Православные и лютеране в чем разница
Лютеранство — в чем отличие от православия?
Лютеранство – это огромный философский мир и одно из старейших направлений протестантизма в христианстве. Лютеранство в отличие от православия отрицает практически все основные Таинства, за исключением Крещения.
Учение о церкви
Церковное учение в православии строится на основании канона, определенной традиции. Писание же представляет собой часть предания, часть этой традиции. У лютеран вся духовная жизнь строится на Писании, как едином источнике Божественного Откровения. Предание же существует только тогда, когда подтверждено Писанием.
Лютеранская Церковь представляет собой сообщество святых людей, истинно верующих, трактующих и правильно проповедующих Евангелие, участвующих в Таинствах. Лютеранство полагает Церковь невидимой, при этом отрицает Церковь видимую, церковную иерархию, священников, стоящих между Богом и человеком. Все верующие лютеране по сути своей и по крещению священники, поэтому они могут из своей среды выбирать себе проповедников и духовников.
Эти духовные наставники – пасторы – не являются священниками в привычном для православных смысле. Они равны между собой по сану и имеют равные служебные полномочия. Пасторы имеют поручение от Церкви на проведение проповедей и осуществление Таинств.
Порядок богослужений
Лютеране стараются максимально отвергать в богослужении любую обрядность, а также церковные украшения, облачения духовенства. Они предпочли оставить только распятие и единичные иконы, а вместо древних молитв используют составленные ими новые. В то время, как в православии существует 7 Таинств, в лютеранстве лишь Крещение и Причастие считаются Таинствами, остальные же рассматриваются, как священнодействия.
Лютеранская церковь внутри
Православное богослужение проходит без музыки, а в лютеранской службе музыкальное сопровождение играет особую значимую роль. В лютеранстве много внимания уделяется глубинному проникновению философии и культуры богослужения в души прихожан. В лютеранской церкви обязательно стоит кафедра, с которой читается проповедь – провозглашается Евангелие в доступной для верующих форме.
Богослужение в православном храме
Именно проповедь является центром и сутью лютеранского богослужения. Еще одним важным событием богослужения является Таинство Причащения, при котором Алтарь рассматривается, как стол для данной трапезы. На Алтаре обычно во время Таинства стоит Распятие и лежит Библия.
К открытому Алтарю может подойти любой прихожанин, независимо от возраста и пола, на трапезу Иисус приглашает всех верующих. В отличие от православных богослужений лютеране во время службы сидят на скамьях, поднимаясь со скамьи только в особо торжественные моменты службы.
Отношение к греху и спасению
В лютеранстве основной грех людей в том, что человек мало думает о Боге, мало слушает проповеди, мало впускает Евангелие в свою душу, а больше думает о себе и насущных делах. Отстраненность человека от Бога полагают лютеране главным грехом.
Православие призывает христиан Нового Завета, соблюдать, как минимум, Десять Заповедей, а также видеть и исповедовать большое количество разнообразных грехов, препятствующих попаданию в Жизнь Вечную.
В православии человек может, покаявшись и делая добрые дела, заслужить прощение своих грехов. Лютеранин одной только верой своей в Учение Иисуса Христа искупает грехи свои, по сути Господь своей Кровью искупил грехи всех лютеран.
Отношение к святым и иконам
Лютеране полагают Христа единым заступником и посредником между человеком и Богом. По этой причине в молитвах лютеран нет обращения к святым. Лютеране почитают святых, как исторических личностей, но не молятся им ни дома, ни на богослужениях. Согласно учению Лютера, почитание каких-либо святых — это унижение заслуг Господа нашего Иисуса Христа.
Распятие Иисуса Христа в лютеранской церкви
В православии широко распространено обращение к святым и к Божией Матери, по молитвам которых Господь посылает людям утешение, исцеление, стойкость духа, силы.
Молитвы об усопших
Лютеране поминают усопших преимущественно во время погребения, размышляя и о своей возможной кончине и последующем воскресении через Христа. Согласно лютеранскому учению, посмертная жизнь – в руках Господа, и человеку на нее повлиять нет никакой возможности.
Православные же поминают своих усопших и в домашней молитве, и на литургии, прося у Господа милости для своих покойных близких, прощения их грехов, упокоения в Царствии Небесном.
Видимые и явные различия между православной верой и лютеранством (порядок богослужения, убранство храмов, облачение духовенства, отношение к Таинствам) представляют собой фактически различия между западной и восточной духовными традициями.
Видео: отличия и сходства лютеранской и православной церкви
Различия православия католицизма и лютеранства
Однажды внучка спросила меня: Чем отличаются православие, католичество и лютеранство? – Вот мой ответ с небольшими дополнениями.
– Различий внешних у католичества и православия не так уж много. Богослужения у нас похожие, много одинаковых молитв. Похожи облачения и главные Таинства. Как и мы, они поклоняются иконам, чтят Богородицу и святых.
Однако у этих конфессий есть различия внутренние, серьёзные расхождения в сути веры. Католики иначе, чем мы, представляют отношения человека и Бога, и эти расхождения стали основой расхождения наших культур и цивилизаций.
Православные, согласно учению Святых Отцов считают, что возможно непосредственное, духовное общение человека с Богом. То есть, Бог не только творит чудеса в материальном мире, но Он может непосредственно, Сам общаться с христианской душой, посредством Нетварных Энергий. Он отверзает человеку очи духовные, посылает ему Свою благодать и направляет ко спасению. Католики же убеждены, что Бог общается с людьми только через посредство физических проявлений: Он творит чудеса, направляет физические явления, посылает Своих вестников, иногда является Сам, приняв телесную форму. То есть, общение человека с Богом, якобы, всегда опосредовано через материю. На основании этого убеждения католические богословы насмехались над рассказами православных монахов об их духовных переживаниях и откровениях.
Эти расхождения получили выражение в дискуссии между православным монахом Григорием Паламой и близким к католичеству богословом Варлаамом Калабрийским. Дискуссия произошла в Византии, в 14 веке и привлекла всеобщее внимание. В частности, зашла речь и о природе Фаворского Света. – Как известно, на горе Фавор Господь преобразился во время молитвы, лицо Его чудесно просияло, а одежды стали белыми, как снег. Это чудо наблюдали любимые ученики Господа, и оно поразило и испугало их. Святые Отцы православия трактуют это чудо в том духе, что Господь дал ученикам узреть Свой подлинный Образ духовными очами. То есть, Фаворский Свет – это духовный свет, а не физический. Католические же богословы, напротив, утверждали, что ученики видели своими глазами подлинный физический свет, исходивший от Христа.
В той дискуссии победа осталась за великим православным подвижником Григорием Паламой, который был прославлен позже, как святитель церкви. Но католические воззрения не изменились, и следствием этого стало различие в направлениях развития православной и западной культуры, приведшее к существенному различию европейской и русской цивилизаций. – Поскольку, в понимании православного человека, душа может иметь непосредственную связь с Богом, то и человеческое творчество является проявлением духовных сил, если не божественных, то сатанинских. В западном же понимании культура более связывается с произволением личности, с её самовыражением. Поэтому, думаю, позволительно сказать, что русская культура всегда имела более духовный характер, по сравнению с западной, которая была более светской.
Очень ярко различие культур проявилось именно в период философского и духовного размежевания цивилизаций, когда и жил свт. Григорий Палама. В Европе была научно-техническая революция и расцвет светской культуры – всем известный Ренессанс. А в России, несмотря на ордынское иго, междоусобную борьбу и смутные времена расцвела великая и уникальная иконописная школа. Но и позже эти различия культур сохранились. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое говорит о назначении поэзии. – Если вдуматься, то важнейшей темой русской классики всегда была «духовная брань». И в этом, видимо, состоит непреходящая ценность творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского и других наших гениев для мировой культуры. Не зря, уже в наше время, Евтушенко написал: «Поэт в России больше, чем поэт»…
Но, вернёмся к расхождениям православия и католицизма. Есть у них небольшая, на первый взгляд, разница в Символе Веры, т.н. «филиокве», которая приводит, однако к значительным расхождениям в вероисповедании. – Православные исповедуют, что Дух Святой исходит от Бога-Отца, о чём и сказано в нашем Символе Веры. В католическом же Символе Веры говорится о Духе: «От Отца и Сына исходящего…» То есть, католиками добавлено всего одно слово: «Сын», но это изменение искажает смысл всего Символа Веры. – Этим в Святой Троице, фактически, устанавливается иерархия, то есть нарушается догмат о совершенном равенстве и одинаковом почитании Лиц Святой Троицы. Надо ли говорить, что изменение Основания Веры вызывает, исподволь, расхождение в смысле практически всех понятий и свяшеннодействий?
Другим важным различием является догмат католиков о непогрешимости Папы Римского. Это положение совершенно необоснованно придаёт свойство высшей святости – непогрешимости каждому очередному Папе, только лишь по факту избрания его коллегией кардиналов. – Это очевидно абсурдное положение, вызвавшее, может быть, наибольшую критику. Судите сами: до голосования будущий Папа не безгрешен, как и все прочие архипастыри, его избирающие, а после голосования становится свят и непогрешим*. – Этот догмат, вкупе с непомерным стремлением Рима к политической власти, сыграл, может быть, роковую роль в судьбе католицизма. Католическая церковь подорвала свой духовный авторитет и не смогла противостоять сильнейшему натиску неоязычества и материализма в период 14 – 17 веков. Это и привело к её расколу и появлению протестантской конфессии.
Вождь Реформации – Лютер совершенно обосновано отрёкся от лицемерия, лжи, корысти и властолюбия, которые он обличал в католичестве. Он хотел очистить христианскую веру, но при этом слишком сильно полагался на себя и недооценивал драгоценное наследие Святых Отцов. А ведь в нём заключался положительный опыт христианства, накопленный за 1500 лет предшествующей истории. Богодухновенность Святоотеческого Предания подтверждается не только святостью его творцов, но и тем фактом, что, будучи разделены во времени и пространстве, они создали согласованное учение, единую трактовку Священного Писания. И эта трактовка была одним из важнейших оснований единства Церкви. Видимо, Лютер этого не понимал. Пытаясь раскрепостить христианские души от католического фарисейства, он в основу реформатской церкви положил только Священное Писание, отдав его трактовку в удел личному пониманию верующих.
Видимо, Лютер не понимал, что Священное Писание имеет бесконечное количество смыслов, что глубина его безмерна. Эта глубина – признак богодухновенности священных текстов, но, в отсутствие устоявшейся, освящённой опытом Церкви трактовки, это свойство даёт повод для разделения верующих. Разделение происходит потому, что понимание верующими Священного Писания всегда несёт на себе отпечаток современной им жизни, их социального положения, актуальных знаний и политики. Это и произошло с основанной Лютером церковью. Сейчас, по-моему, число протестантских конфессий перевалило уже за 600. И каждый толкует Священное Писание от ветра головы своей… Пытаясь вернуться к первоистоку христианства, Лютер, в гордыне своей, взял на себя функцию пророка, или посланника Божьего и попытался создать совершенно новую религию. Он упразднил религиозное почитание Божьей Матери и святых угодников, отменил почитание икон.
Лютер пытался восстановить духовность западного христианства, но пошёл в противоположную от православия сторону. И в результате, все таинства и священнодействия трактуются сейчас лютеранами в символическом смысле, а не как акты соединения человека с Богом. К тому же, у них отсутствует духовное почитание Богоматери и святых, которые соединяют наш конечный земной мир с бесконечным Царством Божьим. Протестантская зараза проникла под прикрытием экуменизма и в католичество. Результаты плачевны, от западного христианства мало чего осталось… Последнее «достижение» лютеранства – это церковная регистрация однополых браков. Примечательно, что и Папа Франциск отдал этот вопрос на усмотрение католических епархий. Почему-то, в этом вопросе он решил отказаться от догмата непогрешимости. – Сомневается? Или боится? И Священное Писание по боку, когда Князь мира сего требует своей жертвы…
Это прискорбно.
*Есть и другие расхождения в богослужении и в жизни церквей, но на них я не останавливался.
Чем Лютеранство принципиально отличается от Православия?
Основным отличием Евангелической Церкви (более раннее название Лютеранства) от Ортодоксальной, является различие в понимании спасения:
Для Ортодоксии, спасение это процесс восстановления утраченного в грехопадении образа и подобия Божьего в человеке, так называемое «обожение», которое продолжается всю жизнь верующего человека и (главное) не без самого человека. Отсюда второе утверждение, что спасение это взаимный процесс между человеком и Богом «синергия» (соработничество) в деле спасения.
Для Евангелического исповедания главным вопросом является не вопрос «освящения» человека, а вопрос «оправдания» вины грешника! Отсюда спасение не рассматривается как процесс, а как юридическое провозглашение человека праведным и оправданным Богом через Слово Евангелия, благодаря заслугам и жертве Христа, а не самого человека.
Если вам интересно, предлагаю продолжить в «мой мир».
Если формально, затронув только догматы то:
1. Католики и протестанты (лютеране) считают, что в трех ипостасях (Троица) Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына. Православные считают, что Дух Святой исходит от Бога Отца.
2. В 1870 г. католицизм в примате о Папе Римском в христианстве принял его верховенство, безошибочность и непогрешимость. Православные и лютеране, также как и все протестанты, этого не признали.
3. В католицизме все монашествующее духовенство дает обет безбрачия. В православии духовенство делится на «белое» и «черное». «Белое духовенство» может вступать в брак, но не рукополагается в епископы и вышестоящие саны. «Черное духовенство» в православии монашествует и не вступает в брак. Лютеране первыми в знак протеста, будучи монахами, демонстративно вступали в брак. Священник в лютеранстве не считается «вышестоящим» или «ближестоящим» к Богу по сравнению с любым прихожанином.
Сотворение мира
В православии богослужение, особенно литургия, проводится без сопрождения на музыкальных инструментах. Во всех «западных» церквях музыкальная культура имеет особую роль. Имеется взаимное влияние и развитие культуры между церковью и прихожанами. Из музыкальных инструментов наиболее почитается орган, но не отвергаются и другие.
6. В православии и католицизме при прощении грехов важную роль играют дела верующего. В лютеранстве при прощении грехов основа то, что Иисус Христос своим подвигом и своей кровью искупил грехи человечества. Прихожанин искупает свои грехи одной лишь верой в учение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Святого Духа.
Реально, Лютеранство не даёт спасения души.
см. здесь
Из лютеранства в православие
За последние годы несколько пасторов перешли из лютеранства в православие. О том, почему лютеранские священники меняют религиозную ориентацию, рассказывают бывшие пасторы настоятель храма Всех святых в Гатчине иерей Александр Асонов и прихожанин того же храма Дмитрий Галахов.
Почему лютеранство?
Отец Александр: Наверное, мой изначальный выбор сформировали родители, которые чаще всего действуют из добрых побуждений ‒ хотят, как лучше. Я был крещен в православии еще в детстве, но моя мать стала посещать баптистскую церковь. Баптизм ‒ одно из направлений протестантизма, и когда уже в постсоветский период эта ветвь христианства, так же как и прочие конфессии, стала оживать, многие примкнули к нему. Естественно, я периодически ходил с мамой на баптистские собрания. Потом я стал посещать мессы в лютеранском соборе святого Архангела Михаила. Многое меня заинтересовало, и, прослушав курс подготовительных занятий, я был конфирмирован, затем поступил в Теологический институт Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, после учебы был рукоположен во диакона и затем во пресвитера.
Дмитрий: В 1990‑х в России стали открываться различные религиозные организации. Когда мне уже было лет восемь-девять, я стал посещать воскресную школу пятидесятнической общины, там постепенно вырос в проповедника, окончил в Пскове колледж и готовился к рукоположению. Но с некоторыми вещами в пятидесятничестве я категорически не мог согласиться. Например, у пятидесятников бытует мнение, что сила, которую верующий получает в результате «Крещения Святым Духом», внешним образом проявляется говорением на иных языках. Из всех «говорящих», кого я знал, у большинства был не дар, а болтовня, у какого-то процента ‒ бесовщина и, может быть, у одного из нескольких тысяч ‒ действительно сверхъестественный дар. К моменту выхода из пятидесятнической общины у меня сформировалась точка зрения, согласно которой Церковь, будучи явлением древним, не может жить без Предания (или святоотеческого наследия), в частности, решений VII Вселенских Соборов, не может не крестить детей, и Евхаристия не может восприниматься как символ. Уже в Лютеранской Церкви ко мне пришло понимание важности апостольской преемственности. Православие по этим критериям вполне подходило, но у меня не было ни православного воспитания, ни культурного фона. Да, красиво. Поют хорошо. Иногда я на Рождество и Пасху в храме службу отстаивал, потом говорил: «Господи! Какие они герои! Столько стоять!» И католицизм подходил, но в Выборге католиков не было. А лютеранский приход ‒ церковь святых Петра и Павла ‒ есть, и когда я впервые оказался там, то встретил очень теплый прием.
Почему не лютеранство?
Отец Александр: По моему мнению, есть древняя Церковь, имеющая прямую связь с источниками христианской традиции, сохраняющая связь христианских поколений, с вековым культурным наследием, а есть церковные общины, возникшие намного позже и, чаще всего, как проект отдельно взятой личности или вследствие политических обстоятельств. Почему лютеранство вообще так называется? Потому что его основоположником был Мартин Лютер. Как говорил апостол Павел: «Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов“; „я Аполлосов“; „я Кифин“; „а я Христов“». ( 1 Кор. 1, 12 ). Фундамент должен строиться не на личности человека, а на Христе!
Дмитрий: Уже к моменту окончания семинарии, у меня появилась серьезная мысль, что из лютеранства, даже столь «доброго», как Церковь Ингрии, нужно уходить… так как не было внутреннего согласия даже с пятью знаменитыми принципами протестантской теологии ‒ sola Scriptura («только Писание»), sola fide («только верой»), sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), soli Deo gloria («одному Богу слава») ‒ в том понимании, в котором их воспринимают большинство лютеран. Кроме, пожалуй, soli Deo gloria и Solus Christus. И то лютеране зачастую понимают это как «только Богу слава» и «только Христос», даже вопреки Книге Согласия (сборник лютеранских вероисповедных текстов. ‒ Прим. ред.), в которой написано, что «должны прославляться и сами святые». Но один вопрос мысль, другой реальность…
Вместо успешной карьеры
Отец Александр: Я был настоятелем храма Преображения в Зеленогорске, одновременно преподавал в Теологическом институте символические книги и английский язык, какое-то время возглавлял информационный отдел епархии… Однако прошло время, и Господь открыл мне путь в истинную Церковь, которую я обрел в православии. Вспоминаю, как один из моих финских знакомых, узнав о моем решении спросил: why? Я ему ответил: because I’m a christian. Больше вопросов с его стороны не последовало. Думаю, что если бы я внутренне не искал подлинную Церковь Христову, то я бы там и остался.
Дмитрий: После Теологического института я вернулся в Выборг (служил в соборе святых Петра и Павла), женился, переехал с супругой во Всеволожск, служил немного в кафедральном соборе святой Марии, потом меня перевели в церковь святого Михаила, а после неожиданно предложили место настоятеля в Зеленогорске. На приходе за время моего служения (2011–2015) сформировалась одна из самых «высоких» Литургий Церкви Ингрии. В лютеранском контексте высокая Литургия предполагает большое количество чтений, пение молитв и псалмов, ежевоскресное использование кадила ‒ для полноты чувств, принимающих участие в служении. Меня радовало, что прихожане стали читать Евангелие и мы часто обсуждали интересные, серьезные, богословские вопросы. Приход духовно вырос за это время. Сейчас я, конечно, скучаю по прихожанам и по храму. Даже исповедуюсь в том, что их оставил, но легче пока не становится. В свое время я открыто сказал отцу Александру: «Не могу оставить приход, свинство будет». А на самом деле, оно и сейчас ‒ свинство. Но остаться было бы бесчестно. То, что я ушел из Церкви Ингрии и из лютеранства в целом, ‒ правильное решение. Критическая масса моих внутренних несогласий с происходящим уже перешла за край, я начал замечать, что, общаясь с прихожанами произношу: «…в общем, у лютеран такого нет, но и не запрещено». И так часто стал оговариваться, что понял ‒ пора оканчивать это безобразие и честно признать, что я уже давно не лютеранин. Слава Богу, ни с кем не разругался, и добрые отношения остались со всеми, с кем ранее поддерживал общение.
Сравнение post factum
Дмитрий: Важно прежде всего присутствие в Православной Церкви полноты Таинств, полноты средств ко спасению. Лютеране урезали Таинства до «двух с половиной», а если связать их действенность с апостольской преемственностью, то встает вопрос: а есть ли вообще у лютеран Таинства? Далее, если православный батюшка придет в воскресенье, и никого в храме нет, то он всё равно будет служить. Лютеранский пастор в такой ситуации закроет дверь и пойдет пить кофе. Потому что служит человеку ради человека. Это немного странно ‒ почему бы не помолиться самому, пусть никого и не будет, кроме тебя и Бога? Заповедь «возлюби Господа Бога твоего» предшествует заповеди о любви к ближнему (хотя и является равной ей).
Но, к вопросу о «плюсах», ‒ для лютеранского прихода характерна общинность, возможность собраться за трапезой после службы, пообщаться. Еще один плюс ‒ доступность пастора для общения. Впрочем, это удобно и хорошо, если приход маленький: на большом возникает проблема «группировок», да и у пастора больше хлопот. Важно отметить, что лютеране стремятся к обучению своих прихожан не только основам веры, но и более сложным догматам (последствия, впрочем, бывают разные). Радует, что сейчас при большинстве православных церквей есть трапезные и воскресные школы, а также всё чаще говорят об образовании прихожан и уже не крестят без огласительных бесед. В 1990‑х этого не было.
Отец Александр: Да, в протестантизме христоцентричность незаметным образом подменилась антропоцентричностью. Служат не Богу, а человеку. Поэтому основной акцент делается на социальной работе и вообще на служении обществу. Мне кажется, именно из этого родились современные представления о демократии. Правление принадлежит «обществу», то есть всем, а значит ‒ никому. При этом всегда есть какие-то кукловоды, которые контролируют общий процесс. Общество вроде бы принимает какие-то решения, но не видит процесс их формирования и исполнения. Его готовят к принятию тех или иных решений, которые даже могут быть направлены против общества, но если обнаруживается их деструктивная суть, общество может винить только себя, ведь голосовали-то всем миром. Очень часто нам, православным, указывают на то, что мы слишком сильно чтим земную и небесную иерархию. Да, всё это нам дорого, так как мы верим в Царствие Небесное, но никогда не слышали о Небесной республике. Мы верим во Христа-царя, а не в человека-демократа.