Правка атланта что это
Как правильно пользоваться Петлей Глиссона?
Петля Глиссона – устройство из ремней, креплений и груза для лечения и профилактики патологий позвоночника. Свое название петля получила в честь лондонского врача Глиссона и стала известна еще в середине XVII века. Конструкцию можно приобрести в специализированном салоне или сделать самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей. Петля закрепляется на голове пациента, подвешивается к перекладине. Противовесом в данном случае является собственный вес. Устройство имеет ряд показаний и противопоказаний, которые следует учесть перед началом тренировок.
Содержание:
Что такое петля Глиссона
Петля Глиссона представляет собой тканевый тренажер для вытяжения позвоночных структур под нагрузкой. По внешнему виду конструкция напоминает капюшон с отверстиями. Изделие используют для лечения и профилактики остеохондроза шейной или грудной локализации. Профилактика протрузий, смещения позвонков, остеохондроза и грыж в значительной степени заключается в периодическом восстановлении кровообращения по всей оси позвоночного столба. Петля Глиссона работает идентично воротнику Шанца, профессиональному массажу и отлично дополняет другие методы терапии.
Для чего нужна Петля Глиссона?
Основная функция тренажера – вытянуть позвонки, обеспечить полноту кровотока в межпозвоночных структурах, предупредить осложнения. Конструкцию надевают на шею и фиксируют под челюстью. Сверху на макушке остается петля, которую закрепляют к перекладине тросом и груз. При правильном положении тела изделие постепенно растягивает позвонки грудного отдела и шеи. Выполнять упражнения можно вертикально или находясь в постели. Программа реабилитации и лечения составляется индивидуально для каждого пациента. По ходу тренировки достигаются следующие эффекты:
Если петля Глиссона используется на кровати или прикроватных держателях, а также в сидячем положении, то требуется контроль специалиста или колоссальный опыт использования от пациента. В противном случае есть риск нанести себе травму.
Петлю Глиссона нельзя рассматривать в качестве единственного возможного метода лечения и профилактики заболеваний позвоночника. Наибольшего эффекта от петли можно добиться, если использовать ее в сочетании с другими методиками: физиолечением, медикаментозной терапией, массажем, курортолечением.
Показания и противопоказания
Занятия с использованием петли Глиссона необходимы в следующих случаях:
Вытяжение может значительно улучшить самочувствие больного, вернуть подвижность спине и предупредить серьезные осложнения, требующие хирургического вмешательства. К сожалению, многие пациенты считают метод вытяжения позвоночника петлей безопасным и пренебрегают правилами. Упражнения противопоказаны в следующих случаях:
Растяжение не рекомендуется при обострении инфекционных заболеваний, температуре, травмах челюстно-лицевого аппарата, патологическом прикусе. После имплантации зубов или протезирования рекомендовано надевать на зубы капы.
С осторожностью необходимо тренироваться лицам с избыточным весом, сахарным диабетом, заболеваниями крови, аутоиммунными патологиями.
Как пользоваться петлей Глиссона?
Несмотря на применение петли Глиссона в лечебной гимнастике, перед процедурой показаны подготовительные мероприятия. С этой целью мышцы разогревают массажем, теплым душем, легкой гимнастикой. После того, как мышечно-связочный аппарат подготовлен к тренировке, следует надеть тренажер на голову и постепенно расслабляться.
При вертикальном выполнении упражнения необходимо подгибать ноги до такой степени, чтобы ощущать растяжение позвонков в отделах позвоночного столба. Основное правило – отсутствие боли и дискомфорта. В противном случае можно нанести вред. Есть и другие правила лечения в домашних условиях и в кабинете физиотерапии:
С достижением максимальной точки натяжения следует удержаться до 3 сек. Между подходами перерыв не менее 2-3 минут. Типичная схема выполнения упражнения выглядит так:
Далее можно комбинировать несколько упражнений по несколько подходов каждый. Во время преодоления сопротивления необходимо расслабить мышцы, покачать головой кпереди и кзади, в стороны, прижаться затылком к стене, описывать круговые движения. Все манипуляции проводить крайне осторожно. В момент выполнения тренировки не должно быть неприятных ощущений, дискомфорта, боли.
По завершении сеанса следует снять петлю и надеть воротник Шанца на 30-45 минут, чтобы восстановить кровообращение. Специалисты предупреждают, что после занятий с петлей Глиссона нередки головокружения. Это обусловлено улучшением кровоснабжения головного мозга. Чтобы снизить неприятные ощущения, рекомендуется полежать, посидеть, не делая резких движений.
Как выбрать правильную Петлю Глиссона?
Купить Петлю Глиссона можно у нас, в аптечной сети или изготовить самостоятельно. В источниках есть информация о технике изготовления тренажера. При выборе изделия необходимо обратить внимание на следующие особенности:
Выбрать петлю Глиссона поможет лечащий врач. Первые занятия обязательно проводятся с участием физиотерапевта, врача кабинета лечебной гимнастики. В дальнейшем можно выполнять тренировки дома. Здесь важно убедиться, чтобы штанга или крепления, через которую проходит груз, выдержали вес человека.
Позвоночник ежедневно испытывает колоссальную нагрузку, поэтому так важно поддержать его здоровье. Для профилактики таких осложнений, как межпозвоночные грыжи, протрузии и стирание позвонков необходимо обеспечивать достаточное кровообращение в структурах шейного и грудного отделов. Петля Глиссона направлена на лечение и профилактику заболеваний позвоночника. Кроме того, тренажер избавляет от болей, повышает эффективность основной терапии, предупреждает преждевременное хирургическое вмешательство. Не занимайтесь самолечением в домашних условиях – важно обращаться к врачу!
Уже около 30 лет мы работаем над тем, чтобы врачи могли быстро и эффективно лечить боли в спине, расширять свои возможности и помогать большому количеству пациентов. Чтобы после травм и операций на суставах люди могли восстановить привычный объем движений и улучшить качество своей жизни.
Атлант не выдержит. Стоит ли корректировать подвывих первого позвонка?
Различные проблемы с позвоночником могут быть как массивными, так и крыться буквально только в одном позвонке. Нередко патологический процесс затрагивает лишь первый позвонок, который соединяет важные части организма. Ситуации, когда именно этот позвонок оказывается слегка вывихнутым, нередки. При этом есть мнение, что подвывих становится причиной болей и многих неприятных ощущений. О том, что собой представляет «атлант», чем важен и надо ли корректировать его подвывих, АиФ.ru рассказал врач-остеопат Владимир Животов.
Для начала стоит понимать, что же вообще называют «атлантом». «Такое название по мифологическому персонажу получил первый шейный позвонок человека. Такое имя ему дали за сходство с могучим греческим титаном Атлантом. Как мифический силач держит небосвод, так наш первый шейный позвонок атлант держит на своих «плечах» большой тяжёлый череп. В этом состоит его главная функция», — говорит Владимир Животов.
В медицинских источниках атлант описывается как отличный от других от прочих сегментов позвоночного столба. Фактически он представляет собой плоское кольцо, которое наподобие шайбы надевается на своеобразный зуб второго позвонка (аксиса). Стабилизацию конструкции предоставляют связки и суставы. На переломы атланта относят 10% от всех диагностируемых переломов шейного отдела.
Когда череп находится на своем законном месте, отмечает остеопат, наш организм работает так, как задумано природой. Ничто не мешает жидкостям циркулировать, поддерживается нормальное кровоснабжение мозга, весь опорно-двигательный аппарат правильно подстраивается под череп, сверху вниз. А уже под череп подстраивается весь позвоночник, начиная с атланта.
«Если же кости черепа смещены, рассыпается вся система, начиная, опять же, с атланта. Происходят зажимы нервов и артерий, весь позвоночник деформируется, подстраиваясь под череп», — говорит Владимир Животов.
Причин того, что атлант оказывается смещенным, много. Нестабильность может образовываться на фоне:
Родовых травм в разных их вариантах — нередко списывают все на применение акушерских щипцов.Травм шейного отдела позвоночника и в зрелом возрасте, к примеру, после ДТП, сохранении длительное время неправильного положения шеи и т.д.
Кроме того, иногда говорят о таких причинах, как:
дегенеративные изменения тканей на фоне артрита;врожденные патологии по типу синдрома Дауна, несовершенного отсеогенеза и т.д. ;серьезные травмы шеи;инфекции головы и шеи;церебральный паралич и другие.
На фоне того, что атлант может оказаться подвывихнутым, естественно, может возникнуть вопрос о коррекции ситуации.
Остеопаты нередко утверждают, что подходить к вопросу коррекции атланта и возвращению его на место надо подходить крайне аккуратно и взвешенно. Потому что далеко не всегда требуется его исправление.
«Первый шейный позвонок соединён с затылочной костью. А она, в свою очередь, соединена со всеми остальными костями черепа. Повторюсь, опорно-двигательный аппарат подстраивается под атлант, но сам атлант всегда подстраивается под череп и под затылочную кость! Как и титан Атлант, который вынужден вечно подстраиваться под тяжёлый небосвод. Это аксиома: если у человека смещены кости основания черепа, значит, смещён и первый шейный позвонок», — говорит Владимир Животов.
При этом стоит понимать, что и наоборот тоже может быть — если атлант «ушел» в сторону, это явное указание на смещение костей черепа, отмечает остеопат. И сколько бы мы ни пытались вправить первый шейный позвонок, это работа со следствием, а не с первопричиной.
«Смещение позвонка — это всегда следствие, и как бы усердно ни вправляли атлант, без восстановления правильного положения костей основания черепа он всё равно вернется в своё исходное, неправильное, положение. Таким образом, работа с одним только шейным позвонком неэффективна, даже если сразу после нее вы почувствовали какое-то облегчение, оно временно. Результат от такой процедуры с большой долей вероятности будет нестойким, так как основная проблема, приводящая к патологии, не решена», — говорит Владимир Животов.
Как надо решать проблему?
Чтобы действительно избавиться от таких симптомов, как головная боль, боли в спине и т.д., образующиеся при смещенном атланте, работать нужно с костями черепа, говорит остеопат. Выровнять их положение, восстановить подвижность швов между ними может только специалист, знакомый с нюансами связок позвонков и черепа.
«Изолированная работа с атлантом может рассыпать тщательно выстроенную организмом конструкцию. Тело годами подстраивалось под кривой череп. Смещение первого позвонка — это компенсаторный механизм организма, стремящегося максимально сохранить свою функциональность и минимизировать энергозатраты. Естественно, если мы вправляем атлант, тело начинает испытывать дополнительное напряжение, могут появиться или усилиться боли в спине, пояснице, голенях, стопах. Мышцы вынуждены сильнее напрягаться, чтобы удерживать тело в вертикальном положении. А что бывает, если вмешаться в приспособительные изменения, которые организм выстраивал в течение длительного времени, чтобы оптимизировать работу в условиях повреждений? Всё рушится», — подчеркивает специалист.
И еще важный момент, отмечает Владимир Животов, в попытках вернуть атлант на место и улучшить свое состояние следует внимательно отнестись к выбору врача. Это обязательно должен быть специалист, знакомый с базовыми знаниями об анатомии и физиологии. Только грамотный специалист, работая с костями основания черепа, восстановит их правильное положение, а все позвонки, включая первый шейный, постепенно перестроятся и займут более правильное положение. И не стоит забывать, что не всегда такие манипуляции требуются. Нельзя относиться к своему организму, как к полю для экспериментов. Тем более что расплата за это может быть дорогой.
Правка атланта что это
Виды смещения атланта:
По данным литературы повреждения верхнешейного отдела позвоночника составляют до 20% от всех повреждений; шейного отдела. Повреждение I и II шейных позвонков у детей составляет от 1,9 до 6,7%. В литературе применимо к детскому возрасту описывают в основном следующие повреждения:
— ротационный подвывих атланта
— транс лигаментозный подвывих
— перелом зубовидного отростка
— вывих головы.
Симптомы и частота проявлений:
— головные боли (у 80%)
— стягивание мышц (в основном под затылочных у 90%)
— напряжение в шее (70%)
— боль в шее (60%)
— головокружение или потери сознания (50%)
— шум в ушах (35%)
— дрожь пальцев рук и дрожание головы (40%)
— проблемы со зрением (30%)
— кровотечения из носа (20%)
До 1996 года практически 60% детей стран СНГ получали ротационные подвывихи атланта во время родов. Недостаточная квалификация акушеров тех годов, отсутствие стандартов ведения родов и слабая инструментально-диагностическая база способствовали случайным травмам позвоночника. После 2000 годов отмечается значительное улучшение обстановки, хотя проблема все еще встречается часто.
Последствия сосудистого характера:
Подвывих первого шейного позвонка оказывает значительное влияние на кровообращение головного мозга. В зависимости от тяжести состояния больного, могут возникать:
— Синдром позвоночной артерии (СПА)
— Церебральная ангио дистония с гиперфузией по средним мозговым артериям
— Нарушение гемодинамики в вертебро-базиллярном бассейне
— При ротационных пробах снижен резерв кровотока
— Снижены адаптационные возможности аппарата ауторегуляции мозгового кровотока
— Венозная дисгемения, нарушение венозного оттока
— Дисциркуляция по глазным, позвоночным венам, яремной вене, прямому синусу
— Признаки внутричерепной гипертензии, с явлениями венозного застоя
Противопоказания к коррекции Атланта:
Смещение шейных позвонков
Спровоцировать смещение шейных позвонков можно, как врожденными патологиями, так и приобретенными травмами и заболеваниями.
Появление болевых ощущений, нарушение правильного функционирования внутренних органов – все это следствие сужения пространства в межпозвоночном канале. Бывают пациенты не торопятся обращаться к врачам, думая что боль от усталости. Последствия этого заболевания могут проявиться в межпозвоночной грыже, сколиозе, невралгии и в других патологиях позвоночного столба. Полноценная работа организма во многом зависима от строения позвоночника.
Проявление
При смещении каждого позвонка характерен свой симптом:
Все эти симптомы – свидетельство влияния смещений на многие органы человека.
Причины
Появление этого заболевания может быть по разным причинам:
Диагностика и лечение
Современная медицина с помощью оборудования способна точно установить причину смещения и назначить правильное лечение. Этот вопрос в компетенции травматолога. Пациенту назначается ряд обследований: рентгенологическое изучение, компьютерная томография спинного мозга, магнитно-резонансная томография, рентген с функциональной пробой. Необходимо точно установить место смещения, причины появления, степень деформации и далее назначить лечение.
Легкая форма деформации позвонка может ограничиться назначением медицинских препаратов и физиотерапии. Для лечения средней и тяжелой формы характерно оперативное вмешательство. Если принято решение избежать операцию, то сначала необходимо снять болевой симптом, далее рассматривать физиотерапевтические методики лечения (массаж, гимнастика, рефлексотерапия).
При реабилитационном периоде стоит воздержаться от спорта, труда, резких движений. При тяжелой форме иногда назначается использование поддерживающего корсета, для фиксации позвонков. Если такие методы не помогают, то проблема решается оперативно, чаще всего при врожденной патологии. В процессе операции врач фиксирует позвонки правильным образом, далее устраняется причина заболевания. Также в лечении применяется кинезитерапия (вытягивание позвоночника).
С понедельника по пятницу: с 09:00 до 21:00
В субботу, воскресенье: с 10:00 до 19:00
Лицензия № ЛО-77-01-017441 от 31 января 2019 г.
Адрес: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 10
Телефон: 8 499 450-82-83
E-mail: [email protected]
Copyrights © 2021 Многопрофильный медицинский центр «Клиника на Нагатинской». Политика конфиденциальности
Как добраться в медицинский центр
1-й Нагатинский проезд, дом 14.
от метро Нагатинская:
Из метро выход №4, автобусная остановка «Метро Нагатинская». Автобус 142 до остановки 1-й Нагатинский проезд. Перейти дорогу, идти вдоль Почты и Вестерн Юнион по Проектируемому проезду. Выйти к 1-му Нагатинскому проезду. Слева будет большое красное здание с балконом, подняться на балкон, там будет вывеска «ЭльКлиник».
от метро Пражская:
От м. Пражская доехать до м. Нагатинская.
Из метро выход №5. Трамваи: 3, 16 до остановки 1-й Нагатинский проезд.
Из метро выход № 4, автобусная остановка «Метро Нагатинская», автобус т8 до остановки 1-й Нагатинский проезд.
от метро Анино:
Из метро выход №4. Дойти до автобусной остановки «Метро Анино», сесть на автобус т40 до остановки 1-й Нагатинский проезд.
метро Южная:
От метро Южная доехать до метро Нагатинская.
Из метро выход №4, к автобусу т8, или выход №5 к трамваям 3, 16. До остановки 1-й Нагатинский проезд.
от метро Варшавская:
От метро пройти к автобусной остановке и автобусам т40, 142, т8 до остановки «1-й Нагатинский проезд».
от метро Нагорная:
От метро Нагорная доехать до метро Нагатинская. Выход №4 к автобусам т8, 142, н8(ночной), т40, или выход №5 к трамваям 3, 16 до остановки «1-й Нагатинский проезд».
от метро Тульская:
Из метро выход №2, перейти Большой Староданиловский переулок, слева будет аптека «Ригла» и сеть магазинов. Пройти через парк к Даниловской часовне, повернуть направо и выйти к трамвайной остановке «Серпуховская застава». Сесть на 3-й трамвай, доехать до остановки «1-й Нагатинский проезд».
от метро Царицыно:
От Царицыно доехать до метро Каширская, дойти до автобусной остановки. Сесть на автобус т71, Доехать до остановки «1-й Нагатинский проезд».
от метро Орехово:
От метро Орехово доехать до метро Каширская, выход №4, повернуть направо, пройти памятник Г.К. Жукову, дойти до автобусной остановки. Сесть на автобус т71, Доехать до остановки «1-й Нагатинский проезд».
от метро Домодедовская:
Из метро выход №12, слева будет автобусная остановка. Сесть на автобус т71. Доехать до остановки «1-й Нагатинский проезд».
от ж/д станция Чертаново:
От станции перейти дорогу, пройти вдоль Проектируемого проезда к Дорожной улице, повернуть налево, идти к автобусной остановке «Центр боевых искусство». Автобусы: 683, 225, 241. Доехать до остановки «Метро Варшавская». Перейти дорогу, пройти к автобусной остановке и автобусам т40, 142. Доехать до остановки 1-й Нагатинский проезд.
от метро Коломенская:
Из метро перейти дорогу и пройти Билайн и Юнистрим к остановке «Метро Коломенская». Сесть на 47, 49 трамвай, доехать до остановки «Ювелирный завод». Повернуть налево к Проектируемому проезду, пройти вдоль медицинского центра и Следственного отдела, пройти Дикси. Обогнуть жилое здание и идти по Проектируемому проезду до светофора. Перейти дорогу к большому красному зданию (дом 14) с балконом. Подняться на балкон, там будет вывеска «ЭльКлиник».
Из метро выход №7, к автобусной остановке «Метро Коломенская». Автобусы: 751, 351. Доехать до остановки «Нагатинская набережная, 10». Пройти вдоль набережной до автозаправки «Татнефть» и шлагбаум. Пройти до жилого дома и повернуть налево. Выйти на 1-й Нагатинский проезд. Пройти кофейню «Глафира» до светофора. Перейти дорогу. Пройти вперед и выйти к большому красному зданию (дом 14) с балконом. Подняться на балкон, там будет вывеска «ЭльКлиник».
Из метро выход №5, справа будет автобусная остановка. Автобусы: 901, 299, 608, т71. Доехать до остановки «1-й Нагатинский проезд». Пройти Пятерочку (будет слева), повернуть налево к Почте и Вестерн Юнион, идти прямо по Проектируемому проезду. Выйти к 1-вому Нагатинскому проезду. Слева будет большое красное здание с балконом, подняться на балкон, там будет вывеска «ЭльКлиник».
от метро Технопарк:
От Технопарка доехать до метро Коломенская, выход №1, пройти «Французскую выпечку», выйти к трамвайной остановке. Сесть на 47, 49 трамвай, доехать до остановки «Ювелирный завод». Повернуть налево к Проектируемому проезду, пройти вдоль медицинского центра и Следственного отдела, пройти Дикси. Обогнуть жилое здание и идти по Проектируемому проезду до светофора. Перейти дорогу к большому красному зданию (дом 14) с балконом. Подняться на балкон, там будет вывеска «ЭльКлиник».
от метро Автозаводская:
От метро Автозаводская доехать до метро Коломенская, выход №1, пройти «Французскую выпечку», выйти к трамвайной остановке. Сесть на 47, 49 трамвай, доехать до остановки «Ювелирный завод». Повернуть налево к Проектируемому проезду, пройти вдоль медицинского центра и Следственного отдела, пройти Дикси. Обогнуть жилое здание и идти по Проектируемому проезду до светофора. Перейти дорогу к большому красному зданию (дом 14) с балконом. Подняться на балкон, там будет вывеска «ЭльКлиник».
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.