Предмет искусство в школе что изучает
Зачем школе искусство?
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Д.И. Менделеев.
И в школе, где учитель относится творчески к урокам, открывается путь к формированию способностей личности.
Что же мне учителю необходимо сделать, чтобы каждый ребенок мог стать способным, мог взять эстафету великой культуры от старших поколений, эстафету поиска, высокой духовной жизни человека. Взять и нести ее дальше.
Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательных школах необходимо, для познания жизни, для того, чтобы научить постигать опыт великого наследия.
Необходимо отрабатывать умения, навыки, которые должны стать средством достижения цели. Я, как учитель, делаю себе установку: «познавай, думай, трудись». Долог и тернист этот путь, чтобы умело указать новому поколению дорогу к творчеству, к искусству, дорогу к духовной пище.
Что нужно для того, чтобы подготовить хороший урок?
Во-первых, я обязательно учитываю уровень подготовленности класса, а уж потом подбираю материал.
И, в-третьих, учу рисованию на реалистической основе. Именно это считаю главным в воспитании и подготовке творчески мыслящих поколений рабочих, служащих, инженеров, ученых.
Предмет изобразительного искусства в школе должен быть конкретным, иметь четкую структуру по содержанию и выходить на практический результат, который оформлен выставками, презентациями, проектами для других.
Чтобы усилить эффективность обучения рисованию необходимо четко определить и последовательно, реализовать конечную цель обучения.
Сначала я определяю минимальный круг вопросов, нужных для решения поставленных задач в обучении. Знания давать к месту, с учетом их использования в конкретной учебной задаче, тогда будет прочнее их закрепление. Процесс обучения необходимо строить на широком использовании внутрипредметных и межпредметных связей.
Обязательно создаю условия для интенсивного развития, самостоятельности в творчестве школьников. Веду обучение в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями учащихся добросовестно, творчески и квалифицированно.
Детские работы: Рассматриваю. Анализирую, чем понравился он мне когда-то.
Выразительная неумелость в изображении пространства, наивность, смелость при передаче ситуации. Для кого нарисовал? Это просто диалог ребенка с кем-то.
Вот передо мной рисунок «На празднике», выполненный учеником еще в прошлом веке. Я вижу счастливое детство. Солнце лучезарно освещает семью: маму, папу и ребенка, улыбающегося с шариком в руках. Нет линии земли и неба, но я чувствую эту линию иллюзорно. Вот она, счастливая семья.
Маленький автор целостно воспринимает мир и вижу, что он владеет с техникой работы красками и фломастером.
Просматриваю рисунок, думаю об этом ученике. Где он? Кем стал? Рисует ли? Помнит ли мои «навязанные» правила рисования? А вдруг стал художником и нашел свой жизненный путь в творчестве. Тешу себя тем, что все-таки оставила след в душе этого человека.
Я стремлюсь научить красоте детей и разбудить в них живое отношение к искусству, учу жить.
АКТУАЛЬНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСКУССТВО» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Секция: Педагогические науки
Камышова Надежда Викторовна, учитель искусства, черчения, МХК ГБОУ СОШ №531, г. Санкт-Петербург e — mail : kamyshovanadya@yandex.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСКУССТВО» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: интеграция школьного образования в современную культуру определяет значимость дисциплины «Искусство» в подростковом возрасте, где учащиеся 8-9 классов познают современное информационное культурно-социальное пространство на основе принципа концентричности.
Ключевые слова: дисциплина «Искусство», общеобразовательная школа, принцип концентричности, непрерывное художественное образование.
Учебная дисциплина «Искусство» является структурной единицей содержания образовательной программы в школе с педагогически адаптированной (с соответствующими средствами и формами обучения) системой знаний и умений. В соответствии с базисным учебным планом образовательных школ предмет «Искусство» изучается в 8-9 классах в объеме не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе).
Изучаемая дисциплина «Искусство» предусматривает принцип вариативности, что способствует повышению мотивации в художественно-творческой деятельности учащихся 8-9 классов. Этот эффект возрастает при последовательном освоении предмета «Искусство» и процессе установления межпредметных связей с другими предметами по принципу концентричности («Музыка», «Изобразительное искусство», «Литература», «История», «Обществознание», «Математика», «Технология», «Информатика», и т.д.), что осуществляется на основе определяющей и ведущей роли искусства в обращении к значимым произведениям искусства в различных видах (кино, театр, народное искусство, музыка, литература, хореография, изобразительное искусство, скульптура, фотоискусство, дизайн, мультимедия и т.д.) и явлениям культуры.
Реализация принципа концентричности формирует связи с художественно-эстетическим опытом учащихся, где в 5-7 классах при изучении предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» акцент был непосредственно направлен на практическую художественно-творческую деятельность, а в 8-9 классах при изучении предмета «Искусство» – на освоение современного культурно-социального пространства с вопросами взаимодействия разных видов искусства, их исторических концепций в различных художественных эпохах и установок на личностное значение ценностей искусства и его роли.
Таким образом, учебная дисциплина «Искусство» развивает уровень образованности, достаточный для самостоятельного решения возникающих познавательных вопросов и определения собственной позиции у учащихся 8-9 классов на уровне компетентных читателей, слушателей, зрителей, которые адекватно воспринимают и оценивают различные художественные ценности и антихудожественные течения в современной жизни общества, а так же готовых воплотить свои художественно-творческие идеи или решения в разнообразных формах (изобразительной, музыкальной, театральной, литературной и др.).
Сергеева Г.П. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.
Рабочая программа по предмету «Искусство»
Учебно- тематический план 9
Содержание тем учебного курса 10
Список обязательной литературы 16
Список дополнительной литературы 16
Учебно- практическое обородувание 17
Приложение к программе 19
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
Основные виды контроля при организации контроля работы:
Учебные дисциплины художественных школ и детских школ искусств, их характеристика
Живопись. Во время занятий по курсу «живопись» ученики школы изучают работу с цветом, использования света и тени, холодных и теплых оттенков, учатся применять экспрессивные качества цвета, творчески интерпретировать натуру и многое другое.
Рисунок. На занятиях ученики изучают возможности графических материалов и техник, учатся правильно применять их на практике. Рисование с натуры – основа обучения изобразительному искусству. Процесс обучения строится от простого к сложному, к правдивой реалистической передаче формы и объема. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения изображения на плоскости, даёт знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.
Композиция. Одна из важнейших дисциплин в программе художественной школы, дети учатся распределять предметы и фигуры в пространстве, на практике устанавливать соотношения объемов, света и тени, цвета и т.п.
Скульптура. На занятиях по курсу дети изучают художественно-выразительные средства скульптуры, построение объемной формы, пластику, фактуры, возможности материалов для реализации творческого замысла скульптора, учит пространственному мышлению, способствует развитию трёхмерного восприятия объёмной формы и умению хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство.
История искусств. Во время занятий по курсу учащиеся изучают виды и жанры изобразительного искусства, историю их возникновения, влияние на культуру, основные течения и эпохи в искусстве.
Декоративно-прикладное искусство. Изучение предмета «декоративно-прикладное искусство» и работа в материале помогает детям активно осмысливать окружающий мир. Произведения различных видов прикладного искусства окружают человека ежедневно, ежечасно, а, значит, активно воздействует на него. За годы обучения в ДХШ ребята знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как: гобелен (ручное ткачество), батик (роспись по ткани), роспись по дереву, бумагопластика, изучают элементы дизайна.
Так же в художественных школах имеется профильное разделение для 10-11классов: Архитектура и дизайн. В архитектурном профиле вводятся уроки – история архитектуры. В профиле дизайн выявляют такие предметы как промышленный дизайн, дизайн интерьера и дизайн одежды.
Использование цифровых технологий разнообразят учебный процесс. Прослушивание музыка, просмотр видеофильмов. Педагог на уроках по истории искусств, истории архитектуры может использовать презентации. Организация видеоконференций.
Информационно-образовательные ресурсы художественного образования в Детских художественных школах (ДХШ). Использование мультимедиа технологий на занятиях различных видов искусств. Возможность создания собственных электронных библиотек, пособий, изображений.
Дистанционные технологии образования в ДХШ, визуальные и интерактивные средства обучения. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
В принципе, открытое образование возможно и без использования дистанционных технологий. Однако в действительности обеспечить всех желающих учиться аудиториями, оборудованием, консультациями с преподавателями в удобное для них время крайне сложно. Именно поэтому дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для открытого образования. Вместе с тем дистанционное обучение может использоваться и в рамках любых существующих форм образования. Особенно большой выигрыш оно может дать в повышении доступности и качества заочного обучения и экстерната.
Интерактивная видеоконференция (ИВ) – это эффективный инструмент, который используется для осуществления дистанционного обучения. Эта система может быть интегрирована в программы дистанционного обучения с минимальной адаптацией к учебному курсу. Она разработана для поддержания двухсторонней видео и аудио-связи между многочисленными адресами.
Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе.
Три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:
· Презентации, демонстрация и моделирование;
· Повышение активности учеников на уроке;
· Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.
Интерактивная доска – ценный инструмент для обучение всего класса. Это – визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
Почему «Искусство» вернули в школьную программу и какое будущее у этого предмета? Говорим с автором учебных пособий
В этом году закончился первый цикл школьников, которые изучали зачетный предмет «Искусство» с 2015 года. Именно тогда, после 8-летнего перерыва, решили вернуть в школьную программу отечественную и мировую культуру. Сейчас ее проходят все дети средней школы, получая единственный в четверти зачет. О причинах возвращения и перспективах этого предмета корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала автор пособий по нему учитель Елена Михайловская.
Не опять, а снова. Почему вернули искусство?
Мировую художественную культуру (МХК) как предмет решили убрать из программы в 2007-м и вернули в учебном году 2015/2016. Основная причина возвращения предмета в школу, по мнению Елены, в том, что образовался пробел в культурном образовании. Если в начальной школе были музыка и изобразительное искусство, то после — ничего.
Заново вводили предмет постепенно: сначала только в пятом классе, где учащиеся были «испытуемыми», первыми опробовавшими искусство. Потом написали программу и учебники для остальных классов средней школы.
Особенности зачетного предмета
Искусство является единственным предметом, по которому после завершения периода обучения ученики получают зачет или незачет, как по студенческой программе. Но так было не сразу. По словам Е. Михайловской, на первом году знания учеников оценивали по 10-балльной системе.
— Разные причины повлияли на тот факт, что «Искусство» в школе стало зачетным предметом. Это и жалобы родителей, которых не устраивали не самые лучшие оценки в конце четверти, и отсутствие методической основы для четких критериев оценивания по 10-балльной системе. Все же это был новый предмет, — рассказывает Елена Владимировна. — Вот так и сложилось.
Почему не все воспринимают этот предмет серьезно?
Причиной недостаточно серьезного отношения к предмету со стороны родителей и учеников Е. Михайловская видит отсутствие стремления многих преподавателей самим разобраться с непростым материалом и, соответственно, разработать интересную подачу информации. А современных детей, отмечает она, намного сложнее увлечь.
— Но все же главная причина несерьезного отношения детей и их родителей исходит из того, что система безотметочная. Они привыкли, что им нужен хороший аттестат и девятки-десятки в году. А если оценка не идет в аттестат, то учителю нечем замотивировать, — высказывает свою точку зрения педагог.
Елена Владимировна сама обучала детей этому предмету и видела их безразличное отношение к нему. Педагог решила объяснить, почему важно изучать культуру, на родительском собрании.
— Я говорила им, что уроки расширяют кругозор, — делится опытом Е. Михайловская. — Только подумайте: искусство открывает взгляд на мир не через маленький глазок, а через распахнутую дверь. И мой метод подействовал. Дети заинтересовались.
Сложно, но возможно
За пять лет изучить всю культуру от Древнего мира до современного периода невозможно. Однако программа разрабатывалась так, чтобы в первые два года ученики больше узнавали про жанры, методы, виды искусства, а уже с 7-го класса проходили эпохи согласно хронологическому принципу.
— Мне кажется, в нынешних учебниках очень много чудесного синтеза. Как раз в современной программе очень гармонично распределили все виды искусства, — подчеркивает преподаватель. — Живопись, конечно, остается в центре, потому что ее легче всего воспринимать. Архитектура же, скульптура, декоративно-прикладное искусство — это все намного сложнее.
Можно увидеть уже и результаты труда. Дети, которые в этом году прошли весь обновляющийся курс, были рады и благодарны Елене Владимировне, потому что у них получилось наладить диалог и с пользой провести время. Благодаря им программа четко сформировалась, и сейчас дети узнают об отечественной и о мировой культурах по четко продуманному плану.
Будущее зачетного предмета
Но не уберут ли предмет из программы снова? Педагог и автор пособий убеждена, что повторения досадного прошлого не будет.
— Будущее у предмета есть, я его четко вижу. Все стабилизировалось, программа разработана, действует уже несколько лет.
Основная цель преподавания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» — это то, о чем говорили древние греки: формирование художественной культуры учащихся и разностороннее развитие личности. Е. Михайловская исходя из собственного опыта работы с учениками, которые в этом году прошли с ней полную программу, убеждена: эту цель достигает в итоге каждый. Просто в разной мере и глубине познания. Главное — дети прикасаются к искусству и познают его так, как могут.
Подготовила Диана Позняк
ТОП-3 О МИНСКЕ
Лаборатория и новый хирургический корпус. Какие еще объекты в сфере медицины открылись в 2021 г.
Пиксельная сетка, фонтаны и сани — как преобразится главная елка столицы на Октябрьской площади
Коммунальные службы показали в деле арсенал средств уборки снега
Байден не примет ничьих «красных линий» по Украине и ожидает долгий разговор с Путиным
Президент США Джо Байден заявил, что не примет ничьих «красных линий» по Украине, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «РИА Новости».
Photo/Evan Vucci), ТАСС
По словам Джо Байдена, американской стороне известно о российских действиях, а сам он рассчитывает на долгий разговор с Президентом РФ Владимиром Путиным. В Москве ранее назвали в качестве «красных линий» размещение вооружений на территории соседней страны и другие угрозы государственной безопасности, а также вступление Украины в НАТО.
Одной из возможных дат переговоров лидеров двух ядерных держав в формате видеосвязи называют 7 декабря. Ожидаемые темы для обсуждения — стратегическая стабильность, ситуация в Афганистане, Иране, Ливии, Украине.
В западных СМИ стали писать о якобы готовящемся Россией вторжении в Украину. В Москве опровергали эти обвинения, подчеркивая использование их как предлога для стягивания к российским границам сил и техники НАТО. Кроме того, заявляли, что РФ не собирается ни на кого нападать.
Смотрите также:
Команда Президента обыграла сборную Гомельской области в любительском хоккейном матче
Хоккейная команда Президента Беларуси обыграла сборную Гомельской области в матче XV Республиканских соревнований среди любителей на призы Президентского спортивного клуба, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
Фото БелТА
Игра прошла на льду столичной «Олимпик-Арены». Команда Главы государства оказалась сильнее дружины Гомельщины. Итог матча — 8:2 (1:0, 3:0, 4:2).
Лучшими игроками встречи признаны голкиперы Владислав Дзюбенко (Гомельская область) и Дмитрий Филиппович (команда Президента).
Отметим, это третья победа сборной Главы государства в рамках турнира.
Следующую игру команда Президента проведет против хоккеистов Могилевской области 22 января 2022 г.
Смотрите также:
ПРОГУЛКА С ПРИСТРАСТИЕМ. Маяк, городище и пруды: рассказываем о парке им. 60-летия Великого Октября
Зима не повод сидеть дома, особенно в выходные. Газета «Вечерний Минск» открывает новый проект «Прогулка с пристрастием» и предлагает читателям отправиться в минские парки и посмотреть на знакомые, казалось бы, места по-новому. А компанию нам составит представитель общественной инициативы «Городской лесничий» Игорь Корзун. Начинаем серию прогулок с парка имени 60-летия Великого Октября.
Парк имени 60-летия Великого Октября расположился между улицами Матусевича, Жудро, Ольшевского и Д. Сердича. Попасть сюда проще всего с улицы Притыцкого, пройдя по роскошному зеленому бульвару на улице Д. Сердича. Так вы окажетесь у центрального входа, расположенного со стороны пересечения улиц Матусевича и Сердича.
Парк создавался одновременно с застройкой микрорайона в 1970-х, поэтому и название его связано с 1977 годом, когда в СССР отмечали 60-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.
В наши дни парадная входная группа выглядит довольно скромно, без каких-то акцентов. По соседству с ней когда-то была зона аттракционов, но пару лет назад карусели переехали по другому адресу — в парк имени Уго Чавеса, так как срок аренды земли у предпринимателей — владельцев аттракционов закончился.
Чуть левее от входа находится бывший Дворец культуры тонкосуконного комбината.
— Сегодня это здание не слишком востребовано и выглядит, возможно, не особо привлекательно, но нам оно интересно как свидетельство эпохи СССР, — отмечает Игорь Корзун. — Посмотрите на закругленные формы, такие же оконные проемы. Кто-то скажет, что красоты тут нет, но это не часто встречающийся в нашем городе образец архитектуры подобного типа.
Второй вход в парк — с угла улиц Ольшевского и Жудро. Там с советских времен сохранились террасы с лестницами, посадки кустарников, укромные ниши для скамеек, где можно уединиться.
Маяк
Еще один, тайный, вход в парк расположен возле бывшего здания «Зеленстроя Фрунзенского района г. Минска» на улице Ольшевского, 63. Если заходить на территорию именно здесь, то можно получить наиболее сильные впечатления от знакомства с зоной отдыха, считает Игорь Корзун. Вдоль ограждения поднимаемся вверх, а затем идем правее по диагонали. И попадаем в самую высокую часть парка, или на так называемый «балкон».
— Здесь можно найти редкий геодезический маяк, подобные устанавливали когда-то для построения карт местности. Думаю, он появился здесь еще до Второй мировой войны, но возможно, и гораздо раньше, — посвящает в детали экскурсовод. — Посмотрим и оценим, как выглядит этот любопытный экспонат. Конструкция сделана из очень хорошей стали, которая, единожды покрывшись окислами железа, больше не ржавеет.
С этого «балкона» также открывается потрясающий вид на центральную часть парка с прудами. Спуск туда идет по причудливой дорожке-серпантину, которая изначально с двух сторон была обсажена боскетами (ограждение из декоративно подстриженного кустарника). Часть этой живой изгороди, к сожалению, утрачена. Но боскеты все равно очень красивы. У них есть и практическая функция — в осеннюю пору кустарник предохраняет дорожки от заметания опавшей листвой.
Панорамы
Спускаясь по серпантину, можно наблюдать живописные группы берез, хвойников, осин, привлекательных в любое время года. Нам во время прогулки, несмотря на дождь и обнаженные кроны растений, еще удалось запечатлеть буйство осенних красок.
— Всем кажется, что поздней осенью и зимой природа двухцветная. Это большое заблуждение, поскольку кора деревьев имеет разные оттенки: красноватые, зеленоватые и другие. Елка и сосна отличаются своей зеленью — от теплой, насыщенной до сизо-зеленой с голубизной, — делится наблюдениями Игорь Корзун. — Можно даже в такую неяркую пору года полюбоваться акварельными пейзажами и научиться видеть красивое там, где его раньше не замечали. Чем еще интересна территория? Причудливостью троп, ведь прямых здесь нет, все с изгибом. Если день пасмурный и солнца не видно, можно запросто потерять ориентир. Кажется, идешь прямо, а тропинка уже развернула тебя под углом 90 градусов, но в этом и прелесть.
Здесь много живописных панорам и перспектив. Неподалеку от тыльной части Дворца культуры и старых теннисных кортов есть красивый открытый луг. К сожалению, потихоньку там появляются компенсационные посадки, чего быть не должно, ведь в парках обязательно нужны открытые пространства, которые разнообразят ландшафт.
Городище
В этой зеленой зоне есть некоторые элементы парка викторианского стиля, в частности элементы руин. Здесь в таком качестве выступает заброшенное городище с валами, внутренней частью, мостиками.
— Возможно, это была горка, из которой брали песок как строительный материал. Оставшийся «кратер» в дальнейшем архитекторы использовали как основу для создания ландшафтной композиции, — высказывает предположение Игорь Корзун.
Что касается живописных прудов в парке, то они искусственного происхождения: их наполняют раз в сезон — весной, и сейчас воды в них практически нет. Хотя не исключено, что раньше здесь могли существовать природные ручьи как часть гидрологической системы рек Мухли или Мышки. Дело в том, что горка, где стоит маяк, является местом городского водораздела, поясняет Игорь Корзун. Воды, в том числе подземные, текут отсюда сразу в две стороны — к улицам Ольшевского и Притыцкого, попадая затем в Свислочь выше или ниже Минска.
Перспектива
С момента своего создания парк не переживал капремонта. Возможно, это сказывается на состоянии и внешнем виде некоторых конструкций. Ждать ли здесь перемен? Как рассказала заместитель директора «Зеленстроя Фрунзенского района г. Минска» Елена Кмит, в следующем году планируется выделить из городского бюджета средства на текущий ремонт зеленой зоны. Тогда заменят оборудование на детских площадках, отремонтируют подпорные стенки городища, лестницы и дорожно-тропиночную сеть. Это добавит комфорта зоне отдыха. Впрочем, и без того ничто не мешает любоваться здешними пейзажами и наслаждаться уединением среди городских кварталов.
Соседний квартал
Прогулку по парку можно продлить, заглянув в соседний жилой квартал в границах улиц П. Глебки — Притыцкого — Жудро — Матусевича. Большие перепады высот здесь интересно обыграны планировочно, любопытно решены дворовые пространства. Микрорайон, окруженный подпорными стенками, напоминает крепость, местами даже неприступную. Неподалеку от станции метро «Спортивная» есть лестница, которая ведет к небольшому свободному пятачку-пустырю. Это одна из самых высоких точек Минска, откуда открывается вид на район. Листва деревьев уже не мешает обозревать окрестности. А если вы не нагулялись, впору продлить маршрут и заглянуть еще в один парк по соседству — «Тиволи». Но это уже другая история.
Фото Павла Русака
Смотрите также:
Меркель, покидая пост канцлера, призвала граждан Германии вакцинироваться от COVID-19
В последнем на посту канцлера видеообращении к гражданам Германии Ангела Меркель попросила их вакцинироваться против коронавирусной инфекции и напомнила, что прививка защищает от тяжелого течения болезни, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ТАСС.
Фото Pixabay.com
В своем выступлении Меркель назвала вакцинацию ключом к преодолению пандемии и попросила граждан отнестись к COVID-19 серьезно, особенно в связи с распространением нового штамма «омикрон», который, возможно, окажется гораздо заразнее предыдущих мутаций.
— Вакцинируйтесь! Без разницы, будет ли это первая прививка или бустерная, — приводит слова и. о. канцлера источник.
Меркель также подчеркнула, что «любая прививка помогает» и, как минимум, обеспечивает защиту от тяжелого течения болезни. Отдельно она поблагодарила тех, кто соблюдал эпидемиологические меры.
Напомним, А. Меркель продолжит исполнять обязанности канцлера до 8 декабря. В этот день Бундестаг проведет голосование по кандидатуре Олафа Шольца как ее преемника на посту главы правительства, и тогда же президент Франк-Вальтер Штайнмайер назначит членов нового кабинета министров.
Справочно
За годы, в течение которых Меркель занимала пост главы правительства, ею было записано более 600 обращений.
Смотрите также:
Облачно с прояснениями и минусовая температура. Какую погоду ждать жителям столицы 5 декабря
В столице 5 декабря установится облачная с прояснениями погода, при этом температура не поднимется выше нулевой отметки, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.
В воскресенье днем на территории Минска существенных осадков не ожидается (их вероятность не превысит 5–10 %), ветер юго-восточный 3–8 м/с.
Температура воздуха будет находиться в пределах 0… –2 ° С, ночью опустится до –4… –6 ° С. В ночные часы местами по городу пройдет небольшой снег (вероятность осадков — 60–70 %).
Синоптики также предупреждают о формировании ночью и днем на отдельных участках дорог гололедицы.
Смотрите также:
«Никто не хочет услышать здравые размышления». Макей рассказал о впечатлениях по итогам СМИД ОБСЕ
Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в интервью телеканалу «Беларусь 1» поделился своими впечатлениями по итогам прошедшего в Стокгольме Совета министров иностранных дел ОБСЕ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Фото БелТА
Глава белорусского МИД отметил, что «впечатления от СМИД ОБСЕ печальные». Он аргументировал это тем, что «ОБСЕ уже фактически превратилась в конфронтационную площадку, когда никто не хочет услышать здравые размышления, здравые голоса».
— Как под копирку зачитывались заявления в адрес Беларуси и России, высказывались известные претензии. Я думаю, однозначно эта циркулярная нота была подготовлена где-то в вашингтонском или брюссельском обкомах партии. Слова ряда моих коллег звучали абсолютно одинаково, — подчеркнул В. Макей.
Министр убежден, что необходимо прекратить дальнейшее нагнетание напряженности и дальнейшее раскручивание спирали, связанной с эскалацией ситуации.
— Мы готовы к этому. Мы внесли конкретные предложения. Понятно, что это не произойдет одномоментно, в одночасье, но мы уже проходили это. Я считаю, что всегда есть возможность выхода из любой ситуации, в том числе из той сложной ситуации, в которой оказались сейчас отношения между Беларусью и Европейским союзом, — заключил В. Макей.
