Православные и лютеране в чем разница

Лютеранство — в чем отличие от православия?

Православные и лютеране в чем разница

Лютеранство – это огромный философский мир и одно из старейших направлений протестантизма в христианстве. Лютеранство в отличие от православия отрицает практически все основные Таинства, за исключением Крещения.

Учение о церкви

Церковное учение в православии строится на основании канона, определенной традиции. Писание же представляет собой часть предания, часть этой традиции. У лютеран вся духовная жизнь строится на Писании, как едином источнике Божественного Откровения. Предание же существует только тогда, когда подтверждено Писанием.

Православные и лютеране в чем разница

Лютеранская Церковь представляет собой сообщество святых людей, истинно верующих, трактующих и правильно проповедующих Евангелие, участвующих в Таинствах. Лютеранство полагает Церковь невидимой, при этом отрицает Церковь видимую, церковную иерархию, священников, стоящих между Богом и человеком. Все верующие лютеране по сути своей и по крещению священники, поэтому они могут из своей среды выбирать себе проповедников и духовников.

Православные и лютеране в чем разница

Эти духовные наставники – пасторы – не являются священниками в привычном для православных смысле. Они равны между собой по сану и имеют равные служебные полномочия. Пасторы имеют поручение от Церкви на проведение проповедей и осуществление Таинств.

Порядок богослужений

Лютеране стараются максимально отвергать в богослужении любую обрядность, а также церковные украшения, облачения духовенства. Они предпочли оставить только распятие и единичные иконы, а вместо древних молитв используют составленные ими новые. В то время, как в православии существует 7 Таинств, в лютеранстве лишь Крещение и Причастие считаются Таинствами, остальные же рассматриваются, как священнодействия.

Православные и лютеране в чем разница

Лютеранская церковь внутри

Православное богослужение проходит без музыки, а в лютеранской службе музыкальное сопровождение играет особую значимую роль. В лютеранстве много внимания уделяется глубинному проникновению философии и культуры богослужения в души прихожан. В лютеранской церкви обязательно стоит кафедра, с которой читается проповедь – провозглашается Евангелие в доступной для верующих форме.

Православные и лютеране в чем разница

Богослужение в православном храме

Именно проповедь является центром и сутью лютеранского богослужения. Еще одним важным событием богослужения является Таинство Причащения, при котором Алтарь рассматривается, как стол для данной трапезы. На Алтаре обычно во время Таинства стоит Распятие и лежит Библия.

К открытому Алтарю может подойти любой прихожанин, независимо от возраста и пола, на трапезу Иисус приглашает всех верующих. В отличие от православных богослужений лютеране во время службы сидят на скамьях, поднимаясь со скамьи только в особо торжественные моменты службы.

Отношение к греху и спасению

В лютеранстве основной грех людей в том, что человек мало думает о Боге, мало слушает проповеди, мало впускает Евангелие в свою душу, а больше думает о себе и насущных делах. Отстраненность человека от Бога полагают лютеране главным грехом.

Православные и лютеране в чем разница

Православие призывает христиан Нового Завета, соблюдать, как минимум, Десять Заповедей, а также видеть и исповедовать большое количество разнообразных грехов, препятствующих попаданию в Жизнь Вечную.

В православии человек может, покаявшись и делая добрые дела, заслужить прощение своих грехов. Лютеранин одной только верой своей в Учение Иисуса Христа искупает грехи свои, по сути Господь своей Кровью искупил грехи всех лютеран.

Отношение к святым и иконам

Лютеране полагают Христа единым заступником и посредником между человеком и Богом. По этой причине в молитвах лютеран нет обращения к святым. Лютеране почитают святых, как исторических личностей, но не молятся им ни дома, ни на богослужениях. Согласно учению Лютера, почитание каких-либо святых — это унижение заслуг Господа нашего Иисуса Христа.

Православные и лютеране в чем разница

Распятие Иисуса Христа в лютеранской церкви

В православии широко распространено обращение к святым и к Божией Матери, по молитвам которых Господь посылает людям утешение, исцеление, стойкость духа, силы.

Молитвы об усопших

Лютеране поминают усопших преимущественно во время погребения, размышляя и о своей возможной кончине и последующем воскресении через Христа. Согласно лютеранскому учению, посмертная жизнь – в руках Господа, и человеку на нее повлиять нет никакой возможности.

Православные и лютеране в чем разница

Православные же поминают своих усопших и в домашней молитве, и на литургии, прося у Господа милости для своих покойных близких, прощения их грехов, упокоения в Царствии Небесном.

Видимые и явные различия между православной верой и лютеранством (порядок богослужения, убранство храмов, облачение духовенства, отношение к Таинствам) представляют собой фактически различия между западной и восточной духовными традициями.

Видео: отличия и сходства лютеранской и православной церкви

Источник

Различия православия католицизма и лютеранства

Однажды внучка спросила меня: Чем отличаются православие, католичество и лютеранство? – Вот мой ответ с небольшими дополнениями.
– Различий внешних у католичества и православия не так уж много. Богослужения у нас похожие, много одинаковых молитв. Похожи облачения и главные Таинства. Как и мы, они поклоняются иконам, чтят Богородицу и святых.
Однако у этих конфессий есть различия внутренние, серьёзные расхождения в сути веры. Католики иначе, чем мы, представляют отношения человека и Бога, и эти расхождения стали основой расхождения наших культур и цивилизаций.

Православные, согласно учению Святых Отцов считают, что возможно непосредственное, духовное общение человека с Богом. То есть, Бог не только творит чудеса в материальном мире, но Он может непосредственно, Сам общаться с христианской душой, посредством Нетварных Энергий. Он отверзает человеку очи духовные, посылает ему Свою благодать и направляет ко спасению. Католики же убеждены, что Бог общается с людьми только через посредство физических проявлений: Он творит чудеса, направляет физические явления, посылает Своих вестников, иногда является Сам, приняв телесную форму. То есть, общение человека с Богом, якобы, всегда опосредовано через материю. На основании этого убеждения католические богословы насмехались над рассказами православных монахов об их духовных переживаниях и откровениях.

Эти расхождения получили выражение в дискуссии между православным монахом Григорием Паламой и близким к католичеству богословом Варлаамом Калабрийским. Дискуссия произошла в Византии, в 14 веке и привлекла всеобщее внимание. В частности, зашла речь и о природе Фаворского Света. – Как известно, на горе Фавор Господь преобразился во время молитвы, лицо Его чудесно просияло, а одежды стали белыми, как снег. Это чудо наблюдали любимые ученики Господа, и оно поразило и испугало их. Святые Отцы православия трактуют это чудо в том духе, что Господь дал ученикам узреть Свой подлинный Образ духовными очами. То есть, Фаворский Свет – это духовный свет, а не физический. Католические же богословы, напротив, утверждали, что ученики видели своими глазами подлинный физический свет, исходивший от Христа.

В той дискуссии победа осталась за великим православным подвижником Григорием Паламой, который был прославлен позже, как святитель церкви. Но католические воззрения не изменились, и следствием этого стало различие в направлениях развития православной и западной культуры, приведшее к существенному различию европейской и русской цивилизаций. – Поскольку, в понимании православного человека, душа может иметь непосредственную связь с Богом, то и человеческое творчество является проявлением духовных сил, если не божественных, то сатанинских. В западном же понимании культура более связывается с произволением личности, с её самовыражением. Поэтому, думаю, позволительно сказать, что русская культура всегда имела более духовный характер, по сравнению с западной, которая была более светской.

Очень ярко различие культур проявилось именно в период философского и духовного размежевания цивилизаций, когда и жил свт. Григорий Палама. В Европе была научно-техническая революция и расцвет светской культуры – всем известный Ренессанс. А в России, несмотря на ордынское иго, междоусобную борьбу и смутные времена расцвела великая и уникальная иконописная школа. Но и позже эти различия культур сохранились. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое говорит о назначении поэзии. – Если вдуматься, то важнейшей темой русской классики всегда была «духовная брань». И в этом, видимо, состоит непреходящая ценность творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского и других наших гениев для мировой культуры. Не зря, уже в наше время, Евтушенко написал: «Поэт в России больше, чем поэт»…

Но, вернёмся к расхождениям православия и католицизма. Есть у них небольшая, на первый взгляд, разница в Символе Веры, т.н. «филиокве», которая приводит, однако к значительным расхождениям в вероисповедании. – Православные исповедуют, что Дух Святой исходит от Бога-Отца, о чём и сказано в нашем Символе Веры. В католическом же Символе Веры говорится о Духе: «От Отца и Сына исходящего…» То есть, католиками добавлено всего одно слово: «Сын», но это изменение искажает смысл всего Символа Веры. – Этим в Святой Троице, фактически, устанавливается иерархия, то есть нарушается догмат о совершенном равенстве и одинаковом почитании Лиц Святой Троицы. Надо ли говорить, что изменение Основания Веры вызывает, исподволь, расхождение в смысле практически всех понятий и свяшеннодействий?

Другим важным различием является догмат католиков о непогрешимости Папы Римского. Это положение совершенно необоснованно придаёт свойство высшей святости – непогрешимости каждому очередному Папе, только лишь по факту избрания его коллегией кардиналов. – Это очевидно абсурдное положение, вызвавшее, может быть, наибольшую критику. Судите сами: до голосования будущий Папа не безгрешен, как и все прочие архипастыри, его избирающие, а после голосования становится свят и непогрешим*. – Этот догмат, вкупе с непомерным стремлением Рима к политической власти, сыграл, может быть, роковую роль в судьбе католицизма. Католическая церковь подорвала свой духовный авторитет и не смогла противостоять сильнейшему натиску неоязычества и материализма в период 14 – 17 веков. Это и привело к её расколу и появлению протестантской конфессии.

Вождь Реформации – Лютер совершенно обосновано отрёкся от лицемерия, лжи, корысти и властолюбия, которые он обличал в католичестве. Он хотел очистить христианскую веру, но при этом слишком сильно полагался на себя и недооценивал драгоценное наследие Святых Отцов. А ведь в нём заключался положительный опыт христианства, накопленный за 1500 лет предшествующей истории. Богодухновенность Святоотеческого Предания подтверждается не только святостью его творцов, но и тем фактом, что, будучи разделены во времени и пространстве, они создали согласованное учение, единую трактовку Священного Писания. И эта трактовка была одним из важнейших оснований единства Церкви. Видимо, Лютер этого не понимал. Пытаясь раскрепостить христианские души от католического фарисейства, он в основу реформатской церкви положил только Священное Писание, отдав его трактовку в удел личному пониманию верующих.

Видимо, Лютер не понимал, что Священное Писание имеет бесконечное количество смыслов, что глубина его безмерна. Эта глубина – признак богодухновенности священных текстов, но, в отсутствие устоявшейся, освящённой опытом Церкви трактовки, это свойство даёт повод для разделения верующих. Разделение происходит потому, что понимание верующими Священного Писания всегда несёт на себе отпечаток современной им жизни, их социального положения, актуальных знаний и политики. Это и произошло с основанной Лютером церковью. Сейчас, по-моему, число протестантских конфессий перевалило уже за 600. И каждый толкует Священное Писание от ветра головы своей… Пытаясь вернуться к первоистоку христианства, Лютер, в гордыне своей, взял на себя функцию пророка, или посланника Божьего и попытался создать совершенно новую религию. Он упразднил религиозное почитание Божьей Матери и святых угодников, отменил почитание икон.

Лютер пытался восстановить духовность западного христианства, но пошёл в противоположную от православия сторону. И в результате, все таинства и священнодействия трактуются сейчас лютеранами в символическом смысле, а не как акты соединения человека с Богом. К тому же, у них отсутствует духовное почитание Богоматери и святых, которые соединяют наш конечный земной мир с бесконечным Царством Божьим. Протестантская зараза проникла под прикрытием экуменизма и в католичество. Результаты плачевны, от западного христианства мало чего осталось… Последнее «достижение» лютеранства – это церковная регистрация однополых браков. Примечательно, что и Папа Франциск отдал этот вопрос на усмотрение католических епархий. Почему-то, в этом вопросе он решил отказаться от догмата непогрешимости. – Сомневается? Или боится? И Священное Писание по боку, когда Князь мира сего требует своей жертвы…
Это прискорбно.

*Есть и другие расхождения в богослужении и в жизни церквей, но на них я не останавливался.

Источник

Чем Лютеранство принципиально отличается от Православия?

Основным отличием Евангелической Церкви (более раннее название Лютеранства) от Ортодоксальной, является различие в понимании спасения:

Для Ортодоксии, спасение это процесс восстановления утраченного в грехопадении образа и подобия Божьего в человеке, так называемое «обожение», которое продолжается всю жизнь верующего человека и (главное) не без самого человека. Отсюда второе утверждение, что спасение это взаимный процесс между человеком и Богом «синергия» (соработничество) в деле спасения.

Для Евангелического исповедания главным вопросом является не вопрос «освящения» человека, а вопрос «оправдания» вины грешника! Отсюда спасение не рассматривается как процесс, а как юридическое провозглашение человека праведным и оправданным Богом через Слово Евангелия, благодаря заслугам и жертве Христа, а не самого человека.

Если вам интересно, предлагаю продолжить в «мой мир».

Если формально, затронув только догматы то:

1. Католики и протестанты (лютеране) считают, что в трех ипостасях (Троица) Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына. Православные считают, что Дух Святой исходит от Бога Отца.

2. В 1870 г. католицизм в примате о Папе Римском в христианстве принял его верховенство, безошибочность и непогрешимость. Православные и лютеране, также как и все протестанты, этого не признали.

3. В католицизме все монашествующее духовенство дает обет безбрачия. В православии духовенство делится на «белое» и «черное». «Белое духовенство» может вступать в брак, но не рукополагается в епископы и вышестоящие саны. «Черное духовенство» в православии монашествует и не вступает в брак. Лютеране первыми в знак протеста, будучи монахами, демонстративно вступали в брак. Священник в лютеранстве не считается «вышестоящим» или «ближестоящим» к Богу по сравнению с любым прихожанином.

Сотворение мира
В православии богослужение, особенно литургия, проводится без сопрождения на музыкальных инструментах. Во всех «западных» церквях музыкальная культура имеет особую роль. Имеется взаимное влияние и развитие культуры между церковью и прихожанами. Из музыкальных инструментов наиболее почитается орган, но не отвергаются и другие.

6. В православии и католицизме при прощении грехов важную роль играют дела верующего. В лютеранстве при прощении грехов основа то, что Иисус Христос своим подвигом и своей кровью искупил грехи человечества. Прихожанин искупает свои грехи одной лишь верой в учение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Святого Духа.

Реально, Лютеранство не даёт спасения души.
см. здесь

Источник

Из лютеранства в православие

За послед­ние годы несколь­ко пас­то­ров пере­шли из люте­ран­ства в пра­во­сла­вие. О том, поче­му люте­ран­ские свя­щен­ни­ки меня­ют рели­ги­оз­ную ори­ен­та­цию, рас­ска­зы­ва­ют быв­шие пас­то­ры насто­я­тель хра­ма Всех свя­тых в Гат­чине иерей Алек­сандр Асо­нов и при­хо­жа­нин того же хра­ма Дмит­рий Галахов.

Почему лютеранство?

Отец Алек­сандр: Навер­ное, мой изна­чаль­ный выбор сфор­ми­ро­ва­ли роди­те­ли, кото­рые чаще все­го дей­ству­ют из доб­рых побуж­де­ний ‒ хотят, как луч­ше. Я был кре­щен в пра­во­сла­вии еще в дет­стве, но моя мать ста­ла посе­щать бап­тист­скую цер­ковь. Бап­тизм ‒ одно из направ­ле­ний про­те­стан­тиз­ма, и когда уже в пост­со­вет­ский пери­од эта ветвь хри­сти­ан­ства, так же как и про­чие кон­фес­сии, ста­ла ожи­вать, мно­гие при­мкну­ли к нему. Есте­ствен­но, я пери­о­ди­че­ски ходил с мамой на бап­тист­ские собра­ния. Потом я стал посе­щать мес­сы в люте­ран­ском собо­ре свя­то­го Архан­ге­ла Миха­и­ла. Мно­гое меня заин­те­ре­со­ва­ло, и, про­слу­шав курс под­го­то­ви­тель­ных заня­тий, я был кон­фир­ми­ро­ван, затем посту­пил в Тео­ло­ги­че­ский инсти­тут Еван­ге­ли­че­ско-Люте­ран­ской Церк­ви Ингрии, после уче­бы был руко­по­ло­жен во диа­ко­на и затем во пресвитера.

Дмит­рий: В 1990‑х в Рос­сии ста­ли откры­вать­ся раз­лич­ные рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции. Когда мне уже было лет восемь-девять, я стал посе­щать вос­крес­ную шко­лу пяти­де­сят­ни­че­ской общи­ны, там посте­пен­но вырос в про­по­вед­ни­ка, окон­чил в Пско­ве кол­ледж и гото­вил­ся к руко­по­ло­же­нию. Но с неко­то­ры­ми веща­ми в пяти­де­сят­ни­че­стве я кате­го­ри­че­ски не мог согла­сить­ся. Напри­мер, у пяти­де­сят­ни­ков быту­ет мне­ние, что сила, кото­рую веру­ю­щий полу­ча­ет в резуль­та­те «Кре­ще­ния Свя­тым Духом», внеш­ним обра­зом про­яв­ля­ет­ся гово­ре­ни­ем на иных язы­ках. Из всех «гово­ря­щих», кого я знал, у боль­шин­ства был не дар, а бол­тов­ня, у како­го-то про­цен­та ‒ бесов­щи­на и, может быть, у одно­го из несколь­ких тысяч ‒ дей­стви­тель­но сверхъ­есте­ствен­ный дар. К момен­ту выхо­да из пяти­де­сят­ни­че­ской общи­ны у меня сфор­ми­ро­ва­лась точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой Цер­ковь, будучи явле­ни­ем древним, не может жить без Пре­да­ния (или свя­то­оте­че­ско­го насле­дия), в част­но­сти, реше­ний VII Все­лен­ских Собо­ров, не может не кре­стить детей, и Евха­ри­стия не может вос­при­ни­мать­ся как сим­вол. Уже в Люте­ран­ской Церк­ви ко мне при­шло пони­ма­ние важ­но­сти апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти. Пра­во­сла­вие по этим кри­те­ри­ям вполне под­хо­ди­ло, но у меня не было ни пра­во­слав­но­го вос­пи­та­ния, ни куль­тур­но­го фона. Да, кра­си­во. Поют хоро­шо. Ино­гда я на Рож­де­ство и Пас­ху в хра­ме служ­бу отста­и­вал, потом гово­рил: «Гос­по­ди! Какие они герои! Столь­ко сто­ять!» И като­ли­цизм под­хо­дил, но в Выбор­ге като­ли­ков не было. А люте­ран­ский при­ход ‒ цер­ковь свя­тых Пет­ра и Пав­ла ‒ есть, и когда я впер­вые ока­зал­ся там, то встре­тил очень теп­лый прием.

Почему не лютеранство?

Отец Алек­сандр: По мое­му мне­нию, есть древ­няя Цер­ковь, име­ю­щая пря­мую связь с источ­ни­ка­ми хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, сохра­ня­ю­щая связь хри­сти­ан­ских поко­ле­ний, с веко­вым куль­тур­ным насле­ди­ем, а есть цер­ков­ные общи­ны, воз­ник­шие намно­го поз­же и, чаще все­го, как про­ект отдель­но взя­той лич­но­сти или вслед­ствие поли­ти­че­ских обсто­я­тельств. Поче­му люте­ран­ство вооб­ще так назы­ва­ет­ся? Пото­му что его осно­во­по­лож­ни­ком был Мар­тин Лютер. Как гово­рил апо­стол Павел: «Я разу­мею то, что у вас гово­рят: „я Пав­лов“; „я Апол­ло­сов“; „я Кифин“; „а я Хри­стов“». ( 1 Кор. 1, 12 ). Фун­да­мент дол­жен стро­ить­ся не на лич­но­сти чело­ве­ка, а на Христе!

Дмит­рий: Уже к момен­ту окон­ча­ния семи­на­рии, у меня появи­лась серь­езная мысль, что из люте­ран­ства, даже столь «доб­ро­го», как Цер­ковь Ингрии, нуж­но ухо­дить… так как не было внут­рен­не­го согла­сия даже с пятью зна­ме­ни­ты­ми прин­ци­па­ми про­те­стант­ской тео­ло­гии ‒ sola Scriptura («толь­ко Писа­ние»), sola fide («толь­ко верой»), sola gratia («толь­ко бла­го­да­тью»), Solus Christus («толь­ко Хри­стос»), soli Deo gloria («одно­му Богу сла­ва») ‒ в том пони­ма­нии, в кото­ром их вос­при­ни­ма­ют боль­шин­ство люте­ран. Кро­ме, пожа­луй, soli Deo gloria и Solus Christus. И то люте­ране зача­стую пони­ма­ют это как «толь­ко Богу сла­ва» и «толь­ко Хри­стос», даже вопре­ки Кни­ге Согла­сия (сбор­ник люте­ран­ских веро­ис­по­вед­ных тек­стов. ‒ Прим. ред.), в кото­рой напи­са­но, что «долж­ны про­слав­лять­ся и сами свя­тые». Но один вопрос мысль, дру­гой реальность…

Вместо успешной карьеры

Отец Алек­сандр: Я был насто­я­те­лем хра­ма Пре­об­ра­же­ния в Зеле­но­гор­ске, одно­вре­мен­но пре­по­да­вал в Тео­ло­ги­че­ском инсти­ту­те сим­во­ли­че­ские кни­ги и англий­ский язык, какое-то вре­мя воз­глав­лял инфор­ма­ци­он­ный отдел епар­хии… Одна­ко про­шло вре­мя, и Гос­подь открыл мне путь в истин­ную Цер­ковь, кото­рую я обрел в пра­во­сла­вии. Вспо­ми­наю, как один из моих фин­ских зна­ко­мых, узнав о моем реше­нии спро­сил: why? Я ему отве­тил: because I’m a christian. Боль­ше вопро­сов с его сто­ро­ны не после­до­ва­ло. Думаю, что если бы я внут­ренне не искал под­лин­ную Цер­ковь Хри­сто­ву, то я бы там и остался.

Дмит­рий: После Тео­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та я вер­нул­ся в Выборг (слу­жил в собо­ре свя­тых Пет­ра и Пав­ла), женил­ся, пере­ехал с супру­гой во Все­во­ложск, слу­жил немно­го в кафед­раль­ном собо­ре свя­той Марии, потом меня пере­ве­ли в цер­ковь свя­то­го Миха­и­ла, а после неожи­дан­но пред­ло­жи­ли место насто­я­те­ля в Зеле­но­гор­ске. На при­хо­де за вре­мя мое­го слу­же­ния (2011–2015) сфор­ми­ро­ва­лась одна из самых «высо­ких» Литур­гий Церк­ви Ингрии. В люте­ран­ском кон­тек­сте высо­кая Литур­гия пред­по­ла­га­ет боль­шое коли­че­ство чте­ний, пение молитв и псал­мов, еже­вос­крес­ное исполь­зо­ва­ние кади­ла ‒ для пол­но­ты чувств, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в слу­же­нии. Меня радо­ва­ло, что при­хо­жане ста­ли читать Еван­ге­лие и мы часто обсуж­да­ли инте­рес­ные, серьез­ные, бого­слов­ские вопро­сы. При­ход духов­но вырос за это вре­мя. Сей­час я, конеч­но, ску­чаю по при­хо­жа­нам и по хра­му. Даже испо­ве­ду­юсь в том, что их оста­вил, но лег­че пока не ста­но­вит­ся. В свое вре­мя я откры­то ска­зал отцу Алек­сан­дру: «Не могу оста­вить при­ход, свин­ство будет». А на самом деле, оно и сей­час ‒ свин­ство. Но остать­ся было бы бес­чест­но. То, что я ушел из Церк­ви Ингрии и из люте­ран­ства в целом, ‒ пра­виль­ное реше­ние. Кри­ти­че­ская мас­са моих внут­рен­них несо­гла­сий с про­ис­хо­дя­щим уже пере­шла за край, я начал заме­чать, что, обща­ясь с при­хо­жа­на­ми про­из­но­шу: «…в общем, у люте­ран тако­го нет, но и не запре­ще­но». И так часто стал ого­ва­ри­вать­ся, что понял ‒ пора окан­чи­вать это без­об­ра­зие и чест­но при­знать, что я уже дав­но не люте­ра­нин. Сла­ва Богу, ни с кем не раз­ру­гал­ся, и доб­рые отно­ше­ния оста­лись со все­ми, с кем ранее под­дер­жи­вал общение.

Сравнение post factum

Дмит­рий: Важ­но преж­де все­го при­сут­ствие в Пра­во­слав­ной Церк­ви пол­но­ты Таинств, пол­но­ты средств ко спа­се­нию. Люте­ране уре­за­ли Таин­ства до «двух с поло­ви­ной», а если свя­зать их дей­ствен­ность с апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­стью, то вста­ет вопрос: а есть ли вооб­ще у люте­ран Таин­ства? Далее, если пра­во­слав­ный батюш­ка при­дет в вос­кре­се­нье, и нико­го в хра­ме нет, то он всё рав­но будет слу­жить. Люте­ран­ский пас­тор в такой ситу­а­ции закро­ет дверь и пой­дет пить кофе. Пото­му что слу­жит чело­ве­ку ради чело­ве­ка. Это немно­го стран­но ‒ поче­му бы не помо­лить­ся само­му, пусть нико­го и не будет, кро­ме тебя и Бога? Запо­ведь «воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го» пред­ше­ству­ет запо­ве­ди о люб­ви к ближ­не­му (хотя и явля­ет­ся рав­ной ей).

Но, к вопро­су о «плю­сах», ‒ для люте­ран­ско­го при­хо­да харак­тер­на общин­ность, воз­мож­ность собрать­ся за тра­пе­зой после служ­бы, пооб­щать­ся. Еще один плюс ‒ доступ­ность пас­то­ра для обще­ния. Впро­чем, это удоб­но и хоро­шо, если при­ход малень­кий: на боль­шом воз­ни­ка­ет про­бле­ма «груп­пи­ро­вок», да и у пас­то­ра боль­ше хло­пот. Важ­но отме­тить, что люте­ране стре­мят­ся к обу­че­нию сво­их при­хо­жан не толь­ко осно­вам веры, но и более слож­ным дог­ма­там (послед­ствия, впро­чем, быва­ют раз­ные). Раду­ет, что сей­час при боль­шин­стве пра­во­слав­ных церк­вей есть тра­пез­ные и вос­крес­ные шко­лы, а так­же всё чаще гово­рят об обра­зо­ва­нии при­хо­жан и уже не кре­стят без огла­си­тель­ных бесед. В 1990‑х это­го не было.

Отец Алек­сандр: Да, в про­те­стан­тиз­ме хри­сто­цен­трич­ность неза­мет­ным обра­зом под­ме­ни­лась антро­по­цен­трич­но­стью. Слу­жат не Богу, а чело­ве­ку. Поэто­му основ­ной акцент дела­ет­ся на соци­аль­ной рабо­те и вооб­ще на слу­же­нии обще­ству. Мне кажет­ся, имен­но из это­го роди­лись совре­мен­ные пред­став­ле­ния о демо­кра­тии. Прав­ле­ние при­над­ле­жит «обще­ству», то есть всем, а зна­чит ‒ нико­му. При этом все­гда есть какие-то кук­ло­во­ды, кото­рые кон­тро­ли­ру­ют общий про­цесс. Обще­ство вро­де бы при­ни­ма­ет какие-­то реше­ния, но не видит про­цесс их фор­ми­ро­ва­ния и испол­не­ния. Его гото­вят к при­ня­тию тех или иных реше­ний, кото­рые даже могут быть направ­ле­ны про­тив обще­ства, но если обна­ру­жи­ва­ет­ся их деструк­тив­ная суть, обще­ство может винить толь­ко себя, ведь голо­со­ва­ли-то всем миром. Очень часто нам, пра­во­слав­ным, ука­зы­ва­ют на то, что мы слиш­ком силь­но чтим зем­ную и небес­ную иерар­хию. Да, всё это нам доро­го, так как мы верим в Цар­ствие Небес­ное, но нико­гда не слы­ша­ли о Небес­ной рес­пуб­ли­ке. Мы верим во Хри­ста-царя, а не в человека-демократа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *