Правомерно ли утверждение что инклюзивное образование как феномен общего и специального образования
Феноменология инклюзивного образования
Инклюзивное образование все более активно занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья как в мировом сообществе, так и в России.
Инклюзивное образование как педагогическое явление подразумевает такую организацию образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических и иных особенностей, обучаются вместе со здоровыми сверстниками. При этом значимым условием становится учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и предоставление специфической педагогической поддержки. Анализируя инклюзивное образование как социальный феномен, многие ученые говорят о необходимости формирования в обществе особой культуры отношений к инвалидности, к лицам с ОВЗ, создания условий для социализации и максимально возможной самореализации таких людей.
Но реализация содержания и условий оказания специальной поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет собой сложную проблему.
Осуществление инклюзивного образования зависит от созданного кадрового потенциала, имеющейся материально-технической базы, сформированного общественного мнения, культуры и толерантного отношения всех участников образовательного процесса к особым детям.
В России ратифицированы международные акты, гарантирующие инвалидам и лицам с ОВЗ равные возможности в получении образования.
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы предполагает создание современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с проблемами в развитии. В России и мире оформилась тенденция активного включения людей с особыми потребностями в общественную жизнь. С учетом социального заказа, обращенного к высшему педагогическому образованию, выраженного в виде требований к подготовке педагогов, способных самостоятельно ориентироваться в современном образовательном пространстве, становится понятен интерес к интегральным характеристикам педагога, включая его профессиональную готовность (ФГОС дошкольного образования (2013 г.), проект «Концепции поддержки развития педагогического образования» (2013 г.), «Профессиональный стандарт педагога» (2013 г.), «Программа модернизации педагогического образования» (2014–2017 гг.), «Дорожная карта реализации концепции поддержки развития педагогического образования» (2014–2015 гг.)). В этом ракурсе особое значение приобретает проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению инклюзивного образования.
Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, должна быть сформирована ГОТОВНОСТЬ.
Это сложное синтетическое образование, состоящее из комплекса разнообразных, связанных между собой компонентов
Посмотри на схему готовности:
Ценностно-мотивационный | Когнитивный |
личностная ценность образовательной деятельности в инклюзивном образовании | Общие теоретические и прикладные знания в сфере инклюзивного образования |
Операциональный | Аффективный |
паттерны копинг-поведения, реализуемые в условиях инклюзивного образования | чувства, эмоции, переживания, обусловленные осуществлением инклюзивного образования |
Чтобы проверить, насколько сформированы эти компоненты, можно заполнить несколько опросников.
I. Ценностно-мотивационный компонент готовности
Опросник «Инклюзивное образование: личный взгляд»
А) знаю об инклюзивном образовании
Б) не интересуюсь инклюзивным образованием
В) А что это такое инклюзивное образование?
2. Я считаю, что инклюзивное образование реально обеспечивает равный доступ к образовательным услугам лицам с ОВЗ
3. Я считаю, что инклюзивное образование реально обеспечивает равный доступ к информации лицам с ОВЗ
4. Я считаю, что инклюзивное образование реально обеспечивает более широкий круг общения лицам с ОВЗ
5. Я считаю, что инклюзивное образование реально обеспечивает равный доступ к образовательным услугам лицам с ОВЗ
6. Я считаю, что инклюзивное образование:
А) хорошее решение, принесет пользу
Б) это административное решение, которое не «приживется»
7. Я считаю, что инклюзивное образование
А) подходит только лицам с ОВЗ всех категорий
Б) подходит только лицам с ОВЗ отдельных категорий
8. Я считаю, что инклюзивное образование имеет преимущества перед специальным образованием
9. Я считаю, что сильной стороной инклюзивного образования является:
10. Я считаю, что слабой стороной инклюзивного образования является:
11. Я считаю, что проблемой реализации инклюзивного образования в России является:
12. Я бы хотела учиться в инклюзивном образовательном учреждении
12. Я бы хотела, чтобы мой ребенок учился в инклюзивном образовательном учреждении
А) педагогом в общеобразовательном учреждении
Б) педагогом в специальном образовательном учреждении
В) педагогом в инклюзивном образовательном учреждении
14. Мой педагогический стаж
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Мини-лекция 2
Особенности педагогической деятельности
в условиях инклюзивного образования
Для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимы специалисты, получившие специальное дефектологическое образование, фундаментальную теоретическую и практическую подготовку.
Н.Н. Малофеев выделяет приоритетные направления подготовки дефектологов: 1) подготовка педагогов-дефектологов, способных грамотно и комплексно построить работу с любым ребенком; 2) подготовка специальных психологов как участников процесса сопровождения; 3) подготовка педагогов массовых общеобразовательных учреждений; 4) подготовка педагогов, имеющих представления об особенностях организации и содержания работы с семьей «проблемного» ребенка, умеющих включить родителей в процесс его сопровождения.
Однако в процессе осуществленияинклюзивного образования возникает ряд объективных и субъективных трудностей, препятствующих его нормативному исполнению (О.А.Денисова, Л.М. Кобрина, О. Л. Леханова, В.Н. Поникарова и др.).
Объективными трудностями мы считаем: слабую информированность педагогов и родителей (или лиц, их заменяющих) о специфике инклюзивного образования детей с ОВЗ, слабое правовое обеспечение системы инклюзивного образования, отсутствие прочных связей родителей детей с ОВЗ (или лиц, их заменяющих) с образовательными учреждениями, нерешенность проблем перехода к инклюзивному обучению детей с ОВЗ.
В процессе работы с детьми с ОВЗ педагоги испытывают существенные физические, психические и психологические перегрузки, что ведет к проявлениям эмоционального напряжения и перенапряжения – к формированию синдрома эмоционального выгорания, профессионального выгорания и профессиональной деформации (В.Д. Брагина, В.Н. Поникарова, Н.Ф. Алиева, И.О. Елькин, Л.В. Чернышева, И.И. Юдин, Т.Н. Юдина и др.).
Субъективными трудностями для педагогов являются работа с родителями детей с ОВЗ и нормальных сверстников, которые обучаются в одном образовательном коллективе; методика проведения коррекционных занятий и коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Существенные трудности также вызывает проблема принятия педагогами (особенно не имеющими дефектологического образования) детей с ОВЗ, понимания их особенностей и имеющихся возможностей, а также неумение (и/или нежелание) предупреждать указанные сложности.
Таким образом, это указывает на трудности выполнения всех основных видов профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования: аналитико-диагностической, коррекционной и профилактической.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями [1, с.104]. Одной их таких инноваций является инклюзивное образование. Инклюзивное образование основано на социальном подходе к образованию лиц с ограниченными возможностями в развитии.
Концепция инклюзивного образования, являющаяся одним из ведущих направлений современной государственной политики в области образования во всем мире призвана разрешить глобальные противоречия современной социальной системы и обеспечить право на возможность получения образования каждым ребенком, поэтому идея инклюзии как ключевого принципа развития образовательной системы прорабатывается сейчас очень активно.
Инклюзивная педагогика, или педагогика инклюзивного образования, имеет предметом изучения широкую категорию детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и специфичны. Особые образовательные потребности учащихся возникают тогда, когда процесс обучения осложняется несоответствием возможностей детей предъявляемым к ним социальным ожиданиям, критериям успеха, общественным нормам поведения. Ведь инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Традиционно, в специальной педагогике, человека с ограниченными возможностями здоровья характеризуют как индивида, имеющего физический и (или) психический недостатки, требующие создания специальных условий для получения образования при освоении учебных программ. В инклюзивной среде создаются условия, учитывающие особые образовательные потребности людей данной категории, то есть нужды, которые по той или иной причине затрудняют получение образования.
Обучение в общеобразовательном учреждении совместно со здоровыми сверстниками признано во всем мире гуманной альтернативой учреждениям специального образования.
Таким образом, можно определить приоритетность инклюзивного подхода в качестве оптимального, повышающего образовательные шансы личности. Проведение в жизнь идеи инклюзии, а также развитие инклюзивной педагогики, способной ответить на потребности всех учащихся – задача сложная, в связи с тем, что отсутствует связь между общим и специальным образованием. В целях реализации инклюзивного образования настала необходимость создания инклюзивной педагогики
Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40). – С.15-26.
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы, формы инклюзивного образования детей с ОВЗ). Реализация инклюзивного образования в ДОУ
Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.
Задачи инклюзивного образования:
— создание адаптивно-образовательной среды
— обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ;
— построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
— интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций;
— обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;
— разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ;
— координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей;
— повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
— формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
— принцип индивидуального подхода;
— принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
— принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
— принцип междисциплинарного подхода;
— принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
— принцип партнерского взаимодействия с семьей;
— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно обозначают следующие формы (виды) инклюзии: точечную, частичную, полную. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Реализация инклюзивного образования в построении инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:
1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы
— беседа и анкетирование родителей;
— диагностика развития ребенка;
— наблюдение за поведением в группе.
2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.
3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
7. формирование умения поддерживать друг друга;
8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
— индивидуальные занятия со специалистами;
— активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми;
— праздники, конкурсы, экскурсии;, походы выходного дня.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
все дети, включенные в образовательный процесс
• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
родители детей с ОВЗ
• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
родители всех детей, посещающих инклюзивную группу
• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.
педагоги
• принимают политику администрации
образовательного учреждения по инклюзивному образованию;
• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);
• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;
• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;
• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.
ИНКЛЮЗИВНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Инклюзивное и специальное образование детей в современном мире
Ключевые слова : инклюзивное образование в общеобразовательных школах, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальное взаимодействие.
Согласно п. 27 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию всем обучающимся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].
В отличие от России, за рубежом, в таких странах как Великобритания и Соединенные Штаты Америки, инклюзивное образование начало развиваться раньше и на данный момент, заняло внушающее место в жизни людей и сознании каждого человека.
В 80-е годы 20 века в Америке строились новые здания и перестраивались старые, они учитывали потребности различных категорий инвалидов. Чтобы изменить у граждан отношение к инвалидам, проводилась активная работа в средствах массовой информации, которая была продумана и разработана психологами и другими специалистами.
В итоге, появлялись общественные организации и клубы, фонды, люди с отклонениями в здоровье не оставались брошенными, они общались между собой и принимали поддержку здоровых людей.[6,7,8]
На данный момент времени, в США работает программа Инклюжен, она подразумевает, что даже ребенок, имея синдром Дауна, сможет обучаться вместе со здоровыми детьми. Ее основы были заложены ещё в 1973г. В США общая тенденция такова, что ребёнка стараются помещать в специальные школы, только в крайние случаи.
Можно с уверенностью сказать, что в США отлаженная система оказания помощи людям с ограниченными возможностями в здоровье, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей обществом [6].
Для детей с ДЦП английская фирма «Рэхаб энд медикал» предлагает программу «Развитие основных навыков движения через обучения». Так же данная фирма осуществляет поставку специального оборудования для механотерапии и психотерапии [6,8].
Инклюзивное и специальное образование как инновационное направление образования имеет ряд достоинств. Так, Ю.В. Мельник [2], изучая проблемное поле инклюзивного образования, видит его положительную роль в возможности ребенка с ОВЗ находиться в коллективе, где он получает внешнюю оценку своего поведения и корректирует его в соответствии с предписанными обществом нормами.
П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова [3], выделяя положительные черты инклюзивного образования, приходят к выводу, что включение детей с ОВЗ в образовательную ситуацию массовой школы может стать катализатором преобразований, способных значительно улучшить условия обучения для всех.
Таким образом, анализируя мнения ученых по данной проблеме, можно сделать вывод, что инклюзивное образование оказывает положительное влияние как на детей с ОВЗ и инвалидностью, так и на других субъектов образования.
К достоинствам данной формы получения образования можно отнести следующее: ограничение маргинализации, устранение социального неравенства в отношении детей c ОВЗ, преодоление социальной изоляции, предотвращение сегрегации, устранение стереотипного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью, интеграция их в общественную жизнь; успешное прохождение процесса социализации; повышение мотивации к учебной работе и общественной деятельности в рамках школы, а также к успешной жизнедеятельности вне зависимости от наличия или отсутствия заболевания; социальное взаимодействие всех субъектов образования в рамках инклюзивной школы; общение детей с нормой развития и детей с ОВЗ и инвалидностью.
Д.В. Солдатов [4] к проблемным сторонам инклюзивного школьного образования относит трудности, связанные с созданием комфортных условий школьной среды: получение качественного образования наравне со здоровыми детьми. На сегодняшний день большинство российских школ не соответствуют требованиям, способным удовлетворить потребности детей с ОВЗ и инвалидностью. А также ученый отмечает трудности, связанные с взаимодействием детей с ОВЗ и детей с нормой развития в рамках школы.
Помимо отмеченных выше недостатков, выделим ряд проблем, которые имеет данная форма обучения:
— отсутствие единой и четко выстроенной концепции развития и внедрения системы инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации, что говорит о фрагментарности стратегии его введения;
— в рамках инклюзивного образования практически отсутствует специальная помощь и поддержка детей с ОВЗ;
— для детей с ОВЗ отсутствуют индивидуальные учебные планы и адаптированные программы;
— отсутствует тьютерское сопровождение;
— не представлено или слабо выражено междисциплинарное взаимодействие социальных, образовательных, медицинских и других организаций;
— детей с инвалидностью зачисляют в общеобразовательные учреждения, в которых отсутствуют специальные условия, а это негативно сказывается на процессе включения всех субъектов инклюзивного образования в новую социальную среду;
— существуют и проблемы, связанные с психологическим барьером учителя при взаимодействии с детьми с ОВЗ и инвалидностью, а также непринятие их в эмоциональном плане, что сказывается на профессиональной готовности учителя взаимодействовать с такими детьми;
Таким образом, рассмотрев инклюзивное образование как инновационное направление образования, нами были выявлены как его достоинства, так и недостатки. Ряд проблем, которые имеет данная форма обучения, объясняется тем, что в настоящее время идет процесс становления и формирования инклюзивного образования как социального института. Для устранения его недостатков необходимо вмешательство управленческих структур в процесс инклюзивного образования в школе.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 08.05.2018).
4. Солдатов Д.В. Инклюзия и интеграция как проблемы общего и коррекционного образования / Д.В. Солдатов // Материалы IX Международной научной конференции. 2013. С. 332-335.
Как дети с особенностями развития учатся в обычных школах
И что для этого нужно
ВЦИОМ, фонд «Обнаженные сердца» и ассоциация «Аутизм-Регионы» провели исследование об отношении россиян к инклюзивному образованию. 59% наших соотечественников впервые услышали этот термин, а еще 16% затруднились ответить.
Фонд «Обнаженные сердца» более десяти лет работает над созданием инклюзивного общества — открытого и доступного людям с особенностями развития, в том числе в сфере образования.
Мы помогаем детям с расстройствами аутистического спектра и выраженными нарушениями коммуникации, интеллекта и поведения учиться в школах. А также обучаем специалистов грамотно работать с разными детьми в процессе обучения.
В статье расскажу, что такое инклюзивное образование по закону, как оно выглядит на практике и чем наш фонд помогает ученикам с особыми потребностями.
О важном
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т—Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».
Что такое инклюзивное образование
Инклюзивное образование — это форма обучения, при которой у всех детей, в том числе с особенностями развития, есть возможность учиться совместно. Эту возможность гарантирует и закон об образовании: все дети могут учиться в школе, независимо от уровня их способностей или существующих диагнозов.
При этом родители могут выбрать, где именно будет учиться ребенок: совместно со школьниками без особенностей здоровья или в отдельном классе, специальной школе или особом учреждении — например, в детском реабилитационном центре, центрах психолого-педагогической или медико-социальной помощи.
Если родители выбрали обычную школу, отказать в зачислении могут, только если в классах нет свободных мест. В этом случае найти школу помогут районные управления или комитеты по образованию. Исключение — школы с конкурсным отбором: даже если там есть места, зачислить туда ребенка можно только по результатам экзаменов.
Если для успешной социализации и обучения ребенку нужны специальные условия, школа создаст их на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ПМПК. На это государство выделит отдельное финансирование. В заключении ПМПК может указать как необходимое оборудование, так и услуги дополнительных специалистов.
Программа должна корректироваться в зависимости от психофизических возможностей ребенка. То есть каждого ребенка школа должна обеспечить программой, которая позволит ему развиваться в силу своих возможностей.
Как помогать другим
Как включить ребенка с особыми потребностями в образовательный процесс
Вот что понадобится школе, чтобы успешно включить в образовательный процесс ребенка с особыми возможностями здоровья.
Служба сопровождения. Трудно представить себе учителя, который знает, как обучать ребенка с любыми существующими в мире особенностями в развитии. Поэтому преподавателям нужна помощь, чтобы они смогли модифицировать учебные материалы и задания под индивидуальные особенности конкретного ребенка.
Помочь в этом ему должны специалисты службы сопровождения, которые понимают потребности детей с теми или иными нарушениями: педагоги-психологи, логопеды, социальные и специальные педагоги, тьюторы. Их задача — не только рассказать, что нужно делать учителям, но и самим быть частью образовательного процесса: проводить оценку поведения учеников с особенностями, выстраивать программу обучения и помощи, объяснять особенности нового ученика и взрослым, и детям.
Наличие в школе психолога, логопеда или специального педагога далеко не всегда гарантирует, что этот специалист владеет современными и эффективными технологиями обучения детей и сопровождения инклюзии. Скорее всего, ему тоже нужна будет профессиональная помощь.
Во многих случаях возникает необходимость в тьюторе, который будет сопровождать ребенка. Кому-то это будет нужно только на период адаптации, а другим детям потребуется на все время обучения.
Тьютор работает с учеником на уроках: например, помогает справиться с нежелательным поведением или более подробно объясняет инструкции. А на переменах поддерживает школьника в процессе общения со сверстниками и сопровождает во время перемещений по школе, если это необходимо. Чтобы эффективно выстраивать свою работу, тьюторы также нуждаются в специальном обучении.
Оборудование. Инклюзия во многих случаях предполагает изменение среды и материалов. Например, могут понадобиться пандусы и подъемники, которые есть далеко не во всех школах. А также системы дополнительной или альтернативной коммуникации — планшеты и компьютеры, на которых ребенок будет выполнять задания. Еще нужны надписи, учебники и пособия для детей, которые пользуются шрифтом Брайля.
Дополнительная работа со всеми сотрудниками школы. Инклюзия предполагает, что потребности детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охрана, и родители типично развивающихся детей.
Если ребенок пользуется средствами дополнительной или альтернативной коммуникации, важно, чтобы его понимали не только учителя, но и другие люди, с которыми он сталкивается в школе. Например, если школьник использует вместо речи «говорящую» программу на планшете, учителя должны не только давать ему дополнительное время на ответ, но и научить одноклассников играть вместе с этим ребенком.
Как фонд «Обнаженные сердца» готовит детей с особенностями развития к инклюзивному образованию
С особенностью развития человек рождается и живет всю жизнь. Поэтому и поддержка ему нужна не только в школе, но и гораздо раньше.
Часто фонд начинает работать с детьми и их родителями еще до детского сада: это помогает на самом раннем этапе включить ребенка в образовательный процесс вместе с нейротипичными сверстниками. Так фонд работает с семьей Давида.
Когда мальчику исполнился год, родители начали замечать, что ребенок потерял приобретенные навыки и стал вести себя не так, как другие дети. Он не отзывался на свое имя, мало смотрел в глаза, часто перебирал пальцами рук у рта и носа, перестал есть ложкой и не показывал на предметы.
Дальше особенности поведения Давида становились заметнее: он начал ходить кругами, постоянно прыгал и махал руками. Все это напугало родителей, и они обратились за помощью к педиатру. Но врач ничем не смогла помочь.
Тогда родители пошли в частную клинику, где ребенку поставили диагноз «аутизм». Мальчику тогда было два года. Несмотря на то что отец Давида врач, даже он почти ничего не знал про этот диагноз.
Родители начали искать информацию в интернете и так наткнулись на фонд «Обнаженные сердца». В итоге ребенка пригласили в программу поведенческого вмешательства ASSERT, которая основана на прикладном анализе поведения.
Программа ASSERT состоит из набора техник — специалисты индивидуализируют их в соответствии с навыками, которым нужно обучить ребенка. Вот некоторые из них:
С июня Давид занимается бесплатно пять дней в неделю по четыре часа. Благодаря занятиям у Давида уже после первых недель появились большие достижения. Мальчик стал более социально активным, научился просить и отказываться, ждать. У него появилось подражание, он начал смотреть в глаза, играть в игрушки, используя их функциональность. Еще Давид стал общаться с помощью PECS — это специальная система общения путем обмена изображениями.
Кроме того, мальчик сказал свои первые слова: «мама», «папа» и даже «дятел». На детской площадке он не боится взаимодействовать с другими детьми, хотя из-за того, что Давид пока не до конца полноценно разговаривает, возникают недопонимания.
Как обучать детей с аутизмом
Аутизм — это самое часто встречающееся нарушение развития. Дети с аутизмом могут не откликаться на свое имя, не смотреть в глаза и избегать прикосновений. У них могут быть сложности в самообслуживании и трудности с речью. Многим детям с аутизмом трудно адаптироваться к изменениям и понимать социальные правила.
Последние годы принято говорить о расстройствах аутистического спектра — РАС. Спектр означает, что особенности, сильные стороны и потребности у разных людей сильно отличаются.
Есть дети с РАС, которым требуется лишь незначительная помощь и адаптация: большую часть времени они обучаются вместе со всем классом. А есть те, кто большую часть учебного времени проводят в отдельном классе, встречаясь со своими типично развивающимися сверстниками лишь на отдельных уроках или во время перемены. Нет и не может быть одной стандартной программы, которая подходила бы всем детям с РАС.
Однако исследования показывают, что наиболее успешные подходы в обучении детей с аутизмом основаны на идеях прикладного анализа поведения:
Родителям Давида фонд тоже предложил занятия — в проекте «Ранняя пташка». Отец и мать мальчика благодаря этому смогли узнать больше о РАС, как жить с ребенком с таким диагнозом и получить практические навыки взаимодействия с ним. А еще смогли познакомиться с другими родителями детей с аутизмом. По их словам, теперь жизнь с ребенком с РАС стала проще и легче.
У Давида хорошие перспективы, и родители надеются, что с помощью занятий мальчику удастся максимально приблизиться к нормотипичным детям и пойти в обычные садик и школу. Параллельно родители готовятся и к альтернативным вариантам — инклюзивным и специальным учебным заведениям.
Чем полезно инклюзивное образование
Иногда школам пытаются «отдать» особенных детей, но при этом не дают ничего другого: ни дополнительных тьюторских ставок, ни оборудования, ни обучения персонала. Такой подход — прямой путь к неудачам и конфликтам: учителя без дополнительной подготовки не представляют, как вести себя с детьми с инвалидностью, и не могут научить этому других школьников.
Возможно, поэтому в опросе ВЦИОМ 57% опрошенных опасаются риска роста конфликтов, агрессии, насмешек в инклюзивной среде. Все эти люди боятся, что детей станет больше, а ресурсов и поддержки на всех просто не хватит. При этом респонденты, у чьих детей есть опыт обучения в инклюзивных школах и детских садах, позитивно относятся к инклюзивному образованию.
На самом деле инклюзивный класс полезен как детям с особенностями развития, так и ученикам без них и даже государству.
Дети с особенностями развития, которые учатся в инклюзивных классах, больше склонны к положительному социальному и эмоциональному поведению, чем дети, которые занимаются отдельно. Например, обучение в обычном классе может вдохновить и побудить учеников с нарушениями интеллекта учиться лучше.
Еще обучение в обычной школе помогает ребенку с особенностями развития приобрести необходимые социальные навыки. Человеку, которого не брали в детский сад и школу, считая «необучаемым», будет гораздо труднее осваивать принятые в обществе правила и нормы во взрослом возрасте.
Чтобы дети с особенностями развития не потеряли навыки социализации за летние каникулы, существуют инклюзивные лагеря. В рамках проекта «Лето» фонд «Обнаженные сердца» оказывает поддержку организаторам таких лагерей
Кроме того, существует так называемый когортный эффект: чем старше человек, тем меньше вероятность, что он получал адекватную помощь с детства. В результате появляются проблемы, которые напрямую могут быть не связаны с диагнозом или инвалидностью. Например, паника или агрессия из-за невозможности выразить свои чувства, если человек не пользуется речью и у него нет средств дополнительной или альтернативной коммуникации.
У людей с выраженными двигательными нарушениями могут возникать дополнительные проблемы с дыханием, пищеварением. А также боли, контрактуры и деформации, если люди длительное время находятся в неправильном положении из-за отсутствия специального оборудования.
Многие годы огромное количество детей с нарушениями — например, с церебральным параличом или синдромом Дауна, — проживали в учреждениях закрытого типа: интернатах и домах ребенка. Система группового воспитания негативно влияет на любого ребенка, а для детей с особыми потребностями она просто губительна. Поэтому плачевное состояние многих детей в подобных учреждениях во многом связано с неадекватными условиями проживания, а не с изначальным диагнозом.
Дети без особенностей развития становятся более понимающими и развивают положительное отношение к различиям. В школе повышается общий уровень толерантности, уменьшается частота случаев травли в отношении всех детей, в том числе типично развивающихся сверстников. Дети становятся продуктивнее и активнее.
Для государства такая политика имеет не только гуманистическое, но и экономическое обоснование. В 2015 году было проведено социологическое исследование компанией «Бостон Консалтинг Групп»: на школьном проекте фонда «Обнаженные сердца» они показали, что каждый рубль, который фонд вкладывал в школьную образовательную программу для детей с РАС, экономил региону два рубля.
Это связано с тем, что ребенок с аутизмом в этом случае не сидит в четырех стенах, а занят, и у него меньше поведенческих нарушений. Поэтому его родители могут работать и платить налоги, а его братья и сестры — жить обычной жизнью, семья включена в общество.
Что тормозит развитие инклюзии
Общество меняется быстрее, чем школа успевает осваивать новые технологии обучения. Отсюда возникает некоторое сопротивление. А еще многие люди просто никогда не видели успешных примеров инклюзии и поэтому в нее не верят.
Как россияне относятся к инклюзивному образованию
Две трети россиян — 66% — положительно относятся к совместному обучению детей с особенностями развития с детьми без особенностей.
Об отрицательном отношении заявили 16% респондентов, а 13% относятся нейтрально. Больше позитивных оценок среди молодежи от 18 до 24 лет — 81%, меньше — среди людей старшего возраста, от 60 лет, — 57%.
При этом сам термин «инклюзивное образование» остается малоизвестным для большинства людей. Каждый пятый респондент слышал про инклюзивное образование — 24%, но только каждый десятый — 11% — смог верно описать, что это такое.
Есть и другие причины, которые мешают развитию инклюзивного образования — расскажу о них подробнее.
Трудности с получением правильного диагноза. Сейчас в России проживают 722 000 детей с инвалидностью. Но, например, среди них только 39 000 детей с официально установленным диагнозом «аутизм». Это явно заниженные данные: Минздрав еще в 2013 году подтвердил, что уровень распространенности аутизма в популяции составляет 1%. Получается, что детей с аутизмом в нашей стране должно быть диагностировано намного больше, более 300 тысяч.
Из-за такого разрыва департаменты образования просто не представляют себе масштаба потребностей и не обеспечивают школы всем необходимым оборудованием и нужными специалистами.
К счастью, в последнее время эта ситуация стала меняться: Минздрав принял новые клинические рекомендации по аутизму, которые вступят в силу зимой 2022 года.
В этом документе тщательно проанализированы эффективные практики постановки диагноза, возможности лечения сопутствующих аутизму состояний, программы психолого-педагогической поддержки и уровни их доказательности. Скоро количество детей с официальным диагнозом «аутизм» вырастет, а значит, можно надеяться и на расширение инклюзивных программ в школах.
Недостаточная подготовка специалистов. Важные специальности и области профессиональных знаний долгие годы отсутствовали в России и только начинают появляться: например, прикладной анализ поведения, альтернативная и дополнительная коммуникация, физическая терапия и эрготерапия.
Чтобы познакомить школьных учителей и других специалистов с современными практиками и подходами к помощи детям с особенностями развития фонд «Обнаженные сердца» запустил проект «Обучение»
Все это необходимо для того, чтобы инклюзия была полноценной и помощь получали все участники образовательного процесса: от самого ребенка с особыми возможностями здоровья до учителей и родителей одноклассников.
Незнание или игнорирование законодательства. Любой ребенок вправе учиться в школе, которую выбрали для него его родители, а задача школы — предоставить ему образовательные услуги в соответствии с его потребностями.
К сожалению, до сих пор не все школы об этом знают и необоснованно отказываются принимать ребенка. А у родителей не всегда есть силы и свободное время, чтобы добиваться своего с помощью жалоб и судебных тяжб.
Как помочь развивать инклюзивное образование в России
Фонд «Обнаженные сердца» более десяти лет помогает становлению инклюзивного общества, открытого к людям с особенностями развития. В основном фонд работает с детьми с аутизмом, церебральным параличом и другим нарушениями развития.
Фонд помогает детям через обучение взрослых, родителей и специалистов, которые с ними работают. Такой подход позволяет реализовать потенциал каждого ребенка, повысить качество жизни семьи, воспитывающей ребенка с особенностями развития.
Вы можете поддержать работу НКО и оформить регулярное пожертвование в ее пользу: