Предоставление скидки дебиторам при досрочной оплате пример
Разработка и расчет размера скидки при досрочной оплате
Цель мероприятия: рассчитать размер скидки покупателям при досрочной оплате
снизить дебиторскую задолженность;
снизить потери предприятия от обесценения денег;
В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости проданной продукции. Поэтому возникает необходимость оценить возможность оценить возможность скидки при досрочной оплате. Техника анализа будет следующей.
Для анализируемого предприятия годовая выручка, по данным формы №2 (Приложение 2), составила 307578 тыс.руб. Известно, что на начало периода 63% выручки от продажи продукции (184546 тыс.руб.) было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности). На конец года уже 82% выручки от продажи продукции (252214 тыс.руб.) было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности).
По данным таблицы 3.4. мы определили, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии к концу отчетного периода составил 45 дней. Допустим, что ежемесячный темп инфляции равен 1,083% ( при ставке рефинансирования
13%), тогда индекс цен Iц = 1,01083. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получит реально лишь 98,93% (1 : 1,01083*100) договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности, равного примерно 1,5 месяцам, индекс цен составит в среднем 1,02.
Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,98 (1:1,02). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 1,5 месяца, предприятие реально получает лишь 98% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей
Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что предприятие при этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала. Дело в том, что помимо прямых потерь от инфляции предприятие несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой от возможного использования временно свободных денежных средств.
Если средний срок оплаты дебиторской задолженности составляет 45 дней, а предприятие предоставляет покупателям 2%-ную скидку за оплату в срок не позднее 1 дня с момента отгрузки, то такая скидка для предприятия будет сопоставима с получением кредита по ставке 17,38% [2*365 / (45-3)]. Если предприятие привлекает заемные средства под 18% годовых, то такие условия будут для него выгодными.
В то же время для покупателя, размещающего средства в депозитах под 11% годовых, такая скидка также будет привлекательной. Если покупатель будет заранее проинформирован о том, какой выигрыш он получит от досрочной оплаты, вполне вероятно, что он примет решение ускорить расчеты.
Варианты альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками приведены в таблице 3.9
Дебиторская задолженность: когда и как давать отсрочку по платежам
Нельзя упускать не единой детали, в том числе обратить внимание на процесс эффективной работы с дебиторской задолженностью.
Она составляет внушительную часть валюты баланса организации. Структурно размер задолженности варьируется от 20% для предприятий производственной деятельности до 90% для торговых компаний.
Соответственно, затягивание погашения задолженности может серьезно повлиять на стабильность функционирования предприятия. Корректно составленная кредитная политика даст возможность оптимизировать поток денег и оценить риск, который берет на себя предприятие, что в итоге увеличит его стоимость и благосостояние собственников. Значит, разумно создать кредитную политику, которая будет направлена на решение таких вопросов: кому выдавать товарный кредит, на какой период и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров стоит определить:
Давать или не давать отсрочку?
Решение о предоставлении отсрочки следует принимать после проведения объективного анализа работы контрагента на основе его финансового состояния и качества отношений между партнерами. Анализ следует проводить постоянно по каждому из контрагентов. По его результатам всем присваивается категория качества.
Таблица 1. Категории качества контрагента
Пятая категория присваивается безнадежным контрагентам. В связи с этим стоит принять меры по возврату дебиторской задолженности.
Период отсрочки платежа и размер скидки
Решения о периоде отсрочки платежа и размере скидки следует принимать на базе расчета экономической эффективности (рост или падение объема торговых отношений с контрагентом). В итоге сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы. Если ожидается приростная прибыль, то выносится решение об изменении кредитной политики.
Определение приростной прибыли
Приростная прибыль — это разность выручки, которая была получена с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем.
Эффективность деятельности организации можно оценивать по такому популярному показателю, как EBITDAR (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации). Таким образом, рост выручки следует рассчитывать, учитывая эффективность по данному показателю: (V1 — V0) * R — положительная составляющая корректировки кредитной политики.
Затраты в виде замораживания средств — это размер предоставленной задолженности дебиторов, которая умножается на цену привлечения заемного капитала — средневзвешенной годовой ставки (в %) привлечения кредитов/займов: Kd * (ДЗ1 — ДЗ0) — отрицательная составляющая корректировки кредитной политики.
Затраты в виде предоставления скидки — это произведение размера скидки на объем продаж в ходе изменения кредитной политики: СК * V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.
В результате формула будет выглядеть следующим образом:
(V1 — V0) * R — Kd * (ДЗ1 — ДЗ0) — СК * V1 > 0.
В ходе преобразования получаем следующую формулу:
Кроме принципов классификации контрагентов в зависимости от категории качества и формулы расчета целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки, также следует помнить о простых правилах при работе с задолженностью дебиторов. В идеале эти рекомендации следует прописать во внутренних документах организации, упоминать на корпоративном обучении и учитывать при финансовом стимулировании работников.
Учитывая данные по классификации контрагентов, расчету экономической целесообразности, а также рекомендации по работе с дебиторами, можно разработать разумную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и моментально среагировать на условия изменяющегося положения на рынке.
Дебиторская задолженность: когда и как давать отсрочку по платежам
Всем компаниям, которые ставят своей целью успешное развитие, требуется создавать антикризисные планы действий, чтобы быть готовыми к разным внеплановым ситуациям. Нельзя упускать не единой детали, в том числе обратить внимание на процесс эффективной работы с дебиторской задолженностью.
Она составляет внушительную часть валюты баланса организации. Структурно размер задолженности варьируется от 20% для предприятий производственной деятельности до 90% для торговых компаний.
Соответственно, затягивание погашения задолженности может серьезно повлиять на стабильность функционирования предприятия. Корректно составленная кредитная политика даст возможность оптимизировать поток денег и оценить риск, который берет на себя предприятие, что в итоге увеличит его стоимость и благосостояние собственников. Значит, разумно создать кредитную политику, которая будет направлена на решение таких вопросов: кому выдавать товарный кредит, на какой период и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров стоит определить:
Давать или не давать отсрочку?
Решение о предоставлении отсрочки следует принимать после проведения объективного анализа работы контрагента на основе его финансового состояния и качества отношений между партнерами. Анализ следует проводить постоянно по каждому из контрагентов. По его результатам всем присваивается категория качества.
Таблица 1. Категории качества контрагента
Финансовое состояние/отношения между партнерами
Финансовое состояние определяется по отчетности на последнюю отчетную дату и может быть оценено следующим образом:
Отношения между компаниями-партнерами оцениваются на момент проведения анализа и могут быть определены следующим образом:
С учетом финансового положения и оценки отношения между компаниями-партнерами контрагенту присваивается та или иная категория качества:
Пятая категория присваивается безнадежным контрагентам. В связи с этим стоит принять меры по возврату дебиторской задолженности.
Период отсрочки платежа и размер скидки
Решения о периоде отсрочки платежа и размере скидки следует принимать на базе расчета экономической эффективности (рост или падение объема торговых отношений с контрагентом). В итоге сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы. Если ожидается приростная прибыль, то выносится решение об изменении кредитной политики.
Определение приростной прибыли
Приростная прибыль – это разность выручки, которая была получена с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем.
Эффективность деятельности организации можно оценивать по такому популярному показателю, как EBITDAR (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации). Таким образом, рост выручки следует рассчитывать, учитывая эффективность по данному показателю: (V1 – V0) * R — положительная составляющая корректировки кредитной политики.
Затраты в виде замораживания средств – это размер предоставленной задолженности дебиторов, которая умножается на цену привлечения заемного капитала – средневзвешенной годовой ставки (в %) привлечения кредитов/займов: Kd * (ДЗ1 – ДЗ0) — отрицательная составляющая корректировки кредитной политики.
Затраты в виде предоставления скидки – это произведение размера скидки на объем продаж в ходе изменения кредитной политики: СК * V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.
В результате формула будет выглядеть следующим образом:
(V1 – V0) * R – Kd * (ДЗ1 – ДЗ0) – СК * V1 > 0.
В ходе преобразования получаем следующую формулу:
Kр > (R – Kd * ДЗ0 / V0) / (R – Kd * ДЗ1 / V1 – СК),
Кроме принципов классификации контрагентов в зависимости от категории качества и формулы расчета целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки, также следует помнить о простых правилах при работе с задолженностью дебиторов. В идеале эти рекомендации следует прописать во внутренних документах организации, упоминать на корпоративном обучении и учитывать при финансовом стимулировании работников.
К ним можно отнести:
Учитывая данные по классификации контрагентов, расчету экономической целесообразности, а также рекомендации по работе с дебиторами, можно разработать разумную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и моментально среагировать на меняющиеся условия рынка.
Некоторые торговые компании стимулируют покупателей оплачивать продажи в рассрочку досрочно – при длительных сроках оплаты. Рассмотрим порядок учета таких продаж в соответствии с МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»
Рассмотрим типичную ситуацию, связанную с учетом продаж в рассрочку.
Допустим, компания продает продукцию в кредит за 100 д.е. и предлагает 10% скидку за досрочную оплату, если клиент оплачивает покупку в течение 10 дней. В противном случае клиент должен заплатить полную сумму в течение 30 дней.
Как компания должна это учитывать в соответствии с МСФО?
Должна ли она первоначально признать выручку за вычетом скидки, а если клиент заплатит позже, скорректировать выручку на сумму скидки?
Или компания должна признать доход будущего периода в момент продажи в размере суммы скидки?
Что предписывают правила МСФО?
Сначала определимся с тем, что представляет собой данная скидка.
Допустим, вы продаете что-то за 1000 д.е. с условием оплаты не позднее, чем через 30 дней и предлагаете скидку 3%, если клиент оплатит в течение 10 дней. Эти 3% или 30 д.е. в данном случае и есть скидка за досрочную оплату.
Скидки за досрочную оплату в IAS 18 и IFRS 15.
В соответствии со старым стандартом МСФО (IAS) 18 «Выручка», выручку от продажи в кредит следовало признавать полностью, а скидку (если клиент заплатил досрочно) следовало признавать в качестве расхода на момент оплаты.
Тем не менее, в соответствии с действующим сейчас стандартом МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», очевиден переменный характер возмещения (т.е. цена сделки варьируется), и поэтому мы должны применять положения МСФО (IFRS) 15 о переменном возмещении.
МСФО (IFRS) 15 гласит:
Если возмещение, обещанное по договору, включает в себя переменную сумму, организация должна оценить сумму возмещения, право на которое организация получит в обмен на передачу обещанных товаров или услуг покупателю.
переменное возмещение включается в цену сделки только в той степени, в которой существует высокая вероятность того, что его включение в цену сделки не приведет к значительному уменьшению признанной выручки в будущем, когда неопределенность в отношении переменного возмещения будет разрешена.
Т.е. продавец должен сначала оценить вероятность того, что клиент заплатит досрочно.
Рассмотрим возможные сценарии.
Продавец предполагает, что клиент заплатит досрочно.
Если прошлые данные или другая информация указывают на то, что покупатель будет платить досрочно, продавец должен признать выручку за вычетом скидки за досрочную оплату в момент продажи.
В качестве примера, допустим, что вы продаете товар за 1 000 д.е. покупателю Джону в кредит на 30 дней.
Вы предлагаете скидку 3%, если Джон заплатит в течение 10 дней.
Из прошлого опыта продаж Джону вы ожидаете, что он заплатит в течение недели, потому что он всегда платил вам в течение этого срока.
Поэтому на момент продажи вы корректируете цену сделки, поскольку предполагаете, что вам придется предоставить скидку за досрочную оплату.
Поэтому бухгалтерская проводка будет такой:
Вы не должны признавать доход будущего периода, потому что в данном случае нет значительного компонента финансирования [см. также параграфы IFRS 15.60-65].
Если Джон заплатит вам в течение 10 дней, вы просто сделаете следующую проводку:
Однако, если Джон заплатит вам позже, ему придется заплатить полную сумму в 1 000 д.е., и в этом случае вы скорректируете выручку следующим образом:
Продавец предполагает, что клиент НЕ заплатит досрочно.
В этом случае выручка признается в полном объеме, и если покупатель впоследствии заплатит досрочно, он получит право на скидку, а продавец должен будет скорректировать выручку.
Допустим, вы осуществляете аналогичную продажу другому клиенту, Джорджу, который обычно использует отсрочку платежа в 30 дней.
Вы не ожидаете, что он воспользуется скидкой за досрочную оплату, поэтому вы делаете проводку на полную сумму:
И когда Джордж осуществляет платеж в течение 10 дней, вопреки вашим ожиданиям, просто корректируете выручку следующей проводкой:
Компании часто оценивают клиентов в индивидуальном порядке, поскольку у каждого клиента может быть своя привычка или политика в отношении оплаты.
Поэтому нет ничего необычного в том, когда компании учитывают выручку своих клиентов по-разному. При этом, однако, бухгалтеру необходимо хорошо обосновывать свои суждения.
Закрытие долга с дисконтом: как и когда банку выгодно дать скидку заемщику
Основатель компании «Кабинет финансовой помощи»
специально для ГАРАНТ.РУ
Все чаще и чаще можно наблюдать ситуацию, когда заемщику, который имеет солидную просрочку, предлагают дисконт на закрытие долга. Заплати меньше, но сейчас. Давайте разберемся: почему это происходит и в чем выгода для кредитора.
Банку выгодно продавать долги
В соответствии с Письмом Банка России от 18 апреля 2017 г. № 41-1-3-7/484 «О применении Положения Банка России № 254-П» кредитные организации должны формировать резервы на возможные потери «по ссудам» – в некоторых случаях такой резерв доходит до 100% от выданной ссуды по беззалоговым кредитам, «банкам» невыгодно резервировать деньги. Также большое количество просроченных задолженностей несет риски для существования. За счет формирования солидного резерва при продаже, закрытии или списании «плохого актива» кредитная организация высвобождает резервы и получает прибыль.
Почему банку невыгодно подавать в суд?
Нет гарантии того, что по факту положительного решения суда и дополнительных затрат, с заемщика что-то смогут взыскать – другими словами, банк может остаться в таком же положении, как и «до». Процесс взыскания долгов с клиентов «дорогой» и не гарантирует возврат суммы, а может даже принести убыток.
Какие кредиты продает банк?
Как правило, банк продает потребительские кредиты и кредитные карты.
Какие кредиты банк не продает?
Банк не продает ипотечные кредиты и автокредиты. Квартира, машина – это залоговое имущество, которое он может изъять у клиента. Банку есть что взыскать, в отличие от финансовых кредитов – при отсутствии финансов взыскать их не представляется возможным.
Разрешена ли законом продажа кредитного долга?
Первый вопрос должника, получившего известие о переуступке его кредита агентству – имеют ли право банки отдавать долг? Согласно ст. 382 Гражданского кодекса, банки и МФО имеют право переуступить требования по возврату кредитов коллекторам без согласия заемщика, если договором не предусмотрено иное. В 99% случаев российскими банками в кредитных договорах указывается, что согласие заемщика на переуступку долга не требуется.
Какие статьи регламентируют порядок перехода прав требования?
Прежде всего, это ст. 382 ГК РФ «Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу», где указано, что право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Что касается самих соглашений и соответствующих правил при переводе долга, данные положения раскрыты в ст. 391 ГК РФ «Условия и форма перевода долга».
Когда банк продает долги?
Сначала – на коротких сроках просроченной задолженности без проведения серьезных мероприятий по взысканию, далее – уже после проведения работы по возврату долга и принятия решения о низкой вероятности его погашения, обычно после 120-180 дней просрочки.
В каких случаях МФО продают долги? Практически во всех. МФО, как правило, не имеют серьезных служб по работе с проблемными кредитами, повышенный риск невозврата изначально заложен в процентную ставку. Но происходит это не ранее, чем через месяц-два просрочки – МФО в течение этого срока надеются на получение высоких штрафов в случае погашения.
Кому банк продает долги?
Продажа долга коллекторским агентствам – обычное явление. Происходит это так: банки объявляют тендер на продажу портфеля должников, на него заявляются организации и предлагают свою цену. После завершения торгов с победителями тендера заключаются договоры цессии и, соответственно, к ним переходят права требования. В этих портфелях, как правило, от 1 тыс. до 20 тыс. кредитных дел, то есть, долги выкупаются большими пулами. Долг номиналом 100 тыс. руб. может быть продан за 1 тыс. руб., то есть за 1% от суммы долга. От количества долгов в пуле зависит и его цена, то есть, чем больше долгов покупается, тем меньше в совокупности они будут стоить. Но помимо этого, выступать третьей стороной могут физические лица.
Как формируется предложение о закрытии долга с дисконтом и почему?
Учитывая проблемы, с которыми сталкивается кредитор при взыскании просроченной задолженности и больших рисках в проведении судебной работы, кредиторы все чаще начали предлагать своим клиентам закрыть долг с дисконтом. Как правило, такой дисконт составляет 30-50%. При этом сумму нужно закрыть разовым платежом, что не всегда выгодно для клиента, но выгодно для кредитора. Кроме того, на рынке вторичных долгов появляются компании-агрегаторы, которые позволяют упростить этот процесс для кредитора и заемщика. Для клиентов в этом случае появляются возможности оплатить долг не только с дисконтом, а также комфортными платежами в рассрочку.