Править тризну что это
Значение слова «тризна»
1. Заключительная часть 412 похоронного обряда у древних славян, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, борьбы, а позднее из поминального пиршества. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жен и любимца коня. А. К. Толстой, Курган.
2. Книжн. Церковный обряд похорон или поминовения усопшего. Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною. Н. Некрасов, Размышления у парадного подъезда. || Обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти. При возвращении с кладбища начиналася тризна в честь покойника, и родственники и друзья бывали пьяны два, три дня или даже целую неделю. Пушкин, История села Горюхина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТРИ’ЗНА, ы, ж. 1. У древних славян — поминки по умершем, сопровождавшиеся пиршеством (истор.). Ковши круговые запенясь шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин. 2. перен. Скорбное воспоминание о ком-чем-н. утерянном, погибшем (поэт., ритор.). Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души. Баратынский. Привезут к нам останки твои, чтоб почтить похоронною тризною. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
три́зна
1. истор. заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством ◆ Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин
2. религ. церковный обряд поминания умершего у православных
3. обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти; поминки
4. перен. поэт. высок. скорбное воспоминание о ком-либо либо о чём-нибудь утерянном, погибшем ◆ Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души Баратынский
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лот — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тризна
Содержание
Этимология
Упоминание в «Повести временных лет»
Первое упоминание тризны находится в описании славянских народов и их жизни в недатированной части ПВЛ:
Следующее упоминание при описании погребальных действий княгини Ольги над умершим мужем князем Игорем и одновременно осуществление мести древлянам за его убийство (945 г.):
В последний раз тризна упоминается в ПВЛ, когда говорится о смерти княгини Ольги (969 г.):
Описание
Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. В современном русском языке слово тризна в основном используется как часть фразеологизма совершить тризну и понимается главным образом как пиршество в честь усопшего, поминки.
Кроме поминок, тризна включала в себя обряд омовения покойника, обряжания (одевания в лучшие одежды, украшения), ритуального бдения у тела покойного, которое могло сопровождаться обрядовым весельем, и сжигания трупа на специальном помосте, именуемом крада. У славян-язычников часто встречалось и обычное погребение, без сожжения, но подавляющим оно стало лишь после распространения христианства.
Подобные традиции погребальных обрядов существовали и у других народов. В частности, у древних греков в честь покойного устраивались игры (спортивные состязания).
Править тризну что это
Обряд Тризны – так назывался общий обряд в честь умерших предков.
Творился он первого сухиня, обязательно первого марта, в час рассвета, чаще всего на высоких курганах, которые насыпались на месте захоронения предков. Этот день носил название Навий день и был посвящен Марене.
Обряд Тризны. Для чего и как совершали
Также тризну могли сотворять по умершим на другие дни в течение года, в зависимости от надобности. Считалось, что если в роду произошли какие-либо несчастья, погиб ребенок до трехлетнего возраста, были люди, покончившие жизнь самоубийством, то это возмущает род и приводит к нарушению энергетического потока, который идет от рода к ныне живущим потомкам.
Чтобы замириться с этими душами, также проводился обряд Тризны. Тризна является не только пиром в честь ушедших предков, но и целым ритуалом. Со временем славянскую Тризну изменили в поминки и усекли до состояния праздничного поминального стола.
На могильник, во-первых, приносили требы предкам. Это были лепешки, испеченные с травами, которые помогали устанавливать связь с миром предков.
В каких-то родах таким считался папоротник: его добавляли в засоленном или маринованном виде в тесто самой лепешки. Где-то таким считался лук, потому что по-славянски лук – это борей (арии жили в Гиперборее – стране за северным ветром). Где-то добавляли боярышник, где-то – калину, это тоже дерево умерших.
Затем приносили печенья в виде птичек (птицы – символ души), в виде лесенок (это тоже символ дороги в другой мир), приносили пироги. Традиционными считались пироги с горохом.
Варили крашеные яйца, при том, это были яйца-писанки, расписанные специальными рисунками. Все писанки в честь умерших предков рисовались сине-голубой краской.
Приносилась кутья – это особая каша, приготовленная из пшеницы, а не из риса, как у византийцев, с сушеными яблоками, изюмом, клюквой и тыквой, позже её заменила курага с мёдом. Пекли блины, как символ солнца, которое единит все три мира: Навный, Явный, Правный.
Готовили кисель – чаще всего он был гороховый либо ягодный. Затем, если тризна совершалась дома, то соответственно дома стол застилался скатертью: либо чисто белой, либо с вышивкой белым по белому, либо черным по белому, как у карпатских славян, – это цвета именно Того мира, Того света.
За окно вывешивался рушник, притом во многих родах, если позволяла погода, один конец рушника оставался на подоконнике, а второй висел через окно на улицу, это была дорога в честь предков. Дома зажигалось четное количество свечей на столе. Если на капище, на кургане производился обряд, то зажигался огонь, либо люди в некоторых случаях туда уже шли с зажженными свечами или лампадами.
Еда погребальная возлагалась на стол или же на специально разосланную на красной горке скатерть. Первыми в круг становились женщины и девушки, если дома, то они вставали в ближайший круг к столу, либо если все уже сели за стол, то они первыми начинали причитать.
Причеты по покойному
Причеты по покойному – это не истерический припадок, не завывание, как в более поздних традициях.
Они могли сопровождаться всхлипываниями, повременными стонами, но это песнь потери и лишения, в которой автор, сам потерпевший или перенесший потерю, излагал свою печаль, тоску по умершему человеку, ушедшему, не важно, как давно из рода, потому что эти причеты лишения могли происходить на каждых тризнах, спустя 10 и 20 лет после того, как ушел человек.
Если вершился большой обряд тризны, то в этой песне поминались по именам все умершие в роду. Также в этих причетах, помимо изливания горя по потерянным когда-то родственникам, человек произносил слова благодарности за то, что эти люди отдали свою силу в род и дали возможность последующему поколению учиться на их жизни, какая бы короткая она ни была.
Женщины и девушки, как проводницы потока родовой силы, в больших обрядах распускали волосы, усиливая родовой поток для всех собравшихся. Затем включались и остальные люди, они могли подпевать, могли тихонько подплакивать, произносить слова благодарности, когда их произносили другие. Таким образом настраиваться на родовой поток.
Примером такого плача является плач дочери по отцу, или плач старухи по старику.
Исторические плачи
Плач дочери по отцу
С восточной со сторонушки,
Подымались да ветры буйные,
С громами да с гремучими,
С молениями да с опалючими,
Пала, пала с небеси звезда
Все по батюшкину на могилушку.
Расшиби ка ты, громова стрела,
Ещё матушку да Мать сыру Землю,
Развались ка ты, Мать-Земля,
Что на 4 стороны.
Скройся да гробовая доска,
Распахнитесь да белы саваны.
Отвалитеся да ручки белые
От ретива от сердечушка,
Разожмитеся да уста сахарные,
Обернись-ка ся да мой родимый батюшка,
Перелетным ты да ясным соколом.
Ты слетайка ся да на сине море,
На сине море, да Хвалынское.
Ты обмойка, родной мой батюшка
Со бело лица ржавчину.
Пролети ка ты, мой батюшка
На свет эт, на высок терем.
Все подкутися, да под окошечко.
Ты послушай ка, родимый батюшка
Горе-горькие наших песенок.
Плач старухи по старику,
Плач дочери родимой по тебе.
Благослови ка ты меня батюшка
Да на житье та на сторонешно,
Да на замужество то великое,
Да на жизнь, да на хотение,
По светлому твоему благословению,
Да по светлой твоей повести.
Плач старухи по старику
На кого милый мой обнадеялся?
И на кого ты ополошился?
Оставляешь ты меня, горе-горькую
Без теплого своего гнездышка.
Не от кого-то, горе-горькой нету мне слова ласкового,
Нет мне слова приветлива,
Нет у меня, горе-горькие не роду-то не племени,
Не поилица мне, ни кормилица.
Остаюсь то я, горе-горькое
Старым то я, старейшинька,
Одна да оденешенька.
Работать мне, изнеможения нет.
Нет у меня роду-племени.
Не с кем мне дума думати,
Не с кем мне слова молвити.
Нет у меня милого ладушки.
Ой ка ты, ты мой старик,
Да старый, ты меня звездой опоясшучий,
Ты меня покровом да покой,
Благословением дай.
В детях и внуках наших радуйся.
Тебя-то вспоминати, свою долюшку проживати.
Свет звезды твоей в небе увидати.
После того, как произносились плачи и благодарности по умершему человеку, обращались к Велесу с просьбой принять данную душу в Ином мире, проводить их в свет Ирийский, даровать им покой, и различные тексты, которые символизировали обращение к Богу проводнику, коим Велес и является.
Иногда здесь были тексты обращения к Маре, с просьбой отпустить боль этих людей и дать им успокоение их душе, в особенности это касалось тех душ, которые ушли по боли с этого мира, то есть самоубийцы, или же те, которые были убиенные, тогда к Маре тоже обращались с просьбой освободить их от боли.
Обращение к Велесу
Помяни, Велесе, на лугах своих
Предка моего-честнородича (называлось, кого).
И пусть от стара да от млада,
От всякого поколения,
Род мой примет его.
Проводи его, Велесе, во свет Ирийский,
Да сотвори ему вечную память.
Помяни его, во век ушедшего,
И всех сродников во плоти,
Во век ушедших и во век почивших,
И дари им благость Ирийскую,
Сотвори им вечную память.
Гой!
После этого человек также отведывал яства Тризны, которые принес, разделял трапезу с умершими. Часто, когда хотели у предков спросить свою судьбу, оставляли какую-либо личную вещь на красных горках, либо на столе до утра при зажженной свече, если обряд творился дома.
Допустим воины клали ложку выемкой вниз на горшок или же на миску с личной едой. Если на утро находили ложку так же не тронутой, значит, в ближайших сражениях с ними ничего не случится. Если находили ложку упавшей, перевернутой чашечкой вверх, надо опасаться ранений, либо смерти, в общем, беречь себя особо. То есть, предки предупреждали.
Девушки оставляли гребни, если хотели у предка умершего отца спросить, каков жених будет. Богат ли, беден, да на какой сторонушке, ну и так далее. Здесь уже шли различные мелкие обряды.
Затем обязательно тризна по всем умершим предкам с изготовлением куклы Крестец была на Троицу, это славянский праздник, праздновался он 7 июня.
Завершался обряд Тризны после яств словами благодарности предкам, а закрывался обычно на утро. Рушник оставлялся вывешенным на улицу до утра, свеча не гасилась. Но если это был большой обряд, на капище или же на могильнике, то слова благодарности, прощания, приходили говорить ещё и на утро.
Тризна: что означает слово и как проходит славянский обряд
О наших предках, живших до крещения Руси, практически ничего не известно. Древние обычаи с проводимыми обрядами остались в глубине веков и покрылись тайной. Часто смысл и значение стародавних таинств доходят до нас в искаженном виде.
В современном понимании тризна — это похороны, поминки об умершем, с обедом и дальнейшем поминании в определенные дни. Считается устаревшим словом, вышедшим из употребления. В современном мире это слово успешно заменено перечисленными с соответствующими пониманиями. Однако у древних предков значение слова несло более глубокий смысл.
Что такое тризна
В классической литературе и живописи XIX века слово «тризна» упоминалось как поминки после погребения, сопровождаемые застольем. Применялось в текстах и картинах в понимании печального вспоминания о потере, утрате, о ком-то ушедшем. В некоторых текстах употреблялось в словосочетаниях со словом «похоронная».
Из древних дохристианских летописей слово означает славянский обряд, проводящийся после сожжения покойного, на месте захоронения.
Проводили его со всеми составляющими действиями в честь умершего человека.
Происхождение слова
Ясности в вопросе образования слова нет. В одной из версий происходит от праславянского «тризнище», означающего «поминовение», «состязание», «подвиг», «награда». Есть версия Шанского, заключающаяся в происхождении слова от древнерусского «трыти» со значением «тереть».
Лингвисты не могут найти ясности в вопросе о происхождении по причине существования исследователей утверждающих о ином обозначении этого слова.
Другие значения в источниках:
Некоторые исследователи заявляли о значениях, связанных с жертвоприношениями трех разных животных, символизирующих три мира ведической веры, или три вида состязаний, принимая в основу число «три» и соотнося тризну с тройственностью и особым смыслом тройки в славянской мифологии.
Схожесть в звуках при произношении во многих европейских языках похожа в толкованиях слов «погребальное пение», «плач». В греческом языке слово θρήνος (thrēnos) означает «плач», «рыдание». Существенным доводом в пользу греческого происхождения считается внесение многих слов в русский язык в эпоху его реформирования. В то время много слов было внесено в формировавшуюся православную церковь, сохранившихся до сих пор. Оппоненты греческого происхождения, в свою очередь, считают, что корни следует искать в дохристианских славянских источниках.
Одна из причин разнообразного значения
Иногда таинство справляли по массе народа, например, отображенное в картине Г. И. Семиградского «Тризна русских дружинников после битвы под Даростопом в 971 году» (1884 год). Массовое участие в совершении ритуальных действий, изображенных на картине, дали повод упростить понимание к одному слову.
Слова, с которыми понимается:
Все они по отдельности имеют косвенное отношение к похоронным действиям, происходящим после сражения с героическими поступками. Вот и стали толковать лишь одно действие, подвиг или битву, не имеющие ничего общего с погребением и поминками.
Значение понятия
Маловероятно, что тризна принесена в русский язык из другого языка или приходом христианства. Весомым тому аргументом будет использование слова в летописях, датируемых до крещения Руси. Понимание его означало похороны со всеми сопутствующими действиями, посвященными памяти усопшего или погибшего.
Само слово является сокращенным от знаний трех миров: правь, Навь и явь. Знание о трех мирах, как они взаимосвязаны и взаимодействуют, вот какая содержится информация в этом емком понимании обряда, являющегося целым мировоззрением. Задача его поддерживать связь между мирами и поколениями, независимо от нахождения. Постоянно участвуя в традиционных действиях, народ с детства впитывал образ мышления, становящийся взглядом на жизнь.
Обряд тризны
Традиционно древний русский ритуал погребения и поминовения берет свое начало с незапамятных ведических (языческих) времен. Весь комплекс обрядов объединялся в одно таинство, называемое тризной.
Цель проведения
Близким и родственникам необходимо было попрощаться с грустью о внезапной утрате. Дальше по сценарию — веселье, и должно быть не до печали. Она может удерживать почившего и повлиять на процесс перехода духа в иной мир.
Традиционная тризна на Руси
Начиналось погребение с подготовки тела усопшего. Проводились обряды обмывания, после чего на тело одевали роскошные одеяния. Потом проводились прощания, рыдания и чтение молитв. После прочтения готовили тело к сожжению. По знатным жителям тризна правилась шикарная во всех отношениях.
По ходу обряда славили богов, утверждая вечную победу жизни над смертью в силу единства трех миров. Налаживали незыблемую связь между поколениями, независимо от места пребывания. Богами на Руси были славные предки, единого рода со всеми жителями.
Как и когда проводят в современном мире
Христианство изначально отрицательно относилось к проведению погребения и поминок в языческих традициях. Однако позже православная церковь на протяжении веков ассимилировала эти обряды под свои нужды. Большую часть мероприятий убрали, а оставшуюся изменили, также поступив со многими традиционными праздниками и обрядами на Руси.
Значение слова тризна в православии не изменилось до наших дней, означая погребение и поминовение усопшего. От церкви понятие вошло в обыденную жизнь. На останках древних обычаев сейчас существуют традиции, которые предписываются церковью и соблюдаются людьми.
После смерти человека родственники приглашают священника, чтобы отпеть его дома, или согласовывают для проведения в храме. Во время службы присутствующих кормят хлебом и коловом — специально приготовленной кашей.
Угощение на отпевании несет отпечаток древних обильных жертвоприношений. После захоронения проводят обед с распитиями спиртных напитков с пожеланиями покойному царствия небесного и приятных воспоминаний с почившим при жизни. На следующее утро на могилу несут завтрак. Потом поминают на 9 и 40 дней, полгода и год, справляя в тесном кругу близких и родственников.
Структура поминального обряда
Отправляя в последний путь дорогого человека, родные и близкие смирялись с его утратой, а ему облегчали путь в иной мир. Все поминальные действия (от омовения тела до пира в честь памяти ушедшего) были ориентированы на помощь ушедшей душе. Часть из них была направлена на облегчение душевного состояния и защиту оставшихся родичей, находящихся в эмоциональном и моральном истощении, от бесов.
Во время обряда воздавали славу и хвалу богам и славным предкам, погибшим за землю родную. Обрядами люди обращались к богам с прошением защитить землю и народ, а умершим помочь исправить все неправедно сделанное при жизни.
Действия, входящие в состав тризны:
Костер старались разводить огромный: от его высоты и мощи зависела легкость перехода. При сжигании князей и знатных воинов пламя достигало таких высот, что видимость его была на десятки километров. Огонь был основой веры и жизни древних славян, он использовался во всех ритуальных действиях. Считался основой создания вселенной: с него начиналось ее творение.
Переход в мир иной облегчался сожжением тела. По столпу огня с дымом, рвущемуся ввысь, дух уходил в Навь легко и свободно. Кроме способствования перехода души к предкам, стихия огня очищала от всех совершенных проступков при жизни в грешной плоти.
После сожжения прах:
Перечисленные действия позволяли праху ушедшего гармонично слиться с элементами Яви, предоставив свободу духу.
Считается, что наши предки кремацию стали проводить только к началу нашей эры, которая практически выжила ингумацию — предание тела земле. Праславянские племена клали тело в скорченном виде, в позицию эмбриона. Подпитана эта традиция была представлением о перевоплощении душ. Но незадолго до использования сожжения стали хоронить в распрямленном виде.
После погребения начиналась увеселительная часть: сородичи с пришедшими почтить память проводили поединки, пиршества с песнями и плясками — всем, чем жил усопший. Это был не совсем печальный обряд.
Игры и пляски в честь умершего
Проводились игрища, состоящие из поединков, сражений, сопровождаемых жизнь усопшего. Начинались увеселения с песнями и танцами, которыми выражали радость о благости богов. К пляскам у славян было особое отношение, они очень тесно соприкасались с боевыми играми.
В танце могли выражать жизненные ситуации, в том числе и боевые. Состязания проводились не только в кулачных боях, но и среди пляшущего народа — это было неотъемлемой частью жизни. Танцами отгоняли грусть и печаль, открывая дорогу к радости и веселью.
Оплакивание покойного
Сразу после наступления смерти родственники начинали оплакивать покойного с громкими причитаниями обрядовых песен, которые содержали хвалебные речи за заслуги при жизни. Плачем живые показывали, насколько дорог был покойный и как им будет его не хватать.
В истории известны случаи приглашения плакальщиц, особенно при погребении знатного человека. Это были специально обученные женщины, певшие ритуальные песни с причитаниями и рыданиями. Он помогали родным излить всю боль утраты и пережить горе для дальнейшей счастливой жизни.
По поверьям, душа сразу после смерти находится в доме, и если вновь приставленный достойно оплакан, то душа его будет спокойна, а родственников не будут тревожить сновидения и мысли о нем.
Поминальное пиршество
Пир, проводимый в честь упоминания покойного, состоял из роскошного застолья с возлиянием медов хмельных, сопровождаемых содержательными тостами и пожеланиями. Проводился до кремации тела и после. Первый символизировал переход в иной мир, а второй проводился в защиту родных покойного от бесов из темных миров.
На пиру вспоминали богов и силы подземного мира, воздавая им хвалу и славу, призывали принять умерших и не трогать живущих.
Видео о тризне
Из представленного видео вы узнаете об обряде тризны.
В данном видео представлены советы Трехлебова, касающиеся современных реалий и веры.