Предвзятое отношение к человеку на работе что это
8 надежных признаков предвзятого отношения начальника
Иногда всего одна маленькая ошибка может кардинально изменить отношение начальника к подчиненному. Как понять, что промах навсегда врезался в память шефа и теперь он относится к вам предвзято?
Вот 8 надежных знаков того, что босс почему-то считает вас недостаточно ответственным, опытным, высококвалифицированным по сравнению с другими коллегами. Work.ua предлагает выяснить, действительно ли начальник относится к вам предвзято.
Никогда не хвалит
Ну вот совсем. Ни словечка хвалебного в вашу сторону. Даже если вы совершаете что-то эдакое, горы сворачиваете и весь коллектив готов вас на руках носить. Если самой большой похвалой от босса для вас является короткий кивок и задумчивое «Хмм», а на других такая холодность не распространяется, то это знак.
Не благодарит
Это почти то же, что отсутствие похвалы, но иногда еще обиднее. Ведь в таком случае от предвзятого босса не дождешься не только доброго слова, но и материальной благодарности.
Вам непонятно, почему вас, в отличие от остальных коллег, никогда не отпускают домой пораньше, а новогоднюю премию выдают со скрипом и только потому, что это массовая акция, а не из благодарности? Так может дело в предубеждении руководителя?
Не повышает
Чтобы выявить подобную закономерность, вам нужно проработать в компании как минимум пару лет. Как это выглядит: те, кто раньше ходил у вас в подчинении, уже преодолели пару ступенек карьерной лестницы, но какие бы сложные и ответственные проекты вы не реализовывали, все равно остаетесь на той же позиции.
В таких случаях мы советуем пойти к начальнику и прямо спросить, почему вас до сих пор не повысили. Возможно, для такого, на первый взгляд, предвзятого отношения существуют объективные причины (например, босс считает, что больше никто не справится с этими обязанностями).
Не доверяет важные проекты
Заметили, что в вашем ведении только периодические задачи, а коллеги буквально загружены важными проектами? Не раз высказывали желание взяться за судьбоносную для компании инициативу, но всегда оставались за бортом? Тут одно из двух:
Контролирует
Если утро начинается не с кофе, а с вопроса начальника «И как там наш проект?», если в течение дня он обязательно уточнит, чем вы занимаетесь в данный момент, то в особом отношении сомневаться не приходится.
Такой контроль еще допустим в отношении новичка в компании. Но когда постоянному надзору подвергается сотрудник с опытом, и он, и весь коллектив заметят настороженность начальника.
Обсуждает за спиной
Стать предметом офисных сплетен — ситуация не из приятных. Особенно, если коллеги обсуждают ваши ошибки. Особенно, если инициатором подобных бесед является непосредственный руководитель.
Обычно один человек распускает сплетни о другом или высмеивает его за спиной тогда, когда чувствует к нему острую неприязнь. А переносить личное мнение в рабочие отношения — это еще одна форма предвзятости.
Оскорбляет
Целенаправленные оскорбления, общение на повышенных тонах и даже нецензурная брань в ваш адрес тоже может быть признаком предвзятого отношения. Тем более, когда агрессивная манера шефа проявляется исключительно в общении с вами.
При этом независимо от того, сколько людей страдает от тирании начальника — вы один или весь коллектив, допускать, а тем более терпеть такое отношение нельзя.
Сосредоточен на неудачах
Есть здоровая критика, которая помогает достичь наилучшего результата. А есть нездоровая — она призвана унизить работника, обесценить его достижения и доказать, что его старания ничего не стоят.
Если босс говорит только о недостатках, не рассказывает как улучшить проект и открыто намекает на ничтожность работы, он либо не умеет мягко выражать свои претензии, либо заведомо настроен против подчиненного.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
«Что это было?»: как бороться с предвзятым отношением
Предвзятое отношение в офисе может иметь как явные, так и скрытые проявления, вызывая у людей шок и негодование. Однако чаще всего оно становится причиной едва уловимых сигналов, суть которых укладывается в одну фразу — «Так, погодите, это что сейчас было?». Приведем несколько примеров. Клиент не воспринимает вас всерьез из-за вашего возраста. Возможный заказчик обменивается взглядом только с вашим «белым» коллегой. Товарищ по работе считает вас злым, а другого сотрудника, обладающего столь же решительным характером, что и вы, называет сильным (согласно одному из четырех проведенных исследований, женщины гораздо чаще сталкиваются с подобным отношением).
В такие моменты вы начинаете сомневаться в намерениях других людей и собственных суждениях. Ваш внутренний голос вам говорит: «Обидно, конечно, но стоит ли расстраиваться из-за этого? Да и с чего вдруг?» В лучшем случае подобное отношение, о проявлении которого не сразу и догадаешься, будет вас выматывать, а в худшем — отравлять душу.
В силу своего подчас неочевидного характера это явление достаточно трудно искоренить в трудовом коллективе. Руководители устанавливают правила, запрещающие дискриминацию определенных социальных групп. Но как быть с предвзятым отношением, которое проявляется случайным и неосознанным образом? Разве можно в законодательном порядке запретить строить домыслы о статусе человека, обмениваться взглядами или делать ошибочные умозаключения?
Очевидно, что корпоративная культура нуждается в изменениях. Однако пока они не наступили, остается открытым вопрос: что делать человеку, который ежедневно сталкивается с едва заметными проявлениями несправедливости? Возлагать дополнительный груз ответственности на жертв предвзятого отношения было бы неверно. Если их не вооружить средствами защиты на переходный период, пока компания изменит свою корпоративную культуру, сложившаяся ситуация будет лишь усугубляться.
Мы считаем, что в данном случае действовать следует по двум направлениями — «культивировать семя» и «возделывать почву». Под семенем подразумевается человек, которому необходимо научиться противостоять предвзятому отношению, выживать и процветать независимо от того, какая «почва» у него под ногами.
Почва — это компания, которая еще не до конца изжила предрассудки. Ее необходимо обработать так, чтобы в ней могли прорастать самые разнообразные семена.
Предвзятое отношение: в чем суть?
В этом году мы попросили людей, которые столкнулись с предвзятым отношением на работе, подробно рассказать о том, что с ними произошло. За две недели они прислали нам 498 полных горечи историй, которые никого не оставят равнодушным. В большинстве случаев проявления предвзятости носили неприкрытый характер. Приведем примеры.
«Как-то раз я обедал со своими товарищами, когда мимо нас прошли два гея. Некоторые из моих коллег презрительно ухмыльнулись, выражая тем самым свое отвращение к ним. Мне как гею было крайне досадно за то, что эти сотрудники, воспитанные в атмосфере мультикультурализма и толерантности, повели себя грубо и непрофессионально. Один мой коллега, которому было известно о том, что я гей, сделал им соответствующее замечание, но они пропустили его мимо ушей и как ни в чем не бывало продолжили беседу».
Иногда люди рассказывали о том, что их обидчики, осознав свою неправоту, пытались извиняться, но, как правило, было уже слишком поздно.
«Я — единственная женщина в коллективе из десяти мужчин. Будучи на 11 неделе беременности, я решила сообщить о своем положении начальнику. Эта новость вывела его из себя. “Да чтобы я еще хоть раз нанял женщину!” — выпалил он. Его реакция потрясла меня до глубины души. В понедельник менеджер принес мне извинения за свой комментарий, заявив о том, что он просто пошутил. Я их приняла, четко при этом понимая, что эти слова были сказаны им серьезно. К сожалению, мне не удалось постоять за себя».
Как ни парадоксально, но самые редкие примеры описывают наиболее распространенные случаи несправедливого отношения, которое носит случайный и неосознанный характер. Нехватка таких историй в нашей выборке, вероятно, обусловлена тем, что заложенные в их основе скрытые модели поведения трудно распознавать, описывать и пресекать.
«В команде инженеров-программистов я — единственная женщина. Ведущие специалисты, отбирая кандидатов для работы в новых классных и прорывных проектах, как правило, меня не замечают. Мне кажется, это происходит потому, что я нарушаю их мужскую идиллию».
Проблема кроется не только в том, что людям приходится испытывать на себе тенденциозность, но еще и в том, что о подобных случаях не принято говорить. Жертвы не хотят называть виноватых или стать объектом нападок за «разыгрывание карты мультикультурализма», поскольку такой подход может негативно сказаться на их карьере. Вот почему они предпочитают не высовываться.
Мы попросили респондентов ответить нам на такой вопрос: носят ли подобные случаи на работе постоянный, всеобъемлющий и неконтролируемый характер? Именно по этим трем критериям психолог Мартин Селигман оценивает беспомощность человека, безнадежность ситуации, в которой он оказался, и даже тяжесть депрессии. Результаты оказались удручающими, но вполне ожидаемыми.
Более четверти респондентов (27%) охарактеризовали соответствующий опыт как худшее проявление всех трех указанных выше критериев.
Культивируем семя: развиваем необходимые навыки
Жертвам предвзятого отношения вместо язвительных замечаний, ругани и предубеждений необходимо выбрать путь открытого честного и уважительного диалога с окружающими. Людям, оказавшимся в подобной ситуации, следует знать, как можно повлиять на ситуацию в трудовом коллективе, чтобы не оттолкнуть от себя тех, в чьей поддержке они нуждаются. Ниже перечислены навыки, которые, как мы считаем, позволяют людям успешно бороться с самыми разнообразными проявлениями неосознанного пристрастного отношения.
Возделываем почву: стратегии для компаний
В большинстве компаний уже действуют дисциплинарные правила, касающиеся вопиющих случаев сознательного предвзятого отношения, однако у многих из них нет стратегии по предупреждению его случайных и неосознанных проявлений, а также неловких моментов из разряда «Что это сейчас было?». Изложенные ниже принципы позволят компаниям изменить соответствующим образом нормы и устои корпоративной культуры, а также существенно сократить масштабы обсуждаемого нами явления.
Решайте проблему комплексно. В основе большинства инициатив по поощрению мультикультурализма и равноправия лежит одно решение. Некоторые полагаются на тренинги, другие — на правила, а третьи — продолжают рассчитывать на поддержку руководства. По данным нашего исследования, одновременное использование четырех и более решений
Пристрастное отношение, особенно то, что носит случайный, неосознанный характер, — трудноразрешимая проблема, которая глубоко укоренилась в нашей культуре. Для ее преодоления требуются колоссальные усилия. Но культивируя «семя» и возделывая «почву», компании могут помочь своим сотрудникам справиться с несправедливостью и дискриминацией и в то же время предпринять необходимые меры для их целенаправленного предупреждения.
Об авторах. Джутит Онести — опытный консультант по организационному развитию, автор тренингов, сотрудничает с международными компаниями. Дэвид Максфилд — один из ведущих социологов, изучающих эффективность бизнеса, руководитель исследовательского отдела компании VitalSmarts. Джозеф Гренни — автор четырех бестселлеров по версии The New York Times. Его работы (в соавторстве с Дэвидом Максфилдом) были переведены на 28 языков, доступны в 36 странах и помогли 300 компаниям из рейтинга Fortune Global 500. Сооснователь компании VitalSmarts, специализирующейся на корпоративных тренингах и развитии навыков лидерства.
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.