Предмет основы православной культуры 4 класс что изучает

Чем интересен модуль «Основы православной культуры» при изучении курса ОРКСЭ? (4 класс)

Чем интересен модуль «Основы православной культуры»?

Данный модуль знакомит учеников с основами православной культуры.

В этом учебном году его изучает 25 учащихся 4б и 4в классов.

В содержание учебника включены темы: «Россия – наша Родина», «Библия и Евангелие», «Пасха», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Христианская семья» и т.д., то есть содержатся темы общего характера и темы, касающиеся православия.

Дети узнают много нового и интересного для себя: например, узнали, чем иконы отличаются от картин, почему на православном кресте нижняя перекладина поднята справа от Христа и опущена слева от него и т.д.

Модуль «Основы православной культуры» является культурологическим: больше направлен на воспитание детей. Предмет воспитывает у детей уважительное отношение к родителям, к старшему поколению, к героям нашей Родины. Во многих темах детям напоминается о том, что они должны слушаться родителей, помогать им, уважать старших. Приводятся примеры некоторых неправильных поступков и дается понятное объяснение, почему так нельзя поступать.

В учебник включены поучительные истории, которые ненавязчиво закладывают основы правильного поведения. Недаром говорят, капля камень точит. Вот пример одной такой истории.

« В одном монастыре жили 2 монаха. Однажды они подумали:

-Как же так, все люди друг с другом ссорятся, а мы не умеем этого делать. Давай попробуем!

-А из-за чего мы с тобой будем ссориться?- спросил один монах.

— Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича.

— Хорошо. А как мы будем ссориться?

— Ну, я буду говорить, что он мой, а ты говори, что он твой!

— Это мой кирпич! – сказал первый монах.

-Конечно, он твой, бери его себе!- тут же ответил второй.

Так и не удалось им поссориться. Ведь умные люди всегда смогут договориться».

Детям объясняются 10 заповедей, которые необходимо соблюдать, раскрываются три главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь. Одна из тем – Золотое правило нравственности- эта тема есть во всех религиях, и звучит она примерно одинаково, уверена, что и вы его знаете, просто, возможно, не знали его определения. А звучит оно просто: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».

Ещё один плюс этого курса – включение иллюстраций известных художников, то есть связь с мировой художественной литературой. Например, к теме «Золотое правило этики» помещён рисунок художника В.Д.Поленова «Христос и грешница (Кто без греха?)», которой авторы учебника стараются научить нас уберечься от осуждения. В ее основе библейская история о том, как однажды привели к Иисусу Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить – забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались. Каждый вспомнил что-то своё. И все тихо разошлись.

Многие ученики с удовольствием рассказывают, что они были с родителями в храме и слышали в проповедях отца Георгия то, о чем они читали в учебнике.

В ходе изучения курса даётся объяснение, что помогать нужно тому, кто нуждается в помощи- то есть своему ближнему, таким образом, ты будешь помогать самому Богу.

Курс учит добру, бережному отношению к природе, красоте.

Изучение данного предмета не предполагает выставления оценок в журнал, он направлен на решение более важной задачи – научить каждого ребёнка самостоятельно оценивать свои поступки, своё поведение и принимать жизненно важные решения в соответствии с голосом своей совести и зовом души.

Дети понимают, что настоящие милосердные поступки никогда не предполагают ответного вознаграждения, что лучшей наградой для милосердного человека является чувство радости от того, что он полезен окружающим людям.

Приводятся интересные притчи- это небольшие истории, сказки- поучительного характера.

Источник

Рабочая программа по православной культуре (4 класс)

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Руководитель методического объединения

__________ ____Волошина Н.Е___

«____» ___________20 20 г.

__________ ____Мирошникова Т.В___

«____» ___________20 20 г.

__________ __Абрамова И.А__

«____» ___________20 20 г.

_______________ ОРКиСЭ (Основы православной культуры) _______________

(наименование учебного предмета (курса)

________________________________ 4 класс_____________________________

(уровень образования, класс)

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы

(наименование программы, автор программы)

____Основы православной культуры А.В. Кураев – М.: Просвещение, 2018____

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: ___34___, в неделю _1___.

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.

(преподаваемый предмет, квалификационная категория)

Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по основам православной культуры и светской этике для образовательных учреждений автора А.В. Кураева «Основы православной культуры 4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).

1. Общая характеристика предмета

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Учебный модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.

· развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

· воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса:

· знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;

· развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

2. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Основы православной культуры» в четвертом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю (при 34 учебных неделях).

3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

· приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

· опоры на самостоятельность мышления учащихся;

· вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

· деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности;

· соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

· органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

4. Результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

· умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

· готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

· осознание ценности человеческой жизни.

5. Содержание учебного предмета

Тема 1. Отечество Небесное. Бог

Что говорит о Боге православная культура?

Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Т» (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки».

Свет на горе Фавор

Золотое правило жизни

Тема 2. Добродетели в жизни христианина

Как Бог строил дом спасения человека

Воеводы сил любви. Добродетели

Защита святынь. Силы тьмы

В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы: икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня.

Увенчанные венцами. Христианская семья

Тема 3. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые

Как преображался человек? По ступенькам восхождения. Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор Всех Святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. и ближнего твоего, как самого себя».

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Христианская добродетель умеренность. Ее проявление в жизни людей Руси. Как понимает это качество современный человек? Святой воин, инок Киево-Печерской обители. Словарик зодчего. Церковнославянская азбука: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Троице-Сергиева лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Храмы лавры. Церковнославянская азбука: «Блаженны нищий духом, потому что им принадлежит Царствие Небесное».

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец

О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери. Церковнославянская азбука: «Радость моя, не время нам унывать».

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста

Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию прославляют как Честнейшую Херувим? Крест Христов. Что означает для христиан следование путем Христа? Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста.

Тема 4. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои

Принявший Венец победы

Россия помнит. Святыни родного края

Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита Отечества. Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра III : « He нам, не нам, но имени Твоему». Ее смысл. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Святыни Бородина. Рассказ об иконе «Спас Бородинский». Святыни родного края в русской поэзии и музыке: М.Ю. Лермонтов «Бородино»; П.И. Чайковский. Молитва Кресту в музыке на религиозную тему. Церковнославянская азбука: евангельские истины в жизни людей «Друг ко другу любовь прилежную имейте». Можно ли любить врагов (Отечества; своих личных)? В чем проявляется эта любовь?

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские

Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении?

Богомудрые учители веры и благочестия

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

Источник

Предмет основы православной культуры 4 класс что изучает

Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учетом многообразия и глубины ее составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4 классе (приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»).

Основные содержательные модули курса:

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31-34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

Требования к метапредметным результатам:

Требования к предметным результатам:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

(4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год)

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов)

Урок 2. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.

Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.

Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

Урок 2. Культура и религия.

Урок 2. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека.

Урок 3. Священное Писание.

Урок 3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

Урок 3. Будда и его учение.

Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».

Урок 3. Культура и религия.

Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.

Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия.

Урок 4. Будда и его учение.

Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.

Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования.

Урок 4. Ценность родства и семейные ценности.

Урок 5. Во что верят православные христиане.

Урок 5. Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

Урок 5. Буддийский священный канон.

Урок 5. Патриархи еврейского народа.

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура.

Урок 6. Священный Коран и Сунна как источники нравственности.

Урок 6. Буддийский священный канон.

Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака.

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.

Урок 7. Что говорит о человеке православная культура.

Урок 7. Общие принципы ислама и исламской этики.

Урок 7. Буддийская картина мира.

Урок 7. Исход из Египта.

Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

Урок 7. Нравственный образец богатыря.

Урок 8. Христианское учение о спасении.

Урок 8. Столпы ислама и исламской этики.

Урок 8. Буддийская картина мира.

Урок 8. Получение Торы на горе Синай.

Урок 8. Хранители предания в религиях мира.

Урок 8. Дворянский кодекс чести.

Урок 9. Добро и зло в православной традиции.

Урок 9. Исполнение мусульманами своих обязанностей.

Урок 9. Добро и зло.

Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 9. Человек в религиозных традициях мира.

Урок 9. Джентльмен и леди.

Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства.

Урок 10. Обязанности мусульман.

Урок 10. Ненасилие и доброта.

Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 10. Священные сооружения.

Урок 10. Государство и мораль гражданина.

Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Урок 11. Обязанности мусульман.

Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни.

Урок 11. Храм в жизни иудеев.

Урок 11. Священные сооружения.

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

Урок 12. Обязанности мусульман.

Урок 12. Милосердие и сострадание.

Урок 12. Назначение синагоги и ее устройство.

Урок 12. Искусство в религиозной культуре.

Урок 12. Мораль защитника Отечества.

Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Урок 13. Обязанности мусульман.

Урок 13. Отношение к природе.

Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.

Урок 13. Искусство в религиозной культуре.

Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.

Урок 14. Спаситель. Жертвенная любовь.

Урок 14. Для чего построена и как устроена мечеть.

Урок 14. Буддийские святые. Будды.

Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.

Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Урок 15. Спаситель. Победа над смертью.

Урок 15. Мусульманское летоисчисление и календарь.

Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Урок 15. Добро и зло.

Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 17. Подведение итогов.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов)

Урок 18. Православие в России.

Урок 18. Ислам в России.

Урок 18. Буддизм в России.

Урок 18. Иудаизм в России.

Урок 18. Религии России.

Урок 18. Добро и зло.

Урок 19. Православный храм.

Урок 19. Семья в исламе.

Урок 19. Основы буддийского учения и этики.

Урок 19. Основные принципы иудаизма.

Урок 19. Религии России.

Урок 19. Долг и совесть.

Урок 20. Православный храм и другие святыни.

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.

Урок 20. Человек в буддийской картине мира.

Урок 20. Основные принципы иудаизма.

Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Урок 20. Честь и достоинство.

Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры.

Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.

Урок 21. Человек в буддийской картине мира.

Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Урок 21. Смысл жизни и счастье.

Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

Урок 22. Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство.

Урок 22. Буддийские символы.

Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Урок 22. Высшие нравственные ценности.

Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

Урок 23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.

Урок 23. Буддийский храм.

Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.

Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.

Урок 24. Буддийские святыни.

Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.

Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве.

Урок 24. Принципы морали.

Урок 25. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 25. Буддийский календарь.

Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.

Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 26. Праздники в буддийской культуре.

Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 26. Праздники в религиях мира.

Урок 26. Нормы морали. Этикет.

Урок 27. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 27. Искусство в буддийской культуре.

Урок 27. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 27. Семья, семейные ценности.

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

Урок 28. Православный календарь. Праздники.

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 28. Священные буддийские сооружения.

Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Урок 28. Образование как нравственная норма.

Урок 29. Христианская семья и ее ценности.

Урок 29. Искусство ислама.

Урок 29. Отношение к природе.

Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) [1]

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

— оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

— технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

— экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *