Предложения будем обозначать чем

Учим первоклассника составлять схемы предложения

Предложения будем обозначать чем

Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

Начало занятия

В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.

Предложения будем обозначать чем

Простые схемы

Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

Дети играют I_________.

Мама поливает цветы I__________.

После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

Орфограммы в схемах

Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.

– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

Предложения будем обозначать чем

Построение схемы пошагово

Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

Полезные советы взрослому

Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

Предложения будем обозначать чем

Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

Источник

Что такое предложение?

Узнаем, что такое пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке. С поня­ти­ем «пред­ло­же­ние» уче­ни­ков зна­ко­мят в 1 клас­се. Во 2 и 3 клас­се пер­во­на­чаль­ные зна­ния о пред­ло­же­нии рас­ши­ря­ют­ся и углуб­ля­ют­ся. Ученики узна­ют, какие быва­ют пред­ло­же­ния по цели выска­зы­ва­ния и силе выра­жен­но­го чув­ства, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ны­ми и второстепенными.

Как слова образуют предложение?

Наша речь состо­ит из слов. В 1 клас­се уче­ни­ки узна­ют, что неко­то­рые сло­ва назы­ва­ют пред­ме­ты. Слова, обо­зна­ча­ю­щие живые суще­ства, отве­ча­ют на вопрос кто? К нежи­вым пред­ме­там зада­дим вопрос что?

Другие сло­ва обо­зна­ча­ют дей­ствие пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет?

Эти сло­ва не про­сто назы­ва­ют пред­ме­ты и их дей­ствия, а, нахо­дясь рядом, оформ­ля­ют сооб­ще­ние, из кото­ро­го мож­но узнать, что про­ис­хо­дит с тем или иным пред­ме­том. Значит, в выска­зы­ва­нии сло­ва свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу. Эти сло­ва нахо­дят­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и орга­ни­зу­ют связ­ное по содер­жа­нию выска­зы­ва­ние, кото­рое назы­ва­ет­ся предложением.

Предложения будем обозначать чем

Первое сло­во в пред­ло­же­нии все­гда пишет­ся с боль­шой бук­вы. А в кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся точка.

Ветер дует. Птичка сидит на вет­ке. Воробей чирикает.

Какие бывают предложения?

Предложения отли­ча­ют­ся друг от дру­га не толь­ко сво­им содер­жа­ни­ем, тем, о чем в них гово­рит­ся. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, прось­ба­ми и поже­ла­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о чем-то с опре­де­лен­ной целью. Цель сооб­ще­ния ука­зы­ва­ет, для чего, зачем оно про­из­но­сит­ся, с какой инто­на­ци­ей, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем голоса.

Повествовательное предложение

Если в пред­ло­же­нии без выра­же­ния осо­бых чувств толь­ко сооб­ща­ют­ся какие-то све­де­ния о ком-либо или о собы­ти­ях и явле­ни­ях, реаль­но про­ис­хо­дя­щих, оно явля­ет­ся повествовательным.

Плещется вол­на. По реке плы­вет лод­ка. Рыбак ловит рыбу.

Интонация, с кото­рой эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся, спо­кой­ная, повест­во­ва­тель­ная, а в кон­це их голос несколь­ко понижается.

Предложения будем обозначать чем

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак точка.

Вопросительное предложение

Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы зада­ем вопросы:

Кто поет на дере­ве? Какая это птица?

Предложения будем обозначать чем

Эти пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с осо­бой вопро­си­тель­ной инто­на­ци­ей. Голос повы­ша­ет­ся в кон­це пред­ло­же­ния. Вопросительное пред­ло­же­ние завер­ша­ет вопро­си­тель­ный знак.

Побудительное предложение

С помо­щью пред­ло­же­ний мы можем побуж­дать кого-то к дей­ствию, а так­же выра­зить свою прось­бу, пожелание.

Предложения будем обозначать чем

Восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения отли­ча­ют­ся не толь­ко по цели выска­зы­ва­ния, но и по инто­на­ции. Одни пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся спо­кой­но, без про­яв­ле­ния осо­бых эмо­ций. Это невос­кли­ца­тель­ные предложения.

А неко­то­рые пред­ло­же­ния выра­жа­ют силь­ное чув­ство и про­из­но­сят­ся с осо­бой интонацией.

В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Предложения будем обозначать чем

Главные члены предложения

В пред­ло­же­нии име­ют­ся глав­ные чле­ны, кото­рые состав­ля­ют его осно­ву. В каж­дом пред­ло­же­нии сооб­ща­ет­ся, о ком или о чём идет речь.

Слово, обо­зна­ча­ю­щее лицо или пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии, явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Это подлежащее.

В пред­ло­же­нии обя­за­тель­но име­ет­ся вто­рой глав­ный член, кото­рый обо­зна­ча­ет, какое дей­ствие выпол­ня­ет под­ле­жа­щее. Это сказуемое.

Предложения будем обозначать чем

Распространенное и нераспространенное предложение

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, кото­рые явля­ют­ся грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым цен­тром пред­ло­же­ния. Другие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся второстепенными.

Подлежащее и ска­зу­е­мое могут выра­жать закон­чен­ную мысль самостоятельно.

Зима при­шла. Выпал снег. Дети рады.

В этих пред­ло­же­ни­ях содер­жат­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нераспространенным.

В пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член.

Сравните:

Наконец при­шла снеж­ная зима. Выпал белый пуши­стый снег. Все дети рады зиме.

Предложения будем обозначать чем

Примеры

Что ты зна­ешь об оби­та­те­лях моря?

Видеоурок

Источник

Конспект занятия «Предложение. Предложение состоит из слов»

Предложения будем обозначать чем Вероника Зуйкова
Конспект занятия «Предложение. Предложение состоит из слов»

Цель: Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным ответом. Формировать понятие о предложении. Учить детей обозначать предложение схемой. Выделять предложение из потока речи. Выделять отдельные слова в предложении, обозначать их схемой.

2) Учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

Оборудование: Серия картинок к сказке «Репка», доска, маркер.У детей: тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Оргмомент, целеполагание.

-Дети, хотите узнать, что такое предложение и научиться рисовать схему предложений.

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка-

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли.

2. Основная часть. Работа по формированию понятия «Предложение».

Д. Посадил дед репку.

Эта схема показывает, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Точка показывает, что предложение закончилось. Нужно остановиться, немного отдохнуть, сделать паузу. Обычно предложение говорят на 1 вдохе (на одном дыхании). Так же и поют.

Далее выделяем из предложения отдельные слова.

В. -Предложение состоит из слов.

Поставьте руку на локоток, сожмите в кулачок. Будем считать, сколько слов в первом предложении.

В. Изобразим предложение схемой. ___.

Схему рисуют на доске и в тетрадях.

Рефлексия: Что такое предложение. Что обозначает схема предложения?

Конспект игрового занятия «Секрет волшебных слов» — школа этикета ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Блок: «Я и общество» Раздел: «Школа этикета» Тема: «Секрет волшебных слов» Форма работы: Занятие – игра.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Предложения будем обозначать чемДидактическая игра «Составь предложение» Цель:Развивать у детей мышление, логику, грамматический строй речи, связную речь. Форма работы:индивидуальная, парная. Возраст:3-7 лет.

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Источник

Предложение, его типы

Содержание:

Раздел науки о языке, изучающий речь, называется синтаксис. Одной из основных синтаксических единиц, участвующих в построении речи, является предложение.

Предложение — единица синтаксиса, признаки которой:

Состав предложения

Предложения будем обозначать чем

Члены предложения подразделяются на:

Главные члены — грамматическая основа предложения, его фундамент. Это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает:

Сказуемое обозначает:

Второстепенные члены предложения поясняют основное значение главных членов, уточняют информацию. Эти слова грамматически связаны с подлежащим и сказуемым, связь выражается в форме вопроса. К второстепенным относятся:

— отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме Именительного):

— отвечает на вопросы Какой? Чей? и их варианты.

— отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? и др.

Типы предложений

Типы предложений дифференцируются в зависимости от принципа классификации:

Предложения будем обозначать чем

Определения типа предложения

Для определения типа предложения необходимо ответить на ряд вопросов. Это позволит сделать правильные выводы относительно его характеристики. Алгоритм или план анализа следующий, какое предложение:

Пример письменного анализа предложения при определении его типа.

Предложения будем обозначать чем

Простое предложение (подл. – мальчик, сказ. – спал, вздрагивал); повествовательное; невосклицательное; двусоставное; распространённое; полное; осложнено причастным оборотом (устав от беготни) и однородными сказуемыми (спал и вздрагивал).

При разборе сложного предложения дополнительно:

Источник

Дополнение

Предложения будем обозначать чем

3 класс, 4 класс, 5 класс, 8 класс

Что такое дополнение

Дополнение в русском языке — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект.

Дополнения в предложении могут отвечать на такие вопросы:

Родительный падеж: кого? чего?

Дательный падеж: кому? чему?

Винительный падеж: кого? что?

Творительный падеж: кем? чем?

Предложный падеж: о ком? о чем?

Дополнение может быть связано с подлежащим, сказуемым, определением. Во время разбора предложения по членам его выделяют пунктирной чертой.

Пример

Предложения будем обозначать чем

Чем выражены разные виды дополнений?

Ухватился (за что?) за забор

Разделить (на что?) на три

Причастие в роли существительного

Взглянул (на кого?) на входящего

Прилагательное в роли существительного

Думал (о чем?) о давнем

Неопределенная форма глагола

Просил (о чем?) приехать

Словосочетание из существительного и количественного числительного

Говорили (о ком?) о трех бардах

Наречие в значении имени существительного

Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня

Мы услышали громкое (что?) «мяу» из комнаты

Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже

Ехал (к кому?) к бабушке с дедушкой

Прямое дополнение

Прямое дополнение относится к переходным глаголам и обозначает предмет, на который направлено действие. Такие дополнения выражаются в виде существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Иногда — в родительном.

Рассмотрим примеры предложений, чтобы понять, чем бывают выражены прямые дополнения.

Если есть частица ни, глагол с не, отрицательное местоимение или наречие, которое усиливает отрицание:

Никогда никому не доверял своей тайны

Если дополнение выражено существительным с конкретным значением:

Не наклоняй знамя-то.

Если по смыслу дополнение выражает часть от целого:

Не купил конфет к чаю

Если дополнение стоит перед управляющим словом:

Землю не отнимут у них

Если дополнение выражено отвлеченным существительным:

Утро не принесло ясности

Если есть конструкция не + вспомогательный глагол в личной формате + управляющий глагол в неопределенной форме + дополнение:

Не хочу вспоминать про Оренбургскую осаду

Косвенное дополнение

Все дополнения, которые нельзя отнести к прямым, называют косвенными.

Как выражены косвенные дополнения

Обратился к сестре

Причастие в роли существительного

Взглянул на входящего

Неопределенная форма глагола

Наречие в значении имени существительного

Завтра не будет похоже на вчера

Словосочетание из существительного и количественного числительного

Говорили о трех бардах

Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже

Ехал к бабушке с дедушкой

Мы услышали громкое «мяу» из комнаты

Проверьте себя

Выделите дополнения в этих предложениях и укажите, чем они выражены.

Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой.

Он выбежал во двор, не надевая куртки.

Всю ночь он видел яркие сны о трех королевствах.

Оказалось, свежих цветов в этом доме давно не было.

Старики просили навестить их зимой, когда в деревне особенно одиноко.

Мы всю ночь проговорили о тех трех историях и не сразу заметили, как скоро наступил рассвет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дополнение