Предложение что это 2 класс правило
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это… в русском языке (определение, правило).
Узнаем, что такое предложение в русском языке. С понятием «предложение» учеников знакомят в 1 классе. Во 2 и 3 классе первоначальные знания о предложении расширяются и углубляются. Ученики узнают, какие бывают предложения по цели высказывания и силе выраженного чувства, какие члены предложения являются главными и второстепенными.
Как слова образуют предложение?
Наша речь состоит из слов. В 1 классе ученики узнают, что некоторые слова называют предметы. Слова, обозначающие живые существа, отвечают на вопрос кто? К неживым предметам зададим вопрос что?
Другие слова обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделает?
Эти слова не просто называют предметы и их действия, а, находясь рядом, оформляют сообщение, из которого можно узнать, что происходит с тем или иным предметом. Значит, в высказывании слова связаны между собой по смыслу. Эти слова находятся в определенном порядке и организуют связное по содержанию высказывание, которое называется предложением.
ОпределениеПредложение — это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.
Ветер дует. Птичка сидит на ветке. Воробей чирикает.
Какие бывают предложения?
Предложения отличаются друг от друга не только своим содержанием, тем, о чем в них говорится. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами и пожеланиями. Каждое предложение сообщает о чем-то с определенной целью. Цель сообщения указывает, для чего, зачем оно произносится, с какой интонацией, с повышением или понижением голоса.
Повествовательное предложение
Если в предложении без выражения особых чувств только сообщаются какие-то сведения о ком-либо или о событиях и явлениях, реально происходящих, оно является повествовательным.
Плещется волна. По реке плывет лодка. Рыбак ловит рыбу.
Интонация, с которой эти предложения произносятся, спокойная, повествовательная, а в конце их голос несколько понижается.
ОпределениеПредложение, в котором о ком-то или о чем-то сообщается, называется повествовательным.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак точка.
Вопросительное предложение
Если у нас есть цель узнать о чем-то, то мы задаем вопросы:
Кто поет на дереве? Какая это птица?
ОпределениеПредложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным.
Эти предложения произносятся с особой вопросительной интонацией. Голос повышается в конце предложения. Вопросительное предложение завершает вопросительный знак.
Побудительное предложение
С помощью предложений мы можем побуждать кого-то к действию, а также выразить свою просьбу, пожелание.
ОпределениеПредложение, в котором советуют что-то сделать или побуждают к действию, называется побудительным.
ВыводИтак, по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Предложения отличаются не только по цели высказывания, но и по интонации. Одни предложения произносятся спокойно, без проявления особых эмоций. Это невосклицательные предложения.
А некоторые предложения выражают сильное чувство и произносятся с особой интонацией.
ОпределениеПредложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным.
В конце такого предложения ставится восклицательный знак.
Главные члены предложения
В предложении имеются главные члены, которые составляют его основу. В каждом предложении сообщается, о ком или о чём идет речь.
Слово, обозначающее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, является главным членом предложения. Это подлежащее.
ОпределениеПодлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
В предложении обязательно имеется второй главный член, который обозначает, какое действие выполняет подлежащее. Это сказуемое.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал?
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Распространенное и нераспространенное предложение
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения, которые являются грамматическим и смысловым центром предложения. Другие члены предложения являются второстепенными.
Подлежащее и сказуемое могут выражать законченную мысль самостоятельно.
Зима пришла. Выпал снег. Дети рады.
В этих предложениях содержатся только главные члены предложения. Такое предложение является нераспространенным.
ОпределениеПредложение, в котором есть только главные члены предложения, называется нераспространенным.
В предложении, кроме главных членов, могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее или сказуемое или другой второстепенный член.
Сравните:
Наконец пришла снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Все дети рады зиме.
ОпределениеПредложение, в котором, кроме главных, есть второстепенные члены предложения, называется распространенным.
Распространенные и нераспространенные предложения отличаются по цели высказывания и интонации.
Примеры
Что ты знаешь об обитателях моря?
Видеоурок
Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки»
Анна Бобкова
Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки»
Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки.
Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки.
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 2
— предметные:
актуализировать знания учащихся, о предложении полученные в 1 классе;
формировать умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в предложении, писать слова раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения;
развивать речевой слух при выделении в речи отдельных предложений;
формировать умения определять границы предложения в деформированном тексте;
развивать опыт монологической речи (умения высказываться).
— метапредметные:
• Уметь строить рассуждения;
• Уметь осуществлять анализ объектов;
• Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
• Уметь оценивать выполнение действий и вносить коррективы, уточнения;
• Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме (скажите, расскажите, объясните).
• Работать взаимодействуя со взрослым, сверстниками;
• Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
• Работать с текстом учебника (понимание, воспроизведение);
• Принимать и осваивать социальную роль «Я-ученик», формировать личностный смысл учения;
• Формировать положительное отношение к русскому языку как к предмету изучения:
• Формировать чувство гордости за свою Родину.
Учебная задача для учащихся
• Отличать предложения от группы слов;
• Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи;
•Ответить на вопрос: «Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?»
• Формулировать вывод по результатам наблюдений.
Наглядность/оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, оформленный кроссворд на каждого, цветок –ромашка для кроссворда.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой урока.
— Возле парты встанем сначала.
Это означает урока начало.
Наши мысли в порядок приведем,
Ведь слово “оживлять” мы начнем.
Подарим улыбку друг другу, для всех!
Только это принесет нам удачу, успех!
-Откройте тетради, запишите число и классная работа.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Минутка чистописания.
— Запишите строчными первые буквы,с которых начинаются следующие слова: зебра, улитка, домик, воробей, цапля. Буквы пишем красиво.
-Какие буквы записали? (з, у, д, в, ц)
-Что общего у этих букв? (элемент – петелька)
— Чередуя, допишите эти буквы до конца строки.
2) Словарная работа.
— Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, а поможет нам цветок – ромашка. (На доске цветок ромашка и кроссворд. На лепестках цветка написаны номера, которые соответствуют порядковым номерам слов в кроссворде, а с обратной стороны — комментарии к слову. Ученик «срывает» лепесток, читает, отгадывает и все записывают слово в клетки кроссворда, проговаривая правильное написание словарного слова)
1. У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока.
Так ведь это … (Деревня)
4. Она не собака, но лает
Хвостом длинным, рыжим виляет
Не кошка, но ловит мышей. +
И в норке растит малышей.
В деревню в курятник за птицей
Пойдёт тёмной ночью. (лисица).
5. Змейка, как огромный рот,
Всё проглотит кашалот,
Карандаш, линейку, ластик,
И цветной большой фломастер!
6. Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
— Прочитайте ключевое слово номер 7 по вертикали. (РОДИНА) Послушайте стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
• Отечество, родная страна. Место рождения кого-нибудь.
• Большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками.
— Назовите опасное место в написании слова «родина» и поясните.
— Слово «родина» иногда пишется с заглавной буквы, а иногда со строчной. В каком случае мы пишем слово «родина» с заглавной, а в каком со строчной?
-Запишите слово «родина» в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
III. Целеполагание. Актуализация знаний и постановка первой познавательной задачи урока.
-Прочитайте запись на доске?
Кот, на, греется, солнышко, Васька.
-Что записано на доске? (Слова)
-Почему вы так считаете? (Записаны через запятую, не объединены общим смыслом.)
-Что мы можем сделать с этими словами? (Составить из них предложение)
-Какое? (Кот Васька греется на солнышке.)
-О чём мы будем говорить на уроке? (О предложении)
-Определите учебно-познавательную задачу урока (Что такое предложение)
— Да, мы начинаем изучение нового раздела «Предложение». Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел на странице 23.
-Сегодня на уроке мы должны решить с вами две познавательные задачи. Первую – что такое предложение? – мы сейчас и будем решать. Для начала давайте вспомним, что мы знаем о предложении. (Предложение состоит из слов, оно выражает закон-ченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы)
-Молодцы! Прочитайте задание упражнения 20 на странице 24. Определите, где записано предложение.
-Почему не все записи являются предложениями? Объясните свой ответ.
-Спишите это предложение.
— Сделаем вывод: Что же такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
-Прочитаем правило в учебнике на стр. 24, правильно ли мы сказали?
Утром стрекоза проснулась, («протираем глазки»)
Потянулась, улыбнулась. (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).
Раз – росой она умылась, («умываемся»)
Два – изящно покружилась, (кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели)
На четыре – полетела. («полетели» – машем руками, как крыльями)
У реки остановилась, (присели)
Над водою закружилась. (побежали по классу)
— Выполним устно упражнение 21 на стр. 24.
IV. Постановка второй познавательной задачи урока.
-А теперь выполним упражнение 22 страница 25 учебника (робота устно и письменно)
-Какую вторую познавательную задачу мы будем решать на уроке? (Какие знаки препинания ставятся в конце предложения)
-Прочитайте текст на доске:
Мы гуляли в осеннем лесу
До чего красиво здесь
А вы были в осеннем лесу
-Какая здесь допущена ошибка? (Нет знаков препинания в конце предложения)
— Подумайте, какие знаки препинания можно поставить и почему?
-Давайте устно ответим на вопрос третьего предложения.
-Спишите предложения.
V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
— Откройте учебник на странице 40 и ответим на первые два вопроса рубрики «Проверь себя».
-Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
-Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Поднимите зелёный квадратик.
-Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите жёлтый квадрат.
-У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите красный квадратик.
VII. Домашнее задание
Выучить правило на стр. 24, упр. 22 – устно, упр. 24, стр. 26 – письменно.
Конспект урока русского языка во 2 классе «Единственное и множественное число глагола» Тема урока Класс Единственное и множественное число глаголов 2 Тип урока Урок изучения нового материала Цель урока познакомить с единственным.
Конспект занятия и презентация урока русского языка в 4 классе «Время глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Время глагола Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам». Задачи:.
Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе «Различие падежей» Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.
Конспект урока русского языка в 2 классе «Имена прилагательные, противоположные по значению» Цель урока: Формировать представления о прилагательных-антонимах и их роли в речи. Задачи: познакомить учащихся со словами,.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Методическая разработка конспекта урока по развитию речи на тему: «Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Подготовила:.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 19. Закрепление по теме «Предложение».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Предложение –это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Распространённое предложение – это такое предложение, в котором помимо главных членов есть второстепенные.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, действие предмета-подлежащего и отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?».
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Что такое предложение?
это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
В конце предложения ставятся знаки препинания.
В вопросительных предложениях зачастую используются вопросы: Где? Куда? Зачем? Откуда? Сколько? Почему? И другие.
Где же ты пропадал все это время?
Откуда ты знаешь про мой день рождения?
Почему ты предпочитаешь футбол, а не хоккей?
Восклицательный знак ставится в тех предложениях, в которых присутствует радость, сильные эмоции.
Не подходите близко к клетке с тигром!
У вас очень смышлёный ребенок!
Какая мерзкая погода на улице!
Точка ставится в тех предложениях, в которых о чём-то повествуется, рассказывается без особых эмоций.
Мы с классом ходим в театр каждую четверть.
Пушистая белочка прыгает с ветки на ветку.
В этой реке водятся караси и пескари.
Предложение состоит из членов предложения: главных и второстепенных.
Второстепенные члены предложения поясняют и дополняют сведения, которые передают главные и другие второстепенные члены.
Подлежащее— это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?)
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, действие предмета-подлежащего и отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?».
Сказуемое отвечает на вопросы: что сделал? Что делал? Что сделает? Что делает? И т.д.
В предложении сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Предложения делятся на распространённые и нераспространённые.
Распространённое предложение- это такое предложение, в котором помимо главных членов есть второстепенные.
Примерыи разбор решения заданий тренировочного модуля
Распределите слова из предложений в две группы.
Подсказка:не все слова нужно распределять.
Правила по русскому языку для 2 класса
Правила по русскому языку, 2 класс «Это мы должны знать!»
Составитель: Сабитова Лилия Ильсуровна
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Слова в предложении связаны по смыслу.
Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо или о ком – либо спокойно сообщается.
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
По цели высказывания предложения бывают:
Повествовательные: Я читаю интересную книгу.
Побудительные: Надо читать книги.
Вопросительные: Ты прочитал эту книгу?
По интонации предложения бывают:
Восклицательные: Береги честь смолоду!
Невосклицательные : Книга – источник знаний.
10. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
Наступила холодная зима.
( Что?) Зима – это подлежащее, зима (что сделала?) наступила – это сказуемое.
На письме звуки обозначаются буквами.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.
-это выделение голосом одного из слогов в слове.
Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным (сильная позиция). Остальные слоги в слове безударные (слабая позиция).
1. При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э]. Произносятся только с голосом.
2. Гласный звук образует слог.
3. В ударных слогах 6 гласных звуков [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
4. В русском языке 10 гласных букв : а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
5. Буквы а, о, и, ы, у, э обозначают гласные звуки.
-после гласных звуков: МА Я К (м а й’ а к)
-после ъ и ь знаков: СЕМЬЯ (с’ и м’ й’ а)
5. Безударные гласные в слове.
1. Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
2. Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
3. Буквы А, О, Е, И, Я в безударных слогах нужно проверять.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение. Например: СТ О ЛБЫ – столб.
Если буква гласная вызвала сомнения, ты её немедленно ставь под ударение!
6. Родственные слова.
Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными : зима – зимний, дуб – дубовый.
Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково.
При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
Произносится с голосом и шумом или только с шумом.
2. Слог образует только с гласным звуком.
11. Мягкие и твёрдые согласные звуки.
1.Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами: А, О, У, Ы, Э
2.Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е, Ё, И, Ю, Я и Ь
12.Разделительный мягкий знак.
На конце и в середине слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Мягкий знак пишется после согласного и перед гласными: Е, Ё, Ю, Я.
Запомни слова, в которых в середине не пишется ь :
ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, НАСТЯ
14.Алфавит или азбука
— это все буквы, расположенные по порядку.
В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Слог может состоять:
— из гласного и одного согласного: ОН, ТЫ
— из гласного и нескольких согласных: ХЛЕБ, ДОМ
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
-Слова из одного слога: ДОМ, СНЕГ
17. Двойные согласные.
В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы.
Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.
Предлоги: К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С
19.Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
Глухие согласные состоят только из шума.
Парные согласные твёрдые: звонкие [ б] [в] [г] [д] [ж] [з] глухие [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].
Парные согласные мягкие: звонкие [ б`] [в`] [г`] [д`] [з`].
Непарные согласные твёрдые: звонкие [ л] [м] [н] [р]
Непарные согласные мягкие: звонкие [ л`] [м`] [н`] [р`] [й`].
Слова с парным согласным звуком в корне нужно проверять. Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.
Пишутся с заглавной буквы : имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей, океанов.
Например: мальчик Коля, девочка Даша, собака Жучка, кот Барсик, Россия, город Казань, деревня Славная, улица Симонова, река Казанка, море Чёрное, океан Тихий
Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значений.
НОЖКА – стола или стула, гриба или цветка, циркуля, ласковое название ноги человека;
ШЛЯПКА – женский головной убор, опять же гриба, гвоздя;
ХВОСТ – животного, самолета, поезда, очереди;