Предмет опк в начальной школе что это значит
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе
Наталья Толмачева
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе
В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей.Причин тому достаточно много: отказ от прошлого привёл к распаду связи времён, дети плохо знают историю нашей Родины, кризисные явления в обществе и семье, как основной его ячейке. Средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Нравственные качества нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность. Поэтому в школе необходим предмет «Основы православной культуры».
Основной целью данного предмета является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры.
Для достижения данной цели,учитель решает следующие задачи:
— пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;
— формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;
— знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.
На уроках могут быть использованы следующие средства:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;
2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
3) нравственный диалог;
4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;
5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.
Обучение должно быть организовано так, чтобы у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам него самого.Затем эта потребность позволит учителю совместно с ребенком поставить вопрос: для чего и как создавалась православная культура? Опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства создания православной культуры, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.
Именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.
Решая задачи духовно-нравственного воспитания, педагог помогает учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.
Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.
От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является без оценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без поддержки со стороны семьи изучение такого предмета будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Домашние задания должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер.
Я считаю, что изучение «Основ православной культуры» должно иметь продолжение и в средней школе. Это будет способствовать непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников.
Главное условие преподавания данного предмета — личность
преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом. Преподаватель должен быть высоконравственным человеком.
К моему большому сожалению данный предмет оказался противоречивым со стороны родителей. Примерно половина родителей отказывается от изучения данного предмета. Родители считают, что для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях; изучение этого предмета приведет к религиозному культу; религия – личное дело каждого и дети сами разберутся со временем, а на уроках их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».
Я, как мать, считаю, что в наше такое жестокое время изучение «Основ православной культуры» просто необходимо. Возраст 10 – 15 лет наиболее подвержен давлению времени, одноклассников, окружения. Именно в этом возрасте детская психика особенно не стабильна, дети становятся психически неуравновешенными. Поэтому у нас так часто случаются суициды в этом возрасте. Отсутствие контроля со стороны родителей приводит к принуждению детей посещать сайты с суицидной направленностью. Родители сами не понимают, что они сами виноваты в этом. Родителям просто необходимо как можно больше разговаривать со своими детьми, быть с ними друзьями.
Я думаю, что, если бы в наших школах именно в этот период взросления детей велся этот предмет, у нас в стране была бы совершенно другая картина. Дети бы четко понимали, как надо правильно жить. Ребенок, в котором с детства будут заложены основы веры достойно проживет свою жизнь в любые времена, какими бы тяжелыми они не были. Задача родителей воспитать ребенка в вере и благочестии. Закладывая духовно – нравственные основы жизни, мы даем ребенку шанс достойно прожить свою жизнь, какой бы трудной она не была.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. Поэтому в школе необходимо изучение предмета «Основы православной культуры».
Использование проектной деятельности в знакомстве с традициями православной культуры ля достижения качества образования воспитанников в знакомстве с традициями православной культуры я отдаю предпочтение проектному методу.
Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры «Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры». Ст. воспитатель МБДОУ д/с №32 Жукова Н. Г. Самая большая опасность,.
Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.
Итоговый тест по Орксэ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс Итоговый тест по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») 1. Выбери правильный ответ. Что такое «веды» а) книги, рассказывающие.
Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.
Конспект занятия по «Основам православной культуры» Тема: Наши помощники : руки и и ноги. Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма занятия: занятие – исследование.
Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Конспет урока Орксэ «Праздники и календари» «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Дата 16 марта 2018 года Класс 4 Тема «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Оборудование.
Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.
Театрализованное представление по основам православной культуры «Пасхальная история» Цель: Приобщение детей к основам православной культуры, обобщение и закрепление знаний дошкольников о празднике Пасха. Задачи: Прививать.
Конспект урока по основам православной культуры «Пасха» Технологическая карта Ф. И. О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А. В. Кураев.
О курсе «Основы православной культуры». Заметки школьницы
О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?
Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:
– несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);
– немного больше православных верующих невоцерковленных детей;
– основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.
О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК
Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.
Может быть, факультатив…
Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.
Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.
Резерв времени для обязательного курса ОПК
Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?
Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.
Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.
Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».
Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…
История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.
И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).
Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.
В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».
Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.
Если все-таки факультатив…
Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:
– действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;
– как быть, когда изъедает зависть и жадность;
– почему в православных храмах часами стоят;
– что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;
– зачем надо поститься;
– какая разница между браком венчанным и невенчанным…
Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.
Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».
Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.
А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…».
скрыть способы оплаты
Из опыта преподавания ОПК в начальной школе
Из опыта преподавания «Основ православной культуры»
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Русский мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески писал: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, становится регрессом, цивилизация заканчивается одичанием».
И сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России,- духовное состояние общества, особенно подрастающего поколения. Все здравомыслящие люди ощущают ненормальность современной жизни: традиционные нормы нравственности представляются скучными, немодными, а зло наоборот привлекательным и современным. Ниша воспитанности подрастающего поколения совершенно не заполнена.
Цели общего образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний. Ученые-педагоги среди основных задач общеобразовательной школы выделяют:
— воспитание личности, приобщение её к народу, обществу, государству;
— освоение научных знаний, основ наук;
— начальная профессиональная ориентация, подготовка к выбору профессии или рода занятий в обществе.
Задачи воспитания детей в школе, в том числе приобщения к культуре своей семьи, народа, общества, являются, по сути, ведущими, основными в деятельности общеобразовательной школы в любом государстве, в том числе в России. Это, прежде всего, задача общего гражданского воспитания школьников, формирования российской гражданской и культурной идентичности, воспитания патриотов и граждан России. Это и задача духовно-нравственного воспитания, формирования у школьника по выбору его семьи, родителей (законных представителей) и его самого с определенного возраста устойчивой системы духовно-нравственных ценностей на основе целостных мировоззренческих и этических традиций, представленных в российском обществе.
Новая школа в России — это школа, построенная на устойчивом основании отечественных духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в полной мере способствует духовно- нравственному воспитанию школьников.
Понимая, что введение курса вызовет полемику среди родителей, мы провели родительские собрания, на которых познакомили с задачами курса, объяснили, что это будет светский предмет, который будут вести светские учителя. Не будет никакого навязывания религии, будет знакомство с культурой, главным достоянием которой является человек.
После этих разъяснений, мы провели анкетирование и получили согласие родителей на проведение этого курса. В моем классе практически все родители пожелали, чтобы их дети знакомились именно с ОПК, они сказали, что заинтересованы в том, чтобы их дети изучали культуру той страны, в которой живут.
Заручившись поддержкой родителей, мы принялись за работу. Мы стали собираться вместе и вырабатывать единые требования к преподаванию. За основу взяли правила, разработанные диаконом А.Кураевым. Ознакомившись с ними, мы поняли, что нам предстоит многому учиться, многое усвоить и осознать. Мы стали реализовывать главное требование –«Не критиковать чужую святыню: о своем говорить с любовью, но при этом не ругать чужое».
Нам приходится ломать наши учительские стереотипы. Так, например, главный учительский постулат: «Полученные знания применяй на практике» совершенно не уместен на уроках ОПК, так как мы не имеем права призывать к религиозной практике.
По совету диакона А.Кураева, мы стараемся сделать нашу речь инклюзивной, а интонацию- интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны.
Успех преподавания этого курса, как никакого другого, зависит от личности учителя. Мы понимаем, что педагог должен, прежде всего, сам стремиться к собственному духовному росту, поэтому принимали участие в работе круглых столов, изучали методические материалы, знакомились с опытом учителей через интернет, посещали уроки коллег.
Содержание учебного предмета по православной культуре в рамках модуля и учебника по ОПК в составе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России).
Так на первом занятии по теме «Россия – наша Родина», можно опираться на знания детей об истории России, на личный опыт каждого ученика.
Задания, которые я предлагаю выполнить детям, направлены на то, чтобы они осознали значимость каждого человека для всей страны, и на то, что страна – это каждый из нас.
Весь материал второго урока по теме «Культура и религия» направлен на то, чтобы раскрыть основные понятия «Культура» и «Религия», на то, как переплетаются в жизни каждого человека эти понятия.
На 4 уроке, посвященном православной молитве, я опиралась на знания детей по русскому языку. На уроке дети рассуждали о значении слов, об их этимологии. Работа с синонимами помогла более точно определить значение слова молитва.
Я предлагаю Вам немного окунуться в этот материал
Как вы думаете, может ли человек общаться с Богом, и если может, то, как он это делает?
Вспоминаем, что такое Православие (ортодоксия – правильное учение, правильно славить) и начинаем подводим детей к пониманию слова «молитва».
Слово «славить» происходить от «словить»- «говорить слово».Русский язык очень богат. С его помощью можно выразить все оттенки нашего отношения к предмету.
Слово «говорить». Предлагаем детям подобрать синонимы к слову «говорить». Возможные варианты: выражать, высказывать, излагать, молвить, произносить, выговаривать, сказывать, рассуждать, утверждать, повторять, разглагольствовать, ораторствовать, проповедовать, гласить, вещать, тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать, ворчать, шептать, мямлить, галдеть.
После того, как дети перечислят синонимы, отражаем некоторые из них на слайде. Предлагаем детям выбрать слова, которые больше всего подходят для обращения к Богу (порядок выбора – просить, славить, благодарить, молить – выбирать последним (так настроена анимация)).
Постановка перед детьми проблемной ситуации, позволяет порассуждать о правильности их поведения, о взаимодействии с родителями и всем миром.
Чем же отличается молитва от магического заклинания и почему магия так опасна?
Представьте, что вам очень хочется, чтобы мама купила вот эту большую и красивую на вид конфету. Как вы будете просить маму? Ласково и смиренно, как эта маленькая девочка или требовать с криками как вот этот капризный мальчишка?
А если мама вам откажет, даже если вы очень-очень ласково попросите? Например, если у мамы нет денег на конфету или вам нельзя сладкого из-за болезни. Как вы поступите? Послушно согласитесь с мамой или будете злиться и дуться? Почему?
Потому что вы любите свою маму и знаете, что мама любит вас больше всего на свете и никогда ничего не сделает вам во вред. Девочка считает, и правильно считает, что мама лучше знает, что хорошо, а что плохо. И ее просьба со смирением, то есть с готовностью принять не только исполнение желания, но и отказ, указывает на доброе и открытое для любвисердце. А на доброту всегда хочется ответить добротой. Вот также и в молитве человек уповает на милость Божию, открывая своим смирением сердце.
Мальчик же думает, что крик делает его сильнее мамы, и поэтому она должна исполнять его желания. Он пытается достичь своего не любовью, а криком (как заклинанием). Вот также и в магии человек уповает не на любовь, а на произнесенные слова. С помощью заговоров и заклинаний верующие в магию пытаются управлять не только миром, созданным Богом, но и Самим Богом. А человек, который ставит себя выше всех, рано или поздно падает с этой высоты, потому что не имеет прочной опоры.
Весь материал 5 урока знакомит учащихся с Библией и Евангелием, как литературными произведениями. Дети с удовольствием после урока бегут в библиотеку для того, чтобы найти и прочитать библейские истории и легенды. Приносят их в класс, где читают, рассматривают иллюстрации, начинают вести беседы.
Наш путь к ОПК только начинается. Мы сталкиваемся с определенными трудностями, которые решаем методом проб и ошибок. Трудности представляет отбор материала к урокам, отсутствие методической литературы, рабочих тетрадей. Поэтому приходится долго и очень тщательно готовиться к каждому занятию, продумывать все вопросы и задания для детей.
Трудностей очень много, но мы видим и ощущаем то положительное, что несет данный курс. Мы рады тому, что этот урок с нетерпением ждут дети, что их глаза светятся добром и теплотой.
У нас есть надежда, что мы заложим в них определенный жизненный стержень, без которого человек не может состояться как личность. Ведь не зря говорят, что строить будущее без нравственных основ, все равно, что строить дом без фундамента.
Спасибо всем, кто помогает, кто делится мыслями, информацией, наработками.