Правители римской империи и что они сделали

10 великих римских императоров и чем они запомнились

Правители римской империи и что они сделали

Многие даже не в курсе, что Рим не всегда был империей с суровыми легионерами, завоевавшими немалую часть Европы. Когда-то это была республика, которой управлял Сенат, состоящий из людей знатных родов. Но именно во времена имперской истории Рим стал величайшим античным государством.

Среди императоров были разные люди, не относящиеся к одному роду. Многие из них просто просидели на троне без каких-либо существенных достижений. Другие же навсегда вписали свои имена в историю, и именно о них и пойдёт речь. Вот самые великие римские императоры. Учти, что мы не оправдываем их действий, а оцениваем их так, будто отправились в прошлое и жили при их правлении.

1. Август Октавиан

Было бы странно поместить Августа Октавиана, основателя Римской империи, не на первое место в нашем списке. Причём Октавиан считается не только самым известным, но и дольше всего правившим императором. Его правление заняло 41 год с 27 года до нашей эры по 14 год нашей эры.

Август Октавиан, урождённый Гай Октавий Фурин, родился 23 сентября 63 года в незнатной богатой семье, и приходился внучатым племянником Гаю Юлию Цезарю. За свой острый ум, отвагу и военное искусство он завоевал внимание Цезаря, да так, что был усыновлён диктатором по завещанию, и благодаря этому оказался в центре политической жизни тогда ещё Римской республики.

Когда Цезарь был убит группой сенаторов, он, вместе с Марком Антонием и Марком Лепидом разбил войска Марка Брута, Секста Помпея и других заговорщиков, а после, когда между ним и Антонием началась борьба, переросшая в гражданскую войну, он разбил и его, покорив Египет.

Поняв, что республика уже не является настолько большой силой, что раньше, Октавиан взял власть в свои руки и стал первым императором Римской империи. За годы своего правления он включил в состав империи Египет, Иудею, территории на Рейне и Дунае, в Испании и Галатии. Также он провёл экономические и военные реформы и установил эпоху процветания страны, известную как Pax Romana, во время которой, в течение более двух веков, Римская империя не участвовала в крупномасштабных войнах.

Правление Августа Октавиана запомнилось его современникам как мудрое и справедливое, а также как лучшее время за всю историю римского государства. Императора уважали столь безмерно, что после его смерти 19 августа 14 года нашей эры в дань его заслугам была приостановлена любая деятельность в стране.

2. Траян

Марк Ульпий Нерва Траян, больше известный как Траян, правил с 98 по 117 годы, и именно при нём Римская империя достигла своих максимальных размеров. Будущий император родился в испанском аристократическом роде, начал свою карьеру при Домициане и был усыновлён Нервой, после чего стал его соправителем и наследником.

Когда умер Нерва, Траян стал императором, и, будучи блестящим стратегом, чей опыт был неоспоримым в военных кругах, начал масштабные кампании по завоеванию ближайших к Риму земель. За 19 лет правления он присоединил к Риму Великую Армению, Месопотамию, Парфянское царство, Дакию, Набатейское царство и другие земли.

Кроме того, он был известен и как правитель, которого заботило благополучие простых граждан. При нём велось масштабное строительство, расцвело искусство, он пользовался уважением у простых людей, военных и Сената. Можно сказать, что его почитали все слои населения.

Император Траян умер 9 августа 117 года, и об уважении к нему граждан говорит уже одно только пожелание сенаторов каждому последующему императору, звучавшее как «felicior Augusti, melior Traiani», что переводится как «будь счастливее Августа и лучше Траяна».

3. Нерва

Марк Кокцей Нерва входит в список так называемых «пяти хороших императоров», где, кстати, так же находится и Траян. Нерва вышел из рода сенатской аристократии, но это его не испортило. Став императором в 96 году нашей эры, он правил всего два года. Кажется, что за это время мало кто может запомниться, и ему вряд ли место в этом списке, но нет.

Нерва казался не самой подходящей кандидатурой для поста императора, ведь у него не было ни политического, ни военного опыта, да и его возраст был весьма преклонным — 60 лет. Сам император не унаследовал власть, а был избран Сенатом. И, как оказалось, сенаторы не ошиблись в нём.

Современники отмечали, что Нерва имел мягкий характер и был доброжелательным человеком. Он амнистировал многих, кто попал под тяжёлую руку Домициана, выделил землю бедным, снизил налоги, обеспечил народ работой, занялся ремонтом важных зданий, и в целом улучшил уровень жизни людей всех слоёв.

Увы, но Нерва прожил недолго, и умер 25 января 98 года. Но, как мы знаем, его дело было продолжено Траяном.

4. Веспасиан

Тит Флавий Веспасиан правил ещё до Нервы и Траяна с 69 по 79 годы. Он был первым правителем Рима, который не принадлежал к аристократии. Его отцом был всадник, а дедом и вовсе простой крестьянин. Однако Веспасиан был целеустремлённым человеком, и сделал блестящую военную и политическую карьеру.

Когда в Римской империи в 68 году началась гражданская война, он выждал удобный момент, а потом победил всех своих политических соперников и объявил себя императором. При этом он не был самозванцем, ведь его поддерживали все восточные провинции.

Когда Веспасиан пришёл к власти, римская экономика буквально лежала в руинах. Он положил конец кризису, реформировав экономику и систему налогообложения. Подавив восстания, он начал улучшать жизнь простых людей, восстанавливать страну и развивать её. Кстати, именно при Веспасиане начали строить знаменитый Колизей. Увы, но император не дожил до завершения его строительства, умерев 24 июня 79 года.

5. Тит

Тит Флавий Веспасиан был сыном Веспасиана и взошёл на престол 24 июня 79 года после смерти своего отца. Он пробыл императором до 13 сентября 81 года, продолжив курс отца, и запомнился современникам как идеальный правитель.

Его любили все, от простого народа до Сената, ведь он был известен своей добродетелью. Он прекратил многие судебные процессы о государственной измене, в результате чего ни один сенатор не был казнён во время его правления. Также он предотвращал злоупотребления властью.

После извержения Везувия и большого пожара в Риме Тит всячески способствовал устранению ущерба, тратя на это собственные деньги, собранные с продажи убранств своих пригородных усадеб, чем заслужил в народе ещё большую славу. Современники отмечали, что Тит был щедрым, развернув масштабное строительство и снизив налоговую нагрузку в некоторых общинах, однако также говорили, что при этом он не тратил деньги понапрасну.

6. Адриан

Вернёмся к «пяти хорошим императорам». Публий Элий Траян Адриан, больше известный как Адриан, происходил из сенаторской семьи, и был женат на племяннице императора Траяна. После смерти последнего Адриан унаследовал трон и стал править империей. Интересно то, что он был провозглашён императором дважды: сначала в 117, а затем в 135 году.

В отличие от Траяна, Адриан занял совершенно противоположную позицию в отношении дальнейшего развития страны, сосредоточившись на мирном сосуществовании с другими народами. Он освободил ранее завоёванные народы Ассирии и Месопотамии, вернув их земли парфянам, сделал Армению протекторатом, восстановил многие здания в Риме, включая Пантеон, построил вал Адриана на северной границе Британии для защиты от вторжения варваров.

Адриан умер 10 июля 138 года, после чего власть перешла к не менее любимому народом Рима императору Антонию Пию.

7. Антоний Пий

Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антоний Пий, правивший под именем Тит Элий Адриан Антоний, и больше известный как Антоний Пий, был императором Римской империи с 138 по 161 годы, и является четвёртым из «пяти хороших императоров». Он происходил из галльского сенаторского рода, и в 135 году был усыновлён императором Адрианом. Прозвище «Пий» Антоний получил после того, как убедил Сенат обожествить своего приёмного отца Адриана. Это прозвище переводится как «благочестивый» или «исполняющий долг в отношении богов и родных».

Правление Антония Пия можно назвать, пожалуй, самым мирным среди всех императоров. Следующий за ним император Марк Аврелий называл Антония Пия человеком, преданным нуждам империи, трудолюбивым, рациональным, скромным, терпимым, сострадательным и решительным.

Отсутствуют какие-либо записи о значительных боевых действиях во время его правления. Вместо войны Антоний Пий сосредоточился на строительстве инфраструктуры, уменьшил налоги городам, пострадавшим от стихийных бедствий, и в целом тратил государственные деньги на благосостояние граждан. Но при этом он оставил после себя богатую казну.

Кроме того, он заботился даже о самых низших слоях населения Рима, которые ранее не удостаивались таких почестей. Так, например, он ввёл в римское право понятие презумпции невиновности, наказание за убийство раба и плохое обращение с ним. Несмотря на то, что Антоний Пий был приверженцем традиционной римской религии, он практически не преследовал христиан.

Также Антоний Пий поддерживал науку и искусство, щедро одаривая учителей, учёных и деятелей культуры. Император умер 7 марта 161 года, перед этим назначив своим приемником Марка Аврелия — последнего из «пяти хороших императоров». В честь императора в Риме прошли пышные похороны, а сам он был обожествлён.

8. Марк Аврелий

Марк Аврелий Антонин, правивший Римской империей с 161 по 180 годы, принадлежал к сенаторской семье испанского происхождения. В отличие от многих императоров до и после него, Марк Аврелий, будучи аристократом, не был типичным высокомерным нарциссом. Наоборот, он запомнился своей мудростью и рассудительностью. Современники говорили, что на него сильно повлиял его приёмный отец Антоний Пий.

Благодаря рассудительности и справедливости, Марка Аврелия называют «философом на троне». Он придерживался учения стоицизма, где почитались интеллект, мудрость и другие качества, которые относят к добродетельным.

Марк Аврелий реформировал экономику, установил в империи свободу слова, даже если она касалась самого правителя, учредил множество учебных заведений, покровительствовал наукам и искусству. Кроме того, он провёл удачные военные кампании, благодаря чему вернул Северную Месопотамию и Армению, а также усмирил набегавшие на Рим германские племена. Увы, но в походе против германцев он и погиб от чумы 17 марта 180 года.

Пожалуй, единственной ошибкой Марка Аврелия было то, что он назначил приемником своего сына Коммода, правление которого было полным паранойи и экстравагантных решений, и положило конец Pax Romana.

9. Диоклетиан

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан получил при рождении имя Диокл, которое может показаться каким-то слишком простым для аристократа. И не зря, ведь этот римский император, правивший с 284 по 305 годы, был сыном бывшего раба, вольноотпущенника. Как такой простолюдин смог прийти к власти? Он выбрал военную службу, где благодаря своим талантам быстро поднялся по карьерной лестнице, и к правлению императора Кара уже занимал один из самых высоких постов в Римской империи — командира доместиков. После убийства наследника императора Кара, к которому Диоклетиан не был причастен, тот казнил исполнителя покушения, и был провозглашён своими солдатами императором.

Взойдя на престол, Диоклетиан завершил кризис третьего века в Риме, который угрожал государству распадом. Он не только восстановил мир как в самой Римской империи, так и на её границах, но и провёл ряд реформ, которые привели к началу в государстве нового золотого века.

Кстати, Диоклетиан добровольно отказался от власти в пользу Галерия, а сам удалился в своё поместье в Салоне, где просто наслаждался жизнью, занимаясь садоводством и другими мирными занятиями. Он умер при невыясненных обстоятельствах 3 декабря 311 года.

10. Аврелиан

Луций Домиций Аврелиан правил Римской империей с 270 по 275 годы. Он происходил из незнатной семьи, но благодаря своим военным заслугам был провозглашён императором в 270 году после смерти Клавдия от чумы.

К тому моменту империя разваливалась на части из-за повсеместных восстаний. Но Аврелиан сумел подавить их и восстановить единство государства, за что получил почётный титул «реставратор империи и Востока». За пять лет правления Аврелиан смог побороть коррупцию в государстве и укрепил его. Увы, но его строгость и приверженность дисциплине были как достоинством, так и недостатком. 25 сентября 275 года Аврелиан был убит заговорщиками, как считается, из-за растущих социальных противоречий в римской армии.

Источник

Правители римской империи и что они сделалиmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Вот еще когда мы обсуждали тему Почему в России — царь, а в Европе — король? там упоминалась такая информация, что по иронии судьбы, русское слово «царь» произошло от латинского«цезарь», «кесарь». А по иронии потому, что первый кесарь, давший своим именем титул всем последующим римским императорам, был Гай Юлий Цезарь, который царем (в латинском значении rex) как раз быть не хотел! Дело в том, что цари в Риме за 500 лет до правления Цезаря были свергнуты, и само это имя их было ненавистно римлянам.

Про Цезаря и дальнейших правителей все более менее знают, а вот давайте сейчас окунемся в эпоху последних царей РИМА …

Древнеримским царством именуется период с 753 года до н.э. – даты, принятой за основание Рима, – до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления республики в 509 году до н.э., именуемый также «эпохой семи царей». В истории многих государств имеется так называемый «мифологический период», о котором известно слишком мало из-за древности событий, пересказанных много столетий спустя. Об эпохе семи царей мы можем судить лишь по источникам, созданным в годы Римской республики и даже куда более поздней империи. Однако, как нельзя представить себе античную Элладу без героического эпоса Гомера, рассказывающего нам о древнейших временах, так и царский период Древнего Рима является неотъемлемой частью его истории: неожиданное изменение общественно-политического устройства с монархии на республику стало сакральной легендой, объединяющей народ Рима все последующие столетия.

С чего всё начиналось

Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.

Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.

Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!

Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.

Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.

Ромул

Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царём. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась ещё на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

Время правления двух царей было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников, смирил Фидены и победил могущественный город Вейи, дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии он был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить его, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Нума Помпилий

Упрочить основанное на военной силе государство гражданским и религиозным благоустройством было, говорит легенда, главною заботою второго царя, Нумы Помпилия [38–81 о. Р., 714–672 до Р. Х.], мудрого и благочестивого сабинянина, уроженца Куреса, избранного народом после довольно долгого междуцарствия. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны, так что храм Януса, стоявший при входе на площадь народных собраний, оставался заперт во все продолжение его царствования (стр. 28); такое счастье Рим испытал до самого правления Августа только один раз, в годы по окончании первой Пунической войны. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Обряды богослужения, установленные Нумою, были просты сообразно простоте народного быта; но он хотел подчинить все стороны жизни строгим религиозным правилам. Он заповедал молиться богам при начатии всякого дела; малейшая ошибка в исполнении предписанных обрядов богослужения требовала новых обрядов для покрытия этой вины перед богами. Мы уже говорили о тех божествах, служение которым было учреждено Нумою; это были: Веста, на очаге которой поддерживался священный огонь чистыми руками служивших ей девушек весталок; вечный огонь на очаге Весты был символом невидимого пламени жизни государства; двулицый Янус, бог всякого начала; боги земледелия и поземельной собственности; сабинский бог войны и весны Марс и окружавшие его божества.

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами; он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он старался о развитии торговли и ремесл, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации, установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности, приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, он ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.

Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навёл порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне всё равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вёл завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.

Тулл Гостилий

Анк Марций

Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний

Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города.

Этот Тарквиний, которого римляне называют Старшим (собственно старым, priscus), был энергический государь. Латины, нарушив договор, заключенный с Анком Марцием, вторглись в римские владения. Тарквиний пошел на них, победил их в нескольких сражениях и завоевал много городов или восставших против Рима, или не бывших прежде подвластными ему: Корникул, Апиолы, Камерию, Крустумерий, Медуллию, Номент, Коллацию, несколько других. Еще большею опасностью грозила Риму война с сабинянами: эти храбрые горцы, перешедши Анион, неожиданно подступили к воротам Рима. Первое сражение с ними осталось нерешительным; но потом Тарквиний, пустив по реке зажженные плоты, зажег мост через нее; сабиняне смутились, видя, что путь отступления отрезан, были разбиты, принуждены просить мира и признать над собою власть Рима. Счастливо воевал Тарквиний и с этрусками; одержав над ними решительную победу при Эрете, он принудил этрусскую федерацию признать его своим главою и дать ему атрибуты этрусского царя. Таким образом, но римской легенде, Рим при Тарквинии Старшем был владыкою латинского союза, сабинского народа и этрусского союза. Очень деятельно Тарквиний Старший заботился и о внутреннем благоустройстве государства. Он установил справедливые отношения между старыми и новыми гражданами. Авгур Атт Навий не допустил его удвоить, как он хотел, число триб; но он удвоил число родов и всадников, из которых состояли трибы и центурии. Более всего проявил он свое царственное величие возведением громадных сооружений.

Чтоб осушить болотистые низменности города, он построил подземные каналы для стока воды (клоаки); эти галереи – изумительная постройка необыкновенной прочности. В осушенной таким образом долине между первоначальным Римом Палатинского холма и Капитолийским холмом он отделил большой участок земли для площади народных собраний и рынка (Forum и Comitium), построил кругом его колоннады, роздал места желавшим построить лавки. Осушенный луг между Палатином и Авентином он выровнял и устроил на нем цирк: по окружности пространства, назначенного для игр, он для каждой курии определил место, на котором её сенаторы и всадники сделали себе подмостки смотреть на игры. После того каждый год в сентябрьские иды происходили в этом цирке «римские игры», великий праздник города Рима»; сначала этот праздник занимал только один день, потом стал длиться четыре дня. Главную часть его составлял бег колесниц; кроме того на нем давались простонародные спектакли комического содержания, были разные другие развлечения для народа, музыка, танцы. Последним великим сооружением, которое предпринял Тарквиний, было построение храма Юпитера Капитолийского; но он успел возвести только фундамент. Сыновья Анка Марция, досадовавшие на него за то, что он отнял у них престол, подослали убийц, переодетых пастухами, и Тарквиний был убит ударом секиры.

Сервий Туллий

Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приёмный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царём Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближённой жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческого образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.

Остатки стен Сервия Туллия в Риме. Рисунок конца XIX века

Луций Тарквиний

Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.

В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда…

История римских царей, кончающаяся изгнанием Тарквиния, страдает непримиримыми внутренними противоречиями и в содержании своем, и в хронологии; это неоспоримо. Римские цари должны быть признаны мифическими лицами, представителями главных фазисов развития римского государства в первые времена его существования; они – лишь олицетворения главных фактов первоначальной римской истории тех времен, когда соединились в один город разные поселения на холмах римской местности. Совершенно невероятно то, что семь царей, которые вступали на престол уже возмужавшими людьми и из которых только два умерли естественною смертью, царствовали все по нескольку десятков лет, так что сумма их царствований составляла 240 лет, или 244 года. Сколько времени длился период правления царей, кто были они, в каком порядке шли факты, мы не можем определить с достоверностью. Мы должны довольствоваться общими понятиями об устройстве римского государства, какие можно извлечь из преданий о временах царей, или какие мы можем составить себе по событиям позднейшей эпохи. В следующем отделе мы дадим очерк этих сведений на основании трудов Нибура и новейших ученых. Кто были лица, давшие Риму его учреждения, мы не может определить. Имена царей, передаваемые нам легендою, служат в ней только рамками, которыми объединяются факты известного разряда: в этих именах так же мало достоверности, как и в поэтических рассказах, которыми вымысел позднейшего времени украсил события, нанизанные на эти имена. Блеск времен римских царей, и в особенности Тарквиниев, похож на отблеск зари, в котором сливаются очертания предметов на краю горизонта.

История царей, говорит один из новейших исследователей, Ине, не основана ни на документах, ни даже на народном предании; она составлена во времена сравнительно поздние и составлена посредством, сознательных вымыслов искусственным образом. Она – ряд опытов дать историческое объяснение тому, как возникли политические учреждения, религиозные и общественные обычаи, объяснить имена местностей, построение храмов или других зданий и придать определительность туманным мыслям народа о старине. В те чуждые критике времена, не колеблясь, относили к эпохе царей все, что казалось принадлежащим старине, и легковерие помогало вымыслу. Ине доказывает, что «изгнание Тарквиниев не было только переменою формы правления, превращением монархии в республику; оно обозначает собою восстание латино‑сабинского народа против этрусков, которые несколько времени владычествовали над Лациумом».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *