Правовое регулирование рекламных акций

Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)

13 марта 2006 года N 38-ФЗ

22 февраля 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ,

от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 21.07.2007 N 193-ФЗ,

от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 13.05.2008 N 70-ФЗ, от 27.10.2008 N 179-ФЗ,

от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 17.12.2009 N 320-ФЗ,

от 27.12.2009 N 354-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 194-ФЗ,

от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ, от 03.06.2011 N 115-ФЗ,

от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 202-ФЗ,

от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012), от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 20.07.2012 N 119-ФЗ,

от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ,

от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ,

от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ,

от 28.06.2014 N 190-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 21.07.2014 N 235-ФЗ,

от 21.07.2014 N 264-ФЗ, от 21.07.2014 N 270-ФЗ, от 04.11.2014 N 338-ФЗ,

от 29.12.2014 N 460-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ,

от 03.02.2015 N 5-ФЗ, от 08.03.2015 N 50-ФЗ, от 03.07.2016 N 281-ФЗ,

от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 05.12.2016 N 413-ФЗ, от 28.03.2017 N 44-ФЗ,

от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.07.2017 N 218-ФЗ, от 31.12.2017 N 489-ФЗ,

от 03.04.2018 N 61-ФЗ, от 03.07.2018 N 182-ФЗ, от 03.07.2018 N 183-ФЗ,

от 29.07.2018 N 262-ФЗ, от 03.08.2018 N 325-ФЗ, от 30.10.2018 N 383-ФЗ,

от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 27.12.2018 N 531-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ,

от 01.05.2019 N 93-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ, от 02.08.2019 N 259-ФЗ,

от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ, от 31.07.2020 N 296-ФЗ,

от 31.07.2020 N 303-ФЗ, от 08.12.2020 N 415-ФЗ, от 30.04.2021 N 124-ФЗ,

от 26.05.2021 N 150-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 347-ФЗ)

Источник

Правовое регулирование рекламных акций

Статья 5. Общие требования к рекламе

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера.

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) указание на то, что объект рекламирования может быть использован в целях искажения показаний приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.

(п. 7 введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 415-ФЗ)

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.

(часть 10.2 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.3. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

(часть 10.3 введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 61-ФЗ)

10.4. Не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

(часть 10.4 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 347-ФЗ)

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 281-ФЗ)

Источник

Стимулирующие мероприятия и их правовое регулирование в рекламе

Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.

Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.

Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:

Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».

Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.

Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:

Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.

В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.

Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.

Однако, исходя из ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. Так в Решении Арбитражного суда Новосибирского округа от 11.08.2015 N А45-5701/2015 суд установил, что формулировка «Подробности акции по телефону 212-52-95» информацию до потребителя рекламы, предусмотренную п.2 ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», не доводит.

На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».

Больше полезных, практических материалов по рекламному закону в моей книге «Законы рекламы. Право для маркетинга».

Источник

Правовые и налоговые аспекты проведения рекламных акций

Правовое регулирование рекламных акций

Примечание:
* О таких «новогодних» расходах как оформление витрин и торговых залов читайте здесь.

Рассмотрим правовые и налоговые основы проведения мероприятий, связанных с продвижением товара*. Прежде всего, необходимо учесть, что рекламные мероприятия с финансовой точки зрения связаны либо с возникновением дополнительных (рекламных) расходов, либо с уменьшением ожидаемого дохода от реализации товаров (предоставление скидки).

Примечание:
* Также читайте о претензиях налоговых органов к оформлению такого рода расходов в номере 10 (октябрь) «БУХ.1С» за 2004 год (стр. 22).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Пунктом 1 статьи 5 данного закона предусмотрено, что реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Анализ данного определения не позволяет определить конкретные виды расходов, которые можно назвать рекламными расходами. Следовательно, в случае если организация хочет доказать рекламный характер тех или иных расходов, то в первую очередь необходимо подтвердить, что распространяемая информация предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к определенному виду товаров. Доказывание рекламного характера понесенных расходов нередко вызывает споры с налоговыми органами.

Например, «общество с ограниченной ответственностью «Лесопромышленный комплекс» не доказал факт рекламы выполняемого им комплекса работ по переработке пиловочника, способствования продвижению данных работ на рынке сбыта, расширения за счет рекламы круга покупателей. Данный вывод материалам дела не противоречит, представленный в дело рекламный проспект не содержит информации о том, что фирма «Зодчий.ру» строит дома из материалов, произведенных заявителем». (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.10.2004 № А31-6851/7).

Также споры с налоговыми органами по поводу рекламного характера расходов возникают при рассылке печатной продукции (листовок, буклетов, брошюр) путем почтовых рассылок. Так, например, в письме УФНС по г. Москве от 16.03.2005 № 20-08/16391 «О расходах на рекламу» высказано мнение, что распространение каталогов с информацией о товарах путем адресной рассылки по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц) не является рекламой. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов, не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ.

Однако данный подход не нашел поддержки со стороны судебных органов. Несомненный интерес по рассматриваемой проблеме представляет Постановление ФАС Московского округа от 04.08.2005 № КА-А40/7346-05, в котором проанализирована деятельность ООО «Глобус Пост», основной деятельностью которого является реализация товаров широкого потребления населению по каталогам путем почтовых рассылок. «Для целей реализации товаров Общество заказывает изготовление рекламной и иной сопутствующей продукции по договору с ООО «Промопост», прием и рассылка также производится по договору с данной организацией. При распространении подобных материалов средствами почтовой связи ООО «Глобус Пост» используются данные, которые содержат сведения в отношении сотни тысяч физических лиц определенного возраста и увлечений.» При данных условиях организацией было доказано, что расходы на приобретение подарков-сюрпризов связаны с реализацией, поскольку обусловлены спецификой деятельности Общества и способствуют продвижению его на рынке, и, следовательно, деятельность ООО «Глобус Пост» по передаче подарков отвечает признакам рекламы, определенным в статье 2 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе».

В случае, если распространение информации ограничено определенным кругом лиц, то данные расходы к рекламным отнесены быть не могут. Данная позиция подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 № А05-16465/04-10, в соответствии с которым не признаны рекламными расходы на проведение церемонии открытия нового корпуса и затраты на приобретение инвентаря для хозяйственных нужд гостиницы с нанесенными логотипом гостиницы, телефоном и адресом.

С учетом вышеизложенного, руководителям и бухгалтерам следует предусмотреть в рамках маркетинговой политики раздел, определяющий и обосновывающий виды рекламных мероприятий, проводимых организацией. Именно правильно сформулированный приказ о маркетинговой политике организации будет являться основным инструментом в руках бухгалтера при обосновании рекламного характера тех или иных расходов.

Например, положения маркетинговой политики имели преимущественное значение для судебных органов при рассмотрении иска, предъявленного ООО «Глобус Пост» (Постановление ФАС Московского округа от 04.08.2005 № КА-А40/7346-05):

«Согласно условиям маркетинговой акции, подарки-сюрпризы получают только покупатели, которые приобрели не менее двух товаров. Стоимость подарков-сюрпризов учтена при формировании продажной цены товаров и включена в налогооблагаемую базу по НДС в составе цены реализованных товаров. Это обстоятельство под-тверждено политикой и процедурой формирования продажной цены, утвержденной главным бухгалтером Общества 06.01.2003 г.
Довод Инспекции о том, что в тексте купона, высылаемого покупателю, сказано, что подарок-сюрприз предоставляется бесплатно, судом кассационной инстанции не принимается. Как правильно указано в судебных актах по делу, такое указание не соответствует действительности, является маркетинговым приемом, призванным способствовать увеличению покупательского спроса.»

Одним из распространенных приемов привлечения покупателей является бесплатная (безвозмездная) раздача подарков (сувениров).

Раздача призов, подарков и т.п.

Раздача подарков (сувениров) может проводится в рамках проводимых дегустаций, праздников, промоакций как в торговых залах, на улицах, павильонах, так и на выставках.

Необходимо отметить, что при рассмотрении аналогичного вопроса налогоплательщику удалось доказать, что безвозмездная передача товаров в рамках рекламных кампаний не образует объекта по НДС (постановление ФАС Северо-Западного федерального округа от 14.12.2004 № А05-3624/04-22).

Начиная с 1 января 2006 года ситуация с безвозмездной передачей подарков (сувениров) небольшой стоимости изменяется.

Согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышает 100 руб.

Однако бухгалтерам следует учесть, что при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ), порядок организации которого определен пунктом 4 статьи 170 НК РФ. Следует помнить, что налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 статьи 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по которым не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ.

С целью реализации указанных выше норм налогоплательщикам следует в приказе по учетной политике отразить порядок организации раздельного учета и порядок распределения НДС при осуществлении операций как облагаемых НДС, так и необлагаемых.

Описанный выше порядок распространяется и в случае безвозмездной передачи листовок, буклетов, брошюр, календарей и иной рекламной продукции.

Проведение розыгрышей и лотерей

Проведение такого розыгрыша подпадает под определение стимулирующих лотереи, приведенное в статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях». Стимулирующей лотереей согласно указанной статьи является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Следует учесть, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях»» указанным выше уполномоченным органом является ФНС России. Уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 7 указанного выше закона.

В заключение необходимо отметить, что ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке (ст. 23 Федерального закона от 11.11.2003 № 138 «О лотереях»). Таким образом, для организаций, не подлежащих обязательной аудиторской проверке, возникают не только расходы на проведение лотереи, но и дополнительные расходы по оплате услуг аудиторов.

Следовательно, проведение лотерей, по мнению автора, целесообразно для крупных торговых организаций или производителей рекламируемых товаров, большинство из которых подлежат обязательной аудиторской проверке.

Вручение подарков при покупке определенного товара

Нередко рекламные объявления предлагают приобрести одно наименование товара и другой товар получить бесплатно, или купить два или три (или больше) наименования одного товара и еще один получить бесплатно. Как правило, данные объявления являются рекламным трюком, а фактически цена товара определена как стоимость комплекта, например, состоящего из компьютера и принтера или стиральной машины и упаковки порошка и, следовательно, факт безвозмездной передачи товаров в данном случае отсутствует. Прайс-листы будут являться прямым подтверждением отсутствия фактов безвозмездности.

Признание рекламных расходов при исчислении налога на прибыль

Письмом Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310 разъяснено, что для расчета норматива на рекламные цели применяется выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьей 249 НК РФ, без учета НДС и акцизов.

Исчисление и уплата НДФЛ со стоимости получаемых призов и подарков

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика.

Предоставление скидок

Хотя мы уже рассматривали этот вопрос на нашем сайте*, считаем нужным еще раз к нему вернуться, так как с нового года вступают в силу изменения НК РФ, касающиеся в том числе и скидок.

Итак, предоставляемые организациями скидки можно условно разделить на четыре группы.

1. Скидки, предоставляемые покупателям в момент реализации товара (продажа товара по более низкой цене некоторым категориям покупателей).

Предоставление данных скидок, как правило, не вызывает сложностей с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения, так как доход от реализации определяется на основании цен, указанных сторонами сделки. Необходимо учитывать, что при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) вправе проверять правильность применения цен (п. 2 ст. 40 НК РФ)*.

2. Скидки, предоставляемые покупателям в результате пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи.

Право на изменение цены договора предусмотрено статьей 424 ГК РФ. В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия договора связывают возникновение скидок.

Согласно разъяснениям, приведенным в письме ФНС России от 25.01.2005 № 02-01-08/8 и в письме Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-04/1/190 в случае изменения цены единицы товара организация на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносит изменения в данные налогового учета о стоимости поданных ценностей, и в соответствии со статьей 54 НК РФ организация-продавец должна внести исправления в данные налоговых деклараций периодов реализации ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы.

3. Премии (скидки), предоставляемые при выполнении определенных условий договора (по результатам продаж).

Одним из способов привлечения дилеров и стимулирования коммерческих результатов продаж являются премии, предусматриваемые договорами купли-продажи и выплачиваемые продавцами при выполнении определенных условий со стороны организаций-покупателей. К таким условиям могут быть отнесены: значительный объем или ассортимент приобретаемой продукции, сокращенные сроки оплаты по сравнению с обычными, распространение продукции на определенной территории и иные аналогичные условия продаж. При осуществлении отгрузки в рамках договоров, предусматривающих особые премии (скидки) по результатам продаж, в первичных документах указываются цены, изначально определенные сторонами сделки. По итогам деятельности за месяц (или иной установленный договором период) определяются премии (скидки), подлежащие выплате дилерам. С экономической точки зрения, данные скидки логичнее расценивать как премии или вознаграждения, выплачиваемые продавцами дилерам (покупателям).

В дальнейшем при осуществлении денежных расчетов суммы предоставленных премий (скидок), учитываются покупателями при формировании задолженности за отгруженную продукцию или в счет уплаченного аванса при будущих поставках. С точки зрения налогового учета данные суммы признаются внереализационными доходами и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В налоговом учете продавца премии (скидки), предоставленные за выполнение определенных условий договора, до 1 января 2006 года не могли быть учтены в уменьшение налоговой базы по прибыли. С наступлением Нового 2006 года ситуация изменяется.

В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ пункт 1 статьи 265 НК РФ дополнен специальной нормой (подп. 19.1, вступающий в силу с 01.01.2006), предусматривающей отнесение расходов в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, в состав внереализационных расходов. Учитывая, что с 1 января 2006 года премии по результатам продаж могут быть учтены при формировании налоговой базы по прибыли, по мнению автора, данный вид скидок (премий) является наиболее экономически выгодным с точки зрения оптимизации налогообложения.

4. Скидки, предоставляемые при пересмотре суммы задолженности покупателя (прощение долга).

Организация-продавец может предоставить скидку покупателю без изменения цены единицы товара. В этом случае организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи и освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности частично или полностью, то есть имеет место случай прощения долга. В соответствии со статьей 415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. Необходимо учитывать, что суммы прощенных долгов не предусмотрены нормами главы 25 НК РФ в составе расходов при формировании налогооблагаемой базы по прибыли.

В заключение необходимо отметить, что выбирая тот или иной способ продвижения товара (работы, услуги) на рынке должностные лица организации прежде всего должны всесторонне оценить налоговые последствия проводимых мероприятий, и лишь затем принимать решение о проведении рекламной акции, так как зачастую экономический эффект может быть ничтожен по сравнению с суммами доначисленных налогов и штрафов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *