Предложения будем обозначать чем
Учим первоклассника составлять схемы предложения
Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.
Начало занятия
В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.
Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.
Простые схемы
Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.
Дети играют I_________.
Мама поливает цветы I__________.
После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.
Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.
Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!
Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?
Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.
Орфограммы в схемах
Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.
Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.
Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.
Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.
– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?
Построение схемы пошагово
Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.
Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:
После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.
Полезные советы взрослому
Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.
Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.
Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.
Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.
Что такое предложение?
Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.
Как слова образуют предложение?
Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?
Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделает?
Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.
Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.
Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.
Какие бывают предложения?
Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.
Повествовательное предложение
Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.
Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.
Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.
Вопросительное предложение
Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:
Кто поет на дереве? Какая это птица?
Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.
Побудительное предложение
С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.
А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.
В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Главные члены предложения
В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.
Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.
В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.
Распространенное и нераспространенное предложение
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.
Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.
Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.
В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.
В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.
Сравните:
Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.
Примеры
Что ты знаешь об обитателях моря?
Видеоурок
Конспект занятия «Предложение. Предложение состоит из слов»
Вероника Зуйкова
Конспект занятия «Предложение. Предложение состоит из слов»
Цель: Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным ответом. Формировать понятие о предложении. Учить детей обозначать предложение схемой. Выделять предложение из потока речи. Выделять отдельные слова в предложении, обозначать их схемой.
2) Учить детей отвечать на вопросы полным ответом.
Оборудование: Серия картинок к сказке «Репка», доска, маркер.У детей: тетради, простые карандаши.
Ход занятия.
1. Оргмомент, целеполагание.
-Дети, хотите узнать, что такое предложение и научиться рисовать схему предложений.
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка-
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли.
2. Основная часть. Работа по формированию понятия «Предложение».
Д. Посадил дед репку.
Эта схема показывает, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Точка показывает, что предложение закончилось. Нужно остановиться, немного отдохнуть, сделать паузу. Обычно предложение говорят на 1 вдохе (на одном дыхании). Так же и поют.
Далее выделяем из предложения отдельные слова.
В. -Предложение состоит из слов.
Поставьте руку на локоток, сожмите в кулачок. Будем считать, сколько слов в первом предложении.
В. Изобразим предложение схемой. ___.
Схему рисуют на доске и в тетрадях.
Рефлексия: Что такое предложение. Что обозначает схема предложения?
Конспект игрового занятия «Секрет волшебных слов» — школа этикета ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Блок: «Я и общество» Раздел: «Школа этикета» Тема: «Секрет волшебных слов» Форма работы: Занятие – игра.
Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.
Дидактическая игра «Составь предложение» Цель:Развивать у детей мышление, логику, грамматический строй речи, связную речь. Форма работы:индивидуальная, парная. Возраст:3-7 лет.
Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.
Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.
Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.
Предложение, его типы
Содержание:
Раздел науки о языке, изучающий речь, называется синтаксис. Одной из основных синтаксических единиц, участвующих в построении речи, является предложение.
Предложение — единица синтаксиса, признаки которой:
Состав предложения
Члены предложения подразделяются на:
Главные члены — грамматическая основа предложения, его фундамент. Это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает:
Сказуемое обозначает:
Второстепенные члены предложения поясняют основное значение главных членов, уточняют информацию. Эти слова грамматически связаны с подлежащим и сказуемым, связь выражается в форме вопроса. К второстепенным относятся:
— отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме Именительного):
— отвечает на вопросы Какой? Чей? и их варианты.
— отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? и др.
Типы предложений
Типы предложений дифференцируются в зависимости от принципа классификации:
Определения типа предложения
Для определения типа предложения необходимо ответить на ряд вопросов. Это позволит сделать правильные выводы относительно его характеристики. Алгоритм или план анализа следующий, какое предложение:
Пример письменного анализа предложения при определении его типа.
Простое предложение (подл. – мальчик, сказ. – спал, вздрагивал); повествовательное; невосклицательное; двусоставное; распространённое; полное; осложнено причастным оборотом (устав от беготни) и однородными сказуемыми (спал и вздрагивал).
При разборе сложного предложения дополнительно:
Дополнение
3 класс, 4 класс, 5 класс, 8 класс
Что такое дополнение
Дополнение в русском языке — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект.
Дополнения в предложении могут отвечать на такие вопросы:
Родительный падеж: кого? чего?
Дательный падеж: кому? чему?
Винительный падеж: кого? что?
Творительный падеж: кем? чем?
Предложный падеж: о ком? о чем?
Дополнение может быть связано с подлежащим, сказуемым, определением. Во время разбора предложения по членам его выделяют пунктирной чертой.
Пример
Чем выражены разные виды дополнений?
Ухватился (за что?) за забор
Разделить (на что?) на три
Причастие в роли существительного
Взглянул (на кого?) на входящего
Прилагательное в роли существительного
Думал (о чем?) о давнем
Неопределенная форма глагола
Просил (о чем?) приехать
Словосочетание из существительного и количественного числительного
Говорили (о ком?) о трех бардах
Наречие в значении имени существительного
Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня
Мы услышали громкое (что?) «мяу» из комнаты
Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже
Ехал (к кому?) к бабушке с дедушкой
Прямое дополнение
Прямое дополнение относится к переходным глаголам и обозначает предмет, на который направлено действие. Такие дополнения выражаются в виде существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Иногда — в родительном.
Рассмотрим примеры предложений, чтобы понять, чем бывают выражены прямые дополнения.
Если есть частица ни, глагол с не, отрицательное местоимение или наречие, которое усиливает отрицание:
Никогда никому не доверял своей тайны
Если дополнение выражено существительным с конкретным значением:
Не наклоняй знамя-то.
Если по смыслу дополнение выражает часть от целого:
Не купил конфет к чаю
Если дополнение стоит перед управляющим словом:
Землю не отнимут у них
Если дополнение выражено отвлеченным существительным:
Утро не принесло ясности
Если есть конструкция не + вспомогательный глагол в личной формате + управляющий глагол в неопределенной форме + дополнение:
Не хочу вспоминать про Оренбургскую осаду
Косвенное дополнение
Все дополнения, которые нельзя отнести к прямым, называют косвенными.
Как выражены косвенные дополнения
Обратился к сестре
Причастие в роли существительного
Взглянул на входящего
Неопределенная форма глагола
Наречие в значении имени существительного
Завтра не будет похоже на вчера
Словосочетание из существительного и количественного числительного
Говорили о трех бардах
Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже
Ехал к бабушке с дедушкой
Мы услышали громкое «мяу» из комнаты
Проверьте себя
Выделите дополнения в этих предложениях и укажите, чем они выражены.
Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой.
Он выбежал во двор, не надевая куртки.
Всю ночь он видел яркие сны о трех королевствах.
Оказалось, свежих цветов в этом доме давно не было.
Старики просили навестить их зимой, когда в деревне особенно одиноко.
Мы всю ночь проговорили о тех трех историях и не сразу заметили, как скоро наступил рассвет
- Предложения siri что это
- Предложения в которых о чем либо сообщается называются
Дополнение |