Предание о покорении сибири ермаком что правда а что вымысел

Новое в блогах

Миф о покорении Сибири

Современная Сибирь и Сибирское царство XVI века.

Как небольшой отряд казаков под предводительством Ермака мог завоевать Сибирь?

Естественно, говоря о завоевании Ермаком Сибири, историки имеют в виду не всю территорию Сибири, а лишь Западную Сибирь, да и то только ее южную часть. Находившееся здесь Сибирское ханство было немаленьким и сопоставимо по размерам с современными Германией или Францией, но в масштабах всей сегодняшней Сибири оно не занимало и десятой доли ее территории. Поэтому словесный оборот «покорение Сибири» явно неудачный и вызывает неверные ассоциации.

Вспомним, что нам говорят историки.

В 1582 году в Сибирь отправился отряд казаков под предводительством некоего Ермака Тимофеевича или просто Ермака. Так принято считать. Однако эта история настолько темная, что, то, как точно звали этого человека, осталось неизвестным. То ли Ермак, то ли Ермолай, то ли Герман. А еще: Еремей, Василий… Существует много принципиально отличных портретов этого персонажа.

Не привычный для нас образ Ермака. Рисунок неизвестного художника.

По распространенному мнению, Ермак возглавлял шайку разбойников, грабивших на Волге купеческие и даже царские суда. Спасаясь от войск Ивана Грозного, Ермак с пятью сотнями товарищей бежал на Каменный пояс, где местные промышленники Строгановы и предложили поискать ему удачи еще дальше на востоке, в Сибири. Ермак согласился и, прихватив еще людей Строгановых, отправился в свой знаменитый поход.

Как мы видим, история описывает нам эти события просто как продолжение разбойничьих действий казаков. Ни о какой государственной службе или политике речи нет. Однако, разбив хана Кучума и заняв его столицу, Ермак отправил в Москву посла, который известил царя о том, что его владения намного увеличились. Обрадованный Иван отправил вчерашним преступникам богатые подарки. Тут бы и конец истории, но… никакого завоевания и уж, тем более, присоединения Сибири не произошло.

Ермак вскоре погиб, почти все казаки были перебиты, а оставшиеся в живых вернулись обратно к Строгановым. В том же году умер и Иван Грозный, на трон сел его сын Федор. Хан же Кучум продолжал править Сибирью и воевать с пришедшими сюда царскими отрядами. Только через полтора десятка лет его войско будет полностью разбито, семья взята в плен, а сам он будет вынужден бежать из своей страны, оставив ее московскому царю. Лишь с этого момента можно говорить о каком-то завоевании и присоединении Сибири, да и то с большой натяжкой, потому что спокойно здесь станет еще не скоро.

Традиционная история покорения Сибирского царства Ермаком, создает впечатление, что на этом история всей Сибири закончена. Она стала российской как-то сама собой, и ее история – это уже последующая история России. Естественно, что это не так. Размеры Сибири не идут ни в какое сравнение с величиной Кучумова царства, и ее освоение – вот это действительно история. Которую мы, однако, не знаем, и вместо которой нам подсовывают какую-то байку о Ермаке.

Вся история о так называемом покорении Сибири Ермаком является выдумкой. Мало того, что сама по себе это эпопея неправдоподобна и недостоверна, она еще и никак не вписывается в логику предшествующих и последующих событий. Ну о каком Ермаке и его великом деянии может идти речь, если это самое Сибирское царство было завоевано, как пишут опять же историки, аж за сто лет до этого! Еще Иван III подчинил себе эту территорию, и Сибирь с тех пор регулярно выплачивала Москве дань. В том числе, естественно, платил ее и Кучум.

Одной рукой историки пишут о завоеванной еще в XV веке Сибири, а другой, о подвиге некоего Ермака, который впервые ее завоевал спустя целое столетие. Да и это, как мы увидели, оказывается, мягко говоря, преувеличением. В конце концов, что это за война такая и против кого, если взятый в плен царевич, племянник Кучума и главнокомандующий его войсками, сразу же назначается воеводой в русской армии. В войне против шведов, он командовал полком левой руки, – генерал, говоря по-современному. И приказы он отдавал на русском языке, которым владел свободно. Да что же это такое!? Как можно все эти разношерстные представления увязать в одну историю и, вдобавок, считать ее правдивой?

Вместо того чтобы поведать о том, как вся Сибирь оказалась российской, отечественная история зациклилась на Сибирском царстве, ходит вокруг него кругами, являя с каждым заходом новые небылицы. Продвинуться чуть дальше, за Обь, не получается. Узнаем ли мы когда-нибудь о том, кто и как жил в те времена на большей части нашей страны?

Источник

О покорении Сибири Ермаком:
Краткое содержание

Узнал царь Иван (Грозный), что за Уралом есть богатая земля Сибирь. И правит в ней злой хан Кучум. Так захотел царь Сибирь покорить, своей сделать, что заболел. Боярам ничего не сказал о мечте своей, а слуге-крестьянину открылся: нужен ему для дела «храбрый да удалый» человек. Слуга посоветовал атамана донского казака Ермака Тимофеевича. Год искали казака – не нашли. Царь слугу в богатые доспехи одел и тоже на поиски отправил. Но слуга все снял и пошел, как странник.

Встречный странник сказал ему, что Ермак на Урале. Передал слуга просьбу царя семье казака. Пришел Ермак, вольный казак, в Москву к царю без поклона, даже шапку не снял. Царь сказал Ермаку искупить вину вольных набегов – взять Сибирь. Собрал атаман казаков и пошел до Тобола, а оттуда на лодках до Иртыша. Победили казаки ханское войско. Много воинов полегло и с той, и с другой стороны. А Кучума убили – он обманщик был. С тех пор «русские могут жить в Сибири». И местным жителям при русских стало легче. До сих пор жива в народе память о Ермаке и его службе Руси в деле присоединения земли сибирской.

Читательский дневник по преданию «О покорении Сибири Ермаком»

Сюжет

Царь Иван задумал покорить Сибирь. Через слугу из крестьян он находит для похода казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Ермак царю не слуга, но для России рад стараться. Он побеждает хана Кучума. Русские заселяют Сибирь. Народ помнит подвиг Ермака.

Отзыв

Правда и вымысел

Поход атамана Ермака в Сибирь состоялся в 1581-82 г.г., во время царствования Ивана IV (Грозного). Сибирь и ее богатства стали русскими. Увеличилась территория Русской земли, кочевники перестали угрожать ее границам. С Ермаком на самом деле был не очень большой отряд казаков. У хана людей было больше, но они хуже воевали и считали выгодным подчиниться русскому царю. Однако не царь, а купцы Строгановы позвали отряд охранять их владения от хана. Атаман сам решил взять Сибирское ханство для России. Кучум действительно был убит, но прежде был убит сам Ермак. Вымысел, сказочный элемент – беседа царя и слуги-крестьянина, царя и атамана.

Источник

Правда и мифы о Ермаке в трудах М.К. Козыбаева

Историческая правда о Ермаке и его заслугах крайне трудна, неудобна, потому что из далекого прошлого бросает тень на сегодняшние отношения народов, что требует объяснений. Из истории Отечества известно, что Россия после покорения Казанского, Астраханского и Крымского ханств вплотную занялось колонизацией Сибири.

Исследователь В. Каргалов пишет: «По традиции начало присоединения к Российскому государству Западной Сибири связывается с именем прославленного атамана Ермака Тимофеевича, который со своей казацкой вольницей в начале восьмидесятых годов XVI столетия приплыл на реку Иртыш, разгромил хана Кучума и потом «бил челом Сибирским царством» царю Ивану IV Грозному. В действительности же присоединение Западной Сибири началось значительно раньше, и первыми русскими воеводами, возглавившими в 1483 г. большой поход в Сибирские земли, были князи «Федор Курбский и Иван Салтын-Травин». Некоторые историки и дипломаты, вольные или невольные эпигоны имперского мышления, настаивают на том, что Россия не была колониальной, имперской державой.

Но тогда какой? Из чего сложилось гигантское государство, границы которого скоро достигли Тихого океана и даже некоторых его островов?

Доктор исторических наук В. Галузо пишет: «Крепостническая Россия осуществляла колониальную политику с того периода, когда объединение русских земель в единое централизованное государство начало перерастать в расширение территории Московского царства за счет присоединения соседних, более слабых народов. Завоевание Поволжья и Сибири во второй половине XVI в., присоединение большей части Казахстана и Кавказа в XVII-XVIII вв. были исходным этапом российской военно-феодальной колониальной политики, возникновения российского военно-феодального империализма. Это были захваты эпохи первоначального накопления. Социальной базой такого «империализма» был крепостнический строй Московского царства, Российской империи»./Казахстан в концепции Октября. Алма-Ата. 1968 г. с. 3-4/

К 1914 году Россия имела колонию площадью 17,4 млн. км с 33,2 млн. жителей. К числу российских колоний В.И. Ленин причислял Сибирь, Кавказ, Бухару, Хиву. /Ленин В.И полн. собр. сочн. Т.26. с. 314,Т. 27. с.377/. Эти территории были завоеваны Россией еще со времен крепостничества.

Одним из первых предводителей ударных отрядов царизма, «присоединивших» Сибирь, стал Ермак. Тот самый, легендарный, который «на диком береге Иртыша».

Предание о покорении сибири ермаком что правда а что вымысел

В конце июня 1581 года польский король Стефан Баторий получил письмо от коменданта Могилева Стравинского. В этом послании комендант сообщал об оборонительных боях, которые вел с русскими войсками, и упомянул несколько фамилий русских воевод, атаковавших Могилев. Среди тех, чьи имена назвали коменданту пленные, был и «Ермак Тимофеевич – атаман казацкий».

Послание Стравинского польскому королю – первый известный достоверный документ, в котором звучит имя Ермака. Документ очень важный, ведь если бы не эта строчка в письме, то Ермак участвовал в Ливонской войне в 1581 году, сложнее было бы датировать начало его похода в Сибирь.

Но кто был этот человек? Уже четыре века гипотезы, легенды. Ермак. Не правда ли имя странное, редкое, непривычное. И в то далекое время оно встречалось нечасто. По словарю Даля, Ермак – это «малый жернов для ручных крестьянских мельниц». Исследователи биографии Ермака называют его по-разному: Ермек, Жармак, Токмак, Токпак, Ермолай, Ермил, Герман, Василий, Тимофей, Еромей, Еремей. Многие считают, что, скорее всего, атамана звали Ермолаем, а для краткости Ермаком.

Изображений Ермака не сохранилось. Лишь через сто лет после похода появились первые изображения атамана на иконах и картинах. Они составлены по словесным описаниям дружинников. Также спорны и противоречивы и сведения о годе и месте рождения атамана, о его биографии до сибирского похода. По-видимому, к началу экспедиции в 1582 году ему было примерно 40-45 лет. Родился Ермак примерно в 1540 году. Существует несколько версий о тех местах, откуда родом Ермак. Уральцы считают, что «начинался» Ермак на Чусовой. Распространено мнение, что он «родом из Двины из Борку». Сейчас это село Игнатьевское в Красноборском районе Архангельской области. В середине XIX в. только в Приуралье и Зауралье более 30 населенных пунктов носили название Ермаки, Ермаков, Ермаковка.

Среди историков нет единого мнения относительно его проис­хождения. Знаменитый русский историк Н. Карамзин отмечает, что вождь дружины русских, татар, литвы, немцев был человеком «рода неизвестного». Летопись Есипова приводит иную версию о происхождении Ермака: «О себе же Ермак известие написал, от­куда рождение его. Дед его был суздалец, посадской человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошел в Володимер, именем его звали Афонасей Григорьевич, сын Аленин, и тут воспита двух сы­нов Родиона да Тимофея, и кормился извозом и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а отуда бежа з женою и з детми в Юрьевец Поволской, умер, а дети, Родион и Тимофей, от скудости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгановы; ему породи детей: у Родиона два сы­на Дмитрей да Лука, у Тимофея дети Таврило да Фрол да Василеи. И онной Василей был силен и велеречив и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звашеся атаманом, прозван Ермаком, сказуется дорожной артельной таган, а по-волжски – жерновой мельнец рушной» /Сибирские летописи. С. 305-306/

В летописи Есипова указывается, что сына Тимофея, прозванного Ермаком, казаки прозвали «Токмак» /Сибирские летописи. С. 275/. По Далю «токмачить» – значит «бить, коложить, толочь». В прозвище атамана заключался намек на его недюжинную физическую силу. Эта версия, высказанная ленинградским историком Р. Скрынниковым, ближе к истине, но точнее было бы сказать, что прозвали Ермака «Токмаком» и за его жестокость, что в данном контексте является синонимом насилия. Ермак мог быть выходцем из какого-то тюркского племени, сбежавшего за тяжелое преступление подальше от родных мест, став личностью отверженной. Об этом свидетельствует этноним слова «токмак» и «жармак», которые вполне могут быть тюркского происхождения «Жармак» – шагатайское слово «разбивать».

В летописи Ремизова, основанной на легендах мусульман, говорится о том, что после завоевания волости Саргачик бек Елычай хотел выдать за Ермака свою дочь. А также говорится, что пятерых его дружинников, погибших в бою, ногайцы оплакивали: «яным, яным, били казак, били казак». Ремидов приводит факты, что погибшего атамана хоронили по мусульманским обычаям и на мусульманском кладбище. Убедительный аргумент: вряд ли Елычай – бек, магометанин по вероисповеданию, предложил бы не единоверцу в жены свою дочь; вряд ли ногайцы стали бы оплакивать погибших воинов по мусульманскому обычаю, не будь они мусульманами.

Предание о покорении сибири ермаком что правда а что вымысел

(«Покорение Сибири Ермаком» В.И. Суриков 1895 г.)

Вот что думает по этому поводу Н. Карамзин: «Таинственная и мрачная личность, одним своим именем внушавшая ужас, был человеком без роду и племени. Ни один народ не может нести за него какой-либо нравственной ответственности». Манаш Козыбаев считает эту точку зрения наиболее правильной.

В летописи XXII в. Ермака и его дружину называют ворами и разбойниками. Член Петербургской академии Г. Миллер писал: «Ермак грабежу и разбою чинимого от людей своих в Сибири не почитал за прегрешение». Но придворные царские историки тут же возразили: «О сем деле должно писать осторожнее и помянутому Ермаку в рассуждении завоевания Сибири разбойства не приписывать». /Библиографические записи. Спб.,1861г. Т.3. С. 515/. Но историк не поддался внушению: «умягчить свои изображения. никак невозможно». Автор труда «Завоеватель Сибири» П. Небольсин тоже не постеснялся назвать Ермака и его дружину «воровской шайкой»./Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.5-6. М., 1989 г. с. 694-726/.

В первые годы после октябрьской революции 1917 г. советские ученые, опираясь на исследования историков, доказали захватнический характер походов Ермака и выступили против облагораживания разбойного атамана. В первом издании БСЭ глава исторической советской школы академик М. Нечкина написала специальную статью, в которой разоблачила колонизаторскую политику царизма, захватнический, грабительский характер завоевания Сибири, у истоков которого стоял разбойник Ермак.

16 февраля 1636 года патриарх России в присутствии царя в честь памяти Ермака и его дружины читал молитву: официально утверждалась просьба первого архиепископа Сибири Киприяна, причислившего разбойника к лику святых, утверждая, что он «пострадати и благочистивому царю послужити» /Сибирские летописи. С.164-168, 236-238/. Тобольский подъячий Савва Есипов сочинил по указанию архиепископа летопись «О Сибири и о Сибирском взятии», где по специальному указанию воспевалась хвала и честь походам Ермака, с того времени и начался культ Ермака – грубейшая фальсификация истории. Факты грабежей и разбоев отныне изредка упоминались. Появилась огромная литература, в которой рассказывалось о легендарном героизме атамана, о его государственной мудрости и даже нравственности поступков.

Советский историк А.А. Введенский счел Ермака великим полководцем. В.Г. Мирзоев постарался убедить своих читателей, что поход Ермака стал началом добровольного присоединения Сибири. П. Скрынников высказал мнение, что поход Ермака в Сибирь – это продолжение народного движения. То, что первыми русскими переселенцами здесь стали вольные люди, оказало большое влияние на исторические судьбы Сибири.

Ермак силой принуждал завоеванные народы к переходу в христианскую веру, к уплате большой дани Российской короне. Об этом красноречиво свидетельствуют документальные источники. Так, согласно летописи С. Резинова, Ермаку удалось «все Назымьские волости пленить и перевести к вере, и собрать ясак вдоволь раскладом поголовно. И приехав в первую Аремзямскую волость и городок крепкий взял боем и многих лучших мергенов повесил за ногу и расстрелял, ясак взял саблю, и положил на стол кровавую, велел верно целовати за государя царя, чтоб им служить ясак платить по все годы, а не изменить».

Подобная печальная учесть постигла и ставку древней Сибири, её населения. После взятия города Искер, ставки хана Кучума он был разграблен ватагой казаков. О масштабах разграбления завоеванной территорией свидетельствует, например, такой факт: в 1595 году из Сибири было вывезено и отправлено в Европу 20760 куниц, 40360 шкур соболей, 120 шкурок черных лисиц, 3000 бобров, 337235 шкурок белок. Выводы ученых основывались на сведениях исторических источников, в частности сибирских летописей, где поход Ермака описан следующим образом: «Победу на поганых бусурман, радующееся радостию великою; богатство же от злата и серебра и поволоки златых и каменное многоценное и другие куны и соболи и бобры и лисы драгоценная весьма множество взяли и по себе разделана»./Бахрушин С.В «очерки по истории колонизации Сибири ХVI-ХVII вв. с. 27»/.

Позитивное значение результатов похода Ермака для развития Русского государства, народов Сибири в историографии проанализировано довольно подробно, но зачастую негативные последствия насильственной коллективизации, разрушение традиционного уклада жизни, хищнического хозяйничанья колонизаторов, насильственного принуждения к переходу в христианство, упадка национальной культуры и т.д. отходят на другой план, тогда как непременным условием объективного, углубленного исследования является выражение процесса во всей его сложности и трагичности.

О том, какова была эпоха колонизации и освоения Сибири, свидетельствуют многие исторические источники. Как можно видеть, даже на характере фольклорных сюжетов отразились разные принципы освещения деятельности Ермака и его личности.

Заложенная в трудах Н.М. Карамзина, Г.Ф. Миллера, Г.К. Катанаева, П.Н. Буцинского концепция, отражающая оккупационный и захватнический характер похода Ермака, в соответствии с которой присоединение Сибири характеризовалось как «завоевание Сибири», «колонизация Сибири», «покорение Сибири», была сохранена в изданиях, вышедших в 20-е годы. А в 40-70-х годах ХХ в. в период апогея культа личности, волюнтаризма, застоя, понятие «завоевание» стало заменяться термином «освоение», «добровольное присоединение», «колонизация»./ Окладников А.П. «Открытие Сибири». М., 1979 г./

Началась апологетика внешней политики Российской империи. Многие историки из национальных регионов, исследовавшие историю национально-освободительных движений, были обвинены в национализме и репрессированы. Импульс возрождению великодержавных имперских схем дореволюционной историографии дала рецензия И.В. Сталина на публикацию статьи Ф. Энгельса «Внешняя политика царской России», в которой он высказал крайнее несогласие с автором об экспансионистской колонизаторской внешней политике самодержавия. В этом истоки фальсификации отечественной истории наших народов, в том числе истории первого завоевания Сибири Ермаком.

В годы революционного обновления нашего Отечества мы получили возможность пересмотра нашей истории с иных высот, писать правду и только правду, однако иногда с легкостью бросаемся из одной крайности в другую. В отличие от такого подхода мы разделяем точку зрения доктора исторических наук, профессора В. Старцева, который справедливо считает, что «мы должны относиться с уважением к собственной истории».

Отдадим должное роли Строгановых. Но в то же время нельзя забывать, что они были только исполнителями державной воли. Л. Толстой в статье «Ермак» писал: «К Успенью пришли к Строганову казаки – человек 600 с атаманом Ермаком. Напустил их сначала Строганов на ближних татар. Казаки их побили. Потом, когда нечего было делать, стали казаки по округе ходить и грабить. Строганов говорит Ермаку: «Идите за Урал воевать с Кучумом, завладейте его землею. Вас и царь наградит». То есть действие Строгановых были заранее согласованы.

Он был жестоким атаманом не только по отношению к завоеванным народам, но и к своим дружинникам, 20 из которых приговорил к смерти, устрашая других. Таким был облик «святого», дружина которого заваливала озера трупами покоренных народов, и тем не менее, восторг иных исследователей сохранялся.

Начав жизненный путь с грабежа, атаман превратился в государева палача. Когда отряд Ермака захватывает городище Епанчи, он его разграбляет и уничтожает до основания. Это подтверждается словами Н. Карамзина: «На месте нынешнего Туринска стоял городок князя Епанчи, который, повиливая многими татарами, встретил смелых пришельцев тучею стрел с берега, но бежал. Ермак повелевал разорить сей город». Неужто подобные зверства можно считать гуманизмом?

Предание о покорении сибири ермаком что правда а что вымысел

(«Покорение Сибири – битва казаков во главе с Ермаком с татарским войском» А.Д. Кившенко 1880 г.)

С его смертью также много мифов. В летописях сказано, что, возвращаясь на реку Вогай, Ермак узнал о богатом торговом караване, вышедшем из Средней Азии. Автор говорил, что атаман решил оградить караван от возможных набегов. Можно предположить, что он сам готовился к грабежу под предлогом защиты каравана от Кучума. В ночь с 5 на 6 августа 1585 года Кучум напал на дружину и разгромил ее. Раненый Ермак утонул в Иртыше.

В августе тело Ермака было найдено в 12 км от местности Абалак. Яныш, сын Беким-Бека, ловил рыбу и увидел торчащую из воды ногу. Миллер пишет, что мусульмане устроили погребальный пир по атаману. /Миллер Г.Ф. История Сибири. С. 264/. По словам Витаена, тело Ермака не было найдено. По другой версии, он был погребен на мусульманском кладбище Бегиша.

Существует и такая легенда, изложенная в эпосе «Сатбек батыр». В этой книге Ермак описывается как преступник, убивший жену Сатбека, его двоих детей и 9 слуг. Мститель, затаившийся за дверью, орудовал топором, убивая выходивших из дому спутников Ермака. Последним вышел Ермак. Сатбек отрубил атаману руку. Но тот одной рукой положил на лопатки Сатбека. В тот момент дочь Батеш спустила на Ермака огромного черного пса. Ведущий лейтмотив эпоса – кровавый палач, вырезавший мирных людей, умер собачьей смертью. /Миллер Г.Ф. История Сибири. С. 264/.

Процесс «прирастания России Сибирью» был многоликим, неоднозначным, противоречивым большого горя порабощенным народом. Однако наша историческая наука и сегодня продолжает утверждать, что Сибирь, Урал, Казахстан, Средняя Азия вошли в состав России без всяких проблем, исключительно по одному только собственному желанию. Настало время сказать правду.

Историки сегодня обязаны строить свои концепции на идеях целостного, взаимосвязанного подхода к присоединению народов окраин к русской империи, проводя дифференциацию между колонизаторской политики царизма и русским народом, прогрессивным русским обществом. Такова логика истории, такова логика нового исторического мышления.

1. Бузукашвили М.И. Ермак, М., 1989.

2. История Сибири с древнейших веков до наших дней, т.2, Л., 1968.

3. Р.Г.Скрынников. Сибирская экспедиция Ермака, Нов-к., 1986.

4. г. Казахстанская правда, №172, 1990.

5. г. Казахстанская правда, №173, 1990.

6. г. Казахстанская правда, №174, 1990.

7. Большая советская энциклопедия под ред. Прохорова, М., 1972.

8. Бакрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI-XVII в., Т. 3, 1955.

9. Козыбаев М.К. История и современность, Алматы, «Гылым», 1991.

Источник

Рафаэль Хакимов: «Ермак не был ни покорителем, ни завоевателем Сибири (Татарии)»

«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 34-я

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Исторический путь татар: перипетии судьбы». В ней казанский историк рассматривает некоторые аспекты отношения к татарам в различных источниках. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.

«Cибирский» юрт (ханство Шейбанидов, XV—XVI вв.)

Все знают, что Сибирь находится за Уралом. На картинах знаменитых художников и романистов красочно расписывается покорение доблестными русскими воинами во главе с атаманом Ермаком злобных татар Кучума. Учебники, художественная литература и многосерийные фильмы закрепили официальную версию, сделав ее «незыблемой». Художественная форма придала мифу такую убедительность, перед которой блекнет сухая наука. Однако на картах мы обнаруживаем ряд противоречий с официальной установкой, требующих пояснений.

В период становления Золотой Орды территория будущего «Сибирского» юрта была выделена Шейбанидам. По данным Абуль-Гази, Бату-хан в 1238 г. выделил Шыбану для кочевья обширный удел на Южном Урале и в Казахстане. Первоначальные владения Шыбана охватывали территории Южного Урала и Западного Казахстана. Затем были присоединены земли современного Казахстана и Западной Сибири. Именно Шейбанидский юрт (ханство) стал основой для последующего формирования Тюменского, Узбекского (Бухарского) и Казахского ханств.

Основателем Шейбанидского юрта кочевых узбеков стал Хаджи-Мухаммад, провозглашенный ханом в 1421 г. Ханство граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой и телеутами. Население государства Шейбанидов называлось «узбеками» без этнической привязки. Летописец Фазлаллах ибн Рузбехан Исфахани разделял узбеков на три группы — узбеков-казахов, узбеков, относящихся к улусу Шыбана, и мангытов: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингис-хана. Одно — шибаниты, и Его Ханское Величество (Мухаммад Шейбани хан) после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силой и неустрашимостью, и третье племя — мангыты, из них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном, другой — с Туркестаном, третий — с Дербендом, четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом». Термин «узбек» приобрел этническое значение только в XVI в. после завоевания Мухаммад Шейбани-ханом Мавераннахра и создания Узбекского государства с центром в Бухаре.

Предание о покорении сибири ермаком что правда а что вымысел

Государство Шейбанидов (1446 год — начало XVI века), созданное после откочевки Узбекских Шейбанидов на юг называли Тюменским ханством.

Середина 1450-х гг. стала временем кризиса для Шейбанидского государства. В 1455—1456 гг. от государства отделились кочевники, которые вошли в историю как узбек-казаки, или казахи, подчинившиеся чагатаиду Иса Бука-хану, правителю Могулистана.

В 1563—1598 гг. государство «сибирских» Шейбанидов находилось в зависимости от Шейбанидов Бухары. Завершающий период истории династии (первая треть XVII в.) характерен безуспешной попыткой восстановить свою власть в Западной Сибири. Такие претензии выдвигались вплоть до 1660-х гг.

«Сибирское ханство» (на картах «Татария») было страной многих наций и верований, но тюркское население доминировало над исконными местными племенами хантов, манси и других. Главой государства был хан, которого избирала тюркская аристократия. Хан жил в своем дворце-крепости, сложенном из сырцовых глиняных кирпичей. Для строительства таких зданий обычно приглашали архитекторов из Средней Азии, умевших создавать характерные декоративные элементы. Но дворцы такие были недолговечны из-за своего материала и до наших дней не дошли даже их остатки.

Население занималось скотоводством, охотой и рыболовством. Возделывали землю мало, зато процветали промыслы: гончарное дело, ткачество и обработка металлов. Внутри города простое население жило в юртах, ряды которых составляли целые улицы. «Сибирское ханство» вело активнейшую торговлю, так как лежало на торговых путях из Азии в Европу.

Присоединение «Сибири» к России произошло далеко не одномоментно, как это трактуют официальные историки, приписывая все заслуги Ермаку. На самом деле это одна из легенд, ставших «истиной».

Предание о покорении сибири ермаком что правда а что вымыселКарта из «Атласа Меркатора-Хондиуса», Амстердам, 1606 год. Фото: history-maps.ru

Где надо искать Сибирь?

На ряде карт Сибирь начинается не за Уралом, а прямо в Казани. А за Уралом располагается Татария или же Татария Российская. На более ранних картах ее называли Великой Татарией со столицей в Тобольске. То, что это не случайность, подтверждается многочисленностью карт Татарии, изданных в разных странах разными авторами, в том числе и на русском языке.

По официальной версии Россия должна включать часть Сибири, ведь как нас учили, Ермак уже в 1583 г. завоевал Западную Сибирь и взял штурмом столицу Сибирского ханства Искер. Однако карты не подтверждают эту версию. На карте Хондиуса (1606) Татария занимает территорию, начиная от Поволжья вплоть до Татарского пролива. На карте Питера Шенка (1680), как и на французской карте 1692 г., Татария начинается сразу за Уралом. А по официальной версии Ермак уже в 1585 г. был похоронен, покорив Сибирь. Официальная историография не может нам адекватно объяснить границы Татарии и Руси на исторических картах.

Что и когда завоевал Ермак?

Известно, что после взятия Казани Иваном Грозным Ермак с несколькими сотнями казаков ушел вольничать с Дона на Волгу. А.А. Гордеев писал, что действия отряда Ермака против Ногайской орды «нарушали политику московского царя в отношении Крыма и Турции, и успехи Ермака явились преступлением против строгих царских указов».

По приказу царя для пресечения самоуправства атамана Ермака на Волгу был послан вооруженный отряд. В 1577 г. царский воевода Мурашкин докладывал в Москву об очистке Средней и Нижней Волги от разбойной казачьей вольницы. Не покорившаяся царю часть войска Ермака ушла вверх по Каме. Получив поддержку от Строгановых, войско из 540 (по другим сведениям из 840) служивых людей, имея три пушки, пищали и ружья, 13 июня 1579 г. двинулось на земли сибирского хана Кучума.

К 1580 г. дружина Ермака вышла к Тагилу. В мае 1580 г. Ермак вышел из Тагила на реку Туру. Дружинники «воевали окрестные улусы» хана Епанчи, который был разбит в первом же сражении. Затем казаки спустились вниз по Туре, где Ермак занял городок Тюмень. Весной 1581 г. в самых низовьях Туры Ермак разбил сборное войско шести местных князьков. Затем Ермак вышел по Туре к Тоболу, где встретился с основными силами Кучума и полностью их разбил в августе 1581 г. Затем Ермак направился к городу Искеру и взял его 24—25 октября.

Предание о покорении сибири ермаком что правда а что вымыселЕрмак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века. Фото: wikipedia.org

Этот город стал главной ставкой Ермака. Уже вскоре сюда стали прибывать местные князьки, которые доставляли дань и присягали на верность московскому государю. Дары были отправлены в Москву. И царь Иван Грозный оказал «покорителям Сибири» свою благосклонность, простив все прошлые преступления.

Однако силы казаков неуклонно таяли. В 1583 г. хан Карачи хитростью заманил в засаду казачий отряд и уничтожил его. Отправленный следом казачий карательный отряд также был полностью разбит. Ермак ощущал нехватку продовольствия, так как местные князьки, видя его слабость, уже не спешили помогать ему.

Выманив, опять же хитростью, Ермака с отрядом в 50 казаков, Кучум в ночь на 6 августа 1585 г. напал на лагерь казаков у слияния Вагая с Иртышом. Отряд был полностью уничтожен, а сам Ермак погиб. По одной версии Ермак утонул, по другой — был убит на берегу, а его тело унесло течением. Оставшиеся казаки вынуждены были покинуть территорию «Сибири» (Татарии). Но их дело было продолжено, правда, гораздо позже. Ермак же не был ни покорителем, ни завоевателем «Сибири» (Татарии), но лишь осязаемым символом запущенного им процесса.

Получается, что не по приказу царя, а спасаясь от правительственных войск и наказания, казачья банда Ермака ушла за Урал, где Ермак возомнил себя местным царьком, но, чтобы получить видимость легитимности и откупиться от гнева государева, посылал награбленное царю. Так продолжалось в течение 4-5 лет, пока татары полностью не перебили казаков. Важно отметить, что «Сибирь», до присоединения к Руси, прошла очень непростой путь. После нашествия Ермака она не сразу стала губернией России.

Предание о покорении сибири ермаком что правда а что вымысел«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова. Фото: wikipedia.org

Окончательное присоединение Сибири

В Сибири с 5 декабря 1763 г. по 7 июня 1781 г. чеканились медные монеты на Сузунском монетном дворе, которые имели хождение только в Сибири. Чеканку собственных монет можно считать одним из признаков суверенитета. С 1781 г. Сузунский монетный двор получает право чеканки общероссийской монеты и перестает чеканить свои деньги.

Видимо, все же Сибирь, еще помнившая о своем происхождении, продолжала сохранять формальный суверенитет. Россия же для поддержания порядка, сбора податей, защиты от внешней агрессии имела на территории Сибири/Татарии, города-остроги в качестве военных баз.

Окончательное присоединение Сибири/Татарии с приданием ей административного статуса произошло в связи с угрозой, исходящей от Японии и США на Дальнем Востоке. Российское правительство начало строительство Транссибирской железной магистрали, для чего с середине XIX в. началось массовое переселение крестьян в Сибирь, где они не только строили железную дорогу, но также занимались сельским хозяйством и осваивали территорию. Именно с этого момента началось полноценное освоение Сибири русскими, а на картах вместо «Тартарии» появилось название «Сибирь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *