Предмет офг в школе что
ПКТП ОФГ 9 класс
г. Королев Московской области
Васюниной Виктории Вячеславовны
Количество часов в неделю 1 ч
Предметная область математика и информатика
Учебный год 2017-2018
Одним из модулей учебной программ курса «Технология» является программа предпрофильного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся 9-х классов с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся 9-х классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение обучающихся, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения обучающегося. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса состоит из двух модулей:
— Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
— Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Цели и задачи курса
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.
Критерии оценивания курса:
Для оценивания предпрофильного курса применяется зачетная система. Предпрофильный курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:
Планируемые результаты обучения
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:
понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
структуру денежной массы;
структуру доходов населения страны и способов её определения;
зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
возможные нормы сбережения;
способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
различные виды страхования;
виды финансовых рисков;
способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:
умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.
Курс «Основы финансовой грамотности» в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.
Человек и государство: как они взаимодействуют
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи
Рабочая программа «Финансовая грамотность»
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»
Протокол №___от «__» ____2019
Заместитель директора по УВР
Директор МБОУ «Гимназия №80»
Курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
8 «АБВГ» класс основного общего образования
Срок реализации программы 2019/2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Евтушенко Андрей Борисович
учитель истории и обществознания
I . Пояснительная записка
Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:
— от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);
— от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);
2. Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №80» (утверждена приказом директора от 01.09.2019 г. №70/21-о);
3. Учебный план МБОУ «Гимназия №80» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 г. №53/3-о);
4. Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №80» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 г. №53/3-о).
1. Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2019 г
2. Методическое пособие: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2017;
научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.
· формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;
· формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
· формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
· формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана.
· освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
Содержание учебного предмета ОФГ способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.
Содержание учебного предмета ОФГ способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты индивидуального проекта.
Общая характеристика учебного предмета
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
На изучение курса ОФГ в 8 классах отводится 17 часов ( по одному часу в неделю в первом полугодии).
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
· принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
· ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
· планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
· основам взаимодействия с кредитными организациями;
· основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
· основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
· выбирать страховые продукты и страховые компании;
· принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
· составлять личный финансовый план.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
понимать права и обязанности в сфере финансов;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
определять задачи в области управления личными финансами;
находить источники информации для решения финансовых задач; решать финансовые задачи;
Содержание учебного предмета
Личное финансовое планирование
Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.
Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.
Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека. Составление текущего личного финансового плана.
Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.
Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.
Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.
Банковская система Банковская ячейка. Онлайн-банк. Дорожные чеки. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.
Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.
Календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе.
ПКТП ОФГ 10-11 класс
г. Королев Московской области
Васюниной Виктории Вячеславовны
Предмет Основы финансовой грамотности
Количество часов в неделю 1 ч
Предметная область математика и информатика
Учебный год 2017-2018
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к их решению они часто не готовы.
Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Целесообразность программы «Основы финансовой грамотности» заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
В осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 10-11 классов.
Цели и задачи реализации программы
«Основы финансовой грамотности»
С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности».
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Это определило цели данного курса:
— формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
— формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
— изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;
— освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
— овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
— формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
— формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
— воспитание ответственности за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках.
Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности системы воспитательной работы образовательного учреждения;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Предполагаемые формы подведения итогов работы.
Перечень возможных форм продуктов:
Тезисы, научная статья, личный финансовый план, устный доклад, популярная статья, рисунок, выставка работ, газета, журнал, разработка (план-график) мероприятия, мультимедийный продукт, видеоролик, справочник, учебное пособие и др.
Социально-экологическая практика позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, формы ее многообразны и широки.
Перечень возможных форм презентаций:
Выступление на научно-практических конференциях, социально-экономическая реклама, видеопрезентации и др.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
Содержание программы элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»
Раздел 1. Личное финансовое планирование
Деньги и их виды. Электронные деньги. Доходы и расходы. Финансовый план. Активы и пассивы. Инвестиции. Ликвидность. Надежность. Доходность. Бюджет. Способы выбора активов. Текущий капитал. Резервный капитал. Инвестиционный капитал. Энергосберегающие технологии. Компактные люминесцентные лампы и светодиоды. Экономия на масштабах.
Раздел 2. Финансы и кредит
Кредитование. Сбережения. Финансовые расчеты. Процентная ставка. Ставка рефинансирования Центрального банка. Целевой кредит. Потребительский кредит. Овердрафт. Ипотечный кредит. Условия кредита: срок, процентная ставка, комиссия, обеспечение кредита, поручитель. Кредитная история заемщика. Реестродержатели. Арифметика кредитов: методы дисконтирования и капитализации, простые и сложные проценты. Тело кредита. Эффективная процентная ставка. Аннуитетный платеж. Паушальный платеж. Финансовые пирамиды. Финансовые мошенничества. Коллекторские агентства.
Ипотечный кредит. Условия кредита: срок, процентная ставка, комиссия, обеспечение кредита, поручитель. Эффективная процентная ставка. Аннуитетный платеж. Паушальный процент.
Раздел 4. Инвестиции
Инвестиции. Горизонт инвестирования. Отношение к риску. Типовые инвестиционные стратегии: защитная, консервативная, сбалансированная, агрессивная. Активный инвестор. Пассивный инвестор. Диверсификация. Тайминг. Фондовый рынок. Фондовые индексы. Биржа. Брокер. Трейдер. Котировки. Долговые бумаги. Долевые бумаги. Вексель. Эмитент. Эмиссия. Номинал. Облигация. Купон. Дисконт. Акцепт. Дефолт эмитента. Кредитный рейтинг. Ценовой риск. Акция. Мажоритарный и миноритарный акционеры. Совет директоров. Дивиденды. Доходность акции. Голубые фишки. Обычные и привилегированные акции. Конвертируемые акции. Коносамент. ПИФ. Инвестиционная декларация. Стоимость чистых активов. Реестродержатель. Специальный депозитарий. Аудитор. Открытый, закрытый, интервальный ПИФы. Надбавка. Категории ПИФов: фонды денежного рынка, фонды облигаций, фонды акций, фонды смешанных инвестиций (акции, облигации). Индексные ПИФы. Волатильность. Общие фонды банковского управления. Вклад до востребования. Срочный вклад (депозит). Депозитный договор. Номинальная и реальная ставки. Пополняемый депозит. Депозит с возможностью досрочного частичного снятия. Мультивалютный депозит. Страхование депозита. Агентство по страхованию вкладов.
Раздел 5. Страхование
Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Стоимость страхового ущерба. Избыточное страхование. Недострахование. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Страховые резервы, их расчет и сохранение. Платежеспособность страховщиков. Сострахование и перестрахование. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг
Государственная пенсия. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд.
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность
Жилищные накопительные кооперативы. Первоначальный взнос. Договор социального найма жилья. Наимодатель. Наниматель. Жилищный кодекс.
Раздел 8. Финансовый рынок
Финансовый рынок: структура, участники, инструменты. Понятие финансового рынка, его роль и значение. Стоимость денег. Перемещение денег в пространстве и во времени. Основные поставщики и потребители финансовых ресурсов. Регуляторы финансового рынка. Финансовый рынок через призму закона
Раздел 9. Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка, его роль и значение для экономики. Структура рынка. Понятие рынка ценных бумаг. Инвесторы и эмитенты. Профессиональные участники фондового рынка. Закон «О рынке ценных бумаг». Профессиональные требования к специалистам, работающим на фондовом рынке. Риск и доходность на фондовом рынке.
Раздел 10. Ценные бумаги
Облигации: характеристика и классификация. Преимущества привлечения капитала в компанию путем выпуска облигаций по сравнению с банковским кредитом. Фундаментальные свойства облигации. Виды облигаций. Понятие, виды и фундаментальные свойства акций. Права владельцев акций. Виды акций. Обыкновенные и привилегированные акции, их свойства и отличительные черты. Закон «Об акционерных обществах». Конвертируемые ценные бумаги. Права, варранты, депозитарные расписки. Векселя и банковские сертификаты. Производные финансовые инструменты.
Раздел 11. Сделки с ценными бумагами
Биржевая торговля. Виды бирж. Финансовая информация – как ее читать и понимать. Фондовые индексы. Технический анализ рынка ценных бумаг. Принципы технического анализа. Графические способы технического анализа: столбиковые графики и «японские свечи». Финансовое планирование. Три стадии управления личным капиталом. Формирование портфеля. Как оформить наследство по ценным бумагам.
Раздел 12. Аспекты налогообложения
Как заполнить налоговую декларацию. Налоговые вычеты как их оформить и получить.
Учебно-тематический план элективного курса