Предмет днк в школе что
МБОУ гимназия №3
Пролетарск Ростовская область
Минобрнауки России разъяснило особенности обучения в школах основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), а также основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
Обязательное изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ установлено начиная с 1 сентября 2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 N 84-р).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, размещенная на сайте fgosreestr.ru, содержит три примерных учебных плана, в каждом из которых представлен для обязательного изучения учебный предмет ОРКСЭ (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).
Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
— занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
— включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
— включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Генетическое образование: как сейчас изучают генетику в школах
В 2020 году президент России поручил разработать для школ учебные курсы по генетике. Почему в школах важно изучать эту науку, какие мифы в ней существуют и какие навыки нужны учителям, рассказал кандидат биологических наук, педагог, руководитель образовательных проектов Академии «Просвещение» (входит в одноименную Группу компаний) Александр Мерщиев.
– Генетика – одна из самых актуальных и в то же время спорных в плане инфопространства разделов биологии, если считать по количеству мифов вокруг научной отрасли. Как педагог, с какими самыми яркими мифами вы сталкивались?
Отмечу, что последние десятилетия в этой сфере проводится множество интересных исследований, сделано много важных научных открытий. Однако даже сейчас по-прежнему существуют мифы, которые могут формироваться еще со школы. Один из самых распространенных – о том, что гены определяют все индивидуальные черты человека. Но это только отчасти правда. В геноме человека есть предрасположенность к болезням, которые могут не развиться в зависимости от того, какой он будет вести образ жизни, какая у него будет диета. Это, например, болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет второго типа, болезнь Паркинсона, Альцгеймера. Еще один миф: по генам можно определить национальность человека. В генетике вообще отсутствует понятие национальности, есть понятие человеческих популяций. Русская популяция сложилась из большого количества народов. И хотя у нее есть определенное генетическое лицо, в генотипе присутствует их влияние. Поэтому тот, кто чувствует себя человеком русской культуры, может происходить из различных человеческих популяций с разных частей материка. Генетика смотрит на человека вполне свободно и без каких-либо предубеждений.
– Получается, что преподавание генетики позволит развеять эти мифы. Но насколько актуально само направление для школьников?
Сегодня генетика и биотехнологии – отрасли, наиболее развивающиеся в современной цифровой и высоконаучной экономике. Достаточно сказать, что российская вакцина против коронавирусной инфекции, которая сейчас сертифицирована и запущена в производство, создана с применением генетических технологий (а именно – модифицированных вирусных векторов). Но чтобы освоить эту науку, нужно дать ученикам разобраться, что происходит внутри генетики. Поэтому в школе важна не только теория, но и освоение генетических технологий. Такой подход даст ученикам, помимо практических навыков, конкурентные преимущества на рынке труда в сфере бурно развивающейся генетики и биотехнологий.
– В каком формате планируется преподавать генетику в школах?
Специальный предмет по генетике не вводится, появляются модули к программам. Это означает, что генетика точно будет в формате дополнительного образования. Но также, очевидно, потребуется пересмотреть содержание программ по таким предметам как биология, химия и ОБЖ, чтобы их содержание отражало уровень развития современных генетических технологий.
– Например?
В рамках биологии, помимо теоретической генетики, следует рассказать о методиках анализа генетических материалов, генотипирования, которыми оперируют современные специалисты в лабораторной практике. В химии необходимо развить содержание тем, которые относятся к молекулярным основам наследственности, к строению белков, нуклеиновых кислот.
Если мы говорим об ОБЖ, то здесь открывается совершенно нетронутое поле деятельности, которое относится к технологии генетической паспортизации человека. Например, получение генетического паспорта, которое предлагают различные компании как в России, так за рубежом, позволяет оценить не только предрасположенность человека к наследственным заболеваниям, но и спланировать индивидуальную диету, получить данные для персонифицированной медицины.
– А если говорить о дополнительном образовании?
Здесь мне, как и другим учителям, скорее не хватало владения методиками. Да, мы с учениками занимались изучением генетических методов, решали генетические задачи и единичные по-настоящему лабораторные работы. Но это самый простой уровень изучения, который носит более теоретический характер. Современные требования означают, что осваивать генетику следует на примере методик генетических исследований. Нам предстоит через лабораторный практикум добиваться, чтобы ученики понимали, что происходит на каждом этапе исследований, приобретали умения, которые позволят связать свою жизнь с исследовательской или производственной деятельностью в сфере генетики.
– Понадобится ли школам какое-то особенное оборудование для проведения занятий?
Для изучения генетики на современном уровне школам нужна лабораторная база, которая может быть двух видов. С одной стороны, это высокотехнологичное оборудование и, в частности, мы в Группе компаний занимаемся как раз комплектацией такого оборудования для школ. С другой стороны, есть сравнительно простое оборудование, которое можно получить из доступных материалов: их можно пробрести в продовольственных магазинах, магазинах бытовой химии. Я имею ввиду материалы для выделения РНК, ДНК, очистки нуклеиновых кислот в рамках лабораторных занятий.
– Какие новые знания понадобятся учителям? Как курсы повышения квалификации им могут помочь?
Курсы повышения квалификации, в частности, Академии «Просвещение», позволяют узнать, какие генетические технологии можно освоить в школах, используя как простое, так и специализированное оборудование. Курс ориентирован на практические вопросы генетики. Для учителей важно освоить не только теоретический багаж, который они уже отработали в школах, но и технологии, которые помогут проводить познавательные лабораторные практики.
Предмет днк в школе что
ОРКСЭ запись закреплена
ОДНКНР — это школьный учебный предмет, название которого расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России http://gimn3-prol.narod.ru/odnknr.html
Он был введен в качестве обязательного с 1 сентября 2015 года федеральным государственными стандартом основного общего образования (ФГОС) http://gimn3-prol.narod.ru/fgos.html
Министерство образования и науки РФ пояснило, что предмет должен стать источником навыков и знаний для школьников:
• ключевых моральных норм и общечеловеческих ценностей;
• традиций и культуры народов России;
• уважительного отношения к религиозным чувствам или их отсутствию;
воспитание веротерпимости;
• представления о роли традиционных религий в истории;
• важности гражданского общества в становлении государственности в России.
Мужчина увидел собаку, которая согревала свёрток. Разглядев поближе, что там, он мгновенно схватил телефон.
Оказалось, что собака согревала собственным телом двухлетнего малыша, который был без зимней одежды и еды на улице совсем один.
О предмете «ОДНКНР». «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В 2020-2021 учебном году предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является обязательной для изучения на уровне основного общего образования в соответствии с п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Предметная область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе.
Преподавание ОДНКНР так же, как и ОРКСЭ, носит культурологический характер, который предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, но не предполагает обучение религии. Курс регламентируется статьей 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с этой статьей семья школьника выступает в качестве заказчика и участника образования по изучению духовно-нравственной культуры народов России. Данная статья устанавливает право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации, что в полной мере относится к выбору курсов в рамках предметной области ОДНКНР, особенно, если курсы предполагают изучение религиозных культур. Регламент выбора курса по ОДНКНР, связанного с изучением религиозной культуры, аналогичен регламенту выбору модуля курса ОРКСЭ. Требуется письменное заявление родителей, выбор подтверждается протоколом родительского собрания.
Обеспечение своевременного информирования родителей о преподаваемых в образовательной организации курсах в рамках предметной области ОДНКНР — первоочередное условие эффективного взаимодействия школы с родителями и успешности реализации целей и задач духовно-нравственного образования. Дефицит информации создаёт риски распространения в родительской среде необоснованных опасений. При этом объективная новизна курсов для школы и общества требует не только информирования, но и просвещения, нацеленного на преодоление стереотипов, разъяснение сути предлагаемых нововведений и их значения для воспитания обучающихся. С этой целью образовательная организация может организовать взаимодействие с местной религиозной организацией.
Какие же аспекты обсуждения и изучения предполагает предметная область ОДНКНР?
Знакомство с нравственными ценностями религиозной культуры опирается на конкретные факты. Такими фактами могут быть сюжеты из Священного Писания, истории из источников христианской письменной культуры или современные жизненные истории. Суждения, выраженные в высказываниях авторитетных людей, пословицы и поговорки также могут быть отнесены к фактическому материалу. Многолетний опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла привел к выводу о том, что предлагаемые для изучения факты не должны содержать описаний каких-либо сверхъестественных явлений или чудес, требующих от слушателя веры. Опора на общепризнанную мудрость библейского текста, является ключевым отличием культурологического подхода к изучению религиозной традиции в общеобразовательной школе. Из библейского текста целесообразно выбирать фрагменты, объясняющие все нравственные ценности, но не содержащие при этом сверхъестественных событий, чудес. При использовании фрагмента текста Библии нужно подавать материал, приводя археологические или исторические данные, подтверждающие древность текста. Рассмотрение исторического контекста сюжета в хронологии других древних цивилизаций позволит расширить представление об изучаемом факте.
Наряду с выбором фактов для раскрытия сущности нравственных ценностей в конструировании урока по православной культуре важна постановка проблемы. Связанная с актуальным нравственным развитием учащихся и нацеленная на зону их ближайшего развития, такая проблема помогает определять логику урока. Сюжет, изучаемый на уроке, призван стать материалом для решения учащимися нравственной, исследовательской или логической проблемы.
