Предоставление апостиля что это

Проставление апостиля на российских официальных документах

Описание услуги

О государственной услуге

Предназначена для проставления апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации.

Категории заявителей, которым предоставляется государственная услуга

Заявителем является физическое или юридическое лицо, обратившееся в Минюст России или его территориальный орган за предоставлением государственной услуги, выраженным в устной или письменной форме.

Способы получения информации

Способы получения государственной услуги

Официальные документы представляются в Минюст России или его территориальный орган заявителем (через законного представителя) лично либо направляются с запросом о предоставлении государственной услуги почтовой связью или курьерской службой доставки, а также в многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы.

Перечень документов для предоставления государственной услуги

Для проставления апостиля на российских официальных документах заявителем представляются:

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (при представлении официальных документов лично заявителем);

2. В случае направления документов почтовой связью или курьерской службой доставки – письменный запрос о предоставлении государственной услуги;

3. Российский официальный документ, подлежащий вывозу за пределы территории Российской Федерации;

4. Если в качестве заявителя выступает юридическое лицо – документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица (доверенность).

Куда обратиться

В территориальный орган Минюста России, действующий на территории субъекта РФ в котором исполнен документ, для проставления апостиля:

1. На официальных документах и их нотариально удостоверенных копиях, исходящих от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (кроме органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния), конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей.

В Минюст России для проставления апостиля:

На официальных документах и их нотариально удостоверенных копиях, исходящих от федеральных органов государственной власти, от конституционных судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей.

Прием документов для предоставления государственной услуги на личном приеме осуществляется по адресу: г. Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5. Адрес для направления документов почтой: 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14.

График приема заявителей:

График приема заявителей (прием заявителей осуществляется отделом по вопросам легализации и апостиля Департамента международного права и сотрудничества: г. Москва, Смоленский бул., д. 3/5)

понедельник с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00;

вторник с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00;

среда с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00;

четверг с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 17.00;

пятница с 09.30 до 12.00; с 13.30 до 16.00.

Консультации по вопросам предоставления государственной услуги предоставляются специалистами центрального аппарата Минюста России, на личном приеме и по телефонам для справок: 8 (495) 955-56-42, 8 (495) 955-56-43.

в территориальных органах

График приема заявителей в территориальном органе Минюста России, а также информацию о банковских реквизитах для оплаты государственной пошлины необходимо уточнять в соответствующем территориальном органе.

При личном обращении заявителя консультации предоставляются в часы приема заявителей; при обращении по телефону для справок – в рабочее время.

Размеры государственной пошлины за предоставление государственной услуги

За проставление апостиля с заявителя взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а именно: в соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за проставление апостиля уплачивается государственная пошлина в размере 2500 рублей за каждый документ.

Реквизиты для заполнения квитанции для оплаты госпошлины за предоставление государственной услуги центральным аппаратом Минюста России указаны в приложении.

Информация о банковских реквизитах для оплаты госпошлины за предоставление государственной услуги территориальными органами Минюста России размещена на официальных сайтах территориальных органов Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Срок предоставления

В течение 3 рабочих дней со дня поступления от заявителя официальных документов.

Срок предоставления государственной услуги в случае необходимости истребования образца подписи, оттиска печати/штампа и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего официальный документ, может быть продлен до 30 рабочих дней со дня поступления от заявителя официальных документов.

Результаты оказания государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги является проставление апостиля на официальном документе, подлежащем вывозу за пределы территории Российской Федерации, предоставленном заявителем.

Основания для отказа

В приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказывается в случаях, если:

1. Официальный документ предназначен для представления в компетентные органы государства, которое не является участником Конвенции ;

2. Официальный документ исходит от органа, должностного лица, нотариуса или юридического лица иностранного государства;

3. Официальный документ исходит от органа, который сам уполномочен на проставление апостиля;

4. На официальном документе отсутствуют подпись лица, от которого исходит официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа органа государственной власти, нотариуса, должностного лица, уполномоченного совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, органа местного самоуправления и иных органов и лиц, от которых исходит официальный документ;

5. Если исправления, имеющиеся в тексте официального документа, не оговорены лицом, подписавшим документ;

6. Если подписи лиц и (или) оттиски печатей/штампа, содержащиеся на официальном документе, не являются отчетливыми и поддающимися сравнению с образцами, имеющимися в Минюсте России или его территориальных органах;

7. Если листы официального документа не прошиты и (или) не пронумерованы и (или) не скреплены оттиском печати/штампа органа или лица, от которого исходит официальный документ.

В предоставлении государственной услуги отказывается по следующим основаниям:

1. Официальный документ не предназначен для вывоза за пределы территории Российской Федерации в соответствии с Законом СССР от 24 июня 1991 г. N 2261-1 «О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу»;

2. Официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов;

3. Лицо, подписавшее официальный документ, не обладает полномочием на его подписание;

4. Подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа на официальном документе не соответствуют имеющимся в Минюсте России или его территориальном органе образцам;

5. Подпись лица, подписавшего официальный документ, и (или) оттиск печати/штампа на официальном документе не могут быть удостоверены Минюстом России или его территориальным органом ввиду отсутствия в Минюсте России или его территориальном органе образца подписи такого лица и (или) оттиска такой печати/штампа и отсутствия этих образцов у органа, от которого исходит официальный документ, а также неподтверждения им факта совершения официального документа;

6. Официальный документ совершен дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями;

7. Официальный документ имеет прямое отношение к коммерческой или таможенной операции;

8. Поступление в Минюст России (его территориальный орган) документально подтвержденной информации о вступлении в законную силу решения суда, которым отменено совершенное нотариальное действие или признан недействительным официальный документ, представленный для предоставления государственной услуги.

Предоставление государственной услуги регламентировано Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 04.05.2017 № 75.

Источник

Энциклопедия решений. Апостиль

Апостиль размещается на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, должен быть дан на французском языке, в то время как сам текст апостиля составляется на русском или английском языке. Конвенция не разрешает вносить изменения в текст апостиля и менять последовательность размещения строк в штампе. Не допускается также изготовление апостиля с листа методом ксерокопирования штампа или иным путем для последующей подшивки к удостоверяемым документам. Во всех случаях должен проставляться именно оттиск штампа апостиля.

Постоянное бюро Гаагской конференции по международному частному праву в своем информационном сообщении указало, что отдельные отклонения от формы и содержания апостиля, например, если его форма не является квадратной; его стороны больше или меньше 9 см; отсутствует рамка вокруг блока с десятью пронумерованными стандартными информационными полями, не должны быть основанием для отказа в принятии апостиля сами по себе.

Однако не все государства руководствуются данными указаниями. Так, например, ВАС РФ определением от 20.07.2009 N 7426/09 отказал в признании апостиля иностранного ведомства в России, отметив, что апостиль, проставленный на отдельном листе и удостоверяющий решение иностранного суда, не соответствует требованиям Гаагской конвенции 1961 г., а именно не выполнен в форме квадрата, его стороны имеют размеры 10 и 11 сантиметров.

Проставление апостиля отнесено Конвенцией к компетенции органов страны места составления документа. В силу ст. 6 Конвенции каждое государство-участник определяет перечень таких органов и уведомляет об этом МИД Нидерландов. При этом всякий уполномоченный национальный орган ведет реестр апостилей.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 330-ФЗ в качестве российских официальных документов, подлежащих апостилированию, рассматриваются документы, выданные в соответствии с законодательством РФ:

— федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

— федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации;

— органами прокуратуры Российской Федерации;

— органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

— органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

— государственными и муниципальными учреждениями.

Кроме этого проставление апостиля требуется на документах, оформленных нотариусами при совершении нотариальных действий*(4) или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия, а также на документах, выданных многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 2 ст. 5 Закона N 330-ФЗ).

Апостиль не проставляется на документах, совершенных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также на документах, имеющих прямое отношение к коммерческой или таможенной операции, в том числе в случаях, если указанные документы выполнены в виде копий, верность которых засвидетельствована нотариусами (ч. 3 ст. 5 Закона N 330-ФЗ).

За проставление апостиля с заявителя взимается государственная пошлина в размере 2 500 рублей за каждый документ (пп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Порядок уплаты государственной пошлины определен налоговым законодательством. В частности, как следует из пп. 5. п. 1 ст. 333.18 НК РФ, плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за проставлением апостиля до его проставления.

Сведения о каждом проставленном апостиле должны быть внесены в Реестр апостилей, ведение которого может осуществляться как в бумажном, так и в электронном виде, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем. Реестр в обязательном порядке должен содержать порядковый номер апостиля и дату его проставления; фамилию и инициалы лица, подписавшего российский официальный документ, а также его должность. Законом N 330-ФЗ допускается внесение в Реестр и иных сведений. Каждое заинтересованное лицо наделено правом обратиться с запросом в компетентный орган о проверке соответствия сделанных в апостилей записей сведениям, внесённым в реестр апостилей (ст. 10 Закона N 330-ФЗ).

Так, обязанность по проставлению апостиля на официальных документах, исходящих от федеральных органов государственной власти, возложена на Минюст России и его территориальные органы*(5). Исключение составляют случаи, когда эти органы сами наделены полномочиями по проставлению апостиля (п. 8 Перечня, п.п. 18, 19 Административного регламента предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденного приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130).

МВД России переданы полномочия по апостилированию справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования; архивных документов (архивных справок, выписок или копий документов); справок о реабилитации (п. 1 Перечня, п. 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14.08.2013 N 625). Непосредственное предоставление государственной услуги по проставлению апостиля на таких документах осуществляется ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ в зависимости от того, кем выдавался документ.

На документах по линии Генеральной прокуратуры РФ апостиль проставляет Управление правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры России (п. 4.2.20 Положения о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденного Генпрокуратурой России 15.02.2007). При этом апостилированию подлежат документы, выданные органами прокуратуры; документы, направляемые в иностранные государства в рамках международных договоров РФ и на основе принципа взаимности (п. 3 Перечня).

Росархив апостилирует архивные справки, архивные выписки и архивные копии, подготовленные федеральными органами государственной власти (кроме тех, кому такое право предоставлено нормативными правовыми актами) и федеральными государственными архивами (п. 4 Перечня). Апостиль на аналогичных документах, подготовленных государственными, муниципальными архивами и иными органами и организациями, расположенными в субъектах РФ, проставляют уполномоченные органы исполнительной власти в области архивного дела этих субъектов РФ (п. 5 Перечня).

Органы ЗАГС администраций субъектов РФ проставляют апостиль на на официальных документах, выданных компетентными органами в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», п. 6 Перечня).

В образовательной сфере апостилем удостоверяются документы государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях, в целях обеспечения надлежащего признания юридической силы таких документов в иностранном государстве (ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 6.3 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», п. 7 Перечня). Данные полномочия возложены на органы исполнительной власти субъектов РФ. Процедура проставления апостиля на соответствующих документах установлена Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 05.09.2014 N 1205, а также Административным регламентом предоставления государственной услуги по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2014 N 1630.

Рособрнадзор, в свою очередь, организует формирование и ведение федеральной информационной системы «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации» на основании информации, получаемой от полномочных органов исполнительной власти субъектов РФ. Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации», и порядок ее формирования и ведения утверждены постановлением Правительства РФ от 10.09.2013 N 797 (ч. ч. 11, 12 ст. 98 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

*(2) Конвенция вступила в силу 24 января 1965 г., для Российской Федерации 31 мая 1992 г.

*(3) По состоянию на 27 февраля 2017 г. в Конвенции участвуют 113 государств, с перечнем которых можно ознакомиться на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву: http://www.hcch.net.

*(4) Виды нотариальных действий перечислены в ч. 1 ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I.

*(5) См. также Методические рекомендации по предоставлению государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденные приказом Минюста от 21.01.2015 N 8.

Источник

Как заверить документы апостилем

1. Что такое апостиль и где действуют апостилированные документы?

Апостиль — форма официального подтверждения документов для надлежащего признания их юридической силы во всех странах, присоединившихся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года.

Одного ведомства, которое бы проставляло штамп «апостиль» на документе, не существует. Места обращения зависят от того, где был оформлен сам документ, и от того, что вы хотите заверить — оригинал или копию.

Не может быть потребовано проставление апостиля на документы, подлежащие вывозу в страны, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры о правовой помощи, а также в страны — участницы Минской конвенции. Списки стран, не требующих легализации документов, можно скачать здесь и здесь.

2. Как проставить апостиль на оригинале документа загса?

Подать заявление на проставление апостиля может любой человек, нотариально заверенная доверенность для этого не нужна. Место обращения зависит от того, где и когда был выдан документ. Получить документ может лишь тот, кому он принадлежит, или представитель по нотариальной доверенности.

Центры госуслуг «Мои документы» Москвы;

Архивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы

Кем выдан документКогда выданКуда обращаться
Орган ЗАГС МосквыНеважно
Орган ЗАГС присоединенной к Москве территорииДо 1 июля 2012 годаГлавное управление ЗАГС Московской области
С 1 июля 2012 годаАрхивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы
Орган ЗАГС при военных комендатурах советских войск за границей СССРДо 1 января 1979 годаГлавное управление ЗАГС Московской области
С 1 января 1979 годаАрхивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы
Консульское учреждение СССР или Российской ФедерацииДо 1 января 1979 годаГлавное управление ЗАГС Московской области
С 1 января 1979 годаАрхивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы
Орган ЗАГС другого субъекта Российской ФедерацииНеважноЦентральный орган ЗАГС того субъекта Российской Федерации, где был выдан этот документ
Иностранный органНеважноКомпетентный орган иностранного государства, выдавший документ*

В Главное управление ЗАГС Московской области можно обратиться только лично или по почте.

Список необходимых документов уточняйте по месту обращения.

3. Как проставить апостиль на оригинале документа об образовании?

Подавать документы для проставления апостиля нужно в пункт приема и выдачи документов Департамента образования и науки города Москвы. Сделать это можно лично, по почте или онлайн, на mos.ru.

Проверка подлинности вашего документа об образовании и принятие решения о проставлении апостиля должны занимать не более 5 рабочих дней с момента регистрации заявления. В случае необходимости дополнительной проверки информации этот срок может быть продлен, но не более чем на 45 рабочих дней.

На странице Департамента образования и науки города Москвы на сайте mos.ru также можно воспользоваться сервисом проверки статуса подготовки апостилей. Для этого нужно знать регистрационный номер заявления, фамилию и имя обладателя документа об образовании.

4. Как проставить апостиль на оригинале документа о наличии или отсутствии судимости?

Подавать документы нужно в тот орган, который указан на вашем документе, — это либо Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел России ( ГИАЦ МВД ), либо Зональный информационный центр Министерства внутренних дел России ( ЗИЦ МВД ). Записаться на прием можно также онлайн — через федеральный портал государственных услуг.

Проставление апостиля занимает 5 рабочих дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 дней.

5. Как проставить апостиль на архивной справке, архивной выписке или архивной копии?

Для проставления штампа «апостиль» на архивном документе вам понадобятся:

Если архивная справка, архивная выписка или архивная копия были подготовлены государственным или муниципальным архивом либо иным органом или организацией, расположенной на территории Москвы, для проставления штампа «апостиль» вам необходимо обращаться в Главное архивное управление Москвы. Сделать это можно лично или по почте.

При личном обращении заявителя — физического лица либо доверенного представителя — прием запросов и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также выдача результата осуществляется работником ГКУ «Объединенная дирекция» по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Почтовый адрес: 117393, Москва, Профсоюзная улица, дом 80.

Если документ был выдан на территории другого субъекта Российской Федерации, для проставления апостиля вам необходимо обратиться в уполномоченный в области архивного дела орган исполнительной власти этого субъекта.

Штамп «апостиль» проставляется в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления. Этот срок может быть продлен до 30 рабочих дней в случае необходимости дополнительной проверки.

6. Как проставить апостиль на других документах или на нотариально заверенных копиях документов?

Если вы хотите проставить штамп «апостиль» на оригинале документа (кроме документов загса, документов об образовании, документа о наличии или отсутствии судимости, архивной справки, выписки или копии архивного документа) либо на нотариально заверенной копии любого документа, вам понадобятся:

Проставить штамп «апостиль» на оригинале документа можно только в том субъекте Российской Федерации, где он был выдан, на нотариально заверенной копии документа — в том, где она была заверена.

Таким образом, если оригинал документа, требующего легализации, был выдан либо нотариально заверен в Москве, за проставлением апостиля вам необходимо лично или по почте обращаться в Главное управление Министерства юстиции по Москве.

Проставление апостиля занимает 3 рабочих дня с момента предоставления документов. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *