Предмет проектная деятельность в колледже что это

Проектная деятельность в колледже

Содержание процесса обучения выступает продуктом совместного творчества обучающего и обучаемого, т.е. педагога и учащегося, будь то школьник, студент или взрослый человек. Совместное творчество – это соотнесение педагогом своего творческого процесса с творческой деятельностью обучаемых. Модель творческого образовательного пространства группы учащихся характеризуется субъект-субъектными отношениями, нравственной высотой целевых ориентаций, способностью сценарного подхода, применением инновационных средств, методов и форм взаимодействия, среди которых особое место занимает проектная деятельность.

Проектная деятельность развивает мотивационно-ценностное отношение к профессии педагога, вооружает учащихся первоначальным опытом планирования, конструирования и моделирования явлений, процессов, методов практики обучения. Проектная деятельность способствует развитию стратегического мышления, способности мыслить «наперед» и предполагать результат своей деятельности.

В проектной деятельности как педагога так и учащегося отражаются не только объективные характеристики существующих образовательно-воспитательных систем, но еще и нестандартные творческие идеи для решения педагогических задач. В связи с этим, можно утверждать, что обучать проектированию и конструированию собственных индивидуальных проектов необходимо, поскольку это помогает как педагогам так и учащимся свободно действовать не только в образовательном пространстве, но и за его пределами – в пространстве инновационных процессов общества.

Сначала проект строится как наглядно-образное выражение, и только затем, уже на этапе творческой работы информация осмысливается и превращается в символы, схемы, значения. Наглядно-рисуночное решение содержательного образа темы сменяется тезисной формой и начинает приобретать проблемный и прогностический характер. Таким образом, из большого количества полученной информации выделяется самое основное, самое главное зернышко.
Проектирование так же представляет собой важную сферу познавательной деятельности. Если рассматривать детей дошкольного возраста, то в ходе проектной деятельности расширяются знания ребенка об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Нельзя не отметить и тот момент, что проектирование имеет огромное влияние на воспитательный процесс, поскольку заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что меняет его мировоззрение и исключает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого и личностного роста.

Рассмотрим, что дает использование проектных технологий в образовательном процессе? Пожалуй, самое важное – это создание условий для реализации интересов студентов, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного совместного с педагогом творчества. Все эти факторы способствуют повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному саморазвитию. В процессе работы над проектом у студентов формируются и совершенствуются общеучебные умения, а психологические ресурсы проектной деятельности способствуют развитию качеств, необходимых современному образованному, культурному человеку.
Итак, говоря о проектной деятельности в целом и ее эффективности в образовательном процессе, необходимо определить ряд критерий ее оценки:
1.актуальность проблемы исследования, темы проекта;
2. практическая значимость проекта;
3. поэтапное планирование деятельности;
4. аргументирование предлагаемых решений, подходов и выводов;
5. оригинальность проекта, уникальность;
6. научная и практическая новизна проекта;
7. уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
8. качество и полнота в оформлении записей.

Проекты принято классифицировать по определенным параметрам. Рассмотрим некоторые из них.

По содержанию проекты подразделяются на:
— исследовательские
— информационные;
— творческие;
— игровые;
— практико-ориентированные.
По форме:
— индивидуальные;
— групповые;
— коллективные.
По времени:
— долгосрочные;
— среднесрочные;
— краткосрочные.

Методические рекомендации по написанию проекта
Концепция проекта – это описание основного смысла деятельности. Концепция это своего рода ориентир, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения.
Проект – это описание конкретной ситуации или социальной проблемы, которая может быть преобразована, разрешена с помощью конкретных этапов деятельности.
Проект, как правило, состоит из следующих разделов:
1.Введение (обосновывается актуальность и новизна по сравнению с аналогами, указываются сферы применения проекта, его функционального назначения, выявляется конкретная проблема).
2.Определяется цель и ставятся конкретные задач для ее достижения.
3.Управленческо-кадровый аспект (механизм управления проектом, необходимый кадровый состав).
4.Содержание и механизм реализации проекта (конкретные этапы, формы и методы достижения поставленной цели, план мероприятий).
5.Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
6.Материально-техническое обеспечение проекта.
Существует и ряд требований, которые необходимо учитывать по отношению к проекту:
1.Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа.
2.Целостность – общий смысл проекта понятен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика планируемых этапов деятельности, которые соотносятся и обосновывают друг друга; напрямую вытекающие из поставленной проблемы цели и задачи.
4.Объективность и обоснованность – заключается в аргументировании того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможности воздействия на неё.
5.Компетентность авторов и персонала – адекватное обоснование проблемы, средств и возможностей решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в будущем, возможность его реализации в других условиях, каким образом он может быть продолжен.
Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.
1.Название проекта – необходимо формулировать таким образом, чтобы оно было ярким, броским, но в то же время кратким и выражающим основную идею содержания.
2.Организация-исполнитель – название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).
3.Руководители проекта – фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.
4.Масштабы – территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников (колледж, поселок, регион и т.д.).
5.Сроки реализации – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.
6.Учреждение/организация – исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Мы рассмотрели методику выполнения проектной деятельности. Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность может рассматриваться как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку этапов решения какой-либо проблемы, которая должна завершиться определенным практическим результатом, оформленным тем или иным образом». В процессе проектной деятельности студенты учатся размышлять, искать причины той или иной проблемы, творчески подходить к ее разрешению.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи проектной деятельности обучающихся. В соответствии с этим у студентов появляются возможности расширения и усовершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения навыками учебной деятельности, практических умений, поиска, обработки, сохранения и передачи информации, формирования умения работать с книгой как источником познания. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия; отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов).

Использования метода проектной деятельности позволяет не только создать «естественную среду для формирования компетентностей», но и способствует освоению новых способов деятельности на интегрированном уровне, появлению опыта соорганизации ресурсов для достижения собственной цели.
Студент должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Источник

Проектная деятельность в учебном процессе в СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности, обеспечивающая возможность самореализации в профессиональной сфере. Соответственно возникает необходимость пересмотра форм и методов всего профессионального обучения, ориентации на подготовку конкурентоспособного специалиста, владеющего основами проектной деятельности. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во- первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Система НПО, обеспечивающая современный рынок труда рабочими кадрами, также приобретает личностную ориентацию, что предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучающегося, его подготовки по профессии, его способностей, задатков. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности обучающегося и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.

Метод проектов является одной из технологий личностно-ориентированного обучения. Он активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающегося, позволяет подготовить специалиста умеющего преобразовать реальность на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, предполагающей некоторую свободу. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы обучающегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения — это всего лишь форма обучения, причем больше внеурочная. “Уместить” его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя, но всегда имеется возможность разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок.

Как метод познания проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения, а также предоставляется возможность приобретения опыта творчества, повышения уровня коммуникабельности, расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность обучающегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Этапы проектной деятельности.

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия. Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Рассмотрим наиболее часто возникающие при использовании данного метода вопросы.

Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Преимущества персональных проектов:

План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.

У обучающихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.

Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов :

У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.

Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Какова роль преподавателя в проектной деятельности?

Авторитет преподавателя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность обучающихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» преподавателю в ходе руководства проектом:

Энтузиаст, который повышает мотивацию обучащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Каков образовательный потенциал проектной деятельности?

Создаёт у обучающихся образ цельного знания;

повышает мотивацию обучающихся в получении дополнительных знаний;

изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);

чувства ответственности, самодисциплины;

способности к самоорганизации;

желания делать свою работу качественно.

исследовательские и творческие способности личности;

способность к самоопределению и целеполаганию;

умения самостоятельно конструировать свои знания;

коммуникативные умения и навыки;

способность ориентироваться в информационном пространстве;

умение работать с различными типами текстов;

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при выполнении учебных проектов различных типов. Ниже в таблице предлагается один из вариантов последовательности проектных действий преподавателя и обучающихся (по В.В. Гузееву), а также оценочные формы для оценки проекта.

Этапы работы учителя и учащихся над проектом.

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа.

Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды

Вырабатывают план действий Формулируют задачи

Сбор информации Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Анализ и обобщение

Анализ информации, Оформление результатов, формулировка выводов

Анализируют информацию Обобщают результаты

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета

умение планировать свою работу и время;

навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

В проектном обучении можно установить порядок действий, который в большей или меньшей степени реализуется при выполнении учебных проектов различных типов. Ниже в таблице предлагается один из вариантов последовательности проектных действий преподавателя и обучающихся (по В.В. Гузееву), а также оценочные формы для оценки проекта.

Этапы работы учителя и учащихся над проектом. умение планировать свою работу и время;

Последовательность выполнения проектов.

Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы

Уточняют информацию. Обсуждают задание

Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает

Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект.

Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели

Участвует в коллективном самоанализе проекта

Наблюдает, направляет процесс

Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов

Участвуют в коллективном анализе

Рейтинговая оценка проекта

Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.

Источник

Статья «Проектная деятельность в колледже»

Проектная деятельность в колледже

Преподаватель БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» Суслова С.С.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает изменение подходов к профессиональному образованию. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача активности и самостоятельности студента, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных ситуаций.

ФГОС СПО требуют овладение студентами общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). И если ПК мы сформируем через содержание обучения, то ОК крайне редко можно сформировать через содержание, в основном через методы обучения.

Ведущее место среди методов принадлежит сегодня методу проектов. Значит педагогам необходимо кардинально менять стиль работы, умело сочетая старые и проверенные временем теории гуманистического обучения (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили и др.) и современные педагогические технологии (групповая работа, педагогическая мастерская, работа в парах, кейс – методика, метод модернизации, проектная методика и т.д.). Все эти технологии можно отнести к числу акмеологических, т.е. прогрессивных и перспективных для современного профессионального образования.

В арсенале педагогических технологий проектирование занимает особое место. Проектный метод разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Разработке данного направления посвящены работы известных отечественных педагогов-исследователей М.Б. Павловой, П.С. Леренера, С.С. Симоненко, М.Б. Романовской.

Правила: 1. Тема должна быть интересной и актуальной.

2. Тема должна быть выпонима.

3. Увлечь другого может лишь тот. кто увлечен сам.

4. Тема должна быть оригинальной

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнима относительно быстро.

6. Тема должна быть доступна.

7. Сочетание желании и возможностей.

Постановка цели и задач.

Подготовка к защите и защита работы.

Стадии работы над проектом — это «пять П»:

Проектная деятельность выступает основой, необходимым условием для формирования проектной культуры, проектного мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов:

· развитие познавательных способностей студентов;

· повышение мотивации к обучению;

· совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;

· развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;

· обучение студентов рефлексии;

· обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения;

· развитие критического мышления.

Последовательность работы над проектом можно представить следующим образом:

-преподаватель отбирает и предлагает возможные темы;

-студенты обсуждают и принимают общее решение по теме;

-преподаватель участвует в обсуждении тем вместе со студентами или студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают их для обсуждения.

б) Формирование творческих групп:

-преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные темы и виды деятельности;

-студенты группируются в соответствии с выбранными темами;

в) Подготовка материалов для работы над проектом, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы;

г) Определение форм выражения итогов (продукта) проектной деятельности:

-студенты в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, литературная гостиная, литературная газета, альманах, сочинение, стенды и т.д;

д) Работа над проектом:

-преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность, студенты осуществляют поисковую работу;

е) Оформление результатов:

-студенты оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами;

-преподаватель организует экспертизу подготовленных проектов, презентаций, студенты докладывают о результатах своей работы;

-преподаватель оценивает свою деятельность по руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки;

-каждый студент осуществляет рефлексию процесса, себя в нем, с учетом оценки других.

При овладении педагогом технологии проектирования необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными:

Исследовательские методы имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы исследования и обозначение методов исследования, и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты представляют собой самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта, обязательно намечая проблему и цель проекта. Ведущий вид деятельности студентов в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных или деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.д.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить студентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Студенты изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. В заключение необходима качественно организованная презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта (персональное представление проектировщиком готового изделия в рамках подведения итога по теме образовательной программы или итоговой аттестации воспитанника, участие в выставке, конкурсе, олимпиаде и т.д.)

Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

По характеристике контактов проекты бывают:

Внутренние или региональные (в пределах колледжа, города)

Международные. Они могут иметь место при студенческих обменах. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися разных стран и континентов представляют преподавателю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.

Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на презентации, кот достижение общего результата.

По продолжительности проведения проект может быть: краткосрочным (разработан на нескольких занятиях), среднесрочным (от недели до месяца), долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

Реализация метода проекта ведет к изменению позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной и исследовательской деятельности студентов. В процессе работы у студентов повышается качество знаний, интерес к дисциплинам приобретается опыт исследовательской работы.

В нашем колледже преподаватели активно применяют проектную деятельность как один из видов самостоятельной работы, т.к. включение студентов в данный вид работы решает ряд педагогических задач, которые очень трудно, подчас невозможно решить в рамках классно-урочной системы. Накопленный опыт показывает, что участие в проектной деятельности и презентация результатов проектов стали нормой, а не инициативой отдельных активных студентов.

Студенты отмечают, что работа над проектами дает возможность реализации своих творческих способностей, позволяет показать свое умение работать индивидуально и в команде, применить свои знания на практике, публично показать достигнутые результаты.

Организация проектной деятельности студентов в колледже позволяет формировать у студента умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни, формировать умение самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в практику нашей работы методов и технологий на основе проектной деятельности студентов.

Суть проектного подхода заключается в том, что студент занимается деятельностью, направленной на решение реальной практической задачи. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть студенты учатся действовать в команде.

Организуя проектную деятельность студентов мы ставим следующие цели: формирование компетенций через практико-ориентированное обучение; изменение психологии ее участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные; приближение обучения к потребностям работодателей; освоение технологии проектной деятельности.

Проектная деятельность студентов является одной из форм инновационного обучения, направлена на формирование таких компетенций, как:

· владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

· способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· способность применять методы теоретического и экспериментального исследования;

· способность использовать логически верно устную и письменную речь;

· способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

· способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

Результат проектной деятельности студентов представлен в самых разнообразных формах: сценарий, бизнес-план, сборнии сочинений, творческих работ, благотворительные акции и концерты, мини-учебник, пособие, памятки и рекомендации, рекламный буклет, сайты, фильмы, клипы, презентации и др.

В нашей практике используются разные виды проектов по характеру доминирующей деятельности – учебные, социальные, творческие, игровые, исследовательские, ознакомительно-ориентировочные, информационные.

Исследовательские проекты предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Итоги таких проектов студенты представляют на традиционных конференциях студентов в колледже.

Руководство колледжа стремиться создать необходимые условия для реализации проектной деятельности: материально-технические (компьютеры, в том числе с высокими техническими характеристиками, оргтехника, фото-, видеоаппаратура, лаборатории); информационные (Интернет, программное обеспечение, библиотека); кадровые (преподаватели, как модераторы проектов, руководители факультативов, кружков), организационные (удобный график работы, поощрение студентов и преподавателей).

Проектная деятельность способна сформировать у студента способности к саморазвитию, умению самостоятельно применять полученные знания, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире [1, с. 27]. Таким образом, ее отличительными особенностями являются: многообразие методов и форм вовлечения студентов в самостоятельную проектную деятельность, выявление и реализация связей тем проектов и профессиональных дисциплин, выбор студентами темы проекта с учетом личностных интересов, создание ситуаций успеха, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения и воспитания. При разработке творческих проектов необходимо уделять внимание развитию умения студентов составлять алгоритм свой проектной деятельности, честно обрабатывать получаемую информацию, их мотивации, самооценки и таких мыслительных операций, как сравнение, схематизация, анализ, синтез и обобщение, направленных на более объективное понимание получаемой информации. Достичь это позволяют предлагаемые для студентов темы, которые должны иметь проблемный характер, выражающийся в многовариативности их решения. Работая над проектом, студенты учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Темы для проектов в колледже выбираются с учетом будущей профессии. Таким образом, проектная деятельность студентов колледжа представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся и направленных на достижение задуманного результата, т.е. создание проекта. Роль педагога заключается в том, что он создает условия для активности студентов и направляет их на самостоятельный поиск необходимой информации. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию вовлечения учащихся в самостоятельную проектную деятельность, должна находиться в области профессионально‐направленных интересов студентов. Проектная деятельность в колледже должна иметь профессиональную направленность, творческий характер, предоставлять студенту необходимое пространство свободы для принятия самостоятельных решений, учитывать индивидуальные особенности обучающихся, педагог должен грамотно использовать идеи педагогики сотрудничества и педагогической поддержки [3, с. 8].

Список использованной литературы:

1. Игнатова И.Б. Проектные технологии как метод обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teoria ‐ practica.ru/ ‐ 1 ‐ 2011/pedagogika/ ignatova ‐ sushkova.pdf

2. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2000 г.

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *