Предметное обучение в начальной школе что это
Статья «Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС»
Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС
Школьное образование определяет всю последующую жизнь обучающихся. Следовательно, чтобы вся последующая жизнь ребёнка была успешна, необходимо, чтобы он учился в хорошей школе. Понятие «школа» сцеплено с понятием «школьное образование», далее следуют «школьные знания», «обучение», «урок», «учитель» … Рядом находятся обычно ассоциирующиеся с «обучением» понятия: «воспитание», «личностное развитие».
В начальной школе главной задачей педагогов является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
На протяжении многих лет в школе существовала традиционная система обучения, многие учителя десятилетиями «шлифовали» свое мастерство и чувствовали себя в этой системе комфортно. Стало очевидным нежелание учителя менять что-либо в самом процессе преподавания, в форме организации учебно-воспитательного процесса. Пришло время стандартов нового поколения, и теперь мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой, причем федерального уровня: мало сквозных учебников, а учителю сложно простроить программу самому; авторы учебников не учитывают также уровень сложности изучения материала на предыдущем этапе. Развивается проблема преемственности на школьном и личностном уровне. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и нередко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.
1. Недостаточный профессиональный рост учителя.
2. Слабое мотивационное обеспечение урока: недостаточное стимулирование любознательности, познавательных интересов и способностей обучающихся.
3. Отсутствие предметной ориентации обучающихся.
Основные, на мой взгляд, причины появления данных проблем заключаются в следующем:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя заключается в следующем:
— неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям;
— не созданы условия мотивационной готовности учителя к росту, к поиску, как следствие, отсутствие внутренней мотивации к росту профессионального мастерства;
— социально-психологические особенности учителей начальных классов.
2. Большую роль в успешном освоении знаний, адаптации ребенка играет личность учителя. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам.
3. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.
Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким-то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.
Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: введения предметного преподавания в начальных классах.
Цель: создание условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе и в классах II ступени.
Гипотеза : если в школе будет разработаны соответствующие условия, в том числе и кадровые, для модернизации организационных форм учебно-воспитательного процесса, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности ученика и учителя, которые позволят обеспечить высокий уровень преподавания, подготовить учащихся к обучению на первой и второй ступени основной школы через предметное преподавание, то это позволит повысить качество организации учебно-воспитательного процесса, решить проблему повышения качества образования, преемственности и адаптации в школе.
1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.
2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).
3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.
5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение предметного обучения в начальных классах позволило:
Выполнить полностью по всем учебным предметам государственную программу (практическую и теоретическую части).
Появилась возможность более качественно готовиться к уроку.
Более тщательнее проводить сравнительный анализ эффективности уроков и успешности обучения. (т.к.ведет свой курс сразу на начальной ступени обучения, следовательно, учитель может провести быструю корректировку урока).
Высвободить больше времени для дополнительной работы с учениками. (учителя имели возможность вести предметный кружок, а также проводить образовательные события с параллелью).
Отследить одаренных учащихся (участие в различных викторинах, интеллектуальных играх, тем самым мотивируя учеников к обучению).
Использовать новые современные технологии в обучении.
Повысилось качество обучения (русский язык более 70%, математика более 80%, литературное чтение 90%), т.к. учитель начальных классов специализировался на преподавании одного учебного предмета.
Пополнить портфолио учителя.
Сплотить учащихся всей параллели для проведения различных внеурочных мероприятий.
Также такая форма обучения помогла совершенствовать воспитательную работу, проводимую во внеурочное время, так как учитель-предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.
Адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса.
Изменить в лучшую сторону отношение к учебе.
Повысить ответственность, самостоятельность и поднять собственную самооценку.
Предметное обучение способствует возникновению нового характера взаимоотношений учителя и ученика.
Расширить кругозор учащихся, т.к. он не ограничен общением только с одним учителем.
Расширить границы участия в интеллектуальных играх, проектных и исследовательских работах разного уровня (дети в течение года занимали призовые места в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах).
К концу первого полугодия у многих учеников произошла дифференциация предметов.
Повысить успеваемость по предметам( увеличилось количество отличников 7отличников из 67, 54 ученика закончили год на «4» и «5»).
Как известно, для младшеклассников родители часто подбирают не «школу», а учителя, теперь они получили возможность работать с несколькими учителями.
Расширить кругозор, т.к. родитель не ограничен общением только с одним учителем», а также имеет возможность участвовать вместе с детьми в мероприятиях различного уровня.
Увидеть в своём ребенке изменения в развитии личности, отношении к учёбе.
Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения. Надеемся, что введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.
Предметное обучение в начальной школе
Описание разработки
В начальной школе главной задачей учителя является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться!» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
Пришло время стандартов нового поколения, и мы знаем достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Основными причинами появления данных проблем могут быть:
2. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно.
4. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.
5. Трудности адаптации пятиклассников в основной школе.
6. Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.
Исходя из этого, учителя начальных классов нашей школы пришли к решению введения предметного преподавания в начальных классах.
Задачи:
1. Создать условия профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.
2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).
3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.
5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.
Предполагаем, что ученик, окончивший школу в системе предметного обучения, легко адаптируется при переходе от одной ступени обучения к другой, что в значительной степени разрешает проблемы преемственности.
Общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снизит подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональном состояние ребенка, но и его мировосприятие, положительно повлияет на формирование его мировоззрения. Ребенок научится общаться с различными людьми и жить в мире взрослых.
Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечит профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.
Переход на предметное обучение позволит
— получить высокопрофессиональное сопровождение в течение всего учебного процесса.
— познакомиться с системой предметного обучения в начальной школе, в условиях максимально комфортных для их детей
— осмыслить новые задачи, стоящие перед начальной школой, которые изменились на уровне целеполагания;
— осуществить более глубокую проработку современных программ, охватить весь спектр учебников;
— высвободить время для более тщательного отбора учебного материала и подготовки дидактического обеспечения учебного процесса;
— повысить уровень преподавания и качества знаний учащихся.
В результате совершенствования педагогического мастерства учителей, роста их профессионализма повысится качество образовательного процесса в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Педагогический коллектив школы, внедрив предметную систему обучения в начальных классах, рассматривает ее как современную, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создает щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Как видим, предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новой технологии обучения.
Содержимое разработки
«Предметное преподавание в начальных классах»
В начальной школе главной задачей учителя является формирование мотивации к учебной деятельности. «Научить детей учиться!» — это сложная задача. Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в старших классах. Ребенок должен учиться с радостью, получать удовольствие от познания, стремиться в школу. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход (или метод) обучения, применяемый педагогическим коллективом начальной школы.
Пришло время стандартов нового поколения, и мы знаем достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Основными причинами появления данных проблем могут быть:
1. Недостаточный профессиональный рост учителя, неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям; социально-психологические особенности учителей начальных классов.
2. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно.
4. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.
5. Трудности адаптации пятиклассников в основной школе.
6. Традиционно в начальных классах все занятия ведет один учитель. В случае, если по каким то причинам ребенок не смог раскрыться, то ярлык «слабого» ученика сопровождает его на протяжении всего периода обучения у этого учителя. Неуспехи в одном предмете он не может компенсировать успехами в другом.
Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.
Исходя из этого, учителя начальных классов нашей школы пришли к решению введения предметного преподавания в начальных классах.
Основная идея заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.
1. Создать условия профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.
2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).
3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.
4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.
5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.
Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.
Предполагаем, что ученик, окончивший школу в системе предметного обучения, легко адаптируется при переходе от одной ступени обучения к другой, что в значительной степени разрешает проблемы преемственности.
Общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снизит подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональном состояние ребенка, но и его мировосприятие, положительно повлияет на формирование его мировоззрения. Ребенок научится общаться с различными людьми и жить в мире взрослых.
Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечит профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.
Переход на предметное обучение позволит
— в течение учебного года (учебных годов) адаптироваться к работе с учителями-предметниками.
— получить высокопрофессиональное сопровождение в течение всего учебного процесса.
— познакомиться с системой предметного обучения в начальной школе, в условиях максимально комфортных для их детей
— осмыслить новые задачи, стоящие перед начальной школой, которые изменились на уровне целеполагания;
— осуществить более глубокую проработку современных программ, охватить весь спектр учебников;
— высвободить время для более тщательного отбора учебного материала и подготовки дидактического обеспечения учебного процесса;
— повысить уровень преподавания и качества знаний учащихся.
В результате совершенствования педагогического мастерства учителей, роста их профессионализма повысится качество образовательного процесса в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Педагогический коллектив школы, внедрив предметную систему обучения в начальных классах, рассматривает ее как современную, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создает щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Как видим, предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новой технологии обучения.
Литература
1. С.К.Исламгулова «Технологизация процесса обучения в школе: теория и опыт»,Алматы, 2003.
2. В.М.Монахов «Технологическая карта-паспорт проектируемого учебного процесса», Новокузнецк, 1996.
Предметная система обучения в начальной школе (из опыта работы).
учитель начальных классов
Предметная система обучения в начальной школе, как ресурс повышения качества образования (из опыта работы).
В нашей стране предметное обучение в начальной школе вводили неоднократно, в частности, в 60-70-е годы в связи с внедрением и апробацией системы обучения по Л.В.Занкову; в 90-е годы, когда активно развивались авторские школы. Почему же сегодня данная инновация снова актуальна?
Ответ прост: для повышения качества образовательно-воспитательного процесса в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Перспективы развития школы первой ступени предполагают:
наличие параллельных образовательных систем;
ориентацию процесса обучения на полноценное личностное развитие учащихся с учетом их психолого-физиологических особенностей;
введение гибкой системы оценивания (возможность безотметочного обучения);
особое внимание к работе с одарёнными детьми;
особое внимание к детям, требующим определенной коррекционной работы;
усиление внимания к дифференциации и индивидуализации обучения на основе разнообразия программ.
Задачи, стоящие перед начальной школой :
подготовка ученика, способного к активному взаимодействию с окружающим миром;
создание внутренней мотивации к учению, способности к продолжению образования в среднем звене;
персонификация процесса обучения;
создание условий для проявления инициативы, творческой активности, самостоятельности учащихся;
формирование у учеников осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Кто же организует учебный процесс, формирует ту самую систему универсальных учебных действий, мотивацию к обучению? Конечно, учитель. Пришло время стандартов нового поколения, и мы знаем достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.
Основными причинами появления данных проблем могут быть:
2. Известно, что каждый человек имеет предпочтения в той или иной предметной области, учитель не исключение. Личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно.
4. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.
5. Трудности адаптации пятиклассников в основной школе.
6. Не секрет, что у учителя есть «любимые» и нелюбимые» предметы, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве и результатах обучения.
Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык и литературу или риторику, третьи – окружающий мир. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, окружающий мир, литературное чтение одному учителю очень сложно. Как правило, для преподавания труда, изобразительного искусства, музыки и физкультуры приглашают педагогов, имеющих специальное образование.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.
Исходя из этого, учителя начальных классов нашей школы пришли к решению введения предметного преподавания в начальных классах.
Как было замечено в начале данной статьи, данное новшество (которое как выяснилось таковым и не является) вызывает тревогу у родителей.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы предметного обучения в начальной школе на примере гимназии, в которой предметное обучение успешно осуществляется в течение 23 лет.
Для начала обозначим положительные и отрицательные стороны данной инновации с точки зрения родителей и педагогов.
Во-первых, предметное обучение существенно снижает время подготовки учителя к уроку и в то же время повышает его качество. Ведь педагог готовится не к 3-4 предметам одновременно, а имеет возможность углубиться в подготовку по одной предметной области. У педагога накапливается огромный методический, контрольно- измерительный материал по преподаваемому предмету, мультимедиаматериалы для проведения уроков. Осуществляется высокопрофессиональное сопровождение в течение всего учебного процесса. Осуществляется комплексная система мониторинга по предмету в каждом классе.
Во-вторых, известно, что каждый человек имеет предпочтения в той или иной предметной области, учитель не исключение. Он может больше любить, например, русский язык и окружающий мир и не питать особой склонности к математике и точным наукам. Его предпочтения также могут сказываться на глубине преподавания менее любимых предметов, что будет ограничивать возможности в познании этой предметной области учеников, напротив, имеющих к ней склонности от природы.
В-третьих, более глубокое и организованное обучение предмету позволяет рано выявлять способности обучающихся, которые могут остаться незамеченными при традиционной форме обучения и ориентации на «среднего ученика».
В-четвертых, исключается субъективизм в оценивании ребенка. Если по каким-то причинам школьник не смог проявить себя по предмету или проявил себя с негативной стороны, за ним в условиях обучения одним учителем может закрепляться определенный имидж. В условиях предметного обучения у школьника есть больше шансов проявить себя на одном предмете независимо от его успехов или неудач в других.
В-пятых, одарённым в данной предметной области ученикам, предоставляется возможность более качественно подготовиться к конкурсам и олимпиадам по предмету. У педагога и ученика есть возможность (время и силы) осуществлять проектную деятельность. Проектные работы более глубокие, интересные, конкурентоспособные.
В-шестых, при поступлении в первый класс, дети становятся более самостоятельными. Быстрее адаптируются к школьной жизни, коллективу одноклассников и педагогов. При предметной системе обучения ребёнок обязательно найдёт «любимого» педагога. А не очень «любимого» можно потерпеть всего – то 40 минут в день. Ведь не секрет, что у многих учителей есть «любимчики» и «не любимчики». И попасть на 4 года в разряд «не любимчиков» для ребёнка – это катастрофа. Также, при предметной системе обучения, подающего надежды по литературе ученика будут продвигать независимо от его успехов по математике.
В-седьмых, работа должна приносить удовлетворение. Есть классы, где ребята, например, более гуманитарии, чем математики. Тогда учителю математики приходится сложнее, чем филологу. Но следующий урок будет в классе, где много «математиков» и тогда «душа поёт» и усталость проходит и работать хочется.
В-восьмых, общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снизит подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональное состояние ребенка, но и его мировосприятие, положительно повлияет на формирование его мировоззрения. Ребенок научится общаться с различными людьми и жить в мире взрослых.
Есть и другие аргументы в пользу внедрения предметного обучения в начальной школе.
Минусов предметного обучения гораздо меньше.
Главный аргумент педагогов – нежелание перестраиваться на непривычную для них систему преподавания.
Давайте назовём факты неудовлетворенности родителей опытом обучения их ребенка в такой форме.
Родителей беспокоит, что «приходящий» учитель не так заинтересован в ребенке и его успехах, как один по всем предметам учитель начальной школы, он не знает особенностей детей, поэтому ограничен в возможности помочь ученику в случае затруднений. Как негативную сторону предметного обучения родители отмечают «бесхозность» класса, у которого нет «постоянного» учителя. О них никто не заботится, дети сами по себе.
Все эти сложности действительно есть, когда в школе по каким-либо причинам не соблюдают условия эффективной организации предметного обучения в начальной школе.
Опыт работы нашей гимназии показывает, что все указанные выше проблемы преодолимы.
Конечно, необходимо согласовывать требования всех педагогов, работающих в классе. Ведь система требований и правил поведения в школе не может быть различной для учителя математики и литературы. Существуют прописанные в локальных актах школы и других документах система требования к обучающимся. Любому педагогу необходимо их соблюдать и никаких разногласий не возникнет. Все участники образовательного процесса будут четко понимать, что от них требуется.
В каждой школе любой класс имеет классного руководителя, поэтому никогда не является «бесхозным». Качество работы классного руководителя зависит только от его личного отношения к своим обязанностям. Зато при временном отсутствии классного руководителя, ученики без особых проблем обращаются к любому педагогу-предметнику, работающему в классе для решения своих вопросов. Да и сам учитель всегда приглядит за «бесхозным» классом.
Обратную связь получить не сложно, было бы желание. Учителя-предметники в нашей гимназии регулярно посещают родительские собрания в тех классах, где преподают. Представляют родителям мониторинг по предмету как классный, так и индивидуальный ( по запросу родителей), озвучивают систему требований по своему предмету. Так же каждую неделю происходят консультации для родителей в определённый день недели.
Как видите, все вышеуказанные проблемы решаемы.
Для наших родителей и учеников данные тревоги уже неактуальны. А перечисленные выше плюсы перевешивают указанные минусы. Можно сделать вывод о том, что главный минус – вышеназванный аргумент педагогов.
Педагогический коллектив гимназии, внедряя предметную систему обучения в начальных классах в течение 23 лет, рассматривает ее как современную, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно –воспитательного процесса, создает щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Как видим, предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новой технологии обучения.