Праздник воздвижение креста господня что можно вкушать
Праздник Воздвижения Креста Господня: что можно и нельзя, обычаи и молитвы
Посвящен праздник Кресту Спасителя, на котором Он был распят, и символизирует поднятие Креста из земли после его обретения.
Язычники, после распятия и воскрешения Иисуса Христа, засыпали Голгофу и Гроб Господень землей, а сверху возвели храм, в котором поклонялись своим идолам. Так язычники пытались стереть воспоминания об этом событии из памяти людской.
Величайшая Святыня христианства была обретена вновь только через 300 лет, при императоре Константине Великом.
Где обрели Крест Господень
Равноапостольная царица Елена — мать императора Константина (306-337), нашла Крест, на котором был распят Иисус Христос в пещере неподалеку от Иерусалима в 326 году. Пещеру под храмом язычников нашли с помощью престарелого еврея по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень.
В пещере, когда ее откопали, нашли три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Чтобы выяснить который из них был Крест Спасителя — кресты один за другим стали подносить к тяжело больной женщине. Два креста не сотворили чуда, а после возложения третьего креста она выздоровела.
Святая Елена, Иерусалимский патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались к месту, где был обретен (найден) Крест Господень.
Всем хотелось приложиться к Святому животворящему Кресту, но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить хотя бы показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»
Императрица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, а другую часть оставила в Иерусалиме.
По повелению императора Константина в Иерусалиме был выстроен храм в честь Воскресения Христа, строительство которого шло почти десять лет. Храмы также построили на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.
Возвращение из плена
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
Персидский царь в 614 году завоевал и разграбил Иерусалим и забрал Древо Животворящего Креста Господня в Персию среди прочих сокровищ. У иноземцев Святыня оставалась четырнадцать лет — император Ираклий в 628 году одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Часть Креста Господня по сей день покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
Традиции и обычаи
Как и в любой великий церковный праздник, в день Воздвижения положено Всенощное бдение и Литургия. Праздничные службы в этот день проходят во всех православных храмах — Крест для поклонения торжественно выносится из алтаря на середину храма.
Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.
Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
В этот праздник православные ходят в храм, читают молитвы, слушают проповедь, рассказывающую об истории возвращения Креста Господня. Верующие православной церкви поклоняются Кресту. Традиционно совершаются обходы или крестные ходы с иконами и молитвами.
В этот день люди молятся о здравии, благополучии и счастье в семье.
В народе считалось, что с 27 сентября нужно заниматься посадкой яблонь и ягод.
Что можно и нельзя делать
На Воздвижение надо соблюдать строгий пост- нельзя есть ни мясные, ни молочные продукты, даже если праздник приходится на воскресенье. В народе существовали пословицы: «Кто на Воздвижение постится – тому семь грехов простится» или «Кто на Воздвижение не постится, на того семь грехов воздвигнется».
Соответственно на праздничный стол подавались только постные блюда, которые хозяйки чаще всего готовили из капусты нового урожая — тушили, жарили, пекли пироги, делали разнообразные салаты. Поэтому этот день в народе также называли «Капустницей».
Дом нужно окропить освященной в церкви водой — это поможет не только защитить жилище от нечистой силы, но и оградить его от людей с дурными помыслами.
В этот день, увидев птиц, отлетающих на юг, можно загадать заветное желание, которое, как считают в народе, непременно исполнится.
На Воздвижение нельзя начинать новое дело, так как считается, что все пойдет прахом.
Запрещалось ходить в лес, потому что леший обходит свои владения и перечитывает животных, и если человек попадется ему на глаза, то из леса уже не вернется.
В праздник запрещается заниматься тяжелым трудом — делать ремонт, убирать или рубить дрова. В то же время считалось, что уборкой дома на Воздвижение можно выгнать нечистую силу.
На Воздвижение нельзя ругаться, особенно с близкими людьми — считалось, что вся отрицательная энергия втройне вернется.
Также нельзя держать дверь открытой – в старину люди верили, что в этот день змеи ищут места для зимовки и могут заползти в любой дом.
В праздник в домах мелом, сажей, углем, чесноком или кровью животного рисовали кресты, поэтому праздник в народе называли также Ставров день — от греческого «ставрос» — крест.
Небольшие крестики из дерева помещали в закромах и яслях животных — крест должен был защитить дом, хлев и скотину от нечистой силы. При отсутствии крестов их делали из веточек рябины.
Приметы
Крестьяне воспринимали праздник Воздвижения как окончательное наступление осени и смену времен года, с которой связаны большинство народных примет. В этот день в народе поговаривали: «На Воздвижение шуба за кафтаном тянется» или «На дворе Воздвижение, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится».
В этот день медведи залегают в зимнюю спячку, змеи прячутся в норы до самой весны, отлетают последние перелетные птицы.
Если на Воздвижение заморозки — весна будет ранняя.
Икона Воздвижения Креста
Известна своими чудотворными способностями – она помогает вылечиться даже от хронических или неизлечимых болезней.
Молитвы
Молитва первая
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Молитва вторая
О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Пост в день Воздвижения Креста Господня
Пост в день Воздвижения Креста Господня
Этот день приходится на 14 (27) сентября. Праздник учрежден в честь воспоминания об обретении Креста Господня. Это событие произошло в IV в. Согласно легенде, император Византийской империи Константин Великий одержал много побед благодаря Кресту Господню и потому благоговел перед этим символом. Выражая благодарность Богу за согласие церкви на I Вселенском Соборе, он решил построить храм на Голгофе. Елена, мать императора в 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень.
По существовавшему тогда обычаю, кресты как орудия казни, закапывались недалеко от места казни. Вскоре на Голгофе было найдено 3 креста. Трудно было узнать, какой из них Господень, поскольку дощечка с надписью: «Иисус Назареянин царь Иудейский» была найдена отдельно от всех крестов. В итоге Крест Господень был определен по силе, которая проявилась в исцелении больной женщины и воскрешении человека от прикосновения к этому кресту.
По статистическим данным, большинство монахов являются долгожителями. Возможно, причина этого – в режиме питания, который они соблюдают.
Слава о чудесах Креста Господня привлекла также множество народа, что из-за тесноты многие не могли не то что приблизиться и поцеловать, но даже увидеть его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял крест, показывая его всем находящимся в отдалении. Так и возник праздник Воздвижения Креста Господня.
Праздник приурочили ко дню освящения храма Воскресения Христова, которое произошло 13 сентября 335 года, и стали праздновать на следующий день, 14 сентября.
В 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и вывез оттуда святыню. В 328 году преемник Хозроя, Сироесом, вернул похищенный Крест Господень в Иерусалим. Это произошло 14 сентября, таким образом этот день является двойным праздником – Воздвижения и Обретения Креста Господня.
В этот день нельзя употреблять в пищу сыр, яйца и рыбу. Так православные верующие выражают свое почитание Креста.
У протестантов нет фиксированных календарных постов. Вопрос о времени проведения и продолжительности поста решается индивидуально.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
В день Воздвижения Креста Господня
В день Воздвижения Креста Господня Вчера на всенощной вы созерцали с глубоким благоговением обряд воздвижения креста Господня.Благословит вас Господь за это благоговение, но довольно ли только его? Довольно ли только три раза в год видеть вынос креста, возбуждающий ваше
В день Воздвижения Креста Господня
В день Воздвижения Креста Господня Праздник Воздвижения Креста Господня так велик, что Церковь Святая установила, как и перед Рождеством и Богоявлением, особые евангельские и апостольские чтения в воскресные дни перед Воздвижением и после него.В великом множестве
В день Воздвижения Креста Господня
В день Воздвижения Креста Господня Крест Христов — великое знамя нашего спасения, и всегдашняя память о нем всего важнее для нас. Но заботы житейские подавляют нас, и легко забываем об этом важнейшем. Господь Иисус Христос в совершенстве знал сердце человеческое, знал,
Поучение 4-е. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Сила Креста Христова)
Поучение 4-е. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Сила Креста Христова) I. Великий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершается сегодня в память двух событий: во-первых, в память обретения Креста Господня и во-вторых – в
Слово в день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня
Слово в день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим Тропарь Предлежащий пред нами видимый крест есть только видимый образ невидимого Креста, понесенного Начальником нашего спасения
ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВСЕМИРНОГО ВОЗДВИЖЕНИЯ СВЯТОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО
ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВСЕМИРНОГО ВОЗДВИЖЕНИЯ СВЯТОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО 21 сентябряНА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕНа «Господи воззвах:» стихиры, глас 1Подобен: Небесных полков:В малом ты был верен, Димитрий, / над многими
ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВСЕМИ1РНАГО ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИ1ТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКАГО
ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВСЕМИ1РНАГО ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИ1ТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКАГО Месяца сентября в 21–й деньНА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИНа Го?споди, воззва?х: стихиры, глас 1.Подобен: Небе?сных чино?в:В ма?ле был еси? ве?рен,
СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ Вчера на всенощной вы созерцали с глубоким благоговением обряд воздвижения креста Господня.Благословит вас Господь за это благоговение, но довольно ли только его? Довольно ли только три раза в год видеть вынос креста,
СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ХРИСТОВА
СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ХРИСТОВА Праздник Воздвижения Креста Господня так велик, что Церковь Святая установила, как и перед Рождеством и Богоявлением, особые евангельские и апостольские чтения в воскресные дни перед Воздвижением и после него.В великом множестве
СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ Крест Христов – великое знамя нашего спасения, и всегдашняя память о нем всего важнее для нас. Но заботы житейские подавляют нас, и легко забываем об этом важнейшем. Господь Иисус Христос в совершенстве знал сердце человеческое,
Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Креста Господня Празднуется 27 сентябряПосле разрушения Иерусалима в 72 году римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император
Древо Креста Господня
Древо Креста Господня Трудно поверить, что спустя триста лет рабочим императора Константина удалось найти именно те самые кресты, на которых были распяты Иисус и двое разбойников. Но то, что какие-то кресты при раскопках были найдены, это факт.Табличка с надписью была
Праздник Воздвижения Креста Господня
Праздник Воздвижения Креста Господня Богослужение этого дня имеет ту особенность, что на Всенощном бдении, после великого славословия, при пении трисвятой песни: Святый Боже…, настоятель берет с престола св. Крест, возлагает его на главу и, предшествуемый
Наименования Креста Господня
Наименования Креста Господня С прописной буквы пишутся слова, обозначающие Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос:Крест Христов («Вознесыйся на Крест»), Честной и Животворящий Крест, Древо Крестное.Во всех других значениях «крест» – со строчной буквы:
Пост в день Воздвижения Креста Господня
Пост в день Воздвижения Креста Господня Этот день приходится на 14 (27) сентября. Праздник учрежден в честь воспоминания об обретении Креста Господня. Это событие произошло в IV в. Согласно легенде, император Византийской империи Константин Великий одержал много побед
Пост в день Воздвижения Креста Господня
Пост в день Воздвижения Креста Господня Первый завтрак:гренки с помидорами и чесноком – 3 шт.;Второй завтрак:груша – 1 шт.;фундук – 7 шт.;сок томатный – 200 мл.Обед:суп из фасоли – 200 мл;хлеб – 1 ломтик;каша гречневая – 200 г;компот из клюквы – 200 мл.Полдник:гренки – 2
Воздвижение 2021: что за праздник, история и традиции, что нельзя делать 27 сентября
Воздвижение — это большой церковный праздник, который Русская православная церковь отмечает 27 сентября. В 2021 году праздник приходится на понедельник. В православии праздник относится к двунадесятым, то есть к 12 важнейшим, помимо Пасхи. Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
На Руси Воздвижение связывали с окончанием бабьего лета, встречей осени, завершением полевых работ и с заготовкой капусты. Отсюда славянское название праздника — Капустник. Подробности — в материале ФАН.
Воздвижение 2021: история праздника
Праздник Воздвижение посвящен чудесному обретению креста, на котором по преданию был распят Иисус Христос. Святыня была найдена в IV веке благодаря усилиям византийского императора Константина и его матери — царицы Елены, которая отправилась в Иерусалим искать материальные следы земной жизни Христа.
Согласно легенде, Елена нашла у Голгофы три креста, на одном из которых, как рассказали местные жители, и был распят Спаситель. Обнаружились и другие артефакты, связанные с евангельской историей.
По легенде, Елена «узнала» настоящий крест, поскольку он единственный из трех оказался чудотворным.
В честь обретения креста, на котором был распят Спаситель, Константин и Елена возвели над Голгофой знаменитый храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня). Храм строился долго и был освящен (уже после смерти царицы Елены) 26 сентября 335 года. Следующий день — 27 сентября — стал отмечаться как праздник в честь Воздвижения Животворящего Креста.
Воздвижение: традиции и обряды
Воздвижение на Руси совпадало с окончанием бабьего лета. День был посвящен заготовке на зиму поздних сортов капусты. Отсюда русское название праздника — Капустник.
В селах в этот день массово рубили капусту для квашения. Это был целый ритуал, в котором активно участвовала молодежь. Девушки во время заготовки капусты пели, а парни с ними всячески заигрывали. Обряд напоминал смотрины невест.
Позже традиция капустников перешла в театральную среду — артисты устраивали праздники «для своих», на которых было много цеховых шуток, импровизации и, конечно, спиртных напитков. Ради антуража в качестве угощения подавали пироги с капустой. Традиция театральных капустников жива и поныне.
Народные приметы
Согласно народному поверью, если на Воздвижение гремят грозы, значит, в небесах разворачивается битва между светом и тьмой, которую удается побороть силой Креста Господня. Поэтому в этот день люди, опасаясь грозы, старались все осенить крестом. Кресты рисовали углем на стенах, воротах и оградах.
Хорошей приметой считалось увидеть на Воздвиженье улетающих на юг птиц. Если в этот день тепло и солнечно — это к счастью.
Что нельзя делать 27 сентября
Поскольку Воздвижение — большой церковный праздник, на Руси в этот день под запретом была любая работа, кроме заготовки капусты. Запрещались скандалы, ссоры и споры. Строго осуждалось пьянство и вообще невоздержанность.
В этот день люди старались не ходить в лес. Согласно поверью, на Воздвижение змеи уползают под землю и могут утащить с собой человека. Также в этот день строго запрещалось оставлять незапертыми двери и ворота, чтобы змеи не заползли в избу или в хлев.
На Воздвижение старались не начинать новых дел из опасения, что все тех же змей, которые могут порушить все планы.
Если на Воздвижение сохранялась хорошая погода, считалось, что бабье лето продлится еще несколько дней — до 30 сентября, до праздника Вера-Надежда-Любовь.
Воздвижение Креста Господня
Событие праздника и его эортологическая динамика
Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.
После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.
Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.
По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.
Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.
Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41–54), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.
Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее обновления (то есть освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления[1].
Уже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением.
Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих записках[2]: обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.
Выбор 13 или 14 сентября как эортологической даты обновления, которую в настоящее время нельзя мотивировать бесспорно, мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. Обновление можно считать христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей – одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (см.: Лев. 34: 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (данный месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время праздника Кущей. Дата праздника обновления – 13 сентября – совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Возможны соответствия между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того.
Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней[3].
По свидетельству Иерусалимского Лекционария (в армянском переводе) V века, на второй день праздника обновления Честный Крест показывали всему народу.
Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь обновления, – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или в честь Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
Начиная с VI века, Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник обновления. Если в житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI столетии преподобным Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании обновления, но не Воздвижения, то уже в житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святителю Софронию Иерусалимскому (VII в.), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное – именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590).
При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой пятнице.
Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565)[4], автора похвального слова Кресту.
К VII веку тесная связь праздников обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция разрушена.
Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.
Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе.
Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «день обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь святого Креста 14 сентября и в новом не нуждался»[5].
Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней”»[6].
Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах иерусалимской редакции и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквях сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство»[7].
Праздник в православном богослужении
Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе Иерусалимского Лекционария главным праздником остается обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс. 64; 1 Тим. 3: 14–16; аллилуиарий со стихом из Пс. 147; Ин. 10: 22–42), что и накануне.
Грузинская версия Лекционария (V–VII вв.) содержит такие сведения: праздник обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В 3-м часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин воздвижения святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс. 27; чтения (Притч. 3: 18–23; Ис. 65: 22–24; Прем. 14: 1–7; Иез. 9: 2–6; 1 Кор. 1: 18–25; аллилуиарий со стихом из Пс. 45; Ин. 19: 16b–37), которые заимствованы из службы Великой пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение даров – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс. 97). Примечательно, что праздник обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по обновлении.
В Иадгари (грузинском переводе иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII–IX веков, праздник Воздвижения числится вторым днем восьмидневного торжества в честь обновления иерусалимских церквей. Большое количество песнопений, посвященных святому Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник.
После X века древняя иерусалимская традиция уступила место константинопольской.
В Царьграде праздник обновления церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме – по вполне объективным причинам. Вместе с тем все возрастающее почитание Честного Древа Креста Господня сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник обновления.
По различным спискам Типикона Великой Церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII веков, праздник обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник Воздвижения 14 сентября, напротив, представляет собой пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства – 10–13 сентября и день праздника – 14 сентября.
Поклонение Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября – женщины. Обряд совершался между утреней и полуднем.
13 сентября на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, то есть 6-го, гласа.
В день праздника 14 сентября богослужение отличалось большой торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением трех паремий (Исх. 15: 22–26; Притч. 3: 11–18; Ис. 60: 11–16; каждую из них предваряют прокимны – из Пс. 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни положен тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя».Также служится паннихис – краткая вечерняя служба накануне праздников и особых дней. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»), к Пс. 50 припевали не один, а шесть тропарей. После великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Ее антифоны отменялись, сразу пелся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое. Чтения литургии таковы: прокимен из Пс. 98; 1 Кор. 1: 18–22; аллилуиарий со стихами из Пс. 73; Ин. 19: 6b, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс. 113.
Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память священномученика Симеона, сродника Господня, со своим последованием.
Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX–XII веках, когда большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского Устава. Корпус песнопений Воздвижения в разных его редакциях в целом один и тот же. Праздник имеет предпразднство и попразднство. Литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой Церкви. Но наблюдаются и отличия. Так, первая паремия праздника на вечерне (Исх. 15: 22–26) обычно увеличивается на два стиха – до 16: 1. Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф. 10: 37–42) читается на один стих больше – вплоть до 11: 1. Апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено: 1 Кор. 1: 18–24. И, конечно, из константинопольской традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене.
Вслед за Типиконом Великой Церкви во многих рукописях и изданиях Иерусалимского Устава в неделю по Воздвижении отмечается память священномученика Симеона. Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на литургии, но некоторые памятники, например «Чиновник московского Успенского собора» 30-х годов XVII века, предписывают петь более полно последование священномученика.
Во многих Иерусалимских (и Студийских) Типиконах 14 сентября указывается память кончины святителя Иоанна Златоуста. Но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе две торжественные службы. Так, в южно-итальянских редакциях Студийского Устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.
В продолжение темы о Студийском Типиконе нужно отметить, что в многочисленных его вариантах богослужение праздника Воздвижения совершается по праздничному чину. На вечерне бывает вход и читаются паремии, состав которых, как и литургийных чтений, совпадает с указаниями Устава Великой Церкви. На утрене полагается чтение из главы 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевшее»[8].
На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим. В день праздника установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу, то есть без разрешения рыбы. Эортологический цикл включает в себя также один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября), отдание – 21 сентября.
Чин воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения
Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.
После события обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения (обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин воздвижения Креста.
Типикон знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования – локальных и хронологических. Н.Д. Успенский полагает: «Многообразие чинов воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения Креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения»[9].
Так, уже в Иерусалимском Лекционарии V века, сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися.
В грузинском переводе Лекционария, отражающем практику V–VII веков, чин воздвижения Креста описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на святом престоле. Сам чин включал в себя три воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». После третьего воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на святой престол и начинали Божественную литургию.
По крайней мере, к VI веку чин воздвижения Креста уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 году, говорит о третьем воздвижении, что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина[10].
Согласно послеиконоборческому Типикону Великой Церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Святой Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй»; это повторялось трижды.
В Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на константинопольском кафедральном кодексе, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть. Вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света)[11].
В Иерусалимском Уставе, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное «Господи, помилуй». Кроме того, согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь – приблизительно на 18 сантиметров.
В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века был изменен порядок осенения сторон света во время чина[12]: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.
Святоотеческая экзегеза праздника
На утрене или на всенощном бдении Воздвижения в византийских монастырских Типиконах в патристических Лекционариях предписывается читать одно или несколько из следующих святоотеческих творений: святителя Иоанна Златоуста, епископа Севериана Габальского (кон. IV – нач. V вв.), святителя Василия Селевкийского (V в.), Александра Монаха (VI в.), преподобного Андрея Критского (VIII в.), фрагмент о явлении Креста равноапостольному Константину и об обретении Креста, известный в целом ряде версий.
В неделю по Воздвижении в некоторых списках Иерусалимского Устава указывается чтение ороса VI Вселенского Собора.
Смысловым центром святоотеческой экзегезы, сопряженной с рассматриваемым праздником, безусловно, становится благоговейное почитание Креста: «Кресте Христов – прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира! Кресте Христов… защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Управи рабов твоих в мире и твердой вере. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе, Господе нашем» (преподобный Феодор Студит)[13].
Праздник в дохалкидонской и западной традициях
Поначалу в западной традиции Воздвижение не имело статуса самостоятельного праздника и отмечалось лишь как поклонение Кресту, дополняющее традиционную римскую память священномучеников Корнилия Римского и Киприана Карфагенского, приходящуюся на 14 сентября[14]. Постепенно празднование становилось более торжественным.
Понтификальное богослужение праздника предполагало показ народу и поклонение реликвии Креста. Уже в VII–VIII веках обряд, независимо от папского, сложился в римских титульных Церквях. Праздник со временем был включен в литургический календарь, а поклонение реликвии сменилось поклонением изображению Креста.
В Сакраментариях и Миссалах приводится ряд молитв для мессы на Воздвижение. В качестве чтений избираются Флп. 2: 5 (или 8) – 11 или Кол. 1: 26–29 и Мф. 13: 44, либо Ин. 3: 15 (или 16), либо Ин. 12: 31–36. Чтения Тридентского Миссала следующие: Флп. 5: 8–11 и Ин. 12: 31–36; а новейшего – Флп. 2: 6–11 и Ин. 3: 13–17.
В день Воздвижения совершалось поклонение Кресту, состоявшее из молитвы и целования Креста, аналогичных поклонению Кресту в Великий пяток.
В галликанском и испано-мосарабском обрядах вместо праздника Воздвижения был известен праздник обретения Креста 3 мая, о чем существует самое раннее в латинских источниках упоминание в Силосском Лекционарии, возникшем около 650 года. Сакраментарий Геласианский имеет в некоторых своих списках указания на праздники святого Креста и обретения святого Креста – так же, как и Григорианский Требник. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаженному Иерониму, но восходящего в древнейших списках к середине VII столетия, где этих праздников то нет вовсе, то они наличествуют оба, то в более поздней редакции сохранено только 3 мая (как и в месяцеслове Беды (VIII века) и в Падуанском Сакраментарии IX века).
Таким образом, тогда как праздник возвращения святого Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII веке, 14 сентября становится впервые известно под именем «Воздвижения Креста» (exaltatio Crucis) лишь в VIII веке, и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII веке)[15]. Ср.: «праздник 3 мая имеет римское происхождение и старше праздника 14 сентября»[16].
Нужно указать также, что в некоторых Церквях, например, в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI веке. Окончательная кодификация празднования события воздвижения Креста произошла только в 1570 году.
Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.
В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне святитель Иоанн Златоуст. Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета.
Обряд воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сценепоявляются только в палеологовскую эпоху[17] (см. роспись монастыря святого Креста близ Платанистасы на Кипре, 1494).
В русских иконах ХV–ХVI столетий изображение воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (кон. XV в.).
Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии).