Правительство россии что это
Правительство россии что это
Глава 6. Правительство Российской Федерации
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
3. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
4. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.
2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден от должности Президентом Российской Федерации.
2. Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.
3. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.
4. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства Российской Федерации. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации), остаются вакантными, Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
5. В случае, предусмотренном частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции Российской Федерации), по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
4.1. Председатель Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.
6. Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 109 Конституции Российской Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации.
Правительство россии что это
Сайт Правительства – это средство системного, подробного и оперативного информирования о текущей работе кабинета министров как коллегиального органа. Библиотека, снабжённая удобными инструментами для быстрого получения архивных данных по когда-либо обсуждавшимся и принятым Правительством решениям, по законопроектной деятельности Правительства, по исполнению в Правительстве поручений и планов, по работе премьер-министра, его заместителей, федеральных министров.
О содержании и основных разделах сайта Правительства России
Раздел «Структура Правительства», в частности, содержит базовые сведения о правовых основах деятельности Правительства; состав кабинета министров; сведения о распределении обязанностей между вице-премьерами; сведения о системе органов исполнительной власти России – кликабельный список федеральных министерств, ведомств, агентств, служб, надзоров (каждое министерство или ведомство имеет на сайте свою новостную ленту); сведения об органах при Правительстве (включая правительственные комиссии и советы, при этом каждый координационный или совещательный орган имеет на сайте свою новостную ленту); сведения об Аппарате Правительства с распределением обязанностей в руководящем звене аппарата.
Блок «Работа Правительства» – это 257 тематических разделов, помещённых в 27 блоков, которые в совокупности отражают основные функции федерального Правительства согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации». Содержимое каждого из разделов представляет собой подборку материалов по соответствующей функции кабинета министров, в том числе ключевые решения. Тегами маркируется большинство материалов рубрик «Документы», «Поручения», «Законопроектная деятельность», стенограммы (или их фрагменты), новости, а также информация о работе членов Правительства, министерств и ведомств. В блоке «Работа Правительства» представлены также отчёты Правительства.
Документы. Акты Правительства – полные тексты постановлений и распоряжений с пояснениями.
Законопроектная деятельность. Планы законопроектной деятельности Правительства. Распоряжения Правительства о внесении законопроектов в Государственную Думу.
Поручения. Тексты поручений и указаний Председателя Правительства, данные по итогам совещаний, заседаний, встреч и других мероприятий с участием Председателя Правительства. Тексты поручений, данных на заседаниях Правительства. Тексты отдельных поручений заместителей Председателя Правительства. Тексты поручений и указаний Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, которые даются в целях обеспечения исполнения поручений Президента Российской Федерации Правительству, опубликованных Администрацией Президента.
Заседания Правительства. Подборки по каждому заседанию кабинета министров включают материалы к заседанию (анонсы), стенограмму заседания в части, транслируемой в пресс-центре Дома Правительства, решения Правительства, принятые на заседании (протокол), стенограмму брифинга по окончании заседания (если брифинг проводился).
Новостной блок включает ленты «Анонсы» и «Новости». В ленте новостей размещаются в том числе стенограммы мероприятий с участием Председателя Правительства, сообщения о мероприятиях заместителей Председателя Правительства, стенограммы их брифингов. Стенограммы и новостные материалы снабжены контекстными ссылками, фотоподборками, видео, выносными цитатами. В ленте «Анонсы» размещаются материалы к предстоящим заседаниям Правительства, релизы к запланированным мероприятиям Председателя Правительства.
Председатель Правительства. Новости, связанные с текущей работой главы кабинета министров, выступления Председателя Правительства, лента телеграмм, фотоподборки и видеоподборки о мероприятиях премьер-министра, в том числе о рабочих поездках. Ссылки на страницы в социальных сетях.
Персональные ленты каждого члена Правительства. Выступления федеральных министров на совещаниях в Правительстве. Ссылки на авторизованные страницы министров в социальных сетях.
В министерствах и ведомствах. Поручения Правительства министерствам. Решения Правительства, подготовленные министерствами и результаты работы министерств (ведомств). Ссылки на верифицированные страницы министерств и ведомств в социальных сетях.
Правительственная информация: региональный контекст (карта). Географический срез работы Правительства. Материалы классифицируются по признаку связанности содержания с конкретными субъектами Федерации. В региональном контексте могут рассматриваться новостные материалы, стенограммы (или выдержки из них), документы, поручения, новости о работе вице-премьеров, новости федеральных министерств и ведомств.
О служебном функционале сайта Правительства России
Отправить обращение. Служба отправки электронных обращений в адрес Правительства и Председателя Правительства. Сведения о приёме граждан руководителями федеральных органов исполнительной власти. Правовые нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан. Периодические обзоры обращений граждан.
Поиск может вестись как по сайту в целом, так и в любом из разделов в отдельности, а также в нескольких разделах одновременно. Календарем для хронологического поиска снабжён каждый раздел с последовательным содержанием. Поиск осуществляется с учётом морфологии русского языка. Добавлены опции поиска в архивах предыдущих версий сайта.
Работает подписка на материалы сайта. В частности, публикуемые новости, документы, поручения, телеграммы можно получать по электронной почте или RSS.
Любым материалом можно делиться в социальных сетях или же воспользоваться сервисами хранения заметок.
Англоязычная версия сайта содержит ключевые разделы и материалы, представляющие интерес для международной аудитории.
О дизайне сайта Правительства России
Структура, навигация и дизайн сайта основаны на принципах последовательного отображения информации и первичности контента. Главное меню, поиск, карта сайта и последние события всегда под рукой. Бесконечная интеллектуальная прокрутка событийных лент. Контекстные подсказки к персонам.
Простой и строгий дизайн сайта исключает информационный шум на страницах. Ссылки раскрываются без перехода на отдельные новые страницы, непосредственно поверх главной страницы сайта или индексной страницы соответствующего раздела.
Графика ресурса адаптирована под дисплеи высокой четкости. Дизайн интерфейсов рассчитан для использования на устройствах с сенсорным экраном, реагирующим на прикосновение. Применяется удобочитаемая адаптивная типографика.
На сайте внедрена утилита Mark&Share, позволяющая отметить интересующие фрагменты текста на странице и получить уникальный url с размеченными фрагментами. Это удобно: нужными фрагментами текста можно делиться, отправляя автоматически сгенерированную уникальную ссылку. При переходе по такой ссылке адресат попадёт на страницу с исходным текстом и сохранённой маркировкой.
Применяется HTML5 видео.
Сайт адаптирован для людей, использующих специальное программное обеспечение и технологии для просмотра веб-сайтов. При разработке сайта программисты руководствовались задачей обеспечить соответствие интернет-ресурса национальному стандарту ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», а также международным стандартам доступности (W3C,WAI,WCAG 2.0). Учитывался имеющийся международный опыт разработки аналогичных проектов.
Аппарат Правительства продолжает работу по развитию официального сайта Правительства России. Пресс-служба будет информировать об улучшении существующих и внедрении новых функций и разделов сайта.
Замечания и предложения по работе сайта направляйте через раздел «Написать в редакцию».
Правительство россии что это
САЙТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК
ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
РАБОТА В РОССИИ. ОБЩЕРОССИЙСКАЯ БАЗА ВАКАНСИЙ
ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Правительство Российской Федерации
Понятие и функции Правительства России
Правительство Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности. Правительство есть высший орган исполнительной власти федерации, которому в той или иной мере подчинены все иные исполнительные структуры власти. Действующая Конституция России не употребляет термин «высший» применительно к характеристике федерального Правительства.
Такая характеристика Правительству дана в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председателем Правительства, его Заместителем, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин России, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства.
Председателю Правительства, его заместителям, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Председатель Правительства в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента организует работу Правительства Российской Федерации. Он несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
Правительство организует исполнение федеральных законов, указов Президента, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принимает меры по устранению нарушений законодательства России.
В соответствии с концепцией правового государства, организация исполнения законов является главной функцией Правительства и подчиненной ему системы государственных органов исполнительной власти в России. Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех органов, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент.
Можно сказать, что деятельность Правительства организуется на основах коллегиальности. Это проявляется в характере обсуждаемых и принимаемых решений, на заседаниях, которые проводятся Председателем Правительства систематически, не реже одного раза в месяц.
Правительство распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Структура федеральных органов исполнительной власти — это создаваемая в порядке, определенном Конституцией, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях председателя Правительства, Президент России своим указом утверждает эту структуру в составе федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Полномочия Правительства федерации неразрывно связаны с реализацией норм ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации.
Как высший федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации Правительство:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; отчитывается перед ней об его исполнении; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в стране единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
г) обеспечивает государственную поддержку научнотехнологического развития России, сохранение и развитие ее научного потенциала;
д) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
е) осуществляет управление федеральной собственностью;
ж) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России;
з) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод российских граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
и) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
к) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
л) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
м) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
н) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения России, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
о) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
п) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Таким образом, в сферу полномочий и компетенции Правительства входит регулирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности российского социума: социально-экономической, политической, духовной, культурной, военной и др.
Так, Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Конкретные полномочия Правительства в финансовой сфере нашли свое подробное отражение в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».
По сравнению с нормами Конституции здесь получили развитие полномочия в части:
Социальный характер Российского государства (ч. 1 ст. 7 Конституции) определил обязанность Правительства по обеспечению проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Правительство призвано реализовать требования Конституции о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В частности Правительство Российской Федерации обязано:
Одна из важных задач Правительства — осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Для этого Правительство организует:
В компетенцию Правительства входит решение вопросов организации деятельности правоохранительных органов. Правительство разрабатывает и реализует меры по обеспечению этих органов квалифицированными кадрами, разрабатывает организационные структуры, определяет с учетом реальных потребностей их штатную численность, объем и источники финансирования, образует специализированные учреждения профессионального образования; принимает меры по созданию работникам необходимых условий для работы и улучшению жилищно-бытовых условий; обеспечивает социальную и правовую защиту, выделяет ассигнования на обеспечение их безопасности.
В компетенцию Правительства входят также принятие международных договоров, подлежащих его утверждению.
Правительство принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров России.
Правительство федерации в рамках своей компетенции принимает решения:
Правила организации деятельности Правительства федерации по реализации его полномочий устанавливаются в соответствии с Конституцией, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, Регламентом Правительства. Регламентом определяются порядок планирования, подготовки и проведения заседаний, оформления принятых решений, внесения и рассмотрения проектов актов, работы с обращениями граждан и другие вопросы.
Взаимоотношения Правительства с Президентом, Федеральным Собранием и иными органами государственной власти
Как было отмечено выше, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство под общим руководством Президента, то есть Президент в России непосредственно или опосредованно отвечает за деятельность органов исполнительной власти. Президент в России имеет непосредственное отношение к исполнительной власти.
Более того, перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции).
Президент Российской Федерации также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов государственной власти. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.
Президент России в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению председателя Правительства положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
Президент руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, указанных выше и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств. Президент в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации.
Правительству принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Это право оно осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу, а также Правительство вправе вносить в них поправки в процессе рассмотрения в Государственной Думе.
В случае, если разрабатываемые Правительством проекты федеральных законов находятся в зоне предметов совместного ведения всей федерации и субъектов федерации, то они (проекты) в обязательном порядке направляются Правительством в органы государственной власти субъектов федерации.
Правительство дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Правительство может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах.
Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.
Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель (официальные представители) Правительства федерации.
Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении в сроки, установленные федеральным законом.
В ст. 35 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрены основания отставки Правительства федерации и сложения им своих полномочий. И в том, и в другом случае речь идет о прекращении полномочий. В случае отставки или сложения полномочий
Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
О сложении полномочий Правительства в Конституции (ст. 116) говорится только в контексте вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
Во всех остальных случаях употребляется термин «отставка Правительства Российской Федерации», причем основаниями отставки может быть как обычная правомерная деятельность, так и правонарушения.
Отставка — это предусмотренное Конституцией основание сложения Правительством полномочий, которое может принять только Президент Российской Федерации.
Отставка Правительства Российской Федерации возможна в следующих случаях:
В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом или отставки Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, федерального министра Президент вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.
Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству, а Председатель Правительства не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству в следующих случаях:
Свои полномочия Правительство реализует, прежде всего, через правовые акты, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.
Постановления и распоряжения Правительства подписываются председателем Правительства. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий России.
Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если ими не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания. Все акты Правительства могут быть обжалованы в суде.
Председатель Правительства и федеральные органы исполнительной власти
Председателем Правительства Российской Федерации является должностное лицо, определяющее основные направления его деятельности и организующее его работу. Во многих зарубежных странах официальный титул главы правительства — «премьер-министр». Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации (с согласия Государственной Думы) и освобождается им от должности: по собственному заявлению или в случае его невозможности исполнения своих полномочий. При этом Президент уведомляет палаты Федерального Собрания об освобождении его от должности в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку и всего Правительства Российской Федерации.
Соответственно своему статусу Председатель Правительства осуществляет следующие полномочия:
а) как глава Правительства представляет за рубежом Российскую Федерацию;
б) ведет заседания Правительства;
в) подписывает акты Правительства Российской Федерации;
г) представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
д) распределяет сферы деятельности между заместителями Председателя Правительства.
На Председателя возлагается обязанность систематически информировать Президента о работе Правительства.
В случае его временного отсутствия его обязанности исполняет один из его заместителей.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из следующих элементов:
— федеральных министерств, служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, федеральные службы и агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции и др., Служба внешней разведки России, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Управление делами Президента федерации (федеральное агентство) и др.);
— федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство, федеральные службы и агентства, подведомственные этим министерствам (Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др., Федеральное агентство связи и др.);
— федеральных служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная миграционная служба и др.).
Таким образом, почти все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Исключение составляют ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью которыми осуществляет Президент.
Это те федеральные органы, которые находятся в юрисдикции президента.
Аппарат Правительства Российской Федерации
Компетенция Аппарата Правительства складывается из функций, которые базируются на основе реализации его важнейшей задачи — организации деятельности Правительства, а также контроля за исполнением поручений федеральными органами исполнительной власти.
Аппарат Правительства выполняет следующие обязанности (пункт 4 раздела II Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации):