Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Предварительный или периодический медосмотр в чем разницаОбзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 мая 2021 г. N 28-4/3047827-3849 О проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников

Вопрос: Согласно ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. В указанной норме не сделано никаких исключений относительно категорий работников данных организаций. При этом согласно приказу Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н медицинским осмотрам подлежат не все работники организаций общественного питания и торговли, а только занятые на работах, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации. На каком основании Минздрав сузил перечень категорий работников, подлежащих медосмотрам в соответствии с ТК РФ?

Ответ: Департамент общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение и сообщает следующее.

В силу абзаца двенадцатого части второй статьи 212 ТК РФ обязанность по организации проведения за счет собственных средств предварительных и периодических медицинских осмотров возложена на работодателя.

При прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, с 1 апреля 2021 года необходимо руководствоваться Приказом N 29н.

Также сообщаем, что необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

В соответствии с пунктом 22 Порядка N 29н список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.

Пункты 23-27 Приложения к Порядку N 29н устанавливают обязанности работодателя по формированию и утверждению поименного списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, на основании списка работников, указанного в пункте 22 Порядка, и ознакомлению работников с указанным поименным списком.

Вместе с тем следует указать, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая в соответствии с пунктом 4 Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Дополнительно сообщаем, что вопросы по разъяснению положений приказа N 988н/1420н в соответствии с подпунктом 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, отнесены к компетенции Минтруда России.

Заместитель директора
Департамента общественного
здоровья, коммуникаций и
экспертной деятельности
М.С. Некрасов

Обзор документа

Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медорганизаций и детских учреждений, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.

Работодатель обязан утвердить поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, на основании списка работников, направленного в Роспотребнадзор, и ознакомить с ним работников.

Источник

Приказ 302н с изменениями на 2021 год

3,18 (Проголосовало: 37)

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Приказ Минздрава 302н о медосмотрах – это основной нормативный документ, который регулирует порядок проведения обязательных обследований работников предприятий. Однако уже в ближайшее время он может быть существенно изменен.

Виды медосмотров

Действующее трудовое законодательство защищает права работников на безопасность и сохранение их здоровья при выполнении должностных обязанностей. Основным инструментом достижения этой цели становится организация регулярного контроля их состояния, если характер их работы представляет потенциальную угрозу для здоровья. Обязанность по организации такой работы установлена требованием о медосмотрах в приказе 302н от 12.04.2011 г. с приложениями и указаниями для работодателей.

Приказ № 302н предусматривает два основных типа осмотров, выполняемых для минимизации риска негативного воздействия производственных факторов на персонал:

Сейчас приказ Минздрава 302н о медосмотрах применяется в двух случаях: если сотрудник подвергается воздействию вредных и опасных факторов, перечисленных в приложении № 1 к этому приказу, или он работает на одной из должностных позиций, указанных в приложении № 2. Во всех случаях проведение необходимых диагностических процедур осуществляется за счет работодателя.

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Предварительный осмотр

Порядок проведения предварительных осмотров, установленный в приказе Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2011 с изменениями на 2021 год о направлении на медосмотр, описан в разделе II. Для организации такого обследования работодатель составляет направление в медицинскую организацию, в котором указывается характер планируемых работ и список опасных факторов, воздействию которых подвергнется сотрудник. Со своей стороны работник обязан подготовить документы, удостоверяющие его личность, а при желании – выписку из своей карты, которая позволит более полно установить реальное состояние его здоровья и его изменения.

С этими документами он отправляется в медучреждение. Информация о том, какие врачи и анализы потребуются на предварительном медосмотре при приеме на работу, содержится в пункте 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н. Он предусматривает, что в отношении работника проводятся:

Пункт 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н:

По окончании осмотра на соискателя заполняется карта, в которой указываются данные всех выполненных исследований, а также составляется заключение, в котором фиксируется наличие противопоказаний к будущей работе и группа здоровья.

Пункт 14 порядка, утвержденного приказом № 302н:

Периодический осмотр

Не позже чем за два месяца до планируемой даты обследования такие списки направляются в медицинскую организацию, где оно будет проходить. На этом основании она составляет календарный план выполнения необходимых процедур. Сейчас по приказу Минздрава 302н направление на медосмотр по профессиям предполагает следующие исследования:

В этой ситуации заключение по результатам выполненного обследования составляется в пяти экземплярах, в отличие от предварительного медосмотра. Здесь изменение заключается в том, что дополнительный пятый экземпляр с письменного согласия сотрудника направляется в Фонд социального страхования. Если по итогам периодического обследования у сотрудника были выявлены противопоказания к дальнейшей работе на этой должностной позиции, его направляют на экспертизу профессиональной пригодности в уполномоченную организацию.

Пункт 40 порядка, утвержденного приказом № 302н:

«В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией».

Подготовка изменений в приказ 302н

Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:

Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа.

Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования.

Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2021 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа.

Теперь решение принято окончательно: 29 января 2021 года Минюст зарегистрирован Приказ Минздрава № 29н от 28.01.2021 года. Это значит, что приказ Минздрава 302н по профосмотрам с изменениями на 2021 год отменен с 1 апреля 2021 года. Вместо трех приложений остается всего два: порядок организации медосмотров и объединенный перечень противопоказаний к выполнению конкретных видов работ.

Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие.

Раздел проекта приказа

Изменения в сравнении с приказом 302н

Пункт 4 приложения № 1

Возможность проведения медицинских осмотров мобильными бригадами врачей медицинских организаций при условии предварительного прохождения работником необходимых исследований в условиях медицинского учреждения. Осмотры мобильными бригадами могут проводиться с применением телемедицины

Пункт 9 приложения № 1

Возможность учета работодателем направлений на медосмотр в электронном виде

Пункт 10 приложения № 1

Необходимость предоставления работником полиса обязательного или добровольного медицинского страхования для прохождения медосмотра

Пункт 10 приложения № 1

Возможность получения медицинской организацией результатов обследований, выполненных в рамках диспансеризации работника, в электронном виде до его явки на медосмотр

Пункт 11 приложения № 1

Возможность организации работодателем диспансеризации или ежегодного профосмотра работников с целью учета их результатов в заключении врачебной комиссии. В этой ситуации стоимость услуг по диспансеризации или профосмотру не учитывается в договоре с медицинским учреждением, которое проводит медосмотр

Пункт 13 приложения № 1

Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов предварительного медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС

Пункт 15 приложения № 1

Возможность выдачи врачебного заключения в форме электронного документа, снабженного усиленной цифровой подписью медработника. Необходимо использовать защищенные каналы связи, которые исключают возможность доступа третьих лиц к этим данным

Пункт 16 приложения № 1

Необходимость внесения данных о результатах предварительного медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе

Пункт 18 приложения № 1

Возможность проведения внеочередного медосмотра по результатам предыдущего обследования или после нетрудоспособности сотрудника при наличии направления работодателя

Пункт 21 приложения № 1

Пункт 31 приложения № 1

Выдача работнику справки о необходимости прохождения дополнительного обследования в случае затруднения интепретации результатов периодического медосмотра. В этом случае работник проходит необходимое дополнительное обследование самостоятельно в рамках программы ОМС

Пункт 33 приложения № 1

Необходимость внесения данных о результатах периодического медосмотра в единую государственную информационную систему в области здравоохранения, если медицинская организация, которая проводила обследование, имеет доступ к этой системе

Новые правила медосмотра

Уже в ближайшем будущем работники станут проходить медосмотр по новым правилам, содержащимся в приказе №29н. Новый нормативный документ, регулирующий правила медицинских осмотров работников, имеет ограниченный срок действия: его окончание запланировано на 1 апреля 2027 года. Основными изменениями, внесенными в порядок проведения обследований по сравнению с прежним, стали:

Ответственность за допуск к работе без медосмотра

Для работников, которые трудятся во вредных условиях или на опасных позициях, прохождение медосмотра является обязательным – обязанность проводить профосмотр по приказу 302н перенесли и в новый документ. Положения статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом отношении не претерпят изменений: они предусматривают серьезные санкции для нарушителей этого требования:

Источник

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница Предварительный или периодический медосмотр в чем разница Предварительный или периодический медосмотр в чем разница Предварительный или периодический медосмотр в чем разница Предварительный или периодический медосмотр в чем разница Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

С 1 апреля 2021 года вступит в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021г. №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а так же работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

В документе сформулированы основания для проведения предварительных и периодических медосмотров. Первые проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, принимаемого на работу, вторые – в целях наблюдения и своевременного выявления профессиональных заболеваний. Обязанности по организации медосмотров возлагаются на работодателей.

Медосмотры вправе проводить медицинские организации любой организационно-правовой формы, имеющие разрешение на этот вид деятельности. Так, осмотры могут проводить, в том числе выездные мобильные медицинские бригады. Вместе с тем перед таким осмотром работник должен пройти диагностические исследования по месту медицинской организации.

Отдельно прописан порядок проведения предварительного медосмотра, а именно, что должно быть указано в направлении (в том числе в электронном виде) на такой осмотр, какие документы должны быть представлены на медосмотр лицом, поступающим на работу. Например, может быть представлена выписка из медицинской карты с результатами диспансеризации (при наличии).

Применительно к периодическим медосмотрам указано, что работники в возрасте до 21 года, занятые на вредных производствах, должны проходить периодические осмотры ежегодно. Внеочередные медосмотры работники проходят при наличии медицинских рекомендаций или после нетрудоспособности работника.

Документ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2021 года и будет действовать до 01 апреля 2027 года.

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница
Предварительный или периодический медосмотр в чем разницаПредварительный или периодический медосмотр в чем разница
Предварительный или периодический медосмотр в чем разницаПредварительный или периодический медосмотр в чем разница

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Эл. почта: Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Источник

Предварительный или периодический медосмотр в чем разница

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н

Комментарий

С 01.04.2021 вступят в силу:

Порядок и Перечень противопоказаний утверждены приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Перечень вредных факторов утвержден совместным приказом Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. Эти документы придут на смену правилам проведения медосмотра, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Новые Порядок и Перечни имеют ограниченный срок действия – до 1 апреля 2027 года.

Первичные и периодические медосмотры по-прежнему будут производиться за счет работодателя медицинскими организациями, имеющими лицензию.

Что же изменится в медосмотрах?

1. Периодические медосмотры можно будет проводить без отрыва от производства.

Новый Порядок предусматривает проведение периодического медосмотра мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов от медицинской организации. При этом перед проведением такого медосмотра работник должен пройти диагностические исследования в самой медорганизации. Это должно помочь работодателям оптимизировать рабочее время для прохождения работниками периодических медосмотров.

2. Нужно будет учитывать результаты прошлых медицинских исследований.

Изменилась формулировка положения, позволяющего учесть при проведении медосмотров результаты ранее проведенных обследований, таких как:

Эти обследования должны быть проведены не позднее одного года до проведения обязательных медосмотров. Исключение составляют случаи выявления у осматриваемого работника симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра. На данный момент результаты таких обследований могут учитываться. С 1 апреля 2021 года такие исследования должны учитываться в обязательном порядке.

Заметим, это изменение не дает работодателю права отказаться от проведения медосмотров при наличии результатов медицинских исследований, с проведения которых не прошел год. По нашему мнению, речь в этой норме идет о праве медицинской комиссии не проводить отдельные исследования при проведении первичного или периодического медосмотра, если такие исследования были у работника в течение года.

3. Уточнен порядок проведения предварительного медосмотра.

Направить работника на предварительный медосмотр работодатель по-прежнему должен, выдав ему направление. В новом Порядке дополнен перечень сведений, которые работодатель должен указать в направлении. К ним относятся:

Сейчас указывать такие сведения в направлении не требуется.

Направление может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Работодатель по-прежнему должен вести учет выданных работникам направлений на предварительный медосмотр. С 01.04.2021 это можно делать и в электронном виде. При этом Порядок не уточняет, какие именно требования должны соблюдаться при ведении учета направлений в электронном виде. Соответственно, определить порядок ведения электронного учета направлений работодатель вправе самостоятельно.

Расширены возможности медицинской организации, проводящей медосмотр. Так, организация может получить в рамках электронного обмена медицинскими документами результаты ранее проведенной диспансеризации и других медицинских осмотров лица, поступающего на работу, до его явки на медицинский осмотр. Действующий порядок не предусматривает такой возможности для медорганизаций.

Заключение о прохождении предварительного медосмотра будет выдаваться не только в бумажном виде, но и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП. Бумажное заключение будет составляться в трех экземплярах (а не в четырех, как сейчас). Первый экземпляр будет выдаваться работнику, второй – работодателю, а третий – прикрепляться к медкарте работника, оформленной во время медосмотра. Сделать это необходимо в течение 5 рабочих дней с момента осмотра. Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС здравоохранения, заключение в электронном виде следует внести в эту систему не позднее 5 рабочих дней с момента осмотра.

3. Уточнен порядок проведения периодических медосмотров.

Кардинально порядок проведения периодических медосмотров не поменялся, но уточнен. Так, работодатель может организовать работникам прохождение диспансеризации (или ежегодного профилактического медосмотра) в качестве первого этапа. Результаты диспансеризации (ежегодного профилактического медосмотра) можно будет передать комиссии для подготовки заключения по итогам периодического осмотра. При этом стоимость услуг при диспансеризации, оплачиваемых за счет средств ОМС, не учитывается при оплате по заключенному договору на проведение медосмотров. Если комиссия затрудняется оценить результаты медосмотра и определить профпригодность работника, она должна выдать работнику справку о необходимости дополнительного медобследования. Информация о выдаче такой справки направляется работодателю, считается, что работник не прошел медосмотр. Дополнительные обследования в этом случае не входят в медосмотр, а производятся за счет средств ОМС.

Если работник прошел медосмотр, комиссия составляет заключение по его результатам. Заключение составляется в 5 экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику. Второй экземпляр приобщается к медкарте, оформляемой в медорганизации, в которой проводился медосмотр. Третий направляется работодателю, четвертый – в медорганизацию, к которой работник прикреплен для медобслуживания, пятый – по письменному запросу в ФСС РФ с письменного согласия работника.

Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС в сфере здравоохранения, заключение в электронной форме вносится медорганизацией в эту систему не позднее 5 рабочих дней. Заключение может быть составлено как в бумажной, так и в электронной форме. При этом заключение в электронной форме может передаваться по защищенным каналам связи с соблюдением требований защиты персданных.

4. Вопрос о медосмотрах офисных сотрудников снова станет актуальным.

В новом Перечне вредных факторов нет указания на превышение излучения предельно допустимого уровня. Таким образом, исходя из буквального толкования нового правила, следует проводить медосмотры всех сотрудников, работающих за компьютерами с данным излучением.

В связи с этим могут стать актуальными споры, должен ли работодатель проводить медосмотры всех офисных работников. Подробнее см. Справочник кадровика. Медосмотры таких сотрудников проводятся врачом-дерматовенерологом и врачом-офтальмологом. Последний проводит биомикроскопию глаза, визометрию и офтальмоскопию глазного дна.

Правила осмотра перенесены в новые нормы Перечня противопоказаний из приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Но по действующим нормам осматривать таких сотрудников должен еще и невролог.

5. Определены новые факторы трудового процесса, требующие медосмотров.

Дополнен перечень вредных факторов трудового процесса, наличие которых является основанием для проведения медосмотров. Такими факторами является тяжесть трудового процесса, подъем, перемещение, удержание груза вручную, стереотипные рабочие движения.

К тяжелым факторам трудового процесса относится и рабочее положение тела работника, то есть длительное нахождение работника:

Эти факторы устанавливаются спецоценкой.

В связи с этим подчеркнем, что с 30.12.2020 изменены условия проведения спецоценки. Так, работодатель, у которого ранее спецоценкой были установлены нормальные условия труда, может не проводить повторную спецоценку. Повторная СОУТ на таких рабочих местах проводится в случаях (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

Введение нового «вредного» фактора в качестве основания для проведения повторной спецоценки не предусмотрено, поэтому проводить ее не нужно. По нашему мнению, в этом случае следует обратиться к результатам уже проведенной спецоценки у работодателя. Если в результатах спецоценки указаны такие факторы рабочего процесса, как «сидя», «лежа» и проч. (пусть даже не как «вредные» факторы), медосмотр работника проводить нужно.

Если в результатах спецоценки новые факторы трудового процесса не указаны, необязательно проводить медосмотр работников. Однако вполне вероятно, что в сложившейся ситуации Минздрав и Минтруд России представят какие-то иные разъяснения.

Медосмотры работников с новыми тяжелыми условиями труда проводятся 1 раз в год, следующими врачами:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 658 гостей онлайн