Предоставляет скидки на услуги связи это
Особенности предоставления скидок при оказании услуг связи
Договор на оказание услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором (п.1 ст.45 ФЗ №126 [9]).
Это означает, что оператор связи по характеру своей деятельности:
· должен оказать услуги связи каждому, кто к нему обратится (п.1 ст.426 ГК РФ [1]),
· цена услуг, а также иные условия оказания услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п.2 ст.426 ГК РФ [1]),
· предоставляет бесплатно и круглосуточно информацию о тарифах на услуги связи (п.15, 16, 17 Пост. №310 [30]).
Оператор связи может предоставлять скидки на свои услуги, в том числе на услуги, оказываемые по регулируемым тарифам.
В рамках публичного договора предоставление скидки отдельному пользователю услуг связи возможно при выполнении им определенных оператором связи условий (сумма счета, объем потребляемых услуг), при выполнении которых оператор связи обязан предоставить заранее оговоренную скидку всем пользователям (любому пользователю), выполнившим (-шему) условия предоставления скидки. Предоставление же скидок отдельным категориям пользователей допускается только в случаях, когда это предусмотрено законом и иными правовыми актами.
Учитывая публичный характер договора на оказание услуг связи, предоставление широкому кругу пользователей скидок, информация о которых была доведена до них публичной офертой, является предоставлением скидок в соответствии с условиями договора.
Предоставление скидок широкому кругу пользователей может оформляться следующим образом:
· предоставление процентного изменения (снижения) цены прейскуранта путем размещения публичной оферты о предоставлении услуг со скидкой;
· в виде временного изменения цены в прейскуранте.
Примером последних скидок могут быть:
· в течение определенного периода, в рамках которого оператор связи оказывает неограниченному кругу пользователей услуги связи по ценам, отличным от цен, обычно действующих в другие периоды (например, новогодние скидки);
· на определенной территории, пользователи которой имеют возможность в течение определенного периода, потреблять услуги связи по ценам, отличным от цен, действующих на других территориях в тот же период.
Как сотовые операторы дают большие скидки абонентам? Два случая
Российские сотовые операторы борются за абонентов порой весьма неординарными способами. В частности, они могут давать прямые скидки на услуги, причем крайне большие. В отдельных случаях абоненты получали скидки в размере 70-80% от платы по тарифу. В каких именно случаях операторы делают подобные выгодные для пользователей предложения? Разобрали два самых популярных случая.
1. Если абонент решается уйти в другому оператору
Чаще всего оператор лично предлагает скидку на услуги в случае, если абонент запрашивает перенос номера к другому оператору. Примечательно, что быть давним клиентом оператора для этого не нужно. В интернете полно историй от абонентов, которые получали предложения о скидке на недавно зарегистрированных SIM-картах.
Как это происходит? Абонент подает заявление на перенос своего номера к другому оператору. Через несколько дней, когда заявление обрабатывается, ему поступает звонок от его оператора. Сотрудники поддержки интересуются, почему человек решил сменить оператора, а после предлагают скидку.
Скидка может быть как относительно небольшая — 20-30%, так и реально крупная — до 80%. Это зависит не только от того, сколько времени абонент провел с оператором и какая средняя сумма его платежа, но и от конкретного сотрудника поддержки.
Важно знать, что скидка предлагается временная, на срок до года. Впрочем, никто не мешает после окончания льготного периода выполнить процедуру повторно. Некоторые абоненты экономят на связи таким образом круглый год.
Кроме этого, скидку у оператора можно запросить напрямую, даже без подачи заявки на переход к другому оператору. Необходимо позвонить в поддержку и выразить недовольство услугами — соотношением качества связи и цены. В разговоре с сотрудником требуется сделать прямой намек на то, что если условия не изменятся, то вы будете должны уйти у другому оператору.
Если у оператора есть специальное предложение для вас, то сотрудник моментально его озвучит.
2. Если оператор «провинился»
Второй случай предполагает предоставление скидки оператором за нежелательное списание. Например, если с вашего счета «случайно» списались деньги за услугу, которую вы не подключали. Знайте, что в таком случае вы можете урвать скидку на связь, причем наиболее крупную.
Необходимо пожаловаться на нежелательное списание в Роскомнадзор. Да-да, ведомство действительно рассмотрит ваш частный случай и сможет помочь. Обратиться к Роскомнадзору с конкретной жалобой на оператора можно прямо на официальном сайте. О процессе мы подробно рассказывали в этой инструкции.
После подачи жалобы останется ждать. Если жалоба будет удовлетворена, то сотрудники оператора позвонят с извинениями и сообщением о возврате денег. Чаще всего на этом этапе они предложат временную и достаточно большую скидку на связь. Если этого не произойдет, то требуйте. Это поможет.
А вы когда-либо получали скидку на связь от своего оператора?
Как предоставить скидки
«Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», 2007, N 8
Определения понятию «скидка» нет ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве РФ. По традициям делового оборота торговая скидка обозначает ту сумму, на которую снижается продажная цена товаров, реализуемых покупателям.
В результате снижения продажной цены доходы продавца уменьшаются. Однако предоставляя покупателям скидки, продавец достигает других, не менее важных целей. Например, в результате предоставления скидок привлекаются новые покупатели и совершается большее число продаж. А это, в свою очередь, ведет к завоеванию более выгодных позиций на рынках сбыта, формированию положительного имиджа продавца, торговой марки и т.д. Кроме того, предоставляя скидки, продавец увеличивает оборачиваемость денежных средств, в результате чего растет его прибыль.
В некоторых случаях предоставление скидки является вынужденной мерой. Например, когда необходимо продать скоропортящийся товар или товар, на который истекает срок годности. Чтобы не остаться с залежалым товаром, продавец вынужден устраивать распродажи и предоставлять сезонные скидки на товар, который в ближайшее время перестанет пользоваться спросом в связи со сменой сезона.
Таким образом, продавцы преследуют различные цели, предоставляя скидки покупателям. Поэтому существует множество видов скидок, которые применяются в розничной и оптовой торговле (см. таблицу 1).
Классификация скидок
Юридические особенности предоставления скидок
Порядок предоставления скидки и ее размер определяются на основании условий договора. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (ст. 454 ГК РФ). Покупатель обязан оплатить товар по цене, которая указана в договоре купли-продажи (ст. 485 ГК РФ). Никаких ограничений по предоставлению скидок в виде снижения продажной цены гражданским законодательством не предусмотрено.
Скидка всегда предоставляется по соглашению обеих сторон договорных отношений. Все условия о предоставлении скидок должны быть прописаны в договоре купли-продажи или в дополнительном соглашении к нему. С момента включения в договор условия о предоставлении скидки у продавца появляется обязанность продать товар по цене с учетом скидки. Непредоставление скидки, предусмотренной договором, расценивается как необоснованное обогащение продавца (Постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2002 г. по делу N КГ-А41/1203-02). Для покупателя же получение скидки означает, что он не обязан оплачивать товар полностью.
Если скидка не указана в договоре и предоставляется покупателю в одностороннем порядке по решению продавца без обязательного выполнения каких-либо условий, то такая операция рассматривается как прощение долга покупателю.
Особенности налогообложения
Предоставление скидок является основанием для проверки налоговыми органами правильности применения цен. Если окажется, что с учетом предоставленной скидки продажная цена товара стала меньше рыночной стоимости более чем на 20%, то продавцу придется пересчитать налоги и доплатить их в бюджет (п. 3 ст. 40 НК РФ). Исключение составляют так называемые обычные скидки, которые вызваны:
Чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, бухгалтер предпринимателя должен обосновать предоставление скидок по ст. 40 НК РФ, а также правильно оформить все необходимые документы.
Сезонные скидки, а также скидки, предоставленные покупателям в связи с потерей товаром потребительских качеств и с истечением срока годности или реализации товара, оформляются распорядительным документом. На основании этого приказа специальная комиссия составляет акт на уценку товаров по унифицированной форме N МХ-15, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66.
Вариант оформления приказа см. в примере 1.
Пример 1.
Индивидуальный предприниматель Афанасьев О.И. Магазин «Березка» Приказ
г. Москва
В связи с потерей частью продукции товарного вида
Комиссии поручается установить максимально возможную цену реализации шуб.
Все прочие скидки, которые продавец предоставляет покупателям, необходимо учесть при составлении маркетинговой политики. Этот документ является приложением к учетной политике и утверждается индивидуальным предпринимателем. В нем необходимо подробно расписать все условия предоставления скидок: кому, когда, при каких условиях, в каком размере и т.д.
На основании маркетинговой политики в договоры купли-продажи вносятся условия о скидках, предоставляемых покупателям. Если покупатель выполнил определенные условия, необходимые для предоставления скидки, то к договору купли-продажи может быть составлено дополнительное соглашение, в котором цены будут указаны с учетом предоставленной скидки.
При составлении данного положения о скидках, предоставляемых покупателям, можно руководствоваться примером 2.
Пример 2.
Положение о скидках, предоставляемых покупателям в 2007 году
Установить в магазине следующую систему скидок:
Справка. Даже если скидки на товары не относятся к обычным скидкам, а их размер превышает 20%, то это еще не повод самостоятельно доначислять налоги исходя из рыночной стоимости товаров. Дело в том, что сначала налоговые органы должны доказать, что цена, по которой продавец реализует товары, не является рыночной. Для этого они должны получить сведения об идентичных сделках, сравнить их со сделками продавца, учесть сезонные или иные колебания потребительского спроса (Постановление ФАС Московского округа от 22 января 2002 г. N КА-А41/8205-01).
Скидки со стоимости товаров, которые продавец предоставляет покупателям, не относятся к расходам по торговой деятельности. Сумма скидок уменьшает размер дохода, полученного продавцом, так как является уменьшением ранее заявленной цены. Исключение составляют скидки, предоставление которых не предусмотрено договором купли-продажи. Такие скидки рассматриваются как прощение долга и отражаются в составе внереализационных расходов продавца.
Особенности налогового учета товаров
При реализации товаров индивидуальные предприниматели делают соответствующие записи в Книге учета доходов и расходов, форма которой утверждена совместным Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г.
Этим же Приказом установлен и Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.
Доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расходов (п. 13 Порядка). Исключением из этого правила являются те случаи, которые прямо предусмотрены в Порядке. В частности, п. 15 Порядка учета доходов и расходов определены особенности учета расходов на приобретение материальных ресурсов.
Стоимость приобретенных материальных ресурсов следует включать в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Если материальные ресурсы были приобретены впрок или не были использованы полностью в отчетном налоговом периоде, то расходы на их приобретение учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах.
Таким образом, в состав расходов включаются затраты предпринимателя только на те товары, которые были реализованы. Если же доход от реализации товаров еще не получен, то учитывать покупную стоимость товаров нужно в последующих налоговых периодах.
Пример 3. 21 декабря 2006 г. ИП Романов В.В. приобрел партию товара на сумму 240 000 руб. Однако продать в 2006 г. ему удалось лишь половину товара.
Скидки, предоставляемые покупателям в розничной торговле
В розничной торговле скидки могут быть предоставлены покупателям только в момент продажи товаров. Широкое распространение на практике получили следующие виды скидок: бонусные, накопительные и сезонные скидки, скидки предъявителям дисконтных карт и скидки в виде уценки товаров.
Распродажи
Довольно часто российские магазины устраивают сезонные распродажи товаров. Такие мероприятия являются вынужденной мерой в том случае, если сезонный товар (одежда и обувь) не был реализован в срок, а соответствующий сезон уже подошел к концу.
Для того чтобы предоставить покупателям сезонные скидки, товар необходимо уценить. При этом никаких дополнительных записей в Книгу учета доходов и расходов делать не следует.
На 1 апреля 2007 г. на складе магазина остались нереализованными 10 шуб. Покупная стоимость каждой шубы без учета НДС составляет 30 000 руб., а продажная стоимость одной шубы составляет 45 000 руб. Сумма наценки на каждую шубу составляет 15 000 руб.
В связи с тем что зимний сезон уже закончился и спрос на шубы упал, руководитель организации решил провести распродажу шуб со скидкой 20%. Сумма скидки составила 9 000 руб. (45 000 руб. x 20%).
Если сумма сезонной скидки или уценки превышает торговую наценку, то меняется не только розничная цена, но и покупная стоимость товара. В результате индивидуальный предприниматель терпит убытки.
Пример 5. Используем условия предыдущего примера.
Предположим, что величина скидки составила 30%, или 17 000 руб. (45 000 руб. x 40%).
Обратите внимание, что в приведенном примере после уценки товара его продажная стоимость оказалась меньше его покупной цены. Несмотря на это, «входной» НДС по данному товару принимается к вычету в сумме, фактически уплаченной поставщику. Иными словами, возможность предъявить НДС к налоговому вычету не зависит от стоимости, по которой эти товары были проданы.
Скидки по дисконтным картам
Довольно часто для формирования круга постоянных клиентов магазины розничной торговли используют дисконтные карты. При покупке товаров дисконтная карта дает право на скидку, которая может быть фиксированной или накопительной. В последнем случае размер предоставляемой скидки увеличивается по мере роста количества приобретаемых товаров.
Пример 6. Индивидуальный предприниматель Козлов А.А. занимается розничной торговлей продуктами питания.
Покупателям, которые совершили покупку более чем на 1000 руб., менеджер организации вручает дисконтную карту «Удачная покупка». Она дает право покупателям на 10-процентную скидку при каждой последующей покупке.
В июле 2007 г. организация реализовала товары на сумму 1 180 000 руб. Покупная стоимость реализованных товаров составила 855 072 руб.
В ходе продаж владельцам дисконтных карт была предоставлена скидка в размере 94 400 руб.
Бонусные скидки
Бонусная скидка предоставляется обычно в тех случаях, когда покупатель приобретает определенное количество товара. Например, при покупке двух единиц товара третья передается покупателю бесплатно.
Если в первичных документах на отгрузку товара указывается, что определенное количество товара передается по нулевой стоимости, то эта операция характеризуется как безвозмездная передача товара, а не как предоставление скидки. Об этом говорится в Письме Минфина России от 31 марта 2004 г. N 04-03-11/52. В этом случае на рыночную стоимость безвозмездно переданного товара продавец должен начислить НДС (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ, п. 2 ст. 154 НК РФ).
Покупная стоимость товара, переданного покупателям бесплатно в рамках рекламной кампании, включается в состав расходов индивидуального предпринимателя в качестве рекламных расходов (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Пример 7. Индивидуальный предприниматель продает в розницу парфюмерную продукцию.
В целях привлечения покупателей было решено провести рекламную акцию: при покупке двух флаконов туалетной воды третью вручать бесплатно.
Покупная стоимость туалетной воды, реализованной за плату, составляет 400 000 руб. (200 руб. x 2 шт. x 1000), а покупная стоимость туалетной воды, переданной покупателям бесплатно в рамках рекламной акции, составляет 200 000 руб. (200 руб. x 1 шт. x 1000).
Учтите, что расходы на приобретение товаров, передаваемых покупателям бесплатно во время проведения рекламной кампании, в целях налогообложения являются нормируемыми. Учесть при налогообложении подобные расходы можно только в размере 1% выручки от реализации.
Поэтому гораздо лучше, если бонусная скидка будет предоставлена как «продажа трех единиц товара по цене двух». В этом случае не придется указывать в первичных документах бесплатный товар без указания его стоимости и начислять НДС на рыночную стоимость бесплатно переданного товара.
Пример 8. Используем условия предыдущего примера.
Предположим, что по условиям рекламной кампании три флакона туалетной воды продаются по цене двух.
В этом случае торговую наценку на два флакона туалетной воды необходимо распределить на три флакона: 154 руб. x 2 шт. : 3 шт. = 102,67 руб. Продажная стоимость одного флакона туалетной воды составит 236 руб. (200 руб. x 2 : 3 + 102,67 руб.).
За три флакона покупатель должен заплатить 708 руб. (236 руб. x 3 шт.).
Скидки, предоставляемые в момент отгрузки товара
Производители товаров и оптовые продавцы могут предоставлять скидки своим покупателям при отгрузке товаров или после того, как товар уже реализован. В данном случае мы рассматриваем те ситуации, когда право собственности на товар, то есть его реализация, переходит к покупателю в момент передачи товара.
При отгрузке товаров организации оптовой торговли могут предоставлять следующие виды скидок: дилерские, рекламные, сезонные, бонусные, особые, накопительные. Документы, связанные с отгрузкой товаров (накладная, счет-фактура), оформляются с учетом предоставленной скидки. В них указывается продажная стоимость товаров, уже уменьшенная на величину скидки.
Все эти скидки, предоставляемые в момент отгрузки товаров, отражаются в налоговом учете одинаково.
Если скидка предоставляется в момент реализации товаров, тогда выручка в Книге учета доходов и расходов отражается в момент поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет индивидуального предпринимателя в том размере, который указан в отгрузочных документах.
Сумма НДС рассчитывается исходя из выручки, уменьшенной на сумму предоставленной скидки (п. 4 ст. 166 НК РФ).
Если покупатель получает скидку в момент отгрузки товаров, то приобретенные товары необходимо оприходовать с учетом этой скидки (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Пример 9. Индивидуальный предприниматель Соколов А.П. занимается изготовлением светильников.
Скидки, предоставляемые после отгрузки товаров
В договоре купли-продажи товаров продавцом могут быть определены условия, при выполнении которых скидка предоставляется покупателю на уже отгруженные товары. Например, если объем покупок за месяц или с начала года достиг определенной величины или если покупатель расплатился ранее установленного в договоре срока.
Так как заранее не известно, выполнит ли покупатель условия, дающие право на скидку, в первичных документах на отгрузку товара указывается стоимость товара без учета скидки.
После того как объем закупок достигнет установленного уровня, продавец может предоставить покупателю скидку на будущие покупки или на все покупки с начала года.
Порядок отражения скидок, предоставленных на будущие покупки, в налоговом учете будет такой же, как описанный в предыдущем разделе.
По мнению Минфина России, скидка по результатам продаж представляет собой разновидность формы вознаграждения покупателя, которое он получает за достижение договорных условий по результатам продаж (Письмо Минфина России от 9 августа 2005 г. N 03-03-04/1/155).
При предоставлении скидки или премии покупателю без изменения цены единицы товара продавец пересматривает сумму задолженности покупателя по договору купли-продажи. Иными словами, он освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров (Письмо Минфина России от 20 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/847).
Предоставление скидок на товары, уже реализованные покупателю и принятые им к учету, оформляется специальным документом. Унифицированная форма такого документа не предусмотрена. Поэтому продавец разрабатывает форму этого первичного документа самостоятельно и утверждает ее при формировании своей учетной политики.
Таким документом может быть акт о предоставлении скидки. В акте необходимо указать даты и номера накладных, в соответствии с которыми была произведена отгрузка товаров. Необходимо указать те условия, выполнение которых дает право покупателю на предоставление скидок, процент и сумму предоставленных скидок.
После этого необходимо направить уведомление о предоставлении скидок покупателю.
Вносить изменения в первичные документы на отгрузку товаров и в счета-фактуры в данном случае не нужно. Ведь стоимость товара, который приобрел покупатель, не может быть изменена после предоставления скидки.
После того как скидка поступит на расчетный счет индивидуального предпринимателя, выступающего в роли покупателя, он включает сумму предоставленной скидки в состав внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Индивидуальный предприниматель, выступающий в роли продавца, включает сумму скидки, фактически перечисленной покупателю, в состав внереализационных расходов (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
По мнению Минфина России, в случае если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства не подлежат налогообложению НДС.
Следовательно, премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом у продавца товаров на сумму данных премий налоговая база по данному налогу не корректируется (Письмо Минфина России от 20 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/847).
Пример 10. Индивидуальный предприниматель Эстафетов О.М. занимается оптовой торговлей. Индивидуальный предприниматель Латышев П.Р. является постоянным покупателем ИП Эстафетова О.М.
Согласно договору поставки, если стоимость приобретенного товара с начала года превысит 1 000 000 руб., покупателю предоставляется скидка в размере 10% на все ранее приобретенные товары с начала года и на все последующие покупки.
Таким образом, в сентябре объем закупок ИП Латышева П.Р. достиг того уровня, который дает ему право на 10-процентную скидку. По условиям договора скидка предоставляется в последний день месяца, в котором покупатель выполнил условие, необходимое для получения скидки, на основании соответствующего акта.
Общая сумма скидки составила 106 200 руб. (1 062 000 руб. x 10%) и была перечислена на расчетный счет ИП Латышева П.Р. в октябре 2007 г.
Акт N 421 о предоставлении скидки
На основании п. 2.4 договора поставки, заключенного с индивидуальным предпринимателем Латышевым П.Р., покупатель имеет право на скидку в размере 10% на все ранее приобретенные товары с начала года и на все последующие закупки.
Сумма скидки, предоставленная на ранее приобретенные товары, в размере 106 200 руб. перечислена на расчетный счет покупателя платежным поручением N 1452 от 10 октября 2007 г.
Индивидуальному предпринимателю Латышеву было направлено уведомление о предоставлении скидки.
Уведомление о предоставлении скидки
Доводим до Вашего сведения, что на основании Акта N 421 от 30.09.2007 Вам предоставлена скидка в размере 10% на товары, приобретенные у индивидуального предпринимателя Эстафетова О.М.
Приложение: Акт N 421 от 30.09.2007.
В день списания с расчетного счета ИП Эстафетова О.М. суммы предоставленной скидки она была включена в состав внереализационных расходов предпринимателя.
В октябре на расчетный счет ИП Латышева П.Р. поступила сумма скидки, предоставленная продавцом. В день поступления на счет скидка была включена индивидуальным предпринимателем в состав внереализационных доходов.
Скидка в виде прощения долга
По окончании календарного года продавец может предоставить покупателю скидку, которая не предусмотрена договором поставки, на отгруженный ранее товар. Такая скидка рассматривается гражданским законодательством как прощение долга (ст. 415 ГК РФ).
По мнению ФНС России, предоставленная скидка рассматривается как безвозмездная передача имущественных прав (Письмо ФНС России от 25 января 2005 г. N 02-1-08/8@). Поэтому сумма такой скидки не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации-продавца (п. 16 ст. 270 НК РФ), а значит, не должна учитываться индивидуальными предпринимателями при расчете НДФЛ.
Что касается НДС, то передача права собственности на товары на безвозмездной основе облагается этим налогом (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому уменьшить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет с выручки от реализации товара, на сумму НДС по предоставленной скидке продавец не может.
Моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки товаров, передаваемых безвозмездно (п. 6 ст. 167 НК РФ). Если продавец уже начислил НДС к уплате в бюджет в момент отгрузки товара, то на дату прощения долга у него не возникает дополнительных обязанностей по уплате НДС.
Пример 11. Изменим условия предыдущего примера.
Предположим, что предоставление покупателю скидки относительно установленной цены договором поставки не предусмотрено.
В октябре 2007 г. индивидуальный предприниматель Эстафетов О.М. в одностороннем порядке предоставил скидку своему постоянному покупателю ИП Латышеву П.Р. в размере 10% от суммы его задолженности. Покупатель был извещен о прощении долга.
Покупатель включает сумму предоставленной скидки во внереализационные доходы (п. 18 ст. 250 НК РФ). Так как НДС с суммы предоставленной скидки не оплачен продавцу, то он не подлежит налоговому вычету. Если индивидуальный предприниматель уже предъявил к налоговому вычету НДС по приобретенным товарам, то ему необходимо восстановить «входной» НДС по прощенной задолженности.
Указанная сумма не может быть включена в стоимость приобретенного товара или в состав внереализационных расходов индивидуального предпринимателя, но покрывается за счет его собственных средств.
Пример 12. Используем условия предыдущих примеров.
ИП Латышев П.Р. оприходовал товары на сумму 900 000 руб., а входной НДС в размере 162 000 руб. предъявил к налоговому вычету на основании счета-фактуры, полученного от ИП Эстафетова О.М.
В октябре на основании кредит-ноты, полученной от продавца, ИП Латышев П.Р. включил во внереализационные доходы сумму прощенного долга в размере 106 200 руб. и восстановил часть входного НДС в размере 16 200 руб. (106 200 руб. : 118 x 18). На указанную сумму он зарегистрировал счет-фактуру, полученный от ИП Эстафетова О.М., в Книге продаж.
Как видно из приведенных примеров, предоставление скидки в одностороннем порядке имеет негативные последствия как для продавца, так и для покупателя. Чтобы их избежать, необходимо установить в договоре купли-продажи условия для применения скидок. Или же оформить снижение цены договора соответствующим дополнительным соглашением.