Праздник середины осени что едят

Праздник середины осени в Китае — как празднуется ‌

Праздник середины осени что едят

Праздник середины осени в Китае — как празднуется ‌

Смысл празднования середины осени в Китае

Тет чунг тху или Праздник середины осени. Чтобы понять, как китайцы относятся к празднику середины осени, достаточно сказать, что в Китае, да и вообще во всём Юго-восточном азиатском регионе, по значимости и популярности этот праздник середины осени у китайцев уступает только Китайскому Новому году. «Полдень» осени в китайской культуре ассоциируется с серединой годичного цикла и периодом, когда сбор урожая достигает своего апогея, полноты.

По-другому этот праздник можно назвать праздником Полной Луны. Китайские обычаи указывают, что центральным моментом празднества является любование полной луной. Согласно китайскому поверью по китайскому календарю в середине 8 месяца (а по григорианскому календарю это примерный период начало сентября — начало октября) в полнолуние луна за весь год становится максимально яркой и округлой. В этом году Праздник середины осени пришелся на 21 сентября.

Однако Праздник середины осени связан не только с осенним плодородием. И уж тем более совсем не связан с началом периода тьмы и смерти (как в западном Хэллоуине):

Немного о лунных пряниках

Именно второй пункт связывают с главным моментом, как празднуют этот праздник китайцы. С базовой традицией данного праздника — дарение лунных пряников (по-другому они называются юэбин). В общем виде юэбин пряником в западном смысле этого слова отнюдь не является. В наиболее классическом варианте его можно классифицировать как пирог или печенье, состоящее из тонкой мучной оболочки, которая обильно заполнена пастой из тёртых варёных бобов фасоли угловатой с сахаром, мёдом или иным подсластителем (паста адзуки или просто анко). Классический юэбин по основной форме напоминает уплощённый цилиндр с основанием 10 см и высотой 4-5 см. Одного лунного пряника хватает на несколько раз или на несколько человек, так как в нём почти 1000 килокалорий.

По традиции сверху выпечка имеет фигурную печать с иероглифами, обозначающими долголетие и гармонию. Также блюдо может быть украшено тестяной фигуркой кролика (кролик считается лунным спутникам Чанъэ). До недавнего времени лунный пряник рассматривался исключительно как дорогое праздничное лакомство из тонкого теста и сладкой фасолевой пасты. Однако теперь во имя маркетингового разнообразия и удовлетворения спроса потребителей не только среди китайцев, но и иностранцев, в качестве начинки в юэбин кладут вообще абсолютно всё, что можно превратить в пасту. А именно:

При этом в последние несколько десятков лет, когда пищевой китайский рынок стал ориентироваться на европейские вкусы, лунные пряники начали делать более сладкими. Благодаря добавлению значительного количества сахара, мёда, мальтозного сиропа. Отдельно выделяют снежные лунные пряники, тесто которых не подвергается термообработке и создаётся из клейких сортов риса. Более того, в последнее время появились разновидности юэбин, которые вообще не мучные изделия. Например, желейные лунные пряники, создаваемые с помощью желатина, крахмала, агар-агара. В плане теста популярны юэбин из красно-коричневого жёвкого теста (лунные пряники по-кантонски). Такой вид тесто принимает благодаря добавлению в муку щелочной воды и сиропа из коричневого тростникового сахара.

Что можно и что нельзя делать в Праздник середины осени в Китае?

Что в принципе представляет собой данное празднество? Каких-то строгих регламентов нет. Праздничные фестивали по случаю этой даты напоминают смесь классических народных гуляний, карнавала и шоу. Но есть парочка особых моментов:

Кстати, данный праздник наряду с Китайским Новым годом входит в нематериальное культурное наследие Поднебесной.

Источник

Праздник середины осени

Фестиваль середины осени — второй по важности фестиваль в Китае после китайского Нового года. Для китайцев праздник означает воссоединение семьи и гармонии. Это празднуется, когда луна полна, и китайцы считают, что полная луна является символом воссоединения, гармонии и счастья. Праздник середины осени — это праздник урожая, который отмечают в основном китайцы и вьетнамцы. Фестиваль проводится в 15-й день 8-го месяца лунного календаря с полнолунием ночью, что соответствует концу сентября — началу октября григорианского календаря.

bingpi xue yuebing (冰皮雪月饼)Снежный лунный пирог

Праздник середины осени что едят

Праздник середины осени что едят

Как люди отмечают праздник середины осени?

Мы представили историю этого фестиваля и объяснили его значение. Благодаря культурному влиянию древнего Китая, Праздник середины осени распространился на другие части Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Однако способ празднования этого в разных странах различен. Традиционные лунные пирожные имеют одинаковые с золотой корочкой и имеют несколько наполнителей, таких как орехи, паста из семян лотоса и паста из мармеладной пасты. В последние годы появились современные виды лунных тортов. Самый известный вид — это Mooncake Ice Skin из Гонконга с корками из клейкого риса, а не из муки, масла. Starbucks и Häagen-Dazs выпустили собственные кофейные лунные пирожные и мороженое.

Праздник середины осени что едят

Праздник середины осени что едят

Праздник середины осени что едят

Китайцы праздновали урожай во время осеннего полнолуния со времен династии Шан (ок. 1600–1046 гг. до н.э.). Моррис Берковиц, который изучал народ хакка в 1960-х годах, полагает, что празднование урожая началось с поклонения горным божествам после того, как урожай был завершен. Для народов Байюэ время сбора урожая почтили память дракона, который принес дождь для урожая. Некоторые люди предпочитают оставаться дома, чтобы отпраздновать праздник, в то время как другие хотели бы выйти на улицу, чтобы ближе познакомиться с яркой полной луной. Со временем некоторые места на открытом воздухе становятся все более популярными, в том числе древние рукотворные объекты, природные живописные местности, сельская местность и небоскребы и т. д.

Праздник середины осени что едят

Что символизируют Лунный пирог?

Лунный пирог — особая еда Праздника середины осени. В этот день люди приносят в жертву лунные пироги и едят их для празднования. Лунные пироги бывают разных вкусов в зависимости от региона. Лунные пирожные круглые, символизирующие воссоединение семьи, поэтому легко понять, как поедание лунных пирогов под круглой луной может вызвать тоску у дальних родственников и друзей. В наши дни люди дарят лунные пирожные родственникам и друзьям, чтобы продемонстрировать, что они желают им долгой и счастливой жизни.

Праздник середины осени что едят

Лунные пироги, как правило, маслянистые, поэтому чашка чая является идеальным «помощником». Вообще, улун — лучший выбор для соленых, а цветочный чай для сладких.

Праздник середины осени что едят

Праздник середины осени что едят

Создание и совместное использование Mooncakes является одной из отличительных традиций этого фестиваля. В китайской культуре круглая форма символизирует полноту и воссоединение. Таким образом, разделение и поедание круглых лунных тортов среди членов семьи в течение недели фестиваля означают полноту и единство семей.

Праздник середины осени что едят

В некоторых районах Китая существует традиция готовить лунные пирожные в ночь на праздник середины осени. Старший в доме разрезает лунные пирожные на куски и раздает их каждому члену семьи, что означало воссоединение семьи. В наше время, изготовление лунных пирогов дома уступило место более популярному обычаю дарить лунные пироги членам семьи, хотя смысл сохранения семейного единства остается.

Праздник середины осени что едят

Блог о Китае

Источник

Чжунцюцзе. Что нужно знать о Празднике середины осени в Китае

Праздник середины осени Чжунцюцзе́ (中秋节 Zhōngqiū jié) – один из самых главных традиционных праздников Китая. По важности он уступает лишь китайскому Новому году. Чжунцюцзе отмечается в 15-й день 8-го месяца по китайскому лунному календарю, когда луна особенно круглая и красивая. В 2020 году Чжунцюцзе совпадает с Днем образования КНР 1 октября.

Изначально Чжунцюцзе был праздником урожая: именно в этот период подходила к концу уборочная страда, наступало самое сытое время, и можно было хорошенько отдохнуть. В 2008 году Чжунцюцзе признали официальным государственным праздником и объявили в его выходным днем.

Сегодня суть праздника — в единении семьи. По традиции китайцы собираются всей семьей за одним столом на трапезу воссоединения туаньюаньфань (团圆饭 tuányuán fàn), общаются с родными и близкими и любуются полной луной, ставшей символом гармонии и семейного счастья. Обычай любоваться луной существует в Китае еще с древнейших времен. Множество поэтов воспевало ее в своих произведениях. Самым известным из них считается стихотворение «Мелодия воды» (水调歌头 shuǐ diào gē tóu), написанное поэтом Су Ши в период династии Сун (960 – 1279 гг.).

Праздник середины осени что едятИллюстрация: CGTN

Как появился праздник? 10 солнц, эликсир бессмертия и лунная богиня

Согласно одной из китайских легенд, когда-то в мире существовало десять солнц. Они уничтожали все земельные посевы и заставляли людей голодать. Тогда герой по имени Хоу И (后羿 Hòu Yì) взял в руки лук и стрелы, поднялся на вершину горы и сбил девять солнц, оставив висеть в небе лишь одно. За этот подвиг император наградил его эликсиром бессмертия, который Хоу И спрятал у себя дома.

Однажды один из учеников Хоу И решил украсть редкое лекарство и напал на его жену Чанъэ (嫦娥 Cháng’é). Тогда женщина сама выпила эликсир бессмертия и улетела на луну, которая в этот вечер была особенно яркой и большой. Убитый горем Хоу И велел установить в саду столик для курильниц под благовония и поставить на него сладости и фрукты, которые так сильно любила его жена. С тех пор, чтобы почтить память Чанъэ, каждый год люди поклоняются небесному светилу, молятся о счастье и безопасности.

Праздник середины осени что едятНебожительница Чанъэ. Иллюстрация: detail.zol.com.cn

Однако есть и другая версия этой истории, по которой Хоу И был жестоким императором. Однажды он получил эликсир бессмертия. Чтобы спасти людей от его бесконечного правления, его жена Чанъэ тайно выпила волшебное лекарство и улетела в лунный дворец, где была обречена на одиночество и несчастье.

По еще одной легенде, возникновение праздника связано с историей пастуха, который много лет работал на своего хозяина и в результате так и не успел завести семью. Однажды он сильно заболел и не смог больше выполнять свои обязанности. Хозяину пришлось выгнать пастуха, но идти ему было некуда. Тогда он лег под деревом и начал любоваться луной. Неожиданно с небес к нему спустилась девушка. Узнав о несчастье, она взмахнула рукой и рядом сразу же появился небольшой дом, где пастух смог обрабатывать землю и выращивать урожай. С этого дня люди начали приносить подношения Луне и надеяться на исполнение желаний.

Еще одна легенда Чжунцюцзе — лунный кролик

Однажды Нефритовый император переоделся голодным старцем и обратился за помощью к лисе, обезьяне и кролику. Лиса поймала для него рыбу, обезьяна принесла фрукты, а кролик бросился в огонь, предлагая себя в качестве мяса. В благодарность Нефритовый император воскресил кролика и отправил его на луну, где он встретился с Чанъэ и стал ее компаньоном.

Легенды о лунном зайце присутствуют в культурах многих Южно-Азиатских стран. В оригинальной версии Нефритовый император — Будда, а кроме лисы и обезьяны он обращался еще и к шакалу.

Праздник середины осени что едятПраздничная инсталляция в Гонконге в 2018 году. Фото: Edmond So

Китайцы так любят легенды Праздника середины осени, что использовали имена Чанъэ и лунного кролика в названии космических аппаратов, задействованных в миссии на Луну. Так, серия «Чанъэ» — это исследовательские аппараты, а «Юйту» (玉兔 Yùtù) — луноход.

Лунные пряники — главный символ Чжунцюцзе

Самый распространенный подарок на Праздник середины осени — лунные пряники юэбины (月饼 yuèbǐng). Юэбин представляет собой круглое печенье обычно не более 10 см в диаметре и 5 см в толщину. Каждый содержит порядка 1000 килокалорий! Юэбины могут наполняться абсолютно любой начинкой от мороженого до жареной свинины. Впрочем, нужно признать, что лунные пряники скорее знамениты благодаря своим красочным упаковкам и оригинальному дизайну, нежели вкусовым качествам. Это, прежде всего, ритуальная пища.

Согласно преданию, употребление юэбинов началось во времена жестокого правления династии Юань (1271—1368 гг.). Однажды Чжу Юаньчжан решил поднять восстание и свергнуть монгольское правительство. Чтобы собрать повстанческие силы и не быть обнаруженными, было решено спрятать секретные послания в печенье и разослать их по всей стране. Восстание увенчалось успехом, и Чжу Юаньчжан стал первым правителем династии Мин. Он был настолько счастлив, что решил устроить праздник в эту честь. Так обычай есть лунные пряники сохранился до наших дней.

Праздник середины осени что едятФото: 摄图网

Помимо юэбинов, на Праздник середины осени также готовят мохнаторуких крабов, считающихся настоящим деликатесом среди шанхайцев, сезонные фрукты и овощи, а также наслаждаются знаменитым османтусовым вином гуйхуацзю (桂花酒 guìhuā jiǔ).

Другие традиции

В разных регионах Китая обычаи празднования Чжунцюцзе отличаются друг от друга и имеют собственные особенности. В Гонконге, например, особой популярностью пользуется танец огненного дракона, который из-за сложной эпидемиологической обстановки в 2020 году пришлось отменить.

В Ханчжоу (провинция Чжэцзян) любят наблюдать за приливами реки Цяньтан, которые случаются лишь раз в году, а в Пекине детям дарят фигурки лунных зайчиков. В провинции Шэньси принято есть арбуз, нарезанный в форме лотоса, а в Гуанчжоу — улиток, которые в это время считаются особенно вкусными.

Праздник середины осени что едятФото: China Daily

Кроме того, по всей стране обычно устраивают фестивали и развешивают праздничные фонарики, ставшие символом семейного воссоединения. Часто эти фонарики имеют форму птиц, рыб или фруктов и расписаны китайскими иероглифами с пожеланиями счастливого празднования Чжунцюцзе.

На Чжунцюцзе китайцы обычно отдыхают несколько дней: часто нерабочий день совмещают с выходными в конце недели. Благодаря этому китайцы устраивают себе мини-отпуск и едут путешествовать, как по стране, так и за границу. Многие уезжают к родственникам в маленькие города и деревни, и в мегаполисах становится значительно просторнее. Вскоре после (а иногда и до) Праздника середины осени Китай отмечает День основания КНР — 1 октября.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

The Paper (Китай): праздник середины осени. Когда появился обычай есть лунные пряники?

Всякий раз во время Праздника середины осени начинаются бесконечные споры. С одной стороны, это беспокойство из-за того, полезны ли лунные пряники (также: лунные лепешки или юэбины, прим. пер.) для здоровья, ведь они содержат большое количество масла и сахара. С другой стороны, социальные сети захватывают дискуссии о плюсах и минусах «лунных пряников с начинкой из пяти видов орехов», «лунных пряников со свининой» и так далее. В любом случае, похоже, что все согласны с тем, что на Праздник середины осени обязательно следует есть юэбины. Откуда пошла такая традиция?

Все началось с «лепешки» (или «бин» в пер. с кит., прим. пер.)

Лунные пряники не только по форме похожи на полную луну, но и имеют тесную связь с любовью китайцев к луне.

Если древние люди хотели поесть «лунных пряников», им нужно было сначала научиться печь «лепешки». Сырьем для лепешек является пшеничная мука. С этой точки зрения люди в период до династии Цинь, вероятно, не имели счастья наслаждаться лунными пряниками. Это связано с тем, что важной особенностью рациона китайской цивилизации является «зерновая пища» (цельные зерновые готовятся на огне и так съедаются). Например, просо является зерновой пищей, и фразеологизм «гаолянские дети» (гаолян — просо отличного качества) стал синонимом детей богачей. И напротив, поскольку у пшеницы твердая семенная оболочка и она не подходит для прямого употребления в пищу, она долгое время считалась «грубой пищей» для бедных, и мало кто интересовался этой культурой.

Контекст

Праздник середины осени что едят

Главред: самый полезный перекус, который продлит жизнь

WeChat: что будет, если съедать по ложке меда в день?

Inverse: эксперты определили самый полезный способ приготовления кофе

Что касается «лепешки» в представлении современных людей, то изменения можно отследить от блюда «печеная лепешка» («хубин») в более поздние годы династии Восточная Хань. Это блюдо, которое запекают (а не готовят на пару) после растирания пшеницы в муку. В западных регионах его называют «наан», а произношение происходит от персидского. Это может объясняться тем, что это блюдо изначально возникло в Западной Азии, потому что древние хубины также были обнаружены во время археологических раскопок древнего Великого Шелкового пути. В то время существовало множество вариантов приготовления хубинов, одним из которых являлись печеные мучные лепешки, посыпанные кунжутом. Согласно «Трактованию имен», хубины, посыпанные кунжутом, также называли «кунжутными лепешками» («чжимабин» или «мабин»), потому что в приготовлении использовался кунжут. По сравнению с традиционными лепешками Центральной равнины — паровыми и вареными лепешками — этот вид «бинов» имел более насыщенный и яркий вкус, вследствие чего даже великий Сын Неба (обр. император, прим. пер.) династии Хань стал их любителем.

Этот император — известный тиран династии Хань Лин-ди: Чжугэ Лян в своем «Представлении о выступлении войск в поход» не забыл отнестись к этой его привычке с неприязнью. И даже в ««Истории династии Поздняя Хань» также звучат обвинения: «Император Лин-ди так любил хубины, что вся столица ела их, и впоследствии Дун Чжо с некитайскими солдатами (игра слов: «ху бин», что схоже по звучанию с «печеными лепешками» хубинами, прим. пер.) разгромил столицу»; здесь присутствует намек на то, что похоже, что любовь императора к хубинам — это не что иное, как предвестие упадка династии Хань. Фактически, это называется «выдавать белое за черное». Разве не император Хань Лин-ди, если бы не ел кунжутных лепешек, не привел бы страну к экономической депрессии и опустошению казны?

Конечно, от рождения лепешки до появления лунных пряников еще далеко. На севере есть одна поговорка: «Нет ничего вкуснее пельменей». «Вкусным», конечно, является не сама мучная оболочка пельменей, а их начинка. Именно благодаря разнообразным начинкам мучные изделия Китая получили такое громкое мировое имя. Лунные лепешки — не исключение. В эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий древние люди начали добавлять начинки в круглые лепешки, например, сушеные финики и грецкие орехи. Во времена династии Сун Су Ши в своем стихотворении «На память о разлуке» упомянул, что он ел небольшую круглую лепешку с топленым маслом и сахаром в качестве начинки. Это очень похоже на нынешние начинки юэбинов.

Также во времена династии Сун У Цзыму в «Воспоминаниях о Ханчжоу» и Чжоу Ми в «Делах минувших дней столицы Улинь» писали, что на продуктовых рынках продаются такие мучные изделия, как «юэбины», но в обоих произведениях очень четко прописано, что эти лепешки были изготовлены на пару и похожи на маньтоу (паровые булочки, прим. пер.), и их не выпекают и не обжаривают. Видно, что по способу приготовления эти лепешки далеки от лунных пряников более поздних поколений. Только во времена династии Мин юэбины стали примерно такими, какими они являются сегодня. Шэн Бан, уроженец Чанши, был магистратом округа Ваньпин (ныне часть Пекина) в префектуре Шунтянь в период Ваньли (эпоха правления императора династии Мин Чжу Ицзюня, прим. пер.). Он написал книгу «Заметки о канцелярии Вань», в которой описаны народные обычаи Пекина того времени, среди которых есть традиция дарить на полную луну пряник, сделанный из муки с начинкой — юэбин. В качестве начинки в них клалась фруктовая смесь. Эта запись сразу напоминает о «лунных пряниках с начинкой из пяти видов орехов», о которых столько спорят.

Легенды вряд ли заслуживают доверия

В той же книге «Заметки о канцелярии Вань» Шэн Бан также указал, что этот обычай дарить лунные лепешки осуществляется в восьмой месяц по лунному календарю. Это не отличается от сегодняшней традиции Праздника середины осени. Итак, возникает следующий вопрос: хотя уже существовали лунные пряники, можно ли отследить возникновение традиции есть их на Праздник середины осени?

По этому поводу существует несколько народных легенд. Одна из наиболее распространенных связана с восстанием крестьян в конце династии Юань. Легенда гласит, что советник Чжу Юаньчжана Лю Цзи (Лю Бовэнь), чтобы поднять людей на восстание, распространял слухи о чуме и о том, что чтобы избежать беды, надо покупать лунные пряники, которые было необходимо съесть на Праздник середины осени. Итак, люди купили лунные лепешки, пошли домой и, когда разрезали их, внутри обнаружили информацию о восстании пятнадцатого числа восьмого лунного месяца против династии Юань. Благодаря этому народ вовремя отреагировал, поднял восстание и одним махом свергнул императора. В ознаменование победы восстания на каждом Празднике середины осени с тех пор едят юэбины. Однако, хотя эта версия имеет оттенок легендарности, о ней нет никаких записей в документах династий Юань и Мин, и поэтому ее нельзя рассматривать как достоверную историю.

По другой версии однажды во время Праздника середины осени в эпоху династии Тан торговцы из западных регионов, которые приехали к императору, привезли с собой очень вкусные лепешки — «хубины». Когда император Тан посмотрел на красивые круглые лепешки, он почувствовал, что они немного похожи на полную луну в небе, и сказал: «Лунная жаба (миф. персонаж, живущий на луне, прим. пер.) обязательно придет отведать такие лепешки». После этого он наградил всех своих чиновников хубинами и вместе с ними тоже отведал их, сказав, что они получились очень вкусными. С тем пор каждый пятнадцатый день восьмого лунного месяца он ел хубины, наслаждаясь видом на полную луну. Позже название лепешек было изменено на «юэбин» (юэ — луна в пер. с кит., прим. пер.).

Эта история еще больше продвинула традицию есть лунные пряники на Празднике середины осени с тех пор, как она зародилась во времена династии Юань сотни лет назад. Причина, по которой все это произошло в эпоху Тан, а не в более ранних династиях Цинь и Хань, также имеет под собой основание. Термин «Праздник середины осени» впервые появился в «Книге обрядов». В «Книге обрядов. Влияние луны» сказано: «Луна в Праздник середины осени начинает стареть, надо есть жидкую пищу». В пятнадцатый день восьмого лунного месяца минут первая половина осени, поэтому это Праздник середины осени. Осень — это время сбора урожая, и со временем в этот день сформировался обычай поклоняться луне и приносить ей жертву. Однако во времена Северных и Южных династий пятнадцатый день восьмого лунного месяца еще не стал праздником. Например, в написанной в то время книге «Записки о сезонах царства Чу» этот праздник не упоминается.

Только во времена династий Суй и Тан Праздник середины осени стал крупным фестивалем. Даже император династии Тан «любовался луной». В эпоху Тайцзуна династии Северная Сун 15 число было объявлено праздничным днем, что в действительности стало правительственным признанием этого фестиваля начиная с эпох Суй и Тан. Но традиционной едой во время любования луной в то время были не лунные пряники. Согласно записям «Цинъилу», в эпоху Пяти династий в Кайфэне жил Чжан Шомэй, специализирующийся на сезонных закусках. Каждый Праздник середины осени он продавал «лунный суп». Это блюдо представляло собой похлебку из сушеного лонгана, семян лотоса, порошка корня лотоса и других ингредиентов. Хотя это и было вкусно, суп, естественно, не имел ничего общего с лунными пряниками.

Как упоминалось ранее, блюдо под названием «лунные пряники» наконец-то появилось во времена династии Сун. Но, во-первых, его способ приготовления сильно отличался от сегодняшних юэбинов. Во-вторых, этот вид лунных лепешек готовили не специально для Праздника середины осени. Знаменитая глава в 8 томе «Записей прекрасных снов о Восточной столице» описывает, как люди в Бяньцзине, столице династии Северная Сун (ныне Кайфэн, провинция Хэнань), бронировали места в ресторанах на каждый Праздник середины осени, чтобы выпить и полюбоваться луной. Там говорится: «Люди в городе борются за выпивку, и в каждой семье до полудня следующего дня нет ни одного трезвого». «Наслаждаясь луной», люди также ели крабов и фрукты, но нет никаких записей о том, чтобы нужно было есть лунные пряники. После того, как династия Цзинь свергла династию Северная Сун, привычка выпивать во время Праздника середины осени сохранилась и в Северном Китае. Например, великий поэт Юань Хаовэнь (1190-1257) имел прозвище «выпивохи, который на Праздник середины осени всегда напивается и сочиняет стихи». То же касается и записей о Празднике середины осени в таких произведениях, как «Воспоминания о Ханчжоу», и «Дела минувших дней столицы Улинь», в которых записаны местные обычаи города Линьань (ныне Ханчжоу), столицы династии Южная Сун, — нигде нет упоминаний о поедании лунных лепешек. С этой точки зрения так называемые «лунные пряники» времен Южной Сун, такие как пирожные с цветками сливы, хризантемой и пирожные в виде листьев лотоса, являлись обычными рыночными закусками, «похожими по форме» и тогда еще не стали сезонной пищей на Праздник середины осени.

Можно сказать, что только во времена династии Мин появилась более подробная запись «о поедании лунных пряников на Праздник середины осени». Во времена династии Мин, с юга на север, от народа до императорского двора, во время этого фестиваля существовала привычка есть юэбины. В дополнение к «Заметкам о канцелярии Вань» Лю Жоюй, старший евнух периода Тяньци, написал книгу «Чжоучжун чжи», которую можно назвать информацией из первых рук о придворной жизни в конце династии Мин. Среди прочего упоминается: «Восьмой лунный месяц… С первого дня появились продавцы юэбинов. До пятнадцатого числа в каждой семье появились лунные пряники и фрукты…» В записях династии Цин тоже есть подобное: например, во время 22 года правления Цяньлуна в восьмой лунный месяц за неделю императорские наложницы Лин и Юй отправили придворным 800 юэбинов! Однако в «Записках о сезонах Яньцзина» просто говорится, что «лунные лепешки были повсюду: от старой улицы Цяньмэнь до последнего приюта для бедных, но другой еды не хватает». Кажется, что автор книги чиновник Фу Ча был довольно «привередливым в пище».

От подношений до угощения

Почему в династию Мин наконец сформировался обычай есть лунные пряники во время Праздника середины осени? В первую очередь это связано с основными мероприятиями Фестиваля. Если во время Праздника середины осени основным занятием жителей Тан и Сун было «любование луной», то в династию Мин оно превратилось в «поклонение луне» и «жертвоприношение луне». Во времена позднего периода династии Мин Лю Тун и Юй Ичжэн написали книгу «Очерк о пейзажах столицы» с описанием обычаев Пекина. В книге упоминалось, что центральным содержанием обычаев Праздника середины осени в то время было жертвоприношение «лунному божеству» («семья устанавливала алтарь при лунном свете, и все кланялись, отдавая дань уважения луне»), после чего следует воссоединение семьи, поедание лунных пряников и фруктов, а также обмен подарками в виде юэбинов и фруктов между друзьями и родственниками. Основная функция лунных лепешек — служить подношением для жертвоприношений луне во время Праздника середины осени. Поскольку во время Праздника луна полная, важно обращать внимание на то, чтобы и подношение было круглым, поэтому так называемая «фруктовая лепешка для жертвоприношений тоже должна быть круглой». Таким образом, форма юэбина превращается в круг. На алтарь кладут круглые лунные лепешки, символизирующие полнолуние. С другой стороны, китайцы всегда были обращены к реальности, и после завершения церемонии у них всегда существовала привычка делиться жертвенной пищей. Поэтому и лунные пряники не выбрасывались, а становились угощением на столах людей. Вот что сказано в «Очерке о любви к пище»: «Начиная с пятнадцатого числа восьмого лунного месяца каждая семья приветствует луну лунными пряниками, тыквами и фруктами, а после того, как они зажгут благовония в честь луны, они будут есть и пить, и всю ночь напролет будет длиться застолье».

Стоит отметить, что в «Очерке о пейзажах столицы» также есть одна фраза: «Праздник середины осени также называется праздником Луны». Поскольку ночь полнолуния на Праздник середины осени считается отличным днем для семейной встречи, юэбины в качестве подарка, без сомнения, также несут в себе скрытый смысл «воссоединения» для того, чтобы продемонстрировать теплые чувства между друзьями и родственниками. Тянь Жучэн из династии Мин написал в «Путешествии по озеру Сиху»: «Пятнадцатое число восьмого лунного месяца — это Праздник середины осени, и люди дарят лунные пряники в знак воссоединения». Позже Гу Лу, живший в середине эпохи Цин, в «Заметках о прекрасном» более четко указал на этот обычай в Ханчжоу: «Лунные лепешки едят на Празднике середины осени и кланяются луне, потому что луна и человек начинают новый «цикл жизни»». Впоследствии первоначальное намерение «поклонения луне» постепенно исчезло, но статус юэбинов как «сдобных лепешек на праздник луны» становился все более важным. В результате, хотя лунные лепешки больше не являются подношением, их употребление в пищу стало главной традицией Праздника середины осени.

В конечном итоге лунные пряники в качестве «еды воссоединения» в самом деле стали самым обычным явлением на Праздник середины осени. Согласно «Очерку о любви к пище», «если после праздника остались юэбины, их надо убрать в сухое прохладное место и съесть всей семьей в конце года». Эта практика сохранялась до времени жизни Фу Ча (поздняя династия Цин). В противном случае он не стал бы добавлять фразу в «Записки о сезонах Яньцзина»: «Есть те, кто съедает их после жертвоприношения, а есть те, кто ест их до самого Нового года» — такие привычки в еде сегодня, конечно, кажутся невероятными.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *