Предание летопись быличка что это
Образовательный сайт
Исторические предания вызывают интерес у каждого, кто познакомился с их смыслом и красотой слога. Устное народное творчество богато примерами преданий, которые знает каждый.
Из предыдущих классов можно вспомнить былички о подвигах Ильи Муромца и Алеши Поповича. Вспоминается и быличка о Прекрасной Василисе Микулишне.
К русским преданиям относятся:
Предания являются пересказом народа о подвигах выдающихся личностей, к примеру, Рюрика, Петра Первого, Ивана Грозного. Они являются устными рассказами очевидцев определенных событий.
Предания можно считать выразительной автобиографией русского народа. В них отражены сведения о великих государственных деятелях Древней Руси – Рюрика, Ивана Грозного, Петра Первого. Складываются предания из рассказов очевидцев.
В первых исторических преданиях о Петре Первом государь строит мощный флот и готовится взять Азов. Отражены в преданиях и поездки Петра на север, победа над шведами. Любое повествование связано с риском для героев, имеет долю юмора.
Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Петр Первый?
Иван Грозный предстает перед читателями как православный государь и жесткий правитель. Он пытался искоренить ведьм, а также строго наказывал своих подчиненных.
Петр Первый изображается как мудрый и любознательный правитель. Он сам вникает во многие ремесла. Известен пример его занятий плотницким делом.
На что обращает внимание народный сказитель?
Народный сказитель особое внимание уделяет эмоциям героев. Еще он указывает на их разные стороны их личности. К примеру, Иван Грозный загоревал, когда узнал, что страдает народ праведный.
Будьте внимательны к слову
Предания о кладах проходились с классе при знакомстве с повестью Гоголя «Заколдованное место».
Исторические предания полны интересных и красивых слов с глубоким значением.
Пересказ предания о Воцарении Ивана Грозного :
Когда царя на Руси выбирали, весь народ в реку заходил со свечами горящими. Опускали люди их в воду и поднимали. У кого свеча оставалась гореть – тот и назначался царем.
Один барин имел крепостного Ивана. Когда время пришло нового царя выбирать, барин ему и говорит:
— Пойдем, Иван, на реку. Опустим свечи – коли у меня загорится, сделаю тебя вольным крестьянином.
— Коли у меня свеча останется гореть – непременно голову тебе срублю.
Отправились на реку – свечи опускать в воду. А загорелась только у Ивана. Стал он царем. А обещание он свое запомнил – срубил голову барину. С этой поры звался он Иван Грозный.
Пересказ предания о ведьмах-сороках
Развелось на Руси при царе Иване Грозном много ведьм да безбожников. Загорюнил царь, что православный народ погибает. И решил он искоренить нечисть.
Издал указ, чтобы во всем царстве искали колдуний и переметчиц. Разъехались гонцы с посланием по всему государству. Привезли к царю всех старых баб, которые были ведьмами, и посадили их под охрану. Потом собрал царь их на площади и приказал соломой обложить. Зажгли всю эту кучу, дым черный повалил.
И тогда обернулись бабки сороками, и разлетелись в разные стороны. Царь во гневе прокричал:
— Быть вам вечно сороками.
И теперь все сороки боятся царского проклятия, облетают Москву за 60 верст.
Пересказ предания о Петре и плотнике:
Довелось царю побывать в Воронеже – там корабли строили. И стал он работать вместе с мужиками – простыми плотниками. Созвали всех мастеров Воронежа. И был там самый опытный и умелый плотник.
Довелось Петру работать с умельцем. Увидел плотник, как Петр работает, и стал его ругать крепко (он не знал, что царя поучает). Показывал Петру, что и как делать. Потом, когда все отдыхать стали, Петр и говорит плотнику:
— Конечно, крепко ты меня выругал, но я на тебя не в обиде. Хорошо ты меня поучил, вот тебе царское кольцо. Помни, как науку царю преподал.
Исторические предания повествуют подвигах великих людей, изменивших историю.
Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «быличка»?
Предание: в его основе лежит вполне реальное событие. Но предания передаются из уст в уста и каждый сказитель вносит в рассказ свои мысли, свои идеи. В результате предания обрастают целым рядом вымышленных деталей.
Быличка: действующие лица былички чаще всего вымышленные, но в существование их верили целые поколения. Поэтому былички неискушенный слушатель воспринимал за повествование о реальных событиях.
Предания рассматриваются как жанр устного творчества народа, который подразумевает под собой рассказ какого-либо события, имеющего под собой историческую основу, но в процессе рассказа этому событию приписываются некоторые необычные фантастические факты.
Летопись же подразумевает письменный жанр литературы, который подразумевает записи исторических событий на бумаге в том виде, в котором они и происходили без добавлений творческих элементов.
А вот быличка подразумевает отношение к устному творчеству народа, а именно рассказ о каком-либо событии, связанном с духами, с нечестью.
Протестанты всегда стараются цитировать Библию, на любую проповедь они ходят с Библией в руках.
У всех различных конфессий есть определённые правила, догмы. Но в своей сути протестанты являются теми людьми, которые недовольны католицизмом и православием, т.к. эти конфессии мало придерживаются библейских канонов. Протестанты существовали с момента появления христианства, вспомним тоже самое арианство, которое стало вне закона.
Вот где сказано в Библии, что Папа Римский является наместником Бога на земле? Или что священник имеет право прощать грехи? Где написано в Библии, что можно и нужно целовать иконы или кости мертвецов?
Протестанты всё это отвергают и именно потому, что читают Библию.
Почему иногда в диспуте с иными конфессиями протестанты не цитируют Священное Писание? Значит они просто растерялись или плохо подготовились. Хотя обычно проповедь обдумывается и изучается обсуждаемая тема досконально с обязательными ссылками на Библию.
