Преамбула постановления что это
Статья 6. Содержательная часть постановлений и распоряжений
Статья 6. Содержательная часть постановлений и распоряжений
3. Текст (содержательная часть) правового акта имеет следующие структурные элементы:
2) постановляющая (распорядительная) часть.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Преамбула постановления, распоряжения служит для обоснования принятия правового акта, определяет цели и задачи его принятия:
1) если постановление, распоряжение принимается на основании правового акта органа власти, то в преамбуле указывается его вид, дата, номер, наименование;
2) если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то преамбула может содержать только указание на статью (статьи) Устава города, подтверждающую правомочность издания данного постановления, распоряжения;
3) включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается;
4) преамбула может состоять из абзацев;
5) в постановлениях преамбула завершается словом «постановляю».
3. Постановляющая (распорядительная) часть должна логически вытекать из преамбулы и содержать предписываемые действия:
1) постановляющая (распорядительная) часть постановления, распоряжения должна четко определять задачи, исполнителей, источники финансирования (в случае, если проектом постановления, распоряжения предусматривается осуществление расходов из местного бюджета), сроки исполнения и представления информации, отчетов об их выполнении лицом или органом, на который возложен контроль;
2) поставленные задачи должны быть конкретны, обеспечены необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, и не должны противоречить действующему законодательству.
4. Постановляющая (распорядительная) часть постановления, распоряжения излагается в повелительной форме и может иметь следующие основные структурные элементы:
— абзацы подпункта пункта;
Пункты и подпункты постановляющей (распорядительной) части правового акта содержат:
— нормативные или индивидуальные предписания, которые могут относиться к нескольким исполнителям;
— систему контроля (на кого возлагается ответственность за исполнение; в какой срок доложить Главе города о выполнении).
5. В текстах правовых актов возможно применение только общепринятых или официально установленных сокращений. Написание наименований организаций, учреждений, предприятий должно быть официальным.
При использовании сокращений необходимо соблюдать единообразие в пределах одного правового акта.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Преамбула
Этот пост – часть проекта научно-практического комментария к Постановлению Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления». Другие части комментария можно найти через оглавление по этой ссылке.
В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет, за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
Комментарий к преамбуле
1. Целью принятия Постановления Пленум традиционно называет обеспечение единообразия применения законодательства, хотя, в отличие от арбитражного процессуального закона (ст. 308.8 АПК РФ), нарушение единообразия никогда не было в уголовном процессе основанием для пересмотра судебных актов. [0.1]
Принципы всеобщности налогообложения и равного налогового бремени, выводимые из содержания ст. 57 Конституции РФ, обуславливают необходимость единообразного применения и толкования налогового законодательства всеми правоприменительными органами, включая суды, рассматривающие дела о налоговых преступлениях. [0.2]
Конституционный Суд РФ отметил, что полномочия высшей судебной инстанции давать разъяснения по вопросам судебной практики – один из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости правовой системы. Он реализуется через возможность отмены судебных актов в случае их расхождения с актами высшего суда в системе судов[1].[0.3]
Учитывая комментируемую позицию Пленума ВС РФ, при постановлении приговоров и их обжаловании доводы о нарушении единообразия в применении и толковании законодательства должны учитываться и получать оценку. [0.4]
2. Верховный Суд в преамбулах к постановлениям по иным преступлениям[2] регулярно указывает, что постановление принято «также в связи с вопросами, возникшими у судов». В преамбулах к постановлению по налоговым преступлениям такой отсылки традиционно нет. Сложно предположить, что у судов не возникают вопросы о применении соответствующих статей УК РФ. Но, видимо, не они составляют критическую массу, сподвигшую ВС РФ на разработку 3-го «издания». [0.5]
Необходимо отметить большое значение активной позиции экспертов, консультантов, предпринимательских объединений, систематически и настойчиво выдвигавших аргументированные предложения по корректировке практики преследования за преступление в сфере налогообложения[3].[0.6]
Нужно вспомнить, что существенные изменения в статьи УК РФ, посвященные налоговым преступлениям, гуманизирующие уголовно-правовую практику, были вынесены в 2003 году по итогам работы общероссийской научно-практической конференции «Конституционные границы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства»[4]. [0.7]
Она же оказала влияние на постановление КС РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П, направившего развитие законодательства и практики преследования за налоговые преступления по пути определенности и гуманизации[5].[0.8]
3. Верховный Суд в преамбулах к постановлениям, посвященным разным преступлениям, прибегает к разной степени подробности. [0.9]
В преамбулах к некоторым постановлениям[6] Верховный Суд не считает необходимым называть номера статей Уголовного кодекса, по которым он далее в постановлении даст разъяснения. [0.10]
В комментируемом Постановлении Верховный Суд в преамбуле указывает конкретные номера статей Уголовного кодекса, по которым он даёт разъяснения. От разъяснений по недавно (в июле 2017 г.) введённым новым статьям Уголовного кодекса (199.3 и 199.4) Верховный Суд воздержался. Очевидно, по ним пока нет ни практики, ни новых вопросов. [0.11]
[1] См.: Постановление КС РФ от 21 января 2010 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Берег», открытых акционерных обществ «Карболит», «Завод «Микропровод» и «Научно-производственное предприятие «Респиратор».
[2] Например, к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
[3] См., например, публикации в журнале «Налоговед»: В.М. Зарипов. Направления совершенствования законодательства об ответственности за налоговые преступления. Налоговед. 2020. № 2. С. 17–27; С.Г. Пепеляев. О козе и корове. Налоговед. 2020. № 3. С. 4-5; С.Г. Пепеляев. Признак преступления — обман. Налоговед. 2019. № 10. С. 4-6; И.Н. Соловьев Личный интерес в неисполнении обязанностей налогового агента – мотив преступления? Налоговед. 2019. № 9. С. 62–66; К.А. Пономарева. Общие правила борьбы с уклонением от налогообложения в ЕС: регулирование Директивы ATAD. Налоговед. 2019 № 4. С. 81–88; А.М. Гусев. Освобождение от ответственности за налоговые преступления в Италии. Налоговед. 2018. № 3. С. 73–77; С.Г. Пепеляев. Пожизненная кара. Налоговед. 2018. № 2. С. 4-7; В.М. Зарипов. Рекомендации ФНС и Следственного комитета России по доказыванию умысла: предложения по доработке. Налоговед. 2017. № 10. С. 29–39; Л.В. Кравчинский, М.Г. Кошкин, Е.О. Капишников. Уголовная ответственность за уклонение от социальных страховых взносов. Налоговед. 2017. № 9. С. 40–43; А.Н. Ляскало. Практические вопросы вины в налоговых преступлениях. Налоговед. 2016. № 6. С. 82–91.
[4] Материалы конференции см.: Бюллетень «Коммерческое право» № 12. РОО «Ассоциация Коммерческого Права и Юридических Исследований, 2002 г.
[5] Постановление КС РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова».
[6] Например, к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Преамбула постановления что это
VI. Оформление названия и преамбулы нормативных
21. Название нормативного правового акта должно соответствовать его содержанию, отражать суть акта, в краткой форме раскрывать тему правового регулирования, одновременно название нормативного правового акта не должно быть громоздким, в нем могут содержаться обобщения, выражающие суть самого акта, без цитирования в полном объеме положения акта законодательства Российской Федерации, предусматривающего издание нормативного правового акта.
Например, название «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от ______ N ____» не отражает сути акта.
22. В названии нормативного правового акта о внесении изменений в другой нормативный правовой акт должны быть указаны номер и дата акта, в который вносятся изменения, и может быть указано название этого акта.
Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2020 N 1 «О внесении изменений в приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2019 N 3».
В названии нормативного правового акта о признании утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта должны быть указаны номер и дата такого акта и может быть указано его название.
23. В случае если утверждается новый нормативный правовой акт и одновременно признается утратившим силу (не подлежащим применению) один или несколько действующих нормативных правовых актов, то в названии акта не требуется указывать на признание утратившим силу (не подлежащим применению) действующего нормативного правового акта (действующих нормативных правовых актов).
24. В преамбуле нормативного правового акта следует указывать основание его издания (конкретную структурную единицу акта законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой издан акт). В частности, преамбула акта об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля (надзора) или административного регламента предоставления государственной услуги должна содержать указание на акт законодательства Российской Федерации, которым устанавливаются соответствующие функции и полномочия органа, реализуемого им в рамках осуществления государственного контроля (надзора) или предоставления государственной услуги.
25. В преамбуле при необходимости кратко указываются цели и мотивы издания нормативного правового акта. Дополнительное обоснование издания акта может быть изложено в справке.
Например: «В целях приведения правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации. «.
26. В преамбулу не включаются предписания нормативно-правового характера, а также сокращения.
27. В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается, данный акт признается утратившим силу (не подлежащим применению), а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и издает новый нормативный правовой акт.
Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов
Полное название документа: Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов
по подготовке муниципальных нормативных правовых актов
1. Правовые акты и их виды.
Муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением внутригородского муниципального образования (далее – муниципальное образование), органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Севастополя. Оно оформляется документально и обязательно для исполнения.
Муниципальные правовые акты можно разделить на две группы:
· нормативные правовые акты – акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;
· ненормативные правовые акты (индивидуальные правовые акты, распорядительные документ) – акты, имеющие индивидуальный характер, направленные на реализацию (выполнение) норм, определенных муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Система муниципальных правовых актов
Нормативные и ненормативные муниципальные правовые акты, принимаемые непосредственно населением, органами и должностными лицами местного самоуправления, образуют единую, внутренне согласованную систему муниципальных правовых актов.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:
— правовые акты, принятые на местном референдуме;
— устав муниципального образования;
— нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
— правовые акты главы муниципального образования;
— правовые акты главы местной администрации;
— правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Муниципальные правовые акты могут приниматься по следующим вопросам:
— по вопросам местного значения;
— по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
— по иным вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;
— по вопросам организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты могут приниматься следующими субъектами правотворческой деятельности:
— населением непосредственно (на местном референдуме);
— органами местного самоуправления;
— должностными лицами местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты принимаются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Полномочия органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
— Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;
— Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации, то он издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации;
— Иные должностные лица местного самоуправления (председатель контрольно-счетного органа, заместители главы администрации и др.) издают муниципальные правовые акты (распоряжения и приказы) по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
3. Правотворчество органов местного самоуправления.
Правотворческая деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать определенным принципам, среди которых необходимо назвать следующие:
Демократизм, что предполагает либо непосредственное участие граждан в издании правовых норм, либо учет их интересов в издаваемых нормах права;
Открытый и публичный характер правотворческой деятельности.
4. Юридическая техника.
Юридическая техника – это система средств, правил и приемов подготовки, принятия и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний и форма соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей и двусмысленности.
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Основные правила юридической техники:
языковые правила – это лингвистические, терминологические, синтаксические и стилистические правила, которые позволяют избежать языковой недостаточности и языковой избыточности, приводящих к противоречивости толкования норм права, их двойственности, а также другие требования, которые предполагают использование официального делового стиля, ясности изложения, экономии текста, правильного употребления текста;
правила оформления правового акта, которые предусматривают, в том числе, следующее:
а) преамбула должна содержать общую идею правового акта, разъяснение его специфики и характера,
б) деление акта в соответствии с логической структурой на части (в том числе, мотивировочную – обосновывающую, резолютивную – распорядительную), разделы, статьи, пункты, подпункты в строго определенной последовательности;
в) официальный текст правового акта должен содержать реквизиты: дату принятия (подписания) правового акта, регистрационный номер правового акта, наименование, указывающее на предмет его регулирования, подпись полномочного лица, скрепленная печатью, правовой акт должен содержать изображение герба муниципального образования;
логические правила, которые предполагают использование принципов логики;
гносеологические правила – это адекватное отражение в правовом акте объективной действительности.
5. Разработка муниципальных правовых актов
Разработка муниципальных правовых актов осуществляется:
— депутатами представительного органа муниципального образования;
— главой муниципального образования;
— иными выборными органами местного самоуправления;
— главой местной администрации;
— органами территориального общественного самоуправления;
— инициативными группами граждан;
— иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Основаниями для разработки муниципальных правовых актов могут быть:
— прямое указание о необходимости принятия муниципального правового акта в федеральном законе, законе города Севастополя, уставе муниципального образования или ином нормативном правовом акте;
— решения представительного органа муниципального образования, поручения главы муниципального образования (председателя представительного органа муниципального образования, главы местной администрации);
— обращения органов государственной власти (государственных органов), органов и должностных лиц местного самоуправления (в том числе других муниципальных образований), депутатов представительных органов, обращения жителей муниципального образования и иных лиц, а также организаций;
— обстоятельства, вытекающие из договорных и иных обязательств муниципального образования и органов местного самоуправления;
— необходимость решения текущих задач в рамках компетенции органов местного самоуправления.
Муниципальные нормативные правовые акты принимаются для:
— решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования;
— устранения имеющихся пробелов;
— устранения устаревших норм и противоречий;
— устранения множественности актов по одним и тем же вопросам.
6. Порядок принятия муниципальных нормативных правовых
актов органами местного самоуправления.
Проект муниципального нормативного правового акта должен отвечать следующим требованиям:
1) наименование проекта муниципального нормативного правового акта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования;
2) текст проекта муниципального нормативного правового акта может предваряться преамбулой, определяющей его цели и задачи, содержащей ссылки на нормативные правовые акты, служащие основой разработки вносимого акта.
Преамбула не должна делиться на статьи, содержать самостоятельные нормативные предписания, определения понятий, терминов;
3) изложение содержания должно быть последовательным, точным, исключающим возможность двусмысленного толкования;
4) поставленные задачи должны быть конкретными, обеспеченными необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не должны противоречить действующему законодательству;
5) должны учитываться ранее принятые по данному вопросу муниципальные правовые акты, не должны допускаться повторения и противоречия с ними;
6) к проекту муниципального правового акта должны быть приложены документы, на которые имеются ссылки в тексте (в соответствии с Положением органа местного самоуправления о порядке принятия муниципальных правовых актов).
Согласно ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Иными словами, принятие правового акта на референдуме является самодостаточным и окончательным. Таким образом, официальной датой правового акта, принятого на референдуме, является дата признанного состоявшимся голосования населения по соответствующему вопросу.
Муниципальные правовые акты могут быть приняты на сходе граждан (ст. 25. и ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ).
Сход граждан проводится для решения вопросов местного значения в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек и осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п. 6 ч. 1. ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования. Следовательно, указанные вопросы должны быть урегулированы в уставе муниципального образования.
Таким образом, определение официальной даты принятия, вступления в силу решения, принятого сходом граждан, полностью зависит от процедур, предусмотренных уставом соответствующего муниципального образования.
Официальной датой принятия муниципального правового акта, принимаемого должностным лицом единолично, является дата его подписания.
Сложнее обстоит дело с принятием муниципальных правовых актов представительным органом местного самоуправления.
Федеральный закон № 131-ФЗ (ч. 3. ст. 43.) установил: представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Кроме того, глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования (ч. 13. ст. 35 Федерального закона №131-ФЗ), т.е. обладает правом вето.
Следовательно, окончательное юридическое оформление принятый представительным органом нормативный правовой акт получает только после фактического подписания его главой муниципального образования. До подписания главой муниципального образования нормативный правовой акт представительного органа не может быть обнародован и обрести юридическую силу, а значит, не может обладать и официальной датой.
Законодатель установил, что в обязательном порядке подлежат подписанию и обнародованию главой муниципального образования только нормативные правовые акты представительного органа, а порядок принятия актов ненормативного характера устанавливается уставом муниципального образования.
Следовательно, официальная дата ненормативного правового акта представительного органа определяется в соответствии с уставом муниципального образования.
Уставы муниципальных образований, как правило, не содержат непосредственных норм о порядке принятия правовых актов администрациями муниципальных образований, а применяют отсылочные нормы. При этом порядок принятия указанных правовых актов определяют специальные положения (проект Положения см. в приложении ).
Процесс издания муниципальных правовых актов администрацией муниципального образования включает следующие этапы: подготовка проекта муниципального правового акта; рассмотрение проекта; подписание акта и его регистрация; опубликование (обнародование) муниципального правового акта.
Этап подготовки проекта начинается с планирования правотворческой деятельности.
Подготовка проекта муниципального правового акта состоит в определении: правовой основы акта; действия акта во времени и по кругу лиц; структуры акта; содержания акта; лиц, осуществляющих контроль исполнения акта.
Согласование проекта муниципального правового акта оформляется визами должностных лиц, участвующих в согласовании, а юридический отдел дает отдельное заключение. Визирование проектов актов администрации заключается не только в простом согласии или несогласии должностного лица с содержанием акта, но в выдаче замечаний и предложений, которые должны быть мотивированно изложены. В этом случае проект подлежит повторному визированию тем же лицом, а юридический отдел дает заключение о соответствии действующему законодательству заявленных визирующими лицами замечаний и предложений.
После окончания данного этапа муниципальный правовой акт передается главе администрации для подписания. Подписанные главой муниципальные правовые акты подлежат регистрации.
Правовые акты должностных лиц муниципального образования также имеют свои особенности. Муниципальные правовые акты, принимаемые ими, носят, в основном, ненормативный характер и являются преимущественно индивидуальными правовыми актами.
7. Оформление муниципальных нормативных правовых актов.
7.1. Реквизиты муниципальных нормативных правовых актов
Оформление муниципальных нормативных правовых актов рекомендуется осуществлять в соответствии с правилами юридической техники и государственными стандартами (см. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»).
7.2. Структура текста муниципального нормативного правового акта
Преамбула – вводная или вступительная часть муниципального нормативного правового акта, определяющая цели и задачи его принятия. В преамбуле также указываются мотивы принятия муниципального нормативного правового акта, нормативные правовые акты Российской Федерации и города Севастополя, на основании, в развитие и во исполнение которых принимается муниципальный нормативный правовой акт.
Муниципальный нормативный правовой акт может не иметь преамбулы, если разъяснение целей и задач его принятия не требуется.
— не содержит самостоятельные нормативные предписания;
— не содержит определения понятий;
— не делится на статьи;
— не содержит ссылки на другие муниципальные нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием принимаемого муниципального нормативного правового акта;
— не формулирует предмет регулирования муниципального нормативного правового акта;
Преамбула предваряет текст муниципального нормативного правового акта.
Преамбула должна быть изложена кратко, как правило, не более одного абзаца.
7.3. Правила написания текста муниципального нормативного правового акта
В целях снижения уровня несовершенства правовых норм, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами, и как следствие этого снижения вероятности коррупционных действий при написании текста муниципального нормативного правового акта следует соблюдать следующие правила:
— использовать простые предложения, так как длинные фразы, состоящие из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, приводят к искажению смыла текста муниципального нормативного правового акта;
— при использовании условных предложений следует помнить, что чем больше условий и чем больше в предложении их комбинаций, тем сложнее понять такой текст. Условными предложениями являются утверждения, которые устанавливают отношения между отдельными частями нормативной информации с использованием конструкций «если, то. », «в случае. », «в случаях, когда. », «если иное не предусмотрено. » и т.д.;
— использовать исходя из содержания юридического документа, по мере необходимости, устоявшиеся в юридическом языке штампы и клише («в порядке, установленном. », «в соответствии с действующим законодательством. », «если иное не предусмотрено. », «признать утратившим силу. » и другие). Попытки изменения или сокращения таких клише могут привести к затруднениям в толковании и применении документа;
— необходимо правильно использовать разделительные и соединительные союзы и знаки препинания. Разделительный союз «или» и соединительный союз «и» являются самыми употребляемыми в юридических текстах. Союз «или» означает наличие альтернативы, т.е. используется либо один признак, либо другой. Союз «и», наоборот, означает одновременное наличие тех признаков, которые им соединены. Нехарактерно природе правовых норм использование соединительных союзов «а», «но», «чтобы», и тем более не рекомендуется использовать редко применимые в официальных текстах союзы «да», «да и», «не то», «хоть». Необходимо помнить, что злоупотребление союзами и знаками препинания затрудняет применение правовых норм, снижает эффективность правового регулирования. В таком случае текст рекомендуется оформить любыми графическими способами с использованием подпунктов, абзацев.
— используемые в тексте аббревиатуры должны быть раскрыты.
7.3.1 Написание аббревиатур
Аббревиатуры, читаемые по названиям букв, не склоняются и пишутся прописными буквами.
Аббревиатуры, читаемые по звукам, склоняются, если они оканчиваются на согласную букву (исключение: ООН) и пишутся:
1) прописными буквами, если образованы от имен собственных;
2) строчными буквами, если образованы от имен нарицательных (за исключением случаев закрепившегося написания прописными буквами аббревиатур ГЭС, ТЭЦ, СМИ, РЭУ и некоторых других);
вуз, нэп, орс (из вуза, при нэпе, орсу).
Аббревиатуры, читаемые по звукам, не склоняются, если они оканчиваются на гласную.
7.3.2. Сокращение словосочетаний
Для удобства изложения последующего текста муниципального нормативного правового акта могут применяться сокращения (названия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, правовых актов и т.п.), о чем указывается непосредственно после первого упоминания сокращаемого словосочетания. При этом сокращенное словосочетание указывается в именительном падеже с прописной буквы.
В иных случаях сокращения указываются в именительном падеже со строчной буквы.
При подготовке муниципальных нормативных правовых актов рекомендуется проанализировать следующее:
1) употребляется ли один и тот же термин в тексте данного муниципального нормативного правового акта в одном и том же значении;
2) имеют ли термины общепризнанное значение;
3) обеспеченно ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя.
Текст муниципального нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами грамматики русского языка.
Изложение текста муниципального нормативного правового акта осуществляется с учетом:
— конкретности в определении целей, задач и средств их достижения;
— обеспечения необходимыми финансовыми средствами;
— определения механизмов исполнения;
— единообразия и простоты построения однородных логико-стилистических структур.
Изложение текста муниципального нормативного правового акта должно быть кратким, обеспечивающим его простоту, понятность и доступность. Положения муниципального нормативного правового акта должны быть однозначными, не допускающими возможность их произвольного толкования. Стиль изложения муниципального нормативного правового акта должен быть официально-деловым, без применения метафор, аллегорий, устаревших или сленговых терминов и выражений.
7.3.3. Написание дат, календарных сроков, чисел
Даты и календарные сроки в тексте муниципального правового акта указываются как словесно-цифровым, так и цифровым способом в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (словом или цифрами), год (цифрами) с добавлением слова «год» (только при словесно-цифровом способе) в соответствующем падеже.
При написании чисел используются словесный (например: четыре метра, пять листов), цифровой (например: 300, 12500) и словесно-цифровой (например: 50 тысяч, 150 миллионов) способы.
Буквенная форма написания чисел рекомендуется для обозначения однозначных чисел, если они стоят не при денежных единицах и не при единицах измерения (например: за шесть месяцев, но: 9 тонн, 6 рублей). Если однозначные числа стоят в ряду многозначных, для их обозначения используется цифровая форма (например: от 8 до 12 лет).
Словесно – цифровой способ применяется, как правило, для обозначения многозначных целых и дробных чисел в виде сочетания цифр с числительными (тысяча, миллион, миллиард, триллион) или их сокращениями (тыс., млн., млрд., трлн.).
5 тыс. рублей, 112 млн. рублей, 20 млрд. рублей, 5,3 трлн. рублей
12 метров, 16 тонн, 100 рублей,
12 куб. метров, 16 тыс. тонн, 10 тыс. рублей.
7.4. Вступление в силу муниципальных нормативных правовых актов
В тексте муниципального нормативного правового акта должно употребляться понятие «вступление в силу».
Структурная единица текста муниципального нормативного правового акта о вступлении в силу располагается в конце документа.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Доведение до всеобщего сведения является обязательным условием вступления муниципального нормативного правового акта в силу. В противном случае нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяться не могут, и, соответственно, такие акты не влекут каких-либо правовых последствий, на них нельзя ссылаться при разрешении споров.
Настоящее решение вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2014 года.
7.5. Деление муниципального нормативного правового акта
на структурные единицы
Текст муниципального нормативного правового акта характеризуется определенной последовательностью изложения материала, что проявляется в обязательном его структурировании.
Деление муниципального нормативного правового акта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в муниципальном нормативном правовом акте, облегчает внесение в него последующих изменений.
При определении структуры муниципального нормативного правового акта в процессе его подготовки необходимо руководствоваться принципом сбалансированности. Это означает, что если структура муниципального нормативного правового акта предусматривает в нем параграфы, части, разделы, главы, статьи, пункты, абзацы, то эта схема должна выдерживаться на протяжении всего документа.
Употребляются следующие структурные единицы муниципального нормативного правового акта по нисходящей: параграф, часть, раздел, глава, статья, пункт, абзац.
Структурные единицы муниципального нормативного правового акта (параграфы, разделы, главы, статьи) не могут иметь преамбулу.
7.5.1. Раздел как структурная единица текста муниципального нормативного правового акта
Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение и наименование раздела муниципального нормативного правового акта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
В случае отсутствия в муниципальном нормативном правовом акте глав, вводить структурную единицу «раздел» не следует. Структурные единицы «раздел», «глава» используются только в больших по объему муниципальных нормативных правовых актах.
7.5.2.Глава как структурная единица текста муниципального нормативного правового акта
Глава нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопроса создания условий для обеспечения населения услугами торговли
7.5.3. Пункт как структурная единица текста муниципального нормативного правового акта
Пункт муниципального нормативного правового акта является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой.
Обозначение пунктов печатается с абзацного отступа.
В исключительных случаях пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы, но не более пяти абзацев. Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на пункты, содержащие перечни основных понятий, используемых в нормативном правовом акте.
Объем пункта нормативного правового акта не должен затруднять восприятие его содержания.
7.5.4. Нумерация структурных единиц муниципального нормативного правового акта
Нумерация разделов, глав и других структурных единиц муниципального нормативного правого акта должна быть сквозной.
Недопустима отдельная нумерация пунктов каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Нежелательно изменять нумерацию разделов, глав, пунктов муниципального нормативного правового акта при внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц муниципального нормативного правового акта.
Если дополнения вносятся в конец муниципального нормативного правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, пунктов.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы пункта, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
7.5.5. Оформление структурной единицы текста муниципального нормативного правового акта о вступлении в силу
В соответствии с п.3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования) для всеобщего сведения. Поэтому муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления должен содержать в себе норму о вступлении в силу.
Муниципальный нормативный правовой акт может вступить в силу:
1) со дня подписания;
2) со дня официального опубликования (обнародования);
3) с определенной календарной даты;
4) по истечении определенного времени со дня подписания, опубликования (обнародования).
Следует обратить внимание на то, что муниципальный нормативный правовой акт вступает в силу с определенного дня, а не момента.
6. Настоящее решение вступает в силу со дня опубликования.
При указании в муниципальном нормативном правовом акте определенной даты сокращения не допускаются.
6. Настоящее решение вступает в силу с 15 января 2007 года.
При установлении порядка и сроков вступления муниципальных нормативных правовых актов в силу необходимо иметь в виду, что бюджетное и налоговое законодательство имеет особые правила введения в силу актов, регулирующих бюджетные и налоговые отношения.
7.5.6. Приложения к муниципальному нормативному правовому акту
Муниципальные нормативные правовые акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода программы, регламенты, правила, перечни, таблицы, графики, карты, образцы документов и т.д.
Если к муниципальному нормативному правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака «№». При ссылках на приложения в тексте нормативного правового акта знак «№» также не указывается.
Утвердить состав общественного отряда содействия правоохранительным органам согласно приложению 1 к решению
Юридическая сила приложений и муниципального нормативного правового акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста муниципального нормативного правового акта с указанием на наименование, регистрационный номер и дату подписания нормативного правового акта.
к решению №. от… «_______»
к решению №. от… «_______»
Приложения к муниципальному нормативному правовому акту должны иметь наименования, включающие указание на вид документа (положение, порядок, правила, перечень, реестр, схема, план, график, мероприятия программы и т.п.).
Наименование приложения располагается по центру страницы прописными буквами полужирным шрифтом и отделяется от обозначения приложения двумя интервалами.
Расстояние от наименования до текста приложения должно быть два интервала.
к решению №25 от 14.01.2009 «О создании
общественного отряда содействия
общественного отряда содействия правоохранительным органам
7.6. Порядок употребления ссылок
7.6.1. Необходимые реквизиты, употребляемые при ссылках
Ссылки можно делать только на вступившие в силу муниципальные нормативные правовые акты, законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты, муниципальные нормативные правовые акты недопустимы.
При необходимости сделать ссылку в муниципальном нормативном правовом акте на законодательный акт или муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид муниципального нормативного правового акта или законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование муниципального нормативного правового акта или законодательного акта.
При отсутствии номера муниципального нормативного правового акта или законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование.
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
7.6.2. Оформление ссылок на полностью изложенный в новой редакции муниципальный нормативный правовой акт или законодательный акт
При ссылке на муниципальный нормативный правовой акт или законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид муниципального нормативного правового акта или законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта или муниципального нормативного правового акта, дата подписания и регистрационный номер, полностью изложившего данный муниципальный нормативный правовой акт в новой редакции.
7.6.3. Последовательность указания структурных единиц муниципального нормативного правового акта или законодательного акта
При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт или муниципальный нормативный правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
7.6.4. Оформление ссылок на абзацы
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 64 Налогового кодекса
7.7. Оформление муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в муниципальный нормативный правовой акт
При необходимости отмены, приостановления действия муниципального нормативного правового акта или внесения в него изменений и дополнений принимается муниципальный нормативный правовой акт об отмене (приостановлении действия) муниципального правового акта или о внесении изменений и дополнений в муниципальный правовой акт.
В названии муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, обязательно указывается: наименование органа, принявшего муниципальный нормативный правовой акт, в который вносятся изменения; его дата, номер и наименование.
«О внесении изменений в решение Окуневского сельского Совета народных депутатов от 23.03.2006 №37 «О правилах содержания животных в Окуневской сельской территории»
В текстах таких муниципальных нормативных правовых актов так же обязательно указывается: наименование органа, принявшего муниципальный нормативный правовой акт, в который вносятся изменения; его дата, номер и наименование. В случае, если муниципальный нормативный правовой акт был официально опубликован, указывается также печатное издание и дата (номер) выпуска.
При внесении изменений и дополнений в муниципальный правовой акт указывается номер структурной единицы правового акта (раздела, статьи, пункта и т.п.), которую предполагается изменить или дополнить, и используются формулировки «внести следующие изменения», «изложить в следующей редакции», «дополнить статьей (пунктом, подпунктом) следующего содержания», «заменить слова … на слова …», «признать утратившим силу», «исключить статью (пункт, подпункт, слова …)» и т.п.
1. Признать утратившими силу:
1. Признать утратившими силу:
Если в муниципальный нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, ранее вносились какие-либо изменения, то в тексте муниципального нормативного правового акта, вносящего изменения, необходимо указывать даты и номера всех изменяющих основной документ редакций, начиная с первой и заканчивая самой последней.
1. Внести в решение Окуневского сельского Совета народных депутатов от 23.03.2006 №37 «О правилах содержания животных в Окуневской сельской территории» (в редакции решений Окуневского сельского Совета народных депутатов от 20.05.2006 №47, от 19.02.2008 №92, от 27.03.2009 №137) следующие изменения:
8. Внесение проектов муниципальных нормативных правовых актов
8.1. Проекты муниципальных правовых актов вносятся на рассмотрение того органа (должностного лица) муниципального образования, к компетенции которого относится принятие соответствующего правового акта. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются правовыми актами органа местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрены особенности внесения отдельных проектов муниципальных нормативных правовых актов. Так, муниципальные нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы муниципального образования или при наличии заключения указанного должностного лица.
Кроме того, в соответствии с п.3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до внесения на рассмотрения представительного органа муниципального образования должны быть вынесены на публичные слушания:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования
8.2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Особенности проведения публичных слушаний по вопросам землепользования и градостроительного планирования установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
8.3. К проекту муниципального правового акта прилагаются необходимые документы, к числу которых могут быть отнесены:
— перечень муниципальных нормативных правовых актов, которые необходимо будет принять или в которые необходимо будет внести изменения;
— финансово-экономическое обоснование к проекту муниципального нормативного правового акта;
— протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний (если проект муниципального нормативного правового акта в соответствии с законами должен быть вынесен на публичные слушания);
— прогноз социально-экономических и иных последствий принятия муниципального нормативного правового акта
— лист согласования (при внесении проекта муниципального правового акта на рассмотрение главы местной администрации);
В пояснительной записке приводится развернутая характеристика обоснования необходимости принятия муниципального нормативного правового акта, его цели, основных положений, места в системе действующего законодательства.
В финансово-экономическом обосновании муниципального нормативного правового акта приводится расчет предполагаемых затрат из местного бюджета или доходов местного бюджета в случае реализации муниципального нормативного правового акта.
В список рассылки включаются руководители органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации муниципального образования и муниципальных учреждений, на которые возлагается исполнение муниципальных нормативных правовых актов или компетенция которых затрагивается муниципальным нормативным правовым актом, иных заинтересованных организаций.
Одновременно с проектом муниципального правового акта о местном бюджете на очередной финансовый год представляются документы, предусмотренные статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
9. Подписание муниципальных нормативных правовых актов
Муниципальные нормативные правовые акты должностных лиц местного самоуправления (решения, постановления) подписываются указанными должностными лицами, как правило, единолично.
Нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, подписываются главой муниципального образования и председателем представительного органа муниципального образования в установленном порядке. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.
Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, подписываются исполняющим обязанности главы муниципального образования.
Муниципальные нормативные правовые акты должностных лиц местного самоуправления подписываются соответствующими должностными лицами местного самоуправления, а в случае их отсутствия – лицами, исполняющими их обязанности.
Должностное лицо местного самоуправления (руководитель коллегиального органа местного самоуправления) подписывает документ, расписываясь на оригинале (на всех экземплярах) и проставляя дату подписания муниципального правового акта. После подписания муниципального правового акта на нём проставляется печать органа местного самоуправления.
10. Регистрация муниципальных нормативных правовых актов
Порядок регистрации, хранения, постановки на контроль и снятия с контроля муниципальных нормативных правовых актов органа (должностного лица) местного самоуправления, а также рассылки их копий определяется самим органом (должностным лицом) местного самоуправления.
Регистрация муниципального нормативного правового акта осуществляется в день подписания. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования, регистрируется в день подписания главой муниципального образования.
При регистрации сведения о муниципальном нормативном правовом акте заносятся в журнал регистрации муниципальных правовых актов и (или) в электронную базу данных. При этом муниципальному нормативному правовому акту присваивается регистрационный номер.
11. Действие муниципальных нормативных правовых актов.
Муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу в порядке, установленные уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом в уставе муниципального образования может быть установлен общий срок вступления в силу муниципального правового акта по умолчанию (например, на следующий день или через десять дней после опубликования для нормативных актов и с момента подписания для ненормативных актов), а также содержаться положение о том, что самим муниципальным правовым актом может быть установлен иной порядок его вступления в силу.
В соответствии со статьей 15 Конституцией Российской Федерации и частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).
Действие нормативного правового акта, как правило, распространяется только на правовые отношения, которые возникнут после его вступления в силу. Действие нормативного правового акта не распространяется на правовые отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное не установлено самим нормативным правовым актом. Наделение нормативного правового акта обратной силой допускается в том случае, если это не противоречит Конституции Российской Федерации или действующему законодательству.
Муниципальный правовой акт действует бессрочно или в течение срока, установленного самим муниципальным правовым актом.
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.
12. Опубликование муниципальных нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования и подписанные главой муниципального образования, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Ненормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в случаях, когда это предусмотрено законами (например, при назначении выборов), уставом муниципального образования или иными муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Как правило, уставами муниципальных образований предусматривается официальное опубликование муниципальных правовых актов. При этом издания, в которых осуществляется опубликование муниципальных нормативных правовых актов, и сроки опубликования муниципальных правовых актов, устанавливаются уставом муниципального образования или специальным нормативным правовым актом, принятие которого предусматривается в уставе муниципального образования.
Официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста со всеми приложениями в печатном издании, определенном муниципальными нормативными правовыми актами. Допускается публикация нормативных правовых актов большого объема по частям в нескольких номерах издания. При этом днем официального опубликования муниципального нормативного правового акта считается день выпуска номера издания, в котором опубликован полный текст нормативного правового акта со всеми приложениями (при наличии таковых), а в случае опубликования нормативного правового акта по частям – день выпуска номера, в котором завершено опубликование нормативного правового акта.
Копии муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих опубликованию, рекомендуется направлять в редакции средств массовой информации, распространяемых на территории муниципального образования, а также размещать на информационных стендах в зданиях органов местного самоуправления. При наличии Интернет-сайта муниципального образования (органов местного самоуправления) рекомендуется размещать на нем электронные копии опубликованных муниципальных правовых актов с указанием печатного издания, даты (месяца, года) и номера выпуска, в котором они были официально опубликованы. Размещение муниципальных правовых актов в Интернете не является официальным опубликованием.
13. Регистр муниципальных нормативных правовых актов.
Федеральный закон №131-ФЗ в ст. 43.1 определяет, что все без исключения муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации включает в себя следующие функции:
а) юридическую обработку муниципального нормативного правового акта и присвоение правовому акту номера государственной регистрации;
б) формирование реквизитов муниципального нормативного правового акта и заполнение полей карточек документа;
в) проведение юридической и антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта;
г) обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;
д) формирование интегрированной базы данных регионального регистра.
Направляемые главами муниципальных образований копии МНПА для включения в регистр на бумажном носителе должны быть заверены надлежащим образом, в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утверждённых приказом Росархива от 23.12.2009г. №76 (приложение 11 «Отметка о заверении копии»), а именно путем проставления:
— количества заверенных листов копии МНПА (в случае заверения многостраничной копии МНПА);
— должности заверяющего копию лица;
— даты заверения копии;
— печати на каждой заполненной странице МНПА, если документ небольшого объема, или на заверительной наклейке, если документ многостраничный.
При заверке многостраничного документа необходимо:
— скрепить многостраничный МНПА нитью, металлической скобой, выводя концы через последний лист документа назад так, чтобы обеспечить возможность свободного чтения текста; если копия МНПА изготавливается с размещением текста на обеих сторонах листа и последняя страница содержит информацию, которая станет недоступной (доступной не в полном объеме) после заверки (наложении заверительной наклейки с необходимыми реквизитами), то следует сшить с документом ещё один пустой лист, на который будет наложена заверительная наклейка;
— пронумеровать все страницы копии МНПА;
— концы нитей завязать узлом; на концы скрепок или концы нитей приклеить полоску бумаги, содержащую текст «Верно. Всего в копии прошито, пронумеровано и скреплено печатью NN листов (NN страниц)»;
— указать должность лица, заверяющего копию МНПА, с проставлением его подписи, расшифровка подписи, дата заверения копии и печать. Печать проставляется таким образом, чтобы часть оттиска печати захватывала наклеенный прямоугольник, а часть была на последнем листе МНПА.
Проставление печати лишь на первом и последнем листе МНПА не допускается.
Включению в Регистр подлежат МНПА, изменяющие (дополняющие) МНПА в целом (новая редакция) или его часть. Для поддержания действующей редакции МНПА необходимо предоставлять не только изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие, но и основные (первоначальные) акты, если эти основные МНПА не предоставлялись ранее.
Копии МНПА на бумажном носителе надлежит направлять в адрес уполномоченного на ведение Регистра МНПА органа;
к методическим рекомендациям
«О порядке принятия правовых актов администрацией
1.1.Правовые акты администрации внутригородского муниципального образования (далее – муниципального образования) входят в систему муниципальных правовых актов.
1.2.Нормативные правовые акты администрации муниципального образования распространяют свое действие на всю территорию муниципального образования и обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования организациями, а также гражданами, проживающими на территории данного муниципального образования.
1.3.Правовые акты главы администрации муниципального образования принимаются в форме постановлений и распоряжений администрации.
Порядок подготовки проекта правового акта
2.1.В целях создания единой и непротиворечивой системы муниципальных правовых актов, обеспечения гласности в деятельности главы администрации применяется планирование правотворческой деятельности.
2.2.План правотворческой деятельности разрабатывается отделом оргработы администрации муниципального образования. В плане правотворческих работ указываются предварительные наименования актов, сроки их подготовки, а также заместители главы администрации и иные должностные лица, ответственные за разработку правовых актов.
2.3.В ходе нормотворческого процесса план правотворческой деятельности может корректироваться.
2.5.При подготовке проекта правового акта возможно создание рабочих групп.
2.6.Исполнитель осуществляет оформление проекта правового акта с соблюдением всех правил и приемов юридической техники.
2.7.К проекту правового акта прилагается пояснительная записка исполнителя, а также заключение финансового отдела, если проект предусматривает расходы из местного бюджета.
2.8.В пояснительной записке исполнителя проекта должно содержаться обоснование необходимости принятия данного акта, при этом учитываются интересы жителей муниципального образования, реальность исполнения данного правового акта.
3.Порядок согласования проектов правовых актов
3.1.Согласование осуществляется в письменной форме путем визирования в листе согласования проекта правового акта. Виза включает в себя название должности, фамилию, личную подпись визирующего и дату согласования. Срок согласования каждого должностного лица должен быть не более одного рабочего дня.
3.2.В случае несогласия с проектом правового акта в листе согласования ставится подпись визирующего с отметкой « С замечаниями. Приложение на ____ л.». Замечания излагаются отдельно в письменной форме.
3.3.При наличии разногласий по проекту правового акта исполнитель должен провести обсуждение со сторонами, имеющими замечания, с целью поиска приемлемого решения. Если такое решение не будет найдено, то к проекту правового акта прилагается перечень разногласий, подлинники замечаний, подписанные соответствующими должностными лицами, а также аргументы, на основании которых замечания не учтены.
3.4.При наличии неустранимых разногласий исполнитель прилагает к проекту правового акта мотивированное заключение. Разногласия разрешает должностное лицо, подписывающее данный правовой акт.
3.5.В трехдневный срок юридический отдел администрации муниципального образования готовит заключение о соответствии проекта правового акта и заявленных замечаний действующему законодательству.
3.6. Проект правового акта считается согласованным при наличии всех виз установленного круга лиц.
3.7.Проекты правовых актов, подготовленные с нарушением установленного порядка, возвращаются исполнителю проекта.
3.8.Проект правового акта подлежит согласованию в течение одного рабочего дня с должностным лицом, ответственным за разработку данного акта. После согласования проект направляется для подписания главе администрации либо иному полномочному на это лицу.
3.9.Проект правового акта, носящего ненормативный характер, принимается в соответствии с настоящим Положением, за исключением требования предоставления пояснительной записки исполнителя.
4.Подписание и обнародование правового акта
4.1. Глава администрации в течение трех рабочих дней после поступления проекта правового акта принимает решение либо о возврате проекта на доработку, либо о принятии правового акта.
4.2. Если глава администрации принимает решение о возврате правового акта на доработку, то проект возвращается с замечаниями главы исполнителю.
4.3.Исполнитель проекта правового акта в течение трех рабочих дней устраняет замечания, проводит повторное согласование, после чего проект правового акта повторно направляется на рассмотрение главе администрации. Рассмотрение происходит в соответствии с п. 4.1. настоящего Положения.
4.4.После подписания проекта правового акта главой администрации правовой акт направляется в отдел делопроизводства для регистрации. Правовые акты, которые должны быть обнародованы, подлежат опубликованию в соответствии с Уставом.
к методическим рекомендациям.
к проекту правового акта
(название правового акта)
Проект правового акта вносит: ________________________________
(наименование управления, отдела)
В связи с чем вносится проект ________________________________