Представители московской фонологической школы считают что фонема реализуется в

Московская фонологическая школа

Возникновение школы связано с именами таких советских лингвистов, как Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский. К школе принадлежали также П. С. Кузнецов, М. В. Панов и другие учёные. Воззрения школы изложены, в частности, в книге Р. И. Аванесова и В. Н. Сидорова «Очерк грамматики русского литературного языка (часть I: фонетика и морфология)», увидевшей свет в Москве в 1945 году. Сам же Аванесов со временем разработал собственную фонологическую концепцию, изложенную им в книге «Фонетика современного русского литературного языка», вышедшей в 1956 году. Подобным же образом поступил и М. В. Панов, книга которого «Русская фонетика» была издана в 1967 году.

Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы.

Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В этой статье описывается фонетика и фонология литературного русского языка. О фонетике русских диалектов смотрите статью Фонетика и фонология русских диалектов. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.

О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.

Источник

Представители московской фонологической школы считают что фонема реализуется в

Представители московской фонологической школы считают что фонема реализуется в

Звуковую сторону языка можно рассматривать не только в аспекте акустических и артикуляционных особенностей, но и с точки зрения той роли, которую они играют как знаки звуковой сигнальной системы, выработанной носителями русского языка для обозначения определенного смысла в процессе общения.

Фонема и звук

Необходимо различать звук речи и звук языка.

Звук речи — это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Он является своеобразной точкой в артикуляционном и акустическом пространстве. Экспериментально доказано, что нельзя в точности произнести один и тот же звук дважды — это будет уже другой звук. Каждый человек произносит звуки по-своему и не всегда одинаково в одном и том же слове. Они будут различаться по высоте тона, длительности, силе и тембру.

Однако человек на слух не может определить разницу между ними. Звук языка — это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка является не конкретным звуком, а абстрактной величиной, отвлеченным понятием.

Фонема и буква

Фонологические школы

Фонема как абстрактная единица языка имеет разные трактовки в лингвистической науке, что дает основание для существования различных взглядов, различных точек зрения на ее определение. Фонология, изучающая фонему, сравнительно новый раздел языкознания, зародившийся в отечественной науке в конце прошлого столетия. Именно русской науке мировая лингвистика обязана созданием учения о фонеме.

Основоположником учения о фонеме был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ ( 1845— 1929). Его учение развили академик JI.B. Щерба (1880—1944) и Н.С. Трубецкой (1890-1938). Они обратили внимание на то, что восприятие звука речи может не совпадать с его акустическими свойствами. И.А. Бодуэн де Куртенэ впервые ввел понятие фонемы, противопоставив
его понятию звука, и выделил ее функциональную особенность. На основе его идей возникло несколько фонологических школ, в той или иной степени разделяющих исходные положения ученого. Однако они расходятся во взглядах на функциональную сущность фонемы. Так, что же такое фонологическая школа?

Фонологическая школа — это направление в мировой лингвистической науке, разрабатывающее учение о фонеме, т. е. фонологию. В настоящее время в России ведущее положение в фонологической науке занимают два научных направления, условно называемые Московская фонологическая школа (МФШ ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (П(Л)ФШ ). В основу П(Л)ФШ, которая исторически возникла раньше других фонологических школ, легли высказанные впервые в 1912 году идеи академика Л.В. Щербы, ученика И.А. Бодуэна де Куртенэ.

В дальнейшем эти положения развивают ученики и последователи Л.В. Щербы: Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, Л.Л. Буланин, Л.А. Вербицкая и др. Московская фонологическая школа возникла в конце 20-х годов XX века. Ее основали московские ученые: Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский. Впоследствии идеи МФШ продолжают развивать М.В. Панов, Л.Л. Касаткин, В.А. Виноградов, П.А. Лекант и др. Обе фонологические школы рассматривают фонему с одной и той же точки зрения — функциональной.

Они определяют фонему как кратчайшую звуковую единицу в составе морфемы: тождество морфемы определяет границы и объем понятия фонемы. Звуковые единицы слабых позиций объединяются в одну фонему не по акустическому сходству, а по их функционированию в составе морфемы. Так, в словах валы и волы безударные гласные звуки [а] и [о], несмотря на одинаковое звучание, представляют разные фонемы.

В первом случае в сильной позиции налицо фонема — вал, во втором случае фонема — вол. В таком понимании подчеркивается, во-первых, образующая функция фонемы, во-вторых, из него следует, что фонема — такая звуковая единица, которая обеспечивает связь между звуковой и смысловой сторонами языка. Следовательно, представители МФШ, усиливая связь фонемы с морфемой, фактически не признают фонологический аспект самостоятельным языковым уровнем. Таким образом, в учении Л.В. Щербы фонема — это собственно фонетическая, звуковая единица; в концепции московских фонологов это единица не собственно фонетическая, а морфологическая.

Учитывая расхождения во взаимоотношениях между фонемой и звуком в пределах концепций двух фонологических школ, заметим, что МФШ больше отражает особенности письменных форм речи, П(Л)ФШ — особенности восприятия устных форм речи. Для отечественной лингвистики важное значение имеет Пражская фонологическая школа (ПФШ ). Она возникла в 20-е годы XX века и связана главным образом с именами русских ученых Н.С. Трубецкого ( 1890— 1938) и P.O. Якобсона ( 1896—1982), которые перенесли в зарубежное языкознание идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.В. Щербы.

Для ПФШ характерна детальная разработка теории оппозиции (противопоставления) фонем и их дифференциальных признаков, а МФШ основное внимание обращает на теорию позиций, в которых выступает фонема. Само существование нескольких фонологических школ свидетельствует о том, что фонема — сложная и многообразная языковая единица. Каждая школа, описывая звуковую реальность с разных точек зрения, отражает лишь отдельные стороны функционирования фонемы в разнообразной жизни языка.

Разные взгляды фонологических школ в совокупности позволяют глубже исследовать языковую природу фонемы в целом. В лингвистическом аспекте все изложенные концепции относительно равноправны, так как строятся на анализе прежде всего результатов речевой деятельности (устной и письменной).

Функции фонемы по МФШ:

Позиции фонем

Фонологическая позиция — это условия употребления, реализации фонем в речи: в разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Позиции могут быть комбинаторными и конститутивными.

Комбинаторные позиции — это положение фонемы перед определенными звуками или после них.

Конститутивные позиции — это место фонемы в более крупной речевой единице: на границе слова или слога, в ударном или безударном слоге, в том или ином месте фразы.

Архифонема

Термин слабая фонема был предложен Р.И. Аванесовым, одним из основателей МФШ. Для обозначения слабой фонемы лингвисты используют и термин архифонема, предложенный представителями Пражской фонологической школы. Архифонема — это языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем. Архифонема обладает меньшим набором дифференциальных признаков, чем соответствующие ей парные фонемы: признак, по которому противопоставлены нейтрализующиеся фонемы, у архифонемы отсутствует.

Так, согласная фонема — глухая, согласная фонема — звонкая, но архифонема не обладает этим признаком. В позиции нейтрализации отсутствует противопоставление фонем — по глухости / звонкости. Чтобы определить, какой фонеме соответствует звук в слабой позиции, нужно изменить данное слово, подобрать однокоренное (если фонема в корне) или подобрать другое слово с данной морфемой (приставкой, суффиксом или окончанием) так, чтобы слабая позиция в данной морфеме заменилась сильной.

Так, в слове код фонему можно проверить однокоренным словом — кодовый, в прилагательном липовый безударный гласный в суффиксе словом дубовый, в словоформе на рёчке безударный гласный в окончании можно проверить существительным женского рода единственного числа в предложном падеже на рекё.

Система фонем русского языка

В современном русском литературном языке около четырех десятков фонем, т. е. столько, сколько звуков реализует их в сигнификативно сильных позициях. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты. Так, санкт-петербургские (ленинградские) фонологи обычно насчитывают 41 фонему: 6 гласных и 35 согласных. Московские ученые считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. Такое различие объясняется разным подходом к анализируемому материалу. Спорным является вопрос о фонематической принадлежности звуков [ы], [г’], [к’], и долгих шипящих.

Источник

Фонологические школы: Московская и Санкт-Петербургская (Ленинградская). Определение фонемы, ее функций, состава фонем в концепциях разных фонологических школ

Понятие фонемы в МФШ и ЛФШ.

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ)

Одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна-де Куртенэ о фонеме (наряду с Московской фонологической школой (МФШ), представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные). Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых им акустических эффектов) для образования значащих единиц языка. Таким пониманием фонемы определяется интерес представителей ЛФШ к материальным свойствам звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике и методам анализа речи.

Л. В. Щерба, ученик И. А. Бодуэна-де Куртенэ, на основе бодуэновской теории дивергенции (фонетически обусловленных чередований) разработал теорию оттенков фонемы. Понятие оттенка соответствует бодуэновскому понятию зародышевого дивергента — дивергента, возникающего под действием фонетических факторов и рассматриваемого вне связи со значением и рамок какой-либо морфемы.
Шерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения звуковой по­следовательности на фонемы морфологическим членением (в словах бы-л, засну-л, он-а, был-а конечные фонемы отделяются благодаря возмож­ности провести перед ними морфологическую гра­ницу).

Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с её способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы (одет — одеть и т. д.).

Основной принцип подхода этой школы к звуковым единицам — стремление связать языковую (социальную) природу фонемы с её ролью в речевой деятельности человека. Фонема, будучи минимальной языковой единицей, лежащей в основе иерархии фонема — морфема — слово — синтагма, в то же время является единицей уникальной, поскольку именно фонема обеспечивает использование материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значимых единиц языка.

Для Ленинградской школы характерно утверждение, что система фонем того или иного языка — не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения. Отсюда понятен интерес к тем функциям звуковых единиц, которые обнаруживаются при исследовании речевой деятельности и языкового материала: подробное фонетическое описание раз­личных фонологических систем, идея важности «звукового облика слова», интерес к разным стилям речи, разработка теории слога, теории интонации и т.д.

Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различения означающих морфем и слов. Определение фонемы как способной к смыслоразличению позволяет признать различными фонемами единицы, не образующие минимальной пары, однако выступающие в тождественных фонетических позициях. Указание же на смыслоразличительную функцию позволяет противопоставить фонему оттенку (варианту) фонемы как не обладающему данной функцией и обеспечить самоё возможность выделения фонемы в потоке речи, где звуки в артикуляторно-акустическом отношении не отграничены друг от друга и лишь отнесение соседствующих звуков к разным морфемам или словам позволяет слушающему разграничить их.

Функции фонем в ЛФШ

Сторонниками ЛФШ выделяются следующие функции фонемы:

Фонема также может выполнять разграничительную функцию, что наблюдается в языках, в которых некоторые фонемы употребляются исключительно на границах значащих единиц.

Гласные

В рамках Ленинградской фонологической школы в русском языке усматривается наличие шести гласных фонем: /a o u e i ы/ — однако использование всех шести возможно лишь под ударением; в безударных позициях системой языка запрещено использование /e/ и /o/.

Позиция ЛФШ по вопросу о фонологической сущности отношения гласных /i/ и /ы/, в отличие от МФШ, где [ы] рассматривается как вариация фонемы , и взглядов И. А. Бодуэна-де Куртенэ, предполагавшего наличие у фонемы «i mutabile» двух основных типов, состоит в признании /i/ и /ы/ отдельными самостоятельными фонемами. Аргументами в пользу такого решения служат:

Тем не менее, в ЛФШ отмечается, что /ы/ может являться самостоятельной фонемой «не в той же мере», как /a e i o u.

Согласные

С точки зрения ЛФШ, в русском языке насчитывается 36 согласных фонем:

В ЛФШ, как и в других фонологических концепциях, не признаются самостоятельными фонемами аллофоны конечных аффрикат /c/, /c/ и заднеязычного щелевого /x/, выступающие в позиции перед следующим звонким шумным согласным (дочь друга [d??], конец года [d?z], мох горит [?]).

Московская фонологическая школа (МФШ)

Одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна-де Куртенэ о фонеме.

Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы.

Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма: в графике, орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, а также в исторической фонетике, диалектологии, лингвистической географии и преподавании неродного языка.

Понятие фонемы в МФШ

Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем. Поскольку морфема понимается как множество чередующихся морфов, фонема предстаёт множеством звуков, чередующихся в составе морфов по фонетическим правилам. Если чередование обусловлено не фонетически, а морфологически (как в рус. водит — вожу) илилексически, чередующиеся элементы входят не в состав фонемы, а в состав морфонемы (морфофонемы). Следует отметить, что за морфонемами не признаётся статус самостоятельных языковых единиц, а морфонология считается не отдельным уровнем языка, а особой сферой, входящей как в фонологию, так и в морфологию; от явлений первой её отличает обусловленность морфологическими условиями вместо фонетических позиций, от явлений второй — отсутствие значимостей, присущих морфемам.

Каждая фонема реализуется в определённых разновидностях, каждая из которых выступает в определённых фонетических условиях; в одной и той же позиции всегда выступает одна и та же разновидность, в различных позициях — разные.

Как следует из определения фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков (возможно, включающего и нуль звука), для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости исключительно от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме. Фонетическая близость звуков не играет роли в их отнесении к той или иной фонеме. Такой критерий называется морфологическим.

Функции фонемы

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

Применение морфологического критерия опирается как на перцептивную (по мнению сторонников МФШ, опознавание и отождествление говорящими слов и заметно видоизменяющимися в зависимости от контекста морфем основано не только на единстве значения, но и на тождестве фонемного состава), так и на сигнификативную функцию фонем (позиционно чередующиеся звуки не участвуют в смыслоразличении).

Гласные

Согласные

Сторонники МФШ выделяют в русском языке 34 согласных фонемы. В их число включаются:

Сравнение МФШ и СПФШ

И для Московской и для Петербургской фонологических школ фонема — это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Т.е. МФШ и СПФШ дают одинаковую трактовку фонемы, но рассматривают это определение с разных сторон. Петербургские фонологи отмечают способность к дифференциации слов и форм, т. е. произнесение, не зависящее от индивидуальных особенностей говорящих. В определении МФШ подчеркивается функция фонемы как минимальной составляющей звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем.

МФШ

СПФШ

Соотношение понятий фонема и морфема

Вне морфемы нельзя определить фонему; отсюда несамостоятельность фонологического уровня

Фонологический уровень самостоятелен, а фонемный состав слова ясен и без предварительного морфемного анализа. Фонема может выступать в виде отдельной морфемы и только в этом проявляется их потенциальная связь.

Состав фонемного ряда

Фонему составляют все пересекающиеся и параллельные фонетические чередования звуков (аллофонов) в данной позиции конкретной морфемы.

Фонему составляют только параллельные ряды чередующихся звуков (аллофонов) в данной позиции слова (словоформы).

Состав фонем определяется по

Состав фонем определяется в

полном типе произнесения.

Сильные и слабые позиции фонемы

Существуют сильные и слабые позиции.

Все позиции для фонемы равны.

Количество гласных фонем

Количество согласных фонем

34 согласных, не признаются самостоятельными фонемами мягкие [г’], [к’], [х’]

Представители московской фонологической школы считают что фонема реализуется в24.02.2016, 46897 просмотров.

Источник

Реферат по теме «Московская и Ленинградская фонологические школы»

Представители московской фонологической школы считают что фонема реализуется в

Представители московской фонологической школы считают что фонема реализуется в

Реферат по теме «Московская и Ленинградская фонологические школы»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет»

Факультет начального, дошкольного и специального образования

Кафедра психологии и педагогики

Представители московской фонологической школы считают что фонема реализуется вПредставители московской фонологической школы считают что фонема реализуется в

2. Московская фонологическая школа 3-4

3. Ленинградская фонологическая школа 5

4. Сравнение МФШиЛФШ 6

6. Список используемой литературы 8

На данный момент существует два основных направления в учении о фонеме: московская фонологическая школа (МФШ), или морфологическое направление, и санкт-петербургская фонологическая школа (ленинградская), или фонетическое направление.

Морфологисты исходят из того, что фонема включает в себя весь ряд позиционно чередующихся звуков в сильной и слабых позициях, но фонемой считается из этого ряда только звук в сильной позиции в одной и той же морфеме. В слабой же позиции звук считается вариантом этой фонемы.

Фонетисты (СПФШ) считают, что фонема представляет собой непересекающееся множество звуков, что каждая фонема имеет свой набор вариантов, отличный от набора вариантов любой другой фонемы. То есть варианты разных фонем ни в одной из позиций не должны совпадать и перекрещиваться.

Эти два подхода непримиримы. Дискуссия идет несколько десятков лет. В обоих подходах имеются сильные и слабые стороны. Первая теория хороша своей связанностью с составом слова и с морфологией, она больше соответствует теории фонемы как самостоятельной единицы, но в практическом отношении слабее, чем фонетическая теория. Фонетическая же теория ближе к практике, к реальному произношению, ее легче усваивать иностранцам, она проще, логичнее, в ней почти нет исключений, но тоже имеются недостатки.

2. Московская фонологическая школа

Московская фонологическая школа (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения де Куртенэ о фонеме. (Материал из Википедии)

МФШ разработала теорию позиций – условий употребления и реализации фонем в речи. Позиционные чередования могут быть обусловлены фонетическими и морфологическими позициями. В фонетических позициях чередуются звуки, образующие фонему. В морфологических позициях чередуются фонемы, образующие морфонему. Позиции могут быть сильными (выполняет все свои функции) и слабыми (функции ограничены). В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своем основном виде. В перцептивно слабой позиции фонема представлена звуком, обусловленным данной позицией.

В сигнификативно сильной позиции фонема не нейтрализуется с другой фонемой. Сигнификативно слабая позиция – это позиция неразличения, нейтрализации фонем.

В сигнификативно и перцептивно сильной позиции выступает основной представитель фонемы – ее доминанта; в сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях фонема представлена вариациями; в сигнификативно слабых – вариантами.

МФШ выдвинула положение о параллельных и пересекающихся рядах позиционно чередующихся звуков. МФШ ввела понятие гиперфонемы – функциональная единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфов и представляющая собой общую часть нейтрализуемых фонем, не приводимую в этих морфах к сигнификативно сильной позиции.

3. Ленинградская фонологическая школа

В 1912 году Щерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения звуковой последовательности на фонемы морфологическим членением (напр: бы – л, засну-л, он-а, был-а), а возможность разбить слово на фонемы определяется потенциально существующей связью между фонемой и морфемой; языковую функцию фонемы Щ также связывал с ее способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы (одет-одеть).

Основной принцип подхода ЛФШ к звуковым единицам – стремление связать лингвистическую (социальную) природу фонемы с ее ролью в речевой деятельности человека. Фонема – минимальная языковая единица, лежит в основе иерархии фонема-морфема-слово-синтагма; является уникальной единицей, так как она обеспечивает исполнение материальных явлений (физических, акустических) для образования значимых единиц языка → принципиальный интерес к материальным свойства звуковых единиц, к исследованиям в области экспериментальной фонетики, к разработке новых методов анализа речи.

Для ЛФШ характерно утверждение, что система фонем того или иного языка – не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия речевого сообщения → интерес к функциям звуковых единиц. Учет фонетических характеристик предполагает наличие сложных правил, регулирующих отношения между ними, напр: фонемный состав слова определяется на основе знаний о составе фонем языка и правил их дистрибуции.

Во 2й половине 20в в рамках ЛФШ детально разрабатывались следующие проблемы: процедура сегментации и отождествления аллофонов одной фонемы; определение фонемного состава слова, фонологическая интерпретация звуковых явлений в языках слогового строя.

4. Сравнение МФШ и ЛФШ

Соотношение понятий фонема и морфема:

МФШ. Вне морфемы нельзя определить фонему, отсюда несамостоятельность фонологического уровня.

ЛФШ. Фонологический уровень самостоятелен, а фонемный состав слова ясен и без предварительного морфемного анализа. Фонема может выступать в виде отдельной морфемы и только в этом проявляется их потенциальная связь.

Состав фонемного ряда:

МФШ. Фонему составляют все пересекающиеся и параллельные фонетические чередования звуков (аллофонов) в данной позиции конкретной морфемы.

ЛФШ. Фонему составляют только параллельные ряды чередующихся звуков (аллофонов) в данной позиции слова (словоформы).

МФШ. Состав фонем определяется по сильным позициям.

ЛФШ. Состав фонем определяется в полном типе произнесения.

Сильные и слабые позиции фонемы:

МФШ. Существуют сильные и слабые позиции.

ЛФШ. Все позиции для фонемы равны.

Количество гласных фонем:

МФШ. 5 гласных фонем: а, о, е, у, и

ЛФШ. 6 гласных фонем: а, о, е, у, и, ы

Количество согласных фонем:

МФШ. 34 согласных, не признаются самостоятельными фонемами мягкие [г’] [к’] [х’]
ЛФШ.
35 согласных, мягкие [г’] [к’] [х’] признаются самостоятельными фонемами.

Исходная единица: МФШ. Морфема ЛФШ. Словоформа

В отечественной лингвистике традиционно сложилось две фонологические школы: Московская и Ленинградская, которые, использую общее определение фонемы, дают ему несколько различную интерпретации. МФШ акцентирует внимание на тесной взаимосвязи морфемы и фонемы, а, по мнению лингвистов ЛФШ, определяющим является звучание.

Учение обеих школ берут начало из теории о фонеме де Куртенэ и его положения о том, что все чередующиеся звуки в определённой позиции в одной и той же смысловой единице обладают способностью создавать идеальный портрет звука. Наиболее явные различия проявились в положениях, касающихся исходной единицы для определения понятия «фонема», состава фонем, количества гласных и согласных фонем, наличия сильных и слабых позиций.
6. Список используемой литературы

1. Из истории Московской фонологической школы (фрагменты беседы) // Русский язык в научном освещении. 2005

2. // История лингвистических учений. — 4-е изд., испр. и доп. 2005

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *