Правила по русскому языку 2 класс что такое корень
Корень и однокоренные (родственные) слова
Корень может состоять из одной, двух и более букв:
Б ить, л ить, пь ю, икр а, мел ок, снеж инка, баран
В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).
Слова с несколькими корнями называют сложными.
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.
лент очка ( лент а, лент очный)
под вяз ка (за вяз ать, с вяз ка)
красн ый ( красн ота, пре красн ый)
Однокоренные слова
Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.
Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:
Сказ ание, рас сказ ывать, сказ очно
Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:
Книг а – книж ный, зар я – зо́р и
Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!
Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!
Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Что такое корень слова?
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод янистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
В слове может быть один или два корня
вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран илище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
3. приставки, корня, суффикса, окончания
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ничество;
Общей частью этого ряда однокоренных слов является часть лес-, которую назовем корнем.
Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.
Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать
Наименьшая значимая часть слова.
Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?
Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.
Что значит «наименьшая значимая часть слова»
Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.
Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.
Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:
Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».
Вот эта наименьшая часть – корень.
Как найти корень слова
Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».
Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:
80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.
У корней должно быть одинаковое лексическое значение
Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.
«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?
Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.
Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».
Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».
От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».
Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.
И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».
Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.
Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».
То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».
Однокоренные слова и формы слов – в чем разница
У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:
Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.
Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.
А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.
Как проверять орфограммы в корнях
Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».
Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.
Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).
Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».
Корни с чередованием надо запомнить.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.
Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.
Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.
Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.
Русский язык, 2 класс « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Оборудование: карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, учебник.
1. Организационный момент.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ум да разум надоумят сразу.
— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
3.Создание проблемной ситуации.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
— На какую тему все эти слова?
— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
— А теперь внимание, задание:
— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ).
— Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
— А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
— Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
— Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками.
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
— Назовите эту общую часть. (зим- ).
— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
— Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
— С родственными словами мы разобрались.
— Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
— Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
( Общая часть родственных слов )
(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
— с.61 упр 84 –письменно
-с.62 упр.87 письменно
(Физкультминутку проводят учащиеся)
— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)
— стр.61 упр. 85-письменно
У крестьянина была старая лошаденка.
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
Лиса, лист, лисонька, лисий.
Морской, моряк, море, мороз.
Вода, водичка, водный, водитель.
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье-
И становится понятно- расслабление приятно.
-стр.61 выуч.прав. с.62 упр.88
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.
-Кто из вас доволен своей работой?
— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?
— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 29. Что такое корень слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 61 – 62.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24 – 25.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Не только люди могут быть родственниками друг другу. Родственными могут быть и слова. Например, слова «гусь», «гусыня» и «гусята» имеют общую часть «гус» и являются представителями одного и того же вида птиц.
Общая часть родственных слов называется корень. Корень в словах выделяется особым знаком – дугой сверху.
Проведём небольшой опыт. Попробуем закрыть корень «гор» в родственных словах – «гора» – «горка». От первого слова останется только «а», от второго – «ка». Закроем корень «дом» в родственных словах «дом» – «домик». Первое слово исчезнет, от второго останется «ик». Закроем корень «гриб» в паре «гриб» – «грибник». Первое слово закроется целиком, от второго останется часть «ник». То есть без корня слова теряют смысл. Это происходит потому, что именно в корне находится основное лексическое значение слова. Как растение погибнет без корней, так и слово без корня существовать не может.
Для определения корня в слове необходимо подобрать родственные слова и найти в них общую часть. Например, чтобы найти корень в слове «школа», подберём ряд родственных слов – школьник, школьница. Эти слова являются родственными, так как школьник – это мальчик, который учится в школе, школьница – это девочка, которая учится в школе. Найдём в этих словах общую часть. Это часть «школ». Значит, «школ» – это корень.
Но иногда случается так, что корни в родственных словах могут отличаться друг от друга. Например, слова «друг», «подружка» являются родственными. Но совпадает в этих словах только часть «дру». Однако, корень в слове друг – всё слово, то есть «друг», а в слове подружка корень «друж». Дело в том, что звуки в корнях слов иногда могут заменять друг друга. Такое явление называется чередованием. Иногда при чередовании звук в корне может появиться или исчезнуть. Например, слова «сон» и «проснуться» являются родственными, несмотря на отсутствие звука [о] во втором слове. Чередование – очень частое явление. Поэтому необходимо помнить, что у родственных слов корни могут немного отличаться.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдите слова с корнем —дом—
Подсказка: вспомните, что у родственных слов должна быть общая часть и близкое лексическое значение.
Задание. Как найти корень слова?
Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова.
Подсказка: сначала найдите действие, без которого невозможны все остальные.