Предмет естествознания это что в школе
Естествознание в школе
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Естествознание в школе» в других словарях:
Естествознание — Развитие греч. Е. от ионийской натурфилософии до эллинистич. науки включительно происходило быстрыми темпами. Затем наступил период застоя, продолжавшийся до Возрождения. Возникновение науки знаменуется преодолением наивных мифологич.… … Словарь античности
ХИМИЯ в школе — уч. предмет, в содержание к рого входят основы химии науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун дам. науч … Российская педагогическая энциклопедия
ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — периодич. издания, посвящённые проблемам воспитания, обучения и образования. Совр. Ж. п. можно классифицировать: по издателю правительственные, науч. учреждений, общественные, частных лиц; по проблематике общепедагогические, методические, науч.… … Российская педагогическая энциклопедия
Журналы педагогические — В России материалы по педагогическим проблемам с 18 в. печатались в литературных и политических журналах (в т.ч. в изданиях Н.И. Новикова, который ввёл в журнал Прибавления к Московским ведомостям (1783 84) самостоятельный педагогический… … Педагогический терминологический словарь
Вагнер, Владимир Александрович — русский зоолог и психолог; род. в 1849 г., окончил курс на юридическом и физико математическом факультетах Московского университета, затем посетил Ю России для научных исследований, работал на севастопольской биологической станции, а затем и в… … Большая биографическая энциклопедия
Вагнер, Владимир Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вагнер (фамилия). Вагнер Владимир Александрович Российский зоолог и зоопсихолог, доктор зоологии, профессор Дата рождения … Википедия
Верзилин, Николай Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Верзилин. Николай Михайлович Верзилин Дата рождения: 8 (21) января 1903(1903 01 21 … Википедия
ОБОДОВСКИЙ — Александр Григорьевич [23.3(3.4). 1796, Галич, ныне Костромской обл., 17(29).6.1852, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. образования. По окончании в Петербурге гимназии поступил в Медико хирургич. академию, вскоре перевёлся в Гл. пед. ин … Российская педагогическая энциклопедия
ОБОДОВСКИЙ Александр Григорьевич — [23.3(3.4). 1796, Галич, ныне Костромской обл., 17(29).6.1852, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. образования. По окончании в Петербурге гимназии поступил в Медико хирургич. академию, вскоре перевёлся в Гл. пед. ин т. В 1816 вместе с др … Российская педагогическая энциклопедия
Курс «Естествознание» в старших классах
Зачем естествознание старшеклассникам?
В школу вводится профильное обучение, а естественнонаучные предметы не являются основными для большинства профилей. Крайне сложно в таких условиях преподавать в старших классах биологию, физику и химию, о неэффективности одночасового школьного курса не говорил только ленивый. Некоторым школам удается отводить на данные предметы по два часа, однако базовые курсы все же не дают шансов изучить важные темы достаточно глубоко.
Введение естествознания позволяет реализовать профильность, индивидуальную образовательную траекторию ученика и при этом эффективное и увлекательное преподавание предмета (3 часа в неделю). По естествознанию не предусмотрена сдача ЕГЭ, что открывает преподавателю определенную свободу действий, возможность организовать интегрированное обучение. На сегодняшний день есть два подхода к структурированию и определению содержания курса:
Объединение трех автономных образовательных областей в один предмет.
Синтез полученных в основной школе знаний и их развитие в старшей школе в ЕНКМ (естественнонаучную картину мира).
Формирование у учеников естественнонаучных представлений о мире специалисты называют одной из ключевых задач курса. Несмотря на хорошее советское образование, в головах многих людей в наше время господствуют абсолютно антинаучные идеи, вплоть до плоской формы Земли. Очевидно, что есть необходимость не просто передавать ученикам знания, связанные с физикой, химией, биологией — нужно объединять эти знания в общую систему, демонстрировать их практическое значение.
Особенности введения курса «Естествознание» в старших классах
С введением в школе естествознания выстраивается преемственность между средней школой и высшим образованием, поскольку в ВУЗах гуманитарного профиля курс «Естественнонаучная картина мира» является обязательным.
В ряде зарубежных стран накоплен опыт изучения естествознания в средней школе, который доказал эффективность такого подхода.
Аргументы «против» (то, что «тормозит» введение предмета в школьный курс):
Педагогические ВУЗы пока не готовят учителей для ведения естествознания, а курсы повышения квалификации не решают проблему полноценной подготовки педагогов.
Ограниченное число учебников по естествознанию в ФП лишает учителя возможности выбора, что противоречит закону «Об образовании».
Скоропалительное введение курса естествознания приведет к уменьшению учебной нагрузки учителей химии, физики и биологии, что повлияет на размер заработной платы.
Преимущества УМК «Естествознание» Олега Габриеляна
Корпорация «Российский учебник» представляет две линии по предмету «Естествознание» для старших классов: авторства О.С. Габриеляна и авторства С.А. Титова. Рассмотрим подробнее одну из них.
Принципы построения курса О.С. Габриеляна:
Формирование естественнонаучной картины мира.
Современное состояние естествознания.
Эксперимент и проектная деятельность.
Доли предметов в содержании курса распределились следующим образом: биология и экология — 30%, химия — 22%, физика и астрономия — 22%, физическая и экономическая география — 14%, история — 3%, МХК— 5%, родная литература и язык — 4%. УМК включает учебники, ЭФУ, сборник рабочих программ, книгу для учителя, рабочие тетради. Учебник 10 класса состоит из разделов «Естествознание и методы познания мира», «Мегамир», «Макромир». Учебник 11 класса: «Микромир. Атомы. Вещества. Реакции», «Человек и его здоровье», «Естествознание на службе человека». В параграфах помимо прочего разбираются современные разработки: большой адронный коллайдер, биотехнологии, генномодифицированная продукция, нанотехнологии и т.д. Каждый учебный блок включает практические работы. Курс ничем не уступает привычным предметам на базовом уровне, однако позволяет преподавателю распределить учебное время таким образом, чтобы существенное внимание было уделено именно практикуму.
Для работы по представленному УМК вы можете воспользоваться бесплатной методической помощью (необходима регистрация на сайте):
Апробировать электронные формы учебников «Естествознание. 10 класс» и «Естествознание. 11 класс» вы можете через сервис LECTA, воспользовавшись предложением «5 учебников бесплатно».
Естествознание. 10 класс
Конспект урока
Естествознание, 10 класс
Урок 1. Естествознание как познавательная деятельность
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Наука – особый вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового знания о природе, обществе, человеке, культуре и самой себе.
Критерии научности – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI- XVII веках оно обрело научную форму. Естествознание становится частью науки, которая изучает природу, мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях естествознания, необходимо выяснить, что же такое наука.
Существует множество определений понятия «наука», но все они сходятся в том, что наука особая система знаний, а еще вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового объективного и системно-организованного знания.
Наука изучает не только природу, общество и человека, но и саму себя, например, через собственную историю. Каждая из наук (физика, химия, биология и т.д.) имеет свою историю, изучение которой позволяет проследить, как происходил процесс научного познания, как развивались научные знания и понять закономерности этого развития.
Рассмотрение истории научного открытия, биографии выдающегося ученого, становления научной теории, важного научного эксперимента служит источником для понимания специфики научного знания, методов его получения и способов обоснования, осознания сложности и нелинейности процесса научного познания. Именно поэтому на уроках естествознания вы будете знакомиться не только с естественнонаучными знаниями, но и с наиболее важными событиями из истории науки.
Как вы уже знаете, что наука наряду с другими подсистемами духовной сферы общества (философией, религией, искусством, моралью) связана с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры и является сложным и многогранным явлением. Основные стороны науки показаны на схеме.
Главной целью научной деятельности является получение объективных знаний о мире, а результатом научного познания – система научных знаний.
Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. К основным формам познания относятся чувственное познание, (ощущения, восприятие, представление), рациональное познание ( понятие, суждение, умозаключение) и иррациональные формы познания (интуиция, вера, и т.д.)
Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» – совсем не одно и то же. Вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но, тем не менее, в итоге сама она оказывалась ложной. Например, в XVIII – начале XIX вв. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде»), названной теплородом, с помощью которой переносится тепло. И хотя к середине XIX столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью – пока она господствовала – удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.
Чем же наука отличается от других видов человеческой деятельности: литературы, искусства, теологии, права, политики? Вопрос этот, получивший название «проблема демаркации» (Демаркация, от фр.demarcation – разграничение), – один из труднейших.
Наука отличается от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Οʜᴎ могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.
От искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏе отражает действительность в основном эмоционально, на базе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Οʜᴎ не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.
Таким образом, отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — искусством, моралью, религией, философией, и т.д.
Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.
С этих позиций, естествознание как система наук о природе имеет двоякую цель:
Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Для его получения используется широкий арсенал методов научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, анализ и синтез, идеализация и т.д.). Наука оперирует только научными фактами, т.е. такими знаниями, достоверность которых доказана и обоснована, а научные знания представляет в форме понятий, законов, принципов, теорий, концепций. Вам хорошо известно, что в основе научных знаний лежит логическое мышление, они должны быть убедительно доказанными и содержать объяснение того, каким образом они получены.
Многообразие научных методов и подходов обусловлено многообразием действительности, которую она изучает. Вместе с тем мы можем говорить и о единстве науки, которое выражается во все более отчетливо вырисовывающихся взаимосвязях различных разделов науки и научных дисциплин. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные, технические научные дисциплины (отдельные направления науки). Современная наука насчитывает более 15 тыс. дисциплин, число профессиональных ученых превысило 5 млн. человек. Наука сегодня имеет сложную структуру и организацию. Наука XXI века требует целостного взгляда на мир во всей его сложности, масштабности и взаимозависимости. По мысли Альберта Эйнштейна, большинство проблем не имеют решения на том уровне, на котором они были поставлены. Наша задача – подняться на научный уровень, адекватный проблемам современной России и мира.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Задание 1. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:
Пояснения: 1-3 относятся к чувственным формам познания, 4-5,7 – рациональным. Обобщающим для рационального и чувственного является – познание.
О каком из критериев научного знания говорит американский писатель Марк Твен в своем произведении «Дневник Евы»?
Самое лучшее — всё проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время, как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком.
2. Обоснованность и доказательность.
5. Отсутствие фактора субъективности.
7. Ориентированность на практическое применение.
Правильный ответ: 8. Исследуемость.
Подсказка: Обратите внимание на то, что автор призывает все проверять экспериментальным путем, т.е. в познании использовать методы исследования
Предмет естествознание: что изучает в школе и в колледже
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Согласно Государственному образовательному стандарту в результате изучения дисциплины КСЕ студенты должны приобрести знания:
о методологии науки;
о научных концепциях, общепринятых в современной науке;
об истории базовых естественнонаучных открытий и новейших открытиях в этой отрасли науки;
об использовании естественнонаучных достижений в современной технике и технологии;
о фундаментальном единстве всех естественных наук и роли естествознания в современной культуре.
В ходе изучения дисциплины КСЕ у студента должны быть сформированы умения использовать:
фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной науки для интерпретации явлений природы в различных масштабах;
методы теоретического и экспериментального исследований;
методы оценки достоверности результатов и точности измерений;
приемы оценки численных порядков величин, характерных для естествознания.
Для освоения дисциплины КСЕ будет прочитано 17 лекций и проведено 17 практических занятий. Кроме этого будут проведены аудиторные и домашние контрольные работы, а по ряду тем выполнены рефераты и проведено тестирование.
Принцип формирования рейтинговой оценки. Он традиционен.
Для оценки аудиторной и самостоятельной работы студентов в семестре установлены три контрольных срока. Οʜᴎ объявлены деканатом.
Общее количество баллов, которые может набрать студент – 100 баллов.
Посещение лекций и практических занятий – 34 балла. Отсутствие на лекции или практическом занятии – минус 2 балла. Каждая контрольная работа и тест будут иметь свое количество баллов, которые определяет преподаватель.
Для допуска до экзамена или дифференцированного зачета студент должен в семестре набрать не менее 50 баллов. Студенты, набравшие более 60 баллов и выполнившие все необходимые контрольные работы, и сдавшие тесты на положительные оценки могут рассчитывать на оценку автоматом. При этом устанавливается следующее соотношение между баллами и оценками: более 86 баллов – отлично (86 баллов пограничное количество баллов – оценка на усмотрение преподавателя); 71 – 85 баллов – хорошо; 60-70 баллов – удовлетворительно.
На первой лекции предполагается дать определение терминов (глоссарий), а затем расшифровывать эти понятия. Начнем с естествознания.
Естествознание это
Естествознание – система наук о природе, включающая естественную, техногенную и информационную среду. При этом созданная в ходе развития цивилизации среда принято называть техногенной.
Возникло понятие ʼʼнаукаʼʼ.
Наука –составляющая культуры, система знаний, сформированная на рациональной методологической основе.
Основу структуры современного естествознания составляют пять естественнонаучных отраслей, изучающих природу на качественно различных уровнях ее организации. Отрасль представляет собой систему наук – фундаментальных и прикладных, исследующих определенные формы движения материи. При этом фундаментальные науки имеют основной целью получение знаний, а прикладные – возможности применения знаний.
Под формой движения подразумевается специфический способ существования материального объекта – субстрата (носителя) этой формы. Каждая форма охватывает достаточно широкую область явлений, которые обладают качественным единством и подчиняются общим законам.
Первый самый низкий уровень организации природы – физические системы, ᴛ.ᴇ. физические объекты разного масштаба от элементарных частиц до Вселенной. Οʜᴎ являются субстратами физической формы движения материи. Отрасль, изучающая материю на этом уровне, – физика. В нее входят фундаментальные (механика, квантовая механика, термодинамика, электродинамика, оптика, кристаллофизика, астрофизика, космология и др.) и прикладные (прикладная механика, электротехника, теплотехника, гидравлика, астронавтика и др.) науки.
Второй уровень организации – химические системы, ᴛ.ᴇ. системы молекул разной сложности (от простых неорганических соединений до сложнейших по составу и структуре органических полимеров и биополимеров). На этом уровне реализуется химическая форма движения материи. Соответствующая отрасль наук – химия. Она также включает фундаментальные (неорганическая, органическая химия и др.) и прикладные (аналитическая, коллоидная химия и др.) науки. Кроме этого, имеются науки, объединяющие физические и химические формы движения материи (физическая химия, химическая физика и др.).
Третий уровень – геологические системы, планета Земля. Форма движения – геологическая. Отрасль наук – геология. Здесь также имеют место фундаментальные науки (тектоника, геодинамика) и прикладные (геокриология, разведка месторождений полезных ископаемых и др.).
Четвертый уровень – живые биологические системы. Форма движения – биологическая. Отрасль наук – биология. Примеры фундаментальных наук в этой отрасли – ботаника, зоология, анатомия, цитология, физиология; прикладные – медицинская биология, ветеринария и др.
Имеются смежные науки: биофизика, биохимия, рудная микробиология и др.
Пятый уровень – разумные или психологические системы, организация высшей нервной деятельности. Форма движения материи – психологическая. Отрасль естествознания – психология. Это молодая отрасль, формирование которой началось в конце XIХ века.
Вне сферы естественнонаучных отраслей находится самый высокий уровень организации – социальный. Ему соответствует социальная форма движения материи. Она реализуется в социальных системах, включающих в себя не только собственно общество, но и геобиологическую среду, в которой оно развивается. Следовательно, граница между естественнонаучной и социальной гуманитарной научной сферой условна. По этой причине естествознание открытая система, связанная с другой открытой системой – гуманитарными науками (социологией, историей, теоретической экономикой и др.).
Отрасли естествознания связаны разветвленной сетью смежных наук: фундаментальных (физхимия, биофизика, биохимия. Геофизика, геохимия, биогеохимия и др.) и прикладных (почвоведение, агрономия, материаловедение и др.).
Все науки, входящие в естествознание, излагаются на ʼʼязыках наукиʼʼ, которые также являются отраслями наук: логика, математика, информатика.
Сегодня формируются науки, изучающие системы и системность на любом уровне организации природы, при любой форме движения материи – от физической до социальной. Это кибернетика, термодинамика сильно неравновесных систем, синергетика. Синергетика — сфера научных знаний о сложных самоорганизующихся системах, к примеру, экосистема, геотехническая система и т.д.
Естествознание и его предмет. Структура естественных наук
Науки: биолог, физ., хим., астроном, геог., эколог. и другие. Естественные науки различаются предметом своего изучения. Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания.
Биолог= отан.+зоолог+микробиолог+генетика+др. При этом предметом изучения каждой является собственный предмет. Дифференциация наук привела к выделению еще более мелких областей научного знания. Зоолог= орнитолог+энтомоло+ихтиолог+др. Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы – соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин: химия металлоорганических соединений и биоорганическая химия.
Современный этап развития естествознания – интегральное естествознание — характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза двух-трех смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований
Естественнонаучный и гуманитарный тип культуры.
Основа различия – отношения объекта и субъекта в естественных и гуманитарных науках.
Естественные – чёткое отделение субъекта от субъекта. Гуманитарные – отделение невозможно, субъект и объект слиты в одном предмете.
(Исследователь Ч. Сноу)
Естественные – система знаний о природе. Гуманитарные – система знаний о позитивно значащих ценностях бытия человека.
Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.
Естественнонаучная культура — совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме представлен и доступен изложению.
Специфика: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности).
Кроме того, это глубоко специализированное знание.
Гуманитарная культура — совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики и других наук, системообразующих ценности гуманитарного знания: гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра…
Специфика: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе.
Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим субъектом.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:имеют общую культурную основу, являются основополагающими элементами единой системы знаний ;представляют собой высшую форму человеческих знаний, человек является основным звеном связи всех наук.
Структура научного познания, его уровни и формы.
Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание, исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений.
Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов.
Характерные признаки эмпир. познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание данных, их систематизация, классификация. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект и осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, анализ, индукция.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм: понятий, теорий, законов.
Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняются, а становятся подчиненными.
Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка»: умозаключения, законы, гипотезы. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата.
Функции и методы эмпирического познания.
Эмпирический – метод практический. Основная задача эмпирического познания — собрать, описать, накопить факты, произвести их первичную обработку. Основойэмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов.
Наблюдение — это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях.
Описание — форма фиксации информации наблюдения с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы)
Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков
Функции и методы теоретического познания.
Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
Теоретическое исследование ориентированно на познание сущности объекта исследования, при этом непосредственное взаимодействие с ним отсутствует, а знания носят выводной характер.
Методы теоретического познания являются:
Анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения)
Синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
Классификация— объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.)
Абстрагирование— отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны.
Формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
Аналогия— умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
Моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
Идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
Дедукция — движение от общего к частному;
Индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Объект и предмет изучения естественных наук. Место естествознания в системе наук
Слово «естествознание» (естество – природа) означает знание о природе, или природоведение.
В латинском языке слову “природа” соответствует слово natura, поэтому в немецком языке, ставшем в 17-19 вв. языком науки, все о природе стали называться «Naturwissenchaft”. На этой же основе появился и термин «натурфилософия» – общая философия природы. В древнегреческом языке слову природа очень близко слово «физис» («фюзис»).
Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности – «физиология»). Так Аристотель (III в. до н.э.) называл своих предшественников «физиками» или физиологами.
Физика, таким образом, стала основой всех наук о природе.
В настоящее время имеются два определения естествознания.
1. Естествознание – наука о природе, как о единой целостности.
2. Естествознание – совокупность наук о природе, взятое как единое целое.
Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность.
К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию.
Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).
Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность.
К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).
Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э.
Геккелем и Э.Г. Дюбуа-Реймоном. Вот эти загадки, две из которых относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии (рис.1):
Естествознание, развиваясь приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся сферой.
Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным. Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.
Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека.
Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.
Предметом естествознания является природа.
Природа – это весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. Истоки современного понимания природы уходят в глубокую древность. Первые истолкования природы сложились как миф о возникновении (рождении) мира и его развитии, т.е.
космогония. Внутренний смысл этих сказаний выражает переход от неорганизованного хаоса к упорядоченному космосу. Мир в космогониях рождается из природных стихий: огня, воды, земли, воздуха; к ним иногда добавляется пятая стихия – эфир.
Все это первичный материал для строительства космоса. Стихии соединяются и разъединяются.
Образ природы рождается и в мифах, и в различных космогониях, и в теогониях (буквально: «рождение богов»).
В мифе всегда отражена определенная реальность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражено стремление к познанию явлений природы, общественных отношений и человеческой натуры.
Позже возникла натурфилософия (философия природы), которая, несмотря на сходство космогонических образов, принципиально отличалась от мифологии.
В мифологии наглядно, в символической форме природа изображается как некое пространство, внутри которого разворачивается деятельность божественных и космических сил.
Натурфилософия пыталась выразить общий взгляд на природу в целом и подкрепить его доказательствами.
В античной философии природа стала объектом теоретического размышления. Натурфилософия пыталась выработать единый, внутренне непротиворечивый взгляд на природу. Постигая феномен природы, натурфилософия пытается понять ее изнутри, из нее самой, т.е.
выявить такие законы существования природы, которые не зависят от человека. Другими словами, постепенно формировался такой образ природы, который по возможности очищался от чисто человеческих представлений, которые зачастую уподобляли природу самому человеку, и потому могли исказить подлинную, самостоятельную жизнь природы. Таким образом, задача заключалась в познании того, какова природа сама по себе, без человека.
Уже первые философы рассматривали такие важные проблемы, которые послужили основой для дальнейшего развития научного познания.
К ним относятся такие как: материя и ее структура; атомистика – учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших неделимых частиц вещества (Левкипп, Демокрит); гармония (математическая) Вселенной; соотношения вещества и силы; соотношение органического и неорганического.
У Аристотеля, величайшего философа Древней Греции (IV в. до н. э.), осмысление природы получило уже статус целостного учения. Он отождествлял натурфилософию с физикой, изучал вопросы о составе физических тел, видах движения, причинности и др. Аристотель определял природу как живой организм, движимый самоцелью и производящий все многообразие входящих в нее объектов, потому что у него есть душа, внутренняя сила – энтелехия.
Движение Аристотель не сводил только к перемещению в пространстве, а рассматривал и такие формы, как возникновение и уничтожение, качественные изменения.
В эпоху эллинизма натурфилософия стала опираться не только на философские рассуждения, но и на обширные наблюдения в астрономии, биологии, географии, физике. В эту эпоху появляется сам термин «натурфилософия», который ввел римский философ Сенека. Поскольку в античной философии считалось, что философия должна возвышаться над повседневностью, обыденностью, постольку это обрекало натурфилософию на умозрительность, в ней стали господствовать придуманные схемы и теории.
В средневековой культуре считалось, что природа говорит с людьми на символическом языке божественной воли, так как природа и человек – это творение Бога.
Но в последовавшую за средневековьем эпоху возрождения этот взгляд существенно изменился. Натурфилософия разошлась по двум направлениям: 1 – мистика продолжала традицию умозрительных концепций природы; 2 – «магия», из которой постепенно и сформировалась опытная наука – естествознание.
Переходу от религиозной картины мира к естественнонаучной способствовало возникновение особого взгляда на мир, получившего название «пантеизма» («всебожие»). Пантеизм – учение о том, что все есть бог; отождествление бога и вселенной. Это учение обожествляет вселенную, создает культ природы, признает бесконечность вселенной и неисчислимое множество ее миров.
Особую роль в создании способов научного, экспериментального изучения природы сыграл Г. Галилей, утверждавший, что книга природы написана треугольниками, квадратами, кругами и т.п.
С формированием науки и методов естествознания, в 17-18 вв. натурфилософия существенно изменилась. И. Ньютон, создатель механической картины мира, понимал под натурфилософией теоретическое, математически выстроенное учение о природе, «точную науку о природе». В этой картине мира природа отождествлялась с часовым механизмом.
Отказ от божественного и поэтического понимания природы вел к изменению отношения к природе.
Она становится объектом активной эксплуатации – интеллектуальной и промышленной. Природа – это мастерская. Фр. Бэкон называет ученого естествоиспытателем, который экспериментом вырывает у природы ее тайны. Важнейшая задача науки – в покорении природы и увеличении могущества человека: «Знание – сила!»
Таким образом, природа выступает как обобщенное понятие, порой отождествляется с беспредельным космосом.
В то же время процесс развития естествознания и связанная с этим процессом специализация в науке привела к тому, что природа перестала существовать как целое для специалистов, она оказалась раздробленной. Покорение природы, создание машинной культуры разрушает целостность самой природы, а также внутренние связи человека с природой, что и приводит его к экологической катастрофе. Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы потребностям будущих поколений и решала бы проблему выживания человечества, предполагает не только формирование так называемой экологической этики, но и переосмысление самого понятия «природа», в которую должен быть «вписан» человек.
Имеются неоспоримые доводы, определяющие «человеческое лицо» природы:
В отсутствие человека некому было бы познавать природу.
Таким образом, современное понимание природы как предмета естествознания предполагает выработку новых способов ее исследования, формирование интеграционных подходов и междисциплинарных связей.
Поэтому принципиально новые идеи современной научной картины мира уже не вписываются в традиционное для техногенного подхода понимание природы как «мертвого механизма», с которым можно экспериментировать и который можно осваивать по частям, преобразуя и подчиняя его человеку.
Природа начинает пониматься как целостный живой организм. Почти до середины ХХ века такое понимание природы воспринималось как своеобразный пережиток или возврат к мифологическому сознанию.
Однако по мере того, как утверждались в науке и широко распространялись идеи В.И.Вернадского о биосфере, после развития современной экологии, новое понимание природы как организма, а не механической системы, стало научным принципом. Новое понимание природы стимулировало поиск новых идеалов отношения человека к природе, которые стали бы основанием для решения современных глобальных проблем.
- Предмет естествознание что это за предмет
- Предмет естествознания это что значит