Предложение с союзом потому что сложное предложение
Приложение 3. Составные союзы
Приложение 3. Составные союзы
ПУНКТУАЦИЯ В КОНСТРУКЦИЯХ С СОСТАВНЫМИ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении может присоединяться к главной с помощью составных подчинительных союзов, например: ввиду того что, вместо того чтобы, в случае если, несмотря на то что, перед тем как, потому что, прежде чем и др.
Пунктуационная трудность заключается в том, что такие союзы могут целиком входить в придаточную часть (в этом случае части союза не разделяются запятой) или же расчленяться (в этом случае запятая ставится перед второй частью союза, а первая включается в состав главной части сложноподчиненного предложения как соотносительное слово).
Составной подчинительный союз расчленяется и запятая ставится между частями союза, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
А) Если придаточная часть предложения следует за главной – запятая ставится только перед союзом.
[Калугин] рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые приказания. Л. Толстой, Севастополь в мае. Мы принялись бегать по закрайку самого берега, и все выходило отлично, несмотря на то что кое-где лед ломался и выступала вода. Д. Мамин-Сибиряк, Дурной товарищ.
Б) Если придаточная часть находится внутри главной – запятые ставятся перед союзом и после всего придаточного предложения.
Он, несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина, чувствовал, что несколько неприлично в таком виде и при таком действии находиться в присутствии постороннего свидетеля. Н. Гоголь, Невский проспект. Все возы, потому что на них лежали большие тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми. А. Чехов, Степь. Художник, оттого что выпил два стакана портеру, как-то вдруг опьянел и неестественно оживился. А. Чехов, Припадок.
В) Если придаточная часть предшествует главной – запятая ставится только после всего придаточного предложения.
С тех пор как вечный судия // Мне дал всеведанье пророка, // В очах людей читаю я // Страницы злобы и порока. М. Лермонтов, Пророк. Вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке. Л. Толстой, Война и мир. В случае если Исполнитель не выполнил своих обязательств в сроки, указанные в настоящем Договоре, Заказчик вправе расторгнуть Договор.
Анализ примеров из художественной литературы позволяет разделить составные подчинительные союзы на четыре группы (в зависимости от особенностей пунктуационного оформления) и выявить следующие закономерности:
1. Составные подчинительные союзы ввиду того что; вместо того чтобы; в случае если / когда; в то время как; для того чтобы; до того как; мало того что; на случай если; несмотря на то что; оттого что; перед тем как; подобно тому как; по мере того как; после того как; потому что; прежде чем; при том что; с тем чтобы; с тех пор как могут целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но могут и расчленяться – в зависимости от приведенных выше условий. При этом следует отметить, что союзы ввиду того что, до того как, на случай если чаще расчленяются, союз прежде чем чаще не расчленяется, а перед союзом несмотря на то что запятая сохраняется и в случае его расчленения (это обусловлено тем, что союз образован при участии отглагольного предлога).
2. Составные подчинительные союзы благодаря тому, что; во имя того, чтобы; в отношении того, что; вплоть до того, что; в связи с тем, что; в силу того, что; вследствие того, что; в сравнении с тем, что; до тех пор, пока; за счёт того, что; затем, чтобы / чтоб; за то, что; из-за того, что; на основании того, что; насчёт того, что; на том основании, что; независимо от того, что; под видом того, что; под предлогом того, что; под тем предлогом, что; по поводу того, что; по причине того, что; по той причине, что; при всём том, что; при условии, что / если; ради того, чтобы; раньше, чем; с той целью, чтобы расчленяются (т. е. запятая ставится между частями союза). При этом, если придаточная часть присоединяется союзами вплоть до того, что; вследствие того, что; на основании того, что; на том основании, что; независимо от того, что, возможна постановка запятой не только между частями союза, но и перед союзом (если он расположен не в начале предложения).
4. Составные подчинительные союзы как если бы; меж / между тем как; потому как; словно как; так что (в значении следствия); тем более что; тогда как не расчленяются (т. е. запятая между частями союза не ставится).
Потому что — запятые где ставить?
Запятая ставится перед союзом «потому что» в сложноподчиненном предложении, отделяя главную часть от зависимой. Укажем, в каких случаях после слова «потому» ставится запятая, разделяя союз на две части.
Запятая ставится перед «потому что»
Прежде чем обсудить, где ставится запятая, вначале выясним, что слово «потому что» принадлежит к служебной части речи. Оно является подчинительным составным союзом, который преимущественно употребляется в сложноподчиненном предложении с придаточным причины.
Деревья закачались и зашелестели листвой, (почему?) потому́ что налетел порывистый ветер.
Рассматриваемый союз тождественен аналогичным подчинительным союзам со значением причины «так как», «поскольку» и в контексте заменяется ими без искажения смысла высказывания.
Понаблюдаем:
С берёз золотым дождем осыпаются листья, потому́ что наступила осенняя пора листопада.
С берёз золотым дождём осыпаются листья, так как (поскольку) наступила осенняя пора листопада.
В такой ситуации, когда придаточная часть находится в постпозиции и содержит указание на причину того, о чем говорится в главном предложении, запятая ставится перед подчинительным союзом «потому что».
Запятая ставится после слова «потому»
Правило | Пример |
---|---|
Если союз сложный (потому что, для того чтобы, с тех пор как и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или до всего сочетания, или перед что, чтобы, как. | Он не был в школе, потому что заболел (важен сам факт неявки). Он не был в школе потому, что заболел (важна причина неявки). |
Не разбиваются союзы так как, тогда как, лишь когда, даже если. | Он не явился, так как болел. Даже если вам выпал счастливый билет, не торопитесь бежать за призом. |
Рассмотрим ряд случаев, когда запятая может разделять составной союз «потому́ что» на две части, и тогда «потому» входит в состав главного предложения, являясь указательным словом.
Запятая ставится после слова «потому»:
1. в зависимости от смысла высказывания логическое ударение автор делает на слово «потому»
Ей стало неловко потому, что в тишине её замечание прозвучало неожиданно громко.
2. Перед словом «потому» имеется отрицательная частица «не»
Все жители деревни уважали бабу Марью не потому, что она была мастерица вышивать.
3. Выделительно-ограничительные или усилительные частицы «только», «лишь», «хоть», «все-таки», «просто», «прямо», «даже», «ведь» и пр. находятся перед первым компонентом союза.
Быстро стемнело только потому, что небо заволокли серые плотные дождевые тучи.
Давай откровенно поговорим об этом хоть потому, что следует выяснить, как это могло случиться с тобой.
Мальчонке было страшно лишь потому, что вокруг не было ни души.
Машина остановилась все-таки потому, что водитель резко затормозил.
4. В предложении имеются вводные слова, словосочетания и конструкции перед словом «потому»
Спуск к реке был скользким, думаю, потому, что недавно прошел ливень.
Малышка весело засмеялась, наверное, потому, что к ней подбежал игривый котенок.
Придется брать зонт с собой, кажется, потому, что вечер будет дождливым.
5. Слово «потому» присоединяет однородные члены или параллельные конструкции в сложноподчиненном предложении
На залив лег алый отблеск зари потому, что вечернее солнце стало багровым, и еще потому, что оно опустилось совсем низко над водой.
Видеоурок «Сложное предложение с союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, ГДЕ, КОГДА»
Сложные предложения с союзами что, чтобы, когда, потому что
Ответ или решение 2
В устной речи мы пользуемся в основном простыми предложениями, зачастую даже неполными, применяя интонации, мимику, жестикуляцию. А вот для богатства и красоты речи в художественных произведениях, да и просто в текстах часто используются сложные предложения для более полного выражения причинно-следственных, временных и других связей. Благодаря этому произведение принимает более глубокий окрас и структуру.
Характеристика сложных предложений
Сложные предложения бывают и вовсе бессоюзными, где между простыми предложениями отсутствует союз или союзное слово, связь здесь остается только смысловой.
Примеры сложных предложений с подчинительными союзами
Сложные предложения, в которых присутствует подчинительный союз, характеризуются подчинительной связью между простыми предложениями в составе сложного. А это значит, что от одной части (главного предложения) можно задать вопрос к другой (придаточному предложению). А теперь примеры:
1) Я всегда знала, что дед был капитаном большого корабля.
2) Ребёнку необходимо время, чтобы привыкнуть к новой обстановке.
3) Когда придёт зима, мне понадобится новый пуховик.
4) Моя сестра не любит школу, потому что её дразнят одноклассники.
Придаточное предложение может стоять как после главного, так и перед ним. А части сложноподчиненного предложения всегда отделяются знаком препинания.
1. Я(подлеж) не хотела идти гулять(сказуем), потому что на улице шел(сказуем) дождь(подлеж).
2. Я(подлеж) не пошла(сказуем) в школу, оттого что я(подлеж) заболела(сказуем).
3. Она(подлеж) захотела(сказуем) эту игрушку, после того как она(Подлеж) увидела(сказуем) ее на прилавке
4. Я(подлеж) не ходила(сказуем) в лес, с тех пор как моя подруга(подлеж) там заблудилась(сказуем).
5. Я(подлеж) пошла гулять(сказуем), за тем чтобы моя подруга(подлеж) не скучала(сказуем)
6. Я(Подлеж) хотела спать(сказуем) все больше, по мере того как наступала(сказуем) ночь(подлеж)
7. Я(подлеж) осталась дома(сказуем), потому что я(подлеж) устала(сказуем)
8. Я(подлеж) ушла(сказуем) домой раньше, оттого что учитель(подлеж) отменил(сказуем) последний урок
9. Я(подлеж) никогда не предавала(сказуем) друзей, после того как друзья(подлеж) предали(сказуем) меня
10. Я(подлеж) посмотрела(сказуем) этот фильм, после того как мои друзья(подлеж) посоветовали(сказуем) мне
Хлопочущий, трепещущий, дремлющий, хлещущий, волнующийся, плещущийся
, стелющийся, реющий,сеющий, колющий, борющийся, роющий, любящий, значащий, готовящийся, клеящий, терпящий, дышащий, слышащийся, строящийся, пенящийся, движущийся, скачущий, тащащий, независящий, независимый, волнуемый, уважаемый, контролируемый, незабываемый, решаемый, замечаемый оклеаиваемый, изменяемый, оканчиваемый, слышимый, видимый, ненавидимый, вспаханный, задержанный, прочитанный, обстрелянный, затеянный, посеянный, обвязанный, осыпанный, увешанный, подвешенный, занавешенный, ввыслышанный, высмеянный, купленный, допиленный, достроенный, настоенный, склееный, просмотренный, взлохмаченный, удостоенный, пристреленное ружьё стреляный, пристреленный, выкачанная, выкаченная, замешенное, замешанный, замасленный, навешанное, навешанная, перевешенный
Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО
Тема занятия: «Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение
с союзом ПОТОМУ ЧТО»
Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей составлять сложное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение, мышление, общую моторику. Развитие произвольного и непроизвольного внимания.
Оборудование. Дидактическая игра для составления схемы предложения, красный квадрат (союз ПОТОМУ ЧТО). Сюжетные картинки парные ( мальчик чинит тачку, у таки сломалось колесо; девочка подметает пол, рассыпанный сахар; девочка плачет, мяч в реке; радостный мальчик, победа в соревнованиях ). П ары предметных картинок ( заяц – волк, волк – охотник, охотник – медведь, медведь – мед, мед – пчела, пчела – распухший нос ). Игрушки по количеству детей, мешочек.
1. Организационный момент.
3 ФБМ. Игра «Охота на фигуры/буквы»
Детям предлагается бланк с различными фигурами/буквами. Задача ребенка – как можно быстрее зачеркнуть/обвести/подчеркнуть нужную фигуру/букву.
Рисование на листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими (1 ФБМ)
Детям предлагается нарисовать большой круг сначала ведущей рукой, а затем второй рукой. Потом дети одновременно двумя руками заштриховывают нарисованные круги.
Логопед задает детям вопросы, при ответе на которые им нужно использовать союз ПОТОМУ ЧТО:
Логопед говорит детям о том, что они отвечали сейчас сложными предложениями с союзом ПОТОМУ ЧТО. Объясняет им, что это маленькое слово помогает ответить на вопрос «Почему», связать два простых предложения – одно из которых описывает причину, а другое действие, вызванное причиной. Выставляет на доску схему предложений (по три синих прямоугольника, между ними красный прямоугольник ПОТОМУ ЧТО).
3. Составление сложного предложения по двум сюжетным картинкам
Далее логопед предлагает детям объединить 2 простых предложения в одно сложное с помощью маленького слова ПОТОМУ ЧТО (красный квадрат выставляется между схемами получившихся простых предложений).
Мальчик чинит тачку, потому что сломалось колесо.
Аналогичным образом составляются сложноподчиненные предложения по другим картинкам ( Девочка подметает пол, потому что она рассыпала сахар. Таня плачет, потому что она уронила мячик. Петя радуется, потому что он победил в соревнованиях ).
Далее логопед предлагает детям составить сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО по сюжетным картинам. Например, Мама расстроилась, потому что дети не убрали за собой игрушки. Девочка плачет, потому что мальчик отнял у нее мяч. Дети убегают из комнаты, потому что испугались «живой» шляпы.
4. Составление сложноподчиненных предложений по упрощенной схеме
Логопед убирает с доски схемы предложений. И выставляет на доску пары предметных картинок ( заяц – волк, волк – охотник, охотник – медведь, медведь – мед, мед – пчела, пчела – распухший нос ), а между ними союз ПОТОМУ ЧТО. Предлагает детям составить сложные предложения с маленьким словом ПОТОМУ ЧТО.
Заяц быстро убегает, потому что за ним гонится волк. Волк прячется в логове, потому что боится охотника. Охотник отправился в лес, потому что хочет поймать медведя. Медведь залез в улей потому что хочет достать мед. Пчела собирает нектар, потому что хочет сделать мед. У Пети распух нос, потому что его укусила пчела.
5. Динамическая пауза.
Растяжка: пальцы собраны в кулачки и прижаты к животу. Далее кулачки прижимаются к плечам, дети прогибают спины и вытягиваются в «струнку».
6. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Логопед предлагает детям вытащить игрушки из мешочка и составить предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.
7. Игра «Звонкое слово»
Логопед говорит детям, что «звонким» сегодня будет маленькое слово ПОТОМУ ЧТО. Когда дети его услышат, нужно будет его повторить. На остальные слова дети молчат.
Потом, из-за, поле, ПОТОМУ ЧТО, потом, что, почему, ПОТОМУ ЧТО.
8. Итог занятия, оценка деятельности детей.