился в единой педагогической среде, чтобы в школах была снята проблема разорванности образования, а осуществлялась непрерывность и преемственность, необходимо, чтобы: учителя- предметники, которые будут принимать 5 класс, заблаговременно изучили программу, учебники и методики для начальных классов и для среднего звена по предмету, ответили на вопрос, с какого старта начнут использовать возможности своего учебного предмета для дальнейшего развития, обучения и воспитания учеников. Ориентирами могут служить сравнительные (с 1 по 4 класс) результаты успешности обучения и развития школьников, которые передаст учитель начальных классов, а также проверочные работы, проведённые в начале года.
Каждому учителю-предметнику необходимо учитывать психологическую аксиому о неравномерном развитии человека. Подхватите совет Л.С. Выготского: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.
Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели пару уроков своего предмета, т.е. провести кратковременную стажировку в классе, где им предстоит работать. Нет лучшего способа познакомиться с детьми! Совсем не лишена правильности мысль, что класс каждого конкретного учителя начальных классов будет «наследовать» конкретный учитель средней школы.
Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно составлять и практиковать вместе с учителем 5 класса.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.
Необходимо провести комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу на средний уровень обучения. Он отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения:
Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Резкое снижение успеваемости учащихся 5 классов остается актуальной проблемой. Успешно учившиеся в начальной школе дети, переступив порог среднего школьного звена, вдруг оказываются среди отстающих учащихся.
Учителя-предметники хватаются за голову, учителя начальных классов удивляются. Как избежать такого падения и помочь учащимся, вступившим в трудный подростковый возраст, сохранить и развить дальше свой творческий потенциал? Нужна своевременная помощь со стороны учителей, классных руководителей, родителей.
Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Если для учащихся начальной школы личностно-значимой является оценка учителя, то в 5 классе – это оценка товарищей по классу, сверстников. Если раньше был один оценивающий, то теперь их много. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему другие, подчас даже суровые, оценки.
Возникающие внутренние противоречия (и внешние конфликтные ситуации) склоняют пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся и находят поддержку и у своих одноклассников. В итоге, дети испытывают стресс, из которого выходят только к концу пятого класса.
Кроме психологической проблемы, существует еще и кадровая проблема. На протяжении последнего года обучения в начальной школе учитель готовит детей к будущему: работа становится более насыщенной, проявляется меньше снисходительности и предъявляется больше требований. Но если эта работа ведется лишь со стороны начальной школы, то успешность ее практически ничтожна.
Еще одна проблема снижения успеваемости – это требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметься у школьников на момент выпуска из начальной школы. Они совершенно не соответствуют тому набору знаний, умений и навыков, которые должны быть у учащихся на момент прихода в среднее звено.
Учителя начальных классов, зная об этом, пытаются за последний год обучения в начальной школе дать детям недостающий объем, чтобы максимально облегчить работу и ученикам и учителям средней школы. За счет чего? За счет основной программы. Нескоординированность требований программы, отсутствие преемственности в самом важном – в программах, и, как следствие, в учебниках – вот корень проблемы! Эту проблему мы пробуем смягчить путем совместных заседаний методических объединений учителей начальных классов, русского языка и математики.
Главная фигура в школе – классный руководитель. Он и учитель, дающий знания, и друг детей, и руководитель их многогранной духовной жизни. В воспитании все главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения в коллективе.
В январе необходимо определить нагрузку учителей на новый учебный год. Учителя 4 классов должны знать, кто будет работать у них в 5 классе. Зная перечень требований учителя средней школы, зная методы работы учителя начальных классов, необходимо стремиться соблюдать преемственность в подборке и расстановке кадров.
Направления работы по организации преемственности:
1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей на первом этапе и учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе. Система методического обеспечения программы представлена на рисунке. а
Система методического обеспечения программы
2. Работа с обучающимися (учитель, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь):
изучение уровня знаний, умений и навыков в 4 классах;
знакомство с психологическими особенностями учащихся;
изучение психологии подросткового возраста;
знакомство с семьями детей.
3. Работа с родителями (учитель, педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь). Ставятся задачи повышения педагогической культуры семьи, формирования ее педагогического сознания.
Цель первого этапа: подготовка учащихся к более высокой ступени обучения, сохранение качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в среднем звене.
Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
Формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другие виды активности в различных видах деятельности.
Развивать компетентность в сфере отношения к миру, людям, себе.
Включать детей в различные формы сотрудничества.
Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению.
Социально-психологическая адаптация к новой социальной ситуации
Организация адаптационного периода в школе
Цель второго этапа: сохранение качества знаний учащихся в период адаптации, обеспечение условий для дальнейшего успешного обучения. Задачи:
Создать условия для организации связей между педагогами разных ступеней обучения.
Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность в обучении.
Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.
Способствовать успешному процессу адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.
Поддерживать психофизическое здоровье учащихся.
Есть в школе уроки русского языка и математики, природоведения и истории. Не значатся в расписании уроки великодушия и благородства, уважения и внимания. Но учитель всему этому учит своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, улыбаться.
Очень важно возбуждать и развивать чувства, делать их близкими и дорогими, превращать их в духовное достояние. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда в мире сказки, игры, красоты, творчества, фантазии, музыки – таким должны стараться делать учение наши учителя.