Правила по русскому языку 2 класс что такое корень

Корень и однокоренные (родственные) слова

Корень может состоять из одной, двух и более букв:

Б ить, л ить, пь ю, икр а, мел ок, снеж инка, баран

В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).

Слова с несколькими корнями называют сложными.

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.

лент очка ( лент а, лент очный)

под вяз ка (за вяз ать, с вяз ка)

красн ый ( красн ота, пре красн ый)

Однокоренные слова

Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.

Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:

Сказ ание, рас сказ ывать, сказ очно

Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:

Книг а – книж ный, зар я – зо́р и

Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!

Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!

Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Что такое корень слова?

Корень сло­ва — это его глав­ная зна­чи­мая часть, в кото­рой заклю­че­но общее зна­че­ние всех одно­ко­рен­ных слов.

Правила по русскому языку 2 класс что такое корень

Корень — главная морфема

Как глав­ная мор­фе­ма, корень объ­еди­ня­ет сло­ва по общ­но­сти их зна­че­ния, например:

вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод яни­стый.

Все эти сло­ва обо­зна­ча­ют пред­ме­ты или при­зна­ки, име­ю­щие отно­ше­ния к вод­ной сти­хии, так как в их мор­фем­ном соста­ве про­сле­жи­ва­ет­ся один и тот же корень вод-.

В сло­ве может быть один или два корня

вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран или­ще.

Следует раз­ли­чать сло­ва с сов­па­да­ю­щи­ми по зву­ча­нию и напи­са­нию кор­ня­ми, но раз­ны­ми по значению:

В мор­фем­ном соста­ве этих слов вычле­ним корень гор-, но это не один и тот же корень, а раз­ные мор­фе­мы, не сов­па­да­ю­щие по сво­е­му лек­си­че­ско­му значению.

Корень в составе различных слов

Слов, состо­я­щих из одно­го кор­ня и окон­ча­ния, в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся немно­го, например:

вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.

Корни этих слов спо­соб­ны высту­пать без при­ста­вок и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов, поэто­му их назы­ва­ют свободными.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка состо­ят из соче­та­ния раз­ных морфем:

1. кор­ня, суф­фик­са, окончания

3. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, окончания

4. при­став­ки, кор­ня, суф­фик­са, суффикса

Некоторые кор­ни в сво­бод­ном виде не встре­ча­ют­ся. Они явля­ют­ся свя­зан­ны­ми с при­став­ка­ми, суф­фик­са­ми или с дру­ги­ми корнями:

Правила по русскому языку 2 класс что такое корень

Как определить корень в слове?

Правила по русскому языку 2 класс что такое корень

Чтобы опре­де­лить корень в сло­ве, под­би­ра­ем род­ствен­ные сло­ва и вычле­ня­ем в них общую зна­чи­мую часть, в кото­рой содер­жит­ся их основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ниче­ство;

Общей частью это­го ряда одно­ко­рен­ных слов явля­ет­ся часть лес-, кото­рую назо­вем корнем.

Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.

Главной мор­фе­мой это­го ряда род­ствен­ных слов явля­ет­ся часть трав-, кото­рую выде­лим в каче­стве корня.

Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»

Источник

Корень слова – что это такое, как его правильно выделить в слове и что про него обязательно надо знать

Наименьшая значимая часть слова.

Правила по русскому языку 2 класс что такое корень

Вы открываете учебник и там написано, что корень – это наименьшая значимая часть слова. И что? Как вы это понимаете? В другом учебнике написано, что в корнях слов заключается их лексическое значение. А это как понять?

Вы, может быть, еще поймете, а ваш ребенок, который в начальной школе – нет. Давайте разбираться.

Что значит «наименьшая значимая часть слова»

Поясняю сразу на примере. Что значит «л»? Ничего. Ничего у вас в голове не рисуется. Что значит «ле»? Ничего. Что значит «лес»? Опа! Сразу в голове «вспыхивает» картинка – сразу вы видите высокие сосны, плотные стволы деревьев, короче, видите лес.

Вот и получается, что «лес» – вот эти самые три буквы – наименьшая часть слова, которая что-то ЗНАЧИТ, то есть она «значимая», то есть в ней заключается лексическое значение слова, то есть вы представляете себе что-то, когда слышите/читаете эти три буквы.

Это слово можно «увеличивать», добавляя к нему:

Но «наименьшая» часть, которая связывает все слова, все равно будет «лес».

Вот эта наименьшая часть – корень.

Как найти корень слова

Есть две стратегии. Самая популярная – подбирать однокоренные слова. То, что не будет меняться, будет корнем. Например, надо вам определить корень в слове «подводник». Подбираем однокоренные: подводный, водный, вода. Корень – «вод».

Другая стратегия. Надо отделять буквы от корня и смотреть, теряется лексическое значение или нет. Например, разбираете вы слово «почка». И что-то затупили и задумались – «почк» или «поч»? Надо подумать, сохраняется ли лексическое значение у букв «поч». Нет. Буква, которая следует за «ч» тоже входит в корень, потому что она полностью меняет значение. Сравните:

80 % слов вы сможете разобрать, пользуясь этими двумя стратегиями. Но русский язык коварен и сложен, поэтому надо помнить еще кое о чем.

У корней должно быть одинаковое лексическое значение

Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.

«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?

Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.

Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».

Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».

От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».

Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.

И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».

Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.

Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».

То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».

Однокоренные слова и формы слов – в чем разница

У форм слов и у однокоренных одинаковые корни. Но у однокоренных слов разные приставки или разные суффиксы, а формы отличаются только окончаниями. Сравните:

Если говорить более научно, то у однокоренных слов немного разные лексические значения, а у форм слов лексические значения одинаковые, но разные грамматические значения. Грамматическое значение – это информация о роде, числе, падеже.

Обратите внимание, глагол без суффикса «л» и с суффиксом «л» – это формы одного и того же слова. Потому что значение у них не меняется ни на йоту, меняется только грамматический признак – время: делаю (настоящее), делал (прошедшее). Но сам глагол-то не изменился.

А вот если к нему добавить приставку: сделал – то это уже будет однокоренное слово. Потому что делать – это какое-то продолжительное действие, а сделать – законченное действие. Сделал = довел до конца.

Как проверять орфограммы в корнях

Мы можем сомневаться в написании гласных и согласных в корнях. Чтобы проверить согласные, надо подбирать однокоренные слова или формы слов. В слове «дуб» на конце пишется «б», потому что его можно проверить формой «дубы» или однокоренным «дубок». В слове «здравствуйте» пишется «в», потому что оно от «здравия». В «вестнике» пишется «т», потому что оно от существительного «весть».

Иногда согласную проверить нельзя. Тогда надо смотреть в словарь. Например, почему в прилагательном «абсолютный» пишется «б», а не «п»? Потому что в словаре так написано. Проверить эту букву нельзя.

Гласные в корнях либо также проверяются подбором однокоренных слов и форм (мести – мёл, везти – вёз), либо запоминанием (собака – букву «о» невозможно проверить).

Но. В корнях бывают еще чередующиеся гласные. Например, в слове «замирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». А вот «замереть» пишется с «е», потому что после корня нет «а».

Корни с чередованием надо запомнить.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на рассылку сайта. Я еженедельно буду высылать вам наши лучшие статьи из рубрики Образование. Рубрика будет продолжать развиваться, скоро появятся тексты по математике, биологии и другим школьным предметам.

Посмотрите мои статьи с курсами подготовки к ЕГЭ, ВПР и ОГЭ. На курсах преподают лучшие учителя, многие из них сами являются экспертами ЕГЭ. Курсы помогают системно готовиться ко всем видам контроля, а стоят часто дешевле, чем репетиторство.

Не поленитесь и посмотрите вот это трехминутное видео о том, как объяснять орфограммы. Если вы будете правильно их объяснять все 11 лет обучения в школе – у вас никогда не будет проблем с грамотностью. Я объяснял именно так и никогда не ходил к репетиторам по русскому. Когда поступал на филфак, был первым по количеству баллов.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Скажите мне, сумел ли я вам объяснить, что такое корень, были ли мои советы и примеры полезны. Если текст вам не нравится, если его сложно читать, – критикуйте смело, буду править.

Источник

Русский язык, 2 класс « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Оборудование: карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, учебник.

1. Организационный момент.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3.Создание проблемной ситуации.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

— На какую тему все эти слова?

— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

— А теперь внимание, задание:

— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ).

— Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

— А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

— Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

— Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

— Назовите эту общую часть. (зим- ).

— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

— Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)

Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

— С родственными словами мы разобрались.

— Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) начало, источник чего-либо;

— Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

( Общая часть родственных слов )

(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

— с.61 упр 84 –письменно

-с.62 упр.87 письменно

(Физкультминутку проводят учащиеся)

— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

— стр.61 упр. 85-письменно

У крестьянина была старая лошаденка.

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

Лиса, лист, лисонька, лисий.

Морской, моряк, море, мороз.

Вода, водичка, водный, водитель.

— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье-

И становится понятно- расслабление приятно.

-стр.61 выуч.прав. с.62 упр.88

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 29. Что такое корень слова?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 61 – 62.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24 – 25.

4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22.

5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Не только люди могут быть родственниками друг другу. Родственными могут быть и слова. Например, слова «гусь», «гусыня» и «гусята» имеют общую часть «гус» и являются представителями одного и того же вида птиц.

Общая часть родственных слов называется корень. Корень в словах выделяется особым знаком – дугой сверху.

Проведём небольшой опыт. Попробуем закрыть корень «гор» в родственных словах – «гора» – «горка». От первого слова останется только «а», от второго – «ка». Закроем корень «дом» в родственных словах «дом» – «домик». Первое слово исчезнет, от второго останется «ик». Закроем корень «гриб» в паре «гриб» – «грибник». Первое слово закроется целиком, от второго останется часть «ник». То есть без корня слова теряют смысл. Это происходит потому, что именно в корне находится основное лексическое значение слова. Как растение погибнет без корней, так и слово без корня существовать не может.

Для определения корня в слове необходимо подобрать родственные слова и найти в них общую часть. Например, чтобы найти корень в слове «школа», подберём ряд родственных слов школьник, школьница. Эти слова являются родственными, так как школьник – это мальчик, который учится в школе, школьница – это девочка, которая учится в школе. Найдём в этих словах общую часть. Это часть «школ». Значит, «школ» – это корень.

Но иногда случается так, что корни в родственных словах могут отличаться друг от друга. Например, слова «друг», «подружка» являются родственными. Но совпадает в этих словах только часть «дру». Однако, корень в слове друг – всё слово, то есть «друг», а в слове подружка корень «друж». Дело в том, что звуки в корнях слов иногда могут заменять друг друга. Такое явление называется чередованием. Иногда при чередовании звук в корне может появиться или исчезнуть. Например, слова «сон» и «проснуться» являются родственными, несмотря на отсутствие звука [о] во втором слове. Чередование – очень частое явление. Поэтому необходимо помнить, что у родственных слов корни могут немного отличаться.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Найдите слова с корнем дом

Подсказка: вспомните, что у родственных слов должна быть общая часть и близкое лексическое значение.

Задание. Как найти корень слова?

Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова.

Подсказка: сначала найдите действие, без которого невозможны все остальные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *