Правополушарное рисование для детей что это значит
Консультация «Что такое правополушарное рисование?»
Пахомова Екатерина Сергеевна
Консультация «Что такое правополушарное рисование?»
Правополушарное (интуитивное) рисование было основано американским художником и доктором наук Бетти Эдвардс, методика которого изложена в книге 1979 года «Правополушарное рисование». В чем суть этой методики?Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам (Л-режим). Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами (П-режим). Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Не важно, как правильно рисовать.Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть». Сравниваем формы, размеры, соотносим свет и тень и т. д.
Ребенок, который только что взял в руки кисть, не задумывается о том что он собирается рисовать. А если задумывается, то не пытается понять, как это сделать. Он просто берет и рисует. Ему не важно какой будет результат, он получает удовольствие от самого процесса. Даже если в готовом рисунке невозможно понять, что нарисовано, ребенок будет гордиться результатом и с восхищением о нем рассказывать. Это значит, что процесс понравился и он получил вдохновение.
Чем полезно правополушарное рисование?
-Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
-Развитие воображения. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
-Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
Рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.
Фотоотчет «Правополушарное рисование в младшей группе» Я недавно прошла курс по обучению детскому правополушарному рисованию. По другому, можно встретить такую методику, как интуитивное рисование.
Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.
Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.
Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.
Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.
Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.
Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.
Правополушарное рисование как средство развития творческого воображения дошкольников
По словам президента, больше внимания следует уделять просвещению, особенно духовному и творческому развитию детей, воспитанию патриотизма и созданию равных условий для творчества. А свобода творчества — одно из важных условий для развития культуры.
Из этого следует, что современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления детей. И эффективность работы детского сада в данном направлении определяется тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность дошкольника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью детского сада, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творческих способностей выступает одним из целевых ориентиров дошкольного образования, направленных на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой теме специалистов дошкольной педагогики обоснованно и актуально.
Психологической основой творческой деятельности является воображение. Воображение – процесс активный, он направлен на решение стоящих перед ребенком задач. При этом сами задачи обладают определенной спецификой – их называют открытыми. Они не имеют однозначного решения и создают максимальную неопределенность ситуации. Включение воображения в решение познавательных задач и нахождение творческих вариантов ответов является гностическо – эвристической функцией воображения.
Проблема развития воображение не является новой, но, тем не менее, очень актуальна на сегодняшний день. Оно стало предметом изучения многих психолого-педагогических исследований в отечественной и зарубежной науке. Ученые рассматривали психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей и отмечали, как различные виды детской деятельности влияют на развитие творческого потенциала ребенка. Психология искусства представлена работами А. Н. Леонтьева, А. Я Пономарева, С. Л. Рубинштейна; исследования по совершенствованию педагогического процесса проведены Ю. К. Бабанским, Н. Ф. Талызиной, М. М. Поташником, В. А. Сластениным, В. А. Черкасовым. Проблемой развития детского воображения занимались также в исследованиях отечественных психологов и педагогов, таких как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко.
Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Вот почему так важно нацеливать установки педагогической работы на развитие и упражнение воображения ребёнка, которые являются одной из основных сил в процессе подготовки его к будущему.
В педагогической деятельности огромную роль играет изобразительная деятельность, так как в ней имеются большие возможности для развития воображения. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на инновационные методы рисования. А именно на метод правополушарного рисования. Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения изображаемого и техникам рисования. Основа метода правополушарного рисования заключается в активизации правого полушария на творческих занятиях дошкольников, раскрытия потенциала каждого ребенка, создания оптимальных условий для обогащения личностного роста.
Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменения восприятия окружающей действительности, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношения к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок не обращая внимание на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Это способствует активному участию воображения в процессе создания рисунка.
Вот почему правополушарное рисование так полезно включать в работу с дошкольниками.
Целью использования правополушарного рисования в детском саду является активизация интереса к изобразительной деятельности, и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Техника правополушарного рисования включает в себя набор разных упражнений, которые позволяют настроиться на творчество и дают свободу рисовать детям и взрослымне думая, как «правильно», а просто включить свои способности и интуицию в процессе создания рисунка.
Работа по правополушарному рисованию в ДОО проходит поэтапно.
