Предмет астрономии что изучает астрономия связь астрономии с другими науками

I. Введение

1. Предмет астрономии

1. Что изучает астрономия. Связь астрономии с другими науками, ее значение

Астрономия является одной из древнейших наук, она возникла на основе практических потребностей человека и развивалась вместе с ними. Элементарные астрономические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.

И в наше время астрономия используется для определения точного времени и географических координат (в навигации, авиации, космонавтике, геодезии, картографии). Астрономия помогает исследованию и освоению космического пространства, развитию космонавтики и изучению нашей планеты из космоса. Но этим далеко не исчерпываются решаемые ею задачи.

Наша Земля является частью Вселенной. Луна и Солнце вызывают на ней приливы и отливы. Солнечное излучение и его изменения влияют на процессы в земной атмосфере и на жизнедеятельность организмов. Механизмы влияния различных космических тел на Землю также изучает астрономия.

Курс астрономии завершает физико-математическое и естественнонаучное образование, получаемое вами в школе.

Современная астрономия тесно связана с математикой и физикой, с биологией и химией, с географией, геологией и космонавтикой. Используя достижения других наук, она в свою очередь обогащает их, стимулирует их развитие, выдвигая перед ними все новые задачи.

Астрономия изучает в космосе вещество в таких состояниях и масштабах, какие неосуществимы в лабораториях, и этим расширяет физическую картину мира, наши представления о материи. Все это важно для развития диалектико-материалистического представления о природе.

Предвычисляя наступление затмений Солнца и Луны, появление комет, показывая возможность естественнонаучного объяснения происхождения и эволюции Земли и других небесных тел, астрономия подтверждает, что предела человеческому познанию нет.

В прошлом веке один из философов-идеалистов, доказывая ограниченность человеческого познания, утверждал, что, хотя люди и сумели измерить расстояния до некоторых светил, они никогда не смогут определить химический состав звезд. Однако вскоре был открыт спектральный анализ, и астрономы не только установили химический состав атмосфер звезд, но и определили их температуру. Несостоятельным оказались и многие другие попытки указать границы человеческого познания. Так, ученые сначала теоретически оценили температуру лунной поверхности, затем измерили ее с Земли при помощи термоэлемента и радиометодов, потом эти данные были подтверждены приборами автоматических станций, созданных и посланных людьми на Луну.

2. Масштабы Вселенной

Расстояния между отдельными галактиками обычно в десятки раз превосходят их размеры. Чтобы яснее представить себе масштабы Вселенной, внимательно изучите рисунок 1.

Предмет астрономии что изучает астрономия связь астрономии с другими науками

Изучая законы движения, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем, астрономия дает нам представление о строении и развитии Вселенной в целом.

Проникнуть в глубины Вселенной, изучить физическую природу небесных тел можно при помощи телескопов и других приборов, которыми располагает современная астрономия благодаря успехам, достигнутым в различных областях науки и техники.

Источник

Астрономия: связь с другими науками

Вы будете перенаправлены на Автор24

Астрономия – наука, изучающая разнообразные небесные объекты с целью их исследования и познания окружающего мира и всей громадной Вселенной.

Астрономия является естественно-научной дисциплиной, и как многие прочие науки она связана с иными областями знаний.

Мы рассмотрим связь астрономии с такими дисциплинами как:

Астрономия и философия

С самого момента зарождения человеческой цивилизации многих людей интересовала проблема происхождения и зарождения всего сущего. Так зарождались первые зачатки философии, науки, изучавшей в древности всё, что окружало человека. Именно из этой науки и вышли позднее такие дисциплины как астрономия, математика, физика.

В философии, особенно античной, греческой, были широко представлены взгляды на происхождение и развитие Вселенной. Также в рамках древнегреческой философии велись первые астрономические наблюдения.

Нам известны имена таких философов как Гераклит, Фалес Милетский, Демокрит, Аристотель, Аристарх Самосский, Эратосфен, Клавдий Птолемей и многие другие, которые развивали представления об окружающем мире и занимались первыми наблюдениями за звездным небои.

Впоследствии, после наступления и победы христианства в Европе, а ислама в странах Ближнего Востока, центральной Азии и северной Африки, философия и астрономические изыскания стали рассматриваться как неотъемлемые части богословия.

Но если в Европе произошла утрата знаний, утвердилась приверженность буквальному толкованию библейского рассказа о сотворении мира, то в мире ислама первые века шло накопление и осмысление знаний античных авторов, а также разработка новых теорий о мире звезд.

Постепенно, вместе с развитием науки, ремесел, техники и распространением книгопечатания и грамотности в Европе происходит выделение астрономии как отдельной дисциплины.

При этом астрономия сохраняла и сохраняет непосредственную связь с философией. Поскольку одна из частей астрономии – это космология, дисциплина, которая отвечает на вполне философские вопросы о происхождении Вселенной и всего сущего, и будущего нашего мира.

Готовые работы на аналогичную тему

Астрономия и математика

Знание астрономии и математики важно для вычисления координат небесных тел или любой точки на Земле.

Потребность в определении местоположения существовала ещё в далеком прошлом, когда купцам и путешественникам требовалось уточнить собственное местоположение в море, в степи или горах.

Координатами является числовое или буквенное обозначение местоположения объекта.

Что бы узнать собственные координаты на местности необходимо знать широту и долготу. Так мы установим географические координаты.

Математиками была разработана специальная модель с помощью, которой можно описать расположение любой точки в пространстве. Такая модель получила название система координат.

В астрономии такая система используется для установления и описания местоположения нужной точки на небосводе. Результатом применения такого метода описания координат стали многочисленные открытия, последовавшие в результате развития астрономических знаний.

Уже в древности античные ученые использовали широту и долготу для определения той или иной географической точки. Однако, систему координат в её нынешнем виде создал французский ученый Рене Декарт.

В наше время огромную роль в деле определения координат играют системы ГЛОНАС (ГЛОбальная НАвигационная Система) и «GPS» (от английской аббревиатуры «Global Position System).

Отметим, что для точного определения координат космических тел и объектов созданы специальные астрономические каталоги. Данные каталоги представляют собою список нужных астрономических объектов, в которых описана их система координат и движения, соотнесенные к одной системе.

Таким образом, астрономические каталоги выполняют функцию фиксированиясистем координат на небесной сфере и могут сохранять данную систему в течение некоего промежутка времени.

Астрономия и физика

Эти дисциплины также являются тесно связанными. Астрономы, наблюдая космическое пространство и астрономические объекты, поставляют физикам новые задачи для решения. В результате физика определяет особенности строения, природу, происхождение и свойства тех ли иных объектов и космических явлений.

Примером связи физики и астрономии являются работы таких известных ученых как Галилео Галилей и Исаак Ньютон.

В результате тесного взаимодействия физики и астрономии, на их стыке появилась такая дисциплина как астрофизика.

Отметим, что такая известная теория как теория относительности Альберта Эйнштейна, была доказана астрономическими методами наблюдения. И заслуга в этом в основном принадлежит американскому астроному Эдвину Хабблу.

Ещё одним примером междисциплинарного синтеза является такой предмет как нейтринная астрономия.

С помощью данной дисциплины, возможно, узнавать о процессах, которые происходят в глубине изучаемых космических тел. Примером служит изучение недр нашего светила – Солнца.

Эта дисциплина появилась в результате успехов ученых-физиков в исследовании атомных ядер и элементарных частиц.

Астрономия и история

На первый взгляд может показаться странным, как могут быть связаны такие разные дисциплины. Однако, для исторической науки бывают крайне важны астрономические данные и наблюдения.

С помощью астрономических данных полученных, как из древних документов, так и путем наблюдений и вычислений, можно восстановить и реконструировать события прошлых столетий, канувших в Лету.

Однако, пытаясь восстановить хронологию древности, необходимо учитывать следующие особенности летоисчисления в прошлом. К таким особенностям следует отнести следующие моменты:

Дошедшие же до нас астрономические наблюдения древних греков, китайцев, шумеров и т. д. позволяют свести воедино зачастую разрозненные данные о времени происходивших событий в древней истории.

Таким образом, получается, что фальсифицировать древнюю историю невозможно, поскольку различные источники описываю порою одни и те же как астрономические, так и исторические события.

К тому каждый документ является памятником своего времени и написан на языке диалекте той эпохи и конкретного исторического региона.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12 09 2021

Источник

Предмет астрономии что изучает астрономия связь астрономии с другими науками

Астрономия является одной из древнейших наук, истоки которой относятся к каменному веку (VI-III тысячелетия до н. э.).

Астрономия это наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

О первоначальной значимости развития астрономических знаний можно судить в связи с практическими потребностями людей. Их можно разделить на несколько групп:

Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций.

Этапы развития астрономии

I-й Античный мир (до н. э). Философия →астрономия → элементы математики (геометрия). Древний Египет, Древняя Ассирия, Древние Майя, Древний Китай, Шумеры, Вавилония, Древняя Греция.

Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии: ФАЛЕС Милетский (625-547, Др.Греция), ЕВДОКС Книдский (408- 355, Др. Греция), АРИСТОТЕЛЬ (384-322, Македония, Др. Греция), АРИСТАРХ Самосский (310-230, Александрия, Египет), ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет), ГИППАРХ Родосский (190-125г, Др.Греция).

Археологами установлено, что человек владел начальными астрономическими знаниями уже 20 тыс. лет назад в эпоху каменного века.

II-ой Дотелескопический период. (наша эра до 1610г). Упадок науки и астрономии. Развал Римской империи, набеги варваров, зарождение христианства. Бурное развитие арабской науки. Возрождение науки в Европе. Современная гелиоцентрическая система строения мира.

Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (Клавдиус Птоломеус)( 87-165, Др. Рим ), БИРУНИ, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль – Бируни (973-1048, совр. Узбекистан), Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (Тарагай) УЛУГБЕК(1394 –1449, совр. Узбекистан), Николай КОПЕРНИК (1473-1543,Польша), Тихо (Тиге) БРАГЕ (1546- 1601, Дания).

III-ий Телескопический до появления спектроскопии (1610-1814гг). Изобретение телескопа и наблюдения с его помощью. Законы движения планет. Открытие планеты Уран. Первые теории образования Солнечной системы.

Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642, Италия), Иоганн КЕПЛЕР (1571-1630, Германия), Ян ГАВЕЛИЙ (ГАВЕЛИУС) (1611-1687, Польша), Ганс Христиан ГЮЙГЕНС (1629-1695, Нидерланды), Джованни Доминико (Жан Доменик) КАССИНИ> (1625-1712, Италия-Франция), Исаак НЬЮТОН (1643-1727, Англия), Эдмунд ГАЛЛЕЙ ( ХАЛЛИ, 1656-1742, Англия), Вильям (Уильям) Вильгельм Фридрих ГЕРШЕЛЬ (1738-1822, Англия), Пьер Симон ЛАПЛАС (1749-1827, Франция).

IV-ый Спектроскопия и фотография. (1814-1900гг). Спектроскопические наблюдения. Первые определения расстояния до звезд. Открытие планеты Нептун.

Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Йозеф фон ФРАУНГОФЕР (1787-1826, Германия), Василий Яковлевич (Фридрих Вильгельм Георг) СТРУВЕ (1793-1864, Германия-Россия), Джордж Бидделл ЭРИ(ЭЙРИ, 1801-1892, Англия), Фридрих Вильгельм БЕССЕЛЬ (1784-1846, Германия), Иоганн Готфрид ГАЛЛЕ (1812-1910, Германия), Уильям ХЕГГИНС (Хаггинс, 1824-1910, Англия), Анжело СЕККИ (1818-1878, Италия), Федор Александрович БРЕДИХИН (1831-1904, Россия), Эдуард Чарльз ПИКЕРИНГ (1846-1919, США).

V-ый Современный период (1900-наст.время). Развитие применения в астрономии фотографии и спектроскопических наблюдений. Решение вопроса об источнике энергии звезд. Открытие галактик. Появление и развитие радиоастрономии. Космические исследования.

Источник

Предмет астрономии что изучает астрономия связь астрономии с другими науками

Вопрос о положении Земли во Вселенной, о том, неподвижна она или движется вокруг Солнца, в XVI-XVII вв. приобрел важное значение как для астрономии, так и для миропонимания. Гелиоцентрическое учение Николая Коперника явилось не только важным шагом в решении этой научной проблемы, но и способствовало изменению стиля научного мышления, открыв новый путь к пониманию происходящих явлений.

Много раз в истории развития науки отдельные мыслители пытались ограничить возможности познания Вселенной. Пожалуй, последняя такая попытка случилась незадолго до открытия спектрального анализа. «Приговор» был суров: «Мы представляем себе возможность определения их (небесных тел) форм, расстояний, размеров и движений, но никогда, никакими способами мы не сможем изучить их химический состав. » (О. Конт).

Изучаются движение в гравитационном и магнитном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образующей космические объекты. Разрабатываются способы удержания плазмы в ограниченном объеме, концепция «бесстолкновительной» плазмы, МГД-генераторы, квантовые усилители излучения (мазеры) и т. д.

Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и на море. Развитие астрономических методов определения координат в XV-XVII вв. в немалой степени было обусловлено развитием мореплавания и поисками новых торговых путей. Составление географических карт, уточнение формы и размеров Земли на долгое время стало одной из главных задач, которые решала практическая астрономия. Искусство прокладывать путь по наблюдениям за небесными светилами, получившее название навигация, используется теперь не только в мореходном деле и авиации, но и в космонавтике.

Астрономию и химию связывают вопросы исследования происхождения и распространенности химических элементов и их изотопов в космосе, химическая эволюция Вселенной. Возникшая на стыке астрономии, физики и химии наука космохимия тесно связана с астрофизикой, космогонией и космологией, изучает химический состав и дифференцированное внутреннее строение космических тел, влияние космических явлений и процессов на протекание химических реакций, законы распространенности и распределения химических элементов во Вселенной, сочетание и миграцию атомов при образовании вещества в космосе, эволюцию изотопного состава элементов. Большой интерес для химиков представляют исследования химических процессов, которые из-за их масштабов или сложности трудно или совсем невоспроизводимых в земных лабораториях (вещество в недрах планет, синтез сложных химических соединений в темных туманностях и т. д.).

Астрономия и химия помогли друг другу в открытии новых химических элементов в атмосфере звезд, в становлении спектральных методов; в изучении химических свойства газов, составляющих небесные тела; в открытии в межзвездном веществе молекул, содержащих до девяти атомов, в доказательстве существования сложных органических соединений метилацетилена и формамида и т. д.

Связь астрономии и биологии определяется их эволюционным характером. Астрономия изучает эволюцию космических объектов и их систем на всех уровнях организации неживой материи аналогично тому, как биология изучает эволюцию живой материи. Астрономию и биологию связывают проблемы возникновения и существования жизни и разума на Земле и во Вселенной; гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; проблемы земной и космической экологии и воздействия космических процессов и явлений на биосферу Земли; загрязнение окружающего космического пространства веществом и излучением.

Связь астрономии с историей и обществоведением, изучающим развитие материального мира на качественно более высоким уровне организации материи, обусловлена влиянием астрономических знаний на мировоззрение людей и развитие науки, техники, сельского хозяйства, экономики и культуры; вопрос о влиянии космических процессов на социальное развитие человечества остается открытым.

Красота звездного неба будила мысли о величии мироздания и вдохновляла писателей и поэтов. Астрономические наблюдения несут в себе мощный эмоциональный заряд, демонстрируют могущество человеческого разума и его способности познавать мир, воспитывают чувство прекрасного, способствуют развитию научного мышления. Так появились древние мифы и легенды как литературные произведения; научно-фантастическая литература.

Источник

Разработка урока астрономии на тему «Предмет астрономии. Связь астрономии с другими науками. Методы астрономических наблюдений»

1. Название конкурса

Разработка урока астрономии

2. ФИО автора методической разработки (полностью)

Нечипоренко Ирина Дмитриевна

3. Место работы, должность

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №76 г.Донецка»,

4. Тема методической разработки

Предмет астрономии. Связь астрономии с другими науками.

Методы астрономических наблюдений

Дата Урок № 1 Класс 11

Тема урока. Предмет астрономии. Связь астрономии с другими науками.

Методы астрономических наблюдений

Цель: сформировать понятие астрономии как науки о небесных телах; показать связь астрономии с другими науками; сформировать представление об астрономических наблюдениях и их особенностях.

Задачи: воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность, организованность, астрономическую граммотность, навыки культуры общения. Формировать знания об астрономии. Развивать логическое, аналитическое и абстрактное мышление, память, умение рассуждать и делать выводы, творческие способности, познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: астрономия, небесные тела, телескоп, рефрактор, рефлектор, радиотелескоп, обсерватория.

Ученики должны иметь представление о: развитии астрономии как науки и ее связи с другими науками; способы и инструменты астрономических исследований.

Ученики должны знать: основные типы телескопов и отличия между ними.

Структура и содержание урока

І. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих, готовности к уроку. Озвучивание и запись темы урока.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

1. Любите ли Вы наблюдать за звездным небом?

2. Часто ли Вы смотрите на небо?

3. Что Вы чувствуете, когда смотрите на небо?

I . Изучение нового материала

1. Одной из самых давних наук считают астрономию. Самые древние человеческие цивилизации закладывали ее основы, обогащали результатами наблюдений. Розвитие этой науки предопределено не только естественным любопытством человека к неизведанному, но и повседневными практическими потребностями. Наблюдая за звездами, планетами, Луной и Солнцем, люди пытались установить причинно-следственные связи между небесными явлениями и событиями на Земле. Результатом многовековых наблюдений за звездным небом является открытие закономерностей движения и взаимодействия, происхождения и эволюции звезд, планет и других тел и их систем во Вселенной.

В зависимости от того, какие объекты изучают и какие методы для этого используют, астрономия разделяется на много разделов.

Небесная механика изучает движение небесных тел под действием гравитации, а также занимается определением орбит космических аппаратов.

Астрофизика изучает физические процессы в недрах и на поверхности небесных тел, их химический состав.

Нагромождением и обработкой значительного количества информации об определенных объектах Вселенной занимаются такие разделы астрономии, как физика Солнца, физика планет, физика звезд и туманностей, кометная астрономия, метеорная астрономия, метеоритика.

Астрономия находится в тесной связи с другими науками. Приобретенные астрономами в течение тысячелетий знания, часто становились необходимыми представителям других наук и, напротив, достижение физики, математики, космонавтики существенно оказывали влияние на развитие астрономии. Изучая астрономию, вы убедитесь в этом.

Основными частями телескопа являются объектив, окуляр, тубус (труба- корпус) и система монтирования.

Телескопы разделяют на три группы:

Предмет астрономии что изучает астрономия связь астрономии с другими науками

Рис. 1. Рефрактор 2. Рефлектор 3. Менисковый телескоп

Диаметр объектива значительно больше от зеницы глаза и поэтому источники света при наблюдении их через телескоп кажутся значительно ярче. Слабые звезды, которые невооруженным глазом увидеть невозможно, хорошо видно в телескоп.

Современные телескопы дают 500-разовое увеличение. Все большие телескопы смонтированы на специальных устройствах, которые вращаются в направлении вращения неба с той же скоростью (≈ 15° в час) с какой вращается Земля вокруг своей оси. Это позволяет проводить длительное наблюдение за одним и тем же участком неба.

Одну из первых обсерваторий построил на острове Родос давнегреческий астроном Гиппарх (около 190-125 гг. до н.э.). Именно здесь был создан пер-вый каталог, в который занесены 1022 звезды.

Известная в научном мире Пулковская обсерватория (Россия) открыта в 1839 году. За точность работ ее назвали «астрономической столицей мира».

Есть Крымская астрофизическая обсерватория (КрАО), Астрономическая обсерватория Академии наук Украины, а также университетские обсерватории в Киеве, Харькове, Львове, Одессе.

Проходя сквозь земную атмосферу, слабые сигналы от космических объектов искажаются, поглощаются и рассеиваются и их невозможно регистрировать земными приборами. В 1957 году в СССР был запущен искусственный спутник Земли. Это положило начало исследованию Вселенной с помощью космической техники.

Интенсивное развитие космонавтики повлекло создание и запуск искуственных спутников Земли, Луны и планет, позволило отправлять автоматические аппараты к телам Солнечной системы и осуществлять пилотируемые полеты на Луну. 12 землян побывало на Луне. Сейчас на околоземной орбите работает мощный телескоп «Габбла», с помощью которого проводятся достаточно качественные наблюдения космических объектов.

I V. Закрепление нового материала

1. Назовите имена деятелей, о которых шла речь на уроке?

2. С какими науками связанна астрономия?

3. В чем особенность астрономических наблюдений?

4. С помощью чего проводят астрономические наблюдения?

5. Какие основные типы телескопов и отличия между ними?

Практическая работа «Синквейн»

Учащиеся, какое ключевое слово было на нашем уроке? (ответы детей) Правильно, астрономия. А теперь давайте составим синквейн слова «астрономия», связанное с темой нашего урока и с тем, что вы сегодня узнали.

V. Подведение итогов урока

1. Что узнали нового?

2. Что вызвало интерес?

3. Анализ и оценивание работы на уроке.

V І. Домашнее задание

Проработать §1, §2, §11, (§12*) изготовить подвижную карту звездного неба (вырезать накладной круг и заламинировать).

Подготовить информацию о выдающихся людях Донбасса, связанных с астрономией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *