Предводитель команчей что значит
Апачи или команчи? Каких индейцев надо бояться и почему
Некоторая часть коренных жителей Северной Америки до колонизации жила мирно и спокойно: индейцы ловили рыбу, охотились на бизонов и никого не трогали. Но большинство племен добывало себе пропитание кровавыми набегами на соседей. Когда на индейские земли пришли европейцы, война стала основным занятием практически всех краснокожих мужчин. Первобытная жестокость захлестнула североамериканский континент. EG.RU узнал, какие ужасы творили индейцы со своими врагами.
Ирокезы и апачи
Одним из самых известных и кошмарных способов расправы со своими недругами, которые практиковали индейцы, было снятие скальпа. Ирокезы и апачи были союзниками французов во время Семилетней войны 1756-1763 годов. Они воевали против англичан. Один из командующих французскими войсками во время Семилетней войны Пушо писал в своих мемуарах:
Скальпы использовались индейцами в качестве ритуальных предметов. Существовало поверье, что кони наделяют воина силой поверженного врага. Скальп также служил неопровержимым доказательством смерти неприятеля (особенно жестокие племена привозили с поля боя вместо скальпа головы, руки и ноги убитых ими европейцев).
Несмотря на всю жестокость коренных североамериканских жителей, пленников довольно часто оставляли в живых, чтобы восполнить потери, понесенные во время схваток с бледнолицыми и воинами из других племен. Индейцы сиу также брали в жены пленных женщин. После того, как бывшая узница начинала говорить на их языке и рожала ребенка, она становилась полноправной хранительницей семейного очага.
Бывали случаи, когда даже белые мужчины и женщины оставались жить с индейцами: некоторым выжившим после страшных пыток иногда удавалось завоевать доверие и уважение вождей.
Кстати
Единственным племенем, не подписавшим мирный договор с США, остались семинолы. Они продолжают считаться непокоренным народом, из-за этого некоторые «белые» даже сегодня опасаются встречи с ними. Семинолов осталось не больше 12 тысяч, живут они в Оклахоме и Флориде. Среди них много достаточно обеспеченных людей. Около 10 лет назад во владение племени перешла знаменитая сеть Hard Rock Cafe.
Команчи
Некоторые индейские племена, такие как, например, команчи, отличались извращенной жестокостью по отношению к своим пленникам. Они пытали захваченных европейцев не для того, чтобы выведать какую-то информацию, а лишь для того, чтобы навести ужас на всех, кто посягал на их территорию.
Пощады не было никому: с пленников живьем сдирали кожу, привязывали к муравейникам, подвешивали над огнем, перерезали сухожилия на ногах и оставляли умирать от голода и жажды в пустыне. Женщины подвергались сексуальному насилию. Команчи не щадили даже детей: их либо сразу убивали, либо оставляли в племени для выполнения самой грязной и тяжелой работы.
К слову, в пытках захваченных в плен принимали активное участие женщины. Дама из племени команчи было абсолютно не знакомо сострадание и жалость. Некоторые мучительницы приводили с собой своих сыновей, чтобы те «становились мужчинами», наблюдая за кошмаром, который творился в индейском поселении после каждой схватки.
Оттава
Среди североамериканских индейцев было немало каннибалов. У индейцев племени оттава и некоторых других поедание плоти убитых врагов было важнейшим ритуалом празднования победы. Воины съедали сердца, а другие части тела раздавались соплеменникам.
Иногда ради потехи плененному предлагался «шанс на спасение»: его раздевали догола и разрешали убежать. Спустя несколько минут в погоню за ним отправлялось несколько десятков воинов, вооруженных томагавками, копьями и луками. Разумеется, каждая такая «охота» завершалась кровопролитием.
Представителей племени оттава в живых осталось 25 тысяч человек. Большинство из них живут в резервациях, занимаются традиционными ремёслами и работают в качестве наёмных рабочих на фермах.
Неукротимое племя. Команчи против белых людей
Команчи — одно из самых известных и колоритных племён американского запада. Однако редко когда представления о них идут дальше, чем просто знание о существовании дикого и необузданного племени. При этом история команчей и их борьбы за свои земли достаточно любопытна, чтобы рассказать о ней подробно.
Коллаж © L!FE. Фото © Pixabay// Wikimedia Commons
Народ команчей появился на юге нынешних США довольно поздно по историческим меркам. Они последовали за стадами бизонов на просторные равнины к северу от Мексики в XVIII веке. Команчи стали одним из первых племён на севере Америки, сумевшим приручить лошадей, и быстро сделали коней одной из основ своего забытого ныне царства. В начале столетия команчи появились у границ испанских владений в Мексике и быстро приобрели устрашающую репутацию.
Команчей было немного: на заре этого племени всего около восьми тысяч человек. Однако они оказались превосходными торговцами и воинами. Поначалу испанцы проморгали появление агрессивной юной державы. Однако в течение XVIII века они становились всё более и более серьёзной проблемой. Команчи устраивали набеги на европейцев и соседние племена ради захвата в первую очередь лошадей и пленников. Масштабы этих налётов постепенно принимали угрожающие размеры. Они быстро оттесняли с равнин на юг апачей и выходили уже к испанским городам.
Испанские карательные экспедиции били в пустоту. Обширные пространства Техаса, Канзаса и Нью-Мексико стали источником постоянных проблем. Государство команчей было не отыскать на картах, но от этого их зона влияния не становилась менее реальной. Ещё одной проблемой — с точки зрения европейцев, конечно — был принципиальный отказ команчей от алкоголя. «Огненная вода» их не ослабляла. Наконец, команчи вовсе не были примитивными дикарями, по крайней мере, по части дипломатии. Они постоянно заключали и разрывали союзы, оказываясь всякий раз сильными против более слабого противника. Разоряя Техас, они одновременно оставались желанными торговыми партнёрами в Нью-Мексико. Захватывая людей из других племён в качестве рабов, они быстро продавали их европейцам. Вдобавок сами команчи были не единой нацией, а союзом отдельных кланов, так что никому не удавалось заключить прочный мир со всеми сразу.
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
К тому же тогдашняя Мексика сама была изрядной головной болью для испанской короны. Дальнюю периферию сами испанцы удерживали непрочно: в 1820-е годы Мексика отделилась от одряхлевшей метрополии совсем. Пользуясь этим, воинственные индейцы постоянно нажимали на Техас и окрестные земли, обирая колонистов как липки.
Команчи успешно разводили коней, вели селекцию, а в деле увода чужих лошадей им не было равных. Да, регулярная кавалерия могла бы истребить сотни команчей, но те не были так глупы, чтобы сражаться лоб в лоб. Их стихией были стремительные внезапные налёты. Отряды команчей выходили в набег маленькими группами, быстро и незаметно проходили обширные пространства, двигаясь часто по ночам, и обрушивались на городок где-нибудь в сотне миль от исходной точки.
В начале XIX века на пограничье команчей появились новые соседи. США купили у Франции огромную Луизиану и постепенно проникали в глубину континента. Первые встречи были скорее мирными: для американцев территория команчей располагалась далековато, к тому же индейцы в изобилии располагали стратегическим товаром — конями. Для команчей же Техас пока оставался куда более привлекательной зоной конных набегов. Техас был чуть ли не единственным районом, где мира с команчами никогда не было.
Кстати, команчи очень охотно включали в свой народ пленников. Ремесленник легко мог найти работу по специальности, а достаточно стойкие, храбрые и ловкие люди могли стать и воинами. Обычай привлекать на свою сторону пленников регулярно создавал самые необычные коллизии. В набег на юг постоянно уходили белые или мексиканцы, оторвавшиеся от корней и предпочитающие жизнь в племени. Некоторые из них считались свирепыми бойцами даже по меркам природных индейцев. Спорадически на равнинах встречалось совсем уж экзотическое явление: команчи-негры. Женщины также часто ходили в набеги.
Коллаж © L!FE. Фото © Pixabay// Wikimedia Commons
Однако в течение XIX века торгово-набеговой империи команчей пришёл конец. Первые признаки грозы можно было разглядеть уже в 1830-е годы. Дело в том, что американцы постепенно переселяли на запад индейские племена, а на освободившиеся места прибывали колонисты. Переселенцы шли через территории, которые команчи считали своими, а то и оседали на них. К тому же никуда не делась проблема Техаса. Благо прогресс не стоял на месте и в 1830-е годы на фронтире массово начали появляться револьверы. Техасские рейнджеры стали намного более опасными противниками, чем раньше. В 1845 году на границе с Техасом наступил давно не виденный мир.
Команчей было всего около 20 тысяч человек, и эпидемии выкосили 8 из них. Набеги не прекратились, но теперь изменилось сразу несколько обстоятельств. Болезни снизили численность команчей, а место свободных редко заселённых территорий вокруг теперь занимали густо заселённые штаты США.
1850-е стали временем катастрофических ударов по команчам. Вокруг «Команчерии» затягивалось кольцо фортов. Кавалерия и рейнджеры совершали рейды в зону племён. Во время одного из таких налётов рейнджеры отбили белую пленницу Синтию Паркер. Её история — одна из самых драматических на всём Диком Западе. В 1836 году Синтию в возрасте девяти лет захватили команчи. Её воспитали как индейскую девочку и вскоре выдали за вождя, от которого она родила одного из величайших воинов команчей — Куану Паркера.
Синтия Паркер вместе с сыном Куаной Паркером. Коллаж © L!FE. Фото © Pixabay// Wikimedia Commons
Однако несмотря на обстоятельства этой женитьбы, она отлично освоилась в племени, полюбила мужа и была довольна браком. Её несколько раз видели в индейских лагерях, но она не производила впечатления бесправной наложницы. Муж, судя по всему, разделял нежные чувства — он не имел никаких других женщин. Когда Синтию привезли назад к белым людям, она психологически сломалась. Белая индианка несколько раз пыталась бежать, и через несколько лет умерла, измученная депрессией.
Между тем в зоне племён происходило мало романтичного. Полностью расправиться с команчами американцам помешала Гражданская война. Техас был конфедеративным штатом, у южан на счету был каждый солдат. Многие форты вокруг «Команчерии» опустели, так что индейцы — команчи, кайова, лакота, шайенны — затеяли кампанию набегов как в свои лучшие времена. Они перерезали дороги так, что по ним могли пройти только крупные вооружённые отряды. Ранчо и городки Техаса затерроризировали, индейцы толпами уводили женщин и детей в плен. По окончании Гражданской войны американцам, казалось, пришлось начинать всё заново. Но времена изменились.
В 1866 году кайовы — племя, союзное команчам — захватили семью белых, убили маленьких детей и отца семейства, обесчестили девушек и отпустили их за большой выкуп. Этот налёт совершили кайова, а не команчи, но он был частью единого процесса, взбесившего федеральное правительство — под боком у Штатов находилось настоящее осиное гнездо. Это был самый известный, но далеко не единственный набег. Во время одного из боёв индейцы даже едва не убили Уильяма Шермана, знаменитого генерала гражданской войны.
Тактика индейцев оказывалась достаточно эффективной, карательные экспедиции до сих пор приносили американцам горе и позор куда чаще, чем успехи и славу. Однако команчи имели одно очевидное слабое место.
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Именно по этой ахиллесовой пяте и ударили команчей. Изначально истребление индейцев не было целью заклания бизонов. Охотники убивали этих животных ради шкур. К тому же отстрел стимулировали железнодорожные компании: во время миграций стада разрушали пути. Однако очень быстро чиновники и военные поняли, что таким образом можно укротить любое индейское племя. Потеряв возможность охотиться на бизонов, самые гордые воины попадали в полную зависимость от правительственных пайков.
Некоторые охотники за свою карьеру истребляли по несколько тысяч бизонов. В 1860-е годы вокруг территории команчей начался повальный отстрел этих животных. За несколько лет поголовье снизилось на порядок. В 1874 году команчи поняли, что над ними нависла катастрофа. Угроза голодной смерти толкнула их на восстание. Его возглавил последний великий вождь команчей — Куана Паркер, сын вождя и белой пленницы. Индейцы начали нападать на белых охотников и гарнизоны.
Солдаты и команчи многие месяцы вели отчаянные схватки, однако их исход был предрешён. Уничтожение бизонов стремительно подламывало силы индейцев. Куана Паркер во главе своего племени, теперь больше напоминавшего партизанский отряд, метался по равнинам, выигрывал стычки, но безнадёжно проигрывал войну. Повстанцев косили болезни и голод. Однако храбрость и искусство этого полуиндейца принесли ему славу и в рядах противника. Полковник Маккензи, возглавлявший контрпартизанские операции против команчей, сумел передать Куане послание, в котором предлагал почётную капитуляцию тем, кто готов сдаться. К этому моменту силы индейцев иссякли окончательно: команчей осталось всего полторы тысячи мужчин, женщин и детей. Их сопротивление было сломлено, команчи были загнаны в резервацию.
Куана Паркер. Коллаж © L!FE. Фото © Pixabay// Wikimedia Commons
Однако, проиграв войну, Куана блестяще выиграл мир. Будучи наполовину техасцем, а на другую половину индейцем, он сумел стать своим для тех и других. Он оставался вождём и приложил много усилий к тому, чтобы организовать мирную хозяйственную жизнь в своём племени. К тому же полковник Маккензи сдержал слово. Он отнял у команчей их гордость, табуны боевых лошадей, но, продав коней, не положил прибыль себе в карман, как сделал бы иной чиновник, а купил для индейцев овец и коз.
Судьба козопасов не особенно вдохновляла некогда гордых воинов, но это был единственный шанс выжить для необузданного народа, а Маккензи проявил неожиданную человечность для жестокой борьбы на истребление, бушевавшей на равнинах. Команчи никогда не возвращались к прежней жизни, но угроза уничтожения над ними больше не нависала. Как ни двусмысленно выглядит такой повод для оптимизма, всё худшее в их истории уже случилось. Ближайшие годы были для команчей скверными, и в начале ХХ века команчей оставалось лишь немногим более тысячи человек, но вскоре народ начал медленно возрождаться.
В наше время команчи сохранились, хотя они уже давно не властвуют над прежними огромными пространствами. В Америке их живёт более 15 тысяч, из которых половина населяет резервацию в Оклахоме. Правда, лишь 1–2 сотни из них способны изъясняться на языке предков. О прежних временах, когда команчи потрясали весь юг от Мексики до Луизианы, теперь напоминают лишь легенды.
Ипполит Воробьянинов — предводитель команчей?
Роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» — великолепная энциклопедия советской жизни эпохи позднего НЭПа. К роману написано несколько великолепных комментариев, составляющих отдельные толстые тома, и у меня нет сил и познаний, чтобы их дополнить.
Но куда менее затронут комментариями другой пласт — упоминания дореволюционной жизни в романе. Тут мне есть что сказать. Начнем с Ипполита Матвеевича Воробьянинова, про которого мы знаем, что он был уездным предводителем дворянства (предводителем команчей, как выражается Бендер). Понятно, что характер этого немолодого персонажа (ему 52 года, и авторы романа наивно считают его стариком) сформирован преимущественно жизненными обстоятельствами царского времени. Мои объяснения даются к полной версии романа (многие читали сокращенное издание, в котором нет комментируемых подробностей), ссылка на текст в заголовке поста.
Итак, переходим к комментариям. Прежде всего, надо понимать, что Ипполит Матвеевич Воробьянинов изображается в романе не просто как богатый в царское время человек. Воробьянинов был выдающимся по богатству человеком.
Его доходы описаны авторами четко и обстоятельно: от отца он унаследовал стабильный доход в 20.000 рублей в год. Знакомясь со своей будущей любовницей Еленой Баур на благотворительном балу, Воробьянинов отдает за бокал шампанского 100 рублей. При расставании с той же Еленой Баур он начинает выплачивать ей содержание в 3.600 рублей в год, причем эта финансовая нагрузка воспринимается им безболезненно.
Воробьянинов не укладывается в получаемую им ренту и начинает проживать недвижимость и производственные активы; в 1911 году он вынужден жениться на некрасивой (180, 90–60–90 — для того времени это просто уродина, долговязый скелетик, как говорится в романе) девушке с большим приданым. Если мы предположим, что к этому моменту Воробьянинов прожил за 18 лет (с момента получения им наследства от отца) хотя бы треть своего изначального состояния — а состояние землевладельца традиционно определялось как 16 его годовых доходов — то он реально расходовал 26–27.000 рублей в год.
Это были огромные деньги. Обследование доходов населения, произведенное в 1910 году Министерством финансов в рамках подготовки к введению подоходного налога, показало, что в стране было всего 12.100 домохозяйств с доходом свыше 20.000 рублей в год. Таким образом, Воробьянинов входил приблизительно в одну двухтысячную часть (а точнее, 1/2300) наиболее богатых людей России.
Если предположить, что прообразом Воробьянинова служил полтавский двоюродный дядюшка авторов, то в многолюдной и достаточно богатой Полтавской губернии людей с доходом свыше 20.000 рублей в год было всего лишь 211 человек.
Для получения такого дохода помещику надо было располагать как минимум 2.800–3.000 десятин (десятина — 1.08 га) удобной земли, то есть иметь имение в 3.500–4.500 десятин (в любом имении есть разного рода неудобные, бездоходные земли). Таким образом, Ипполит Матвеевич владел участком приблизительно 6х6 км — и это при условии высокой эффективности использования земли. Для обработки такого участка, если бы Воробьянинов сам вел хозяйство, потребовалось бы нанять около 150 человек и содержать около 150 лошадей.
По дворянским меркам это было весьма крупное владение — средний размер дворянского землевладения в 1905 году составлял 488 десятин. В Европейской России в 1905 году было всего лишь 2594 дворянских земельных владения в 3000 и более десятин. В Полтавской губернии было 34 таких имения — по 2–3 на уезд. Неудивительно, что не имевший никаких личных заслуг Воробьянинов продолжал оставаться звездой уездной величины и без труда был избран уездным предводителем дворянства.
Что значили 20.000 рублей в год в том масштабе доходов? Губернатор получал 10.000, вице–губернатор 6.000, университетский профессор 3.000 (на такую зарплату горько жаловались), судья окружного суда 4.200, земский врач — 1.200–1.800, учитель гимназии 1.200–2.000 (в зависимости от доходов). Доходы простых людей были совсем другими: средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 264 рубля, квалифицированный станочник в столицах получал 500–700 рублей, ткач 180–200 рублей, сторож или чернорабочий 120–180 рублей. Конторщик или приказчик в магазине получали 600–900 рублей, учитель начальной школы — 300–400 рублей.
В целом, поддержание стиля жизни, типичного для среднего класса, для семейного человека в столицах требовал как минимум 3.000 рублей в год. Что именно входило в это понятие? Наемная квартира с центральным отоплением и электричеством, со спальней, детской, гостиной, столовой, кухней и комнатой для прислуги, с ванной и туалетом; кухарка, горничная и няня; питание по барскому типу, то есть обед с 2–3 горячими блюдами; новая, ухоженная одежда, приличная мебель в доме; передвижение по городу на извозчике; дача в пригороде, снимаемая на лето. При 3.000 рублей семья еле–еле удерживалась на этом уровне, и то, только если детей было 1–2: квартира была на непрестижной улице, на высоком этаже или окнами во двор, на покупку одежды или мебели надо было подкапливать, иногда приходилось ездить не на извозчике, а на трамвае и т.д. А вот доход в 5.000–6.000 тысяч рублей в год уже обеспечивал совершенно безбедную жизнь (независимо от количества детей) и позволял иногда ездить в отпуск за границу.
Из всего вышесказанного видно, что Воробьянинов в 1917 году потерял многое и очень многое. Если для Бендера спрятанные в стуле сокровища — это путь в невиданному процветанию, то Ипполиту Матвеевичу даже их находка не сможет вернуть прежний уровень жизни.
Вторая интересная тема — деятельность Воробьянинова как предводителя дворянства. Уездные предводители дворянства — это уникальная должность. Предводительство уездным дворянством практически не отнимало у них времени, так как уездное дворянство имело крайне мало общих дел.
Но зато выборный (на 3 года) предводитель дворянства был неоплачиваемым чиновником–добровольцем, безвозмездно исполнявшим обязанности де–факто главы уездной администрации (юридически уездные учреждения не составляли единого целого и не имели начальника). Предводитель председательствовал в уездном земском собрании (эта обязанность отнимала одну–две недели в году) и в уездном съезде (это была комиссия, разбиравшая жалобы на судебные и административные решения земских начальников), заседавшем одну неделю в месяц. Также предводитель руководил деятельностью уездного по воинской повинности присутствия, проводившего ежегодный призыв в армию, уездной землеустроительной комиссии (руководила проведением аграрной реформы), уездной оценочной комиссии (разбирала жалобы на оценку имуществ для налогообложения). Также предводитель был организатором выборов в Государственную Думу, возглавляя избирательные собрания.
Всё это позволяет предположить, что совершенно пустой, бездельный и глуповатый человек не мог бы справиться с данной работой. Как бы халатно предводитель не относился к своим обязанностям, они в любом случае были многохлопотными и требовали хорошего знания многочисленных законов и процедур, умения руководить процессами и налаживать отношения со множеством людей. Таким образом, робость и туповатость Воробьянинова объясняется только несколько пасквильным характером знаменитого романа. Реальные предводители дворянства были работоспособными и толковыми людьми.
Автор erohov на сайте Dirty.ru
Добавим от «ЗК». Комментируя этот текст, специалисты говорят, что 20 тысяч рублей годового дохода в начале 20 века в Российской империи – это примерно 40 миллионов нынешних рублей в год. Мы только что опубликовали данные о доходах депутатов Ярославской областной думы – по результатам декларационной кампании за 2015 год. Получается, что более или менее подтягиваются к уровню Матвея Ипполитовича Воробьянинова только двое из 50 народных избранников – Сергей Якушев и Павел Смирнов, имеющие доходы «слегка» за двадцать миллионов рублей.
Добавить комментарий Отменить ответ
Значение слова «команч»
Команч — представитель индейского народа в Северной Америке.
Команче — язык племени команчей.
Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche — многоцелевой разведывательно-ударный вертолёт производства фирмы Boeing/Sikorsky.
Comanche — серия компьютерных игр, разработанная компанией NovaLogic.
кома́нч
1. представитель шошоноязычного индейского народа, проживающего на Юго-Западе США, то же что немена (самоназвание). Пока в прерии тихо, но торговец поведал, что великий военный вождь команчей Токви Кава, или Черный Мустанг, покинул стойбище своего племени.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перекуривать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «команч»
Предложения со словом «команч»
Цитаты из русской классики со словом «команч»
Сочетаемость слова «команч»
Понятия, связанные со словом «команч»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «команч»
– Я много раз видел, сеньор, как индейцы племени команчей угоняли чужие стада. Они всегда бывали на лошадях.
Пока шла перестрелка с дозорной группой, с противоположной стороны на апачей напали команчи и прошлись по ним как огонь по сухой траве.
Вскоре команчей стали теснить, белые люди перешли в решительную атаку, во время которой один из них был выброшен из седла пулей, попавшей ему в голову почти на излёте и потому не причинившей особого вреда.