1. На первом этапе следует начинать работу с детьми с кинезиологических упражнений и упражнений, направленных на развитие межполушарных связей, которые нацелены на гармонизацию правого и левого полушария и их взаимодействия. Они проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Как правило, они уже доступныдетям среднего возраста.
Параллельно на этом этапе переходим к упражнениям, которые стимулируют работу правого полушария:
— рисование перевернутых изображений. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве — линиях, света и тени, цветах.
— «зеркальное рисование»Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя такую работу двумя руками, ребенок задействует в работу сразу два полушария, что улучшает работу всего мозга;
— рисование воображаемых предметов. Оно заключается в том, что прежде, чем что-то нарисовать, детям необходимо пофантазировать. После того, как воображение «разыграется», пробуем нарисовать воображаемую вещь.
— быстрое рисование— это очень быстрое срисовывание ребенком какого-нибудь предмета или обьекта. Такое рисование, позволяет не дать левому полушарию мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать). Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль — методика позволяет достичь творческого режима.
2. На втором этапе работы начинается знакомство на практике с техникой правополушарного рисования.Сначаладети познают различные приемы изображения фона: горизонтальным, круговым, радужным, вертикальным и смешанным.
Для того, чтобы включить правое полушарие, фон в правополушарном рисовании рисуется только левой рукой Дети в основном правши, поэтому они перекладывают кисть в правую руку, забывая о правилах. Чтобы не путались, можно завязывать на кисть цветную ленту. А во время рисования несколько раз обращаем внимание на то, какой рукой мы рисуем фон.
Затем начинаем осваивать техники изображения самих предметов и обьектов правополушарного рисования. Таких техник достаточно много. Следует отметить, что большое внимание в нашем ДОО уделяется патриотическому воспитанию дошкольников, поэтому мы с детьми стараемся освоить техники, в которых можем изобразить родной город, деревню, стога сена, деревья (сосны, елки, цветущая ветка яблони, кактусы, полевые цветы (маки, ромашки, васильки, одуванчики и т. д., букет цветов к празднику, отражение в воде, животных родного края. Как правило, у детей все это не вызывает затруднения. Так как все техники изображения просты.
В процессе создания рисунков главная задача взрослого – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Не нужно говорить ребенку, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Так же нужно навязывать свои символы и свое видение. ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблюдения, общения, исследования.
Поэтому большое внимание в работе уделяется организации повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира во время пребывания ребенка в ДОО. В процессе любой деятельности необходимо развивать у детей умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, поэтому нужно учить детей замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
Реализации задач по развитию творческих способностей и активности воображения средствами правополушарного рисования, предполагает организацию в группе зоны для художественной деятельности детей, в которой большое внимание уделяется разнообразию предоставляемых детям изобразительных материалов.
Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, подготовлены серии репродукций с картин художников, презентации, аудиотека с музыкой, книги для детей об искусстве.
Кроме того, используются такие формы предварительной работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картинам. Использование литературных и музыкальных произведений о природе с одновременным рассматриванием картин способствует формированию образов в сознании детей. Они возникают благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, эмоциям, которые тесно связаны с творческим воображением.
Благодаря работе по данной методике, в группе были созданы альбомы рисунков на разные темы. («Времена года», «Пейзажи нашего края»). Так же организованны выставки детских работ, собран дидактический и методический материал для центра детского творчества.
В результате применения правополушарного рисования, можно сделать вывод, о том, что данный инновационный метод в области художественно – эстетического развития учитывает возможности, интерес и потребности детей дошкольного возраста.
Знакомство с правополушарным рисованием оказало существенное влияние на развитие направленности процессов воображения у детей, их пластичность, формирование способности создавать сложные целостные изображения. Это позволило сказать об эффективности включения в практику работы педагогов ДОО метода правополушарного рисования.
Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.
Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.
Фотоотчет «Правополушарное рисование в младшей группе» Я недавно прошла курс по обучению детскому правополушарному рисованию. По другому, можно встретить такую методику, как интуитивное рисование.
Правополушарное рисование как современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования
Ковригина Юлия Игоревна
Правополушарное рисование как современный метод обучения основам художественного видения и техникам рисования
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Данный вид деятельности позволяет детям выразить в творчестве свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему.Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти знания доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и в тоже время чуткого руководства и контроля со стороны педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
Но по себе знаю, что, не имея профессионального художественного образования просто взять и нарисовать картину или портрет не так просто. А тут надо ребенку нарисовать то что он еще никогда не рисовал и чувство неуверенности еще дополнительно подкрепляется страхом перед чистым листом. Чтобы вселить уверенность в воспитанника, что он сможет нарисовать любой рисунок или портрет в своей работе я применяю технику правополушарного рисования, которая в свою очередь позволяет с легкостью превратить данный вид творчества в удовольствие.
В данной технике большое количество внимания уделяется восприятию образов, а не технике рисования как таковой. Это быстрый интуитивный метод: главное правило повторять все движения за педагогом, не успевая логически мыслить и анализировать, вы в итоге получаете удивительный результат. Чем чаще вы прибегаете к данному методу рисования, тем лучше становится техника изображения дошкольником рисунков, постепенно обретая уверенность в себе.
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, B. C. Кузин, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, П. П. Чистяков, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт (США, К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелой личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на его важную роль в эмоциональном развитии ребенка [1]
Ученый психобиолог Роджер Сперри был награжден Нобелевской премией за свои выдающиеся достижения в области изучения головного мозга человека. Именно его исследования и полученные результаты стали основной для разработки метода интуитивного рисования. Большую работу в разработке данного метода живописи проделала преподаватель Калифорнийского государственного университета Бетти Эдвардс. Она издала несколько книг, где подробнейшим образом рассказывается все, что касается активизации работы правой части головного мозга и создания художественных картин руками обычных людей. Благодаря этим ученым и их последователям техника правополушарного рисования и живописи распространилась во всем мире, при этом популярность данного метода стремительно растет.
Занятие интуитивным рисованием помогает развить и раскрыть скрытый талант ребенка, тот о котором он и сам не подозревал. Эта методика позволяет работать мозгу детей раскрывая творческий потенциал абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, или умение рисовать. Данный метод осваивают все без исключений, и противопоказаний нет у данного направления.
При правополушарном рисовании ребенок перестает бояться, снимается напряжение и уровень стресса, «выключается» функция контроля и анализа, пропадает страх перед чистым листом – рисование становится терапией. Огромным плюсом данной технологии является то, что ребенок находит нестандартные решения для осуществления намеченного, в том числе исправляя ошибку в своей работе.
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. В повседневной жизни мы используем чаще всего только левое полушарие так как оно отвечает у нас за речь, письмо, память и анализ действий, а вот правое чаще всего в жизни используется для образного восприятия реальности и происходящего, позволяет мозгу мечтать и фантазировать. Анализ будущего шедевра стоит отключать, так как данный вид творчества не поддается логике и правилам. Если хотите то вы можете рисовать руками, любыми кисточками и красками, выходя за рамки листа. Вы можете рисовать одновременно двумя руками, тем самым тренируя руки и мозг, позволяя прислушаться к интуиции и иному восприятию предмета.
Метод правополушарного рисования заключается в том, что нужно как можно больше постараться доверять интуиции и воображению, за которое отвечает правое полушарие. Таким образом художник начинает рисовать картину на уровне интуиции, не опираясь на те знания, которые заложены у него в памяти.
Во время занятия ребенок воспринимает мир под другим ракурсом иначе чем его видит взрослый, и то что он увидел и представил в своем воображении, то он пытается изобразить на бумаге, и только благодаря этой технике, ребенок, совершив ошибку постарается обыграть эту деталь, а не замыкается в себе и не бросает работу как при академическом рисовании. Художник сравнивает объекты рисуя их в разных ракурсах, определяет соотношение целого образа к отдельным частям и элементам, видит цветовую гамму, использует тени и полутени для выразительности детали и рисунка в целом. Таким образом используя возможности только правого полушария, ребенок объединяет все параметры в единое целое.
Готовая картина или рисунок – это результат использования данного метода не только как изображение, но и проявление внутренней натуры ребенка, его многогранных граней подсознания, эмоций, раскрепощая и изменяя поведение ребенка его реакции на окружающий мир. Это происходит только тогда, когда художник не задумывается над логикой рисунка, рисует не используя анализ действий и метода в целом. Именно поэтому лучше всего пользоваться этой техникой как можно раньше начиная с 2-3 лет, чтобы развить как можно раньше творческие способности ребенка и привить чувство гармонии и прекрасного. Данная техника позволяет себя чувствовать настоящим художником любому, кто рисует, используя этот метод.
Данный метод очень хорошая арт-терапия, которую используют для работы с разными видами травм и отклонений не только у ребенка, но и взрослого. Психологи часто прибегают к цветотерапии, чтобы выявить проблемы, которые заложены в глубине человеческого разума.По рисунку можно распознать весь спектр эмоций: стресс, гнев, радость, зависть, агрессия, ужас, замкнутость или неуверенность. В силу своего возраста ребенок не может рассказать то, что он испытывает в жизни или что его тревожит, а есть и такое что не каждый взрослый откроется постороннему человеку, не говоря уже о ребенке. Об этих чувствах могут рассказать цветовая гамма рисунка, расположение предметов, характер и направление линий, композиция рисунка в целом и другие особенности.
Например, обычный способ изображения передает чаще всего привычными символами или ассоциациями. Такие эмоции как радость или печаль изображают улыбкой или мимикой лица. В то время как в правополушарном рисовании это может быть изображено по-другому, о чувствах или действиях говорят предметы, фон и даже цвет изображений.
Правополушарное рисование помогает:
— самореализовываться не только в творчестве, но и в жизни
— является способом самовыражения
— справиться с эмоциями, улучшить настроение
— помочь решить и выявить проблемы внутренние и очевидные
— избавиться от неуверенности и комплексов, стать раскрепощенным
— поверить в себя и свои силы
— перестать быть зависимым от синдрома «чистого листа»
— достичь гармонии внутреннего мира.
Эстетическое воздействие, которое оказывают на детей занятия изобразительной деятельностью, зависит, во-первых, от того, что отбирается для изображения (это не только хорошо знакомые игрушки, но и просто красивые предметы, явления природы, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка, и, во-вторых, от нацеленности этих занятий на развитие детского творчества. Как подчеркивал известный психолог и педагог П. П. Блонский, эстетическое воспитание есть прежде всего развитие творчества; каждый ребенок творец всяких, в том числе и эстетических,ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, а передавая в рисунке картину осени, он также реализует свой творческий замысел, но уже в другом виде художественной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение его отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, они отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение высказывать суждения, давать оценку созданным изображениям. Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок создает узнаваемые изображения. Он рисует не только для себя, но и для того, чтобы его рисунок о чем-то рассказал, кого-то порадовал, чтобы изображенный им предмет или явление узнали. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, как показывает наш опыт работы с детьми, а также наблюдения других исследователей, педагогов и родителей, чутко реагирует на замечания товарищей, оценку педагога, семьи. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунках, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность приобретает и тогда, когда дети создают что-то для других (поделки, игрушки, рисунки). В этом случае они испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше. Это способствует формированию чувства долга, коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях. [2]
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. —М. : Мозаика-Синтез, 2014г.
«Осень» Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования Предлагаю Вашему вниманию вторую часть нетрадиционных занятий по рисованию. 1.«Осеннее дерево» (кляксография с трубочкой) Цель: познакомить.
Беседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.
Детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования красками «Подсолнух» В показе мастер – класса использованы нетрадиционные техники рисования красками «Отпечаток листьев на бумаге» и «Рисование «тычком» –.
Долгосрочный проект в младшей группе по нетрадиционным техникам рисования Долгосрочный проект в младшей группе «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании». Вид.
Фотоотчет «Правополушарное рисование в младшей группе» Я недавно прошла курс по обучению детскому правополушарному рисованию. По другому, можно встретить такую методику, как интуитивное рисование.
Нетрадиционная техника рисования «Правополушарное рисование» Правополушарное рисование-способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования.
Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования в младшей группе Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Конспект открытого занятия в младшей группе. Конспект открытого занятия по рисованию в.