Смотрите также:
Идем одной дорогой со страной 30 лет — председатель БСЖ Елена Богдан
Торжественное мероприятие, приуроченное к 30-летию ОО «Белорусский союз женщин», проходит 4 декабря в Малом зале Дворца Республики, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Рассказывая о достижениях самой массовой в стране женской организации за 30 лет, председатель Белорусского союза женщин, глава комитета по здравоохранению Мингорисполкома Елена Богдан отметила, что все эти годы БСЖ идет одной дорогой со страной.
— Участницы первичных организаций, а это 143 тыс. женщин по всей стране, все 30 лет совершают небольшие добрые дела и дарят радость обычным людям, — отметила Е. Богдан. — Мы сильны мудростью старейших. Они наша основа и честь. Крепки инициативами и задором молодежи. Мы, женщины Беларуси, вместе, и в этом наша сила!
Фото Ирины Малиновской
Читайте также:
Смотрите также:
Ольга Чемоданова: «Во благо людей ежедневно совершаем добрые дела»
Торжественное мероприятие, приуроченное к 30-летию ОО «Белорусский союз женщин», проходит 4 декабря в Малом зале Дворца Республики, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Поздравляя Белорусский союз женщин, председатель Минской городской организации БСЖ, начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома Ольга Чемоданова отметила, что его участницы во благо людей ежедневно совершают добрые дела.
— Впереди много планов, мыслей, идей, — подчеркнула О. Чемоданова. — Все они направлены на благо семьи, общества, любимой Беларуси в целом.
Участницы Минской городской организации всегда готовы протянуть руку помощи, оказать поддержку всем, кто в ней нуждается.
О. Чемоданова также отметила, что все начинается с семьи, поэтому в планах — работа с детьми, молодежью, родителями. Важное внимание также будет уделено патриотическому воспитанию молодежи.
Фото Ирины Малиновской
Читайте также:
Смотрите также:
В Центральном районе горку для тюбингов обустроят на ул. Червякова
Дополнительная горка для катания на тюбингах и санках будет оборудована в ближайшее время возле дома № 2 к. 2 на ул. Червякова. Как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», об этом во время прямой телефонной линии сообщил первый заместитель главы администрации Центрального района Вадим Передня.
Он напомнил, что ранее в районе были оборудованы две безопасные горки. Одна находится в Новинках в районе ул. Будславской и Выготского. Вторая — в Лебяжьем на пересечении ул. Ильянской и Мястровской. Оба объекта рукотворные, их насыпали специально, чтобы у маленьких жителей была возможность кататься на ватрушках и санках безопасно.
На прямую линию в администрацию Центрального района поступило пять звонков. Один из жителей выразил недовольство работой отдельных магазинов по уборке снега и противогололедной обработке. В то время как коммунальные службы приступили к такой работе еще ранним утром, некоторые субъекты хозяйствования занялись уборкой с явным опозданием.
Среди позвонивших были и пожилые одиноко проживающие люди. Они попросили скорректировать график посещения их социальными работниками, чтобы такие визиты случались чаще. Пожелание учтено, вопрос будет прорабатываться.
Также жители Центрального интересовались судьбой бассейна «Орленок», капремонт которого уже значительно затянулся. В администрации района проблему видят и продолжат работать с Федерацией профсоюзов Беларуси, которой принадлежит объект, чтобы организация завершила ремонт.
Смотрите также:
Свыше 1,8 тыс. зараженных за сутки. Свежие данные Минздрава о COVID-19 в Беларуси на 4 декабря
По данным на 4 декабря в Беларуси зарегистрировано 662 056 подтвержденных случаев коронавирусной инфекции, включая выявленные за последние сутки 1 852 новых заболевших, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Минздраве.
Выздоровели после перенесенного недуга 650 577 граждан с подтвержденным COVID-19, за последние сутки выписаны 2 272 человека. За все время распространения инфекции в стране скончались 5 147 граждан с выявленным коронавирусом.
В отечественных лабораториях провели 10 501 698 тестов для определения заболевания, включая выполненные за последние сутки — 23 074.
Жители столицы, желающие привиться, могут обратиться в учреждения здравоохранения, пункты вакцинации в торговых центрах и других объектах. Полную информацию о времени работы пунктов вакцинации, номерах телефонов для справок и наличии онлайн-записи можно найти здесь.