Предварительное следствие и расследование в чем разница

чем отличается предварительное следствие от предварительного расследования

Статья 150. Формы предварительного расследования

Комментарий к статье 150

Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Предварительное расследование — это вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст. 49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Принципы предварительного расследования:

* быстрое и полное раскрытие преступления
* изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств
* выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления
* принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д. )

Источник

Предварительное следствие и расследование в чем разница

Предварительное расследование является разновидностью досудебного производства и отдельной стадией уголовного процесса. По отношению к судебному разбирательству оно имеет вспомогательный характер, так как признать лицо виновным в совершении преступления и применить уголовный закон вправе только суд. Предварительное же расследование призвано создать условия для надлежащего рассмотрения и разрешения уголовного дела судом по существу.

Определение понятия
предварительного расследования

В словарях даются следующие определения предварительного расследования:

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

Предварительное следствие
как форма предварительного расследования

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Это преступления небольшой и средней тяжести.

Дознание
как форма предварительного расследования

Расследование в форме дознания по уголовным делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.

Пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю.

Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение.

В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.

С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание.

Производство дознания дифференцировано на две разновидности:

По делам частного обвинения производство дознания осуществляется только в случаях, когда дознавателем принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора, при наличии основания о неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу его зависимого, беспомощного состояния либо невозможности самостоятельно установить преступника в силу иных причин (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319 УПК РФ).

Отличия следствия от дознания

Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.

У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.

Подследственность

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Территориальный критерий подследственности характеризует место производства предварительного расследования, т.е. территориальную компетенцию органа дознания или следствия

По делам о преступлениях, указанных в ч. 2 статьи 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

По делам о преступлениях, указанных в ч. 3 статьи 151 УПК РФ дознание производится:

В нормах, закрепленных в ч. ч. 5 и 6 ст. 151 УПК РФ, использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам.

Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы.

Место производства
предварительного расследования

Общее правило, закрепленное в статье 152 УПК РФ заключается в том, что расследование по уголовному делу должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания.

Если же данное преступление, которое представляет из себя длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания, что, конечно, не исключает права вышестоящих органов следствия соответствующего ведомства принять дело к своему производству, включив ради этого процедуру, установленную ч. 6 ст. 152 УПК РФ.

В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению руководителя следственного органа, вышестоящего по отношению к тому, в чьем подразделении находится уголовное дело, подлежит расследованию по месту, где совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них.

Подследственность уголовного дела может определяться и исходя из целесообразности. Так, в соответствии с п. 4 ст. 152 УПК РФ расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков.

В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных органов расследования (военных следственных органов, например) в месте совершения преступления производство неотложных следственных действий надлежит организовывать тому субъекту, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии уголовное дело подлежит передаче по подследственности в соответствии с общими правилами.

Начало производства
предварительного расследования

Предварительное расследование как стадия уголовного процесса начинается с возбуждения уголовного дела.

Принято различать два самостоятельных процессуальных решения:

Если уголовное дело возбуждается тем же должностным лицом, которому предстоит его расследовать, то выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству. Если же решение о возбуждении уголовного дела принимается одним лицом, например руководителем следственного органа или начальником органа дознания, а расследование поручается другому лицу (следователю, дознавателю), то последнее выносит особое постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Однако в обоих случаях предварительное расследование считается начатым, и течение его сроков исчисляется с даты возбуждения уголовного дела.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Предварительное следствие может оканчиваться:

Дознание может оканчиваться:

Передача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда:

В ч. 2 ст. 158 УПК РФ закреплено правило, согласно которому, независимо от формы окончания предварительного расследования, следователь или дознаватель, окончив производство по уголовному делу, вправе наряду с уголовным преследованием виновного в преступлении принять меры профилактического свойства. Оно заключается во внесении дознавателем, следователем в адрес соответствующих организации или должностного лица представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, выявленных в ходе досудебного производства по уголовному делу. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок, а о принятых мерах организация или должностное лицо обязаны уведомить орган расследования.

Источник

Статья 150 УПК РФ. Формы предварительного расследования (действующая редакция)

1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

3. Дознание производится:

4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Комментарий к ст. 150 УПК РФ

2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151).

4. О дознании см. коммент. к ст. 223.

5. По делам частного обвинения дознание производится в тех случаях, когда эти дела возбуждены дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) с согласия прокурора в связи с неспособностью пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу зависимого, беспомощного состояния, невозможностью самостоятельно установить преступника или иным причинам (ч. 4 ст. 20 УПК). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319). См. коммент. к ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, ст. 147; ч. 3 ст. 318.

— в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);

— после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).

6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности см. коммент. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:

2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.

7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение.

Источник

Статья 150. Формы предварительного расследования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ в статью 150 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Положения статьи 150 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ), устанавливающие подследственность преступлений, предусмотренных вводимыми названным Федеральным законом статьями 228.3 и 228.4 Уголовного кодекса РФ, применяются с 1 января 2013 г.

Статья 150. Формы предварительного расследования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 150 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ статья 150 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1

1.1. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

2. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в части третьей настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ в часть 3 статьи 150 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Дознание производится:

Информация об изменениях:

4. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей настоящей статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Варианты фактического завершения предварительного расследования: приостановление и окончание (формы окончания)

После того как уголовное дело возбуждено, производство по нему, осуществляемое в рамках предварительного расследования, с точки зрения общей перспективы может быть либо приостановлено, либо окончено (как говорится, третьего не дано). Иначе говоря, оно подлежит завершению принятием системообразующего для данной стадии уголовного процесса процессуального решения, имеющего либо временный характер (приостановление предварительного расследования), либо окончательный характер (окончание предварительного расследования). От этого решения зависит дальнейшее движение уголовного дела или отсутствие такового. В этом смысле приостановление и окончание предварительного расследования следует рассматривать в комплексе, поскольку они, с одной стороны, неразрывно связаны, а с другой — представляют собой альтернативные варианты развития производства по уголовному делу.

Если говорить об окончании предварительного расследования, то его формами, находящими отражение в соответствующих процессуальных решениях, являются:

См. более подробно гл. 19 и 20 настоящего курса.

2) окончание предварительного расследования принятием процессуального решения о прекращении уголовного дела — гл. 29 УПК РФ ;

См. более подробно гл. 18 настоящего курса.

См. более подробно § 2 гл. 34 настоящего курса.

Связывая окончание предварительного расследования с завершением на данном этапе производства по уголовному делу всех следственных и иных процессуальных действий, необходимо учитывать, что аналогичные процессуальные последствия влечет и решение о приостановлении производства по уголовному делу.

Поэтому принципиально важным для понимания правовой природы института приостановления производства по уголовному делу служит то обстоятельство, что, не обладая de jure свойствами итогового процессуального решения для стадии предварительного расследования, приостановление производства de facto связано с завершением расследования по уголовному делу, которое может иметь временный характер, но может приобрести и характер окончательный (когда приостановленное дело подлежит окончательному прекращению).

Таким образом, в российском уголовном процессе приостановление производства по уголовному делу наряду с его окончанием следует рассматривать в качестве варианта фактического завершения предварительного расследования.

§ 2. Понятие и процессуальное значение института приостановления предварительного расследования

Как уже отмечалось выше, логическим завершением предварительного расследования является его окончание в формах, предусмотренных уголовно-процессуальным законом для этой стадии движения уголовного процесса.

В теоретическом смысле все сказанное в равной мере относится и к судебным стадиям уголовного процесса. Исходя из этого, интересующий нас механизм можно рассматривать в более широком ключе как институт приостановления производства по уголовному делу. Однако законодатель на данном этапе предпочитает регулировать этот механизм не в качестве института общей части уголовно-процессуального права (одного из общих положений уголовного процесса), а применительно к соответствующим стадиям уголовного процесса в отдельности. Поэтому здесь мы ограничимся рассмотрением только приостановления предварительного расследования (о приостановлении производства в судебных стадиях уголовного процесса см. § 6 гл. 22 настоящего курса). В то же время многие отмеченные здесь теоретические положения в полной мере приложимы и к судебным стадиям.

Иначе говоря, объективная потребность в наличии данного процессуального института обусловлена следующими причинами.

Сроки предварительного расследования являются разновидностью его общих условий. Более подробно о сроках предварительного расследования см. § 13 гл. 14 настоящего курса.

Во-вторых, это объективная возможность возникновения обстоятельств как фактического, так и юридического характера, препятствующих окончанию производства по уголовному делу в предусмотренные законом сроки.

При этом необходимо отметить, что четко регламентированные сроки предварительного расследования, включая процедуру их продления, не служат неотъемлемым элементом уголовного судопроизводства континентального типа, что обусловлено главным образом судебным характером классического предварительного следствия, присущим отдельным странам европейского континента (Франция и др.), и наличием правила «судью (включая следственного судью) торопить нельзя». Соответственно, приостановление производства по уголовному делу в этом плане не может претендовать на характер универсального правового института: он известен далеко не во всех правопорядках. Скажем, французский следственный судья при производстве предварительного следствия, исчерпав все возможности для его продолжения, приостанавливает и возобновляет свою деятельность исключительно в фактическом смысле вне рамок какого-то процессуального механизма, т.е. не принимая об этом никаких специальных процессуальных решений.

Если говорить об отечественном уголовном судопроизводстве, то в историческом контексте его развития институт приостановления предварительного расследования не всегда однозначно воспринимался на законодательном уровне и в процессуальной доктрине.

См.: Великая реформа: к 150-летию Судебных уставов. Т. II: Устав уголовного судопроизводства / Под ред. Л.В. Головко. М., 2014. С. 23.

См., в частности: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1910. Т. II. С. 44 — 46.

Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. // СПС «Гарант».

См., в частности: Строгович М.С. Уголовный процесс. М., 1946. С. 314 — 323; Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. М., 1951. С. 287 — 298.

См., в частности: Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. Н.С. Алексеев, В.З. Лукашевич, П.С. Элькинд. М., 1972. С. 298 — 302; Быков В.М., Ломовский В.Д. Приостановление производства по уголовному делу. М., 1978. С. 5 — 11.

В рамках настоящей главы такие понятия, как «приостановление производства по уголовному делу», «приостановление предварительного расследования» и «приостановление предварительного следствия», рассматриваются в качестве синонимов.

При характеристике института приостановления производства по уголовному делу важно учитывать следующие признаки, присущие ему вне зависимости от стадии движения уголовного дела. Эти признаки в полной мере относятся и к приостановлению уголовного дела в стадии предварительного расследования.

Аналогичная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ (см., в частности: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 215 и абзаца второго статьи 217 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Барабаша и А.В. Исхакова»).

Во-вторых, возникновение при производстве по уголовному делу одного из перечисленных в законе обстоятельств, служащих основанием к принятию соответствующего процессуального решения, не влечет автоматическое приостановление производства в каждом случае появления подобных обстоятельств. Необходимо также учитывать иные обстоятельства, имеющие место при производстве по уголовному делу (в частности, общую продолжительность предварительного следствия, предполагаемую длительность и характер заболевания подозреваемого, обвиняемого, наличие ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие подсудимого и т.п.).

В-третьих, следствием приостановления производства по уголовному делу служит запрет на осуществление любых процессуальных действий и принятие процессуальных решений до возобновления производства по нему. Вместе с тем характер обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу, не только не исключает, но по ряду оснований предполагает необходимость осуществления иной, внепроцессуальной деятельности, связанной, в частности, с розыском лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, установлением фактического местонахождения подозреваемого, обвиняемого и т.п. По существу, подобная внепроцессуальная (чаще всего оперативно-розыскная) деятельность направлена на устранение обстоятельств, повлекших приостановление производства по уголовному делу.

§ 3. Основания приостановления предварительного расследования

В качестве оснований приостановления предварительного расследования в ч. 1 ст. 208 УПК РФ предусмотрены следующие обстоятельства:

1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Таким образом, из вышеприведенных оснований приостановления уголовного дела следует, что применение данного процессуального института возможно как в период производства расследования in rem — по кругу деяний и в отсутствие лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого ( п. 1 ст. 208 УПК РФ), так и при одновременном производстве по уголовному делу in rem (по кругу деяний) и in personam (по кругу лиц) ( п. п. 2 — 4 ст. 208 УПК РФ).

См., в частности: Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. А.В. Смирнова // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

Общими являются условия, наличие которых необходимо для приостановления предварительного расследования по любому из вышеперечисленных оснований. К ним относятся, в частности: отсутствие обстоятельств, влекущих прекращение уголовного дела (отсутствие событие, истечение сроков давности уголовного преследования и т.п.), а также выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

Специальные условия относятся к основаниям приостановления производства по п. п. 2 — 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ и обусловлены уже персонифицированным характером уголовного преследования. В качестве специальных условий следует рассматривать: наличие подозрения или обвинения по уголовному делу, отсутствие оснований для заочного рассмотрения уголовного дела и т.п.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что основания приостановления предварительного следствия, перечисленные в ст. 208 УПК РФ, относятся к так называемым фактическим основаниям.

Об основаниях приостановлении судебного разбирательства см. п. 2 § 6 гл. 22 настоящего курса.

См. подробнее § 12 гл. 10 настоящего курса.

Итак, рассмотрим каждое из вышеприведенных оснований приостановления производства по уголовному делу более подробно.

Первое основание приостановления предварительного расследования — лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено — предполагает фактическую и, как следствие, юридическую невозможность дальнейшего движения уголовного дела. Неустановление лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, исключает возможность персонификации уголовного судопроизводства, предполагающей осуществление расследования не только в отношении установленных фактов (пределы производства in rem), но и в отношении конкретных лиц (пределы производства in personam). Соответственно, невозможность доказывания виновности определенного лица (лиц) ввиду отсутствия последнего (последних) исключает возможность его привлечения в качестве обвиняемого и предъявление обвинения, окончания предварительного расследования в установленных формах, направления уголовного дела в суд, судебного разбирательства и т.п. По данному основанию приостановление предварительного расследования допускается лишь по истечении его срока. По сути, по этому основанию приостанавливаются дела обо всех так называемых нераскрытых преступлениях.

Второе основание приостановления предварительного расследования — подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам — на момент принятия соответствующего процессуального решения предполагает персонифицированный характер производства по уголовному делу, когда лицо или лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности, предварительно установлены.

См.: Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Указ. соч.

В данном вопросе необходимо учитывать основания, с наличием которых законодатель связывает появление процессуальной фигуры подозреваемого. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что предварительное следствие по вполне понятным и объективным причинам не может быть приостановлено в отношении лица, которое приобрело статус подозреваемого вследствие его задержания по основаниям, предусмотренным ст. 91 УПК РФ ( п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Аналогичным образом следует расценивать и ситуацию, связанную с признанием лица подозреваемым в связи с избранием в отношении его меры пресечения до предъявления обвинения ( п. 3 ч. 1 ст. 46 УПК РФ): либо обвинение предъявляется в установленный срок, либо мера пресечения отменяется, вследствие чего лицо утрачивает статус подозреваемого.

Несколько иначе обстоит дело с подозреваемым, признанным таковым вследствие возбуждения в отношении лица уголовного дела ( п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ), а также уведомления его о подозрении. Именно с появлением подозреваемого по данным основаниям следует связывать возможность приостановления производства по уголовному делу в отношении подозреваемого. При этом если институт уведомления о подозрении служит процессуальным аналогом института привлечения лица в качестве обвиняемого с той лишь оговоркой, что он применим исключительно в ходе производства дознания, то возбуждение уголовного дела в отношении лица и последующее приостановление производства по делу без формирования достаточной доказательственной базы для признания такого лица обвиняемым как раз и порождают проблему снижения стандартов доказанности участия лица в совершении преступления.

В подобной ситуации с точки зрения процессуальной логики движения уголовного дела и формирования пределов производства по нему, а также защиты прав и интересов лица, вовлекаемого в уголовное судопроизводство, единственно правильным при принятии решения о приостановлении производства по уголовному делу представляется вариант определения процессуального статуса лица в качестве обвиняемого либо «снятие» подозрения и, соответственно, приостановление предварительного расследования по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Институт мер пресечения рассмотрен в § 3 гл. 12 настоящего курса. Поэтому здесь дополнительно затрагиваются лишь отдельные аспекты избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, непосредственно связанные с применением института приостановления предварительного расследования.

Однако основная причина возникновения данной проблемы кроется не столько в процессуальной плоскости, сколько в вопросах практической реализации положений уголовно-процессуального закона, а именно организационном, техническом, временном и других аспектах, связанных с производством по уголовному делу. Дело в том, что задержание лица вне места производства предварительного следствия зачастую не позволяет следователю своевременно (в течение 48 часов) заявить перед судом по месту фактического задержания подозреваемого, обвиняемого ходатайство об избрании меры пресечения, представить необходимые доказательства, присутствовать в судебном заседании лично и т.п.

См., в частности: Гаврилов Б.Я. Современные проблемы досудебного производства и меры по их разрешению // Российский следователь. 2013. N 21. С. 5 — 11.

См.: п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога».

Следует добавить, что, равно как и в первом случае, приостановление предварительного расследования по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, допустимо только по истечении установленного срока предварительного следствия (дознания).

Третье основание приостановления предварительного следствия — место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует ( п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) — также предполагает персонифицированный характер производства по уголовному делу.

Более подробно о процедуре выдачи лица для уголовного преследования см. § 2 гл. 35 настоящего курса.

Четвертое основание приостановления предварительного следствия — временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях — предполагает необходимость одновременного наличия сразу нескольких условий.

К таким условиям относятся:

1) тяжкий (острый) характер заболевания, исключающий возможность участия в производстве по уголовному делу, в том числе при производстве следственных и иных процессуальных действий;

2) продолжительный характер заболевания; краткосрочные заболевания (простуда, грипп и т.д.) по общему правилу не влекут необходимости приостановления производства по уголовному делу; исключением могут служить случаи возникновения кратковременного заболевания в период, когда истекают сроки предварительного следствия;

3) дополнительное условие возникает в случае психического заболевания лица, поскольку здесь существует конкуренция между двумя возможностями: приостановлением предварительного расследования и передачей уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера ( гл. 51 УПК РФ); основание приостановления предварительного расследования возникнет только в том случае, когда психическое заболевание имеет излечимый характер ; если же психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, наступило после совершения преступления, но при этом в прогнозируемой перспективе шансов на выздоровление нет, то производство по делу не приостанавливается, а продолжается в порядке, предусмотренном гл. 51 УПК РФ.

Применительно к остальным заболеваниям данное условие отсутствует. Скажем, если обвиняемого разбил паралич без малейших шансов на выздоровление, что исключает его дальнейшее участие в производстве по делу, то при отсутствии оснований для прекращения уголовного дела (преследования) единственной возможностью является приостановление предварительного расследования.

Характер заболевания подозреваемого, обвиняемого подлежит удостоверению медицинским заключением, требования к форме и содержанию которого регламентируются нормативными актами Министерства здравоохранения РФ.

§ 4. Процессуальные последствия приостановления предварительного расследования

В уголовном процессе в отличие от иных видов судопроизводства принципиально важным последствием любого приостановления производства по уголовному делу является абсолютный запрет на осуществление следственных и иных процессуальных действий до возобновления производства по нему ( ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

Несколько сложнее решается вопрос с мерами пресечения. С одной стороны, закон не исключает возможность сохранения, продления или даже избрания меры пресечения по приостановленному уголовному делу ( ч. 4 ст. 208 УПК РФ). Более того, такой подход в некоторых случаях является единственно возможным: например, если лицо, обвиняемое в совершении опасного преступления и находящееся под стражей, заболело, что повлекло необходимость приостановления предварительного расследования, то мера пресечения сохранит силу и обвиняемому придется лечиться в соответствующем медицинском учреждении по месту исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу. С другой стороны, ни одна мера пресечения не может действовать в течение неопределенного и ничем не ограниченного срока. Скажем, если один обвиняемый находится за границей, а другой — под подпиской о невыезде, то при невозможности выделить уголовное дело и необходимости приостановить производство в целом мера пресечения в виде подписки о невыезде должна отменяться. В противном случае мы сталкивались бы с ситуацией, когда к лицу применяется мера пресечения в течение нескольких лет или даже десятилетий (в пределах сроков давности) без малейших перспектив ее отмены, что недопустимо. Как видно, при решении вопроса о возможности или невозможности сохранения меры пресечения при приостановлении предварительного расследования возникают разные обстоятельства, которые нельзя однозначно урегулировать в законе. Поэтому данный вопрос решается исходя из обстоятельств дела, конкретного основания приостановления производства по нему, общей процессуальной ситуации и т.п.

Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и стороны защиты: потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. В случае если предварительное следствие приостановлено по основаниям, не связанным с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, либо его местонахождения, о принятии данного процессуального решения также в обязательном порядке уведомляются подозреваемый (обвиняемый) и его защитник ( ч. 1 ст. 209 УПК РФ).

О порядке обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, см. п. 6 § 2 гл. 2 настоящего курса.

Как уже упоминалось выше, приостановление производства и, как следствие, запрет на совершение процессуальных действий и принятие процессуальных решений до момента возобновления производства вовсе не исключают осуществление иной, внепроцессуальной, деятельности, направленной прежде всего на устранение обстоятельств, повлекших приостановление уголовного дела.

Одним из наиболее важных мероприятий, осуществляемых по приостановленному уголовному делу, служит розыск подозреваемого (обвиняемого). Следует отметить, что уголовно-процессуальные аспекты регулирования розыскной деятельности при производстве по уголовному делу позволяют выделить три основные типовые ситуации, в которых производство по уголовному делу сопряжено с осуществлением органом дознания розыска лица, совершившего преступное деяние.

Во-первых, это производство органом дознания розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, переданному возбудившим его органом дознания для производства предварительного следствия, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление. В такой ситуации производство розыскных и оперативно-розыскных мероприятий не требует отдельного поручения следователя и осуществляется в силу прямого указания закона ( ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Во-вторых, розыск может быть объявлен в ходе производства предварительного расследования в случаях, когда в отношении лица вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого либо имеются основания для признания за ним процессуального статуса подозреваемого, однако его местонахождение следователю (дознавателю) неизвестно. В подобных ситуациях розыск подозреваемого, обвиняемого предполагает вынесение отдельного поручения, адресованного органу дознания.

В-третьих, розыск подозреваемого, обвиняемого объявляется в случаях приостановления предварительного расследования по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, о чем указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия либо выносится отдельное постановление ( ч. 1 ст. 210 УПК РФ).

Розыск, осуществляемый органом дознания по поручению следователя, представляет собой совокупность организационных, оперативных, административных мероприятий, направленных на установление местонахождения подозреваемого, обвиняемого. При этом в ходе производства розыска по уголовному делу, производство по которому приостановлено, недопустимо осуществление процессуальных и следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Существенным с точки зрения процессуальных последствий применения института приостановления предварительного расследования служит то обстоятельство, что принятие одноименного процессуального решения выводит уголовное дело за рамки установленных законом сроков его расследования, значительно увеличивая при этом фактическое время нахождения уголовного дела в досудебном производстве (в производстве следователя, дознавателя). Вместе с тем принцип разумного срока уголовного судопроизводства ( ст. 6.1 УПК РФ) обязывает правоприменителя при принятии данного процессуального решения, во-первых, оценивать его законность, целесообразность, обоснованность в каждом конкретном случае, во-вторых, осуществлять действенные и эффективные меры, включая контроль за их исполнением, направленные на устранение обстоятельств, повлекших приостановление расследования. При этом следует отметить, что принцип разумного срока судопроизводства является относительно новым институтом уголовно-процессуального права, пришедшим в отечественную процессуальную доктрину и законодательство из практики Европейского суда по правам человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. До недавнего времени уголовно-процессуальным законом при определении разумного срока учитывался исключительно период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора ( ч. 2 ст. 6.1 УПК РФ). Иначе говоря, при определении разумности сроков оценивался временной период, исчисляемый с момента появления в уголовном деле подозреваемого (обвиняемого) до момента вынесения итогового решения по уголовному делу.

Вместе с тем правовые положения, касающиеся данной проблематики в уголовном судопроизводстве, но нашедшие отражение в иных федеральных законах, существенно расширяли сферу применения положений о разумном сроке в уголовном процессе, прежде всего применительно к производству досудебному.

Аналогичная норма содержится в ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Тем самым приведенная норма определяла сферу применения правил о разумном сроке до окончания производства по уголовному делу следующими пределами.

Во-первых, формально-юридически не любое основание приостановления производства по уголовному делу гипотетически могло быть сопряжено с нарушением права на судопроизводство в разумный срок. Так, приостановление производства в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого ( п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), с учетом вышеприведенных положений исключало постановку вопроса в рассматриваемой плоскости, поскольку производство по делу ведется исключительно по кругу деяний (in rem), но не по кругу лиц (in personam).

Во-вторых, иные основания приостановления предварительного расследования ( п. п. 2 — 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) могли быть сопряжены с нарушением права на судопроизводство в разумный срок только при наличии двух условий: первое условие — общая продолжительность производства, включая срок приостановления предварительного расследования, превысила четыре года от начала уголовного преследования (момента признания лица подозреваемым, обвиняемым) до дня поступления соответствующего заявления в суд; второе условие — лицо обращалось с жалобой в установленном порядке к прокурору, руководителю следственного органа либо в суд.

Конституционный Суд РФ, оценивая вышеприведенные положения действующего законодательства, внес существенные коррективы в их толкование, предопределив тем самым внесение изменений в УПК РФ.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2013 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1, пункта 1 части 1, частей 6 и 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», частей первой и четвертой статьи 244.1 и пункта 1 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.Е. Поповой».

Изменения в вышеперечисленные Законы внесены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

§ 5. Судьба приостановленного уголовного дела

Сущностной характеристикой института приостановления производства по уголовному делу служит возможность его возобновления и последующего окончания предварительного расследования в предусмотренных уголовно-процессуальным законом формах.

Возобновление предварительного расследования по уголовному делу производится в соответствии со ст. 211 УПК РФ по следующим основаниям:

1) отпали основания его приостановления, предусмотренные ч. 1 ст. 208 УПК РФ;

2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого;

3) судом, прокурором либо руководителем следственного органа отменено постановление следователя о приостановлении предварительного расследования.

Процессуальное решение о возобновлении предварительного следствия оформляется постановлением следователя.

В случае если возобновление предварительного следствия явилось результатом отмены прокурором процессуального решения о приостановлении производства по уголовному делу, прокурор выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию. Данное постановление незамедлительно направляется руководителю следственного органа и служит основанием для вынесения следователем постановления о возобновлении производства по делу.

Применительно к производству дознания решение о приостановлении расследования может быть отменено непосредственно постановлением прокурора или начальника подразделения дознания ( ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ) и в силу уже данного процессуального решения производство по делу считается возобновленным.

При возобновлении производства срок предварительного следствия по уголовному делу устанавливается руководителем следственного органа в пределах одного месяца со дня поступления дела следователю вне зависимости от того, сколько раз производство по уголовному делу до этого возобновлялось, а также вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия ( ч. 6 ст. 162 УПК РФ). Применительно к производству дознания законодатель прямо не устанавливает срок производства по возобновленному уголовному делу, поэтому в такой ситуации следует исходить из положений, сформулированных в ч. 6 ст. 162 УПК РФ.

О возобновлении производства по уголовному делу сообщается участникам уголовного судопроизводства: подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору ( ч. 3 ст. 211 УПК РФ).

При характеристике института приостановления производства по уголовному делу важно отметить, что возобновление производства по уголовному делу, равно как и приостановление последнего, может носить неоднократный характер в зависимости от индивидуальных обстоятельств расследования по каждому уголовному делу. В частности, возобновление предварительного следствия в связи с необходимостью производства отдельных следственных действий предполагает возможность последующего его приостановления до устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление (если произведенное следственное действие не привело к их устранению). Образно говоря, производство по уголовному делу в такой ситуации развивается как бы «пунктиром», когда за приостановлением следует возобновление, затем — снова приостановление, опять возобновление и т.д.

В то же время в некоторых ведомственных актах (см., например: п. 1.24 Приказа Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации») иногда высказывается позиция, согласно которой недопустимо прекращать за истечением сроков давности уголовного преследования приостановленное уголовное дело, если обвиняемый (подозреваемый) по нему так и не установлен. С такой позицией трудно согласиться, поскольку она приводит к процессуальной неопределенности и невозможности решить окончательную судьбу значительного массива приостановленных уголовных дел (остающихся, невзирая на все усилия, нераскрытыми).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *