Правомерно ли считать что религия искусство наука духовные истоки философии
Истоки философии. Мифология, религия и философия.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке.
Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.
Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.
Истоки философии: мифология, религия. Специфика философского мировоззрения. Предмет философии
Само слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость». В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости». По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию сначала предфилософии, а затем и самой философии. То есть мифология – это ранняя форма общественного сознания, которая опирается на субъективно-эмоциональные образы. Потребности в осмыслении на этом уровне нет, мифология не нуждается в интеллекте.
Религия – это форма общественного сознания, которая опирается на представление о сверхъестественном. Особенностью религии является ВЕРА в сверхъестественное, религия не нуждается в интеллекте.
Философия – это форма общественного сознания, которая направлена на предельно-общую постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов. Это уже интеллектуальный уровень. С помощью сознания человек начинает рассуждать о проблемах, поставленных ещё мифологией и религией.
Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемым мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Важную роль в возникновении философии сыграла борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. У новых слоев появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев.
Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (и не только к ней), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на весь единый совокупный опыт развития человека.
Сущность философии и одновременно предмет – это размышления над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».
Истоки философии: мифология и религия
Министерство образования и науки РФ
Костромской государственный университет им. Некрасова
Кафедра философии и политологии
мифология и религия»
Бух. учет, анализ и аудит 1.1
Доцент кафедры философии и
политологии Свиридова Г.И.
Введение 3
Мифология 4
Религия 5
Вывод 7
Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии.
Мифология
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы –древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.
Религиозное мировоззрение отличается от мифологического
верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.
Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.
Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.
Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные, интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
Вывод
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.
Духовные и материальные истоки возникновения философии
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
Имени Франциска Скорины»
В. Н. КАЛМЫКОВ
ЛЕКЦИИ
ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Для аспирантов и магистрантов
Раздел 1. Философия и ценности современной цивилизации
Темы 1–6
Лекция 1. СТАТУС И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.1 Духовные и материальные истоки возникновения философии.
1.2 Проблематика и структура философии.
1.3 Специфика философского знания и его функции.
Духовные и материальные истоки возникновения философии
Философия зародилась тогда, когда для этого сложились благоприятные предпосылки, материальные и духовные основания. Так как философия есть духовное явление, то анализ её появления начнём с рассмотрения духовных истоков. Таковыми явились древние мифология, искусство, религия и эмпирические знания.
Миф – повествование, предание, особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о существах, явлениях и процессах, где сочетались естественное и сверхъестественное, знание и вера. Внешняя реальность и продукты воображения, природные и социальные миры воспринимались в мифе как единое, стихийные природные силы и способы человеческой деятельности персонифицировались в образах богов и героев. В мифе зарождались зачатки нравственных взглядов и эстетического отношения человека к действительности. По мнению К. Маркса, миф – бессознательно-художественная переработка природы [1, с. 48]. Здесь под природой понимается все предметное, следовательно, включая и общество.
Будучи результатом коллективной устной переработки «видимостей» и «кажимостей», миф функционировал как социокультурный феномен, призванный интегрировать людей в существующую систему мира, обосновывать определённые стереотипы социального поведения. Элементарное обоснование предполагает преодоление бессознательного, внедрение в познание простейших рациональных форм. В мифе формировалось представление об органической связи человека с естественной природой, космосом.
Мифы, как правило, дуалистичны, описывали мироздание как единство противоположных явлений и символов: свет и тьма, Солнце и Луна, мужское и женское, космос и хаос и т.п. Итак, формировались зачаточные рациональные предидеи динамики всего сущего, единства и борьбы противоположных начал, то есть то, что в дальнейшем вошло в содержание философии.
Несмотря на присущую мифам иллюзорность, упрощённость и определенную искажённость отражения бытия, позитивное значение мифологии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему. Тот, кто любит мифы, утверждал Аристотель, есть в некотором смысле философ.
Миф был одним из видов древнего искусства. Искусство – форма духовного освоения человеком мира, в которой формируются и совершенствуются способности человека преобразовывать окружающий мир эстетически, по законам красоты. Искусство способствовало зарождению философии через развитие феномена созерцания как первообщения человека с миром. При этом развивались наблюдение, переживание, воображение, чувство сопричастности к универсуму, моменты образно-метафорического и символического познания. Рисунки древности служили целям общения людей, передачи мысли, явились предвестником письменности, без которой философия невозможна. Через танец, ещё один вид искусства, первобытный человек осознавал силу ритма. Синхронные ритмодвижения создавали особое психическое состояние, развивали индивидуальное самовыражение и вместе с тем формировали душевную близость, чувство коллективного единения. В дальнейшем представления о гармонии, движении (ритме), коллективном и индивидуальном стали философскими понятиями.
Искусство есть не только подражание (копирование) действительности (по Аристотелю), но и сосредоточение внимания через символизацию на внутренней, существенной стороне бытия (по Г. Гегелю). Ф. Шеллинг провозглашает свободу выбора художником способа отображения истины. Искусство, по его мнению, – это высшая ступень развития культуры, оно изображает подлинную сущность в мгновении становления. Современные исследователи подчёркивают, что искусству присуще единство воспроизведения реальности и фантазия, метафоричность и недосказанность, многозначность, наличие у каждого вида и стиля искусства своего языка, существование в диалоге автора и реципиента и т.п.
В искусстве развивается человек как субъект и объект культуры, его умения, мастерство, деловитость, эстетическое сознание. Искусство проявляется через развитие интеркультурных связей, обменов, технологий, обеспечивает творение и трансляцию в обществе его продуктов.
Искусство выступает не только как одна из предпосылок возникновения философии, но и органично вплетено в философию. Одним из стилей философствования является образно-художественно-теоретический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, экзистенциалисты, постмодернисты). Единство философии и искусства заключается в том, что они нацелены на ценностный пласт культуры, на изучение образно-эмоционального среза человека, на формирование определённых представлений о реальном и должном, добром и злом, прекрасном и безобразном и т.д. Философские труды и произведения искусства, опосредованные конкретными социокультурными обстоятельствами, исключают единственность истолкований, предполагают множество возможных и личностно значимых интерпретаций. Конечно, есть и различие между искусством и философией, которое выражается в том, что в искусстве преобладает художественно-образное мышление, пронизанное чувственностью, а философия преимущественно опирается на категориальные абстракции.
В сознании первобытного человека переплетались стихийно-материалистические элементы, связанные с материальной практикой, и религиозные, выражавшие огромную зависимость человека от природы и социальных сил. Религия в связи с этим выполняет роль иллюзорного компенсатора слабости человека перед противостоящими ему естественными и социальными стихиями. Религия возникает тогда, когда общее понятие отделялось от обозначаемого предмета и превращалось в фетиш. С. Л. Франк и Б. Рассел подметили, что у философии и религии имеется нечто родственное – претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. У философии и религии имеется общая цель – вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к самым сокровенным ценностям, увлечь идеалами. Объединяет философию и религию общая проблематика – духовно-нравственная. Религия, как и мифология, способствовали налаживанию межличностных отношений и укреплению коллективных форм освоения природы и самосохранения человечества, формировали у людей некие жизненные принципы и социальные ограничения (табу), в целом, выполняли функции социализации и культуризации человека. Религия способствовала развитию письменности, книгопечатания, формировала сознание единства человеческого рода, явилась средством социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религия пытается продуцировать смыслы целостности космоса, социума и отдельного человека, интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и абсолюта, в определённой мере способствует выходу человека за пределы узкоземного существования.
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Религия в основном завершаема, есть совокупность догматов, в которых нельзя сомневаться. Философия же не завершена, всегда находится в поисках, в сомнениях, она – открытая система. Основу религиозного воззрения на мир составляет религиозная вера, признание чуда, то есть волюнтаристских проявлений Бога, не подчинённых законам природы. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций «светского знания», «естественного» разума. Религия, по мнению Б. Спинозы, добивается повиновения, пребывает на уровне воображения, а философия ставит своей целью постижение истины. Сила разума, полагал Л. Фейербах, порождает философию, а слепая вера и бессилие человека – религию.
Хранителями и трансляторами знания были древние жрецы. Первоначально формировались преднаучные, паранаучные знания и духовные практики, закрытые от непосвящённых, данные в мистическом опыте. В современной философии магия, паранормальные явления трактуются неоднозначно: а) как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и человеке, но пока ещё неизвестных науке; б) как тупиковый путь познания бытия, воздействия на него. Параллельно древние мудрецы развивали элементарные, во многом наивные знания, основанные на опыте (эмпирические), нацеленные на непосредственное изучение явлений и процессов.
С прогрессом общества отношение между человеком и миром изменилось. Оно требовало глубокого теоретического понимания мира (а не просто накопления сведений) и соответственно мыслителей нового типа – философов. Преодолевая узкие рамки обыденного сознания, философия переосмысливала ранее накопленные эмпирические знания, древнюю мифологию, содержащую элементы искусства и религии, вырабатывала новое миропонимание.
Первоначально было совокупное знание древних, именовавшееся философией. Постепенно происходила специализация знаний, формировались конкретные науки, отделяясь от совокупного знания. Параллельно шло и развитие философии. Научная картина мира, особенно начиная с XIX в., строилась совместно науками и философией.
Во взаимодействии с наукой философия в различных конкретных проявлениях: а) стоит над наукой как её ориентир; б) входит в науку как её компонент; в) находится в фундаменте науки как её системообразующее начало. Философию и науку объединяют: 1) категориально-теоретический тип знания, опора на специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии; 2) стремление в идеале к достижению истины. Философия обобщает материал исторического развития культуры, участвует в свершении научных революций, готовит категориальный аппарат, новые способы понимания, осмысления, оценки и переживания человеком мира. Философия – и эвристика научного поиска, и средство адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Философия обеспечивает поиск новых подходов к изменению картины мира и изменению идеалов и норм науки. Различные отрасли науки, в свою очередь, оказывают влияние на философское мышление каждого поколения.
Помимо рассмотренных духовных, возникновение и развитие философии обусловлено экономическими, социальными и политическими факторами.
Поступательное экономическое развитие, появление государственности способствовали накоплению знаний, требовавших философского обобщения и систематизации, вызвали к жизни искусство убеждения, аргументацию.
Уже в ходе собирательства как древнейшего экономического занятия люди переходили с одних оскудевших участков на другие. Охота также требовала перемещений в пространстве. Это приводило к расширению кругозора и любознательности. Расширение контактов на основе торговли и судоходства свидетельствовало об ошибочности прежних фантастических представлений, которые заменялись реальными образами. Зарождались на этой основе философские проблемы соотношения реального мира и его аналогов в сознании, объекта и субъекта, объективной и субъективной диалектики.
Разрушение общинно-родовых форм связей между людьми, появление социальных общностей требовали от индивида выработки нового типа самоопределения: ориентации не только на привычку и традицию, но и на собственный рассудок и разум.
Усовершенствование орудий труда, обогащение умений, навыков и знаний человека привели к росту производительности труда, появлению «излишков» материальных благ сверх того минимума, который раньше был необходим для простого выживания здоровых членов рода и племени. Появилась возможность часть людей освободить от физического труда. Отделение умственного труда от физического создало материальные предпосылки для досуга и умственной деятельности, что позволило отдельным индивидам заниматься теоретизированием, философствованием.
Итак, совокупность материальных и духовных оснований привела к закономерному возникновению и дальнейшему развитию философии.
Появление слова «философия» традиция связывает с именем Пифагора, который выделял три образа жизни – чувственный, практический и созерцательный. Последний свойствен философам. Философия возникла как продукт вопрошающей и недоумевающей мысли. «Удивление, – полагал Платон, – и есть начало философии» [2, с. 243]. Удивление означает пробуждение сознания, открытие нового в привычных и общепринятых воззрениях. Первую попытку выделить философию как специфическую область теоретического знания, как учение о первопринципах сущего предпринял Аристотель. Дж. Бруно отметил: кто желает философствовать, должен вначале во всем сомневаться. Изумление, сомнение и вопрошание – три источника, которые питают философию, утверждал М. Хайдеггер. Сейчас, помимо представления о философии как учения о первопринципах, предельных основаниях сущего, высших ценностях бытия, как науки о всеобщих законах мироздания, общества и познания, утверждается также позиция, согласно которой философия представляет собой анализ мировоззренческих или культурных универсалий, а также выработку новых теоретических смыслов, задающих многообразие возможных миров для науки и культуры [3, с. 195–200].