Правоохранительная деятельность чем занимаются
Кем можно работать, имея специальность «Правоохранительная деятельность»
Какие направления правоохранительной деятельности существуют? Кем и где можно работать с дипломом по специальности «Правоохранительная деятельность». Каковы особенности получения дистанционного* среднего профессионального образования и что даёт выпускнику диплом СПО? Читайте далее.
В нашей стране правоведческие профессии традиционно популярны и пользуются спросом на рынке труда. Граждане и юридические лица постоянно находятся в каких-либо правоотношениях. Все мы заключаем друг с другом сделки, договоры, оказывая услуги или продавая товары, обращаемся в судебные инстанции и другие органы за защитой законных интересов, вступаем в брак и создаем социальные группы и общности. Во всех случаях приходится обращаться к людям с правоведческим образованием, которые могут проконсультировать, помочь составить договор, исковое заявление, защитить интересы в суде, оказать иную помощь правового характера. Речь идет о правоохранительной деятельности, которой специалисты-правоведы занимаются как по окончании высшего учебного заведения, так и после колледжа. Сферу правоохранительной деятельности составляют усилия государства и уполномоченных органов по защите права от нарушений, обеспечение свобод граждан. Задачей государства в правоохранительной сфере является создание такой общественной системы, в которой все делается исключительно по закону; общественный порядок устанавливается законом; полномочия и права органов, воплощающих в жизнь юридические меры, строго определены.
Основные направления правоохранительной деятельности
В практическом плане деятельность специалистов в области правоохранительной деятельности осуществляется в рамках таких направлений:
Реализация этих направлений осуществляется через организацию деятельности правоохранительных органов, к которым принято относить:
Таким образом, выпускники колледжей по специальности «Правоохранительная деятельность» осуществляют трудовую деятельность в правоохранительных органах, занимая различные должности, соответствующие их квалификации специалиста среднего звена.
Кем может работать специалист в области правоохранительной деятельности?
Получите среднее профессиональное образование дистанционно*
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Где пройти обучение для работы в правоохранительных органах?
Получить квалификацию юриста по специальности «Правоохранительная деятельность» можно в АНО «Открытый социально-экономический колледж». Экспертами колледжа разработан курс, предусматривающий дистанционное* обучение продолжительностью 3 года 6 месяцев (этот срок может быть сокращен за счет ускоренного обучения). Поступить можно на базе 11 классов без экзаменов, сертификаты ЕГЭ не обязательны. Юноши, проходящие обучение, получают отсрочку от призыва в ВС РФ. Условия оплаты удобны для Слушателей: посеместровая оплата с 10-процентной скидкой в случае однократного внесения полной платы за год. При переходе на обучение из других колледжей или вузов перезачитываются изученные ранее дисциплины, возможен перевод на 2-й курс по результатам работы аттестационной комиссии. Открытый социально-экономический колледж пользуется авторитетом на рынке образовательной деятельности, он входит в число 100 лучших образовательных организаций России.
Какие дисциплины изучают будущие юристы?
Во всех колледжах и вузах студенты данного профиля изучают социально-гуманитарные дисциплины, в ходе освоения которых формируются общекультурные и общепрофессиональные компетенции. Это – история, философия, психология, культурология, политология и др. Формирование профессиональных компетенций осуществляется при теоретическом изучении и закреплении на практике специальных правоведческих дисциплин. В колледже проводится дистанционное* обучение уголовному праву, изучение криминологии, административной деятельности ОВД, судебной медицины, режима секретности в делопроизводстве, тактико-специальная и огневая подготовка и др.
Каковы результаты обучения?
Выпускники колледжа получают диплом государственного образца. Такой документ позволяет работать на различных должностях в сфере ведения правоохранительной деятельности. Можно продолжить обучение в вузах на направлениях подготовки профиля «Юриспруденция» и более глубоко изучать уголовное право, криминологию. Имея на руках полноценный диплом СПО, есть возможность работать и обучаться в вузах заочно, без отрыва от профессиональной деятельности.
Как поступить на правоведческие специальности в колледж?
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Правоохранительная деятельность
Вы будете перенаправлены на Автор24
В последнее время грамотно спланированное проведение правоохранительной деятельности становятся все более востребованным среди рядовых граждан. Правоведение как наука пользуется огромной популярностью у абитуриентов, о чем свидетельствуют огромные очереди в приемные комиссии в соответствующих вузах и достаточно высокая конкуренция среди поступающих.
Это можно объяснить привилегиями сотрудников правоохранительной системы и престижностью самой работы, возможностью стремительного карьерного роста и внутренними убеждениями молодого гражданина своего государства. Для того чтобы связать свою жизнь с этой специальностью, необходимо знать некоторые специфики и функции правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность – это работа специально уполномоченных государственных структур, которая проводится с целью охраны права
Само понятие рассматривается специалистами в широком и узком смысле. Первый – это функционал всех институтов государственного подчинения, занимающихся обеспечением соблюдения свобод и прав граждан. Второй подразумевает деятельность специально-уполномоченных структур, основной целью которых выступает охрана права от грубых нарушений, обеспечение полноценной свободы. Осуществление указанных обязанностей производится в пределах законах и строго установленном порядке.
На сегодняшний день выделяют такие признаки правоохранительной деятельности:
Понимание обеспечения режима легальности и государственной дисциплины помогает ответить на такие вопросы: как и кем, какими методами и средствами обеспечивается и поддерживается должный уровень законности и дисциплины в государстве? Ответом на данную дилемму служит сложная и многогранная система правоохранительной деятельности конкретной страны.
Готовые работы на аналогичную тему
Задачи и функции правоохранительной деятельности
Определение задач и функций правоохранительной деятельности – отправная точка построения эффективной правоохранительной системы.
Рисунок 1. Цели и задачи правоохранительной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиционно в официальных документах указываются такие государственные институты:
Основное предназначение правоохранительной деятельности заключается в обеспечении режима законности в демократическом обществе, подразумевающего неукоснительное соблюдение и выполнение всех существующих юридических норм, особенно тех, которые прописаны в законах, а также всех правовых предписаний гражданами, должностными лицами, и государственными органами.
Можно выделить и общие понятия, которые в обязательном порядке отвечают на конкретный признак. Это принципы соответствуют функционалу институтов, правовых структур, а также их прямых полномочий и направлений. Необходимо также знать, для чего предназначается правоохранительная деятельность. Ее функции выступают одним из главных предметов обязательного изучения.
Среди ключевых задач можно выделить следующие:
Каждую из вышеуказанных целей должен выполнять определенный орган, однако все они тесно взаимосвязаны, и деятельность одних непременно влияет на результат работы других прямо или косвенно.
Виды правоохранительных органов
В общем, все виды правоохранительной системы можно разделить на три главных группы, каждая из которых выполняет определенный вид правовой деятельности, а именно: выявление и оперативное расследование преступлений, обеспечение порядка и безопасности и юридическое консультирование.
В этом случае, первая группа занимается только досудебным этапом, то есть пытается раскрыть преступление и обозначит его мотивы. Также в юрисдикции данных органов находится судебное дознание и следствие. Контроль за порядком осуществляют сотрудники полиции, центральная задача которых заключается предотвращении преступлений, их выявлении и пресечении. Кроме того, к основным функциям указанной структуры можно добавить предоставление охраны определенных социальных объектов, административный мониторинг разных сфер деятельности.
В настоящее время существует интернациональная полиция, деятельность которой осуществляется по всему миру и имеет больше реальных возможностей для объективного расследования особо важных дел. Последний вид – это институты юридической помощи. В их состав входят нотариат и адвокатура, нотариат. Спорным моментом является мнение об отнесении к указанным правительственным органам адвокатуры и определенных частных детективных или охранных служб.
Определяя место судебных и правоохранительных органов в концепции работы органов государства, стоит исходить из принципа грамотного разделения власти. Посредством такого принципа место правовых структур определяется функциями конкретного вида государственной деятельности, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними ключевых задач: защита общества, личности и государства.
Правопорядок, который базируется на праве и законе жизнедеятельности общества и государства, обязательно включают в свою основу беспрекословное соблюдение норм и требований законности абсолютно всеми его субъектами.
В понятие правовой дисциплины входят два взаимодополняющих главных элемента: во-первых, присутствие и соблюдение определенной системы правил и норм поведения людей; во-вторых, практическое выполнение этих правил всеми обязанными субъектами. Отсутствие любого аспектов полностью исключает само понятие дисциплины в этом социуме.
Выделяют много разновидностей дисциплины по отраслевому, субъективному и функциональному признакам, в зависимости от того, для кого и кто устанавливает эти правила.
Гражданское право определяет правила жизнедеятельности общества, которые складывались исторически, на основе обычаев, традиций и конфессиональных верований, отражающих специфику профессионального и национального менталитета социума. В ее состав входят: ритуальная дисциплина, общежитейское общение субъектов определенного социума, религиозная сфера, неписаные кодексы профессиональной гордости и другие.
Соотношение и взаимодействие категорий легальности и государственной дисциплины таковы: требования правовой дисциплины должны быть закреплены в законодательстве и подзаконных актах; их выполнение можно отнести одновременно и к сфере законности, и государственной дисциплине; исполнение нужд некоторых правовых систем охватывается только понятием законности.
Одним из главных элементов содержательных свойств категорий государственной дисциплины и законности выступают реальный режим состояния легальности в жизнедеятельности определенного общества и государства, а также методы обязательного обеспечения порядка правоохранительной деятельности на конкретном этапе исторического развития современного общества.
Правила и нормы поведения, которые устанавливаются для участников и членов разнообразных общественных объединений их соответствующими руководящими органами, стоит рассматривать как виды общественной дисциплины: профсоюзной, партийной, дисциплины членов многочисленных профессиональных общественных структур, творческих организаций, клубов по интересам и органов общественной самодеятельности.
Правоведение для чайников — 24. Чем занимаются правоохранительные органы?
Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Термин «правоохранительные органы» понимают по-разному.
В юридической литературе в «правоохранительные органы» включают всех, кто должен охранять порядок, закон и права человека. Соответственно, к ним относят не только борцов с преступностью, но и работников Министерства юстиции, спецслужб (СВР, ГРУ и ФСО) и даже нотариусов с адвокатами.
Одни люди включают суды в число правоохранительных органов, другие – нет.
А в учебниках «Правоохранительные органы» иногда рассказывают заодно об основных юридических профессиях. Это не лишено смысла, ведь любой юрист так или иначе служит закону и защищает права граждан. Поэтому их тоже можно включить в число «правоохранителей».
В общем, термин «правоохранительные органы» – размытый и неопределённый. Но для нас это не так важно. Я включу в это понятие всех, кто должен охранять права граждан и закон, пусть даже по разные стороны баррикад (как, например, прокуроры и адвокаты). И тогда получится такой длинный список:
Суды
Министерство внутренних дел (МВД)
Следственный комитет (СК)
Прокуратура
Федеральная служба безопасности (ФСБ)
Служба внешней разведки (СВР)
Главное разведывательное управление (ГРУ)
Федеральная служба охраны (ФСО)
Федеральная таможенная служба (ФТС)
Федеральная налоговая служба (ФНС)
Многочисленные надзорные ведомства (Роспотребнадзор, Роскомнадзор и т. д.)
Министерство юстиции (Минюст) и подчинённые ему Федеральная служба судебных приставов (ФССП) и Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН)
Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия)
Адвокатура
Нотариат
Остальные юристы
В последующих заметках я опишу каждый из перечисленных органов, кроме судов (про них я уже рассказал), а также некоторые юридические профессии.
Но прежде разберёмся в том, чем именно правоохранительные органы занимаются. В частности, нужно понять, что такое «предварительное расследование», «оперативно-розыскная деятельность», «привлечение к административной ответственности» и «административный надзор».
Самая известная и важная задача правоохранительных органов – расследовать преступления.
Многие видели этот процесс в американских фильмах и сериалах. Самый наглядный – сериал «Закон и порядок» (Law and Order). В нём показана примерная схема расследования в США. Детективы из полиции осматривают и фотографируют место происшествия, передают найденные предметы и вещества экспертам, беседуют с людьми, владеющими информацией, с разрешения суда проводят прослушку или обыск потенциального подозреваемого. Это помогает им мысленно нарисовать картину произошедшего и установить наиболее вероятного преступника. Затем против этого человека выдвигает обвинение прокурор. Начинается судебное разбирательство: прокурор представляет суду картину произошедшего с помощью свидетелей, экспертов и найденных доказательств, а подсудимый и адвокат пытаются её опровергнуть.
В России другая логика. У нас считается, что при расследовании картину произошедшего надо формировать не в голове, а на бумаге, ещё до суда, при этом фиксируя каждый шаг в письменном виде. В России это делает следователь – фигура, неизвестная в Англии, США и многих других странах.
Если расследование, которое мы видим в американском кино, – это фактическое выяснение обстоятельств дела, то у нас расследование – это оформление результатов выяснения обстоятельств дела. Например, в США детектив выясняет, что Б. видел важное событие, сообщает об этом прокурору, а тот впоследствии вызывает Б. в суд, где тот всё рассказывает. В России это выглядит так: оперативник выясняет, что Б. видел важное событие, сообщает об этом следователю, следователь вызывает Б. на допрос, записывает его показания, оформляет протокол допроса и подшивает его в папку с уголовным делом. Потом папку передают подсудимому и его защитнику – чтобы те изучили, в чём состоит обвинение, и прокурору – чтобы тот презентовал дело в суде.
Соответственно, в России законодательство, юридическая наука и практика полицейской работы выделяют два процесса – «раскрытие преступления» и «расследование преступления» (точнее говоря – «предварительное расследование преступления»).
«Раскрытие преступления» похоже на тот процесс, который мы видим в кино и сериалах и который неюристы называют «расследованием». Это изучение места происшествия, анализ следов, разговоры со свидетелями и другие действия по выяснению того, что и как произошло. Раскрытие преступления происходит в рамках «оперативно-розыскной деятельности». Занимаются этим оперативники МВД и некоторых других ведомств.
А вот «расследованием преступления» в России называют оформление документов уголовного дела – той самой папки с бумагами, которую направят в суд. Этот бюрократический процесс урегулирован Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).
Считается, что следователь в ходе расследования производит «следственные действия» и «процессуально закрепляет» найденные доказательства. Вот некоторые следственные действия: допрос, обыск, освидетельствование, опознание, следственный эксперимент и т. д. В результате каждого из них должен получиться протокол (скажем, «протокол допроса» или «протокол обыска») – письменный документ, где подробно описано, как именно происходило следственное действие. Эти документы и будут иметь решающее значение для суда.
Итак, процесс расследования чрезвычайно забюрократизирован. Нельзя просто взять и начать расследование: надо составить «постановление о возбуждении уголовного дела». Нельзя просто осмотреть и сфотографировать место происшествия: надо составить «протокол осмотра места происшествия». Нельзя просто пообщаться со свидетелем, чтобы потом вызвать его в суд: надо составить «протокол допроса». Наконец, нельзя просто обратиться в суд и там уже рассказать, как всё было, предъявив свидетелей, видеозаписи и вещественные доказательства. Нет, нужно ещё до суда написать «обвинительное заключение» – текст, где подробно изложено, что, как и почему сделал обвиняемый и какими доказательствами это подтверждается.
Иногда раскрытие происходит перед расследованием: оперативники при доследственной проверке находят преступника и доказательства, которыми это можно подтвердить. И тогда следователю нужно будет расследовать уже раскрытое дело (звучит странно, но происходит именно так), т.е. производить «процессуальное закрепление» этих доказательства. Иногда раскрытие происходит параллельно с расследованием: следователь возбуждает дело, когда ещё неясно, кто преступник, и поручает оперативникам выяснить обстоятельства дела.
Из-за этой трудоёмкой и не всегда осмысленной процедуры простейшие дела в России затягиваются на месяцы и годы. Скажем, человек под видеокамеру что-то украл в магазине и попался с поличным. Казалось бы, раз вора схватили, то расследовать ничего не надо: ведь можно привести его в суд, показать видеозапись, допросить свидетелей, выслушать мнение подсудимого и адвоката, после чего судья вынесет решение. Но так просто всё не работает. Здесь между раскрытием преступления и судебным разбирательством тоже есть предварительное расследование. Оно может продлиться пару месяцев и дать результат в виде нескольких томов уголовного дела.
Российские юристы привыкли к этому и даже не представляют, что бывает иначе. Однако посторонних такой процесс часто удивляет. Вот как описывает журналист Антон Носик знакомство со своим уголовным делом. Он в своём блоге чересчур горячо одобрил российские бомбардировки Сирии, из-за чего попал под уголовное дело по ст. 282 УК РФ за возбуждение ненависти к сирийцам. Группа следователей и оперативников расследовала это дело около восьми месяцев и изготовила бумаг на несколько томов уголовного дела.
Есть два вида предварительного расследования: «дознание» (покороче и по менее тяжким преступлениям) и «предварительное следствие» (подлиннее и по более тяжким преступлениям). Первым занимаются дознаватели, вторым – следователи. Ну а раскрытие преступления – задача оперуполномоченных (оперативников).
В России предварительное расследование фактически подменило собой судебное разбирательство. Именно следователь, принимая данные от оперативника и изучая найденных им доказательства, решает, виновен человек или нет. По итогам расследования он пишет обвинительное заключение – что-то вроде черновика судебного решения. В этом тексте описаны все действия подсудимого, перечислены и истолкованы нужным образом все доказательства и даны ссылки на все необходимые законы. Из-за этого судья считает, что истина по делу уже установлена, и почти в 100% случаев соглашается с тем, что написал следователь. Судье остаётся переписать обвинительное заключение и назначить наказание. Так и появляется большинство приговоров по уголовным делам.
«Вместо того чтобы стать стеной из юристов-профессионалов, которая не пропускает в суд (и прокуратуру) некачественные дела из полиции, следствие само сделало судом (институтом, в котором практически окончательно решается вопрос виновности) и превратило суд в своё подобие» («Российский следователь: призвание, профессия, повседневность» К. Титаев, М. Шклярук).
Таким образом, предварительное расследование преступлений в России – дело медленное, малоэффективное и состоящее, в основном, из работы с бумагами. Видимо, поэтому у нас нет ни одного реалистичного сериала или фильма об этом процессе – ведь увлекательного зрелища из этого не сделаешь.
Подробнее о расследовании уголовных дел можно узнать из рассказа бывшего следователя Марии Шклярук «Уголовное следствие в России: теория и практика» и лекции социолога Кирилла Титаева «Ошибки следователей и следствие как историческая ошибка», а также из их совместной книги «Российский следователь: призвание, профессия, повседневность».
Итак, перед тем как расследовать преступление (т.е. подготовить по нему документы для суда), его нужно раскрыть (т.е. установить фактические обстоятельства). И если преступник не схвачен на месте или не очевиден с самого начала, раскрытие происходит в рамках оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Занимаются ею оперативные уполномоченные (они же «оперуполномоченные», они же «оперативники», они же «опера»), работающие в разных правоохранительных органах.
ОРД – это крайне широкое понятие, которое включает раскрытие, выявление, предупреждение и пресечение преступлений, розыск людей (скрывающихся или пропавших без вести) и добывание всякой полезной информации.
ОРД похоже на «расследование», как его понимают во многих других странах или как его понимают в России неюристы, – то есть фактическое выяснение обстоятельств дела. Но, как я уже рассказал, наше законодательство отделяет «раскрытие» преступлений от их «расследования». И расследования не будет до тех пор, пока следователь или дознаватель не напишет постановление о возбуждении уголовного дела и не начнёт оформлять для суда нужные бумаги.
ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД») устанавливает общие принципы и перечисляет оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) – действия, которые могут совершать оперативники. Это, например, «опрос», «наведение справок», «сбор образцов для сравнительного исследования», «проверочная закупка», «исследование предметов и документов», «наблюдение», «обследование помещений», «прослушивание телефонных переговоров», «оперативное внедрение», «оперативный эксперимент», «получение компьютерной информации» и некоторые другие (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»). Детали в законе не раскрыты, по большей части они содержатся в подзаконных актах МВД (в том числе засекреченных).
Как видите, многие оперативно-розыскные мероприятия похожи по смыслу на следственные действия, которые следователь производит в ходе расследования. Это неслучайно: многие ОРМ служат основой для следственных действий. Так, после устного «опроса» свидетелей, которым занимается оперативник, следователь производит «допрос», результаты которого оформляет в письменном виде.
Материалы некоторых ОРМ могут сразу стать доказательствами в уголовном деле. Для борьбы с наркоторговцами, например, используют «проверочную закупку». Выглядит она так: оперативники в штатском покупают под видеозапись товар и получают таким образом доказательства сбыта наркотиков.
О других оперативно-розыскных мероприятиях большинство читателей знает из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и снятого по его мотивам сериала «Место встречи изменить нельзя».
Эти произведения рассказывают о работе московских оперативников в середине 1940-х гг. и демонстрируют яркие оперативно-розыскные мероприятия:
«опрос» (разговоры с жителями Москвы);
«обследование помещений» (изучение мест убийств и разбойных нападений);
«прослушивание телефонных переговоров» (например, переговоров Фокса с пособниками банды «Чёрная кошка»);
«оперативное внедрение» (в первой серии оперативник Векшин неудачно пытается внедриться в банду «Чёрная кошка», а в конце сериала то же самое, но с успехом делает Шарапов).
Книга и сериал уделили мало внимания процедуре следствия. Только иногда в них появляется следователь прокуратуры Панков, который даёт указания оперативникам и помогает им в организации мероприятий. Однако именно те документы, которые оформил сам Панков или оперативники под его руководством, стали частью уголовного дела, которое поступило бы на рассмотрение суда.
Некоторые тонкости ОРД можно узнать из лекции доктора юридических наук Юрия Гармаева «Оперативно-розыскная деятельность в России». Также, если вы не знакомы с книгой «Эра милосердия» и сериалом «Место встречи изменить нельзя», то рекомендую срочно ознакомиться. А из современных произведений об ОРД наиболее реалистичными считаются повести Кивинова (литературный псевдоним Андрея Пименова, бывшего оперативника МВД).
В США, где расследование и оперативно-розыскная деятельность не разделены, об этом процессе можно узнать из сериала «Прослушка» (The Wire). Сценарий к нему писали журналист криминальной хроники и бывший детектив, так что сериал получился очень жизненным. В центре сюжета – группа полицейских, ведущих борьбу с наркомафией.
Привлечение к административной ответственности
Напомню, что административное правонарушение (в просторечии – «административка») – это нарушение закона, менее опасное для общества, чем преступление. Его может совершить как человек, так и организация (в отличие от преступлений, где виновным может быть только человек). Все эти правонарушения перечислены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Административных правонарушений очень много, совершают их часто, а наказание не столь жёсткое. Поэтому виновного наказывают в упрощённом порядке, чтобы не загружать судебную систему. Обычно обходятся без полноценного расследования и суда: чиновник или полицейский просто пишет постановление о привлечении к административной ответственности. Там он кратко описывает, что сделал нарушитель, чем это подтверждается, какая статья КоАП РФ нарушена и какое наказание назначено (чаще всего – штраф). Если же «наказанный» не согласен, он может обжаловать это в суде.
К более серьёзному наказанию сотрудник правоохранительного органа приговорить сам не может. В этом случае он передаёт все материалы в суд, который и принимает решение. Но даже в этом случае сбор доказательств упрощён и не похож на расследование преступлений с огромным количеством бумаг.
Впрочем, иногда всё же нужно провести так называемое «административное расследование». Оно нужно, когда факт правонарушения можно доказать только с помощью экспертизы и других схожих действий (ст. 28.7 КоАП РФ). В этом случае процесс становится больше похожим на расследование преступлений: здесь тоже нужно оформить много разных бумаг, что может занять несколько недель и месяцев.
Почти все правоохранительные органы могут привлечь к административной ответственности. Сотрудники МВД обычно занимаются нарушениями, в которых виновны простые граждане (побои, мелкое хищение, мелкое хулиганство и т. д.), а надзорные ведомства (Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор, Росприроднадзор и др.) – нарушениями должностных лиц и организаций.
Лирическое отступление: от «административки» не зарекайся
Все примерно представляют, как себя вести, чтобы не стать преступником. Нельзя причинять вред другим людям и их имуществу, а в России дополнительно – не критиковать действующую власть, разные религии и национальности. То есть обычно не нужно хорошо знать законы, чтобы избежать уголовного преследования.
С «административкой» всё иначе. Работа любой организации урегулирована кучей разных правил. Регистрация фирмы, лицензии на некоторые виды деятельности, пожарная и санитарная безопасность, документы на работников (особенно иностранцев), бухгалтерский учёт, порядок обслуживания клиентов, сертификаты на отдельные товары и услуги, отчёты в органы статистики, налоговую и пенсионный фонд – по всем этим вопросам государство устанавливает многочисленные и неочевидные правила и постоянно их меняет. Если зазеваться и что-то вовремя не отследить, можно ненароком нарушить закон и попасть под гигантский штраф.
Например, многие не знают, что организация, берущая на работу бывшего госслужащего, должна в течение 10 дней уведомить его бывшего работодателя (ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции»). Иначе – штраф 100-500 тыс. руб. на юрлицо (ст. 19.29 КоАП РФ). «В основном, дело касается бывших полицейских, устраивающихся на работу охранниками, приставов, идущих в кассиры, и прочих «девочек в окошках», идущих в офисный планктон, – пишет юрист Алексей Елаев. – Взять всех уволившихся за последние два года с госслужбы, а потом посмотреть по картотеке пенсионного фонда, куда они устроились, для прокуратуры особого труда не составляет, потому такие дела «клепаются» пачками и так же пачками направляются в суды» (Закон.Ру).
Можно найти десятки подобных «правонарушений», которые не представляют никакой общественной опасности, но приводят к болезненным наказаниям для нарушителя. Поэтому любой руководитель или бизнесмен должен знать основные нормы административного права в своей сфере и советоваться с юристами, отслеживающими изменения в законах. Как видите, совершить правонарушение можно, даже не подозревая об этом.
В любом государстве самая мощная ветвь власти – исполнительная. Она включает сотни госорганов, управляющих почти всеми сферами жизни.
Органы исполнительной власти работают разными методами: выделяют деньги из бюджета подотчётным учреждениям, следят за их расходованием, ведут статистику, выпускают подзаконные акты. Но, пожалуй, главный метод – это «административный надзор» или просто «надзор».
Суть административного надзора такова: госорган наблюдает за тем, как подведомственные ему организации соблюдают действующее законодательство. И если кто-то из них что-то нарушит, то госорган либо сразу его накажет, либо даст время исправить ошибку.
Главный надзорный орган в России – это прокуратура. Считается, что она надзирает за соблюдением всех законов всеми организациями в стране. Это, конечно, невыполнимая задача, поэтому прокуратура решает её очень формально и часто никак не реагирует на какие-то нарушения закона.
Впрочем, в последние годы вместо прокуратуры надзором, в основном, занимаются специализированные надзорные органы. Несколько десятков подобных органов действуют почти во всех возможных сферах: Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Росприроднадзор и др. Почти все организации находятся под надзором того или иного ведомства (а чаще всего – сразу нескольких).
Можно условно сказать, что «надзор» соотносится с понятием «привлечение к административной ответственности» так же, как «оперативно-розыскная деятельность» соотносится с понятием «предварительное расследование». Сравнение очень условное, но примерно передаёт суть дела. И надзор, и ОРД – это постоянное наблюдение и выявление нарушений (в первом случае – административных, во втором – уголовных). А «привлечение к административной ответственности» и «предварительное расследование» – это оформление документов по выявленным нарушениям.
Надзор за соблюдением закона – сама по себе вещь неплохая. Но в российских условиях он становится всё более формальным и бесполезным процессом. «Из сообщения прокуратуры мы узнаем, что «в журнале учета приема больных не указано. не отражены. не установлен. не обосновано. »; «журнал осмотра приема больных не содержит. »; «выписка из протокола не представлена. » и т. д., – пишет социолог Кирилл Титаев. – Подавляющее большинство отчетов сообщает нам только, что сотрудники проверяемой организации неправильно вели документы. Узнать, совершали ли они какие-нибудь действия и как эти действия соотносятся с правилами, из этих отчетов невозможно… К замечаниям по ведению документации перестаешь относиться серьезно, как только вспоминаешь, какое количество «документов» требуется составлять в любой области, которая затронута государственным регулированием. И в каждой сфере любой специалист знает, что из этого важно, а что нет. Если в университете не заполняются экзаменационные ведомости – это маркер произвола и коррупции. Но серьезно относиться к журналам инструктажа по технике безопасности будет только фанатик – все понимают, что это одна из десятков бессмысленных подписей, которые сотрудник ставит на десятках бессмысленных документов. В качестве наследия советской модели и государства нефтяного благополучия, которому нужно обеспечить работой армию чиновников, мы имеем невероятное количество бессмысленных регуляций» («Бессмысленный общий надзор»).
Предварительное расследование преступления – это оформление документов уголовного дела. Не следует путать расследование с раскрытием преступления: иногда раскрытие происходит до предварительного расследования, а иногда – параллельно с ним. Предварительное расследование делят на две разновидности: «дознание» (покороче и по менее тяжким преступлениям) и «предварительное следствие» (подлиннее и по более тяжким преступлениям). Первым занимаются дознаватели, вторым – следователи. В России предварительное расследование фактически подменило судебное разбирательство. Написанное по его итогам обвинительное заключение обычно без изменений переписывается в судебное решение.
Привлечение к административной ответственности – это наказание людей и организаций, совершивших административные правонарушения. Этот процесс проще и быстрее, чем расследование преступлений: обычно обходятся без полноценного расследования и суда. Почти все правоохранительные органы могут привлечь к административной ответственности. Сотрудники МВД обычно занимаются нарушениями простых граждан, а надзорные ведомства – нарушениями должностных лиц и организаций. Нужно хорошо знать законы, чтобы не совершить административное правонарушение.
Административный надзор – это наблюдение госоргана за тем, как подведомственные организации соблюдают законодательство. Если кто-то из них что-то нарушит, госорган либо сразу его накажет, либо даст время на исправление ошибки. Главный надзорный орган в России – это прокуратура. Она формально следит за соблюдением всех законов всеми организациями. Но основную работу в этой сфере делают специализированные надзорные органы: Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роспотребнадзор, Росприроднадзор и др. В России административный надзор становится всё более формальным и бессмысленным процессом.