Правда ли что внучка суворова прожила 146 лет

Правда ли что внучка суворова прожила 146 лет

Правда ли что внучка суворова прожила 146 летНе может быть, однако, чтобы никто из посетителей таинственной могилы не задался вопросом: а был ли у великого полководца сын по имени Илья? Имелась ли у него внучка Агриппина? Уж, наверное, кто-то задался, не я же одна такая умная.

Так вот, у Александра Васильевича Суворова было двое детей: Наталья (любимица, «Суворочка», та, которой он писал полушутливые-полусерьезные письма в стихах и которая успешно отвечала ему в том же стиле) и Аркадий.

Наталья вышла замуж за Николая Зубова и родила ему семерых детей. Ясно, что они носили фамилию Зубовы, а не Суворовы. Но на всякий случай мы все же и их перечислим: Александр, Платон, Надежда, Вера, Любовь, Ольга, Валериан.

Аркадий же Александрович Суворов, трагически погибший в 27 лет, оставил сиротами четверых: Марию, Варвару, Александра, Константина. Ни одной Агриппины, как видите. И ни одного Ильи! — на случай, если скажет кто-то вдруг, что не внучка в могиле, а правнучка.

Итак, на табличке неправда. Родилась эта неправда не вчера: легенду о внучке генералиссимуса Суворова, прожившей якобы 146 лет и умершей именно в Саратове, я слышала уже не раз. И первое, что хотелось бы подчеркнуть,— Саратовская епархия не имеет к этому «сочинению на историческую тему» ровно никакого отношения. Работы по благоустройству могил духовенства и мирян на Воскресенском кладбище проводятся согласно циркулярному письму Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина от 3 августа текущего года, консультант этих работ — историк Валерий Теплов, человек, немало уже сделавший для сохранения памяти реальных праведников, исповедников, пронесших веру через безбожные годы. Валерий Владиславович сообщил нам, что могила «внучки полководца» — не единственный случай кладбищенского мифотворчества:

— Есть еще могила схимонаха Серафима (Романова): исходя из фамилии, кто-то увидел в нем царского родственника и повесил на ограду портреты, а на крест икону семьи царственных страстотерпцев. Могилу его теперь обустраивает Спасо-Преображенский монастырь; портреты царской семьи было решено снять, поскольку никакого отношения к царствовавшей династии этот человек, конечно, не имел. По документам известно, что схимонах Серафим (Романов) до принятия великой схимы в иночестве носил имя Иерофей и на протяжении тридцати лет был насельником одного из афонских монастырей. Затем он длительное время жил в Саратове и был прихожанином Троицкого собора. 14 июля 1953 года он написал на имя управляющего Саратовской епархией архиепископа Гурия (Егорова) прошение «от св. горы Афонския манатийного инока смиренного о. Иерофея». В прошении указывалось, что отцу Иерофею было на тот момент 87 лет, а мантию он носил уже 57 лет. 22 декабря была получена телеграмма от Святейшего Патриарха Алексия I: «Бог благословит пострижение в схиму монаха Иерофея». Постриг был совершен, и схимонах Серафим в следующем, 1954 году скончался — кстати, в возрасте 88 лет, а не 95, как было указано на надгробии. Что же касается Агриппины или Агафьи Суворовой — согласно официальным данным МУ СПП «Ритуал», предоставленным в результате моего запроса, в этом участке Воскресенского кладбища в 1956 году точно не была похоронена женщина с фамилией Суворова: сотрудники «Ритуала» просмотрели данные за весь год.

Как же родилась легенда о «достоблаженной внучке»? Разобраться в этом нам помог также Валерий Теплов.

В 1937 году в СССР проводилась перепись населения. И вот, в саратовской газете «Коммунист» от 15 января 1937 года появилась заметка, озаглавленная «Самый старый человек в городе» (нашла эту заметку саратовский краевед Мария Салий).

«При переписи населения самым старым человеком в городе оказалась Агафья Ильинична Суворова, живущая во втором рабочем проезде. Ей 132 года. Наш сотрудник посетил старушку и беседовал с нею.

— Родилась я в 1804 году. Хорошо помню войну с Наполеоном. Тогда я вместе с родителями жила в Костроме. Особенно помню крепостное право. Я была крепостной помещика Кругликова в селе Федино Ярославской губернии. Жилось трудно. Работала день и ночь на господ (…) У нас в роду все жили долго. Мой отец Илья Павлович дожил до 160 лет, дядя, Василий Павлович — до 140 лет. Горжусь тем, что вынянчила Кравченко, который стал известным художником».

Сведения, согласитесь, крайне сомнительные… Тем более, что происходивший из Покровска (ныне Энгельса) художник Алексей Ильич Кравченко (если именно он здесь имеется в виду) родился в 1889 году. Но мой коллега из 1937 года принял эту информацию без всякой критики и без всякого документального подтверждения. И не он один: ровно пять дней спустя аналогичная заметка появилась в газете «Молодой сталинец».

Полагаю, нет оснований видеть в этой старушке замаскировавшуюся от советской власти графиню Суворову, которая (если уж включать воображение!) сообщила переписчику о своем феноменальном возрасте, но при этом придумала себе 160-летнего отца, носившего имя Илья, 140-летнего дядю Васю и дедушку Павла — никак уж не Александра и не генералиссимуса…

Однако к 50-м годам минувшего века «крепостная барина Кругликова» обретает аристократические черты. До нас дошли рассказы о некоей таинственной благочестивой старице, которая молилась в уголке Старого собора, одевалась в темное, всегда носила на спине вязанку дров, называя эту ношу «своими грехами», и говорила о себе, что ей уже более 140 лет. Вот о ней-то и шла молва, что она прямой потомок Александра Суворова. Звали эту старицу — кто матушкой Агриппиной, кто просто Агафьей. Имела ли она какое-либо отношение к героине двух газетных заметок 1937 года, которая, напомню, столь высокого родства себе не приписывала — непонятно. Автор бродящей по Интернету статьи «Внучка Суворова — жизнь во имя Бога» — журналист, называющий себя православным, но при этом большой специалист по «тайному знанию», автор книг по эзотерике, экстрасенсорике и прочим таким вещам, поклонник Саи Бабы, ездивший к нему в Индию, — основывается на весьма живописном рассказе некоей немолодой женщины Людмилы К. Людмила, в частности, утверждает, что видела «внучку Суворова», когда сама была еще ребенком и приходила в Троицкий собор со своей бабушкой; что старица эта была арестована «за веру» в 1918 году, в возрасте 108 лет, провела в лагерях 24 года и вышла на 132-м году жизни; то есть, если уж на то пошло, никак не должна была проживать в Саратове в 1937 году… Впрочем, хватит мучиться, складывая пазл. Автор завершает свой опус тем, что, дескать, «не стоит на все сто процентов отрицать версию удивительного происхождения игуменьи Агафьи. Нет для этого полных оснований». Логически возникает встречный вопрос: а есть ли основания хотя бы на пятьдесят процентов это предполагать?

Кстати, прямым потомком, праправнучкой великому полководцу доводилась Ольга Борисовна Столыпина, урожденная Нейдгардт, супруга Петра Аркадьевича Столыпина, который в 1903–1906 годах был саратовским губернатором. Может быть, и это обстоятельство сыграло какую-то роль в формировании мифа? Кто-то, как говорится, слышал звон, да не понял, откуда он…

Комментарий:

Председатель епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия протоиерей Кирилл Краснощеков:

— Церковная дисциплина предостерегает от самочинного почитания того или иного человека как святого. Процесс канонизации требует тщательного изучения жизни почившего; сведения о ней должны быть достоверными; жизнь человека должна соответствовать критериям святости, принятым в Русской Православной Церкви. Почин прославления может исходить от любого православного христианина, располагающего сведениями об усопшем, но сведения эти подлежат тщательной проверке, чем и занимаются епархиальные комиссии по канонизации подвижников благочестия. Окончательное же решение принимают Синодальная комиссия по канонизации и затем — или Священный Синод на своем заседании, или Архиерейский собор. А в случае с «внучкой Суворова» мы имеем дело с пустосвятством.

P.S. Что можно добавить к словам отца Кирилла? Вера не означает легковерия. Мы не должны быть наивными, как малые дети, иначе мы можем уже не просто увлечься сказкой, но стать жертвами сознательной провокации или манипуляции, а ведь для нашего времени, для эпохи информационного взрыва эти явления очень характерны. Мы не знаем, кто занимается псевдоисторической самодеятельностью на старом кладбище, но это явная попытка ввести нас в заблуждение.

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Источник

Загадка 146-летней старушки

Правда ли что внучка суворова прожила 146 лет

Как мы уже рассказывали в статье «Некрополь или джунгли», Воскресенское кладбище — не только уникальный исторический объект Саратова, но и место тайн и легенд, покрытых мраком времени. Так, на старом кладбище, недалеко от могилы Николая Чернышевского, есть очень интересное захоронение, сведения о котором, если верить надписи на табличке, могут претендовать на опубликование в Книге рекордов Гиннесса.

Если точнее, интересующих нас табличек здесь две, обе они, судя по всему, относятся к одному покоящемуся здесь человеку, но информация на них несколько расходится. Итак, на одной табличке указано: «Агафья Суворова, 140 лет». На второй: «Игумения Агафия. Внучка великого русского полководца А.В. Суворова. р. 1810 г. ум. 5.08.1956 г. 146 лет». Возникают два главных вопроса: насколько реален возраст саратовской долгожительницы и какое отношение она имеет к полководцу Александру Суворову?

«Отмотать» три века

Обратившись к опубликованному в Википедии списку долгожителей за всю историю, можно выяснить следующее. Дольше всех — 122 года — жила француженка Жанна Кальман (1875–1997). Чуть меньше прожили супердолгожительницы из США: Сара Кнаусс (119 лет, 1880–1999) и Люси Ханна (117 лет, 1875–1993). Самыми долгоживущими мужчинами считаются японец Дзироэмон Кимура (116 лет, 1897–2013), датчанин Кристиан Мортенсен (115 лет, 1882–1998) и кубинец Эмилиано Меркадо дель Торо (115 лет, 1891–2007).

Из ныне живущих наших сограждан абсолютной рекордсменкой считается частично верифицированная супердолгожительница Танзиля Бисембеева, уроженка Астраханской губернии. Она родилась 14 марта 1896 года. На сегодняшний момент Танзиля Насихановна входит в Книгу рекордов России, являясь вторым после Жанны Кальман человеком в мировой истории, достигшим возраста 120 лет, а также самым пожилым ныне живущим человеком в мире.

Но есть еще немало неверифицированных долгожителей — тех, чей точный возраст выяснить не представляется возможным. В этот список входят несколько десятков человек, часть которых, если верить их словам и иным неподтвержденным упоминаниям, дожили до умопомрачительных лет. Например, китайский сверхдолгожитель Ли Цинъюнь считается абсолютным рекордсменом, который вроде бы дожил до. 256 лет (1677–1933)! Ненамного по меркам вечности от него отстала жительница США Элизабет М. Мэхони, которая якобы прожила 191 год (1808–2000).

Сенсация или неточность?

Итак, скорее всего, Агафья Суворова была неверифицированной долгожительницей, о чем свидетельствуют неточности с возрастом старушки (которая по одним данным прожила 140 лет, а по другим — 146) и ряд других фактов.

Правда ли что внучка суворова прожила 146 лет

Как рассказывает краевед и литератор Мария Салий, в Саратове уже была создана похожая «сенсация» с жившим в наших краях уроженцем Франции Жан-Батистом Савэном. На одном особняке, расположенном на углу улиц Вольской и Дзержинского, была даже установлена мемориальная доска на русском и французском языках, напоминающая, что здесь «жил и почил в возрасте 126 лет русский француз Николай Андреевич Савэн (Жан-Батист Савэн)». В местной прессе есть упоминания, что пленный солдат наполеоновской армии прожил в Саратове 82 года и скончался в возрасте 127 лет (по другим данным — 124). Но, как отмечает Салий, в книге «Волжские пленники», написанной саратовским историком Виктором Тотфалушиным, сообщается, что Пьер Феликс Савен, родившийся в Руане в 1792 году, выдавал себя в Саратове «за выходца из знатного рода, лейтенанта 2-го гусарского полка и кавалера ордена Почетного легиона» Жана-Батиста Савена, родившегося в 1768 году. «Получается, что главный саратовский долгожитель прожил «всего» 102 года», — отмечает Мария Салий.

Вполне возможно, некие трансформации произошли и с таинственной долгожительницей Агафьей Суворовой, которая либо не знала, либо просто позабыла точную дату своего рождения, с которой тоже не все ясно, чем впоследствии и воспользовались ее «биографы».

О неточностях с датой рождения бабушки Агафьи мы поговорим чуть позже, а пока давайте выясним, являлась ли она внучкой полководца Александра Суворова, о чем сообщается не только на могильном кресте на Воскресенском кладбище, но и в некоторых «сенсационных» материалах, посвященных саратовской долгожительнице.

Как известно из биографии Александра Суворова, у него было двое детей — Наталья Александровна (1775–1844) и Аркадий Александрович (1784–1811). У Натальи Суворовой (в замужестве Зубовой) было шестеро детей: Александр, Платон, Надежда, Вера, Ольга и Валериан. Как видим, среди внуков полководца по линии дочери нет Агафьи, да и если бы была, то в девичестве носила бы фамилию не Суворова, а Зубова. Может быть, дочь по имени Агафья была у сына Александра Суворова? Как следует из биографии Аркадия Суворова, у него было четверо детей: Александр, Константин, Мария и Варвара. Как видим, тоже никакой Агафьи.

Частично отгадка тайны «внучки Суворова» находится в саратовской прессе 1937 года. 6 января этого грозного года в СССР проходила перепись населения, в ходе которой в Саратове был выявлен самый старый человек, которым и оказалась Агафья Суворова. Об этом рассказывалось в небольшой заметке, опубликованной 15 января 1937 года в газете «Коммунист»: «При переписи населения самым старым человеком в Саратове оказалась Агафья Ильинична Суворова, живущая во втором рабочем проезде. Ей 132 года. Наш сотрудник посетил старушку и беседовал с ней. Она рассказывает о себе следующее:

— Родилась я в 1804 году. Хорошо помню войну России с Наполеоном. Тогда я вместе с родителями жила в Костроме. Особенно помню крепостное право. Я была крепостной помещика Кругликова в селе Федино Ярославской губернии. Жилось трудно. Работала день и ночь на господ. В сутки выпрядала по 23 аршина тальки. Лет мне много. Да, у нас в роду все жили долго. Мой отец Илья Павлович дожил до 160 лет, а дядя Василий Павлович — до 140 лет. Горжусь тем, что вынянчила Кравченко, который стал известным художником. (Очевидно, речь идет об уроженце Покровской слободы (ныне Энгельса) Алексее Ильиче Кравченко (1899–1940) — живописце, графике и книжном иллюстраторе, который родился в крестьянской семье и в три года остался без отца. В отрочестве Кравченко учился рисованию у иконописца в местной церкви, где, вероятно, служила игуменья Агафья — прим. авт.)

Старушка выглядит бодрой, но жалуется на одиночество. Пенсии она почему-то не получает. Нужно обеспечить ее старость».

Примерно такая же заметка под названием «Год рождения 1804» была напечатана 20 января 1937 года в газете «Молодой сталинец». В ней к вышесказанному добавлена еще одна деталь биографии Агафьи Суворовой, точнее, ее сестры, которая во время войны 1812 года «заживо сгорела в Риге, подожженной французами». Кроме того, заметка сопровождалась фотографией старушки, которую мы и печатаем.

Итак, две публикации в саратовской прессе 1937 года доказывают, что «внучкой великого русского полководца» Агафья Суворова быть не могла по определению, поскольку ее отца звали Ильей Павловичем, а не Аркадием Александровичем, да и происходил он из крепостных крестьян, что в условиях сословного разделения России сложно согласуется с родом генералиссимуса российских сухопутных и морских сил.

Пережить правнуков

Загадкой остается лишь огромный даже по нашим временам возраст старушки и нестыковка года рождения, указанного в публикациях (1804) и на могиле (1810). К сожалению, более поздних упоминаний о дальнейшей судьбе Агафьи Суворовой найти не удалось. Зато, как отмечает Мария Салий, и местоположение захоронения долгожительницы на Воскресенском кладбище, и свежая табличка кажутся подозрительными. По мнению краеведа, ряд статей о том, что саратовская долгожительница являлась потомком полководца, подтверждает только то, что легенда о внучке Суворова действительно существовала. «Легли ли в ее основу сведения об Агафье Ильиничне Суворовой, сколько было старушек Суворовых, сколько им было в действительности лет — эти загадки еще предстоит разгадать», — считает Салий.

Правда ли что внучка суворова прожила 146 лет

Кстати, в саратовской периодике 1930-х рассказывалось еще про нескольких супердолгожителей, чей возраст якобы перешагнул за 110-летний рубеж. Так, 17 февраля 1939 года газета «Коммунист» рассказала о 116-летней жительнице села Б. Чечуйка Базарно-Карабулакского района Домне Тимофеевне Ноздревой 1823 года рождения. А в 1935 году пресса написала об Агафье Павловне Астаниной из Дороговиновского колхоза Пугачевского района, которая якобы родилась в 1819 году. «35 лет — лучшие дни молодости — провела Агафья Павловна на барском дворе графа Ушакова. Рабский, изнурительный труд в девичьей остался тяжелой памятью на всю жизнь», — писала газета «Коммунист» про пугачевскую старушку, которая «пережила мужа, детей, внуков и правнуков». В 1937 году Астаниной исполнилось 118 лет, но, как отмечает Мария Салий со ссылкой на очередную публикацию того периода, несмотря на преклонный возраст, долгожительница чувствовала себя бодрой и сохранила хорошее зрение.

Источник

«Игуменья Агафья»: почему 146-летнюю старушку из Саратова считали внучкой Суворова

Правда ли что внучка суворова прожила 146 лет

На Воскресенском кладбище города Саратова можно встретить необычную могилу. Таблички на ней гласят, что в этом месте покоится Агриппина Ильинична Суворова, она же «игумения Агафия» – внучка генералиссимуса Суворова, которая якобы прожила 146 лет. Указаны и годы жизни умершей – 1810-1956. Но была ли на самом деле у легендарного полководца саратовская родственница-долгожительница, которую впору заносить в «Книгу рекордов Гиннесса»?

«Лишняя» внучка

Семейное древо Александра Васильевича Суворова досконально исследовано, и места для внучки, прожившей 146 лет, в нём не находится. Впервые историки занялись изучением судеб потомков полководца в 1900 году, когда праздновался 100-летний юбилей его смерти. У князя Италийского было двое детей – дочь Наталья и сын, которого звали Аркадий, а не Илья. При жизни военачальника у него родилось трое внуков от дочери, вышедшей замуж за графа Николая Зубова: Александр (1797 года рождения), Платон (1798) и Надежда (1799). После смерти Суворова у его дочери родилось ещё четверо детей (Вера, Любовь, Ольга, Валериан), столько же – у сына Аркадия (Мария, Варвара, Александр, Константин). Однако все известные внуки Суворова умерли ещё в XIX веке, позже всех скончалась Варвара Аркадьевна Суворова (в замужестве Башмакова и Горчакова, дата смерти – 1885 год).

Таким образом, никакой «игуменьи Агафии» в семье великого полководца не было. Во всяком случае по линиям документально зафиксированных брачных связей.

Суворова, да не та

Но означает ли это, что никакой саратовской долгожительницы вообще не существовало? И кто же тогда похоронен на Воскресенском кладбище?

Ответ на этот вопрос нашли журналисты регионального издания «Версия Саратов». В подшивках местных газет «Коммунист» и «Молодой сталинец» они обнаружили статьи об Агафье Ильиничне Суворовой, приуроченные к Всесоюзной переписи населения, которая состоялась 6 января 1937 года. Сообщалось, что пожилая женщина, жившая на тот момент на Втором рабочем проезде, родилась в 1804 году, то есть тогда ей исполнилось уже 132 года. Отметим, что это на 10 лет больше, чем возраст старейшего верифицированного долгожителя планеты – француженки Жанны Кальман, которая умерла в 1997 году в возрасте 122 лет.

Агафья Суворова рассказала журналистам, что родилась в семье крепостных крестьян помещика Кругликова в селе Федино Ярославской губернии. В 1812 году, когда шла война с Наполеоном, семья жила под Костромой. Согласно тексту статьи, сестра Агафьи якобы заживо сгорела «в подожжённой французами Риге» (возможно, собеседница корреспондента на самом деле имела в виду обычный бытовой пожар в риге – хозяйственной постройке для сушки хлеба).

«Особенно помню крепостное право. Жилось трудно. Работала день и ночь на господ. В сутки выпрядала по 23 аршина тальки», – вспоминала Суворова.

Своё долгожительство она считала наследственным, поскольку отец, Илья Павлович, по её словам, прожил 160 лет, а дядя – 140.

Предположительно, на старости лет Агафья Суворова служила в церкви, где учился иконописи известный впоследствии художник Алексей Кравченко. Женщина воспринимала его как своего воспитанника. О её семейной жизни или возможном пребывании в монастыре сведений нет.

Для пропагандистов сталинской эпохи было желательно, чтобы люди, заставшие крепостное право, позитивно отзывались о советской власти. Но похвалить большевиков Агафье Суворовой оказалось не за что.

«Старушка выглядит бодрой, но жалуется на одиночество. Пенсии она почему-то не получает. Нужно обеспечить ее старость», – заканчивалась статья в газете «Коммунист» от 15 января 1937 года.

Смерть долгожительницы

Неизвестно, добилась ли Агафья Суворова пенсии, но своего угла, по рассказам старожилов, у неё не было. Приют старушке давали верующие православные жители Саратова и Энгельса. В 1940-х годах бабушку Агафью нередко видели в Троицком соборе Саратова. Зимой она носила перелицованное пальто, а летом – старенькое бумазейное платье. По-видимому, в те годы и зародилась легенда о том, что долгожительница – внучка самого Суворова. Роль в этом сыграло совпадение фамилий, а также смутная память горожан о том, что праправнучка Суворова Ольга Нейдгардт была женой русского реформатора Петра Столыпина, который в 1903-1906 годах занимал пост Саратовского губернатора.

Документальных подтверждений тому, что Агафья Суворова умерла в 1956 году, не существует. В 2018 году протоиерей Всеволод Кулешов получил от МКУ «Администрация кладбищ» официальную справку о том что «Суворова А.И.» была похоронена на Воскресенском кладбище 13 декабря 1944 года в возрасте 114 лет. Таким образом, согласно этим данным, родилась она в 1830 году, и, конечно, не могла помнить войну с Наполеоном. Но даже в этом случае жительница Саратова должна занимать почётное место в списке российских долгожителей.

Источник

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ. Игумения Агафья, внучка Суворова, прожила 146 лет!

Правда ли что внучка суворова прожила 146 летПоверить в достоверность этого факта было трудно. Некоторые из знакомых убеждали меня: да как же это может быть, тогда ведь эту женщину надо было бы занести в книгу рекордов Гиннеса, и есть ли исторические свидетельства столь удивительному факту происхождения?

Углубляясь в детали ее жизни могу лишь сказать: матушку Агафию ни в коей мере не интересовала мирская слава и лавры книги рекордов. Скорее всего, она даже и не знала о ней. Это было далеко за рамками ее интересов. И свое происхождение она также никак не выказывала. Напротив, отвергала любые разговоры о себе и своем происхождении.

Очень хотелось найти хоть какие-нибудь свидетельства о жизни этой удивительной женщины, проливающие свет истины на ее личность. И вот мне удалось повстречаться с женщиной (назовем ее Людмила К.), которая в детстве видела ее и могла составить свое представление по своим личным впечатлениям и оценке окружающих об этой удивительной личности.

— Я 1942 года рождения,- рассказывает она,- Бабушка Евдокия водила меня в церковь в 1947-м году. В будничные дни посещали Троицкий собор. В послевоенные годы народу там было много. Но чувствовалось, что люди еще не избавились от страха. Ходили тогда храм в основном бабушки с детьми. От себя замечу, членов партии, скромных совслужащих, работников «почтовых ящиков» (а их тогда в Саратове было полно, и все они были хранителями гостайны) могли строго спросить, мол, откуда такие идеологические искривления. В государстве, исповедующим атеизм, иначе и быть не могло. Вот почему большинство граждан тогда не рисковали ходить в церковь.

Бабушка показывала мне внучку Суворова, называя ее полным именем Агриппина Ильинична Суворова. Агафия (так ее тоже звали), как я заметила, всегда стояла в одном и том же месте: Нижний храм Троицкого собора-с правой стороны, ближе к клиросу. Конечно, у монашек было специальное облачение, однако Суворова его не носила. Летом старенькое ситцевое платье, и никаких ярких тонов. Чувствовалось, что она его часто стирала.

И не она подходила к нему, а именно он к ней. Такого, как утверждала бабушка, она никогда не встречала. Когда выходили из церкви, Людмила обратила внимание, что бабушка старалась быть поближе к Агафии. И казалось, это личное ощущение, что от нее исходила некая Благодать. После общения с Агриппиной Ильиничной, как считала бабушка, все становилось легко и просто. Если сравнивать с именитым дедом, Александр Суворов был сухопарый, низенького роста. А Агафия роста выше среднего, но в тоже время худющая, как говорят, «кожа и кости».

Со слов окружающих и самой бабушки Людмила узнала, что бывшую игуменью посадили именно за веру (а не за политику) в 1918 году, когда ей было 108 лет. Поскольку она все время обреталась возле церкви и молилась Богу, кому-то это очень не понравилось. Сделали ей внушение раз – другой, а она делает вид, будто не слышит: знай свои молитвы читает и на иконы молится.

В послевоенные годы он был еще по карточкам. Зимой Агафия надевала валенки, которые эти же близкие ей люди тщательно латали. Места, где они были проношены додыр, заполняли вкладышами извойлока, пришив ихкваленку дратвой, хорошо пропитанной варом. А после напришитые войлочные вкладыши накладывали кожаные заплаты. Для прочности зимней обуви изголенища старого валенка вырезали подошву. Валенки, одежда – все это напоминание о тех временах, когда денег не хватало на самое необходимое. Но эти мирские заботы словно не задевали эту удивительную женщину.

Протоирей Всеволод Кулешов застал Агриппину еще при жизни. В Епархиальной газете «Православная вера» были заметки и ряд воспоминаний верующих о ней, где упоминался ее возраст –146 лет. Говорилось, что своей семьи у нее не было, как и личного хозяйства. Прожить без этого в то время было сложно. Не известно, получала ли она хотя бы пенсию. Может, пособие какое? Судя по публикациям и воспоминаниям, она часто ходила с вязанкой хвороста. Когда ее спрашивали, зачем это ей нужно и предлагали помочь донести, кротко отвечала:

Людмиле довелось ее увидеть еще раз. Одно время трамвай подъезжал чуть ли не прямо к Духосошественскому храму. Кстати, благодаря стараниям иеромонаха Бориса, на уровне городского руководства было принято неожиданное, но очень нужное для православных верующих решение – пустить трамвайный маршрут, включив туда остановку в непосредственной близости от храма. Девочка с бабушкой оказались именно в том трамвае, где ехала и Суворова. Людмила до сих пор вспоминает:

-В вагоне ехало много незнакомых нам людей. Странно, но многим из них чем-то не понравилась Агафия. Надо знать атмосферу тех лет. Может, какие слухи донеслись про нее. Ведь в большинстве население тогда были атеисты. И вера, сама по себе, воспринималось как что-то инородное, чуждое советскому народу. И поэтому кто-то даже с удовольствием поносил бедную женщину, порой громко – вслух, а иногда это было сердитое бормотание, мол, сумасшедшая какая-то с вязанкой хвороста. Могла бы и пешком ходить. А, может, прикидывается дурочкой, сама же просто работать не хочет. Такие других мест не знают, только в церкви и «ошиваются». Никуда больше не ходят.

Я смотрела, каким будет лицо Агафии. Раз так сильно ругают, какая – то реакция должна быть. Но вот что странно, не было никакой реакции.

Авторский комментарий: Здесь надо вспомнить слепую Матрону. Она была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Так вот Матронушку часто дразнили дети, даже издевались над нею: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наошупь выбиралась оттуда и брела домой.

А Блаженная Ксения, она тоже с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.

Надо полагать, Агафия в этих ситуациях жила руководствуясь принципами Серафима Саровского: «Знай себя и спрашивай с себя». При этом она никак не реагировала на трудные условия жизни и людскую молву. Икону Серафима Саровского она особо выделяла и молилась на нее с особым рвением.

Что удивительно, как бы люди не издевались над блаженными и людьми с особым тщанием радеющими за веру, в них все равно прорезается особый дар помогать людям. Например, у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных с семи-восьмилетнего возраста. Особыми способностями еще при жизни обладала и Блаженная Ксения. Сам в Санкт-Петербурге клал ей записку в укромное место в Часовне, где она захоронена. Говорят, просьбы людские исполняет. Тоже происходит и на могиле Агафии, куда люди шли со своими просьбами и записками о помощи…

Но, это с каких позиций оценивать. Как говорится: «Когда Бог за нас, кто может быть против нас». Православная вера, за которую она и каторгу отбыла, поднимала ее над этой жизнью и спасала от людской грубости и глупости.

Авторский комментарий: В информации, которую я получал и получаю, есть одно особо интересное сообщение. Оказывается запрос по Агриппине Ильиничне присылал Борис Громов, бывший тогда губернатором Московской области. Бывший Генерал, прошедший афганскую войну, просил передать в музей суворовского училища накопленные материалы о внучке генералиссимуса А.В.Суворова. Он сообщил, что сам был воспитанником суворовского училища в Саратове и видел в то время странную старушку, которая учила их любить Бога.

Вспоминая о Суворове и его возможной родственницы, невольно нахожу некоторые параллели в их характере. Она была такая же настойчивая и целеустремленная. Например, еще до революции, будучи монашкой, решила дойти до Иерусалима. Отправилась в путь пешком из монастыря и ведь дошла, помолилась в милых сердцу святых местах, и вернулась назад. Настойчивости и решительности в ее характере было ничуть не меньше, чем у ее великого предка. Откажись она от Православия и монашеских традиций в том далеком 1918 году, могла бы жить себе спокойно. Так нет, на каторгу пошла за свои убеждения.

Надо полагать, подстать Суворову, благодаря скромному образу жизни и своей непритязательности сумела она сохранить здоровье и прожить столько лет. Не случайно в Китае возраст долгожителей довольно часто преодолевал столетний рубеж. Секретом этого была умеренность в еде и питье. Именно таких правил придерживалась и Агафья. В тюрьме это было вынужденной мерой. Но по жизни эти правила вошли в плоть и кровь..

Уже сама жизнь со всеми ее перипетиями подсказывает, что не стоит на все сто процентов отрицать версию удивительного происхождения игуменьи Агафьи. Нет для этого полных оснований. Ей, глубоко верующему человеку, была абсолютна чужда мирская слава. Родство с Генералиссимусом для нее не играло ровно никакого значения. Сам год ее рождения 1810 не исключает факта происхождения берущего начало от славного рода полководца Суворова. Но в таком случае ей пришлось бы признаться в том что она по дедушке графиня. В первые годы советской власти это было довольно рискованно. К тому же могли бы обвинить и в том, что она самозванка, намеренно позорит славный род полководца.

Словом, не вписывалась Агафья со своей биографией и своими взглядами в реалии той жизни. И потому замкнувшись в себе, старалась никоим образом не выделяться из общей массы. Потом надо иметь в виду и характер этой немногословной женщины, терпеливо сносящей любые удары судьбы и остающейся непоколебимой в своей вере. Это же надо такое пережить много лет каторги и остаться несломленной.

Здесь невольно вырисовывается образ женщины, преданной идеалам Православия, которой нет никакого интереса доказывать, что она внучка Генералиссимуса. Она не заражена грехом гордыни. Пройдя сквозь горнило каторги, где ее хотели отвадить от веры в Бога, она сохранила то святое, что всегда было в душе ее. Когда Агафия ушла в мир иной, хоронили ее на участке, который является священническим. Это был знак глубокого уважения к личности. Место нашли хорошее.

И сейчас те, кто побывал у ее могилы, говорят:

— Словно Благодать от нее идет. Это чувствуешь уже и после того, когда уже ушел отсюда. Что-то в сердце остается.

Людская молва разнесла легенду о монахине и многие ходили на то место, где она захоронена, в надежде на помощь Агриппины. И до сих пор говорят, что она помогает тем, кто к ней обращался…

Частично отгадка тайны «внучки Суворова» находится в саратовской прессе 1937 года. 6 января этого грозного года в СССР проходила перепись населения, в ходе которой в Саратове был выявлен самый старый человек, которым и оказалась Агафья Суворова. Об этом рассказывалось в небольшой заметке, опубликованной 15 января 1937 года в газете «Коммунист»: «При переписи населения самым старым человеком в Саратове оказалась Агафья Ильинична Суворова, живущая во втором рабочем проезде. Ей 132 года. Наш сотрудник посетил старушку и беседовал с ней. Она рассказывает о себе следующее:

— Родилась я в 1804 году. Хорошо помню войну России с Наполеоном. Тогда я вместе с родителями жила в Костроме. Особенно помню крепостное право. Я была крепостной помещика Кругликова в селе Федино Ярославской губернии. Жилось трудно. Работала день и ночь на господ. В сутки выпрядала по 23 аршина тальки. Лет мне много. Да, у нас в роду все жили долго. Мой отец Илья Павлович дожил до 160 лет, а дядя Василий Павлович — до 140 лет. Горжусь тем, что вынянчила Кравченко, который стал известным художником. (Очевидно, речь идет об уроженце Покровской слободы (ныне Энгельса) Алексее Ильиче Кравченко (1899–1940) — живописце, графике и книжном иллюстраторе, который родился в крестьянской семье и в три года остался без отца. В отрочестве Кравченко учился рисованию у иконописца в местной церкви, где, вероятно, служила игуменья Агафья — прим. авт.).

Старушка выглядит бодрой, но жалуется на одиночество. Пенсии она почему-то не получает. Нужно обеспечить ее старость».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *