Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества это

Теории творчества (зачем и откуда оно появилось)

В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.

Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии. Оптимистический взгляд на природу человечества, характерный для гуманистической психологии, относится и к пониманию природы и роли творчества.

Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Он полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности.

К представителям гуманистической психологии относятся К. Роджерс и А. Маслоу, а также Р. Мэй, Д. Морено. Их взгляды на природу творчества весьма близки, но каждый тем не менее освещал разные аспекты данного вопроса.

Центральным понятием в теории К. Роджерса, основателя личностноориентированной терапии, является «поле опыта» (или «феноменальное поле»). Оно включает события, восприятие, ощущения и воздействия, которые человек отбирает по принципу нужности, сам того, может быть, не осознавая.

Потребность в креативных людях, по мнению К. Роджерса, обусловлена ситуацией в современном мире, связанной с увеличением научных открытий и изобретений. Пассивный и культурно ограниченный человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых ему окружающим миром. Платой за отсутствие творческого начала является дезадаптация человека.

Итак, следуя логике рассуждений К. Роджерса, современный уровень развития науки и техники выдвигает требование непременной творческой адаптации к новому миру, а само творчество является неотъемлемой частью самоактуализации человека.

Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Оно есть в каждом индивиде, но может быть скрыто под слоем психологических защит. Созидательный характер творчества можно предположить в том случае и в той мере, в какой человек «открыт» своему опыту.

К. Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление: «Нет существенной разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии, изобретении новых орудий убийства, развитии научных теорий, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или создании новых граней собственной личности» (с. 82).

К. Роджерс определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям он относил:

Внешними условиями творчества являются:

Сопутствующими компонентами творческого акта К. Роджерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «отъединенности»).

Творчество, с точки зрения Д. Б. Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

Трансактуализированная личность противостоит, по мнению автора, реактивной личности, так же как трансдействие противодействию. Первоначально между психологическим и действительным окружением, особенно социальным, существует несоответствие, приводящее к напряжению. Оно может быть редуцировано двумя путями: изменением личностью своей собственной перцепции соответственно окружению или реорганизацией окружения соответственно миру личности. Автор рассматривает первый тип как результат конформности, присущий большинству людей, а второй тип как приводящий к творчеству.

Он выделяет пять уровней творчества: выразительное творчество, техническое творчество, изобретательское творчество, новаторское творчество, чрезвычайное творчество. Этим уровням развития творчества, каждый из которых имеет различную зону развития, соответствуют пять форм трансактуализированных склонностей.

Понятия (мышление и творчество) зачастую противопоставляют. Но такая позиция приводит к грубой методологической ошибке, заставляя признать, что для творческих личностей должны быть особые психологические законы. На самом же деле элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены (сильнее или слабее) и по-разному сочетаются между собой. Например, сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и способности к отдаленному ассоциированию проявляет себя как нестандартность мышления, которую считают непременно составной частью таланта.

Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства.

Отсюда: творчество происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что». Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.

Справедливость этого взгляда на творчество имеет право на существование, что подтверждается биографиями многих поэтов, писателей, композиторов, которые, занимаясь творчеством, были на государственной службе. Например, композитор А. Бородин работал в химической лаборатории Медико-хирургической академии, писатель Сент-Экзюпери был летчиком, поэт Тютчев служил в Министерстве иностранных дел, а Грибоедов был дипломатом. Они создавали свои шедевры не по оплачиваемому заказу, а по велению души. Когда критики написали, что американский композитор Гершвин сочиняет произведения по заказу, он возмутился и сказал, что он не может писать заказную музыку. Правда, один из своих шедевров («Рапсодия в стиле блюз») он все-таки признал таковым. Так что и такой вариант создания выдающихся творческих произведений возможен. Особенно это касается технического и научного творчества.

Многие, в том числе великие, произведения создавались по заказу, с достаточно четким указанием на то, что именно, а подчас и как именно должно быть изображено. Заказ, поступивший извне, или замысел, принадлежащий самому автору, лишь очерчивает зону поиска художественного решения.

О. В. Назаров (2007) полагает, что в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств (1989).

Как отмечают Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов, рассмотренные теории и концепции, «несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, не являются исчерпывающими и полностью охватывающими проблему творчества. Исследователи ставят и разрабатывают проблему с позиций собственной методологии, на вполне определенном специфическом языке и, как правило, акцентируют внимание преимущественно на одном или нескольких ее аспектах» (2006, с. 30).

Источник

Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества это

Интересен вопрос о том, как соотносятся в деятельности индивида, в функционировании личности нормосообразность и творческая активность. Обычно эти качества противопоставляют друг другу. Но такое противопоставление верно только в том смысле, что излишняя регламентация, чрезмерно жесткое нормирование «сковывает индивидуальную активность и обедняет человеческие отношения» (Соколов Э. В., 1972, с.141).

Впрочем, дело не столько в степени жесткости конкретных норм, сколько в том, в какой мере такая жесткость уместна в определенном звене индивидуальной или коллективной деятельности. В зависимости от функций этого звена, в нем должны преимущественно воплощаться или нормосообразность, или творчество. Проектируя трудовую деятельность и руководя ею, важно рациональным образом выделить ее «нормативные» и «творческие» звенья.

Противопоставление творчества нормосообразности не следует абсолютизировать. Внимательный анализ таких видов деятельности, творческий характер которых не подлежит сомнению, показывает, что строгое соблюдение нормы вполне совместимо с творчеством и, более того, часто служит его предпосылкой. Это ярко проявляется в исполнительском творчестве, где уже сам нотный текст или текст роли фиксирует некоторую требующую обязательного выполнения норму деятельности… Исполнитель должен безукоризненно владеть «художественной семиотической системой, чтобы закрепить с ее помощью синтез индивидуально неповторимого постижения произведения» (Рапопорт С., 1972, с. 37).

Балл Г. А., 1990, с. 29.

Ф. Д. Батюшков (1901) выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.

М. С. Каган и А. М. Эткинд (1988) пишут об общении как творчестве, а Е. Ю. Сидоркина (2000) полагает, что необходимо говорить о «творчестве в общении», под которым понимает гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением. Творческими приемами и действиями в общении могут являться любые неожиданные действия, вызывающие активную встречную реакцию, разрушающие стереотипы и рутинные события.

Такой подход к творчеству имеет право на существование. Творчество, например, необходимо тренерам для оказания стимулирующего или расслабляющего воздействия на спортсменов. Вот несколько примеров такого творчества.

На чемпионате Европы по борьбе, проходившем за рубежом, тренер увидел, что ученик находится перед финальной схваткой в состоянии апатии. Чтобы взбодрить спортсмена, тренер повел с ним такой разговор: «Анзор, ты знаешь, что такое Евровидение?» – «Да». – «А ты знаешь, что сегодня будут транслироваться эти соревнования на всю Европу, и как ты борешься, увидят в твоем ауле?» Больше никаких слов не понадобилось. Анзор выиграл чемпионат Европы.

В 1970 г. для определения чемпиона СССР по футболу был проведен дополнительный матч между московским «Динамо» и ЦСКА. Первый тайм вчистую был выигран динамовцами – 3: 1. В перерыве в раздевалке армейцев была гробовая тишина и выражение полной безысходности на лицах футболистов. В это время один из защитников полез зачем-то в свой баул и случайно нажал на резинового чертика, издавшего звук хохота. Тренер заметил, что на лицах футболистов промелькнула улыбка. Тогда он подбежал к защитнику и сказал: «Ну-ка, нажимай на своего чертика!» Из баула последовал непрерывный хохот, который заразил всю команду. В это время раздался свисток судьи на выход. Армейцы вышли из раздевалки, продолжая хохотать, а навстречу им шли динамовцы, которые никак не могли понять, что же такое придумали соперники, из-за чего им стало так весело. Итог матча – 4: 3 в пользу ЦСКА.

По данным Е. Ю. Сидоркиной, творческие приемы в общении особенно часто используют руководители, педагоги (вспомним заведующего детским садом в фильме «Джентльмены удачи», который придумал, как заставить малышей съесть завтрак), режиссеры театра и кино, родители, а типичными ситуациями, требующими использования творческих приемов, являются недоверие партнера, прием первого пациента, ритуальность в деловых отношениях, приводящая к рутине, необходимость стимуляции творческого мышления партнера, необходимость «снятия масок» и выхода на доверительные отношения, необходимость разрушения стереотипа.

1.2. Теории творчества (зачем и откуда появилось творчество)

В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.

Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Юнг) рассматривает два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. З. Фрейд полагал, что мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество – это десексуализация, т. е. перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества (прежде всего – художественного) воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация.

Другим положением теории З. Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по З. Фрейду, – самая «творческая» часть психики.

К. Юнг утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения. Юнг выделял в человеке два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. «Каждый творческий человек – это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. С одной стороны, он представляет собой нечто человечески личное, с другой – это внеличный человеческий процесс. Он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. Творческое живет и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого он забирает нужные соки. Аналитическая психология называет это явление автономным творческим комплексом, который в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню, своей силе. на правах вышестоящей инстанции мобилизует Я на службу себе» (1991, с. 277).

Таким образом, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это рок, не подвластный сознанию и воле человека.

С позиций гештальтпсихологии творчество – это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению (Келлер, 1930; Wertheimer, 1945).

Когнитивная теория творчества Дж. Келли рассматривает творчество как альтернативу банальному. Не используя термин «творчество», Келли между тем разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека – это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь – это творческий исследовательский процесс.

Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии. Оптимистический взгляд на природу человечества, характерный для гуманистической психологии, относится и к пониманию природы и роли творчества.

Источник

Теории творчества.

Автор: Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11 Алексеенко А.А.

Автор теории или концепции творчества

Содержательная характеристика теории творчества

Психоаналитическая теория творчества
(3. Фрейд, К.Юнг)

Когнитивная теория творчества Джордж Келли

Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии (Альфред Адлер, Э. Фромм, Г. Олпорт, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс).

Концепция креативности Джой Гилфорда и Элиса Торранса

Теория развития творческой личности (Генрих Самуилович Альтшуллер, отечественный ученый, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), автор TPTJI (теории развития творческой личности)

Концепция психологического моделирования творческой деятельности — автор концепции российский психолог Яков Алекандрович Пономарев.

Творчество в концепции Я.А.Пономарева рассматривается в широком смысле, как атрибут материи. Суть креативности как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и сензитивности (чувствительности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты деятельности, которые и являются творением нового, а нетворческий человек видит только результаты, относящиеся к достижению поставленной цели, проходя мимо новизны. Важным и интересным выводом Я.А. Пономарева является представление о «биполярности» творческого процесса. В рассмотрении термина «творчество» нас, прежде всего, интересует и его педагогическая трактовка.
С позиции Я.А. Пономарева оно характеризуется как взаимодействие педагога и учащегося, ведущее к развитию. Творчество в самом широком смысле автор рассматривает как педагогическое взаимодействие.

В исследованиях В.И. Андреева

Источник

Теории творчества и их содержательная характеристика

Автор теории или концепции творчества

Содержательная характеристика теории творчества

Психоаналитическая теория творчества

рассматривает два аспекта: мотивацию и

бессознательные компоненты творчества.

Бессознательное, по 3. Фрейду, — самая «творческая» часть психики.

Карл Юнг утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения.

Когнитивная теория творчества Джордж Келли

рассматривает творчество как альтернативу банальному. Не используя термин «творчество», Келли между тем разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление.

Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии ( Альфред Адлер, Э. Фромм, Г. Олпорт, Абрахам Маслоу , Карл Роджерс).

каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль.

творчество как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт, творчество универсально. Нет существенной разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии, изобретении новых орудий убийства, развитии научных теорий, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или создании новых граней собственной личности.

Концепция креативности Джой Гилфорда и Элиса Торранса

Американский исследователь креативности Э.П. Торренс определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения.

Дж. Гилфорд изучая креативность, указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций — конвергенцией и дивергенцией .

Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку надо на основе множества условий найти единственно верное решение задачи.

Джой Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность.

П. Торранс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстрее разрешать проблемные ситуации.

Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиск решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку гипотез, возможность их модификаций и сообщение результатов.

Теория развития творческой личности (Генрих Самуилович Альтшуллер, отечественный ученый, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), автор TPTJI (теории развития творческой личности)

Концепция психологического моделирования творческой деятельности — автор концепции российский психолог Яков Алекандрович Пономарев.

Творчество в концепции Я.А.Пономарева рассматривается в широком смысле, как атрибут материи. Суть креативности как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и сензитивности (чувствительности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты деятельности, которые и являются творением нового, а нетворческий человек видит только результаты, относящиеся к достижению поставленной цели, проходя мимо новизны. Важным и интересным выводом Я.А. Пономарева является представление о «биполярности» творческого процесса. В рассмотрении термина «творчество» нас, прежде всего, интересует и его педагогическая трактовка.

С позиции Я.А. Пономарева оно характеризуется как взаимодействие педагога и учащегося, ведущее к развитию. Творчество в самом широком смысле автор рассматривает как педагогическое взаимодействие.

В исследованиях В.И. Андреева

а)наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б)социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности;

в)наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г)наличие субъективных предпосылок для творчества (знаний, умений, мотиваций, способностей);

д)новизна и оригинальность процесса или результатов.

Источник

Теории происхождения творчества как вида деятельности человека

Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества это Светлана Русакова
Теории происхождения творчества как вида деятельности человека

Движущая сила прогресса – творчество людей. Бердяев Н. А.писал: «Творчество это единственный вид деятельности, который делает человека человеком». Роджерс Н. последовательно в своих трудах доказывает, что творчество это процесс, который может приводить к созданию некого продукта.Он пишет: «Этот процесс порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество – часть всего нашего существования, нашего тела, нашего разума, эмоций и духа». Пономарёв Я. А. считает, что творчество одна из форм образования материи.

Наиболее, полное определение творчества дано Ильиным Е. П. «Творчество – духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира духовной культуры».

Существуют различные теории природы творчества человека.

Психоаналитическая теория творчества развивается последователями Фрейда З. и Юнга К.Они рассматривают два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты. З. Фрейд полагал, что мотивы творчества являются производными от сексуальных влечений. Он считал, что в продуктах творчества, прежде всего художественного характера, воплощены вытесненные стремления и переживания. Это явление он называл сублимацией. Другое положение теории З. Фрейда является важнейший источник творчества – подсознание, бессознательные психические процессы.

Следовательно, творчество – это десексуализация, т. е. перенос бессознательной сексуальной энергии в творческую сознательную деятельность.

К. Юнг выделял в человеке два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Бессознательное полно новых мыслей и творческого вдохновения. Это является источником творческого дара. К.Юнг пишет: «Творческое живёт и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого оно забирает нужные соки, на правах вышестоящей инстанции мобилизует «Я» на службу себе».

Следовательно, с позиции психоанализа, творческий дар – это явление, не подвластное сознанию и воле человека.

Когнитивная теория творчества разработана Дж. Келли. Он рассматривая творчество, не использует творчество как термин. Для него человек – исследователь, который эффективно взаимодействует с миром. Жизнь человека – исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности.

Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Его компенсационная теория творчества рассматривает науку, искусство и другие области культуры, как способ компенсации своих недостатков. Творчество он рассматривает как образ жизни человека, а не решение каких либо своих задач. А.Адлер пишет: «Творческое «Я», имеющееся у человека, влияет на каждую грань жизненного опыта и делает его архитектором своей жизни».

Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Фромм Э. определяет творчество, как способность «удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Альтшуллер Г. С. создал торию развития творческой личности. С его точки зрения способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Духовная деятельность есть генерация мыслей. Необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовать духовную деятельность. Главное не развитие способностей, а создание мотивации на овладение технологией творческого труда.

Альтшуллер Г. С.писал: «Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специальное мастерство».

Справедливость этого взгляда подтверждается биографиями многих поэтов, писателей и композиторов. Сократ первым указал, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, а следуя природному инстинкту. Так Бородин А. работал в химической лаборатории Медико-хирургической академии, Сент-Экзюпери А. был лётчиком, Тютчев Ф. и Грибоедов А. были дипломатами. Они создавали свои шедевры не по оплачиваемому заказу, а по велению души.

Список использованных источников и литературы.

Адлер А. Воспитание детей. М. 1998

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М. Сов. Радио, 1979

Бердяев Н. А. Вселенскость и конфенсионализм. СПб. 2014

Словарь справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий. Под. Ред. Барышевой Т. А. СПб. 2008

Ильин Е. П. Психология творчества. М. 2012

Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструкторов. СПб. 2000

Пономарёв Я. А. Языки психологии творчества. М. 1976

Фрейд З. Введение в психоанализ. Азбука-Аттикус. М. 2015

Фромм Э Кризис психоанализа. СПб. 1992

Юнг К. Очерки по психологии бессознательного. М. 2010

Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества это«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества этоФотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества этоФотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества этоКонспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида. Разработали и провели: Воспитатель:.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества этоКонсультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Представители психоаналитической теории полагали что важнейший источник творчества этоПодарок и краткая история его происхождения! Хочу поделиться с вами радостью!Я давно и безумно хотела собаку!И хотела именно Шарпея, и именно мальчика шоколадного окраса!Вот такая можно.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *