Предостережение мчс что это
Что такое предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?
Согласно Федеральному закону от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, либо создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган государственного контроля (надзора) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).
Предостережение должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), вышеуказанных сведений.
Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) на основании предложений должностного лица.
По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166.
Энциклопедия решений. Предостережение органа государственного пожарного надзора
Предостережение органа государственного пожарного надзора
Орган государственного пожарного надзора объявляет предостережение, если и без проведения проверки понятно, что нарушения обязательных требований уже имеются либо вот-вот произойдут, но для проведения «полноценной» внеплановой проверки оснований недостаточно (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, п. 115 Регламента N 644).
Предсказать заранее, какое именно нарушение требований пожарной безопасности точно влечет (или не влечет) такой вред или его угрозу, невозможно: это определяется по-разному в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом их толкования в правоприменительной практике (письмо МЧС России от 17.02. 2017 N 19-16-302).
Информация о нарушениях (бывших и будущих) может поступить в ГПН из любых источников, кроме анонимных жалоб: из СМИ, из заявлений и обращений граждан, организаций, органов власти, в т.ч. после проведенных ГПН мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с проверяемым (ч. 5 ст. 8.2, ч. 6 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ). Такие мероприятия (плановые рейдовые осмотры и т.п.) проводятся на основании заданий на их проведение, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа ГПН (ч. 1 и 2 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ). Порядок оформления заданий и порядок оформления их результатов установлен МЧС (ч. 4 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, приказ МЧС России от 24.03.2017 N 132).
Последнее условие, необходимое для объявления предостережения: его адресат (т.е. нарушитель) ранее не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих обязательных требований (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ). Непонятно, как орган ГПН будет реагировать в том случае, если нарушитель уже привлекался к ответственности, однако нарушение не является существенным (во всяком случае не причинило вреда и не повлекло угрозу его причинения): такая практика на сегодняшний день не сложилась, и, по-видимому, МЧС еще не определился с данным вопросом (см. письмо от 17.01.2017 N 19-4-3-121). Возможно, в таком случае орган ГПН будет возбуждать дело об административном правонарушении по процедуре КоАП РФ.
Решение о направлении предостережения принимает руководитель органа ГПН либо его заместитель, либо иное должностное лицо, уполномоченное приказом органа пожарного надзора (п. 2 Порядка).
Орган ГПН должен составить и направить предостережение не позднее 30 дней со дня получения всей совокупности необходимых сведений (т.е. о нарушении, о его «безугрозном» характере и о «чистой» репутации нарушителя) (п. 3 Порядка). Направляется оно заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным способом, в том числе через портал госуслуг или электронным письмом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) либо размещенному на официальном сайте организации или предпринимателя (п. 6 Порядка).
Предостережение содержит (п. 4 Порядка, ч. 5 и ч. 6 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, абз. 2 п. 115 Регламента N 644):
— наименование органа ГПН, наименование адресата-организации (ФИО предпринимателя), дату и номер предостережения;
— сведения о конкретных действиях (бездействии) адресата, которые могут привести или приводят к нарушениям;
— ссылки на конкретные нормативные правовые акты (с указанием структурных единиц), которые нарушены (могут быть нарушены);
— предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
— и предложение направить уведомление в орган ГПН об исполнении предостережения по адресу и способом, указанному в предостережении, и срок для такого уведомления. Этот срок законодательством не определен и, вероятно, может устанавливаться в зависимости от конкретных обстоятельств, однако он не должен быть короче 60 дней со дня направления предостережения.
Требований о представлении каких-либо документов в предостережении быть не должно (п. 5 Порядка).
При несогласии с предостережением на него можно подать возражение (п. 7 Порядка), в котором указать следующие данные: наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ИНН, дату и номер предостережения, а затем обосновать свою позицию по поводу указанных в предостережении действий, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований (п. 8 Порядка). Возражение отправляют в бумажном или электронном (с усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или уполномоченного представителя организации) виде по адресу, указанному в самом предостережении (п. 9 Порядка). В течение 20 рабочих дней орган ГПН должен предоставить ответ на возражения (п. 10 Порядка).
Если же возражений нет, то об исполнении предостережения необходимо отчитаться в установленный им срок (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, п. 11 Порядка). Уведомление отправляют в бумажном или электронном (с усиленной квалифицированной электронной подписью ИП или уполномоченного представителя организации) виде по адресу, указанному в самом предостережении (п. 13 Порядка).
Законодательство не предусматривает прямо ответственности за неуведомление органа ГПН об исполнении предостережения либо за его неисполнение (см. письмо МЧС России от 21.03.2017 N 19-16-425). Тем не менее, если вовремя не отчитаться перед ГПН о том, что предостережение исполнено (или отчитаться, но не исполнить его фактически), есть риск быть привлеченным к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде). Однако ни ч. 5 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, ни п. 4 Порядка не говорят именно об обязанности адресатов исполнять предостережение и уведомлять об этом. Напротив, указанные нормы говорят лишь о » предложении » юридическому лицу, предпринимателю принять меры и направить уведомление. Дополнительно п. 5 Порядка запрещает включать в предостережение требования о предоставлении адресатом каких-либо сведений. В связи с этим привлечение в указанной ситуации к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ дает возможность для обжалования.
Предостережение органа ГПН: порядок действий при его вынесении и ответственность за непредставление ответа
С 2017 года у органов федерального государственного пожарного надзора (далее — органов ГПН) появилась возможность выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Что это за документ и как на него реагировать, мы расскажем в данной статье.
Что такое предостережение ФГПН и в каких случаях оно выносится
Предостережение — это одна из форм профилактического воздействия, предусмотренного Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Оно заключается в официальном информировании (объявлении) лица, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности, о следующем:
об обязательном для исполнения требовании о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений;
о недопустимости продолжения антиобщественного поведения и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, об обязательном для исполнения требовании уведомить в установленный в предостережении срок о принятии мер орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В случае наличия у органа ГПН сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган ГПН объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Указанное основание, при которых орган ГПН может объявлять предостережения, изложено в статье 49 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248).
А теперь давайте попробуем изложить все вышесказанное более понятными языком.
Сотрудники органа ГПН выносят предостережение если:
а) к ним поступила информация (обращение, заявление, жалоба) о нарушениях на каком-либо объекте требований пожарной безопасности, но в ходе проверки достоверности поступившей информации сотрудники ГПН не усмотрели в ней сведений о нарушениях требований пожарной безопасности, причинивших вред или создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;
б) если по поступившей в орган ГПН информации невозможно определить ее соответствие установленным параметрам индикаторов риска нарушения обязательных требования (подробную статью об индикаторах риска нарушения обязательных требований читайте по ссылке, закрепленной ниже).
Индикаторы риска нарушения обязательных требований, как основание для проведения проверок пожарного надзора
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Как правильно реагировать на полученное предостережение
Порядок действий при получении предостережения прописан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (далее — Правила).
Отвечать на предостережения допускается в двух формах:
в форме возражения (оформленного в соответствии с пунктом 8 Правил) в случае несогласия с фактами, изложенными в предостережении;
в форме уведомления об исполнении предостережения (оформленного в соответствии с пунктом 12 Правил) в случае согласия с фактами, изложенными в предостережении.
Ответить на предостережение необходимо в срок не менее 60 дней со дня его направления в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Возражение и уведомление об исполнении предостережения направляется юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в бумажном виде почтовым отправлением в орган ФГПН.
Также возможно предоставить ответ в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа ГПН либо иными указанными в предостережении способами.
Порядок и сроки рассмотрения органами ГПН возражения на предостережение установлены пунктом 58 положения о ГПН и идентичны требования к рассмотрению жалоб.
Возможные последствия за непредставление ответа на предостережение
В случае непредставления ответа (возражения или уведомления об исполнении предостережения) или несвоевременного представления ответа, ответа в неполном объеме или искаженном виде органом ГПН будут приняты меры по привлечению юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в соответствии с положением о ГПН вышеуказанные действия будут учтены органами ГПН при отнесении объекта защиты Нажмите для перехода на ПожВики к определенной категории риска, так как являются критериями добросовестности, характеризующими вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности. Данный критерий оказывает влияние на отнесение объекта защиты в сторону более высокой категории риска, а чем выше категория, тем чаще проводятся контрольные (надзорные) мероприятия.
Предостережение мчс что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо МЧС России от 21 марта 2017 г. № 19-16-425 Об ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за непринятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований или за неуведомление органа государственного пожарного надзора об исполнении предписания
Вопрос: Частью 5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено право органа государственного контроля (надзора) объявлять юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора). Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и порядок уведомления об исполнении такого предостережения определены Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166. Форма предостережения утверждена Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 (Приложение N 15 к Административному регламенту).
Прошу пояснить, предусмотрена ли в настоящий момент какая-либо ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за непринятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований (то есть неисполнение предостережения) и /или за неуведомление органа государственного пожарного надзора об исполнении предписания?
Правомерно ли привлечение указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде) либо по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)), учитывая, что и ч. 5 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ, и п. 4 Порядка говорят именно о предложении (но не обязанности адресатов) исполнять предостережение и уведомлять об этом.
Ответ: Департамент надзорной деятельности и профилактической работы, рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного пожарного надзора вправе выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в случаях:
если имеются сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами;
содержания в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено) информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности;
отсутствия подтвержденных данных о том, что такие нарушения причинили вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, повлекли возникновение пожара, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо создали непосредственную угрозу указанных последствий, и если орган власти, организация и гражданин ранее не привлекались к ответственности за нарушение обязательных требований.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае поступления информации о фактах нарушений правообладателем объекта защиты требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара органы надзора вправе организовать и провести внеплановую проверку с извещением и (или) согласованием с органами прокуратуры.
По результатам проверки и при установлении указанных нарушений принимаются меры в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, в отношении субъектов надзора, отнесенных к категории малого и среднего предпринимательства, при первоначальном выявлении нарушений обязательных требований применяется административное наказание в виде предупреждения.
В случае непредставления сведений о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по соблюдению обязательных требований, ответственность законом не предусмотрена.
Вместе с тем, рассчитываем на Вашу сознательность и добросовестность в обеспечении мер безопасности.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы | Р.Ш. Еникеев |
Обзор документа
В определенных случаях органы государственного пожарного надзора вправе выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Например, если имеются сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, проводимых без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами.
При поступлении информации о фактах нарушений правообладателем объекта защиты требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, органы надзора вправе организовать и провести внеплановую проверку с извещением и (или) согласованием с органами прокуратуры.
В отношении субъектов надзора, отнесенных к категории малого и среднего предпринимательства, при первоначальном выявлении нарушений обязательных требований применяется административное наказание в виде предупреждения.
В случае непредоставления сведений о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по соблюдению обязательных требований, ответственность законом не предусмотрена.
Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утратил силу с 13.07.2021 на основании приказа МЧС России от 09.06.2021 N 372)
Приложение N 15
к Административному регламенту,
утвержденному приказом МЧС России
от 30 ноября 2016 года N 644
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(наименование территориального органа МЧС России)
(наименование органа государственного пожарного надзора)
(указывается адрес места нахождения органа государственного пожарного надзора)
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
В период с ___ ч. ___ мин. «__» _________ 20__ г. по ___ ч. __ мин. «__» ________ 20__ г. проведена
(предварительная проверка поступившей информации, мероприятие по контролю,
без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами)
(выявленные нарушения обязательных требований,
наступившие и возможные последствия)
(наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, должностного
лица, занимаемая должность, место работы)
о недопустимости указанных нарушений закона и разъясняю (предупреждаю), что
(разъясняется возможная уголовная, административная ответственность за продолжение
неправомерных действий, нарушение обязательных требований)
(должность, фамилия, инициалы начальника органа ГПН)