Предмет астрономии что изучает астрономия связь астрономии с другими науками
I. Введение
1. Предмет астрономии
1. Что изучает астрономия. Связь астрономии с другими науками, ее значение
Астрономия является одной из древнейших наук, она возникла на основе практических потребностей человека и развивалась вместе с ними. Элементарные астрономические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.
И в наше время астрономия используется для определения точного времени и географических координат (в навигации, авиации, космонавтике, геодезии, картографии). Астрономия помогает исследованию и освоению космического пространства, развитию космонавтики и изучению нашей планеты из космоса. Но этим далеко не исчерпываются решаемые ею задачи.
Наша Земля является частью Вселенной. Луна и Солнце вызывают на ней приливы и отливы. Солнечное излучение и его изменения влияют на процессы в земной атмосфере и на жизнедеятельность организмов. Механизмы влияния различных космических тел на Землю также изучает астрономия.
Курс астрономии завершает физико-математическое и естественнонаучное образование, получаемое вами в школе.
Современная астрономия тесно связана с математикой и физикой, с биологией и химией, с географией, геологией и космонавтикой. Используя достижения других наук, она в свою очередь обогащает их, стимулирует их развитие, выдвигая перед ними все новые задачи.
Астрономия изучает в космосе вещество в таких состояниях и масштабах, какие неосуществимы в лабораториях, и этим расширяет физическую картину мира, наши представления о материи. Все это важно для развития диалектико-материалистического представления о природе.
Предвычисляя наступление затмений Солнца и Луны, появление комет, показывая возможность естественнонаучного объяснения происхождения и эволюции Земли и других небесных тел, астрономия подтверждает, что предела человеческому познанию нет.
В прошлом веке один из философов-идеалистов, доказывая ограниченность человеческого познания, утверждал, что, хотя люди и сумели измерить расстояния до некоторых светил, они никогда не смогут определить химический состав звезд. Однако вскоре был открыт спектральный анализ, и астрономы не только установили химический состав атмосфер звезд, но и определили их температуру. Несостоятельным оказались и многие другие попытки указать границы человеческого познания. Так, ученые сначала теоретически оценили температуру лунной поверхности, затем измерили ее с Земли при помощи термоэлемента и радиометодов, потом эти данные были подтверждены приборами автоматических станций, созданных и посланных людьми на Луну.
2. Масштабы Вселенной
Расстояния между отдельными галактиками обычно в десятки раз превосходят их размеры. Чтобы яснее представить себе масштабы Вселенной, внимательно изучите рисунок 1.
Изучая законы движения, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем, астрономия дает нам представление о строении и развитии Вселенной в целом.
Проникнуть в глубины Вселенной, изучить физическую природу небесных тел можно при помощи телескопов и других приборов, которыми располагает современная астрономия благодаря успехам, достигнутым в различных областях науки и техники.
Астрономия: связь с другими науками
Вы будете перенаправлены на Автор24
Астрономия – наука, изучающая разнообразные небесные объекты с целью их исследования и познания окружающего мира и всей громадной Вселенной.
Астрономия является естественно-научной дисциплиной, и как многие прочие науки она связана с иными областями знаний.
Мы рассмотрим связь астрономии с такими дисциплинами как:
Астрономия и философия
С самого момента зарождения человеческой цивилизации многих людей интересовала проблема происхождения и зарождения всего сущего. Так зарождались первые зачатки философии, науки, изучавшей в древности всё, что окружало человека. Именно из этой науки и вышли позднее такие дисциплины как астрономия, математика, физика.
В философии, особенно античной, греческой, были широко представлены взгляды на происхождение и развитие Вселенной. Также в рамках древнегреческой философии велись первые астрономические наблюдения.
Нам известны имена таких философов как Гераклит, Фалес Милетский, Демокрит, Аристотель, Аристарх Самосский, Эратосфен, Клавдий Птолемей и многие другие, которые развивали представления об окружающем мире и занимались первыми наблюдениями за звездным небои.
Впоследствии, после наступления и победы христианства в Европе, а ислама в странах Ближнего Востока, центральной Азии и северной Африки, философия и астрономические изыскания стали рассматриваться как неотъемлемые части богословия.
Но если в Европе произошла утрата знаний, утвердилась приверженность буквальному толкованию библейского рассказа о сотворении мира, то в мире ислама первые века шло накопление и осмысление знаний античных авторов, а также разработка новых теорий о мире звезд.
Постепенно, вместе с развитием науки, ремесел, техники и распространением книгопечатания и грамотности в Европе происходит выделение астрономии как отдельной дисциплины.
При этом астрономия сохраняла и сохраняет непосредственную связь с философией. Поскольку одна из частей астрономии – это космология, дисциплина, которая отвечает на вполне философские вопросы о происхождении Вселенной и всего сущего, и будущего нашего мира.
Готовые работы на аналогичную тему
Астрономия и математика
Знание астрономии и математики важно для вычисления координат небесных тел или любой точки на Земле.
Потребность в определении местоположения существовала ещё в далеком прошлом, когда купцам и путешественникам требовалось уточнить собственное местоположение в море, в степи или горах.
Координатами является числовое или буквенное обозначение местоположения объекта.
Что бы узнать собственные координаты на местности необходимо знать широту и долготу. Так мы установим географические координаты.
Математиками была разработана специальная модель с помощью, которой можно описать расположение любой точки в пространстве. Такая модель получила название система координат.
В астрономии такая система используется для установления и описания местоположения нужной точки на небосводе. Результатом применения такого метода описания координат стали многочисленные открытия, последовавшие в результате развития астрономических знаний.
Уже в древности античные ученые использовали широту и долготу для определения той или иной географической точки. Однако, систему координат в её нынешнем виде создал французский ученый Рене Декарт.
В наше время огромную роль в деле определения координат играют системы ГЛОНАС (ГЛОбальная НАвигационная Система) и «GPS» (от английской аббревиатуры «Global Position System).
Отметим, что для точного определения координат космических тел и объектов созданы специальные астрономические каталоги. Данные каталоги представляют собою список нужных астрономических объектов, в которых описана их система координат и движения, соотнесенные к одной системе.
Таким образом, астрономические каталоги выполняют функцию фиксированиясистем координат на небесной сфере и могут сохранять данную систему в течение некоего промежутка времени.
Астрономия и физика
Эти дисциплины также являются тесно связанными. Астрономы, наблюдая космическое пространство и астрономические объекты, поставляют физикам новые задачи для решения. В результате физика определяет особенности строения, природу, происхождение и свойства тех ли иных объектов и космических явлений.
Примером связи физики и астрономии являются работы таких известных ученых как Галилео Галилей и Исаак Ньютон.
В результате тесного взаимодействия физики и астрономии, на их стыке появилась такая дисциплина как астрофизика.
Отметим, что такая известная теория как теория относительности Альберта Эйнштейна, была доказана астрономическими методами наблюдения. И заслуга в этом в основном принадлежит американскому астроному Эдвину Хабблу.
Ещё одним примером междисциплинарного синтеза является такой предмет как нейтринная астрономия.
С помощью данной дисциплины, возможно, узнавать о процессах, которые происходят в глубине изучаемых космических тел. Примером служит изучение недр нашего светила – Солнца.
Эта дисциплина появилась в результате успехов ученых-физиков в исследовании атомных ядер и элементарных частиц.
Астрономия и история
На первый взгляд может показаться странным, как могут быть связаны такие разные дисциплины. Однако, для исторической науки бывают крайне важны астрономические данные и наблюдения.
С помощью астрономических данных полученных, как из древних документов, так и путем наблюдений и вычислений, можно восстановить и реконструировать события прошлых столетий, канувших в Лету.
Однако, пытаясь восстановить хронологию древности, необходимо учитывать следующие особенности летоисчисления в прошлом. К таким особенностям следует отнести следующие моменты:
Дошедшие же до нас астрономические наблюдения древних греков, китайцев, шумеров и т. д. позволяют свести воедино зачастую разрозненные данные о времени происходивших событий в древней истории.
Таким образом, получается, что фальсифицировать древнюю историю невозможно, поскольку различные источники описываю порою одни и те же как астрономические, так и исторические события.
К тому каждый документ является памятником своего времени и написан на языке диалекте той эпохи и конкретного исторического региона.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12 09 2021
Предмет астрономии что изучает астрономия связь астрономии с другими науками
Астрономия является одной из древнейших наук, истоки которой относятся к каменному веку (VI-III тысячелетия до н. э.).
Астрономия это наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
О первоначальной значимости развития астрономических знаний можно судить в связи с практическими потребностями людей. Их можно разделить на несколько групп:
Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций.
Этапы развития астрономии
I-й Античный мир (до н. э). Философия →астрономия → элементы математики (геометрия). Древний Египет, Древняя Ассирия, Древние Майя, Древний Китай, Шумеры, Вавилония, Древняя Греция.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии: ФАЛЕС Милетский (625-547, Др.Греция), ЕВДОКС Книдский (408- 355, Др. Греция), АРИСТОТЕЛЬ (384-322, Македония, Др. Греция), АРИСТАРХ Самосский (310-230, Александрия, Египет), ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет), ГИППАРХ Родосский (190-125г, Др.Греция).
Археологами установлено, что человек владел начальными астрономическими знаниями уже 20 тыс. лет назад в эпоху каменного века.
II-ой Дотелескопический период. (наша эра до 1610г). Упадок науки и астрономии. Развал Римской империи, набеги варваров, зарождение христианства. Бурное развитие арабской науки. Возрождение науки в Европе. Современная гелиоцентрическая система строения мира.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (Клавдиус Птоломеус)( 87-165, Др. Рим ), БИРУНИ, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль – Бируни (973-1048, совр. Узбекистан), Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (Тарагай) УЛУГБЕК(1394 –1449, совр. Узбекистан), Николай КОПЕРНИК (1473-1543,Польша), Тихо (Тиге) БРАГЕ (1546- 1601, Дания).
III-ий Телескопический до появления спектроскопии (1610-1814гг). Изобретение телескопа и наблюдения с его помощью. Законы движения планет. Открытие планеты Уран. Первые теории образования Солнечной системы.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642, Италия), Иоганн КЕПЛЕР (1571-1630, Германия), Ян ГАВЕЛИЙ (ГАВЕЛИУС) (1611-1687, Польша), Ганс Христиан ГЮЙГЕНС (1629-1695, Нидерланды), Джованни Доминико (Жан Доменик) КАССИНИ> (1625-1712, Италия-Франция), Исаак НЬЮТОН (1643-1727, Англия), Эдмунд ГАЛЛЕЙ ( ХАЛЛИ, 1656-1742, Англия), Вильям (Уильям) Вильгельм Фридрих ГЕРШЕЛЬ (1738-1822, Англия), Пьер Симон ЛАПЛАС (1749-1827, Франция).
IV-ый Спектроскопия и фотография. (1814-1900гг). Спектроскопические наблюдения. Первые определения расстояния до звезд. Открытие планеты Нептун.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Йозеф фон ФРАУНГОФЕР (1787-1826, Германия), Василий Яковлевич (Фридрих Вильгельм Георг) СТРУВЕ (1793-1864, Германия-Россия), Джордж Бидделл ЭРИ(ЭЙРИ, 1801-1892, Англия), Фридрих Вильгельм БЕССЕЛЬ (1784-1846, Германия), Иоганн Готфрид ГАЛЛЕ (1812-1910, Германия), Уильям ХЕГГИНС (Хаггинс, 1824-1910, Англия), Анжело СЕККИ (1818-1878, Италия), Федор Александрович БРЕДИХИН (1831-1904, Россия), Эдуард Чарльз ПИКЕРИНГ (1846-1919, США).
V-ый Современный период (1900-наст.время). Развитие применения в астрономии фотографии и спектроскопических наблюдений. Решение вопроса об источнике энергии звезд. Открытие галактик. Появление и развитие радиоастрономии. Космические исследования.
Предмет астрономии что изучает астрономия связь астрономии с другими науками
Вопрос о положении Земли во Вселенной, о том, неподвижна она или движется вокруг Солнца, в XVI-XVII вв. приобрел важное значение как для астрономии, так и для миропонимания. Гелиоцентрическое учение Николая Коперника явилось не только важным шагом в решении этой научной проблемы, но и способствовало изменению стиля научного мышления, открыв новый путь к пониманию происходящих явлений.
Много раз в истории развития науки отдельные мыслители пытались ограничить возможности познания Вселенной. Пожалуй, последняя такая попытка случилась незадолго до открытия спектрального анализа. «Приговор» был суров: «Мы представляем себе возможность определения их (небесных тел) форм, расстояний, размеров и движений, но никогда, никакими способами мы не сможем изучить их химический состав. » (О. Конт).
Изучаются движение в гравитационном и магнитном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образующей космические объекты. Разрабатываются способы удержания плазмы в ограниченном объеме, концепция «бесстолкновительной» плазмы, МГД-генераторы, квантовые усилители излучения (мазеры) и т. д.
Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и на море. Развитие астрономических методов определения координат в XV-XVII вв. в немалой степени было обусловлено развитием мореплавания и поисками новых торговых путей. Составление географических карт, уточнение формы и размеров Земли на долгое время стало одной из главных задач, которые решала практическая астрономия. Искусство прокладывать путь по наблюдениям за небесными светилами, получившее название навигация, используется теперь не только в мореходном деле и авиации, но и в космонавтике.
Астрономию и химию связывают вопросы исследования происхождения и распространенности химических элементов и их изотопов в космосе, химическая эволюция Вселенной. Возникшая на стыке астрономии, физики и химии наука космохимия тесно связана с астрофизикой, космогонией и космологией, изучает химический состав и дифференцированное внутреннее строение космических тел, влияние космических явлений и процессов на протекание химических реакций, законы распространенности и распределения химических элементов во Вселенной, сочетание и миграцию атомов при образовании вещества в космосе, эволюцию изотопного состава элементов. Большой интерес для химиков представляют исследования химических процессов, которые из-за их масштабов или сложности трудно или совсем невоспроизводимых в земных лабораториях (вещество в недрах планет, синтез сложных химических соединений в темных туманностях и т. д.).
Астрономия и химия помогли друг другу в открытии новых химических элементов в атмосфере звезд, в становлении спектральных методов; в изучении химических свойства газов, составляющих небесные тела; в открытии в межзвездном веществе молекул, содержащих до девяти атомов, в доказательстве существования сложных органических соединений метилацетилена и формамида и т. д.
Связь астрономии и биологии определяется их эволюционным характером. Астрономия изучает эволюцию космических объектов и их систем на всех уровнях организации неживой материи аналогично тому, как биология изучает эволюцию живой материи. Астрономию и биологию связывают проблемы возникновения и существования жизни и разума на Земле и во Вселенной; гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; проблемы земной и космической экологии и воздействия космических процессов и явлений на биосферу Земли; загрязнение окружающего космического пространства веществом и излучением.
Связь астрономии с историей и обществоведением, изучающим развитие материального мира на качественно более высоким уровне организации материи, обусловлена влиянием астрономических знаний на мировоззрение людей и развитие науки, техники, сельского хозяйства, экономики и культуры; вопрос о влиянии космических процессов на социальное развитие человечества остается открытым.
Красота звездного неба будила мысли о величии мироздания и вдохновляла писателей и поэтов. Астрономические наблюдения несут в себе мощный эмоциональный заряд, демонстрируют могущество человеческого разума и его способности познавать мир, воспитывают чувство прекрасного, способствуют развитию научного мышления. Так появились древние мифы и легенды как литературные произведения; научно-фантастическая литература.
Разработка урока астрономии на тему «Предмет астрономии. Связь астрономии с другими науками. Методы астрономических наблюдений»
1. Название конкурса
Разработка урока астрономии
2. ФИО автора методической разработки (полностью)
Нечипоренко Ирина Дмитриевна
3. Место работы, должность
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №76 г.Донецка»,
4. Тема методической разработки
Предмет астрономии. Связь астрономии с другими науками.
Методы астрономических наблюдений
Дата Урок № 1 Класс 11
Тема урока. Предмет астрономии. Связь астрономии с другими науками.
Методы астрономических наблюдений
Цель: сформировать понятие астрономии как науки о небесных телах; показать связь астрономии с другими науками; сформировать представление об астрономических наблюдениях и их особенностях.
Задачи: воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность, организованность, астрономическую граммотность, навыки культуры общения. Формировать знания об астрономии. Развивать логическое, аналитическое и абстрактное мышление, память, умение рассуждать и делать выводы, творческие способности, познавательный интерес.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: астрономия, небесные тела, телескоп, рефрактор, рефлектор, радиотелескоп, обсерватория.
Ученики должны иметь представление о: развитии астрономии как науки и ее связи с другими науками; способы и инструменты астрономических исследований.
Ученики должны знать: основные типы телескопов и отличия между ними.
Структура и содержание урока
І. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих, готовности к уроку. Озвучивание и запись темы урока.
ІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Любите ли Вы наблюдать за звездным небом?
2. Часто ли Вы смотрите на небо?
3. Что Вы чувствуете, когда смотрите на небо?
IІ I . Изучение нового материала
1. Одной из самых давних наук считают астрономию. Самые древние человеческие цивилизации закладывали ее основы, обогащали результатами наблюдений. Розвитие этой науки предопределено не только естественным любопытством человека к неизведанному, но и повседневными практическими потребностями. Наблюдая за звездами, планетами, Луной и Солнцем, люди пытались установить причинно-следственные связи между небесными явлениями и событиями на Земле. Результатом многовековых наблюдений за звездным небом является открытие закономерностей движения и взаимодействия, происхождения и эволюции звезд, планет и других тел и их систем во Вселенной.
В зависимости от того, какие объекты изучают и какие методы для этого используют, астрономия разделяется на много разделов.
Небесная механика изучает движение небесных тел под действием гравитации, а также занимается определением орбит космических аппаратов.
Астрофизика изучает физические процессы в недрах и на поверхности небесных тел, их химический состав.
Нагромождением и обработкой значительного количества информации об определенных объектах Вселенной занимаются такие разделы астрономии, как физика Солнца, физика планет, физика звезд и туманностей, кометная астрономия, метеорная астрономия, метеоритика.
Астрономия находится в тесной связи с другими науками. Приобретенные астрономами в течение тысячелетий знания, часто становились необходимыми представителям других наук и, напротив, достижение физики, математики, космонавтики существенно оказывали влияние на развитие астрономии. Изучая астрономию, вы убедитесь в этом.
Основными частями телескопа являются объектив, окуляр, тубус (труба- корпус) и система монтирования.
Телескопы разделяют на три группы:
Рис. 1. Рефрактор 2. Рефлектор 3. Менисковый телескоп
Диаметр объектива значительно больше от зеницы глаза и поэтому источники света при наблюдении их через телескоп кажутся значительно ярче. Слабые звезды, которые невооруженным глазом увидеть невозможно, хорошо видно в телескоп.
Современные телескопы дают 500-разовое увеличение. Все большие телескопы смонтированы на специальных устройствах, которые вращаются в направлении вращения неба с той же скоростью (≈ 15° в час) с какой вращается Земля вокруг своей оси. Это позволяет проводить длительное наблюдение за одним и тем же участком неба.
Одну из первых обсерваторий построил на острове Родос давнегреческий астроном Гиппарх (около 190-125 гг. до н.э.). Именно здесь был создан пер-вый каталог, в который занесены 1022 звезды.
Известная в научном мире Пулковская обсерватория (Россия) открыта в 1839 году. За точность работ ее назвали «астрономической столицей мира».
Есть Крымская астрофизическая обсерватория (КрАО), Астрономическая обсерватория Академии наук Украины, а также университетские обсерватории в Киеве, Харькове, Львове, Одессе.
Проходя сквозь земную атмосферу, слабые сигналы от космических объектов искажаются, поглощаются и рассеиваются и их невозможно регистрировать земными приборами. В 1957 году в СССР был запущен искусственный спутник Земли. Это положило начало исследованию Вселенной с помощью космической техники.
Интенсивное развитие космонавтики повлекло создание и запуск искуственных спутников Земли, Луны и планет, позволило отправлять автоматические аппараты к телам Солнечной системы и осуществлять пилотируемые полеты на Луну. 12 землян побывало на Луне. Сейчас на околоземной орбите работает мощный телескоп «Габбла», с помощью которого проводятся достаточно качественные наблюдения космических объектов.
I V. Закрепление нового материала
1. Назовите имена деятелей, о которых шла речь на уроке?
2. С какими науками связанна астрономия?
3. В чем особенность астрономических наблюдений?
4. С помощью чего проводят астрономические наблюдения?
5. Какие основные типы телескопов и отличия между ними?
Практическая работа «Синквейн»
Учащиеся, какое ключевое слово было на нашем уроке? (ответы детей) Правильно, астрономия. А теперь давайте составим синквейн слова «астрономия», связанное с темой нашего урока и с тем, что вы сегодня узнали.
V. Подведение итогов урока
1. Что узнали нового?
2. Что вызвало интерес?
3. Анализ и оценивание работы на уроке.
V І. Домашнее задание
Проработать §1, §2, §11, (§12*) изготовить подвижную карту звездного неба (вырезать накладной круг и заламинировать).
Подготовить информацию о выдающихся людях Донбасса, связанных с астрономией.