Традиционно, в силу количественного национального превосходства, в большинстве образовательных организаций края одобрением пользуется изучение христианской культуры.
Предложенная в пособиях по ОДНКНР логика конструирования уроков основана на тезисе о том, что христианская нравственная ценность не тождественна пониманию той же ценности в секулярном мировоззрении. Проведенный анализ содержания общего образования показал, что материалистическая теория зарождения мира представлена как единственно возможная и научная. Современный научный дискурс оперирует разнообразными данными насчет возраста Земли и времени существования человека, являясь в большей степени научной гипотезой, обновляемой с появлением новых научных инструментов и концепций. Полагаем, что в рамках предмета ОДНКНР имеет смысл сопоставить существование научной, философской и религиозной картин мира, охарактеризовав специфику каждой из них в зависимости от объекта, на исследовании которого специализируется каждая из приведенных областей знаний. Научные, философские и религиозные картины мира в разной степени были подвержены изменениям. Самые существенные изменения претерпевали научные картины мира, вплоть до так называемых «революций». Философские картины мира выстраивались в философских школах или отдельными великими авторами и продолжали существовать параллельно, обретая своих последователей. Религиозные картины мира, основанные на богооткровенных положениях или на постулатах основателей, остаются наиболее неизменными на протяжении истории человечества. Представление о существовании различных картин мира и их изменениях в исторической ретроспективе по нашему мнению позволит учащимся сопоставить данные теоретические построения. Знакомство с разнообразием представлений о мире и человеке в мире на материале православной культуры призвано способствовать построению подростком собственной целостной картины мира.
Александр Геннадиевич Мудриченко, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения качества оказываемых услуг МКУ КНМЦ
Думаю, что смыслом религиозного просвещения может послужить недоумение, вызванное неприятием такового просвещения. Я уверен, что быть образованным и культурным человеком и ничего не смыслить в основах православия невозможно. Так же, впрочем, как и не знать математику, литературу, географию и иностранный язык в пределах программы седьмого или восьмого классов. Современная жизнь настолько пропитана разного рода религиозностью, что не ориентироваться в ней соизмеримо с неумением отыскать на глобусе Италию или Канаду.
Школьная ДНК
Идея ДНК
Пока, правда, не совсем понятно, чего хотят добиться власти, вводя в школьную программу изучение духовно-нравственной культуры (ДНК). Чего хотят добиться на выходе? Отметим, споры о целесообразности такого предмета в средней школе ведутся уже давно. К слову, разные религии с переменным успехом добивались проникновения в общеобразовательную систему.
Как заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, предполагается, что учащиеся и их родители смогут выбрать один предмет из трех «модулей»: основ конкретной религии (православия, ислама, иудаизма, буддизма), истории и культуры мировых религий либо курса основ светской этики. Программу одного из них школьникам нужно будет пройти обязательно. Преподаватели же обязаны будут вести выбранные учениками предметы независимо от количества человек в группе — «хоть один, хоть 10».
Недавно стало известно, что в Калуге независимо от свежего президентского решения через три года все школьники будут изучать основы религиозной культуры. Уже сейчас в некоторых калужских школах вполне официально преподаются такие предметы в качестве факультативов. Причем преподавателями являются как профессиональные педагоги, так и священнослужители. Правда, в качестве основной религии выбрано лишь одно православие.
Возможно, это объясняется тем, что около 98 % всего населения Калужской области считают себя православными. Остальные — мусульмане и иудеи. Будут ли их освобождать от этого предмета, если курс будет основан полностью на христианских базах? Представители разных конфессий пока достаточно толерантно высказываются о нововведении и говорят, что изучение других религий было бы интересно, но предпочтение нужно отдавать своей, по крайней мере, иметь возможность выбора.
Угроза максимализма
А вот некоторые эксперты видят в появлении нового предмета серьезную угрозу. Уже известно, что называться он будет «духовно-нравственное воспитание». Например, преподавание различных религий может привести к стихийному созданию в школе неких дезориентированных кружков или группировок детей «по интересам». Такие сообщества могут лишь усилить детский максимализм.
Отметим, новый предмет планируют запустить уже в этом учебном году. Правда, опять же непонятно, подготовлены ли преподаватели к такому новшеству и где взять учебные пособия. Ведь очевидно, что ни Библия, ни Коран эту функцию выполнить не смогут. Необходимо создать специальный учебник для школьников, и за месяц эту задачу выполнить вряд ли удастся. Эксперимент с ДНК пока вводится лишь в 18 регионах страны. Но почему так поспешно? Многие видят причину оперативности в том, что с 1 сентября в школах упраздняется так называемый региональный компонент — предметы, посвященные изучению культуры и истории родного региона.
Впрочем, споры о введении ДНК, несмотря на добро президента, продолжаются до сих пор. Например, смогут ли священнослужители преподавать детям религиозную культуру? По заявлениям министра, преподавать новый курс будут только светские педагоги — учителя других предметов, например литературы, истории, психологии, — после прохождения соответствующей переподготовки. Якобы государство защищает светскость школы и это вполне соответствует существующему законодательству. Но сами священнослужители — ярые противники такого подхода.
И тем не менее в некоторых регионах основы религии — это уже школьный предмет. Например, в Татарстане уже давно создан соответствующий учебник. И несколько регионов запросили его у республики. При этом 90 % родителей в Татарстане считают, что такой предмет необходимо вводить по всей стране.
Русская православная церковь недавно вообще выступила с предложением о преподавании основ религии с детского сада. К чему это все в конце концов приведет, покажет время. Сейчас же очевидно, что введение, например, основ безопасности жизнедеятельности к снижению количества несчастных случаев среди детей не привело.
Татьяна Казанова, директор школы № 10, депутат горсовета Красноярска:
— Я очень рада, что такое решение принято на столь высоком уровне. все споры разрешены. В нашей школе в качестве факультатива еще восемь лет назад было введено несколько курсов — духовная музыка, основы религии и т. д.
Я уверена, что и сегодня это должно быть исключительно факультативным занятием. Думаю, особых проблем с представителями разных конфессий в таком случае удастся избежать. Хотя в любом случае школьники должны получать знания от представителей самих конфессий. Вот здесь и могут возникнуть трудности. Дело в том, что священников на всех не хватит. А квалифицированных кадров из светского общества, думаю, сразу набрать мы не сможем.
Но то, что идея уже возникла, говорит о том, что она будет реализована. Иначе нельзя, ведь на вопросах духовности и морали держится практически вся русская литература 19 века. Так что такие факультативы будут полезны не только в смысле воспитания учеников, но и для общего восприятия школьной программы.
Виктор Теплицкий, священник храма Святителя Николая Чудотворца:
— Я бы, например, хотел, чтобы в школе мои дети также приобщались к православной культуре. Безусловно, часть знаний я дам самостоятельно. Думаю, права верующих должны учитываться, тем более их становится все больше.
Это нужное и своевременное решение. Ведь сегодня в стране не только материальный кризис, но и духовный. На улицу выйти страшно — кругом агрессия. Православие является неким цементом, который объединяет общество.
Естественно, по вопросу преподавания основ религии в школе нужно проводить круглые столы, обсуждать с общественностью, родителями. Но в целом, на мой взгляд, решение правильное.
В армии священник, безусловно, тоже нужен, ведь для верующего человека, который постоянно ходил в церковь, перерыв в год — достаточно сложный период. К тому же священник может оказать своеобразную моральную поддержку молодым солдатам, которым на первоначальном этапе достаточно сложно адаптироваться к новым условиям. Это обыкновенные права человека.
Людмила Григорьева, заведующая кафедрой религиоведения Красноярского педагогического университета имени В. П. Астафьева:
— Я как раз занимаюсь подготовкой специалистов, которые в дальнейшем могут преподавать основы религии в школах. Когда мы говорим о преподавании, давайте разделять две вещи: преподавание собственно самой религии и курс о религии.
Подчеркну, в нашем обществе приоритет религиозного воспитания остается за семьей. Это прописано в Конституции. Именно семья, каждый человек в отдельности решает, посещать ли ему церковь и какую церковь. Хотя сейчас в нашей стране наблюдается всплеск религиозности, и этот фактор необходимо учитывать. Недавно мы проводили исследования в крае на предмет конфессиональной принадлежности жителей региона. В ходе опроса выяснилось, что около 90 % всех респондентов относят себя к православным.
Признаться, я была поражена, ведь в реальности в церковь ходят единицы.
В общем и целом я согласна, что основы религии в школах преподавать необходимо.
Гаяз Фаткулин, муфтий Красноярского края:
— Согласно Конституции в России государство отделено от церкви. Поэтому эти институты не должны, на мой взгляд, сливаться между собой. Сто лет назад мы уже наступили на эти грабли. Одна религия тогда была по сути институтом государственным. Были очень жесткие законы. Вот только некоторые из них: если человек выходил из христианства, то ему грозило десять лет тюрьмы; если православный вступал в брак с представителем другой конфессии, ребенка все равно должны были крестить. И это далеко не полный список. Продолжать можно долго.
Если наше государство является светским, то и отношение к религиям должно быть одинаковым. Мы знаем, что в некоторых странах также есть религиозные предметы. Например, в Германии, где всего пять процентов мусульман, в школах преподают христианство. Подчеркиваю, не основы, а именно христианство. Там мусульмане уже начали протестовать против этого.
Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»