Правоприменительный акт характеризуется тем что он
Правоприменительный акт: виды и структура
Процедура введения правоприменительных актов является важнейшей функцией компетентных государственных органов. Выносятся правовые предписания, имеющие конкретно-индивидуальный характер. Речь идет об очень сложном юридическом процессе, который будет подробно рассмотрен в этой статье.
Применение права: что это за процесс?
В правовой науке применением права называют особую деятельность компетентных инстанций по реализации юридических норм. Осуществляется эта деятельность путем вынесения отдельных государственных предписаний.
Ярким примером применения права является деятельность судебных инстанций. Именно эти органы выносят решения по гражданским делам, реализуя свои властные полномочия.
Правоприменительный акт
Особую роль в системе применения правовых норм играет документ правоприменительного характера. Это специальный документ, имеющий официальный правовой характер. Акт содержит в себе индивидуальное властное предписание компетентной инстанции, выносимое по итогу юридического дела.
Акты правоприменения призваны обеспечивать действие закона, то есть претворять его в жизнь. Такие документы являются важнейшими элементами юридической государственной системы. Стоит также дополнить, что правоприменительный акт определяет отсутствие или наличие юридических обязанностей или субъективных прав. Документ позволяет обнаружить меру воздействия полномочий и функций того или иного лица.
Признаки актов правоприменения
Структура правоприменительного акта
Как должен быть оформлен акт применения права? Суды, органы прокуратуры, приставы и прочие правоохранительные инстанции должны издавать документы, в которых содержались бы следующие элементы:
Таким образом, документы применения права должны состоять из четырех конкретных частей. Акты, составленные в иных формах, не будут признаваться правоприменительными.
Разновидности актов
Специалисты в области юриспруденции разработали огромное количество классификаций, по которым можно определить разновидности актов правоприменения. При этом большинство таких актов представляют собой классические документы, в которых есть текст, четко установленная структура, юридическая терминология и правовые конструкции. Могут также выделяться типизированные формуляры актов. Они упорядочивают юридическую работу, вносят некоторую определенность и строгость. Виды и примеры правоприменительных актов целиков зависят от того, в какой именно сфере такие бумаги были составлены. Например, гражданской, уголовной, административной и т. д.
Первая группа классификаций
Специалисты в области юриспруденции разработали немалое количество классификаций, отражающих основные виды правоприменительных актов. Первая и самая распространенная классификация повествует об актах по областям воздействия. Так, документы могут существовать во времени в виде актов однократного (штрафы) и продолжительного (зачисление в университет) воздействия. Есть также акты в пространстве. Определяются они в зависимости от того, где именно было совершено рассматриваемое должностными лицами деяние. Такие акты могут работать как в кругу лиц, так и применяться к отдельным индивидуумам.
Вторая классификация связана с тем, какие именно субъекты формируют акты правоприменения. Это могут быть контрольно-надзорные органы, а также исполнительные или законодательные инстанции.
Третья классификация определяет виды актов в зависимости от их названия. Это могут быть президентские указы, протоколы, резолюции, представления, приказы, постановления и т. д.
Вторая группа классификаций
Акты применения права делятся также на разновидности в зависимости от отраслевой принадлежности. Здесь стоит выделить уголовное право (судебный приговор), гражданскую сферу (постановление об изъятии имущества), и другие правовые отрасли.
Следующая классификация связана с функциональными признаками нормативных и правоприменительных актов. Документы бывают регламентирующими, правообеспечительными и правонаделительными.
По способу выражения документы делятся на акты в виде символов, действий и простых документов. По характеру содержания документы бывают управомочивающими (поощрительными), обязывающими и запрещающими.
Третья группа классификаций
Само понятие правоприменительного акта предполагает регулирование общественных отношений. При этом содержание таких отношений может иметь различный характер. Так, акты могут выполнять функции юридического регулирования следующего рода:
Последняя классификация связана с правовыми последствиями применения актов. Последствия бывают правопрекращающие, правообразующие или правоизменяющие. При этом подобное деление несколько условно: один акт может отражать в себе все представленные последствия.
Требования к правовому акту
Первым и основным требованием к актам правоприменительного характера является законность. При разрешении конкретной ситуации правоохранительная инстанция должна основываться на определенной правовой норме или же их совокупности. Действовать государственные органы обязаны в строжайших рамках своей компетенции. Законность включает в себя четыре требования:
Правоприменительный акт характеризуется тем что он
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
3 Направлены на реализацию требований юридических норм.
4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)
Классификация актов применения права:
По порядку принятия:
По форме изложения:
Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:
— если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.
— если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой
-если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)
-если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)
-если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона).
Акты применения права: понятие, виды
Характерные признаки правоприменительных актов:
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:
Виды правоприменительных актов
1) по отраслевому признаку:
2) по субъектам их издания:
3) по юридической природе:
4) по последствиям:
5) по форме выражения:
6) по названию:
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.
Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.
Правоприменительный акт
Правоприменительный акт – официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.
Признаки правоприменительного акта:
1. Принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции.
3. Направлен на решение конкретного юридического дела.
5. Принимается на основе норм права и индивидуализирует их применительно к конкретной ситуации и конкретным лицам.
6. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.
7. Адресован индивидуально-определенным лицам.
8. Реализуется однократно.
9. Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Соотношение нормативного правового акта и правоприменительного акта
б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;
в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;
г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;
д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.
2. Отличия указаны в табл. 3.
Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта
Нормативный правовой акт | Правоприменительный акт |
Содержит общие правила поведения – нормы права | Содержит индивидуально конкретные предписания |
Выражает способ нормативного правового регулирования | Выражает способ индивидуального поднормативного регулирования |
Обращен к широкому кругу лиц | Обращен к индивидуально определенным лицам |
Реализуется многократно | Реализуется однократно |
Не является юридическим фактом и сам непосредственно не влечет наступления правовых последствий | Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения) |
Структура правоприменительного акта:
1. Вводная часть – содержит указание на правоприменительный орган, место и дату принятия решения.
2. Описательная часть – содержит описание существа дела, т.е. сведения о фактических обстоятельствах.
3. Мотивировочная часть – содержит обоснование выносимого решения.
4. Резолютивная (постановляющая) часть – содержит выносимое решение.
Виды правоприменительных актов:
1. По субъектам принятия:
– принятые государственными органами (например, органами законодательной, исполнительной и судебной власти);
– иными уполномоченными органами (например, органами местного самоуправления);
– принятые должностными лицами (например, ректором вуза).
– указы (например, Указ Президента РФ о награждении гражданина А. орденом Дружбы);
– распоряжения (например, распоряжение губернатора области о назначении гражданина Б. на должность начальника отдела);
– приказы (например, приказ ректора о назначении гражданина В. на должность преподавателя);
– определения (например, частное определение суда);
– решения (например, решение суда о расторжении брака);
– приговоры (например, обвинительный приговор суда).
3. По функциям права:
– регулятивные (например, приказ о назначении на должность или об увольнении по собственному желанию);
– охранительные (например, приказ о увольнении за совершение прогула).
4. По юридической природе:
– основные (содержат конечное решение дела, например обвинительный или оправдательный приговор суда).
– вспомогательные (не содержат конечного решения дела, а подготавливают принятие основных актов, например постановление о возбуждении уголовного дела);
5. По правовым последствиям:
– правообразующие (влекут возникновение правоотношения, например, приказ о назначении на должность);
– правоизменяющие (влекут изменение правоотношения, например, приказ о переводе с одной должности на другую);
– правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения, например приказ об увольнении).
6 По порядку принятия:
– принимаемые единоначально (например, Указ Президента, приказ директора учреждения, решение мирового судьи);
– принимаемые коллегиально (например, решение Совета Федерации о назначении гражданина А. на должность судьи Конституционного Суда РФ, решение суда о разделе имущества).
Правоприменительные акты: понятие, виды, значение
Правоприменение завершается вынесением правоприменительного акта, в котором закрепляется решение компетентного органа по конкретному делу.
Акт применения права (или правоприменительный акт) является правовым актом, в силу этого ему присущи признаки, характерные для всех правовых актов: это властный документ, принимаемый и обеспечиваемый компетентными органами.
Однако правоприменительным актам присущ ряд особенностей:
— это решение компетентного органа по конкретному делу;
— содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано;
— направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, имеет персонифицированный характер (устанавливаются права и обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации);
— рассчитан на однократное применение;
— должен быть внешне объективирован.
Таким образом, правоприменительный акт можно определить как внешнее объективное проявление индивидуально-конкретного государственно-властного предписания, вынесенного компетентным органом в итоге решения юридического дела[353]. В таком акте определяется наличие или отсутствие субъективных прав и юридических обязанностей конкретных лиц и меры таких прав и обязанностей.
Правоприменительный акт необходимо рассматривать с двух сторон: как действие и как документ.
Правоприменительный акт как документ – это установленная нормами процессуального характера словесно-документальная форма внешнего выражения, объективирования индивидуального предписания, направленного на индивидуальное регулирование общественных отношений. Поскольку форма и содержание правовых явлений тесно связаны, то и действие, которое оказывают индивидуальные предписания на общественные отношения, субъектов права, другие правовые средства, рассматривают как действие самого правоприменительного акта.
Состав правоприменительного акта включает субъект (кто издает), адресат (в отношении кого вынесен), объект (конкретная ситуация, подлежащая разрешению) и содержание акта.
В юридической литературе выделяют фактическое (субъект, конкретное жизненное обстоятельство, вызывающее акт применения, способ совершения акта, адресаты акта), волевое (воля субъекта правоприменения, государственная воля, выраженная в норме права, воля лица, к которому применяется норма права) и юридическое (властную компетенцию правоприменителя, правомерность цели и юридические последствия) содержание таких актов[354].
Сущность правоприменительных актов заключается в том, что в них проявляется вовне общеобязательная государственная воля, которая складывается из воли, выраженной в норме права и воле субъекта правоприменения.
Большинство правоприменительных актов объективируются в форме письменных документов и, как правило, имеют определенные реквизиты. Зачастую требования к оформлению правоприменительных актов закрепляются в нормативных правовых актах (например, приложения к ст. 476 и 477 УПК РФ). По структуре такие акты могут состоять из:
· четырех частей (вводной, описательной (констатирующей), мотивировочной и резолятивной (приговор или решение суда);
· трех частей – вводной, описательной, резолятивной (характерно для административных протоколов);
· двух частей – вводной и резулятивной (акты-разрешения на совершение определенных действий).
Значение правоприменительного акта раскрывается в выполнении следующих функций:
— индивидуального правового регулирования. Это средство конкретизации норм права. Права и обязанности в точном, конкретном объеме «привязываются» к персонально определенным субъектам;
— юридического факта, влекущего возникновение, изменение, прекращение конкретного правоотношения;
— с помощью правоприменительных актов обеспечивается реализация субъективных прав в случае возникновения каких-либо препятствий.
Правоприменительной акт порождает фактические и юридические последствия. Юридические последствия означают меру полученных адресатам прав и обязанностей, указывают на правовое состояние адресата, выявленное в результате сопоставления применяемой нормы права и конкретных фактических обстоятельств, в результате индивидуализации правового нормативного предписания применительно к этому адресату. Фактические последствия акта могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания акта. Однако всегда они означают соответствующее поведение адресатов правоприменительных актов по поводу приобретения или пользования материальными, идеальными и другими благами, несения юридических обязанностей, претерпевания определенных лишений.
В юридической литературе правоприменительные акты классифицируют по самым разнообразным основаниям. В зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения правоприменительные акты подразделяют на исполнительные и правоохранительные.
Исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением (например, приказы о повышении в должности, присвоении воинского звания и т.д.)
Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением правонарушения, в профилактических целях, или же в связи с совершением правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и ряда иных органов.
Кроме того, правоприменительные акты классифицируют и по иным основаниям: в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права; по основным направлениям деятельности государства; по времени действия; в зависимости от пространственной сферы действия; по значению (акты, которые содержат промежуточное или окончательное решение по делу и т.д.); по процедуре принятия актов (коллегиальные, единоличные); в зависимости от того, нормы какой отрасли права применяются; по характеру содержащихся в них решения; по наименованию и т.д.