Представитель и уполномоченный представитель в чем разница
Законное и уполномоченное представительство
«Бухгалтерский учет», N 15, 2000
Реализация гарантий полного осуществления прав и обязанностей субъектов гражданского, налогового и иного права, одной из которых является представительство как универсальная форма правового посредничества, в настоящее время приобретает большое значение. Использование представительства как способа осуществления прав и исполнения обязанностей диктуется юридическими и фактическими причинами.
К юридическим причинам можно отнести неполную дееспособность лица в возрасте до 18 лет; ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина по основаниям, предусмотренным законом, недееспособным; отсутствие у организации статуса юридического лица.
К фактическим причинам относятся обстоятельства, препятствующие личному осуществлению прав и исполнению обязанностей: болезнь; отсутствие в месте постоянного жительства; юридическая безграмотность; нежелание управомоченного или обязанного лица осуществлять лично права и исполнять обязанности; загруженность органа юридического лица; отсутствие у него специальных познаний и др.
Согласно ст.182 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) полномочие может быть основано на доверенности, указании закона, акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
При этом не являются представителями лица, действующие в чужих интересах, но от своего имени, коими являются коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п., а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.
Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. Через представителя не допускается совершение сделок, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, а также других сделок, указанных в законе.
В отличие от уполномоченного представителя, которому для осуществления своих полномочий необходима доверенность, выданная непосредственно представляемым и оформленная в установленном законом порядке, законный представитель действует в силу прав, предоставленных ему законом, без каких-либо специальных полномочий.
Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, поскольку юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. При этом лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
Важным основанием возникновения уполномоченного представительства является доверенность. Доверенностью в соответствии со ст.185 ГК РФ признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
С момента введения в действие части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) институт представительства стал активно применяться в налоговых правоотношениях.
В ст.26 НК РФ установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. При этом, несмотря на предоставление налогоплательщику в силу ст.26 НК РФ указанных прав, обязанность подписывать налоговую декларацию лежит исключительно на налогоплательщике.
Уполномоченным представителем налогоплательщика согласно ст.29 НК РФ признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
В соответствии со ст.51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Уполномоченный представитель обязан без начисления процентов уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанной обязанности.
При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.
Лица, на которых возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим НК РФ для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных ст.51 НК РФ. Указанные лица при исполнении возложенных на них обязанностей, привлекаемые в связи с этим к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества лица, признанного, соответственно, безвестно отсутствующим или недееспособным.
Участие законных и уполномоченных представителей предусмотрено также при проведении налогового контроля должностными лицами налоговых органов.
В соответствии со ст.100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в данном акте.
Помимо участия в налоговых правоотношениях законные и уполномоченные представители наделены правом ведения дел в суде.
Согласно ст.43 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ГПК РСФСР) граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Дела юридических лиц ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом, уставом или положением, либо их представители. Руководители организаций, выступающие в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия.
При этом полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.
Уполномоченные профессиональных союзов и других организаций должны представить суду документы, удостоверяющие поручение соответствующих организаций на осуществление представительства по данному делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Полномочия одного из соучастников, являющегося представителем в суде по поручению других соучастников, а также лиц, допущенных судом, рассматривающим дело, к представительству по данному делу, могут быть выражены в устном заявлении доверителя на суде, занесенном в протокол судебного заседания.
Представителями в суде не могут быть:
лица, не достигшие совершеннолетия или состоящие под опекой или попечительством (ст.47 ГПК РСФСР);
адвокаты, принявшие поручения об оказании юридической помощи с нарушением правил, установленных законодательством об адвокатуре;
лица, исключенные из коллегии адвокатов;
судьи, следователи и прокуроры. Это правило не распространяется на выступления в процессе указанных лиц в качестве уполномоченных соответствующего суда, прокуратуры или в качестве законных представителей.
Согласно ст.46 ГПК РСФСР полномочие на ведение дела в суде дает представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме передачи дела в товарищеский суд или третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований, признания иска, изменения предмета иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования решения суда, предъявления исполнительного листа ко взысканию, получения присужденного имущества или денег. Полномочие представителя на совершение каждого из указанных действий должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым.
Заявление, подаваемое в суд общей юрисдикции, подписывается заявителем или его представителем. При этом во втором случае к заявлению следует приложить документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Согласно ст.286 ГПК РСФСР кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу. К кассационной жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, если в деле не имеется такого полномочия.
В соответствии со ст.47 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, и их представители.
Руководители организаций, другие лица в соответствии с учредительными документами представляют арбитражному суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия.
В ст.50 АПК РФ предусмотрено, что полномочия на ведение дела в арбитражном суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дела в третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска, изменения предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования судебного акта арбитражного суда, подписания заявления о принесении протеста, требования принудительного исполнения судебного акта, получения присужденных имущества или денег. Полномочия представителя на совершение каждого из указанных в настоящей статье действий должны быть специально предусмотрены в доверенности, выданной представляемым.
Согласно ст.102 АПК РФ исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписанное истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем истца, в комплект документов, прилагаемых к исковому заявлению, следует приложить доверенность, подтверждающую его полномочия на предъявление иска. Данное требование сохраняется и в случае подписания представителем апелляционной и кассационной жалобы. Однако если доверенность, подтверждающая полномочия представителя на подобное обжалование судебных актов, была представлена ранее по данному делу, повторное представление такой доверенности не требуется.
Несмотря на предоставление законодателем гражданам и юридическим лицам широких возможностей по участию в различных правоотношениях посредством своих законных или уполномоченных представителей, определенные ограничения все же установлены. Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе (п.4 ст.182 ГК РФ).
Два вида представительства: законный представитель и уполномоченный представитель (ст.26-29)
Законным представителем физического лица признаются законные его представители в соответствии с гражданским законодательством. Уполномоченный представитель физического лица действует только на основании нотариально заверенной доверенности по ГК РФ.
Законным представителем юридического лица является лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или учредительных документов. Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной в соответствии с ГК РФ.
Две особенности в отличие от ГК РФ: обязательная нотариальная форма доверенности в отношении физических лиц-налогоплательщиков и запрет на уполномоченное представительство должностными лицами налоговых органов.
Юридические последствия: действия, бездействие представителя налогоплательщика признается действием, бездействием налогоплательщика
Правовой статус налогоплательщика:
Главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Остальные обязанности налогоплательщика носят факультативный, производный характер. Они существуют постольку, поскольку существует основная обязанность налогоплательщика и направлены на надлежащее выполнение указанной обязанности. Все факультативные обязанности налогоплательщика как и основная обязанность устанавливаются налоговым законодательством (ст. 23). Например, к факультативным обязанностям можно отнести следующие:
1) вести в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет, необходимый для исчисления и уплаты налогов, в течение 4 лет обеспечивать сохранность бухгалтерских и иных документов, связанных с исчислением налогов;
2) сообщать в орган налоговой службы об открытии или закрытии счетов в банке юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями в течение 7 дней, о ликвидации, реорганизации организации в течение 3 дней со дня принятия решения;
3) выполнять другие обязанности, установленные налоговым законодательством (ст.23).
Налоговые органы как участники налоговых правоотношений:
а) по взиманию налогов;
б) по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
в) по привлечению к налоговой ответственности;
г) по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.
Деятельность налоговых органов сопряжена с принятием индивидуальных ненормативных актов. Они подразделяются на две категории: 1) информационные, уведомительные, и соответственно не подлежащие обжалованию; 2) правовые акты, которые могут быть обжалованы налогоплательщиком в административном и судебном порядке. К первой группе относятся уведомление о постановке на налоговый учет, налоговое уведомление (ст.52 п.4), акт сверки расчетов по налогам и сборам (ст.32 п.1), акт налоговой проверки и др. Например, акт совместной сверки расчетов по налогам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику.
Вторая группа правовых ненормативных актов налогового органа должны отвечать требованиям, предъявляемым законодателем к содержанию и форме этих актов.
1) это индивидуальные, обязательные для конкретного налогоплательщика акты, порождающие для него определенные правовые последствия;
2) это принятые в установленном порядке и форме акты;
3) это акты, доведенные до налогоплательщика в установленном НК порядке.
Так, налоговый орган в формате, утвержденном ФНС РФ, в электронном виде направляет налогоплательщику: требование о перечислении налога в бюджетную систему (ст.52 п.4 НК РФ), требование об уплате налога (ст.69. п.4), требование о предоставлении документов ( ст.93 и 93.1 НК РФ).
Обязанных лиц по их правовому положению можно разделить на четыре группы: 1) налоговые агенты, 2) банки и кредитные учреждения, 3) иные лица, обязанные предоставлять налоговую информацию и 4) лица, привлекаемые к участию в производстве по делам о налоговых правонарушениях.
Налоговым агентом признается лицо, на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему (ст.24 НК РФ). К налоговым агентам относятся:
1) организации-работодатели, удерживающие и перечисляющие в бюджетную систему налог на доходы физических лиц;
2) организации, удерживающие и перечисляющие в бюджетную систему налоги с доходов от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих организации, от долевого участия в других предприятиях;
3) организации, удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами от источников в РФ, или иностранными юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете.
Все указанные лица являются источниками выплат, т.е. лицами фактически выплачивающими доход другому лицу.
Правовой статус налогового агента.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Они обязаны правильно и своевременно удерживать налоги и перечислять их в бюджетную систему (основная обязанность). В случае неисполнений названной обязанности налоговый агент привлекается к налоговой ответственности (ст.123 НК РФ).
Факультативные обязанности: а) в случае невозможности удержать налог у налогоплательщика обязаны в месячный срок сообщить о задолженности в налоговый орган; б) вести учет по каждому налогоплательщику; в) в течении 4 лет обеспечивать сохранность документов.
Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается.
Иные обязанности банков информационного характера в сфере налогового контроля: а) сообщать об открытии и закрытии счетов по договору банковского счета (налоговая ответственность по ст. 132 НК) б)предоставлять по запросу налогового органа справки по операциям и счетам (налоговая ответственность ст. 135 прим).
К иным участникам,содействующим уплате налога, относятся органы, на которые налоговым законодательством возложены обязанности сообщать налоговым органам информацию, необходимую для исчисления налогов (налоговые информаторы ст.85 НК). Назовем наиболее распространенные случаи. Так, органы, осуществляющие учет недвижимого имущества и транспортных средств, либо регистрацию прав на них и сделок с ними также обязаны информировать налоговые органы о проведенных операциях и др. За неисполнение указанной обязанности лица привлекаются к налоговой ответственности по ст. 129 прим. НК)).
И последняя категория обязанных лиц появляется на стадии проведения налоговых проверок и производства по делам о налоговых правонарушениях: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели.
* порядок исчисления налога;
* сроки и порядок уплаты налога.
К факультативным элементам налогового обязательства отнесены те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К таковым в первую очередь причисляются налоговые льготы.
Всё об оформлении полномочий представителя
Выделяют несколько видов представительства в суде — когда официальный представитель защищает интересы одной из сторон. В этой статье рассмотрим отличия законного от уполномоченного представителя, и какие документы нужны для подтверждения их прав и обязанностей.
Законное представительство
Законный представитель полагается несовершеннолетним, или недееспособным лицам. По закону они не могут представлять сами себя в суде. Такими представителями считаются родители, назначенные законом опекуны или попечители.
Какие нужны документы для подтверждения представительства
Чтобы иметь возможность представлять интересы стороны, которая не может на законных основаниях сделать это самостоятельно, нужно предоставить суду доказательства, что лицо — законный представитель. Понадобится следующее:
Предоставив эти свидетельства, представитель может сам защищать подопечного в суде, или нанять другого человека, например, заказав услуги адвоката в суде. Но он должен передать ему свои полномочия.
Уполномоченные представители
Чтобы защищать права представляемого, уполномоченный представитель обязан предоставить судье доверенность на представительство.
Удостоверить этот документ может нотариус, или лица, которым закон предоставляет такое право, к примеру, работодатель, начальник лишения места свободы, командир воинской части, и т.д. Если представительство требуется организации, то доверенность подписывается руководителем, а также ставится печать компании.
Очень часто в доверенность вписывают лишнюю информацию, к примеру, в правах представителя прописывают, что он может задавать вопросы в суде, знакомиться с материалами дела, и т.д. Достаточно просто указать, что уполномоченному представителю переходят все полномочия, предусмотренные законодательством.
Но есть и такие права, которые надо закрепить в доверенности. Например, возможность подачи заявления, заключение мирового соглашения, и т.д.
Нужно ли указывать номер дела, в котором будет участвовать представитель? Это необязательное условие, более того, специалисты рекомендуют не указывать номер. Если представляемый участвует в более, чем одном судебном процессе, то доверенность без номера дела позволит представителю защищать интересы клиента во всех этих процессах.
Адвокат может участвовать в деле без доверенности, если у него есть специальный ордер, выданный адвокатским образованием. Но указанные выше расширенные полномочия все же потребуют документального оформления в виде доверенности.
Если нашли представителя, который вам подходит, но не успели оформить его полномочия, а судебный процесс уже начался, то можно подать устное или письменное ходатайство о допуске представителя к участию.
Заключение
Из этой статьи читатель узнал, что существует минимум два вида судебного представительства. Эти виды отличаются, как и документы, которые нужно предоставить в суде, чтобы защитить интересы представляемого. Смотрите подробнее в нашем видеоролике.
Статья 32. Доверенные лица и уполномоченные представители
Информация об изменениях:
Законом Самарской области от 16 августа 2011 г. N 74-ГД наименование статьи 32 настоящего Закона изложено в новой редакции
Статья 32. Доверенные лица и уполномоченные представители
Информация об изменениях:
Законом Самарской области от 30 мая 2014 г. N 58-ГД в пункт 1 статьи 32 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить до 10 доверенных лиц. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе также назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам в количестве, определяемом им самостоятельно.
Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить до 100 доверенных лиц.
Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (кандидатов), список кандидатов, обязано назначить уполномоченных представителей. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (кандидатов), список кандидатов, обязано назначить также уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Количество уполномоченных представителей (в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам) избирательного объединения определяется им самостоятельно.
Информация об изменениях:
Законом Самарской области от 16 августа 2011 г. N 74-ГД пункт 2 статьи 32 настоящего Закона изложен в новой редакции
3. Регистрация доверенных лиц кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
Регистрация доверенных лиц избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, осуществляется Избирательной комиссией Самарской области в течение трех дней со дня поступления письменного представления избирательного объединения о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
Информация об изменениях:
Законом Самарской области от 16 августа 2011 г. N 74-ГД абзац третий пункта 3 статьи 32 настоящего Закона изложен в новой редакции
Регистрация уполномоченных представителей кандидата, избирательного объединения по финансовым вопросам осуществляется в течение трех дней со дня представления в соответствующую избирательную комиссию письменного заявления кандидата, избирательного объединения, заявлений граждан о согласии быть уполномоченными представителями по финансовым вопросам, списка уполномоченных представителей согласно пункту 2 настоящей статьи, а также копии нотариально удостоверенной доверенности, в которой указываются полномочия указанных лиц и решения избирательного объединения.
4. Ограничения, связанные с осуществлением отдельными лицами полномочий доверенных лиц, а также гарантии трудовых прав доверенных лиц устанавливаются в соответствии с требованиями федерального законодательства.
5. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, в том числе осуществляют агитационную деятельность.
Информация об изменениях:
Законом Самарской области от 16 августа 2011 г. N 74-ГД абзац второй пункта 5 статьи 32 настоящего Закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Законом Самарской области от 16 августа 2011 г. N 74-ГД пункт 5 статьи 32 настоящего Закона дополнен абзацем
Уполномоченные представители не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
6. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
Информация об изменениях:
Законом Самарской области от 16 августа 2011 г. N 74-ГД абзац второй пункта 6 статьи 32 настоящего Закона изложен в новой редакции
Избирательные объединения, назначившие уполномоченных представителей (в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам), кандидаты, назначившие уполномоченных представителей по финансовым вопросам, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответственно Избирательную комиссию Самарской области, окружную избирательную комиссию.
7. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения, или вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом, или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившими этих доверенных лиц.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.