Пре оффер что это
Когда мне вышлют оффер? Подсказки для соискателей от HR-менеджера
Многие из нас бывали на этом месте: собеседование прошло нормально, компания — классная, HR-менеджер — адекватный, но почему-то не перезванивают. На конференции DevGAMM в Москве HR-директор компании Appodeal Галина Токарева поделилась инсайтами, которые спасут от тревожных мыслей и помогут лучше разобраться в процессе рекрутинга в IT и геймдеве.
Как правило, в представлении соискателя процесс довольно прямолинейный.
Однако на деле все немного сложнее — и это не вовсе не выдумки эйчара, которому нравится вас пытать ожиданием. Процесс найма действительно может растянуться надолго, но при должном информировании со стороны компании он должен быть не таким уж мучительным.
Как открывается вакансия?
В Appodeal сначала определяется потребность в новом сотруднике — руководитель команды (Team Lead) обращается с запросом к HR. Потребность в вакансии согласовывается с руководителем офиса. Вакансия вносится в рекрутинговый план региона, на нее заполняется отдельная заявка.
После инициирования вакансии мы составляем ее описание с общей информацией и требованиями к кандидату, а затем расписываем процесс подбора.
Работа над вакансией — стандартный процесс по поиску, привлечению и отбору кандидатов. Ничего сверхъестественного в этом этапе нет, однако при подаче заявки не стоит забывать, что кроме вас у HR-специалиста есть от 5 до 15 кандидатов. Их заявки и резюме тоже нужно детально изучить, а после провести одно или несколько интервью, которые занимают от 1 до 2 часов рабочего времени. Поэтому не стоит паниковать, если вам не перезвонили через два дня после интервью — HR просто обязан рассмотреть всех кандидатов и не может сделать стремительный выбор в вашу пользу в силу своих должностных обязательств.
Во время интервью HR-менеджер сообщает сроки, в течение которых вам дадут ответ, — обычно это максимальные сроки, и они варьируются в зависимости от позиции. В порядочной компании эти сроки всегда соблюдаются, но опять же, стоит помнить, что сообщить вам о решении могут в самый последний момент — просто из-за потока кандидатов и внутреннего согласования. Вы имеете право в любое время обратиться к HR-менеджеру и уточнить, на каком этапе рассмотрения находится ваше резюме. Не забывайте, что кандидаты могут обозначать критичные для них сроки ответа от компании, — для работодателя такой подход даже удобнее.
Что может повлиять на сроки?
Случается, что вакансия была приостановлена. HR-специалисты — тоже люди, и они тоже уходят в отпуска и заболевают. Соответственно, поиск кандидатов приостанавливается. Иногда в процессе поиска пересматривается рекрутинговый план — количество вакансий или требование к кандидатам, о чем вам тоже должны сообщить (по крайней мере, мы сообщаем). Вакансия считается закрытой, когда кандидат найден, принял Job Offer и вышел на работу. Вакансия может отмениться из-за пересмотра плана и отсутствия потребности в сотруднике. Как правило, вакансию переносят в архив после выхода сотрудника на работу, но HR вздохнет спокойно только тогда, когда его кандидат прошел испытательный срок. Поэтому вакансия еще некоторое время может висеть на сайте компании или на HR-ресурсах, а ваши отклики будут разбираться и добавляться в базу. Кандидатам в этот период придет стандартное сообщение о рассмотрении.
Как только принятый кандидат проходит испытательный срок, HR-специалист меняет статус вакансии на «закрыта» на всех ресурсах, фиксирует данные о сотруднике и планируемую дату выхода на работу в специальной таблице.
Чем выше уровень навыков специалиста и степень его ответственности, тем больше времени занимает его поиск и отбор кандидатов.
Ниже — таблица сроков, на которую можно ориентироваться при отправке резюме. Мы в Appodeal стараемся закрывать вакансии по принципу «чем скорее, тем лучше», то есть HR-менеджеры работают на полную катушку и опережают сроки, указанные в таблице:)
Чтобы меньше волноваться о сроках и не стушеваться на собеседовании, мы рекомендуем соблюдать простой чек-лист.
Особое внимание уделите информации о компании
Невероятно, но факт: часто встречаются кандидаты, которые понятия не имеют, чем занимается компания. Узнать подробности и задать вопросы — отличный способ понравиться HR и понять, подходите ли вы компании и, что немаловажно, подходит ли она вам. На сайтах в разделах «Карьера», «Вакансии» или «Работа у нас» часто прописаны основные ценности компании, есть фотографии офиса и потенциальных коллег. Не поленитесь вбить в поисковик название компании плюс «интервью» или «отзывы», чтобы почитать, что пишут СМИ о вашем потенциальном месте работы. Полчаса потраченного времени и искренняя заинтересованность в том, чем занимается компания, могут здорово сыграть вам на руку, а вот явное безразличие не спасет даже с учетом хорошего резюме.
Есть ли юридическая сила у джоб-оффера (предложения о работе)?
Начинать трудовые отношения с оффера, или предложения о работе, — нормальная практика для большинства западных, а теперь и многих российских компаний.
Однако сам по себе этот документ не имеет юридической силы и не дает гарантий ни работодателю, ни соискателю. Даже если он оформлен в виде бумажного документа с подписями (хотя чаще всего оффер направляется в обычной email-переписке).
С чего начинаются трудовые отношения
В Трудовом кодексе нет такого понятия, как предложение о работе. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, а если он не был подписан, то на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя.
В статье 16 Трудового кодекса перечислены некоторые обстоятельства, в результате которых может появиться трудовой договор:
В этих обстоятельствах есть обязанность заключить трудовой договор. Но предложение о работе среди них не упоминается.
Что обычно содержит джоб-оффер
Как правило, джоб-оффер содержит все основные условия работы, оговоренные работодателем и работником. В нем могут быть указаны:
По сути, оффер нужен, чтобы структурировать все достигнутые в ходе собеседования или ряда собеседований договоренности и иметь их перед глазами в виде наглядного перечня. Это удобно как для кандидата, так и для работодателя, но не обязывает ни к чему ни одну, ни другую сторону.
Что будет, если отозвать оффер
Бывают случаи, когда работник, получив предложение о работе, увольняется с прежнего места работы и даже переезжает в другой город, а потом оказывается, что на новое место его не берут.
В таких ситуациях, конечно, возможны конфликты, но они редко доходят до суда. Во-первых, потому что наши соотечественники вообще редко отстаивают свои права через суд, особенно до подписания трудового договора. Во-вторых, джоб-оффер, как уже было сказано, не имеет юридической силы, поэтому шансов выиграть дело у несостоявшегося сотрудника мало.
Бывает, что при возникновении конфликта кандидаты приводят аргумент, что в соответствии с Гражданским кодексом придание документу письменной формы наделяет его юридической силой предварительного договора, который для сторон обязателен (статья 429 ГК). Но в данном случае нормы гражданского законодательства к трудовым отношениям не применяются, поскольку эти отношения возникают в силу обстоятельств, установленных трудовым договором (они перечислены в первом разделе этой статьи).
Судебные иски на фоне подписанного оффера — скорее исключение, чем правило. Однако примеры есть.
В случае судебного разбирательства джоб-оффер может косвенно свидетельствовать о том, что у работодателя было намерение взять кандидата на работу (особенно если ему предшествовал ряд собеседований). В примере выше суд признал отказ обоснованным — и дело решилось в пользу работодателя. Но, если отказ работодателя был необоснованным (ст. 64 ТК РФ), решение суда может быть принято в пользу соискателя.
Какие ситуации рискованны
Хотя у джоб-оффера нет обязательной юридической силы, нельзя сказать, что он полностью лишен рисков. Есть две ситуации, в которых работодателю нужно быть очень осторожным.
1. От кандидата поступило письменное заявление о приеме на работу
В этом случае, если вы ему откажете, кандидат имеет право запросить у вас письменное обоснование отказа. Нужно отреагировать в течение семи дней с момента получения такого запроса (ч. 5 ст. 64 ТК РФ). О том, как отказать без юридических рисков, мы рассказывали. И если вы не сумеете законно обосновать отказ, то кандидат может обратиться в суд именно из-за необоснованного отказа, так как он запрещен законом (ч. 1 ст. 64 ТК РФ). А наличие оффера в этом случае может послужить в суде доказательством того, что у вас было намерение принять его на работу.
2. Вы сделали кандидату предложение о переводе
Нельзя путать джоб-оффер и сделанное в письменной форме приглашение работнику на работу в порядке перевода от другого работодателя. Это особый случай, прямо предусмотренный Трудовым кодексом. В такой ситуации даже увольнение сотрудника с прежней работы происходит по специальному основанию: не просто по собственному желанию, а в связи с переводом (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Обычно это практикуется в госструктурах (на государственной службе). Еще пример: во время пика пандемии весной практиковался перевод сотрудников различных торговых непродуктовых сетей, в которых из-за закрытия торговых центров люди остались без дела, на работу комплектовщиками и курьерами в другие компании (чаще всего сферы онлайн-торговли). Компании договаривались об этом между собой.
Если кандидату сделано такое предложение, то отказаться потом от его приема на работу нельзя, это незаконно.
Как правильно отозвать джоб-оффер
Если вы собираетесь отозвать оффер, можно сослаться, в частности, на то, что отпала производственная необходимость в трудоустройстве, вакансия была закрыта, что нанят другой сотрудник на условиях внутреннего перевода и так далее. Лучше сделать это в письменной форме (по крайней мере, в такой же, в какой вы делали оффер), а не простым звонком.
Честный и корректный ответ позволит не доводить дело до конфликта. Но если ситуация всё же примет негативный оборот и дойдет до суда, у вас будет письменное подтверждение того, что отказ был обоснованным.
Необязательность джоб-оффера распространяется и на кандидата: если он принял предложение и даже расписался в нем (когда оно оформлено в виде документа), а в самую последнюю минуту передумал и отказался, нет возможности ни обязать его выйти на работу, ни выплатить компенсацию за отказ.
В чем настоящая сила джоб-оффера
Единственная сила, на которой держится исполнение условий оффера, — репутационные риски.
Крупные компании, которые дорожат своим HR-брендом, обычно относятся к джоб-офферу как к серьезному, обязательному решению и стараются не отзывать его без значимой причины, а уж если такое случилось, объясняют кандидату причину и приносят извинения.
Кандидат, дорожащий своей профессиональной репутацией (особенно если речь идет о специалисте экспертного уровня, топ-менеджере, обладающем определенным весом на рынке), тоже дважды подумает, прежде чем в последний момент отклонить оффер. Конечно, если перечисленные в нем условия не стали неприятным сюрпризом для него, а закрепляют именно те условия, которые обсуждались устно.
Как привести кандидата к офферу и не облажаться
Отказы от офферов для любого рекрутера неизбежны и всегда неприятны. Как-то у моей знакомой было 12 отказов за один месяц, думаю, вы представляете, как ей было больно.
В этом случае самое важное – быть уверенным, что сделано все возможное.
Мария Чуркина, старший проектный менеджер Atsearch Group, выделила 7 ошибок, которые могут допускать рекрутеры при отработке кандидата.
Какой бы поток кандидатов ни был, и каких бы хороших, по вашему мнению, соискателей вы не показывали, это может быть абсолютно бесполезно, если с заказчиком нет доверительных отношений.
При общении с менеджером в первую очередь покажите свою экспертность и вовлеченность. Если заказчик увидит, что для вас действительно важно помочь, и вы знаете как, он сможет довериться вашему мнению.
Также важно то, как вы выстраиваете отношения в процессе работы над позицией:
Общайтесь с заказчиком, будьте с ним на связи
После каждого интервью запрашивайте подробную обратную связь – это поможет лучше понять профиль
Вся ваша работа будет впустую, если в самом начале общения с кандидатом вы не выявите основную мотивацию на переход.
За ответами «не интересный проект» и «хочется развития» очень часто скрывается банальное желание получить контроффер.
И, как правило, это можно выяснить еще в самом начале, оценить риски и решить для себя представлять ли этого кандидата или нет. Ну и давайте откровенно, когда все, что мы знаем про соискателя, это то, что ему нужен «интересный проект», не очень помогает при отработке.
А выявлять мотивацию на финале не очень уместно и попросту поздно.
Но если бы сразу мы задали кандидату наводящие вопросы и узнали мотивацию, было бы проще выстроить отработку.
Приведу примеры вопросов:
А что для вас интересный проект?
Чего вам не хватает на текущем проекте?
А что, наоборот, в нынешнем проекте нравится?
Что хотели бы изменить?
Своей команде я всегда говорю о том, что 70% интервью – это выявление мотивации. Старайтесь всегда анализировать и раскручивать, задавать более глубокие вопросы. Рекомендую так же возвращаться к некоторым вопросам на протяжении всего общения с кандидатом, так как со временем его мотивы могут меняться.
Пришло новых 10 вакансий, нанимающие недовольны, каждый говорит, что именно его позиция самая горячая, а тут еще кандидаты с вопросами. Мы находимся в постоянном цейтноте и можем упускать важные вещи, например, общение с соискателями, в том числе финалистами.
Мы привыкли проводить собеседования и координировать встречи и иногда забываем о главном – кандидат в момент поиска или перехода находится в стрессе, его терзают сомнения, и ему необходима поддержка.
Выстроите с кандидатом доверительные отношения, покажите, что вам важно помочь ему с выбором.
Рекомендую, возвращаться к соискателю раз в три дня. Это позволит поддерживать контакт и быть в курсе всего происходящего с ним.
Даже если у вас нет никакой для него информации, можно:
Прислать статью или интервью, связанное с вашей компанией, например интервью с CIO
Важно с кандидатом созваниваться, а не переписываться, а на онлайн-собеседованиях включать камеру:
Это помогает лучше выстроить контакт
Если вы все правильно сделали, кандидат в момент принятия решения по офферу будет прислушиваться к вашим рекомендациям и аргументам.
Важно иногда и вовремя отпустить, если понимаете, что вы со своим предложением проигрываете, и пожелать удачи. Вы останетесь с кандидатом в хороших отношениях, и он обратится к вам снова, в том числе если что-то пойдет не по плану на новом месте работы.
Как часто вы слышите от нанимающего менеджера на финальных этапах фидбек, что по техническим компетенциям к кандидату вопросов нет, но по личностно-деловым совсем не подходит, не «наш»?
Все больше компаний обращают внимание на личностные качества и даже готовы брать кандидатов уровнем ниже, чем изначально планировали, но при этом идеально подходящих под ценности команды
Иногда руководителю проще вырастить новичка со схожими ценностями до нужного уровня, чем мириться с экспертом, который никак не встраивается в корпоративную культуру. Поэтому важно сразу «считать», насколько человек подходит компании личностно, а не только технически.
Эта ошибка опасна так как:
кандидат просто может не дождаться вашего оффера
Я сталкивалась и с первым, и со вторым вариантом, и, к сожалению, оба кейса закончились отказом от оффера.
Например, ваш кандидат находится в активном поиске, у него уже в ближайшее время должны появиться предложения о работе, а у вас все этапы занимают примерно 3 недели.
Или обратная история, соискатель не в поиске, но есть определенные факторы, из-за которых он заинтересовался вашим предложением. Вы быстро сделали встречу и сразу после оффер.
Как вы думаете примет ли кандидат предложение в обоих случаях?
Безусловно вероятность принятия оффера все равно есть, но если, в самом начале вы не проговорите сроки, то вероятность отказа будет выше.
Готовность кандидата ждать или выходить на работу быстро помогают оценить вопросы:
Общаетесь ли сейчас с другими компаниями? На каких этапах?
Готовы ли вы будете ждать оффер от нашей компании?
Почему оговаривать сроки и задавать вопросы важно:
Если процессы долгие, это снижает недовольство кандидата от ожидания
В каждом из случаев вы будете понимать шансы на принятие оффера
Также обязательно проговаривайте:
сколько всего этапов отбора и какие это этапы
какое время ответов после каждого из этапов
сколько длится проверка СБ
как долго согласовывается оффер
Если процессы в компании долгие, то лучше всегда прибавить 1-2 дня, тогда у кандидата не будет негатива, если сроки затянутся. А если получится быстрее, то он будет рад, что вам так быстро удалось что-то уточнить или согласовать.
Эту ошибку совершают как рекрутеры, так и нанимающие менеджеры. Особенно этот пункт важен сейчас, когда большая часть собеседований проходит онлайн.
А теперь подумайте:
Не забывайте и обсуждайте с нанимающими менеджерами, что не только компании выбирают кандидатов, но соискатели выбирают компанию.
Думаю, у многих была подобная история: отправляешь кандидата, но абсолютно в нем не уверена, и в итоге этот человек получает оффер. Или заказчик не хочет смотреть CV, и приходится отстаивать, доказывать и просить все-таки пообщаться с соискателем, и тоже все заканчивается оффером.
Если вы размышляете над тем, стоит ли показывать кандидата, всегда показывайте. Вместе с резюме напишите нанимающему менеджеру о своих сомнениях и рисках, которые заметили. Он обратит внимание на эти моменты на техническом собеседовании с кандидатом и будет принимать решение о найме с учетом ваших комментариев.
Конечно, мои 7 советов не дадут вам 100% гарантии, но они точно помогут прогнозировать закрытие позиций, оценивать риски и закрывать вакансии быстрее и эффективнее.
Правильный оффер при устройстве программиста в офис
В этой статье я хотел бы поделиться своими заметками связанными с трудоустройством программистов в офис.
У меня веб-студия в Москве, в подчинении более 70 человек. Опыт работы с 2001 г. Начинали с обычных веб-сайтов: друг делал дизайн, а я программировал по ночам. За все время прошел долгий путь от простых сайтов-визиток до сложных интеграционных решений.
Сразу отмечу, что я не буду рассказывать про выбор фрилансеров. Сегодня будем говорить только об it-кадрах в офис.
1. Организации потока кандидатов
Публикуем вакансию на рекрутинговых площадках: HH, rabota, job, hantim + профильные форумы.
Из года в год самые толковые ребята приходят с HH, но тут вопрос везения и специфики языка, на котором вы ищете программиста. Мы в основном пишем на Yii или на nodejs, поэтому много людей приходят к нам на стажировку через форум. Вот пример публикации. Обратите внимание, что пост оформлен, чтобы привлечь большее внимание:
У вас могут быть свои каналы поиска кандидатов на открытые вакансии.
Не делайте свою вакансию шаблонной. Старайтесь добавить в нее больше точных моментов, чтобы заинтересовать кандидата. Если готовы взять в команду не очень опытного специалиста, то вынесите в отдельный пункт «Что будет плюсом» и обязательно укажите «Если не умеете, то научим. »
2. Анализ и разбор резюме
Пробовали все, даже аутсорсинговые кадровые агентства.
Пришли к выводу, что все агентства халтурят и порой «пропускают» очень ценные кадры или гонят шлак. Единственный плюс от кадровых агентств — наличие большой базы кандидатов в которой, как правило, числятся не только те, кто ищет работу в данный момент, но и те, кто когда-то искали работу в этой отрасли.
Пришли к выводу, что рекрутинговые агентства могут выполнять только системную работу. Заменили их ассистентом за 10 000-15 000 руб., который подробно опрашивает кандидатов и выбирает тех, кто с большой вероятностью подойдет нашей компанией. Если сделаете также, то рекомендую описали подробно все действия по шагам (не ждите от сотрудника за 15 т.р. супернавыков).
Более профессиональный и дорогой вариант — свой HR. Хотя мы до него не доросли и такого потока кадров у нас нет. Текучка не большая 3-5 %.
Сейчас отбор специалиста выглядит следующим образом:
Некоторых специалистов в компании мы дополнительно спрашиваем «Нравится/Не нравится» и «Умею/Не умею», чтобы не только понимать что он умеет, но и что ему нравится (пример опроса руководителей проекта):
На дураков лучше не обращать внимание.
По собственному опыту скажу, что если вы — начинающая студия, то лучше брать сразу 2-х программистов. В одиночку программист будет работать плохо, либо быстро уйдет из команды.
Это как в рекламе: вы получаете 3-х по цене 2-х. Тут такая же логика. Продуктивность двух будет в разы больше одного.
Это по карману не всем. Можно попробовать взять 1 фрилансера и 1 разработчика в офис. Такой тандем тоже подойдет.
3. Оффер (официальное предложение)
Перед выходом кандидата мы готовим официальное предложение (оффер).
Ниже пример из чего состоит оффер и нюансы его составления.
По моему мнению, рынок IT-специалистов слабо развит и на данный момент много сотрудников, которые не обладают нужными навыками. Поэтому почти всех кандидатов мы приглашаем на работу с испытательным сроком. Если они не показали желание обучаться, то это дает нам полное право расстаться после испытательного срока.
Ниже пример структуры письма, который вам пригодится для составления оффера с испытательным сроком. Если без испытательного срока, то пример будет другой.
Содержание предложения (оффера) | Рекомендации к оформлению |
Добрый день <Имя сотрудника>! Направляем Вам официальное предложение по работе в ООО «<Название фирмы куда устраивается сотрудник>». | Обязательно указывайте полное наименование организации. Это добавит официоз вашему предложению. |
По итогам тестового задания/собеседования мы выяснили, что у Вас имеются пробелы в знаниях, требования к которым мы предъявляем к работникам на должности разработчика Yii. В частности, нам показалось, что у вас мало опыта в следующих областях: | У каждого сотрудника есть пробелы в знаниях. Это важно показать сразу, чтобы кандидат понимал, что есть к чему стремиться. В этом разделе надо описать 1-2 предложениями самый главный пробел сотрудника, на основании которого мы можем отказать ему в трудоустройстве. Также этот пункт должен определить четкий вектор развития сотрудника. |
Мы очень рассчитываем, что в интервале 1-3 месяцев (из нашего опыта) Вы восполните пробел в знаниях и вольетесь в нашу команду. В навыках должны быть описаны не только задачи, которые должен выполнять сотрудник, но и пробелы в его знаниях. | |
Условия сотрудничества: В период испытательного срока Ваш оклад составит: XX 000 руб./месяц. Выплата заработной платы производится 2 раза в месяц: аванс/заработная плата. График работы: 5/2, полный рабочий день. Рабочий день можно начинать в удобное для вас время, но не раньше 9:00 и не позже 11:00. На время испытательного срока вы будете уделять 80 % времени задачам связанным с текущими задачами, а 20 % собственному развитию или заданиям связанным на получение знаний (чтение статей, просмотр видео-роликов, оттачивание навыков, посещение семинаров/вебинаров и т.д). | Фраза “После испытательного срока мы подведем итоги и обсудим новые условия (более выгодные) для продолжения сотрудничества” указывается лишь в том случае, если кандидат приглашается на уровень заработной платы ниже, чем рассчитывал. |
Просим дать ответ на данное предложение в течение 2-х рабочих дней после его получения. | Срок указывается не более 3-х дней. Это связано с тем, что если сотрудник откажется, то надо успеть найти другого. |
Обратите внимание, что в предложении кандидат не должен быть введен в заблуждение. Данное письмо является официальным предложением и вы обязательно должны соблюдать договоренности.
Главной задачей по составлению оффера — показать пробелы в знаниях сотрудника и вектор развития.
Помните, что сотрудники в основном приходят в компанию по трем причинам:
4. Начинайте работать сразу и в тоже время не спеша
В первый день работы уделите сотруднику должное внимание. Он не должен сидеть без дела и внимания. Когда человек устроился на работу, он хочет себя проявить и на работу приходит с целью «вникнуть в проекты».
При этом соблюдайте баланс: не требуйте от него сразу готового продукта. В идеале он должен почувствовать заботу и коллектив.
У нас в первый день сотрудник читает регламенты, настраивает компьютер, смотрит библиотеку решений, гуляет по территории и общается с коллегами.
Задача такого плавного входа заключается в том, чтобы не испугать разработчика (не перегрузить его информацией) и чтобы он смог более вдумчиво ознакомиться с материалами.
В конце дня подведите итог, спросите что нравится/не нравится новичку. Продумайте план работ на завтра.
Это внимание позволит создать члена команды, а не средство для программирования.
Вопросы кидайте в комментах. Рад, если был полезен. Всем удачи в делах!