Правила поведения на выборах что можно делать что нельзя
Правила поведения на избирательном участке
До выборов президента России остаются считанные дни. Настало время уточнить сведения о правилах поведения на избирательном участке. Что можно делать, и какие действия недопустимы.
1) Заходить в кабинку для голосования с другим человеком запрещено. Однако закон разрешает оказать помощь при голосовании другому человеку, если тот в ней нуждается и просит помочь. О необходимости оказать помощь нужно сообщить члену комиссии, и в списке избирателей сделают специальную пометку. Также если с Вами находится малолетний ребенок, его можно взять с собой в кабинку.
Нельзя помочь другому человеку в голосовании в случае, если Вы: член комиссии, наблюдатель, кандидат, журналист, чиновник.
2) Съемка на участке законодательно не запрещена. Однако Ваши действия не должны нарушать тайну волеизъявления, а потому нельзя фотографировать и снимать на видео урну для голосования, избирательные бюллетени с отметками, процесс голосования в кабинке, списки избирателей.
3) Запрещается агитация за какого-либо кандидата или партию. Это расценивается как административное нарушение. И полицейский, находящийся на избирательном участке, вправе составить на Вас протокол.
4) Длительность нахождения избирателя на участке законодательно не зафиксирована. Вас не будут торопить с изучением информации и выбором кандидата. Но и пробыть на участке необоснованно долгое время тоже не дадут. Только определенный круг лиц имеет право пребывать на избирательном участке все время: члены комиссии, кандидаты, наблюдатели, полицейские и журналисты.
5) Категорически запрещается: курение, употребление спиртных напитков, нарушение общественного порядка, препятствие работе членов комиссии, полицейских, журналистов и наблюдателей.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Избирательное законодательство возлагает обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации и принятии мер по устранению допущенных нарушений на избирательные комиссии.
В целях пресечения противоправной агитационной деятельности избирательные комиссии готовят обращения в суды, правоохранительные органы, органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.
Речь идет не просто о содействии органов внутренних дел избирательным комиссиям при выявлении и пресечении нарушений в процессе проведения предвыборной агитации, а о совместной конструктивной, взаимодополняющей деятельности. При этом органы внутренних дел обязаны в соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федерального закона) самостоятельно и в инициативном порядке принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании противоречащей закону предвыборной агитации, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных и иных агитационных материалов, устанавливать их изготовителей и источник их оплаты.
Органы внутренних дел вправе в соответствии с Федеральным законом «О полиции» принимать меры, установленные действующим законодательством, к лицам, нарушающим избирательное законодательство при проведении предвыборной агитации. Серьезным нарушением прав граждан на свободное волеизъявление является подкуп избирателей. Анализ судебной практики избирательных споров показывает, что в основе подкупа, как правонарушения, лежит факт незаконной передачи вознаграждения за соответствующее поведение подкупаемого.
Одной из распространенных форм подкупа является вручение подарков избирателям на дому, продажа им товаров по заниженным ценам, организация для них концертов со свободным входом.
Подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, как и неправомерная благотворительная деятельность, являются основанием привлечения виновных к административной ответственности по статье 5.16 КоАП РФ и влекут наложение штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как уже отмечалось, в период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами. Федеральный закон «О лотереях» понимает под лотереей игру, проводимую в соответствии с договором, в которой ее организатор получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с договоренностью участников.
Другими играми, основанными на риске могут быть:
— тотализатор, в котором заключается пари на прогноз возможных вариантов ситуации, связанной с результатами выборов;
— игры с использованием специальных автоматов с денежными иди иными выигрышами.
Установление запрета на данные виды деятельности связано с тем, что при проведении лотерей, организации тотализаторов возможно оказание воздействия на волеизъявление избирателей. Участники этих игр, сделав ставку на определенного кандидата при голосовании, будут руководствоваться чисто экономическими соображениями в интересах поддержки конкретного кандидата.
Нарушение запрета на проведение лотерей и других основанных на риске игр в ходе избирательной кампании согласно статьи 5.49 Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от трёх тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тринадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях по статьям 5.16 и 5.49 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона органы внутренних дел обязаны принимать меры по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных, иных агитационных материалов, их изъятию, а также устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты.
Наиболее распространенными видами агитационных материалов являются: календари, плакаты, листовки, аудио- и видеопродукция. Статья 54 Федерального закона определяет условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Запрещается их изготовление без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Предотвращение органами внутренних дел изготовления подложных и незаконных агитационных материалов является профилактической мерой, Изъятие в соответствии с действующим законодательством незаконно изданных предвыборных материалов, установление фактов правонарушений и лиц, их совершивших, задержание этих лиц, иные установленные законом меры могут быть мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.12 Кодекса на граждан от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до трёх тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Кандидаты и избирательные объединения крайне редко пользуются для защиты своих прав иными, помимо предусмотренных избирательным законодательством, правовыми механизмами. Вместе с тем не следует забывать о праве на ответ, предусмотренном Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и об исках о компенсации морального вреда и защите чести, достоинства и деловой репутации, которые могут быть поданы на основании статей 151 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нельзя забывать и о статьях 129 «Клевета» и 130 «Оскорбление» Уголовного кодекса Российской Федерации. В случаях, когда кандидат полагает, что ему причинён моральный вред, нанесён ущерб его чести, достоинству, деловой репутации или же в отношении него допущена клевета, оскорбление, он вправе самостоятельно использовать названные правовые средства защиты нарушенных прав.
За нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации, могут наступать разные виды ответственности участников избирательного процесса.
Об уголовной ответственности за нарушения в сфере предвыборной агитации можно говорить тогда, когда ответственность по статье 141 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает в связи с воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином права на участие в предвыборной агитации, являющегося одним из избирательных прав граждан, а также в связи с незаконным финансированием агитационной деятельности.
Таким образом, на настоящий момент практически все запреты и ограничения, установленные избирательным законодательством в сфере предвыборной агитации, снабжены соответствующими санкциями.
Характерным является превалирование в данной сфере санкции имущественного характера – административного штрафа.
Правила поведения на выборах что можно делать что нельзя
До Единого дня голосования в Хабаровском крае осталось совсем немного времени. А значит пора напомнить несколько простых правил поведения на избирательном участке: что делать можно, а какие действия находятся под строжайшим запретом.
Можно ли зайти в кабинку для голосования вместе с кем-то? Оказать помощь пенсионеру, к примеру?
Строго запрещено заходить в кабинку для голосования с другим человеком. При этом закон разрешает оказать помощь при голосовании другому человеку, но только если тот в ней нуждается и просит помочь. О необходимости оказать помощь необходимо сообщить члену комиссии, и в списке избирателей сделают специальную пометку.
Также если с Вами находится малолетний ребенок, его можно взять с собой в кабинку.
Нельзя помочь другому человеку в голосовании в случае, если Вы: член комиссии, наблюдатель, кандидат, журналист, чиновник.
Разрешена ли фотосъемка на участке?
Законодательно она не запрещена. Но Ваши действия не должны нарушать тайну волеизъявления, поэтому нельзя фотографировать и снимать на видео урну для голосования, избирательные бюллетени с отметками, процесс голосования в кабинке, списки избирателей.
Как расценивается агитация?
Запрещается агитация за какого-либо кандидата или партию. Это расценивается как административное нарушение. И полицейский, находящийся на избирательном участке, вправе составить на Вас протокол.
Сколько времени можно провести на избирательном участке?
Длительность нахождения избирателя на участке законодательно не установлена. Никто не станет Вас торопить с изучением информации и выбором кандидата. Но, все-таки, и пробыть на участке необоснованно долгое время тоже не дадут. Только определенный круг лиц имеет право пребывать на избирательном участке все время: члены комиссии, кандидаты, наблюдатели, полицейские и журналисты.
Какие еще моменты стоит учесть?
Категорически запрещается: курение, употребление спиртных напитков, нарушение общественного порядка, препятствие работе членов комиссии, полицейских, журналистов и наблюдателей.
Правила поведения на выборах что можно делать что нельзя
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Рекомендации избирательным комиссиям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 21 мая 2020 г.)
С целью профилактики рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, создания условий для безопасной работы членов избирательных комиссий и участия в голосовании граждан Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рекомендует избирательным комиссиям проводить следующие мероприятия и соблюдать членами комиссий и участниками голосования нижеследующие правила поведения.
1. Подготовка к проведению голосования
1.1. В целях исключения условий для распространения коронавирусной инфекции для проведения голосования предпочтительнее оборудовать площадку на открытом воздухе (перед входом в здание, где традиционно располагается избирательный участок, или в непосредственной близости от него), используя для этого имеющиеся на территории веранды, навесы или дополнительно устанавливаемые для этих целей армейские палатки, тенты, иные приспособления для обеспечения защиты от внешних погодных условий.
Путь к санитарной комнате должен быть обозначен соответствующими указателями.
1.3. Для выявления граждан с симптомами заболевания необходимо организовать на подходе к месту для голосования температурный контроль. В связи с этим заранее требуется проработать вопрос об обеспечении избирательных участков на время проведения голосования бесконтактными термометрами из числа таких приборов, имеющихся в распоряжении бюджетных организаций.
Также для этих целей целесообразно заранее определить лиц (не из числа членов участковой комиссии), которые в течение дня голосования будут проводить измерение температуры тела граждан, составить график их работы и обеспечить их дополнительными средствами индивидуальной защиты (например, одноразовыми защитными халатами или костюмами).
1.4. Для изоляции людей в случае выявления у них повышенной температуры тела, подозрения на ухудшение самочувствия или иных симптомов заболевания на каждом избирательном участке необходимо обеспечить наличие отдельного дополнительного помещения (специального места) до приезда бригады скорой медицинской помощи.
В указанных дополнительных помещениях (специальных местах) должна быть обеспечена возможность для участников голосования проголосовать с использованием переносного ящика для голосования.
1.5. Заблаговременно необходимо проработать и утвердить схему передвижения участников голосования в месте для голосования для исключения массового скопления людей и очередей. Для организации раздельных потоков участников голосования, по возможности, предусмотреть отдельно вход на территорию к месту голосования и выход с нее.
Указанная схема должна располагаться на видном месте на подходе к месту голосования.
1.6. Для разделения маршрутов для граждан, прибывающих для голосования и уже проголосовавших, должны быть обозначены (нанесены) специальные линии (указатели) движения, за которые участнику голосования не рекомендуется заходить при нахождении на предыдущей линии (у предыдущего указателя) другого участника голосования. Расстояние между такими линиями (указателями) для соблюдения дистанции должно быть не менее 1,5-2-х метров.
Такие же специальные линии (указатели) движения должны быть обозначены (нанесены) на площадке перед входом к месту для голосования в целях организации очередности движения участников голосования в случае одновременного прибытия к месту голосования большого количества людей.
между столами, за которыми располагаются члены избирательной комиссии;
между избирателем при получении бюллетеня, и членом комиссии;
между кабинами для голосования, иными специально оборудованными местами в случае наличия на участке двух и более кабин или иных специально оборудованных мест (по возможности);
между входом в кабину для голосования и стационарным ящиком для голосования.
1.9. Места расположения наблюдателей и представителей средств массовой информации также должны определяться участковой комиссией на расстоянии не менее 1,5-2-х метров от входа (выхода) к месту для голосования, от столов, за которыми располагаются члены избирательной комиссии, стационарных ящиков для голосования, кабин для голосования или иных специально оборудованных мест. При этом наблюдателям должен быть обеспечен полный обзор действий участковой комиссии.
Также на расстоянии 1,5-2-х метров друг от друга должны располагаться стулья, на которых размещаются наблюдатели и представители средств массовой информации в течение дня голосования.
1.10. Кабины для тайного голосования должны использоваться без передней шторки.
1.11. Для членов участковых комиссий должно быть предусмотрено достаточное количество запаса питьевой воды и одноразовой посуды для приема воды каждые 15 минут.
1.12. Перед проходом к месту голосования должен быть оборудован пункт применения антисептических средств для дезинфекции рук участников голосования и выдачи им одноразовых масок и перчаток.
1.13. Необходимо предусмотреть наличие на выходе с места голосования закрывающегося крышкой контейнера для использованных масок, салфеток, других средств индивидуальной защиты. Такой же контейнер необходимо поставить на выходе из отдельного дополнительного помещения (специального места), оборудованного для людей, имеющих признаки заболевания.
1.14. На месте голосования, а также вблизи них должны быть размещены специальные информационные стенды (памятки) с рекомендациями по профилактике заражения инфекцией.
1.15. При невозможности из-за погодных условий обеспечить в день (какой-либо из дней) голосования проведение голосования на открытом воздухе, возможно использовать для этих целей помещение для голосования, которое необходимо оборудовать с соблюдением условий, указанных в пунктах 1.2-1.12 настоящих Рекомендаций. При этом помещение для голосования должно быть достаточно просторным для соблюдения дистанции между находящимися в нем людьми, в обязательном порядке иметь окна с возможностью их беспрепятственного открытия и, по возможности, два выхода для организации раздельных потоков участников голосования на вход и выход из помещения.
1.16. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным избирательным комиссиям необходимо заранее получить в уполномоченном органе список участников голосования, проживающих на территории соответствующего участка, которые проходят лечение на дому и в связи с этим им предписана самоизоляция, и (или) находящихся на карантине.
Напротив сведений о таких участниках голосования в списке участников голосования рекомендуется сделать отметку (карандашом или стикером) для того, чтобы в случае прихода такого участника голосования на избирательный участок его можно было бы направить для голосования в отдельное дополнительное помещение (специальное место).
При поступлении от таких участников голосования заявления (устного обращения) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования сведения о таких участках голосования рекомендуется вносить в отдельный реестр для обеспечения возможности проведения для них отдельного от остальных участников голосования выездного голосования (отдельной группой членов участковой комиссии, обеспеченных усиленными средствами индивидуальной защиты).
1.17. Совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления необходимо обеспечить членов комиссий, иных лиц, привлеченных к выполнению обязанностей по обеспечению деятельности избирательных комиссий, достаточным количеством средств индивидуальной защиты, в том числе специальных, антисептических и дезинфицирующих средств.
1.18. Совместно с органами местного самоуправления рекомендуется заранее проработать вопрос по обеспечению участковых комиссий необходимым количеством автотранспортных средств для проведения голосования вне помещения для голосования с возможно широким охватом участников голосования без наличия каких-либо причин для проведения голосования на дому и для доставки избирательной документации в вышестоящую комиссию после окончания голосования.
1.19. Для предоставления возможности проголосовать вне помещения для голосования широкому кругу участников голосования комиссии должны быть снабжены достаточным количеством переносных ящиков для голосования. Необходимо заранее предусмотреть возможность дополнительного обеспечения участковых комиссий переносными ящиками (при необходимости).
1.20. Ежедневно перед началом голосования и после окончания требуется проводить тщательную дезинфекцию мест для голосования, включая проходы к нему, санитарные комнаты, дополнительные помещения (специальные места), предназначенные для изоляции людей, имеющих признаки заболевания, а также автотранспортные средства, предназначенные для перевозки членов комиссий.
1.21. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации совместно с соответствующей территориальной комиссией необходимо предусмотреть возможность обеспечения работы участковой комиссии в правомочном составе в случае ухудшения состояния здоровья ряда членов участковой комиссии в течение дня голосования.
Также целесообразно рекомендовать общественным палатам субъектов Российской Федерации предусмотреть возможность оперативной замены на избирательном участке наблюдателя в случае ухудшения состояния его здоровья.
2. Проведение голосования в местах для голосования
2.1. Любые работы по подготовке и проведению голосования (в том числе по оборудованию мест для голосования, организации и проведению голосования, подсчету голосов и установлению его итогов) члены участковых комиссий должны проводить с использованием средств индивидуальной защиты (одноразовых масок, перчаток).
Для проведения голосования в помещении, предназначенном для людей, у которых выявлена повышенная температура тела или имеются подозрения на иные симптомы заболевания, необходимо предусмотреть возможность обеспечения членов участковых комиссий дополнительными защитными средствами (например, защитными комбинезонами или одноразовыми халатами, защитными очками, респираторами или дополнительным количеством масок, латексными перчатками, бахилами).
2.2. При проведении голосования, а также подсчете голосов участников голосования члены участковой комиссии должны размещаться по одному человеку за столом.
2.3. При нахождении в месте для голосования члены комиссии должны регулярно в течение дня мыть руки и (или) проводить обработку рук антисептическими средствами.
2.4. В течение дня голосования всем членам участковой комиссии, а также находящимся в месте для голосования наблюдателям и представителям средств массовой информации необходимо производить измерение температуры тела.
Также температурный контроль должен производиться всем участникам голосования и иным лицам на подходе к месту для голосования.
2.5. При выявлении граждан с симптомами заболевания необходимо направлять их для голосования в дополнительное помещение (специальное место).
2.6. Представителям средств массовой информации при подготовке к выезду на избирательный участок съемочной группы для работы над телерепортажем целесообразно рекомендовать измерять температуру тела всех лиц из состава съемочной группы (журналистов, операторов, звукорежиссеров и др.) до выезда к месту голосования.
2.7. Участники голосования должны иметь возможность обработать руки антисептическими средствами перед проходом к месту голосования и на выходе из него, а также получить одноразовые маски и перчатки.
2.8. В день (дни) голосования необходимо организовать, возможно с привлечением клининговых кампаний или специально обученных людей, ежедневную регулярную влажную обработку всех мест для голосования с использованием дезинфицирующих средств. Особое внимание при этом должно уделяться дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, кабин для голосования, контактных поверхностей (столов и стульев, авторучек, оргтехники, стендов, стационарных и переносных ящиков для голосования, комплексов обработки бюллетеней). Такая уборка с дезинфицирующей обработкой должна производиться не реже 1 раза в час, для чего в работе комиссии целесообразно предусмотреть соответствующие технологические перерывы не менее 10 минут в час.
При размещении помещения для голосования в здании, а не на открытом воздухе, в указанные технологические перерывы необходимо в обязательном порядке дополнительно проводить проветривание всех помещений, включая коридоры по пути следования к помещению для голосования, санитарные комнаты, иные помещения, в которые имеется доступ членов комиссий или участников голосования.
О наступлении времени технологического перерыва заранее (не позднее чем за 10 минут) должны быть проинформированы участники голосования, находящиеся в месте для голосования или прибывающие к нему. В случае, если на момент объявления технологического перерыва в месте для голосования находятся участники голосования, санитарная обработка может быть начата только после того, как проголосуют все участники голосования.
При проведении обработки места для голосования во время технологического перерыва председатель комиссии обеспечивает сохранность избирательной документации. Для этого бюллетени для голосования, находящиеся у членов комиссии, книги списка участников голосования и иную документацию рекомендуется убирать в сейф или иное место, недоступное для посторонних людей.
2.9. Членам участковой комиссии необходимо заранее и непосредственно в день (дни) голосования разъяснять участникам голосования правила поведения в местах для голосования для исключения случаев заражения коронавирусной инфекцией. При этом целесообразно рекомендовать им прибывать в помещение для голосования со своей авторучкой для заполнения бюллетеня (с пастой синего или черного цвета), в защитной медицинской маске, на входе в помещение для голосования и выходе из него обработать руки антисептическим средством и надеть одноразовые перчатки, в помещении для голосования соблюдать дистанцию между людьми и, по возможности, находиться в нем не более 15 минут.
2.10. Гражданам, прибывшим для голосования в защитных медицинских масках, рекомендовать кратковременно снимать их при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
2.12. Необходимо обеспечить проведение дезинфекции авторучек, используемых для заполнения бюллетеней и проставления подписи в списке участников голосования, после каждого участника голосования.
3. Проведение голосования вне мест (помещения) для голосования
3.1. В целях соблюдения противоэпидемиологических мер голосование вне помещения для голосования предпочтительно проводить вне жилого помещения (на придомовой территории, возле подъезда многоквартирного дома и т.д.).
Для этих целей следует предусмотреть оснащение выездной группы из числа членов участковой комиссии необходимыми приспособлениями для возможности заполнения участником голосования заявления о голосовании (расписки о получении бюллетеня) и бюллетеня (например, раскладной стол, подставка под компьютер и т.п.).
3.3. Участнику голосования должна быть предоставлена возможность перед голосованием и после него вымыть руки или обработать их антисептическими средствами, на время проведения голосования ему предоставляются одноразовые маска и перчатки.
3.4. После каждого выхода из салона автотранспортного средства членов комиссии по прибытии к месту для проведения голосования вне помещения для голосования и после его ежедневного завершения рекомендуется проводить регулярную влажную обработку всех предметов в салоне автомобиля с использованием дезинфицирующих средств, а также сквозное проветривание салона. Водителя автотранспортного средства необходимо обеспечить необходимым количеством средств индивидуальной защиты (одноразовыми масками и перчатками) и дезинфицирующих средств.
Такую же дезинфекцию автомобиля необходимо проводить до выезда автотранспортного средства с членами комиссии в вышестоящую комиссию для сдачи протокола об итогах голосования и после их возвращения обратно.
3.5. Голосование вне помещения для голосования проводится по заявке участника голосования, при этом члены комиссии выезжают к участникам голосования, сведения о которых содержатся в заверенной распечатке из реестра либо выписке из него, с предварительно заполненным заявлением о голосовании (расписке о получении бюллетеня). Участник голосования самостоятельно вписывает в указанное заявление (расписку) серию и номер паспорта, ставит дату и роспись за полученный бюллетень.
При заполнении данного заявления (расписки) участнику голосования рекомендуется использовать свою авторучку.
3.7. Голосование вне помещения для голосования для всех участников голосования рекомендуется проводить не более 15 минут с соблюдением дистанции между людьми не менее двух метров (по возможности).
3.8. Голосование вне помещения для голосования по заявлениям (устным обращениям) граждан, находящихся на карантине ввиду заболевания, целесообразно проводить по отдельному маршруту членами участковой комиссии (и при желании наблюдателей), обеспеченных дополнительными средствами индивидуальной защиты (например, защитными комбинезонами или одноразовыми халатами, защитными очками, респираторами или дополнительным количеством масок, латексными перчатками, бахилами).
Голосование вне помещения для голосования по заявлениям (устным обращениям) граждан, находящихся на карантине ввиду заболевания, должно быть организовано исключительно без входа в квартиру (дом). Такое голосование может проводиться бесконтактным способом, например, на лестничной площадке (придомовой территории), путем передачи участнику голосования бланка заявления о голосовании вне помещения и бюллетеня для голосования, а затем получения от него заявления и бюллетеня. Опускание бюллетеня в переносной ящик для голосования в этом случае может производиться с разрешения участника голосования одним из членов комиссии, проводящим голосование вне помещения, или иным лицом, присутствующим при проведении такого голосования.
При проведении голосования вне помещения для голосования для такой категории участников голосования необходимо исключить контакты членов комиссии данной группы с иными участниками голосования и членами комиссии до их возвращения в дополнительное помещение (специальное место), оборудованное возле места для голосования избирательного участка и проведения усиленных дезинфекционных мероприятий.
Повторное использование членами комиссии средств индивидуальной защиты после возвращения с выездного голосования не допускается. Указанные средства индивидуальной защиты должны быть помещены в плотно закрывающийся контейнер или бак для дальнейшей утилизации.
4. Подсчет голосов участников голосования и установление итогов голосования
4.1. Все действия по подсчету голосов участников голосования члены участковых комиссий должны проводить с использованием средств индивидуальной защиты (одноразовых масок, перчаток).
4.2. При оборудовании специально отведенных мест для проведения непосредственного подсчета голосов участников голосования необходимо обеспечить соблюдение расстояния 1,5-2 метра между членами комиссии с правом решающего голоса.
4.3. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии. Расстояние между ними также не может быть меньше 1,5-2 метров.
4.4. Перед вскрытием переносных ящиков для голосования (сейф-пакетов), стационарных ящиков для голосования рекомендуется проводить их санитарную обработку дезинфицирующими средствами.
4.5. При заполнении и подписании протокола об итогах голосования присутствующим членам участковой комиссии с правом решающего голоса рекомендуется пользоваться своими авторучками (с пастой синего цвета). В случае использования одной или нескольких авторучек рекомендуется проводить ее (их) дезинфекцию после каждого члена комиссии.
4.6. При выдаче заверенной копии протокола об итогах голосования лицу, получившему заверенную копию, рекомендуется расписываться в соответствующем реестре своей авторучкой. В случае использования в этом случае одной или нескольких авторучек рекомендуется проводить ее (их) дезинфекцию после каждого использования.
4.7. По окончании голосования необходимо провести полную дезинфекцию места для голосования, подходов к нему, санитарных комнат, а также иных мест, в которые имелся доступ в период проведения голосования членов комиссии, участников голосования и иных лиц.
4.8. При приеме протоколов участковой комиссии об итогах голосования в территориальной комиссии членам комиссий рекомендуется соблюдать указанный выше порядок, аналогичный при проведении голосования в местах для голосования.
Примечание: избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации целесообразно организовать работу по прохождению членами нижестоящих избирательных комиссий тестирования на коронавирусную инфекцию. Сроки и порядок такого тестирования определяются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Э.А. Памфилова |
1 Данные рекомендации включают в себя максимальный перечень мероприятий, рекомендуемый для выполнения в условиях сохраняющихся рисков распространения инфекции. Конкретный перечень мероприятий, рекомендуемых для выполнения членами избирательных комиссий при подготовке и проведении общероссийского голосования, разрабатывается в зависимости от текущей эпидемиологической ситуации в регионе избирательной комиссией субъекта Российской Федерации во взаимодействии с органами исполнительной власти в соответствии с рекомендациями управления Роспотребнадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Обзор документа
Роспотребнадзор выпустил рекомендации по профилактике коронавируса при подготовке и проведении общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ.
В качестве места для голосования предпочтительнее оборудовать площадку на открытом воздухе (перед входом в здание, где традиционно располагается избирательный участок, или в непосредственной близости от него). При этом следует использовать имеющиеся на территории веранды, навесы или дополнительно устанавливаемые армейские палатки, тенты, иные приспособления для обеспечения защиты от внешних погодных условий.
Для выявления граждан с симптомами заболевания необходимо организовать на подходе к месту для голосования температурный контроль. Для изоляции людей с повышенной температурой тела или в случае ухудшения самочувствия на каждом избирательном участке должно быть отдельное дополнительное помещение, где человек изолируется до приезда бригады скорой медпомощи. В данном помещении обеспечивается возможность проголосовать с использованием переносного ящика для голосования.