Предмет триз что это
Предмет триз что это
Советский инженер и писатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ).
За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.
Как появилась ТРИЗ
Изначально Альтшуллер разрабатывал методику для инженеров, чтобы помочь им решать технические задачи.
С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения.
Теория получила признание в СССР, а затем и во всём мире. В 1989 году основана Международная ассоциация ТРИЗ. С тех пор метод используют такие компании, как IBM, Intel, Samsung, Boeing, Toyota, General Electric и NASA. Но в нашей стране во время перестройки ТРИЗ-педагогика практически перестала использоваться.
С начала XXI века обучение по ТРИЗ-педагогике в России возрождается: открываются центры для детей и взрослых, издаются методические пособия, методы ТРИЗ снова используют в продвинутых школах и вузах.
Принципы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
Как решать задачи в ТРИЗ
Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать.
Поиск решения задачи начинается с выбора ресурса. Для решения изобретательских задач важно использовать ресурсы, которые уже есть в условии, поскольку идеальное решение ничего не добавляет извне. В ТРИЗ ресурсы делятся на следующие категории:
Пример: Контейнеровоз не может проехать под мостом, поскольку контейнер на сантиметр выше нижней балки. Для решения этой задачи используем ресурс пространства. В шинах автомобиля находится воздух. Если немного спустить его — машина проедет под мостом.
Важно не только определить ресурсы, но и понять, что с ними делать. Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы:
Пример: Разделение мебельной стенки на отдельные модули упрощает транспортировку и позволяет комбинировать мебель разными способами.
Пример: Чтобы пользователи «ВКонтакте» проводили на сайте больше времени, разработчики создали алгоритм, позволяющий персонализировать выдачу новостей.
Пример: Дети часто проглатывают детали конструктора «Лего», поэтому производитель добавляет в пластмассу сульфат бария, хорошо видный в рентгеновском излучении.
Пример: Губернатор Новочебоксарска в 1994 году перед выборами устроил лотерею, где номера выигрышных билетов совпадали с номерами избирательных участков и его номером в списке. Это позволило увеличить явку вдвое, а расходы на лотерею были в три раза ниже, чем обычно тратится на предвыборную кампанию.
Пример: Если корабль получил пробоину, и часть трюма заполняется водой, нужно заполнить водой противоположную часть трюма. Корабль осядет, но не будет крениться и останется на плаву.
Пример: Вместо того, чтобы распиливать упавшую поперёк дороги секвойю, администрация Калифорнийского национального парка решила прорубить в ней тоннель, который стал местной достопримечательностью.
Пример: Чтобы снизить количество аварий, на проблемных участках трасс ставят картонные копии сотрудников и машин ГИБДД. Водители на большой скорости принимают их за настоящих и действует осмотрительней.
Пример: Поскольку постояльцы немецких отелей часто воруют вещи, на всех предметах печатается логотип гостиницы, который потом служит рекламой, а такие предметы часто переходят другим людям.
Пример решения задачи методом ТРИЗ
Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.
1. Формулируем противоречие и цель задачи
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.
Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.
2. Исследуем ресурсы
Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.
Ресурсы: провода и любопытство лис.
3. Выбираем принцип решения
Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.
Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.
4. Анализируем решение
Единого верного ответа в ТРИЗ нет, как и единого верного метода. Чтобы понять, что больше подходит, нужно пробовать: творить, воображать, представлять, анализировать… В этом и состоит задача ТРИЗ.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
Теперь нужно ответить на вопросы:
Способы обучения ТРИЗ
Чтобы заниматься с ребёнком по ТРИЗ, необязательно иметь специальное образование. Достаточно понимать принципы системы и подходить к задачам творчески, допуская любые варианты решения.
Любую бытовую проблему можно превратить в ТРИЗ-задачу, например:
С помощью принципа противоречий можно развить смекалку и научиться видеть в проблемах новые возможности. Область применения ТРИЗ неограничена, а находить занимательные задачи и решать их можно где угодно.
Для начала нужно найти единомышленников, которые готовы развивать своё творческое и критическое мышление. Вместе устраивать мозговые штурмы. Читать не только специальную литературу по этой теме, но и художественную. В ней можно найти много примеров решения ситуаций по ТРИЗ.
Очень важно находить решения и ежедневно внедрять их в жизнь. Ведь ТРИЗ — это практическое изобретательство. Всё, что можно придумать с помощью ТРИЗ, должно работать здесь и сейчас.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
ТРИЗ-педагогика: как развить изобретательство и творческое мышление ребёнка
Это загадочное слово «ТРИЗ»
ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Автором теории стал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он рассчитывал вывести изобретательство в «ранг» науки и для этого самостоятельно вывел законы развития технической мысли.
Одним из таких законов стало утверждение, что «каждое изобретение — это разрешение противоречия». Например, обувь должна быть на шнурках, потому что шнурки отлично помогают фиксировать обувь на ногах и не теряют своих свойств, как липучки. Но обувь и не должна быть на шнурках, потому что утомительно каждый раз их завязывать, да и маленькие дети не в состоянии справиться со шнурками самостоятельно. Обычным людям приходится выбирать что-то одно: жертвовать либо надёжной фиксацией стоп, либо удобством. Изобретатель же видит проблему — и устраняет её. Как итог, появляется изобретение — силиконовые шнурки-клипсы. Такие клипсы сочетают в себе фиксацию обычных шнурков и удобство использования, так как их не нужно постоянно завязывать.
Но зачем вообще нужна ТРИЗ.
. ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?
Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.
Итак, ТРИЗ-педагогика помогает изучить принципы решения сложных творческих задач, используя законы и разработки Альтшуллера. Но зачем изучать какие-то дополнительные разработки, если в школе давным-давно учат детей решать задачи. Да, это так, только следует учесть одно важное «НО» — школьные задачи далеки от задач житейских. В жизненных дилеммах не всегда «дана» вся информация, ответы посмотреть негде, да и верных решений может быть больше одного. Сталкиваясь с нетипичной проблемой, бывшие школьные медалисты оказываются в тупике.
С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя. Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли. Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.
В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.
Задачи по ТРИЗ
Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.
Требуется найти «золотую середину» (с которой у нас в стране, почему-то, всегда проблемы) — стандартные задачи, закрепляющие пройденную тему, должны сочетаться с креативными заданиями, стимулирующими учеников искать различные подходы к поставленной проблеме.
Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.
Без окон, без дверей.
Вопрос: В какую сторону едет автобус?
Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.
Бежит, журчит, волнуется.
Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.
Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?
Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.
Тайная посылка
Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?
Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.
Лодка, волк, коза, капуста
Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.
Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.
Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?
Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.
Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.
ТРИЗ для всех и каждого
Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.
Люди, с увлечением практикующие решения проблем по ТРИЗ, в каждой неурядице видят не беду, а задачу. Они формулируют условия, устанавливают данные и противоречия, ставят цель и подбирают ресурсы для решения. Для человека, практикующего совершение определённых действий, срабатывает метод «инерции», «набитой руки». Так и для людей, которые часто привыкли анализировать данные и искать ресурсы, нужные способы открываются намного быстрее, чем для человека, привыкшего действовать «по накатанной».
Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно уже с малых лет. Для маленьких детей следует ставить лёгкие задачи, требующие разного подхода, вместе разбирать решения, придумывать альтернативу. Например, для ребёнка до четырёх лет можно использовать приём из мультфильма «38 попугаев». Малыш только начал осваивать счёт и может ещё не знать всех цифр, из которых состоит его рост. Попробуйте измерить рост ребёнка в других предметах. Например, каков его рост будет в письменных ручках? А в куклах или в машинках?
С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.
Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.
Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?
Практиковать решения по ТРИЗ довольно легко. Существуют открытые сервисы по ТРИЗ, например, сервис 4BRAIN или бесплатный курс Точилка для ума. Можно использовать готовые открытые задачи из книг (например, Д. Чернышев «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета» или Ю. Тамберг «Как научить ребёнка думать»). Также в качестве пособия для родителей отлично подойдёт книга А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» с перечнем основным методик и задач для детей.
В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.
Урок 1. Введение в ТРИЗ
Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач. В нем даются ответы на такие главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется?
Система методик ТРИЗ, как и другие теории творчества и креативности, имеет свою базу и функции, и для того, чтобы понять ее и научиться применять, нужно, в первую очередь, детально изучить методы и принципы решения изобретательских задач, предлагаемые данной теорией. Об этом и будет рассказано ниже.
Содержание:
Краткая история ТРИЗ
«Надо учить творчество» – был уверен Генрих Саулович Альтшуллер. Эту идею он сделал основоположной в системе своих научных приоритетов. Сегодня его учение вызывает интерес не только обобщением многолетнего разнопланового опыта изобретательства, но и практикой самого автора, который, будучи, помимо ученого, инженером, уже в 17 лет получил первый патент, а к 25 годам имел их 10.
Именно заинтересованность Г. Альтшуллера всеми аспектами изобретательства, а не деталями конкретных разработок, стала причиной поиска алгоритма, который давал бы практическое руководство к тому, как сделать изобретение более легким. Автор будущей теории вместе со своим другом Рафаилом Шапиро в 1946 г. решили, что должна существовать некая методика изобретательства и постарались ее найти. Но анализ научной литературы того времени показал, что проблемами творчества интересовалась в основном психология, причем большинство работ имели предметом метод проб и ошибок.
О разработанной методике Г. Альтшуллер написал в письме на имя Сталина с предложением начать преподавание. Но в некоторой мере резкие оценки ситуации с изобретательством в СССР высшему руководству страны не понравились. В результате – обвинение, следствие, приговор к 25 годам заключения в лагеря ГУЛАГа. В 1954 г., после реабилитации, отмены срока и освобождения, Альтшуллер снова начал полноценно работать над ТРИЗ. Как итог, в 1956 г. в журнале «Вопросы психологии» была опубликована его первая статья о теории решения изобретательских задач. В 1970-е гг. произошло признание технологии Альтшуллера, появились первые школы. Вышли из печати такие труды как «40 приемов устранения противоречий (принципы изобретательства)», «Таблица основных приемов для устранения типовых технических противоречий», «Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)» и другие.
Сегодня снова наблюдается возрастание интереса к теории и практике ТРИЗ не только в России и странах СНГ, но и в США, Канаде, странах Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Во всем мире создаются компании, которые внедряют практику ТРИЗ в различные сферы деятельности. Особенно это касается промышленности, где методика Альтшуллера используется для получения перспективных решений производственных проблем. Теорию решения изобретательских задач изучают студенты многих специальностей и школьники всех возрастов, существуют обучающие ТРИЗ курсы подготовки для педагогов. В 1989 г. в Петрозаводске Г. Альтшуллер создал и возглавил Ассоциацию ТРИЗ, которая в 1997 г. стала международной.
Подробнее о ТРИЗ, в частности, про историю развития теории, вы можете прочитать в книге «Основы ТРИЗ».
Цели, задачи и функции
Основная цель ТРИЗ (или даже миссия) – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. ТРИЗ призван организовать творческий потенциал личности так, чтобы способствовать саморазвитию и поиску решений творческих задач в различных областях. Главная задача ТРИЗ – предложение алгоритма, позволяющего без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти наиболее подходящий вариант, отбросив менее качественные. Или, говоря более простыми словами, ТРИЗ позволяет решить изобретательскую задачу так, чтоб на выходе получить наиболее высокий КПД.
В книге «Основы ТРИЗ» В. Петров, президент Ассоциации ТРИЗ Израиля, член глобальной группы Европейской ассоциации ТРИЗ (ETRIA), выделяет основные и вспомогательные функции теории решения исследовательских задач.
Основные функции ТРИЗ:
Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
Дополнительные функции ТРИЗ:
Теперь давайте поговорим о принципах ТРИЗ.
Принципы теории
Как говорилось выше, Г. С. Альтшуллер одной из главных проблем такой теории изобретательства, как метод проб и ошибок, считал многочисленный перебор вариантов решения. Поэтому в ТРИЗ ключевая роль отводится пониманию того, как избежать подобного и сразу находить сильные решения. Для этого предложены следующие принципы теории:
✔ | Принцип объективности законов развития систем. Строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Таким образом, сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам. Любая система развивается заранее определенным способом. |
✔ | Принцип противоречия. Под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия. Соответственно, сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия. Дихотомию нужно усилить максимально. В системе нужно искать противоречие. |
✔ | Принцип идеальности. При решении задачи следует стремиться к идеальному результату (решению), когда достигается максимальный результат при минимальных усилиях (затратах). Таким образом, сильные решения – это решения, использующие внутренние ресурсы, уже имеющиеся в системе, – близкие к идеальному решению. Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов приложения этих общих положений к решению конкретной проблемы. |
✔ | Принцип конкретности. Каждая решаемая задача конкретна (конкретные ресурсы, конкретные решения). Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними – теми, на которых строится система, и внешними – той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему. |
Усвоив эти принципы, можно идти дальше.
Место ТРИЗ среди других теорий творчества
ТРИЗ занимает особое место среди других теорий творчества. И дело здесь не только в разнице методов (и в том, что ТРИЗ – это скорее не метод, а целая система). Теория Г. Альтшуллера родилась как альтернатива методу проб и ошибок и бесконечно долгому перебору возможных вариантов решения задач. Задача ТРИЗ – находить сильное решение практически сразу. Это ее первая особенность.
Еще одной является то, что ТРИЗ изначально была основана на изучении технического опыта, опыта точных наук. Точность передалась и самой теории, которая предполагает четкую пошаговую схему действий, которая направлена на достижение идеального (конечно, в зависимости от условий) конечного результата. Этим обусловлено то, что в основе методики лежит применение специального алгоритма – АРИЗ. Другие приемы поиска творческого решения, такие, как мозговой штурм, синектика, латеральное мышление, содержат элемент неопределенности, более того, только латеральное мышление указывает на необходимость точной фокусировки на проблеме. ТРИЗ же, в свою очередь, конкретная и строгая.
Важным отличием ТРИЗ от других теорий является место, отводимое человеческому фактору. В системе Г. Альтшуллера воздействие на техническую систему личности человека сведено к минимуму. Этим отчасти объясняется еще одна особенность – ТРИЗ не способствует активизации творческого потенциала, она, скорей, организовывает его. Поэтому данная методика подходит в значительно большей мере для решения существующих проблем, а не создания чего-то принципиально нового.
Применение
Изначально ТРИЗ имела дело только с технологическими проблемами, попросту говоря, с вещами материальными, и была разработана для решения проблем в технических системах. Основу методики составляли выявленные Альтшуллером закономерности, поэтому можно сказать, что в отдельных проявлениях ТРИЗ, как объективный ответ на требование к развитию технических систем, существовал до его научного описания. Один из центральных принципов теории – принцип противоречия – является необходимым условием поступательности и изобретательства в целом. Так, в начале ХХ в. было выявлено противоречие между классической механикой, основанной на постулатах Галилея об относительности и классической электродинамикой, которая отвергала этот принцип. Это стимулировало работу А. Энштейна, который в качестве решения предложил свою теорию относительности.
Теория решения изобретательских задач поспособствовала появлению ряда технических инноваций еще в советское время, особенно в области радиоэлектроники и вычислительных машин. В частности, это разработки удаленных и обычных дисплеев, систем индикации, блоков питания и др.
Оказала влияние ТРИЗ и на сферу создания программного обеспечения. Принцип противоречия можно рассматривать как основу для написания таких программных инструментов как оптимизаторы и средства рефакторинга, призванные анализировать технические противоречия на уровне программного кода с использованием приемов разрешения противоречий. Эта отрасль довольно активно развивается.
Методика продолжает совершенствоваться, и, поскольку, она не является строгой научной теорией и представляет собой обобщенный опыт закономерностей развития не только техники, но и науки в целом, применение ТРИЗ возможно и в других сферах.
Педагогика
ТРИЗ-педагогика – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы педагогики будущего:
Детальнее читайте в Википедии.
Новейший взгляд предлагает Анатолий Гин, специалист в области ТРИЗ, который разработал пять принципов современной ТРИЗ-педагогики:
✔ | Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. |
✔ | Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать их границы. Использовать в обучении открытые задачи – задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей. |
✔ | Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности. |
✔ | Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. |
✔ | Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. |
Но педагогикой собласть применения ТРИЗ, конечно, не ограничивается.
Бизнес и маркетинг
Так или иначе, нашла свое применение ТРИЗ и в этих областях. Все промышленные предприятия в своей деятельности вынуждены обращаться к информационному фонду ТРИЗ. В нем собраны указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий, который постоянно пополняется.
Теория решения изобретательских задач будет полезна и многим управленцам – в 90-е гг. разработчики ТРИЗ пришли к выводу, что законы развития технических систем схожим образом проявляют себя и в развитии других организованных систем, в том числе социальных. Прогрессивным в планировании деятельности также является использование инструментов ТРИЗ в SWOT-анализе. В маркетинговых исследованиях всегда применяется принцип характерный для ТРИЗ – дробление целевой аудитории на категории по социальным, демографическим и другим характеристикам. Он же лежит в основе диаграммы Кано, которая отображает, как предпочтения клиента распределяются в зависимости от категорий качества.
Теория находит свое применение и в других областях, таких как юриспруденция, искусство, литература и другие. Чтобы подробнее познакомиться со спектром задач, решаемых при помощи ТРИЗ, вы можете перейти на страницу с заданиями и примерами ТРИЗ.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В следующем уроке мы познакомим вас с законами развития систем.