Добавлю к информации natalkipoltavki стихотворение А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман. » В нем идет речь о перстне, который накануне разлуки подарила поэту Елизавета Воронцова («Ты в день печали был мне дан.»). Знакомство состоялось в 1823 году во время ссылки. Воронцова была замужем, любовь была обречена. Этот же перстень упоминается в стихотворении «Сожженное письмо»: «Уж перстня верного утратя впечатленье». Этот перстень, действительно, стал талисманом Пушкина. он его никогда не снимал. Только после смерти был разлучен с ним: Жуковский снял его с пальца поэта. Воронцова пережила поэта почти на сорок лет, но постоянно помнила о нем.
Не могу и не помянуть кольцо-перстень, вдохновившее Толкиена на его эпопею. И в «Хоббите», и во «Властелине колец» движение сюжета связано с проклятым кольцом, дающим власть. Прообраз кольца реален, это кольцо рода Шют, о котором писал Толкиен как об античном амулете еще до фэнтези.
Дева Мария, Матерь Божия, была рождена в семье Иоакима и Анны, происходящих по мнению большинства богословов, также из «колена Давидова».
(Рождество Марии, 1460-1480)
Иоаким и Анна были немолоды, и у них не было детей. Поэтому Иоаким удалился в пустыню и стал молиться Богу. В Результате чего ему явился ангел и велел возвращаться домой, поскольку его просьба была услышана:
Следует тут отметить, что в России через православые источники распространяется недостоверная информация. будто бы католики верят, что Дева Мария была зачата непорочно, как и Иисус Христос. Отсюда якобы и католический догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии.
Баранов ключ находится в деревне Козловка Кстовского района Нижегородской области. С ним связана такое предание. Однажды один купец по фамилии Баранов ослеп. И как-то раз ему приснилась Пресвятая Богородица и указала место, где он должен был омыться водой родника. Приехав на место, помолившись и умывшись водой источника, купец Баранов прозрел. И именно поэтому этот ключ и назвали Барановым. После этого события сюда со всей России потянулись люди. А в знак благодарности купец поставил здесь часовню.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Устное народное творчество (7 класс, Коровина, 1 часть стр. 8, 10)
Проверьте себя
Какие качества Петра 1 навсегда сохранились в народных преданиях? Как вы думаете, почему?
В народных преданиях сохранились такие качества Петра 1, как деятельность и нетерпеливость. Я думаю, это связано с тем, что Петр 1 сделал многое во время своего правления и никогда не откладывал свои решения на потом.
Размышляем о прочитанном
Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Пётр Первый? на что обращает внимание народный сказитель?
Иван Грозный показан добрым царем, который проявлял грубость к боярам. Также выражено его могущество и власть, аж ведьмы его боялись.
А Петр Первый предстает перед нами рабочим мастером. Несмотря на ругань Ивана Грозного, Петр Первый быстро научился его науке. Это показало Петра как человека, способного к обучению, старательного.
Будьте внимательны к слову
Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «быличка»? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5-7 классах?
Предание — устный рассказ с элементами реальных исторических событий и личностей.
Летопись — погодная запись исторических событий.
Быличка — вид устной несказочной прозы. Маленькие рассказы о разных сверхъестественных мифологических существах.
В 5-м классе при изучении повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» мы читали предания о кладах.
При изучении темы «Из славянской мифологии» в 5-м классе мы читали текст «Сотворение Земли». В 6-м классе мы читали «Народный миф о Солнце» — отрывок из романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах».
В этом году мы познакомились с преданиями «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».
Подготовьтесь к пересказу одного из преданий, сохранив особенности повествования.
Объясните смысл слов и причины их появления в тексте преданий: грозный, горевать, благочестивый, колдуны, разгневался.
Эти слова появились в преданиях в период правления Ивана Грозного.
Слушаем актерское чтение
Послушайте народное предание о царе Петре и плотнике. Подумайте, чем пересказ предания отличается от сказывания волшебной сказки. Почему?
Какие чувства молодого царя сумел выразить актер в словах Петра, обращенных к плотнику?
Благодарность и справедливость.
Какие черты характера царя запечатлелись в народной памяти?
Царь показан трудолюбивым, близким к народу, демократичным.
Подготовьте выразительное чтение предания. Постарайтесь в своем чтении передать отношение народа к легендарному образу царя.
Ответьте на вопросы пожалуйста. 1.Как можно объяснить слова предание летопись быличка? ( Кратко…
рПреданияПредания — поэтическая автобиография народа. Предание — жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них — Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции — в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы» ).Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, — землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.По Н. КриничнойВопросы и заданияВспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.Что вы узнали о преданиях из статьи Н. Криничной? Перескажите ее.Воцарение Ивана ГрозногоПрежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас весь народ на реку идет и свечи на руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится — тот и царь.У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!А Иван ему на это:— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!Пошли через реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это его Грозным и прозвали.Сороки-ведьмыКогда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:— Чтобы вам, — говорит, — отныне и до веку оставаться сороками!Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.Петр и плотникЦарь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.Вопросы
Предания
Предания — поэтическая автобиография народа. Предание — жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них — Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции — в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы» ).
Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.
Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, — землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.
Вопросы и задания
Воцарение Ивана Грозного
Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас весь народ на реку идет и свечи на руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится — тот и царь.
У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:
— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!
— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!
Пошли через реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это его Грозным и прозвали.
Сороки-ведьмы
Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.
Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.
Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:
— Чтобы вам, — говорит, — отныне и до веку оставаться сороками!
Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.
Петр и плотник
Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.
Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:
— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.
Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.
— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.
Вопросы
Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Петр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?