Пре доступ что это
Pre-IPO инвестиции как новый тренд на рынке: преимущества, недостатки, доходность
Привет! Меня зовут Иван Федотов. Я сооснователь маркетплейса pre-IPO сделок Alliance Deals. В этой статье я расскажу, как работают инвестиции в pre-IPO компании, и какие они имеют плюсы и минусы. А я еще я расскажу, какую модель мы внедряем на pre-IPO рынок, и какую пользу это приносит инвесторам.
Прочитайте статью, если вы хотите инвестировать в крупные растущие бизнесы до того, как они выйдут на биржу. Из статьи вы узнаете полезные инсайты, которые помогут вам в pre-IPO сделках. Материал получился длинный, зато подробный.
Оглавление
Что такое pre-IPO
Преимущества pre-IPO инвеcтиций
Проблемы pre-IPO инвестиций (знатоки начинают отсюда)
Что такое Alliance Deals, и как мы боремся с непрозрачностью рынка
Что мы уже сделали и какие планы на будущее
Что хотим от вас
Что такое pre-IPO
Давайте вкратце изучим матчасть перед тем, как приступим к основному блюду. Так разные читатели попадут в одно информационное поле, поймут материал и объективно оценят идею.
Готовы? Тогда полетели.
Публичные компании
Существуют крупные компании, наподобие Apple, Google и Microsoft. Чтобы купить акции таких корпораций не обязательно быть супергероем. Достаточно открыть брокерский счет, нажать пару кнопок и можно гордо называться акционером мирового конгломерата.
Initial Public Offering (IPO)
Каждая компания, которую вы видите на бирже, однажды провела IPO. Например, Apple вышла на биржу 1980 году, Microsoft в 1986, а Google — в 2004. Если посмотреть свежие данные, то за последний год крупные IPO провели агрегатор жилья AirBnB, образовательный сервис Coursera, брокер для миллениалов Robinhood. Из отечественных историй успеха — громкий дебют Ozon на американской бирже Nasdaq.
Как вы уже поняли, именно после IPO инвесторы покупают акции компаний с помощью брокеров.
Участвовать непосредственно в IPO сложнее, чем купить акции с биржи. В США первичными размещениями занимаются инвестиционные банки — J.P.Morgan, Morgan Stanley, Goldman Sachs. Они продают акции крупным финансовым институтам, которые впоследствии перепродают их клиентам. К слову, в этом направлении работают не все финансовые организации. Например, в России системный доступ к IPO сделкам дает только один брокер — Freedom Finance.
Pre-IPO компании
Ни одна компания не приходит на биржу из ниоткуда. Тот же Apple основали в 1976, а на публичном рынке акции появились через четыре года. Естественно, к этому моменту Apple перестал быть сумасшедшей идеей Стива Джобса. Компания превратилась в перспективный растущий бизнес.
Pre-IPO компания — это частная компания, которая планирует выйти на биржу через один или два года. С одной стороны она является зрелым бизнесом с понятными финансовыми метриками и эффективностью. С другой стороны остается запас роста, так как компания молодая и еще не успела полностью захватить рынок.
Примеры pre-IPO компаний на сентябрь 2021 года — SpaceX, Discord, Udemy, Stripe, InstaCart.
Купить акции pre-IPO компании сложнее, чем участвовать в IPO. Как правило, это можно сделать одним из трех способов:
Единственный реальный вариант для большинства частных инвесторов — последний. Поэтому его мы возьмем в качестве основного.
Преимущества pre-IPO инвестиций
Теперь, когда все понимают определение pre-IPO компаний, давайте пройдемся по концепции pre-IPO инвестиций. Базовая логика такая:
Почему, кроме акций публичных компаний в портфель стоит добавить pre-IPO сделки? Вот основные причины:
Динамика оценки Robinhood в период, когда компания была непубличной. Источник: Forge
Вообще в плане доходности pre-IPO трудно оценить среднюю температуру по больнице. Рынок закрытый, точными цифрами никто делиться не хочет. Если посмотреть в широком приближении, то за последние несколько лет портфель pre-IPO сделок приносит 50-120% годовых. Отдельные компании вырастают в несколько раз. Хороший результат, даже с учетом бычьего рынка.
Доступ к новым технологиям
Мир движется вперед, ученые делают открытия, технологии развиваются. При этом сначала новые технологии попадают на венчурный рынок, и только потом появляются компании, которые выходят на биржу.
Если инвесторы ограниченны акциями на NYSE и Nasdaq (а еще хуже акциями местных рынков, например Московской Биржи), то они не смогут оперативно инвестировать в новый технологический тренд. Придется ждать, пока передовые компании выйдут на биржу, чтобы купить их по завышенным ценам. Соответственно, участники pre-IPO сделок попадают в тренд раньше и получают преимущество перед другими инвесторами.
Попсовые примеры двадцатилетней давности — компании, покоряющие интернет. Попсовые примеры сегодня — космос, электрокары, блокчейн, чистая энергетика. Сначала в эти компании заходят венчурные инвесторы и только потом — широкие массы.
Возможность инвестировать с профессионалами
Когда вы покупаете акции на публичном рынке, как правило, вы не знаете, в какую сторону стоят профессионалы. Инвестиционные компании, хедж-фонды, маркетмейкеры — все крупные участники работают в строгой секретности. Инвестировать с ними практически невозможно.
Проблемы pre-IPO инвестиций
Любая медаль имеет две стороны, и pre-IPO сделки тоже подчиняются этому правилу. Вот основные проблемы, которые существуют на рынке.
Отсутствие ликвидности
Если вы инвестируете в pre-IPO компанию, то вы замораживаете деньги минимум на год. Иногда больше. Этот недостаток можно смягчить, но его нельзя устранить полностью. Высокую доходность не получают даром, и отсутствие ликвидности — один из побочных эффектов.
Разные условия фондов
Еще одно следствие непрозрачности — разные условия фондов даже на одинаковые сделки. Например, первый фонд покупает акции напрямую, а второй фонд действует через посредника. Соответственно, первый фонд предлагает акции по одной цене, а второй добавляет дополнительную наценку. При этом конечный инвестор не знает о происходящем, так как не следит за общей картиной pre-IPO рынка (а следить за ней сложно).
Некоммерческие риски
Брокеры на финансовом рынке находятся под строгим регулированием, но даже это не мешает периодическим банкротствам или мошенничеству. Участники pre-IPO рынка под аналогичное регулирование не попадают. Инвесторы должны самостоятельно проверять юридическую структуру сделок и внимательно следить за добросовестностью контрагентов.
Что такое Alliance Deals, и как мы боремся с непрозрачностью рынка
Основная проблема pre-IPO рынка — непрозрачность. Каждый поставщик pre-IPO сделок работает по собственным правилам. Многие поставщики предлагают клиентам не лучшие сделки, а только те, что есть в наличии у конкретного фонда.
Решение проблемы — собрать разных поставщиков в одно место. Тогда инвесторы увидят полный ландшафт рынка и найдут хорошую сделку. В качестве бонуса — инвесторы выберут лучшие условия, если одну и ту же сделку будут предлагать разные фонды. Короче говоря, мы заново придумали маркетплейс.
Alliance Deals — это марктеплейс, наподобие Яндекс-Маркет. Только вместо магазинов, которые продают велосипеды, мы собрали фонды, которые предлагают pre-IPO
Alliance Deals предоставляет стандартные преимущества для маркетплейсов — ассортимент предложений и выбор между поставщиками. Также мы ведем независимую историю доходности фондов и стараемся снизить расходы инвесторов.
Ассортимент pre-IPO сделок
Так как мы не привязаны к конкретному фонду, мы публикуем все доступные предложения. Например, у нас нет задачи продать pre-IPO Санкт-Петербургской биржи, которое активно продвигают отечественные брокеры. У нас нет конфликта интересов. Мы хотим, чтобы инвесторы нашли лучшую сделку, а не проинвестировали в плохую компанию только потому, что она есть в наличии. В целом, это глобальная философия любого маркетплейса.
Независимая история сделок
Когда сделка попадает на Alliance Deals, то на платформе она остается навечно. Так мы создаем независимый track reckord. Спустя 10-20-30 закрытых сделок инвесторы увидят — какие фонды предлагают все pre-IPO подряд, а какие участвуют в действительно перспективных компаниях. Основная фишка независимой истории — невозможно удалить неудачные сделки или приукрасить прошлые результаты.
В сухом остатке — создание маркетплейса pre-IPO сделок повышает прозрачность рынка. Основной выигрыш от этого получают инвесторы. Через маркетплейс они заходят в лучшие сделки с лучшими условиями.
Что мы уже сделали и какие планы на будущее
Полтора месяца назад мы запустили MVP маркетплейса. За это время мы:
Сейчас мы тестируем спрос. Пока результаты неочевидные — высокий интерес к pre-IPO инвестициям, как к концепции, но конверсии интереса в закрытую сделку есть куда расти. Посмотрим, что будет дальше.
План на ближайшее будущее:
Что хотим от вас
Зависит от того, кто читает статью =)
Если вы инвестируете (или хотите инвестировать) в pre-IPO, то:
Напишите мне в личку, если:
Всем остальным порадуемся в комментариях. Спасибо, что дочитали статью до конца!
Пре доступ что это
Насладитесь безопасным шопингом без очередей на Black Friday!
Мы создали эту страницу, чтобы помочь вам получить максимум: узнайте больше о закрытых пре-доступах, бесконтактной доставке и других предложениях.
Black Friday только онлайн
ПРИВИЛЕГИИ на Black Friday для участников программы лояльности
Станьте участником программы лояльности до старта Black Friday и будьте первыми, кто узнает о лучших предложениях. Вы получите пре-доступ ко всем предложениям, сможете копить баллы и сделаете ваш шопинг еще более выгодным.
Скачайте сегодня наше приложение для максимально комфортного шопинга. Не забудьте проверить ваш аккаунт и ваши персональные награды участника программы лояльности. Делайте покупки с комфортом, где бы вы ни находились.
Включите push-уведомления, чтобы первыми узнавать наши последние новости. Не пропустите закрытые ранние доступы к акциям, распродажам и специальным коллекциям.
Включить push-уведомления на устройствах IOS:
1. Нажмите на ссылку, чтобы перейти в настройки iPhone.
2. Выберите приложение H&M и включите уведомления «Разрешить уведомления».
Включить уведомления на устройствах Android:
1. Нажмите ссылку, чтобы открыть настройки.
2. Разрешите отправку новостей H&M, поставив галочку.
Подпишитесь на нашу новостную рассылку. Не пропустите персональные скидки и ранние доступы к акциям и специальным коллекциям.
Безопасная доставка: узнайте больше
Нам не все равно. Узнайте больше, как заказать безопасную бесконтактную доставку домой. Прочитайте здесь. Предложение действительно на ограниченной территории РФ.
Чтобы воспользоваться ей, вам необходимо:
1. Выбрать способ доставки «Курьерская доставка» при оформлении заказа;
4. Выбрать пункт «Банковские карты» и произвести оплату (Плательщик – Частное лицо, Выбор оплаты – За товар). В поле «Номер накладной» необходимо указать «номер накладной (трек номер)» из письма с подтверждением об отправкe;
5. Обращаем ваше внимание, что оплату заказа на сайте cdek.ru необходимо произвести не позднее, чем за 1 день до доставки заказа курьером.
Как использовать предложение программы лояльности
1. Кликнуть на «Мой аккаунт», чтобы открыть все доступные предложения. Вы можете выбрать предложение до начала шопинга или на этапе оформления заказа.
2. Выбрать понравившиеся товары и перейти к оформлению заказа.
3. Вуаля! Ваше предложение или бонус автоматически применено к вашей корзине!
Предложение может быть активировано также на этапе оформления корзины.
Наша потрясающая команда службы поддержки с радостью ответит на любые ваши вопросы. Подробная информация о часах работы и контактные данные находятся здесь.
Успейте забронировать место для пре-шопинга дизайнерской коллекции Giambattista Valli х H&M! Количество мест ограничено.
Привет, участники уровня Plus! Спасибо, что являетесь нашими самыми лояльными покупателями. Именно поэтому мы дарим вам уникальную возможность получить предварительный доступ к старту продаж эксклюзивной коллекции Giambattista Valli х H&M в избранных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга в день запуска 7 ноября.
Первые зарегистрировавшиеся и подтвердившие свое присутствие 30 участников уровня Plus в Москве и 30 участников уровня Plus в Санкт-Петербурге получат место в одном из 2-х специальных тайм-слотов в очереди (в 8:35 и 8:50 соответственно) согласно порядку поданной заявки.
В случае подтверждения регистрации участники мероприятия самостоятельно несут любые расходы, связанные с приездом и проживанием в Москве и Санкт-Петербурге. Если вы получили подтверждение своей регистрации, но в день старта продаж пропустили свой тайм-слот, ваша регистрация считается недействительной. Для покупки моделей из коллекции вам необходимо занять место согласно общей очереди в соответствии с общими правилам покупки.
ПРАВИЛА ПОКУПКИ КОЛЛЕКЦИИ
Доступ к предварительному шопингу (пропуск в 2 первых тайм-слота) осуществляется строго по списку с проверкой имени, фамилии участника, совпадения адреса зарегистрированной в аккаунте электронной почты, номера карты участника программы лояльности в разделе «Мой аккаунт», а также предъявлении удостоверения личности и совпадении всех перечисленных данных со списком зарегистрированных участников уровня PLUS. Если вы получили подтверждение своей регистрации, но в день старта продаж пропустили свой тайм-слот, ваша регистрация считается недействительной. Для покупки моделей из коллекции вам необходимо занять место согласно общей очереди в соответствии с общими правилам покупки. Для комфортного совершения покупок в магазине будет организована специальная система шопинга по браслетам согласно временным слотам по 15 человек. Первые 2 слота (в 08:35 и 08:50) предназначены для участников уровня PLUS программы лояльности H&M и заполняются согласно предварительной регистрации. Распределение по данным временным слотам будет осущесвтляться организатором согласно очередности подачи электронной заявки.
Начиная с 3 слота (09:05), очередь формируется на месте представителями магазина.
Чтобы как можно больше желающих смогли приобрести товары из лимитированной дизайнерской коллекции, мы ввели ограничения по количеству покупок. Каждый покупатель может приобрести максимум один размер каждого наименования коллекции. Ограничения могут быть изменены или сняты на усмотрение H&M.
Выносить из зоны продаж разрешается не более 14 вещей. В дополнение к этому можно взять аксессуары, но не более одной единицы каждого вида.
В примерочную разрешается проносить не более 14 вещей. Заносить аксессуары в примерочную кабинку не разрешается, их можно отложить в сервисной зоне примерочной, воспользовавшись специальным номерком.
Количество товара ограничено, и H&M не может гарантировать покупку нужных вам моделей из коллекции.
Возврат товара осуществляется в магазин покупки в течение 14 дней, не считая дня покупки, в соответствии с законом о защите прав потребителей.
Если у вас возникли вопросы, наши сотрудники помогут вам.
ОЧЕРЕДЬ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА С 07:30 ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАГАЗИНА. КОМПАНИЯ НЕ БУДЕТ УЧИТЫВАТЬ СПИСКИ ОЧЕРЕДНОСТИ, СОЗДАННЫЕ ПОКУПАТЕЛЯМИ. ПОКУПАТЕЛЯМ В ОЧЕРЕДИ БУДУТ ВЫДАВАТЬСЯ ЦВЕТНЫЕ БРАСЛЕТЫ ТОЛЬКО СОТРУДНИКАМИ МАГАЗИНА И БЕСПЛАТНО. БРАСЛЕТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ И ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЛЮБЫМ ИНЫМ СПОСОБОМ, А ТАКЖЕ ПОВРЕЖДЕННЫЕ, ЯВЛЯЮТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И НЕ ДАЮТ ПРАВА НА УЧАСТИЕ В ШОПИНГЕ. ВСЕГО ПРЕДУСМОТРЕНО 14 ЦВЕТОВ БРАСЛЕТОВ ПО ОДНОМУ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ ИЗ 15 ЧЕЛОВЕК. ПО ЦВЕТУ ВЫ ПОЙМЕТЕ, КОГДА НАСТАНЕТ ВРЕМЯ ВАШЕГО ШОПИНГА. У КАЖДОЙ ГРУППЫ БУДЕТ 10 МИНУТ НА ПОКУПКИ С ПЕРЕРЫВОМ 5 МИНУТ МЕЖДУ ГРУППАМИ. МАГАЗИН БУДЕТ ОТКРЫТ В 08:30. ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПОКУПКИ НЕОБХОДИМО ВЕРНУТЬ БРАСЛЕТ СОТРУДНИКУ НА КАССЕ.
Подождите. Скоро начинается предварительная распродажа.
Я не буду участвовать в этой предварительной распродаже. Может быть, в следующий раз.
Я не буду участвовать в этой предварительной распродаже. Может быть, в следующий раз.
Pre-IPO в 2021 году: что это такое, как купить акции
Гайд по Pre-IPO инвестициям: что это такое, как купить и продать акции частных компаний, у каких инвестиционных фондов и брокеров.
Компании на стадии Pre-IPO — это частные компании, то есть те, которые еще не вышли на биржу (вышедшие на биржу называются публичными). Примеры частных компаний: SpaceX, IKEA, Huawei, Revolut, Mars, Playrix. Как видите, размер здесь «не имеет значения»: товары IКЕА и Huawei продаются по всему миру, но на бирже эти корпорации не торгуются. Почему? На этот вопрос может быть два ответа. 1. Компании просто не хотят и не собираются становиться публичными примерно никогда. 2. Компании хотят и собираются стать публичными, но еще не успели это сделать.
Здесь уместно немного рассказать о том, зачем вообще бизнесы проводят IPO. Выход на биржу — это самый дешевый способ привлечь финансирование. За кредит в банке придется платить проценты, за выпущенные облигации — купоны. По акциям же у компаний денежных обязательств нет — даже дивиденды отчислять не обязательно.
К выходу на биржу стремится большинство относительно крупных бизнесов. Apple, McDonalds, Disney, Procter & Gamble — акции этих известных брендов торгуются на бирже. Частные корпорации вроде IKEA и Mars — редкое исключение. Компании, которые еще не вышли на IPO, обычно собираются сделать это в будущем.
Однако выйти на IPO непросто: размещение на бирже — долгий процесс, который может растянуться на несколько лет. Сначала компании надо оценить структуру своих активов и довести до совершенства финансовую отчетность, затем — выбрать андеррайтеров, разработать проспект эмиссии, подать заявку в регулирующий орган… Пока компания этого не сделала, узнать о ее намерениях выйти на IPO можно по косвенным признакам, инсайдерской информации или публичным заявлениям официальных лиц.
Поскольку термин «Pre-IPO» еще не слишком известен инвесторам в России (в отличие, например, от США), часто возникает путаница в терминах «IPO» и «Pre-IPO».
Инвестиции в IPO — это покупка акций компании за несколько дней до ее выхода на биржу, когда уже известна дата IPO. Инвестор покупает акции по цене андеррайтера (инвестиционного банка, который организует размещение). В случае удачного IPO цена андеррайтера будет ниже первой публичной цены: в этом и есть смысл участия в IPO.
Локап — период (обычно от 3 до 6 месяцев), когда инвестор не может продать купленные им до IPO акции. Локап нужен, чтобы Pre-IPO инвесторы не обвалили котировки, ринувшись избавляться от своих бумаг в первый день торгов. Он устанавливается и для IPO, и для Pre-IPO: для большинства акций, купленных до размещения на бирже. Обычно локап-период длится 3-6 месяцев: в этом случае минимальный срок инвестирования в IPO — до полугода. Такую инвестицию можно назвать среднесрочной. Если локапа нет, реализовать идею можно за пару недель.
Pre-IPO — это инвестиция на долгосрок: обычно от 1 до 3 лет. Инвестор ждет, когда компания выйдет на IPO, потом — когда пройдет локап-период. Преимущество перед IPO здесь в том, что аллокация получается 100%. Плюс по Pre-IPO выше общая доходность. Однако неопределенности больше, а ликвидности (до выхода компании на биржу) меньше.
Инвестиции в Pre-IPO — это нечто среднее между венчурными инвестициями и инвестициями в биржевые акции. Венчур предполагает очень высокий риск и не менее высокую потенциальную доходность, которая может достигать тысяч процентов. Однако большинство венчурных инвестиций не приносят результата. Фондовый рынок куда менее рискованный и менее доходный, поскольку в большинстве своем на нем торгуются акции уже «устоявшихся» бизнесов.
Акции Pre-IPO объединяют в себе среднюю (относительно венчура и биржевых акций) потенциальную доходность и средний уровень риска. Инвестиции в Pre-IPO — это инвестиции в быстрорастущие, но зрелые бизнесы (которые, тем не менее, бывают убыточными).
Доходность по Pre-IPO может быть очень разной: она зависит от состояния рынка, самого эмитента и момента входа и выхода из акции (то есть момента ее покупки и продажи).
Ниже приведены 5 примеров доходности Pre-IPO инвестиций с условием удержания акций около 3 лет и продажи по первым публичным ценам — без учета локапа.
Примеры доходности Pre-IPO инвестиций при выходе из акций по первым публичным ценам*
Средняя доходность по этим пяти примерам.
Как видите, доходность колеблется от 29% до 1754%, средняя по этим пяти примерам — 680%.
Поистине сумасшедшую доходность показали акции сервиса доставки еды из ресторанов DoorDash — американская компания вышла на IPO 9 декабря 2020 года. Тайминг для размещения был выбран более чем удачно: прошлый декабрь стал рекордным по сборам на IPO в США, как и весь год в целом.
Указанная в таблице доходность не окончательная: она рассчитана без учета локап-периода. Реальная доходность инвестора будет от нее отличаться, в большую или меньшую сторону — будет известно после окончания локапов.
Есть две стратегии выхода из Pre-IPO инвестиции:
Pre-IPO инвестиции: иски, хайп, дезинформация, путь вслепую
Как цинично шутят волки и волчата с Уолл-стрит, «вulls and bears always make a killing, sheep always get slaughtered» — «быки» и «медведи» всегда зарабатывают, как бандиты, «овец» же всегда забивают».
Индустрия pre-IPO переживает полосу хайпа, на рынке IPO — небывалый бум, и российские компании тут весьма заметны, а значит, опытные инвесторы, не подверженные хайпу, понимающие контекст и экосистему и прикладывающие концентрированные умные усилия, могут заработать там, где неопытные, неинформированные, инвестирующие вслепую и подверженные хайпу («овцы» на беспардонном жаргоне Уолл-стрит) потеряют деньги. Таков, увы, постоянно повторяющийся цикл хайпа в истории мировых инвестиций.
«Большие ребята» из среды всегда зарабатывающих, как бандиты, «быков» и «медведей» в последние пару лет активно занимаются темой pre-IPO инвестиций. В прошлом году J.P. Morgan построил целую команду, специализирующуюся на торговле исключительно акциями перед IPO. Венчурная компания Sutter Rock Capital, зарегистрированная на Nasdaq, инвестирует в компании за пару лет до того, как они станут публичными. В Manhattan Venture Partners сосредоточились на нескольких высоконадежных «транзакциях с твердым мандатом» вместо того, чтобы выполнять заказы через большое количество компаний.
Что же делать и куда податься простому смертному и как не стать пресловутой «овцой»? Со всех сторон его атакуют предложениями поучаствовать в «эксклюзивных» pre-IPO сделках (еще с несколькими тысячами таких же инвесторов) по «эксклюзивной» цене (значительно выше той, которую он мог бы найти на рынке, приложив даже минимальные усилия к поиску).
Прежде всего инвестор должен осознать риски и ответить себе на самые неудобные и важные вопросы:
1. А не жертва ли вы обычного хайпа?
Это непросто для любого, включая и опытных инвесторов, но надо пытаться защищаться от хайпинга и пампинга, сенсационности и эмоциональных решений. Принципы Уоррена Баффета нам в помощь: изучение рынка, анализ конкурентов, рациональность решений, выдержка и неизменное недоверие к пиару и хайпу. Верить в наше веселое время, вопреки совету Мюллера из «Семнадцати мгновений весны», можно, но только проверенным цифрам.
Риск того, что компания отложит IPO на более отдаленное время, а то и вовсе его отменит, остается почти всегда, даже для многомиллиардных компаний. Ведь pre-IPO инвестиция, даже если вы часть многомиллионного синдиката, не гарантия, что IPO произойдет.
3. А вырастет ли цена?
Объективно оценить стоимость акций на этапе pre-IPO сложно, поскольку частная компания, в отличие от публичной, не раскрывает небольшим инвесторам детальную финансовую отчетность. Рынок же вообще невозможно предсказать с точностью. В результате цена пост-IPO может оказаться ниже цены pre-IPO.
4. А готов ли инвестор к бесправности?
Инвесторы на pre-IPO в значительной степени бесправны и не обладают типичными правами позднего инвестора, такими как information rights, liquidation rights, price protections и т.д. Компании не обязаны предоставлять pre-IPO инвесторам детальную финансовую информацию с ответами на все вопросы или информацию о состоянии компании. Инвесторы во вторичку получают довольно скудную информацию: ни периодической детальной финансовой отчетности, ни детальной презентации, не говоря уже о том, чтобы знать реальный план действий компании. На открытых рынках все наоборот: компании должны предоставлять ежеквартальные финансовые отчеты, которые проходят аудит. И ни один разумный VC не инвестирует в компанию, особенно на позднем этапе, без детального due diligence. Такое бесправие и инвестирование почти вслепую повышают риски.
5. Осознаете ли вы, что вас ждет период lock up?
Инвестор должен помнить, что ликвидность его вложения не начинается с момента IPO. Компании обычно не позволяют сотрудникам, инвесторам и их близким продавать акции сразу после IPO (чаще всего полгода).
Если вы не уверены, что стоимость акций после IPO будет расти, вы можете обезопасить себя, уплатив дополнительный premium и купив protective puts (ограниченную по времени опцию продать оговоренное количество акций по определенной цене) на случай падения цены.
Способы pre-IPO инвестиций
Для pre-IPO инвестиций есть несколько возможностей:
Долгосрочные и среднесрочные pre-pre-IPO инвестиции. В отличие от типичного pre-IPO входа, инвестиции в компанию за некоторое время до pre-IPO позволяют построить отношения с основателями, быть в курсе происходящих в компании процессов, знать реальное положение дел и динамику бизнеса изнутри, и все это не только на протяжении короткого времени.
Это подход, характерный для более долгосрочных, но и более осознанных инвестиций. Доступ к таким сделкам открыт только для относительно крупных компаний венчурного капитала/private equity.
Прямое участие в books IPO андеррайтеров (компаний, обеспечивающих размещение акций на рынке). С точки зрения цены и глубокой информированности этот способ уступает первому, зато (по сравнению с более ранними инвесторами) инвестор экономит время и передвигается ближе к моменту ликвидности, участвуя в инвестициях непосредственно накануне IPO. Теоретически такой инвестор получает оптимальную цену и более аккуратную информацию из первых рук основателей (делающих прямые презентации во время roadshow — процесса питчей для основных инвесторов непосредственно перед IPO).
Для этого надо стать клиентами топовых IPO underwriters — Bank of America, Goldman Sachs, J.P. Morgan и пр., и инвестировать достаточно большие чеки, хотя бы в миллионах долларов.
Перепродажа акций участников underwriters’ books и венчурных фондов 2nd/3rd tier брокерами и реселлерами. Значительная часть акций, которые покупают русские инвесторы, приходят к ним через вторые и третьи руки. Брокеры и реселлеры максимально заинтересованы представлять сделку с лучшей стороны и редко взвешенно и подробно представляют клиенту все риски. Инвесторы в такие сделки часто пользуются очень поверхностной и отрывочной информацией, слабо представляют себе реальное положение дел в бизнесе компании и наиболее вероятную ситуацию с потенциальной оценкой компании после IPO. Тем не менее это достаточно простой способ купить pre-IPO акции, и его простота, низкий порог входа и возможность получить инвестиционный опыт звучат привлекательно для многих, как правило, менее опытных инвесторов, более мелких и потому и платящих большую цену, и рискующих больше, чем инвесторы из двух первых групп.
Прямая продажа акций и опционов сотрудниками pre-IPO компаний. Для приобретения акций у членов команды pre-IPO стартапа надо проделать серьезную поисковую и репутационную работу. Сотрудники pre-IPO компаний часто мотивированы получить заманчивую сумму денег еще до IPO, но поиск таких людей, коммуникации с ними и проведение транзакции будут стоить серьезных усилий и потребуют немалых ресурсов. К тому же этот способ доступен только инвесторам с солидной репутацией, ведь мало кто будет отвечать незнакомым и неизвестным людям, предлагающим прямую продажу акций.
Покупка акций на вторичных платформах. Это довольно простой путь, требующий, однако, серьезной системной поисковой работы и готовности быстро принимать решения по покупке акций в условиях минимальной информированности о состоянии бизнеса компании и ее перспективах после IPO. Кроме того, для регистрации на этих платформах покупатели должны быть аккредитованными инвесторами.
Два первых способа инвестиций, конечно, маловероятны для начинающих или небольших инвесторов. Хотя именно они самые эффективные для игры вдолгую и самые оптимальные с точки зрения цены акций для покупателя и понимания реальной ситуации в pre-IPO компании. Эти подходы также наиболее оптимальны для начинающего фонда, готового строить репутацию, играть вдолгую, предсказуемо зарабатывать и заниматься только осмысленными инвестициями. Серьезный, долговременный подход к изучению рынка и к построению отношений с pre-pre-IPO компаниями, a затем с андеррайтерами IPO позволяет инвестору играть не вслепую, как огромное большинство pre-IPO инвесторов, и получать преференции, которых не получают случайные покупатели pre-IPO акций.(Важная оговорка: для ряда перечисленных выше действий у вас должна быть брокерская лицензия, аккредитация квалифицированного инвестора, и иногда другие соответствующие лицензии и регистрации.)
Инвестор, конечно, должен осознавать свое место в описанной выше экосистеме — но это же не значит, что он не может работать над тем, чтобы перейти на более высокий этаж в пищевой цепочке pre-IPO инвестиций. Если инвестор предполагает делать pre-IPO инвестиции в небольших размерах и не располагает временем, знаниями, умениями и желанием играть вдолгую, то для него доступна только пара перечисленных выше подходов, вполне разумных и несложных. Важно только осознавать при этом все описанные риски и недостатки таких подходов.
Оптимальный план действий
Но все же, если у вас есть ресурсы, время и желание построить оптимальный подход к pre-IPO инвестициям, план действий должен состоять из трех частей — краткосрочного и долгосрочного планирования и планов экзита/ликвидности.
— строить прямые отношения с брокерами, реселлерами, secondaries VC/private equity фондами, сравнивать предлагаемые условия, выбирая оптимальные и ведя переговоры для оптимизации цен. Надо, как минимум, как было сказано у Конан Дойла, «не садиться в первый же экипаж»;
— вести систематическую кампанию нетворкинга через мероприятия, собственные контакты, Linkedin, AngelList, Crunchbase, Pitchbook и другие каналы, строя связи, репутацию, собирая кулуарные приватные данные;
— создавать бизнес-процесс изучения лотов и рационального биддинга, сведения возможных транзакций в единую систему и принятия рациональных решений.
Таким образом, быстрых и оптимальных результатов можно добиться и небольшой ценой. Но важно осознавать, что построение процесса инвестиций — сложная работа «ногами» и интеллектом, и успех в инвестициях — это результат серьезного и разумного труда, требующий двух главных ресурсов инвестора: времени и денег.
Игра вдолгую: оптимальные результаты:
— устанавливать отношения с IPO underwriters, становясь их прямым клиентом (book investor). Этот долгий, сложный и дорогостоящий проект по силам только тем, кто обладает серьезными ресурсами, упорством и глубоким пониманием инвестиционной экосистемы;
— делать долгосрочные инвестиции за некоторое время (хотя бы за год) до IPO. Для этого тоже нужны и время, и ресурсы, и знания, и умение;
— строить процесс поиска/работы с членами команд стартапов поздних стадий, готовящихся к IPO. Это требует систематических долговременных усилий, и для этого необходима солидная репутация и бренд. Создание бренда и построение нетворка с pre-IPO компаниями — долгий процесс, который принесет результаты не сразу.
Таковы наиболее эффективные подходы с точки зрения и оптимизации цены, и, что не менее важно, информированности о состоянии бизнеса в компании и в ее сегменте, и о динамике ее роста. Из русскоговорящих инвесторов такие «взрослые» подходы исповедуют Юрий Мильнер и Леонид Богуславский.
Инвестор выходит из сделки pre-IPO только после того, как компания становится публичной или продается стратегическому инвестору. Для улучшения ликвидности и уменьшения рисков имеет смысл синдицировать сделки, привлекать активных LPs, создавать внутреннюю и синдикационную ликвидность и заниматься маркетингом своих аллокаций.
Подведем итоги. В индустрии — невероятный объем хайпа и «разводов» неопытных инвесторов в pre-IPO компании. Знающие, проинформированные инвесторы с прямым доступом к сделкам зарабатывали и всегда будут хорошо зарабатывать. Неинформированные и перекупающие через третьи руки должны осознавать, что участвуют в спекуляциях с непредсказуемым исходом и часто ходят по завышенным ценам. Будьте осторожны, старайтесь принимать взвешенные решения, мыслите вдолгую, и помните: caveat emptor! («покупатель, будь бдителен!»)
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора