Представители экзистенциализма полагали что смысл жизни прежде всего определяется

Философия. Тест для самопроверки. Тема 22-24

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

В бунте против абсурда видел смысл жизни человека…
К. Маркс
М. Хайдеггер
А. Камю
З. Фрейд

Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии …
А. Шопенгауэра
Аристотеля
Р. Декарта
К. Маркса

Этическая позиция, связывающая смысл жизни с наслаждением, характерна для
гедонизма
альтруизма
эвдемонизма
стоицизма

Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется…
культурными традициями
самим человеком
социальными нормами
философскими учениями

Личное спасение является смыслом жизни в
экзегетике
религии
антропологии
гедонизме

Источником всякого отчуждения, по Марксу, является…
перенос представлений о человеке во внеличную сферу, персонифицированную в Боге
превращение результатов личного творчества во всеобщее достояние
воля к власти
частная собственность на средства производства

Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…
активностью
проектированием
поведением
трудом

Социальная сфера общества включает в себя…
транснациональные корпорации
общности людей
средства производства
государственные структуры

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как …
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин
Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо
Сократ, Платон, Аристотель
Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

Представления человека о добре и зле, счастье, долге и т.п. воплощаются в нормах…
науки
политики
морали
права

Решающую роль техники в общественном развитии признают сторонники…
географического детерминизма
технологического детерминизма
провиденциализма
демографического детерминизма

Особенностью современного научно-технического прогресса является…
широкое использование электрической энергии
автоматизация производства
массовое машинное производство
создание новых технологий на базе научной теории

____________ считал, что «техника убийственно действует на душу»…
Э. Тоффлер
Д. Белл
У. Ростоу
Н. Бердяев

Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ, в научном познании стал широко использоваться метод …
проектирования
моделирования
конструирования
эксперимента

Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни в(во)…
время первой научной революции в XYII веке
аграрном обществе
постиндустриальном обществе
период великих географических открытий

Источник

Реферат на тему: Проблема смысла жизни в экзистенциализме

Представители экзистенциализма полагали что смысл жизни прежде всего определяется

Содержание:

Введение

Актуализация и расцвет экзистенциализма в 20-70-е гг. ХХ веку способствовали следующие причины:

Философия экзистенциализма распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание экзистенциальные философы:

Яркие представители экзистенциализма

Датский философ Сорен Кьеркегор (1813–1855) считается основоположником экзистенциализма.

Кьеркегор считал, что философия должна обращаться к человеку, его маленьким проблемам, помогать ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помогать человеку сделать внутренний выбор и реализовать свое я.

Философ выделил следующие понятия:

На эстетическом этапе жизнь человека определяется внешним миром. Человек плывет по течению и стремится только к удовольствиям.

На этическом этапе человек делает осознанный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозном этапе человек глубоко осознает свое призвание, полностью усваивает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек несет свой крест (уподобляясь Иисусу Христу), преодолевая все страдания и внешние обстоятельства.

Лучшими представителями экзистенциализма ХХ века, которые фактически его создали, были:

Человек приближается к трансцендентности, к абсолюту, высвобождает энергию, реализует себя через так называемые коды трансцендентального:

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не в простом, второстепенном (например, какую одежду носить сегодня), а в жизненном, судьбоносном, когда решений невозможно избежать (вопросы жизни и смерти, крайности ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Сартр называет такое решение экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит от одного существа к другому.

Согласно Сартру, человеческая свобода абсолютна (то есть не имеет значения). Человек свободен постольку, поскольку может захотеть. Например, заключенный в тюрьме свободен до тех пор, пока он чего-то хочет: сбежать из тюрьмы, посидеть подольше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (при любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек несет ответственность за все, что он делает, за себя (Все, что со мной происходит, мое).

Альбер Камю (1913-1960) сделал проблему смысла жизни главной проблемой своей экзистенциальной философии.

Камю приводит два основных доказательства абсурдности и несостоятельности жизни.

В результате смысл жизни, согласно Камю, не во внешнем мире (успехах, неудачах, отношениях), а в самом существовании человека.

Существование, согласно Хайдеггеру, есть бытие, к которому человек относит себя, полнота бытия человека конкретными особенностями; его жизнь в том, что ему принадлежит и что для него.

Бытие человека происходит в окружающем мире (философ называется бытием в мире). В свою очередь, бытие в мире состоит из:

Быть ​​с другими засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в такого, как все.

Быть ​​собой одновременно с бытием с другими возможно только в том случае, если Я отличается от других.

Следовательно, человек, желающий оставаться самим собой, должен противостоять другим, защищать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Экзистенциализм о смысле жизни

В настоящее время наблюдается тенденция сбивать с толку центр тяжести философских исследований проблем человека, его жизни в окружающем мире, поисков себя, сохранения уникальности, смысла жизни.

Этот вопрос (человеческая жизнь, его проблемы) может стать в будущем главным вопросом философии, отодвинув на задний план проблему примата и отношений материи и сознания.

Предшественник экзистенциализма, датский философ XIX века Сорен Обу Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда, и человек должен создавать свои собственные ценности в безразличном мире.

По словам философа Мартина Хайдеггера, люди были брошены на свет. Экзистенциалисты рассматривают состояние брошенного к существованию до и в контексте любых других концепций или идей, которыми обладают люди, или определений самих себя, которые они создают.

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: Если мы должны умереть, тогда наша жизнь не имеет смысла, потому что ее проблемы остаются нерешенными, а сам смысл проблем остается неопределенным. Все, что существует, рождается без причина, продолжается в слабости и случайно умирает. Абсурд, что мы родились, абсурдно, что мы умрем

Три стадии человеческого существования, Сорен Обу Кьеркегор

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическую, этическую и религиозную.

Отчаяние. Исходя из догмата первородного греха, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается как единственный способ прорваться к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

Отчаяние перед возможным у эстетического человека связано с фактами, не соответствующими ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится заменить свое Я другим Я, имеющим некоторые преимущества: силу, интеллект, красоту и т. д. Отчаяние, возникающее из-за нежелания быть самим собой, ведет к распаду самости. Индивидуальные эстетические удовольствия фрагментарны и лишены единства. В результате Я рассыпается на песок мгновений.

Вопрос смысле и бессмысленности жизни

Эстетическая концепция Карла Ясперса

Основоположник экзистенциализма Мартин Хайдеггер

Таким образом, человек обнаруживает свою способность быть самим собой. Человек сам решает, быть им или нет. Он также может потерять себя или даже никогда не выбрать себя. Таким образом, М. Хайдеггер видит главное экзистенциальное требование человека в том, чтобы быть самим собой, быть верным себе, выбирать себя.

Человеческое существование, как пишет М. Хайдеггер в книге Бытие и время, носит характер события. Быть событием прямо означает быть собой быть реализованным иметь место найти себя. Отсюда простые требования моральной проповеди М. Хайдеггера: познай себя! Сбываться! Свернувшись калачиком! Осознайте свои возможности!

Человек, как неоднократно подчеркивал Хайдеггер, отличается от всех других типов существ (от вещей, средств инструментов естественных образований и процессов) тем, что он модален в непереносимой форме. Это означает, что он мог стать (и всегда может стать) другим, чем он есть в данный момент. Только он один имеет тенденцию быть озабоченным своими нереализованными наклонностями, чтобы спросить, что такое возможность страдания, потому что он не сбылся не имел места не сбылся. Только на этом основании Хайдеггер утверждает, что могут развиваться модальные отношения, такие как долг по отношению к самому себе (именно в этом фундаментальная онтология видит первоисточники всех других типов обязательств) и внутреннее переживание необходимости или судьбоносности отдельного человека. бытие (по мнению Хайдеггера, оно формирует почву для развития всех наших представлений о биографии и истории).

Проблема смысла жизни человека А. Камю

И рано или поздно пробуждение сопровождается последствиями: либо самоубийство, либо восстановление жизненного пути. Таким образом, только благодаря скуке ( тревоге ), в основе которой лежит страх, по мнению А. Камю, настоящее восхождение человека на достойную жизнь обеспечена. По мнению П.С. Гуревича, только в страхе как основной концепции экзистенциалистов человек осознает себя как совершенно свободное существо. В деятельности этого существа мир уникален и обретает смысл. Страх, по мнению экзистенциалистов, возникает из понимания смертности человека с чувством временных рамок и конечности человеческого существования. Чтобы преодолеть страх, человек вооружился надеждой потустороннего мира. Ностальгия по Стремящийся к Абсолюту выражает сущность человеческой драмы, заключает А. Камю. Но Человек А. Камю лишен надежды; он владеет миром, в котором он единственный хозяин.

В своей работе Экзистенциализм есть гуманизм Ж.-П. Сартр объясняет принципы экзистенциализма с точки зрения последовательного атеиста. Этот вид атеизма учит, что даже если нет Бога, то есть по крайней мере одно существо, в котором существование предшествует существующей сущности, прежде чем она может быть определена каким-либо понятием, и это существо является личностью или, согласно Хайдеггеру., человеческая реальность. Он согласен с объединяющим всех экзистенциалистов убеждением в том, что существование предшествует сущности, то есть нужно исходить из субъекта. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом определяется.

Далее идет ответственность. В Ж.-П. Сартра, человек несет ответственность за то, чем он является: экзистенциализм дает каждому человеку владение своим существом и возлагает на него полную ответственность за существование. Автор подразумевает ответственность не только за индивидуальное существование человека, но и за всех людей. Ответственность помогает понять, что скрыто в Ж.-П. Слова Сартра тревога, заброшенность отчаяние. Тревога всегда сопровождает человека в своих решениях и действиях, так как человек не может избежать чувства полной и глубокой ответственности за свои действия не только к себе, но и всем человечеством. Такой чувство тревоги (в отличие от тревоги, которая ведет к квиетизму бездействия) является, согласно Ж.-П. Сартру, условием действия является частью самого действия, поскольку оно предполагает, что рассматривается множество различных возможностей, из которых должен выбрать один.

Что касается отчаяния, то это означает, что нужно учитывать только то, что зависит от воли человека или суммы вероятностей, которые делают его действие возможным. Тем самым Ж.-П. Сартр предлагал человеку жить и делать то, что он умеет, без всяких иллюзий. Говоря о невозможности найти универсальную сущность, которая была бы человеческой природой, Ж.-П. Сартр говорит о существовании некой общности условий человеческого существования, которая понимается как набор априорных границ, очерчивающих фундаментальную ситуацию во Вселенной. Его отличие от исторической ситуации, которая может претерпевать изменения (например, человек может родиться рабом в языческом обществе феодалом или пролетарием) Ж.-П. Сартр видит в том, что для человека не меняется только потребность в нем быть в мире, быть в нем на работе, быть в нем среди других и быть в нем смертным.

Заключение

Список литературы

Представители экзистенциализма полагали что смысл жизни прежде всего определяется

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Экзистенциализм

Ж.-П. Сартр — Л. Шестов — М. Хайдеггер — К. Ясперс — Н. Бердяев — М. Бубер

Экзистенциализм, или философия существования — одн из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма.

На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера.

Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948).

Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. У Ж. П. Сартра и других субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как говорит М. Хайдеггер, человеческая реальность». Другими словами, экзистенциальные проблемы — этo вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Существование, или экзистенция — это нечто невыра-

зимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. К. Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается в «пограничных ситуациях» — в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в которых живет человек.

Для экзистенциалиста у человека нет определения (сущности) до его существования — личностного бытия, направленного к ничто (смерти) и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется — входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается научному определению, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.

Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Вдумаемся в его смысл: человек вступает в жизнь и сам определяет свой облик, вне которого ничего нет. Только действительность идет в счет. Трус ответственен за свою трусость, лжец за свою ложь и т. д. Иначе говоря, человек сам делает себя и свою жизнь. Именно он сам стал трусом, лжецом, подлецом. В этом смысле следует прислушаться к экзистенциалистским философам, подчеркивающим ответственность человека за свои поступки, за всю свою жизнь, а не искать их в обществе.

Второй принцип сартровского экзистенциализма: человек ответственен не только за себя, он отвечает и за всех людей.

Разъясняя этот принцип своей философии Ж.-П. Сартр, подчеркивает, что всякий субъект (человек), о котором идет речь, не есть строго индивидуальный субъект. С точки зрения Ж.-П. Сартра, истина постижения человека как себя самого не может быть никакой другой, кроме «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). Дух обретает силу бытия в каждом отдельном человеке. Однако в «cogito» человек открывает не только себя самого, он открывает и других людей. Иначе говоря, через «Я мыслю» человек постигает себя перед лицом другого, и другой че-

ловек так же достоверен для него, как и он сам. Для того, чтобы выяснить какую-либо истину о себе самом, человек должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования человека и для самопознания человека.

Таким образом, человек открывает целый мир, который называется интер-субъектом. Только в этом интер-субъектном мире и решает человек, чем является он сам и чем являются другие люди.

Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, — совершенно уникальная реальность, к которому неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей, ничто внешнее не властно над человеком, он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек свободен, ибо свобода — это сама экзистенция. Экзистенция является «обиталищем» человеческой свободы, а потому человек — это свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает.) Вместе с тем, в характеристике свободы человека экзистенциализмом следует видеть некоторые особенности его религиозного и атеистического направлений. Так, для религиозных экзистенциалистов свободу

можно обрести только лишь в Боге. Согласно А. И. Шестову, например, свобода — это познанная необходимость (имеется в виду Бог), надо познать необходимость и примириться с нею, отдать себя в руки этой необходимости. Данная концепция понимания свободы связана с признанием необходимости, что значительно отличает се, например, от сартровской: быть свободным — это быть самим собой. Человек не имеет ни природы, ни сущности: он — это свобода, которая ничем не определена. Она — неограниченная сила отрицания — ни добра, ни зла; ни моральна, ни аморальна, но есть чистый выбор. В этом отношении интересно сравнить сартровское положение с мыслью Гегеля о свободе как утверждении самого себя. В экзистенциализме в большинстве случаев, отвергается традиция сведения свободы к познанной необходимости или к раскрытию природных задатков человека, вместе с тем, утверждается, что свобода — это условие и способ самореализации индивида. По Ж.-П. Сартру все люди свободны, поскольку ничто не может исключить из сознания свободу. Свобода, согласно его взглядам, абсолютна, она существует в виде действия и деятельности.

Можно сказать, что свобода в экзистенциалистской философии представляет два непременных условия:

— возможность выбора человеком самой цели, или свобода его воли;

— возможность достичь человеком поставленной цели, или свобода его действия.

Хотя человек, по Ж.-П. Сартру, не может не выбирать, так как давление обстоятельств, в которых он находится, вынуждает его обязательно делать какой-либо выбор, тем не менее этот выбор неизбежно осуществляется в определенной ситуации. Человек осуществляет выбор, бытие-в-мире с другими. Подчеркнем, что общение индивида, связь его с другими индивидами составляет структуру его собственного бытия. Человеческое бытие в экзистенциализме, в частности у К. Ясперса, есть суть того, что человек не сущесвует просто как отдельный индивид, а только благодаря общности взаимного сознательного понимания «мы». Иными словами, люди одновременно я свободны, и порабощены.. Человек и его выбор (воля и действие) обусловлены определенной ситуацией и бытием других. При этом, экзистенциалисты, в частности М. Хайдеггер, исходят из того, что не человек владеет свободой как свойством, а напротив, свобода как экзистентное бытие наличного изначально владеет человеком, и только она гарантирует человеку и человечеству соотнесенность с сущим. Иначе говоря, сама свобода человека — это основание бытия, его допущение, истина сущего. Это значит, что человек в каждом случае (например, вступать ли ему в партию коммунистов или в партию фашистов, жениться или

остаться холостым), что бы он ни делал, он не может не взять на себя полную ответственность за свое решение (выбор и действие) любой проблемы Последнее обстоятельство позволяет как нельзя лучше понять, что для экзистенциализма свобода в каждом конкретном случае не может иметь другой цели, кроме себя самой Человек преследует конкретные цели, предполагающие наличие абстрактного стремления к свободе, но эта свобода реализуется в конкретном действии Человек желает свободы вообще ради свободы в каждом отдельном случае.

Свобода в экзистенциализме предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность и обречен быть свободным — быть самим собой Конечно, человек может отказаться от своей свободы. Но отказаться от свободы — это отвергнуть свою личность, что значит поступать и думать так, как поступают и думают все При этом мир, в который погружается человек, как говорит об этом М. Хайдеггер, — это «ман» (в немецком языке «man» — неопределенно-личное местоимение), то есть по существу безличный мир, в котором все анонимно, где каждый изолирован от других, усреднен и становится объектом действия. Это такой мир, где никто ничего не решает, а поэтому и не несет ни за что ответственности, Человеку в таком мире не на кого надеяться, ибо, по Сартру, он сам по себе, как сам по себе мир

Разрушением объективированного, безличного мира «ман», согласно философии экзистенциализма, является подлинное человеческое общение, или экзистенциальная коммуникация — прорыв одного индивида к другому, единение людей и понимание их друг другом. Для А. Камю, например, подлинное общение — это объединение людей в бунте против абсурдного мира.

Разрушению мира «ман» способствует и творчество человека Однако мир «ман» постоянно стремится разрушить экзистенциальную коммуникацию, сломать творческий процесс.

Понятно, считает Ж.-П. Сартр, свобода как определение человека, его экзистенция не зависит от других, но, как только осуществляется выбор или начинается действие, человек вынужден желать вместе со своей свободой свободы других людей. Иначе говоря, человек может поставить

своей целью свою свободу лишь в том случае, если он поставит своей целью также и свободу других. Согласно экзистенциализму человеческая личность есть самоцель существования и развития Общество же призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя такой порядок жизнедеятельности людей, который бы ограждал личность от посягательств на ее свободу. Однако роль общества, по мнению экзистенцилистов, отрицательна, поскольку общество может предоставить человеку свободу лишь от чего-либо (экономическую, политическую и т. п). Подлинная свобода — свобода экзистенциальная — «свобода для», и она начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности.

Всe это означает, что у экзистенциалистов свобода состоит не в определении себя через объективированные признанные цели и интересы общества С их точки зрения, свобода осуществляется, во-первых, через расширение и даже универсализацию личной ответственности и, во-вторых, через интерпретацию своей деятельности в контексте общей взаимосвязи и судьбы человеческой духовности. Эти выводы экзистенциализма отчетливо оттеняют важную и несомненно заслуживающую внимание идею совершенствование личности человека способствует развитию свободной и достойной общественной жизни, а не наоборот, как нередко себе представляют многие, разделяющие настроения социального иждивенчества, люди. Много интересного в разработку вопросов существования человека вносит и религиозный экзистенциализм Так, по мнению Н. А. Бердяева, человек есть «разрыв в природном мире», он — существо парадоксальное, двойственное, трагическое и противоречивое и понять его можно только в отношении того, что выше его самого — в отношении к Богу. Существование Бога делает человека существом независимым, ибо отношение к Богу определяется не как зависимость, а как истинная свобода Перед Богом, в обращении к Богу, — подчеркивает Н. А. Бердяев, — человек поднимается и побеждает этот мир. Отношение между Богом и человеком есть тайна любви, нужды любящего в любимом. Это обоюдный процесс и он дает высший смысл существования человека. Таким образом, Н. А. Бердяев отстаивает не только божественность человека, но и человечность Бога. Бог рождается в человеке и человек поднимается и обогащается, но и человек рождается в Боге и этим обогащается Божественная жизнь. Именно поэтому образ Христа

здесь есть символ, рождения Бога в человеке и рождения человека в Боге.

Н. А. Бердяев и другие религиозные экзистенниалисты подчеркивают, что Бог есть Дух, и встреча с ним воэможна лишь в духовном опыте, в свободе, в экзистенциальном общения, до отнюдь не в мире объективации, где имеют место отчужденность объекта от субъекта, поглощенность неповторимого индивидуального универсальным безличным и усредненным, детерминация извне, закрытие свободы и уничтожение всякой оригинальности в мнениях. Единственный способ разорвать мир объективации — это произвести освобождение от рабства, прорваться в вечность, осуществить победу над бытием. Именно в творческом акте, который есть экстаз, трансцендирование, по Бердяеву, и происходит освобождение человека от тяжести мира объективации, поскольку собственно в творческом акте разрывается замкнутость человеческого существования.

Таким образом, у Н. А. Бердяева человеческая личность есть свобода и независимость по- отношению к природе, обществу, государству, поскольку она не детерминирована ничем, даже Богом.

Характеризуя личность человека как универсум, независимое целое, Н. А. Бердяев показывает, что никто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности. Человек как личность имеет гораздо большую ценность, чем нация, государство, а поэтому у него есть право и долг защищать свою духовную свободу и независимость от них. Для Н. А. Бердяева весь мир — ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственной ее судьбой. Человеческая личность детерминирована изнутри, следовательно, быть личностью, индивидуальностью — значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту единственного бытия в бытии вселенском. Однако, поскольку личность не возможна без любви и жертвы, она не замкнута в себе, она неизбежно предполагает выход из себя к другим людям. Этот выход личности из себя к другим людям есть экзистенциальное общение «Я» с «Ты» и образование на этой основе «мы».

Известный израильский религиозный философ-экзистенциалист Мартин Бубер (1878—1965 гг.) характеризует отношение «Я» и «Ты» как взаимность, ибо «Ты» воздействует на меня, как и «Я» воздействует на него. Это отношение, по Буберу, заполняет собой поднебесное пространство. Конечно, это не означает, что ничего кроме него не су-

ществует, но все остальное, отмечает Бубер, живет в свете отношения «Я—Ты». Человек тем в большей степени личность, тем сильнее выражена в нем двойственность отношения: «Я—Ты» — выбирать и быть избранным, страдать и действовать. Закупоренная в себе, изолированная от других и от Бога, личность разрушается, ибо она отрешается не от»Я» когда она, например, бежит в сферу обладания вещами, она отказывается все видеть в «Ты», она исключает тем самым встречу с Богом.

В религиозном экзистенциализме, в частности в философии Н. А. Бердяева, личность не есть часть, универсума. Как изначальная целостность и единство, она не может быть как у Г. Лейбница монадой — простой субстанцией, входящей в иерархию монад, ей соподчиненная. По Бердяеву, именно универсум есть часть личности, ее качество. Объсняется это тем, что в его философии универсальные и так называемые сверхличные ценности принадлежат не к объектному миру, а к миру субъекта — человеческой личности. Иначе говоря, космос, человечество, общество находятся в личности, а не наоборот. Личность — это универсум и микрокосм в их индивндуально-неповторимой форме. Толькo личность человека и может вмещать универсальное содержание. Другим реальностям природного или исторического мира универсальное содержание недоступно, а поэтому они являются их частью.

Итак, религиозный экзистенциализм показывает что человеческая личность не есть часть мира, она соотносительна миру и Богу и определяет себя но отношению к Богу. В этом внутреннем отношении к Богу — встрече и общении с ним, личность черпает силы для свободного отношения к миру. Именно Бог является гарантом свободы против порабощения человека властью природы и общества. А это означает, что человеческая личность это абсолютный экзистенциальный центр, поскольку только она имеет «чувствилище к страданиям я радостям». Ничто другое в объектном мире, по их мнению, этим не обладает.

То есть и для религиозного экзистенциализма личность — тоже нечто уникальное, неповторимое, абсолютно независимое.

Таким образом для философии экзистенциализма, нет абстрактной человеческой природы, сущности человека, независимой или предшествующей существованию. Именно жизненный опыт каждого человека, era конкретное существование есть исходная реальность для этой философии. Теория экзистенциализма не делает из человека

объект. Она всегда исходит из личности человека как субъекта действия Тем самым философия экзистенциализма подчеркивает достоинство и значимость всякой человеческой личности, абсолютной ценности личности, ее подлинного величия и неотъемлемых прав на духовную свободу и достойные условия жизни.

Экзистенциализм нельзя рассматривать как философию бездействия (квиетизм) Экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но жизненных и внутренних его принципов.

Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.

Не вызывает сомнения и то огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциалистская теория на понимание значения внутреннего мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным «Я». Все эти вопросы, поставленные экзистенциализмом, сегодня привлекают исключительное внимание различных философских школ и других областей и направлений гуманитарного знания.

Оценивая в целом весомый вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и сами его

обусловливают. Поэтому философия и Ж. П. Сартра, и Н. А. Бердяева, и всех других экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, ибо формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются действительными для любых времен При таком подходе существование человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно приводит к отрицанию природных и социальных «стартовых площадок» в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей.

Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире

Сартр Жан-Поль Экзистенциализм — это гуманизм// Сумеркибогов М., 1989.

Хайдеггер Мартин. Письмо о гуманизме//Время и бытие. М.,1993

Бердяев Николай. Философия свободного духа М., 1994.

Лит.: Современный экзистенциализм. М., 1966;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *