Предмет сбо это что

Статья: «Социально-бытовая ориентировка» учебный предмет для детей с ТМНР

«Социально-бытовая ориентировка» учебный предмет для детей с ТМНР

Проблема социализации учащихся с уме­ренной и тяжелой умственной отсталостью является наи­более значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориенти­рованного на индивидуально-типологические особенности каждого учащегося, — важная составляющая обучения пред­мету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе. В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жиз­ненно необходимых практических навыков и умений, обе­спечивающих адекватное проживание в социуме.

Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведе­ние в реальной жизни. Цель уроков СБО — подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни обществе, воспитание у них максимально возможного уров­ня самостоятельности. Обучение данному предмету организуется с учетом мест­ных и региональных социально-бытовых, в том числе кли­матических, особенностей, и, безусловно, особенностей детей данного класса.

Необходимость включения предмета «Социально-бытовая ориентировка (СБО)» в учебный план обу­словлена крайне низким развитием высших психических функций учащихся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности.

Огромное значение для эффективности уроков по пред­мету «Социально-бытовая ориентировка» имеет предметно-практическая среда, отвечающая современному уровню жиз­необеспечения. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей, в том числе климатических. Это необходимо для адекватной ори­ентировки учащихся в социальной и природной среде про­живания, для формирования у них практических навыков безопасной жизнедеятельности.

Особенности развития мыслительной деятельности уча­щихся, их индивидуально-типологические характеристики диктуют необходимость наряду с формированием у них прак­тических навыков и умений СБО, воспитания (тренировки) состояния их физической, психической и социальной защи­щенности. Это является основой социализации детей с огра­ниченными возможностями здоровья, в том числе детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что такое социальный окружающий мир и как надо вести себя и действовать, чтобы пребывание в нем было безопас­ным и комфортным для себя и окружающих.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практико-ориентированным, поэтому значительное количе­ство часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экс­курсий. На уроках учащихся обучают применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире средства аль­тернативной коммуникации и вербальные средства обще­ния, необходимые для сообщения о своих действиях, де­монстрации умений, обращения за помощью в случае за­труднений.

Источник

Презентация к уроку социально-бытовой ориентировки «Что такое СБО?»

Предмет сбо это что

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что значит «социальный»? ОБЩЕСТВЕННЫЙ

Что значит «бытовой»? ПОВСЕДНЕВНЫЙ

Что значит «ориентировка»? ПОИСК ПУТИ

социальный бытовой ориентировка общественный повседневный поиск пути

На уроках СБО мы готовимся к самостоятельной жизни.

Соедини стрелочками: социальный бытовой ориентировка поиск пути общественный повседневный

социальный бытовой ориентировка поиск пути общественный повседневный

Выбери верный ответ: 1.Что такое СБО? А. Специи, батон, омлет. Б. Специальный опрос. В. Социально-бытовая ориентировка.

2. Зачем нужен урок СБО? А. Не знаю. Б. Учиться самостоятельной жизни. В. Учиться читать и писать.

3. В кабинете СБО разрешено: А. Включать электрические приборы. Б. Прилежно учиться. В. Рисовать на партах.

Предмет сбо это что

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Предмет сбо это что

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Предмет сбо это что

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет сбо это что

Номер материала: ДБ-140088

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Предмет сбо это что

Предмет сбо это что

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Предмет сбо это что

В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов

Время чтения: 2 минуты

Предмет сбо это что

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Предмет сбо это что

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Предмет сбо это что

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Предмет сбо это что

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

г.Черногорск, ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»

В статье рассматривается вопрос о незаменимой роли данного предмета в процессе обучения и воспитания обучающихся специальных(коррекционных) школ VIII вида, отражены некоторые личные наблюдения.

Качество жизни детей с задержкой интеллектуального развития в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем. Работа с нашими детьми подчинена решению взаимосвязанных задач:

Развитие всех сторон познавательной деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.

Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

Социально-бытовая ориентация, воспитание.

Формируя у обучающихся адекватное поведение, мы поняли, что не следует увлекаться длительными беседами, поучениями, т.к. дети с особыми образовательными нуждами некритичны и поучений не поймут. Детям свойственно подражание, поэтому нужно многократно показывать им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. И только путем неоднократных упражнений, систематически предъявляемых требований, у обучающихся вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

С целью улучшения результатов в развитии школьников, в их социально-трудовой адаптации, обучении устной речи, производительному труду и бытовой ориентации на уроках СБО осуществляется с учетом уровня трудности. Решению этого условия на наших уроках способствуют групповые формы организации деятельности учащихся, т.к. уровень развития детей и объем имеющихся у них знаний, очень разный. Размещение учащихся за рабочим столом происходит не в случайном порядке, а в зависимости от характера их межличностного выбора и общения друг с другом. Организация совместной деятельности подростков сочетается с индивидуальным подходом, таким образом, на уроке изучаются возможности учащихся, их интересы, то есть психофизиологический и личностный профиль каждого.

Опыт показывает, что учащиеся нашей школы слабо владеют различными видами бытового труда, причем они затрудняются не, только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически выполнить ее. Важно научить УО детей работать самостоятельно и в классе, и дома. Самостоятельная работа в условиях коррекционной школы повышает активность ребенка, развивает инициативу, веру в собственные силы, обогащает его личностный опыт. Надо отметить, что чистоту и порядок в кабинете поддерживают учащиеся. Изучая темы «Жилище», «Одежда», у учащихся вырабатывается умение убирать помещение, содержать в порядке и ремонтировать одежду, на этом этапе учителю необходимо предложить четкий алгоритм выполнения тех или иных процессов. Мы учим детей следить за качеством выполняемой работы, для этого создаем инструкционные карты, которые помогают учащимся осуществлять самоконтроль. Дети на уроке выполняют сезонные уборки (моют и заклеивают окна, чистят мебель, стирают одежду), моют посуду, расставляют посуду на полках, учатся пользоваться бытовыми электроприборами. На практических занятиях каждый имеет посильное задание, приветствуется взаимовыручка. Во время проведения практических занятий уделяем внимание развитию речи, коррекции недостатков их мышления, воспитанию целенаправленного движения, формированию положительных эмоционально-волевых качеств. Дети непроизвольно подражают своим родителям, переносят взаимоотношения родителей в свои семьи. Школа готовит учащихся к самостоятельному труду, к самообслуживанию и дает им определенный объем знаний и умений, но не происходит в семьях необходимого закрепления этих навыков. В семье, где правильно поставлено воспитание, дети имеют свои хозяйственно-бытовые обязанности, дети успешно овладевают практическими навыками социально-бытовой ориентировки. Накопление социально-бытовых знаний и умений идет систематически, последовательно. Одним из условий успешной работы является вариативность ее содержания и форм. На уроках для закрепления мы используем карточки, перфокарты и т.д. Проверить уровень знаний учащихся помогают тесты. К числу практических методов относится моделирование реальных ситуаций. Сюжетно-ролевые игры «В автобусе», «На почте», «В магазине», «В поликлинике», «Семья», с помощью которых учитель уточняет представления детей о разных видах труда, формирует положительное эмоциональное отношение к увиденному, обращает внимание детей на последовательность ролевых действий, отношений между людьми в процессе труда, привлекает учащихся для приготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре. И все же игра не всегда получается, в силу психофизического развития наших детей.

При обучении широко используются всевозможные средства: создаём, тематические стенды, информационные листы, изучая темы «Культура поведения», «Личная гигиена», готовим выставки работ учеников, которые доставляют учащимся радость и удовлетворение. В школе осуществляется системный подход к социально-бытовой ориентации учащихся, т.к. с первых шагов пребывания детей в классе учителя проводят занятия в тесной связи с курсом социально-бытовой ориентации. На уроке развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, одежде, обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по СБО. Разумеется, нельзя требовать, чтобы на каждом уроке любого предмета решались проблемы СБО, но программы некоторых предметов могут включать разделы, органически связанные с этой проблематикой. Большую роль в этом плане играют уроки математики (включены задачи, построенные по принципу простого экономического или хозяйственного расчета), уроки русского языка (составление деловых бумаг, написание писем). Дублирование сходных тем («Транспорт», «Магазин», «Семья») на уроках общеобразовательных предметов, на внеклассных занятиях позволяет дать более прочные знания по предмету.

Источник

Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентация»

Наименование образовательного учреждения

«Социально – бытовая ориентировка»

для 6, 7, 8, 9 классов

Рабочая программа учебного предмета социально-бытовая ориентировка (СБО) для 5-9 классов составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «………………..» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП ООО) в соответствии с учебным планом школы.

Практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития.

формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем;

расширение круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду;

усвоение точного названия предметов быта, их назначения, правил обращения с данными предметами;

выработка необходимых рациональных, правильных навыков использования предметов быта по назначению;

ознакомление с организациями, предприятиями и учреждениями ближайшего окружения школы;

формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

развитие социально-эмоционального опыта;

развитие навыков регуляции поведения;

развитие навыков межличностного взаимодействия;

развитию художественного вкуса детей.

воспитание морально- этических норм поведения в общественных местах и дома;

воспитание здорового образа жизни;

воспитание аккуратного и бережного отношения к личному имуществу и имуществу школы.

Место предмета в учебном плане.

Объём учебной нагрузки (34 недели)

Общая характеристика предмета.

В данной программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта ООО.

Социально-бытовая ориентировка (СБО) подразумевает комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Предмет СБО предполагает умение самостоятельно строить своё поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности. Занятия по предмету СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

практико-ориентированная направленность содержания обучения;

применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Уроки социально – бытовой ориентировки формируют и совершенствуют у детей навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся с умственной отсталостью легкой степени, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Уроки проводятся в специальном кабинете, обеспечивающим выполнение в полном объеме всех видов практических работ, с учетом правил техники безопасности и санитарно – гигиенических норм.

На уроках СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

При проведении уроков по социально-бытовой ориентировке используются разнообразные приёмы, методы и средства обучения :

словесные – рассказ, беседа, изложение, повествование, работа с книгой;

наглядные – демонстрация, экскурсия, самостоятельная работа, наблюдения;

практические работы, письменные и устные упражнения.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Демонстрируются учебные кинофильмы, слайды, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета используются как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Особое внимание уделяется изучению правил техники безопасности, формированию умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыками обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Обучающиеся приучаются к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).

Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала является элементом каждого занятия.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, технологии, естествознания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке уделяется особое внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Требования к знаниям, умениям определены по темам, но для каждого ученика определяется уровень, приемы и форма обучения с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей, что способствует развитию личности в целом, и коррекции и тренировке отдельных функций ребенка.

Виды и формы контроля

Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования. Практические навыки оцениваются по результатам выполнения практических работ. Контрольные работы проводиться по пройденным темам в конце каждой четверти.

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса:

Источник

«Социально – бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционной школы» Кислицына Л.В.

« Социально – бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционной школы»

УЧИТЕЛЬ КОГОБУ ШИ ОЗВ пгт Арбаж

В нашей школе большая часть детей проживает в школе-интернате. Многие дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети проводят в отдалении от своей семьи, общества.

Изучение СБО начинается с 5 класса. Классы не стали делиться на 2 группы, что затрудняет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

В школе оборудован кабинет СБО. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся в ситуации дефицита общения становится актуальным принцип зонирования пространства.

В кабинете учебное оборудование располагается по зонам: «Кухонная», «Жилая комната».

1 зона – «Кухонная» оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника: микроволновая печь, электрический чайник, электроплита. По правилам техники безопасности плита и мойка разделены небольшой тумбой, в которой хранится посуда. Для всех учащихся есть фартуки и косынки, прихватки и полотенца.

Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.

Перед учащимися специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида ежедневно стоит необходимость решать какие-то задачи. Каждый день они сталкиваемся обстоятельствами, которые испытывают терпение и характер. В этой ситуации очень большое значение имеют социально значимые ценности, которые служат маркерами и позволяют убедиться, что ребята двигаются в правильном направлении. Когда все слова и действия приведены в соответствие с социально- значимыми ценностями, жизнь кажется правильной и содержательной, а учащиеся уверены и довольны собой.

Итак, какие могут быть социально-значимые ценности?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *