Предложите что имели в виду противники преобразований сперанского когда заявили
ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 2 (2) Александр I: начало правления Реформы М М Сперанского
Стр. 14. Вопрос в начале параграфа
Почему в начале ХIХ в. правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ?
Необходимость проведения в стране реформ была вызвана пониманием Александром I и его круга «молодых друзей». Экономическое отставание Российской империи, которое было прямо связано с феодально-крепостнической системой, распространение идей Просвещения и либерализма, привели к осознанию всего негативного влияния существующих порядков.
Стр. 20. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?
Александр I был консервативен в душе, недоверчив, злопамятен. Он не показывал истинных чувств, Александр I был лицемерным царем. В него пытались впитать три разных идеи, которые сделали его характер противоречивым. На личность и характер Александра I значительный отпечаток нанесли обстоятельства, сопровождавшие его детство и юность. Воспитание наследника престола полностью контролировала Екатерина II, которая стремилась привить ему идеи Просвещения. Одним из воспитателей Александра I был швейцарский правовед Ф. Лагарп, приверженец идей либерализма, широко образованный человек. Он много говорил об отрицательных сторонах крепостного права, о пользе введения конституции и управления страной на основе законов. От отца, Павла I, император унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость лавировать между дворами бабки и отца, очень разными по духу, также наложила отпечаток на характер Александра I. Новый император начала с реформ, однако со временем был вынужден свернуть реформы.
2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
Негласный комитет был собран для обсуждения проектов преобразований и проведения реформ в духе идей либерализма, а главным результатом должно было стать ограничение самодержавия. При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: отменены многие законы, принятые Павлом I и вызвавшие особое недовольство дворян, проведены реформы управления, образования и в отношении крестьян. Однако главную задачу – ограничить самодержавие – выполнить не удалось.
3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
Первые преобразования Александра I не были системными. Была проведена реформа образования, которая заложила основы единой системы образования в стране, была создана единая сеть учебных заведений. Указ о «вольных хлебопашцах» являлся важным документом, который практического применения фактически не имел. Важным являлся первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике, что должно было в будущем «показать пример всей России».
На мой взгляд, главным является реформа управления, в результате которой вместо коллегий были учреждены министерства. Это привело к централизованному управлению огромной страной.
4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.
5. Почему проект Сперанского не был реализован?
Консервативные круги были настроены крайне негативно к реформам, считая, что это подорвет основы государства. Александр I понимал, что резкая критика Сперанского направлена в его собственный адрес. Александр стремился объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном, что сыграло также не последнюю роль, так как Сперанского даже обвиняли в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции. Александр помнил судьбу своего отца, поэтому выступил на стороне консерваторов.
Стр. 20. Изучаем документы.
1. Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему?
Официальным государственным документом является первый текст, так как это выдержка из указа Александра I от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах». В документе четко прописаны условия для освобождения крестьян.
2. Проанализируйте третий и четвертый документы. Сравните их. Можно ли говорить о том, что в них нашли отражение полярные мнения?
Третий документ (из письма Александра I) указывает на желание и необходимость изменения старых феодальных порядков, что приведет к процветанию России.
Четвертый документ (из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича) показывает, что в обществе было понимание наступающих перемен, однако было выражено недовольство тем, что изменения приведут к недовольству высшего сословия. Таким образом, Александр I считал, что введение конституции пойдет на благо общества, тогда как Д. П. Рунич высказывает мысль о том, что это негативно скажется, так как высшее сословие не желало таких перемен и выступало яро против.
Стр. 21. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам… Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.
Нет, я не согласен с этим утверждением, так как управлять «по законам… Екатерины Великой» означало отмену законов, принятых при Павле I, которые шли в разрез с законами Екатерины II, а также возврат к реформированию Российской империи, что было при императрице Екатерине Великой.
2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?
Полномасштабные реформы проводились при Иване Грозном, которые оформили сословно-представительную монархию в России, был принят Стоглав, который регулировал церковные вопросы. Следующим крупным реформатором был Петр I. Результатом его реформ стало усиление российской государственности, превращение России в империю, либеральные реформы заложили основу для следующих поколений в области государственного управления, культуры, образования, науки, промышленности. Следующим крупным реформатором была Екатерина II, что привело к усилению российской государственности, привело к расцвету дворянского сословия.
При Александре I продолжались реформы в области государственного управления. Как и Екатерина II император Александр задумывался об отмене крепостного права в духе идей Просвещения и даже сделал некоторые шаги по реализации, что было принципиально новым. Важным является и стремление Александра I провести полное государственного преобразование вплоть до введения конституции. Однако эти планы реализованы не были.
3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?
Я считаю, что главными положениями реформ М. М. Сперанского являются введение управления государством на основе разделения властей, где законодательная власть принадлежала бы Государственной думе (таким образом, вводилась конституционная монархия), а также предоставление возможности перехода из третьего сословия во второе.
4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?
Это связано с распространением идей либерализма, в которых уделялось большое внимание введению конституции и управления страной на основе законов при участии выборных учреждений. Однако Сперанский не просто предлагал создание выборной Государственной думы, а целой системы органов самоуправления, которые начинались на уровне волости, а венчались уже собственной Государственной думой. Это позволяло ввести на всех уровнях самоуправление, что отвечало требованиям идей либерализма.
5. Ограничивалась ли по проекту реформ М. М. Сперанского власть императора? Аргументируйте свой ответ.
Планы М. М. Сперанского в полном объеме не могли быть осуществлены.
6. Предположите, что имели в виду противники преобразований М. М. Сперанского, когда заявляли, что его реформы подорвут основы государства.
Помещик, желая освободить своих крестьян, предлагает им условия, которые по обоюдному согласию признаются лучшими, может представить их при прошении через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения. Если дается согласие, то условия освобождения предъявляются в Гражданскую палату, где записываются у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Крестьянин должен соблюдать обязательства по договору, иначе возвращается с землей и семьей во владение помещику по-прежнему.
Сама процедура была крайне сложной, поэтому помещики не стремились заниматься этим. К тому же помещики отдавали свои земли, получая взамен лишь небольшую пошлину, на что они не соглашались.
Реформы Сперанского
Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.
Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.
Главные положения проекта реформ Сперанского
Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.
Первый этап (1802-1807)
На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.
Второй этап (1808-1810)
После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:
После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.
Третий этап (1811-1812)
Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:
Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.
Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?
Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.
Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.
Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:
Причины и последствия отставки Сперанского
Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.
17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.
Главный итог деятельности Сперанского
Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.
Личность Сперанского
Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.
После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.
В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.
Справка
Политические взгляды Михаила Сперанского были изложены им в 1809 году в обширной записке, занимающей объем книги, «Введение к уложению государственных законов», где он представил программу широких преобразований.
Разрабатывая проекты реформ в России, Сперанский обратился к политическому опыту европейских государств, который показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к республиканскому. Россия, по мнению Сперанского, шла одним путем с Западной Европой.
Во главу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную и судебную, а также разделение властей на местные и центральные. Вертикальное и горизонтальное деление всего государственного политического механизма создавало последовательную систему, начинающуюся в волостных учреждениях и кончающуюся высшими правительственными учреждениями империи. Низшей единицей управления и самоуправления являлась волость. Волостное управление делилось на органы законодательства, суда и администрации, так же разделялись уездное, губернское и государственное управления.
Центральное государственное управление состояло, по Сперанскому, из трех независимых учреждений: Государственной думы (законодательная власть), сената (судебная власть) и министерств (административная власть). Деятельность этих трех учреждений соединялась в Государственном совете и через него восходила к престолу.
Судебная иерархия дополнялась по Сперанскому Верховным уголовным судом, состоящим при сенате и созываемым для суждения государственных преступлений, а также преступлений, совершенных министрами, членами Государственного совета, сенаторами, генерал-губернаторами. Верховный уголовный суд составлялся из членов Государственного совета, Государственной думы и сената.
Государственный совет, по реформам Сперанского, ограничивал решения императора. Император мог и не утверждать мнений и решений совета, но сама их формулировка «вняв мнению Государственного совета» показывала, что заменить эти мнения и решения было бы несогласно с положением.
Предложения, изложенные Михаилом Сперанским, для того времени выглядели весьма радикальными, отражали масонские идеи (Сперанский, как и многие выдающиеся личности Российской империи, был членом масонской ложи).
В начале 1810 года был учрежден Государственный совет, где Михаил Сперанский стал государственным секретарем. Совет, как и предлагал Сперанский, был разделен на четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Каждый департамент представлял свой председатель. В общем собрании председательство принадлежало императору или лицу по его ежегодному назначению. Для производства дел совета была учреждена государственная канцелярия из статс-секретарей под главным управлением государственного секретаря, который докладывал на общем собрании, представлял журналы совета на высочайшее усмотрение и заведовал всей исполнительной частью. Должность государственного секретаря, которую занимал Сперанский в то время, фактически давала полномочия второго государственного лица после императора.
Сам являясь одним из важнейших чиновников государства, Сперанский понимал значение чиновничьей армии для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. В августе 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или сдали экзамены по специальной программе. Она предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу «Табели о рангах». Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии, высокие оклады и право потомственного дворянства.
В апреле 1809 года вышел указ, изменивший порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, авторство приписывают Сперанскому.
По инициативе Михаила Сперанского в целях воспитания просвещенной элиты общества в 1811 году в Царском Селе под Санкт-Петербургом был создан Императорский Лицей. В числе первых лицеистов были Александр Пушкин, Константин Данзас, Антон Дельвиг.
Высшие слои русского общества восприняли проекты Сперанского как чересчур радикальные, и, в конечном счете, предложенные им реформы не были осуществлены в полной мере.
Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-х годов Сперанский увлекся мистицизмом, что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании «Священного Союза» Александр I.
(Дополнительный источник: С.Н. Южаков «Михаил Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность», Биографическая библиотека Ф. Павленкова,1892 г.)
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Реформы Сперанского: главные цели, причины провала, влияние на будущее Российской Империи
Период правления императора Александра I был отмечен проведением умеренно-либеральных реформ. Значительная их часть была разработана Михаилом Сперанским. Комплекс реформ, подготовленный этим государственным деятелем, был частично введен в жизнь в период 1802-1812 годов. Всё это оказало существенное воздействие на обстановку России.
Цели реформ
Михаил Сперанский был одним из политиков начала XIX века, который четко осознавал необходимость перемен. Он видел только 2 социальных класса в стране: рабов государевых и рабов помещичьих, что сулило застой и высокий риск бунтов.
Разрабатывая реформы, Сперанский преследовал следующие цели:
Часть нововведений предполагала перестройку и разделение государственной власти. Другие реформы распространялись на изменение сословных устоев.
Перечень основных положений
За годы работы Сперанским были сформулированы положения:
Социальные реформы Сперанского встретили протест со стороны дворян. Однако многие высказанные им идеи впоследствии были использованы следующими российскими императорами.
Первый этап
В период 1802-1807 годов Сперанский, работая совместно с Кочубеем, трудится над министерской реформой. Ее цель заключалась в преобразовании коллегий, созданных Петром I. К началу правления Александра I они снова функционировали в качестве государственных органов при императоре после упразднения Екатериной.
С 1802 года свою деятельность начали пришедшие на смену коллегиям министерства. Чтобы координировать работу этих органов, был дополнительно создан кабинет министров. В этот период Сперанский также опубликовал доклады, в которых отражался итог исследований на тему роли права в государстве, потребности в грамотном перераспределении ролей между различными руководящими учреждениями. Этот материал лёг в основу дальнейших проектов, разработанных этим деятелем.
Второй этап
К 1809 году положение Сперанского укрепилось. Получение доверия со стороны императора позволило ему занять наивысшую руководящую должность. В этот период им было разработано «Введение к уложению государственных законов», в ключевых положениях которого определялась суть реформ:
В соответствии с разработанными положениями в 1810 году Сперанский возглавил государственный совет, на который была полностью возложена функция по разработке и утверждению законов до формирования Думы. Этот орган также отвечал за финансовые дела.
Третий этап
В 1811 году Сперанским было создано «Уложение Правительствующего сената». В нем было предложено:
Практика показала, что кроме создания Государственного совета остальные замыслы политика остались на бумаге.
Почему реализация оказалась заморожена?
Существует несколько причин, по которым государственная и социальная модель государства, предложенного Сперанским, не стала реальностью. Первая заключалась в протесте со стороны консервативно настроенных дворян. Уже первый труд реформатора подвергся резкой критике.
Часть предложения Сперанского было создано под влиянием идей деятелей Французского просвещения. Результатом стало обвинение «в заигрывании с Наполеоном». Государственные органы, избранные путем голосования, предоставление гражданских прав слугам, крестьянам и рабочим, возможность перехода в другое сословие — некоторые, включая известного историка Карамзина, видели в этом шаге попытку разрушить исторические устои.
Сперанский также был задействован в разработке реформы финансовой системы, принятие которой привело к увеличению собираемых с дворян налогов. Это тоже усилило неприязнь к реформатору.
Вторая причина остановки преобразований крылась в личности Александра I. В силу характера он не мог допустить серьезного конфликта с дворянами, чего невозможны было избежать, если бы он начал активно претворять идеи Сперанского в жизнь. Критику, падавшую на его доверенное лицо, император переносил и на себя. В результате он не смог долго сдерживать напор дворянской оппозиции, хотя в первые годы защищал своего советника.
Кроме того, реформы, направленные на разделение власти, значительно ограничивали права и роль императора. С этим Александр тоже смириться не смог.
Заморозка проекта Сперанского отчасти была вызвана сменой отношений с Францией. В период, когда идеи частично реализовывались, между странами было относительное перемирие. Однако в условиях назревавшей войны перенимание французских идей было довольно рискованным шагом. При этом историки считают, что этот фактор вызвал бы временную заморозку реформ, если бы оставался единственной трудностью.
Причины отставки и ссылки Сперанского
Противодействие дворян, начавшееся в 1809 году, с каждым годом нарастало. Среди прочего Сперанского обвиняли:
При этом Александр I активно защищал свое доверенное лицо. В 1811 году он отказался принять поданное Сперанским заявление об отставке, причиной которого служило понимание в невозможности внедрения разработанной им системы в жизнь. Позднее по распоряжению императора Сперанскому был внучен орден Александра Невского.
Однако ввиду нараставшего сопротивления дворян, а также проявления других внешних и внутренних факторов, доверие Александра к Сперанскому постепенно падало. Подписание указа об отстранении от обязанностей государственного служащего произошло в марте 1812 года. 17 марта Александр I встретился со своим бывшим советником лично. Содержание того разговора никому не известно.
В сентябре 1812 годы Сперанского сослали в Нижний Новгород, а после перевели в Тверь. В 1814 году ему было разрешено вернуться в родное имение в Новгородскую губернию при условии политического надзора.
С 1816 года Сперанский получил возможность вернуться к государственной службе. Сначала он был назначен на пост губернатора Пензы, с 1819 года стал исполнять обязанности генерал-губернатора Сибири. В 1821 году он вновь принял участие в составлении законов, за что получил государственную награду от Николая I.
Значение проведенных реформ
Хотя Сперанскому не удалось при жизни увидеть созданную им модель государства, его идеи активно обсуждались после его смерти. В 1864 году начала действовать разработанная им вертикаль судебной системы. А в 1906 году впервые была создана Государственная Дума. Следовательно, хотя проект не получил полной реализации, отдельные его положения существенно изменили российскую политику.
Особенности личности Михаила Сперанского
Будущий государственный деятель появился на свет в 1772 году. Как представителя низшего духовенства, обучавшегося в семинарии, юношу ожидала карьера священника. Однако после окончания обучения его оставили в качестве преподавателя. После, по рекомендации митрополита Санкт-Петербурга, Михаил стал выполнять обязанности секретаря у князя Алексея Куракина, который был повышен до должности генерал-прокурора. Эта должность открыла будущему реформатору дверь в большую политику.
После знакомства с Кочубеем в 1801 году Сперанский присоединился к работе «Негласного комитета». За вклад в деятельность этой организации, выдающиеся познания в области права и теории государства им был получен орден Святого Владимира третьей степени. В это время императору требуется составление проекта для проведения государственных реформ.
Переломным моментом в истории стало подписание мира с Францией в 1807 году. Негласный комитет осудил действия Александра I и открыто выступил против принятого решения. В то же время Сперанский поддержал императора, тем самым заслужив его доверие. В результате Александр распускает Негласный комитет, начинает поддерживать Сперанского в качестве реформатора империи.
В течение нескольких лет этот деятель оставался вторым лицом в государстве. Он занимал должности государственного секретаря при Государственном совете, а также Обер-прокурора в сенате. Даже после отставки он делал все возможное, чтобы продолжать работать на благо страны.
Сперанский закончил свой жизненный путь в 1839 году, не оправившись после простудного заболевания. Незадолго до смерти его имя появилось в списках графских родов. И, хотя его идеи не получили должного воплощения в годы их появления, они продолжали оказывать влияние на дальнейшее развитие государства во время правления следующих российских императоров.